Какой ученый ввел понятие сознания. Структура и уровни сознания

Структура и уровни сознания

Твой разум, Ник, и вообще любой разум содержит скрытые программы, как этот компьютер. Если ты знаешь нужные коды, ты их можешь вызвать и использовать.

Сознание — высший уровень психической активности человека как социального и духовного существа. Сознание — это отношение к миру со знанием его объективных закономерностей.

В философии понятиесознания раскрывается путем его сопоставления с другим важнейшим философским понятиемматерии.

При понимании сознанияв широком смысле оно трактуется как самостоятельная сущность, субстанция, способная творить мир. Подобное субстанциональное, широкое понимание сознания характерно дляидеалистической философии.

Такой подход был впервые наиболее последовательно выражен в период античности философией Платона. Тот же подход развивался и в христианской философии средневековья, признававшей в качестве носителя высшего сознания Бога, а позднее и в немецкой классической философии, в идеалистической системе Гегеля, в которой роль первоначала мира выполнялаабсолютная идея. Абсолютная идея(мировой разум), по Гегелю, есть первичная субстанция, творящая все другие формы бытия; она пронизывает и природу, и человека, которые трактуются Гегелем лишь как формыинобытия все той же абсолютной идеи.

Вматериалистической философии термин «сознание» используется в другом,узком смысле. Оно теряет здесь характер самостоятельной сущности и приобретает облик лишь одного из свойств материи, причем свойства, возникающего только с появлением высокоорганизованной материи — человеческого мозга. Здесь роль вечной и бесконечной субстанции, первоначала передается материи. В этом узком смысле слова сознание оказывается не всеобщим первоначалом, а лишь одной из форм бытия, причем формой вторичной, тесно связанной с материей, без которой оно существовать не может. В понимании материалистов, не сознание порождает материю, а наоборот, материя порождает сознание как вторичное бытие.

Происхождение сознания при разном его понимании объясняется по-разному.

Сознание в широком, субстанциональном смысле является вечным, и поэтому вопрос о его происхождении в идеалистической философии даже не ставится. В этом смысле, как отмечалось, оно близко к понятию Бога, обстоятельства, появления которого в религии и религиозной философии также не обсуждаются.

Но при понимании сознания в узком смысле как свойства материи неизбежно возникает вопрос о его происхождении из материи.

Из стремления разрешить это непростой вопрос и возникла материалистическаятеория отражения. В этой теории возникновение сознания связывается с всеобщим, фундаментальным свойством материи –отражением, которое якобы существует наряду с такими более известными свойствами материи, как время, пространство и движение. Отражение понимается как свойство материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить особенности других систем, сохраняя в себе их следы, отпечатки. В рамках этой теории сознание выступает в качестве высшей формы такого отражения.

Первым уровнем отражения признаются физико-химические взаимодействия в неживой природе, а вторым — биологические взаимодействия при участии органов чувств. Таким образом, по представлениям материалистов, сознание возникло на основе свойства отражения как фундаментального свойства материи, а также на основе трудовой деятельности иобщения человека с себе подобными.

Недостатки:по представлениюматериалистов, сознание как бы внезапно, «чудесным образом», без видимых причин появляется на определенном этапе развития живой материи. Кроме того, содержание наших знаний нельзя свести только к результатам отражения. Об этом свидетельствует содержание наших знаний: в них велика роль знаний, полученных независимо от процесса отражения, в результате автономной, творческой активности самого сознания. Вместе с тем, конечно, имеется множество фактов, которые определенно свидетельствуюто зависимости, существующей между мозговыми и психическими процессами, материальными и идеальными явлениями. Это обстоятельство является одним из основных аргументов в пользу материализма.

Поэтому сегодня некоторые определения сознания пытаются как-то объединить в себе два этих противоположных подхода, что выражается, например, в следующем синтетическом определении:

Сознание — высшая форма психического отражения и саморегуляции, присущих только человеку как общественно-историческому существу, формируется в процессе общения, опосредуется речью, направлено на преобразование действительности; связано с самосознанием, ориентированным на внутренний мир субъекта.

И наконец, если центром, ядром всей человеческой психики признается организация оптимального поведения организма по удовлетворению потребностей индивида, тосознание с его главной функцией «отражения» оказывается лишь начальным этапом функционирования психики.

Структура и уровни сознания

При описанииструктуры сознания обычно выделяются следующие ее особенности:

Сознание — двумерное явление:

  • во-первых, оно включает в себя информацию о внешнем мире, объекте;
  • во-вторых, оно направлено и на самого носителя, субъекта сознания, т.е. сознание выступает в качестве самосознания.

Самосознание — это осознание человеком своей деятельности, мыслей, чувств, потребностей. В процессе самосознания человек осознает смысл собственной жизни, развивает свои умственные, нравственные, а также профессиональные качества, самосовершенствуется. Сознание, самосознание в психике человека тесно связаны с бессознательным. Бессознательное иногда, например во фрейдизме, резко противопоставляется сознанию. Причем решающая роль в жизни человека этой концепцией отводится не сознанию, а подсознанию, особенно сексуальным чувствам. Подсознание, по Фрейду, проявляется прежде всего в сновидениях, в состоянии гипноза.Современная психология считает, что сознательное и бессознательное в психике человека не отгорожены и постоянно влияют друг на друга. Кроме того, человек в состоянии контролировать всю свою психику на уровне сознания.

Сознание включает несколько основных структурных блоков, главными из которых являются:

  • познавательные процессы, к которым относятся ощущения, восприятия, представления, мышление, память, язык и речь;
  • эмоциональные состояния — позитивные и негативные, активные и пассивные
  • волевые процессы — принятие и исполнение решений, волевые усилия.

Все эти структуры сознания обеспечивают формирование знаний и предметно-практическую деятельность человека по удовлетворению его многообразных потребностей.

Читать еще:  Значение имени дари. История происхождения и толкование имени дарият

Сознание может не только отражать реальный мир, но и создавать идеальные конструкции, представления, которым нет аналогов, прообразов в реальном мире. Человек способен, отвлекаясь от реального восприятия окружающей действительности, рисовать в своем воображении то, что в данный момент не существует, или даже то, что никогда не существовало и не будет существовать. Таково содержание религий, социальных утопий, а также некоторых гипотез, претендующих на статус научности.

Понятие о сознании. Структура сознания

Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание можно представить также как внутреннюю модель внешней среды и собственного мира человека в их стабильных свойствах и динамических взаимоотношениях. Эта модель помогает человеку эффектно действовать в реальной жизни.

Сознание есть результат обучения, общения и трудовой деятельности человека в социальной среде. В этом смысле сознание есть «общественный продукт».В зоне ясного сознания находится незначительная часть сигнал одновременно поступающих из внешней среды и от внутренних opгaнов и систем. Эти сигналы используются человеком для осознанно управления своим поведением. Большая часть сигналов человеком н осознается, хотя они также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. В принципе, каждый из этих сигналов может стать осознанным, если конкретное словами — вербализовать.Совокупность психических явлений, не осознаваемых субъектов называется бессознательным.К бессознательному обычно относят следующие психические явления:

• ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями («субсенсорные», или «субцептивные», реакции);

• движения, которые в прошлом были сознательными, но благо даря частому повторению автоматизировались и стали поэтому осознаваемыми;

• некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствую осознание цели;

• некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т.д.

Кроме понятия бессознательного, широко используется термин «подсознательное» — это те представления, желания, действия, устремления, воздействия, которые ушли из сознания, но потенциально могут снова осознаваться. Фрейд считал, что бессознательное — это то, что подавляется сознанием, то, против чего сознание человека воздвигает мощные барьеры.Нельзя приравнивать бессознательное в психике человека к психике животного. Бессознательное — это такое же исключительно человеческое проявление, как сознание, оно определяется общественными условиями существования человека.Чтобы лучше понять суть сознания, следует остановиться на eгo психологических характеристиках.Сознание — это прежде всего совокупность знаний.«Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, (К. Маркс). Поэтому в структуру сознания входят процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде, из указанных познавательных психических процессов о становится расстройством сознания.Вторая характеристика сознания — это различение субъекта и то есть того, что принадлежит «Я» человека и его «не- Я». Человек среди живых существ способен осуществлять то есть обращать психическую деятельность на исследование себя. Человек может сознательно оценивать свои поступки и я самого в целом. Животные, даже высшие, не могут отделить себя окружающего мира. Отделение «Я» от «не- Я» — сложный путь, проходит каждый человек в детстве .Третья характеристика сознания — целеполагающая деятельность человека.В функции сознания входит формирование целей деятельности. Именно эта функция сознания обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. Сознание человека обеспечивает предварительное мысленное построение схемы действий ипредвидение их результатов. Целеполагающая деятельность непосредственно осуществляется благодаря наличию у человека воли.Четвертая психологическая характеристика — включение в состав сознания определенного отношения. «Мое отношение к моей среде есть мое сознание» — так определил эту характеристику сознания К. Маркс. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям. Это богатый мир чувств, эмоций, которые отражают сложные объективные и субъективные отношения, в которые вовлечен каждый человек.Особо следует подчеркнуть значение речи для формирования и проявления всех указанных функций и свойств сознания.Только благодаря овладению речью становится возможным усвоение человеком знаний, системы отношений, происходит формирование его воли и способности к целеполагающей деятельности, появляется возможность разделения объекта и субъекта. Таким образом, все психологические характеристики сознания человека определяются развитием речи. Будучи усвоен конкретным человеком, язык (в форме речи) становится в известном смысле его реальным сознанием. «Язык есть практическое, существующее и для других людей, и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание. » (К. Маркс).Некоторые авторы к свойствам сознания также относят построение отношений, познание, переживание и рефлексию.Построение отношений — функция сознания, направленная на создание и выявление объективных отношений между индивидами и явлениями внешнего мира. Именно сознание осуществляет все эти процессы.Познание — процесс отражения в сознании человека действительности, в результате которого люди приобретают знания, усваивают понятия, осознают окружающий мир. Именно процесс познания обеспечивает обобщенное отражение объективного мира и является необходимым атрибутом сознания.Переживание — широко применяемый в психологии термин, имеющий несколько значений. Во-первых, под переживанием понимается любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его жизни. Во-вторых, переживание понимается как наличие стремлений, желаний, представляющих в индивидуальном сознании процесс выбора субъектом мотивов и целей деятельности и тем самым способствующих осознанию отношения личности к происходящим в ее жизни событиям. В-третьих, переживание понимается как форма активности, возникающая при невозможности достижения субъектом главных целей его жизни, крушении идеалов и ценностей и проявляющаяся в преобразовании его внутреннего мира, переосмыслении своего существования.Рефлексия — осознание индивидом того, как его воспринимают другие люди, — усложняет процесс общения людей между собой. Очевидно, что явление рефлексии невозможно без разделения на Я от не Я, то есть рефлексия невозможна без одной из существенных характеристик сознания. Структура сознания: выделяютэлементы сознания:психические процессы;• психические состояния;• психические свойства.

Читать еще:  Приснилось золотые серебряные медали нашел. Сонник

Указанные составные части сознания имеют в своей основе временной принцип разделения.Психический процесс —это кратковременное психическое явление, имеющее начало и конец: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение.Психическое состояниезанимает промежуточное положение между кратковременным психическим процессом и долговременным, мало меняющимся психическим свойством, или свойством личности. Психические состояния достаточно продолжительны, хотя при изменении условий или вследствие адаптации они могут быстро меняться (например, такое состояние, как настроение). Понятие психического состояния используется для условного выделения в психике индивида относительно статического начала, в отличие от понятия «психический процесс», подчеркивающего динамичность психики, и понятия «психическое свойство», указывающего на устойчивые проявления

психики индивида в структуре личности.Психические свойства,или свойства личности, отличаются от психических процессов и психических состояний своей большей стойкостью, постоянством, хотя и поддаются формированию в процессе воспитания и перевоспитания. К ним относятся характер, темперамент, способности, черты личности.

Психика существует прежде всего как процесс — непрерывный, никогда изначально полностью не заданный, постоянно развивающийся и формирующийся, порождающий те или иные продукты или результаты: психические состояния, психические образы, понятия, чувства, решения и т.п. (С.Л. Рубинштейн). Эта концепция раскрывает единство сознания и деятельности, поскольку психика людей про- является и формируется в деятельности.

Структура и уровни сознания;

В философии понятиесознания раскрывается путем его сопоставления с другим важнейшим философским понятиемматерии. Поэтому понимание сущности сознания оказывается в зависимости от способа решения вопроса о взаимоотношении материи и сознания, от понимания сознанияа широком или узком смысле.

Сознание

Сознание

Субстрат

В соответствии с этими ячейками Ганзен описывает психику, создавая свою конструкцию:

Согласно взглядам А.В. Ганзена,

сознание+ внимание + память — функция интеграции;

перцепция+ ощущение + восприятие — функция реактивного отражения;

мышление + представление + речь — функция активного отражения;

аффект + эмоция + чувство — функция реактивного регулирования;

воля + мотив + действие — функция активного регулирования

Так как автор данного пособия (ЮВЩ) не считает подход Ганзена единственно верным, то предлагает более понятные и приближенные к практике «эмпирические» характеристики»,необходимые по Госстандарту (Рис. 18.6).

Сознание — одно из основных понятий не только психологии, но и философской науки.

При понимании сознанияв широком смысле оно трактуется как самостоятельная сущность, субстанция, способная творить мир. Подобное субстанциональное,широкое понимание сознания характерно дляидеалистической философии.

Такой подход был впервые наиболее последовательно выражен в период античности философией Платона. Тот же подход развивался и в христианской философии средневековья, признававшей в качестве носителя высшего сознания Bora, а позднее и в немецкой классической философии, в идеалистической системе Гегеля, в которой роль первоначала мира выполнялаабсолютная идея. Абсолютная идея(мировой разум), по Гегелю, есть первичная субстанция, творяшая все другие формы бытия; она пронизывает и природу, и человека, которые трактуются Гегелем лишь как формыинобытия все той же абсолютной идеи.

Вматериалистической философии термин «сознание» используется в другом,узком смысле. В толковании материал иегов объем понятия«сознание» значительно сужается. Оно теряет здесь характер самостоятельной сущности и приобретает облик лишь одного из свойств материи, причем свойства, возникающего только с появлением высокоорганизованной материи — человеческого мозга. Здесь роль вечной и бесконечной субстанции, первоначала передается материи. В этом узком смысле слова сознание оказывается не всеобщим первоначалом, а лишь одной из форм бытия, причем формой вторичной. тесно связанной с материей, без которой оно существовать не может. В понимании материалистов, не сознание порождает материю, а наоборот, материя порождает сознание как вторичное бытие. Сознание здесь спускается с пьедестала творящей субстанции и превращается всего лишь в специфическую форму отношения человека к природе, в отношение человеческого «Я» к природному «Не-Я».

Анализ сознания будет неполным без выясненияего происхождения.

Происхождение сознания при разном его понимании — в широком и узком смысле — объясняется по-разному.

Сознание в широком, субстанциональном смысле является вечным, и поэтому вопрос о его происхождении в идеалистической философии даже не ставится. В этом смысле, как отмечалось, оно близко к понятию Бога, обстоятельства появления которого в религии и религиозной философии также не обсуждаются.

Но при понимании сознания в узком смысле как свойства материи неизбежно возникает вопрос о его происхождении из материи.

Вопрос этот оказался весьма сложным из-за очевидной противоположности материи и сознания, феномены которого — ощушения-восприятия, понятия и суждения — совершенно противоположны материальным объектам, поскольку в отличие от них не обладают ни цветом, ни запахом, ни вкусом, ни какой-либо видимой формой.

Из стремления разрешить это непростой вопрос и возникла материалистическаятеория отражения. В этой теории возникновение сознания связывается с всеобщим, фундаментальным свойством ма- терн и —отражением. которое якобы существует наряду с такими более известными свойствами материи, как время, пространство и движение.

Отражение понимается как свойство материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить особенности других систем, сохраняя в себе их следы, отпечатки. В рамках этой теории сознание выступает в качестве высшей формы такого отражения.

Первым уровнем отражения признаются физико-химические взаимодействия в неживой природе, а вторым — биологические взаимодействия при участии органов чувств.

Таким образом, по представлениям материалистов, сознание возникло на основе свойства отражения как фундаментального свойства материи, а также на основе трудовой деятельности иобщения человека с себе подобными. Последнее имеет особенно большое значение для развития человеческого сознания, поскольку оно особенно быстро обогащается на основе всех форм социальной деятельности.

Современные психологи, характеризуя сферу сознания, прежде всего отмечают, что при всей кажущейся стройности как идеалистического, так и материалистического подходов к объяснению природы сознательного каждый из этих подходов все же имеет свои недостатки.

Так, по представлениюматериалистов, сознание как бы внезапно, «чудесным образом», без видимых причин появляется на определенном этапе развития живой материи. Кроме того, содержание наших знаний нельзя свести только к результатам отражения. Об этом свидетельствует содержание наших знаний: в них велика роль знаний, полученных независимо от процесса отражения, в результате автономной, творческой активности самого сознания. Проблема психо-физиологического субстрата этих и многих других процессов сознания остается одной из сложнейших, еше нерешенных проблем психологической науки.

Читать еще:  Анна уменьшительно ласкательные имена. Имя Анна на английском языке

Вместе с тем, конечно, имеется множество фактов, которые определенно свидетельствуюто зависимости, существующей между мозговыми и психическими процессами, материальными и идеальными явлениями. Это обстоятельство является одним из основных аргументов в пользу материализма. Но эта взаимосвязь все же не является свидетельством того, что развитие материального является причиной появления и формирования идеального.

По остроумному замечанию одного из критиков материалистической концепции французского философаАнри Бергсона(1859- 1941): плащ, висящий на вешалке, связан с вешалкой и даже может покачиваться вместе с ней. но это не означает, что плащ и вешалка одно и то же. Точно так же взаимодействуют материальное с идеальным. Хотя они и связаны между собой, на что указывает теория отражения, но никак не тождественны друг другу.

Но иидеалистический взгляд, утверждающий независимость идеального от материального, тоже сталкивается с проблемами, когда требуется объяснить факты, накопленные современной медициной, физиологией и психологией о зависимости между психическими процессами, физическими состояниями человека и работой его мозга.

Поэтому сегодня некоторые определения сознания пытаются как-то объединить в себе два этих противоположных подхода, что выражается, например, в следующем синтетическом определении:

Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, если психику рассматривать с материалистических позиции, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику рассматривать с идеалистических позиции.

Однако, очевидно, что это определение страдает неопределенностью, двойственностью.

Более содержательным и однозначным является следующий вариант определения сущности сознания:

Сознание — высшая форма психического отражения и саморегуляции, присущих только человеку как общественно-историческому существу, формируется в процессе общения, опосредуется речью, направлено на преобразование действительности; связано с самосознанием, ориентированным на внутренний мир субъекта.

И наконец, если центром, ядром всей человеческой психики признается организация оптимального поведения организма по удовлетворению потребностей индивида, тосознание с его главной функцией «отражения» оказывается лишь начальным этапом функционирования психики, а не ее высшей ступенью, как это представляется в предыдущем определении.

При таком понимании главная задача всей психики, в том числе и сознания, состоит в том, чтобы организовать целесообразное поведение по осуществлению выбранной индивидуумом актуальной для него на данный момент потребности.

Для понимания сущности сознания, которое раскрывается приведенными определениями, следует учитывать, что в них идет речь именно о сознании, как одной из структурных частей психики, а не о всей психике в целом. Сознание и психика близкие, но неодинаковые по содержанию понятия, хотя в философской, а иногда и в психологической литературе допускается их неправомерное отождествление.

Следует также учитывать, что приведенные определения сознания пытаются выделить лишь его сущность, главное свойство, но не исчерпывают всего богатства его содержания. Содержание всегда богаче сущности. Поэтому справедливо мнение о том, что всякое определение сущности всегда «хромает». Чтобы преодолеть эту «хромоту», недостаточность любых определений, их обычно дополняют характеристикой других, не главных, носущественных свойств предмета. а также описаниемструктуры, т.е. тех частей, из которых они слагаются.

При описанииструктуры сознания обычно выделяются следующие ее особенности:

Сознание — двумерное явление:

§ во-первых, оно включает в себя информацию о внешнем мире, объекте;

§ во-вторых, оно направлено и на самого носителя, субъекта сознания, т.е. сознание выступает в качествесамосознания.

В ту картину мира, которую формирует сознание, включен и сам человек, его действия и состояния. Наличие у человека способности к самопознанию является основанием для существования и развития психологии, ибо без нес психические явления были бы закрыты для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь представление о том, что у него есть психика.

Самосознание — это осознание человеком своей деятельности, мыслей, чувств, потребностей.

Способность осуществлять самопознание, т.е. направлять психическую деятельность на самого себя, — уникальное свойство человека, отличающее его от животных.

В процессе самосознания человек осознает смысл собственной жизни, развивает свои умственные, нравственные, а также профессиональные качества, самосовершенствуется.

Сознание, самосознание в психике человека тесно связаны с бессознательным. Бессознательное иногда, например во фрейдизме, резко противопоставляется сознанию. Причем решающая роль в жизни человека этой концепцией отводится не сознанию, а подсознанию, особенно сексуальным чувствам. Подсознание, по Фрейду, проявляется прежде всего в сновидениях, в состоянии гипноза.

Существует, однако, и другая трактовка соотношения сознательного и бессознательного, суть которой состоит в признании приоритета сознания, особенно рационального сознания, мышления. В философии эта трактовка представлена рационализмом (Декарт), а в психологии гештальпсихологией (Кёлер) и когнитивной психологией (Нейссер).

Современная психология считает, что сознательное и бессознательное в психике человека не отгорожены и постоянно влияют друг на друга. Кроме того, человек в состоянии контролировать всю свою психику на уровне сознания.

Сознание включает несколько основных структурных блоков, главными из которых являются:

§ познавательные процессы, к которым относятся ощущения, восприятия, представления, мышление, память, язык и речь;

§ эмоциональные состояния — позитивные и негативные, активные и пассивные и т.д.;

§ волевые процессы — принятие и исполнение решений, волевые усилия.

Все эти структуры сознания обеспечивают формирование знаний и предметно-практическую деятельность человека по удовлетворению его многообразных потребностей.

В завершение характеристики феномена сознания следует обратить внимание на некоторые его существенные черты, которые наиболее часто указываются в психологической литературе.

Источники:

http://megaobuchalka.ru/3/17870.html
http://studopedia.ru/10_60456_ponyatie-o-soznanii-struktura-soznaniya.html
http://studopedia.su/18_90040_struktura-i-urovni-soznaniya.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector