Калика перехожая. Паломник и богатырь

Калика перехожая

Каль – кали – калика перехожая. Вспомним былину «Исцеление Ильи Муромца». Кстати, обратите внимание на прозвище Ильи: Муромец – Муром – Му-р-ум. Ум и Не-ум, а между ними Р – Ра, то есть солнце, свет, жизнь. Имя Муром означает буквально «мужское и женское начала, соединённые в единое целое в Разуме».

Наш русский богатырь Илья Муромец был, оказывается, очень не простой человек, как показывает его имя. Да и само место Муром, видно, не простое, судя по его названию.

Итак, Илья Муромец сидел сиднем тридцать лет. Пришли к Илье в дом две калики перехожие, велели отворить ворота. Илья ответил им, что не может этого сделать, сил нет ни в руках, ни в ногах. Они опять попросили его отворить ворота. Тогда Илья Муромец неожиданно для себя встал и отворил им ворота.

Потом калики перехожие напоили Илью «питьецом медвяным». Питьецо – птц – птица – душа; медвяное – медное – мед — здесь речь идёт о сердце, скорее всего. Иными словами, калики дали ему душу, или ещё можно сказать, что они вдохнули жизнь в его душу, дали ей силу и способность соединять вещи в единое, любить. Напоив, калики спросили его, чтo тот в себе чувствует?

Бил челом Илья, калик поздравствовал:

«Слышу в себе силушку великую».

Говорят калики перехожие:

«Будешь ты, Илья, великий богатырь,

И смерть тебе на бою не писана:

Бейся-ратися со всяким богатырём,

И со всею поленицею удалой;

А только не выходи драться

Его и земля на себе через силу носит;

Не бейся и с родом Микуловым:

Его любит матушка сыра земля;

Не ходи ещё на Вольгу Всеславьича:

Он не силой возьмёт,

Получается, что Илья Муромец стал богатырём, во-первых, потому, что просидел на печи тридцать лет (как сейчас стало ясно, он работал с собой, чистил сознание, копил в себе пустоту (сидеть на печи — означает буквально выпекать себя). Во-вторых, Илье Муромцу помогли стать богатырём калики перехожие, то есть каль, ничто. Илья Муромец стал богатырём, когда стал никем. Состояние «ничто» помогло ему пройти в Золотое царство, и ниже мы увидим, что Илья действительно бился с Идолищем и освободил от него Царьград, то есть Град Небесный – это самое Золотое царство.

Учёные предполагают, что калики – это какие-то странники или христианские паломники, которые бытовали на Руси в Средние века. С другой стороны, в былинах явно говорится, что они были богатырями и обладали необычными способностями. Именно калика (ничто, смерть) призывает Илью Муромца к подвигу и даёт ему оружие, чтобы победить Идолище, которое обосновалось в Киеве или Царьграде. Идолище – змея – ум – можно победить с помощью смерти «я». Калики перехожие – это было сообщество странствующих посвящённых, которые несли тайные знания людям и помогали избранным пройти на другую сторону: стать никем. Получается, что на Руси в Средние века существовала духовная традиция уходить в калики. Так поступали те, кто готов был умереть, превратиться в ничто, чтобы потом возродиться к Жизни. Умирало их «я». И эти люди – калики – имели обыкновение странствовать с места на место – калика перехожая (заметьте, Иисус поступал точно так же). Ни жилья, ни имущества, ни имени, ни памяти – ничего, за что могло бы зацепиться «я», чтобы продолжать жить.

Илья Муромец всегда бьёт Идолище каличьим оружием: шелапугой (кнутом), дорожной клюкой или «шапкой земли греческой». Рассмотрим это каличье оружие.

Читать еще:  Цитаты альберта эйнштейна о религии.

Шелапуга – кнут – символизирует именно это: подхлёстывание (я думаю, само слово шелапуга – сел-пуга указывает именно на подхлёстывание: пугать/хлестать того, кто сел/осел на месте). Если себя не подгонять, то ничего в жизни не добёшься, особенно это важно, если речь идёт об очищении сознания и познании себя. Шелапуга символизирует именно это.

Дорожная клюка символизирует земной путь. Змея можно победить, если упорно работаешь с собой, идя по жизни. Клюка – ключ. Клюка что помогает делать? Опираться на землю, чтобы легче идти было. КЛЮЧ – ОПИРАЙТЕСЬ НА ЗЕМЛЮ!

Шапка земли греческой. Иван-царевич в последней битве со змеем кидает шапку в дом, где спят его братья или находится его конь. Дом (его «я») разваливается, и те (по сути дела, это Силы) приходят ему на помощь. Силы всегда приходят на помощь, когда «я» разваливается, умирает.

Дом («я» человека) разваливается с помощью шапки земли греческой. Что это такое, «шапка земли греческой»?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Калики перехожие – что это такое на самом деле?

Калики перехожие – что это такое? Странную фразу мы встречаем, как правило, перечитывая древнерусские былины. Вот калики приходят к Илье Муромцу, просидевшему на печи много лет, и предлагают ему «питье медвяное», после чего он ощущает в себе богатырскую силу. Вот Илья меняется с каликой одеждой, чтобы неузнанным прийти в Киев и выбить из княжеских палат Идолище поганое. А вот калика-богатырь, защитник стольного града…

Так что значит «калика перехожий»? Самое распространенное толкование – это нищий, который ходил по домам и просил милостыню «Христа ради». Но все не так просто, как кажется на первый взгляд… О том, что означает «калика перехожий», и расскажет эта статья.

Калиги – обувь легионеров и паломников

Слово «калика» вызывает в памяти другое, похожее по звучанию – «калека», а еще жаргонизм «каличный», который употребляется в презрительном смысле и значит «дефектный», «неполноценный», «убогий».

Но есть другое, настоящее значение слова «калика перехожий». Происходит это слово от латинского caligae – калиги, или кожаные сандалии.

Впервые калиги, которые еще называли «римскими сапогами», появились в Древнем Риме, где их носили как рядовые солдаты – легионеры, так и офицеры – центурионы. Высшие чины предпочитали надевать закрытые башмаки, так называемые «кальцеи».

Внешне калиги представляли собой сандалии с открытым носком, с верхней частью, сделанной из переплетенных полосок кожи, и прочной тяжелой подошвой. Такие подошвы хорошо защищали ноги даже при переходе через раскаленную пустыню. Чтобы сделать калиги еще прочнее и устойчивее, их подбивали сапожными гвоздями.

Под сандалии легионеры могли надевать кожаные чулки для защиты голени, или шерстяные носки, если их служба проходила в холодных краях – например, в Британии.

Две тысячи лет назад римская армия, обутая в калиги, промаршировала по всей Европе и северу Африки, заставив местные народы подчиниться власти своего кесаря. Прошло несколько веков. Империя пала. Теперь в Европе были новые правители, и другая религия – христианство. А сандалии, которые когда-то носили военные, оказались на ногах странников, идущих в Иерусалим к Гробу Господню.

Пилигримы, паломники, калики

Уже в первые века христианства в Иерусалим, который считался святым городом, потекли толпы паломников. На Западе их называли пилигримами (от латинского peregrinus – “странник”).

Термин «паломник» в русском языке происходит от слова «пальма». Из своих странствий эти люди привозили пальмовые ветви. Если верить Евангелию, именно их держал в руках народ, приветствуя в Иерусалиме Христа. Наконец, странников называли каликами перехожими. Что это такое? Это люди, обутые в калиги. Самые древние тексты, в которых можно встретить это слово, относятся к 11 веку.

Монастырское братство

Стоит заметить, что съездить в Иерусалим в средние века было непросто. Во-первых, тогда Палестину населяли мусульмане, считавшие христиан врагами, и крестоносцы из Европы – они относились к православным, как к еретикам. И те, и другие, встретив паломника с Руси, могли не отпустить его живым.

Читать еще:  Магия чисел. Сонник

Во-вторых, паломничество было затратным – без денег странник рисковал умереть от голода, так и не добравшись до Святой земли. Конечно, церковь охотно спонсировала «благое дело», но все же мало кто путешествовал в одиночку. Чаще паломники собирались в монастырях и шли странствовать большими группами – так было безопаснее. Об этом рассказывают и былины. Вот, например, «Сорок калик со каликою»:

А из пустыни было Ефимьевы,
Из монастыря из Боголюбова
Начинали калики наряжатися
Ко святому граду Иерусалиму…

Какими они были поначалу?

Очевидно, настоящие странники-калики, которые в средние века ходили в Святую землю, были совсем не похожи на тот образ, что сложился в голове у современного человека. Что это такое – калики перехожие во времена Киевской Руси?

Среди этих людей почти не было нищих, зато много было зажиточных – купеческого или боярского рода. Такие люди могли позволить себе дорогую одежду – соболиные шубы, обувь с самоцветными камнями. В былинах упоминается и посох из «рыбьего зуба» – моржового клыка. Многие из них были опытными воинами, и даже силачами. Часто калики носили при себе оружие, что было очень кстати в Палестине, битком набитой врагами.

Конечно, народная память не могла не запечатлеть этих героев в былинах. Среди таких былин есть одна, рассказывающая о каликах перехожих, идущих в Иерусалим – «Сорок калик со каликою». Но она далеко не так известна, как те, речь в которых идет о жизни Ильи Муромца и его подвигах.

Илья Муромец и калики перехожие

Этого богатыря издавна любили в народе, причем, такой славы, как у него, не было ни у одного другого героя былин. Особенную любовь вызывало то, что он по происхождению – мужик, простой крестьянин. Иногда в былинах Илью называли «казаком». Был он реальным человеком, или собирательным персонажем, неясно – здесь исследователи еще не пришли к единому мнению.

В первом былинном сюжете Илья – крестьянский сын, который всю жизнь сиднем просидел на печи. Двое странников, «калик перехожих», пришли к нему и дали испить «питья медвяного», которое наделило его «силушкой великой». Перед этим случилось главное чудо: хотя Илья много лет не мог сделать ни шагу, он сам встал на ноги, отворил ворота и пустил странников в дом. Исцелив Илью, калики перехожие велели ему стать богатырем и найти себе коня, после чего пропали, будто их и не было – «потерялися».

В былине «Илья Муромец и Идолище поганое» герой меняется одеждой с каликой перехожим Иванищем. Здесь сам странник описан как человек огромного роста и богатырской силы, нарядно одетый («гуня сорочинская», греческая шляпа, шелковые лапти с драгоценными камнями, клюка «девяносто пуд», «подсумочки рытого бархату»). Он рассказывает, как шел из Иерусалима через Киев, в котором хозяйничает Идолище поганое, потому что не было в Киеве богатырей и некому было защитить город. Переодевшись каликой, Илья приходит в Киев, где изгоняет Идолище с русской земли. В другом варианте былины он освобождает Царьград (Константинополь).

Из калик – в калеки

Времена менялись, а вместе с ними менялся образ калики-паломника. Наступил момент, когда каликами стали называть странников, которые ходили из села в село и просились на ночлег. Чтобы заработать себе на пропитание, они пели духовные песни, псалмы, рассказывали стихи и былины – ведь у них не было ни гроша. Некоторые из таких странников просили милостыню «Христа ради». Чаще всего это были старики, увечные или слепые – в последнем случае их водили поводыри.

В Украине и Беларуси странствующие певцы носили с собой местный вариант лютни – кобзу, или колесную лиру. В тех краях их называли кобзарями. Именно кобзарем прикинулся пан Заглоба, герой романа Генрика Сенкевича «Огнем и мечом», когда уходил от казаков Хмельницкого. Народ таких певцов любил, охотно кормил и считал блаженными.

Теперь на вопрос о том, что это такое, калики перехожие, люди ответили бы, что это нищие бродяги, искалеченные, и, как правило, старые. Так постепенно слово «калика» стало обозначать инвалида, и со временем превратилось в «калека». Прежний образ калики-богатыря, который и крест кладет «по-писаному», и врагов бьет не хуже самого Ильи Муромца, остался только в былинах.

Читать еще:  Неприятный запах от человека. Кровь во сне к чему снится (толкование по соннику Магини)

“Калики перехожие”: кто они такие

В русском народном фольклоре часто упоминается о «каликах перехожих». Кто же были эти люди? Откуда взялось такое название?

Кто такие калики?

Каликами в старину на Руси называли странников, поющих духовные стихи и былины. Кстати, они и сами нередко становились героями былин. Так, в русском эпосе присутствуют Калика-богатырь, побивающий «силушку», которой «сметы нет», «сильный могучий Иванища», а также «калика перехожая переброжая», с которым не решается вступить в поединок сам легендарный русский богатырь Илья Муромец. Кстати, именно калики вдохновили его на защиту земли Русской.

Имеется несколько версий происхождения слова «калика». Общепринято считать, что оно этимологически связано со словом «калека», – многие странники были юродивыми или обладали физическими увечьями. Однако иные исследователи полагают, что термин произошел от слова «калиги» (лат. caligae — «сапоги»). Правда, называли так на Руси не сапоги, а подвязные сандалии, в которые обувались направлявшиеся в Иерусалим паломники.

Странничество было связано именно с религиозным паломничеством. Так, русские калики упоминаются в «Хождении Даниила игумена в Иерусалим» и в записках Стефана Новгородца. Былины повествуют о каликах, державших путь «из монастыря Боголюбова к славному городу Иерусалиму».

Какими были калики?

Калики были обоих полов – и мужчины, и женщины. Встречались среди них и зажиточные люди, облаченные в «шубы соболиные», «гуни сорочинские», «лапотки семи шелков, с вплетенным в носке камешком самоцветным». Одеяние их дополняли порой сумки «из рыжего бархата», головные уборы – «из земли греческой». И практически все они опирались на клюки, иногда «из дорогого рыбья зуба» (моржовых клыков).

Но в большинстве своем калики все же были нищими и добывали себе пропитание милостыней. При этом они пользовались почетом и уважением благодаря тому, что побывали в святых местах. Бывая в Греции и Палестине, русские странники наблюдали, как их заморские, например, византийские «коллеги» пели на площадях перед собравшейся толпой священные песнопения и рассказывали жития святых, нередко основанные на апокрифических сказаниях, в обмен на подаяние. От них и наши отечественные калики научились этому занятию, отрабатывая таким образом свой «хлеб». Часто этим занимались слепцы.

Калики оказывали довольно сильное влияние на религиозные и нравственные представления русского народа. Они проповедовали аскезу, и сами довольно часто следовали этому идеалу.

Нередко калик привечали у себя богатые люди – дворяне и купцы – обеспечивая им на время кров и пищу. Живя в усадьбе, странники развлекали хозяев и их детей рассказами и песнопениями, а иногда учили и обычной житейской мудрости. Их считали «божьими людьми», прислушивались к их словам и пророчествам, если те обладали даром предсказания. Иные калики «квартировали» у одних и тех же хозяев круглый год, постепенно становились кем-то вроде домочадцев. Но чаще всего они находили приют в скитах и монастырях. При этом монашеский постриг странники принимали редко – это была особая категория людей, близких к Богу, но не затворников. Некоторые так и странствовали всю жизнь, до глубокой старости или до самой смерти, не имея своего угла.

Конец «калик перехожих»

К концу XIX столетия репертуар русских калик стал довольно скудным. Как правило, певцы-странники могли исполнить не более четырех-пяти духовных стихов. Особой популярностью пользовались стихи о Вознесении, об

Алексее – Божьем человеке, о Лазаре и Богаче, о святом Егории, о Страшном суде, а также об Иоасафе-царевиче (имелся в виду Иосиф Прекрасный). Самый богатый репертуар оставался у странников в северных губерниях – Архангельской и Олонецкой. Некоторые тамошние калики даже помнили былины.

Православные странники упоминаются во многих произведениях и мемуарах, касающихся дореволюционной эпохи. После революции, когда начались гонения на Церковь, традиции странничества в России сошли на нет, а словосочетание «калика перехожая» давно стало анахронизмом.

Источники:

http://public.wikireading.ru/121219
http://fb.ru/article/350360/kaliki-perehojie—chto-eto-takoe-na-samom-dele
http://zen.yandex.ru/media/id/5a58c45d168a91fd9b027f16/5ab7669083090587de4527c0

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: