Какое сходство между языческими и славянскими богами. Сравнение греческой и славянской мифологии.Очень нужно!!!!!Please!!!! Иерархия языческих богов Руси
Содержание
- 1 Какое сходство между языческими и славянскими богами. Сравнение греческой и славянской мифологии.Очень нужно!!!!!Please!!!! Иерархия языческих богов Руси
- 1.1 Сравнение греческой и славянской мифологии.Очень нужно. Please. Боги русов в древней греции – очарованная душа.
- 1.2 Сравнение греческой и славянской мифологии.Очень нужно. Please.
- 1.3 Сравнительный анализ
- 1.4 Сходства славянской и греческой мифологии
- 1.5 Различия между славянской и греческой мифологиями
Сравнение греческой и славянской мифологии.Очень нужно. Please. Боги русов в древней греции – очарованная душа.
Мифологические представления древних славян – настоящий кладезь мудрости наших предков. Это не только дохристианские божества, но также представления о космосе и земле, о природе и ее законах, о жизни зверей и птиц, о человеческой судьбе, о домашнем очаге и его устройстве. Славянская мифология – отражение знаний, выработанных столетиями, а может быть, и тысячелетиями человеческой практики.
О мифологии Древних Европейских цивилизаций написано многое. До нас дошли находки в виде мировых литературных памятников. Это «Илиада» и «Одиссея» Гомера, руны «Калевала», мифы «О сотворении мира», «Книга познания явлений Ра» и другие. О славянской мифологии написано, к сожалению, гораздо меньше. Но это не значит, что мифология славян уступает европейской. Наоборот, она намного старше, богаче и разнообразнее западно-европейской мифологии. В данной работе раскрываются мифологические представления и воззрения древних славян.
Славянскую мифологию чаще всего подразделяют на три области, соответствующие племенам южных, западных и восточных славян. Этим трем главным областям, соответствуют и три главные ступени их языческой религии: 1) непосредственное поклонение природе и стихиям; 2) поклонение божествам, олицетворяющим эти явления; 3) поклонение кумирам, вознесшимся над людьми.
В статье мы раскроем основной пантеон языческих богов. Пантеон славянских божеств представлен в таблице 1.
Внутри славянской мифологии выделились несколько уровней божеств.
Уровни славянских божеств
На высшем уровне располагались боги, наиболее важные для славян, которые участвовали в самых распространённых мифах и сказаниях, такие как: Перун – бог громовержец, покровитель военных дружин; Сварог – бог небесного огня; Хорс – бог солнца и миропорядка;
Даждьбог – бог, дарующий свет, тепло, двигающий небесные тела, он знаменует смену дня и ночи, времена года, лет, столетия, он покровитель славян, которым даровал правду; Свантовит – бог богов, даёт победу в войнах, несёт меч, копья, Знамя; Стрибог – бог воздушных стихий, владыка ветров; Семаргл – символизирует единство пантеона из семи богов (Перуна, Хорса, Стрибога, Даждббога, Семаргла и Макоши).
К среднему уровню могли относиться божества, связанные с хозяйственными циклами и сезонными обрядами. К этому уровню относились и женские божества. Например, Макошь – богиня урожая и удачливой судьбы, покровительница дома. Она прядет нить судьбы; Лада – богиня любви красоты и гармонии; Ярило – бог весеннего плодородия; Мать – Сыра – Земля – богиня земли, порождающая всё сущее в мироздании. Её образ преломляется в образ женщины – матери; Род – бог, олицетворяющий единство людей. Род – единственный Вселенский Бог славян, которого до христианзации Земли чтили все народы, населяющие нашу планету; Мара (Морена) – весной молода, дав прорости семени, умирает, чтобы родиться вновь. Богиня смерти; Жива – богиня жизни и плодородия.
На нижнем уровне находились различные узкоспециализированные существа, менее уподобленные человеку, чем божества высших ступеней. Это Кощей – царь подземного царства, божество окостенения и оцепенения; Вий – божество преисподней, судья мёртвых; Хворств – бог хворей, болезней, старости. Недобрый, т. к. обойден вниманием молодости; Злебог – бог, терзающий грешников. К божествам нижнего мира относятся ещё и домовые, лешие, русалки, водяные, упыри, лесовики и т. д.
Таким образом, у древних славян было множество богов, которые делились на несколько уровней и выполняли функции как покровителей и защитников, так и жестоких карателей человека за грехи и неповиновение.
Славяне представляли мир живых и умерших в виде древа. Священное Мировое Древо славян – Ирий, Вирий или Вырий – разное произношение у разных народов. Это Древо-Рай, где живут Райские Птицы. Мировое Древо соединяет мир Нави – наш мир живых людей и мир Прави – мир, где обитают боги. По стволу Мирового Древа боги спускаются в наш мир, чтобы править людьми. Традиционное изображение мирового древа – это переплетенные ветви и райские птицы – оберег, который гравировали на женских украшениях, вышивали на одежде, скатертях, покрывалах, полотенцах. Это сильный защитный символ. Особенно благоприятен для Женщины – хозяйке дома и матери. Это символ Лада и благополучия дома.
Изучив источники, в которых рассказывается о верованиях древних славян, мы систематизировали знания о многочисленных славянских богах, и представили их в таблице 2.
Пантеон славянских богов
Следует заметить, что единого славянского пантеона богов, скорее всего, не существовало по причине многочисленности и разбросанности славянских племён.
В результате исследования разных источников о пантеоне богов мы обнаружили следующие варианты. В таблице приведены некоторые из них. (См. таблицу 3).
Варианты возможных пантеонов славянских богов.
Сравнение греческой и славянской мифологии.Очень нужно. Please.
Сравнение греческой и славянской мифологии.Очень необходимо. Please.
- Аделина Лемешонок
- Литература
- 2019-04-11 01:20:48
- 1
Сходства славянской и греческой мифологии
1. До того, как все начало быть, была одна лишь Большая Темь.
2. В лоне Большой Тьмы родилось Золотое Яйцо.
3. Из Яичка вышел Род, и стал Свет.
4.Когда раскололось Золотое Яйцо и воссиял Свет Рода, Темь приняла обличие Океан – моря – бездонного, безбрежного, безымянного. Из верхней доли Яичка стала твердь Вышняя – Сварга Златая, и родился огнь и воздух. Из нижней доли Яичка сала твердь Нижняя, и родились земля и вода. Нижней тверди не на что было опереться, и она скрылась под водами Океан – моря.
1. Вначале существовал безмерный Хаос – источник жизни.
2. Из беспорядка появилась Земля-Гея, и Тартар – бездна тьмы и сумрака.
3. Хаос также породил Мрак и Ночь.
4. От Сумрака и Ночи произошли Свет и День
.
1.Воля Рода творить породила Сварога – Коваля Небесного. Воля Рода обожать породила Ладу – Богиню Любви и Лада. Воля Рода ведать породила Велеса – Вещего Бога. Воля Рода жить породила Земун – Корову Небесную, мама Вещего Господа. Сварог и Лада породили Ясных Сварожичей – деток Небесного Огня.
2.Затем также мирным методом возникают другие боги.
3. А когда окончился их срок, ушли они в Неизвестные Чертоги Родовы, освободив место для младших братьев собственных – людей. И был дан людям от Рода урок: свято чтить Родных Богов и протцов собственных, жить по совести и в ладу с Природой. А для тех, кто ищет Высшей Мудрости – особенный урок: узнать себя. И стало так, по Воле Рода. И верви родов земных плели узор рода небесного, и денек сменяла ночь, и ночь сменял новый денек, и век сменял век. И неустанным Дыханием Самого Рода жило Всемирье
1.Гея – земля порождает титанов и циклопов.
2.Уран возненавидел собственных деток – гигантов и низверг их Тартар. Земле было жалко собственных малышей, и она призывала их восстать. Ее послушался Крон. Крон опасался, что его тоже свергнет кто-нибудь из деток, и поэтому проглатывал их, как только они родятся. Его супруга Рея прибывала в кошмар, когда видела судьбу собственных деток. Рея не желала утратить последнего ребёнка, и упрятала его на полуострове Крит в глубочайшей пещере. Она именовала его Зевсом, а вместо него отдала Крону камень, завёрнутый в пелёнки.
3. Когда Зевс возмужал, он сверг Крона и принудил его изрыгнуть проглоченных малышей. Они начали борьбу с Кроном и титанами за власть и победили. Но Гея решила отомстить за своих малышей, произвела на свет монстров гигантов и Тифона. Но и их Зевс победил.
4. После этого боги поселились на горе Олимп, и воцарился мир на всей земле.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что в обеих мифологиях мир появился из Беспорядка – Тьмы, потом возникают свет и тьма, ночь и день, небо и земля, подземный мир. Потом рождаются боги. Но в славянской мифологии боги появляются от Рода, от его воли создавать, обожать, ведать. Все боги живут умиротворенно и уходят потом на небо, оставив Землю людям с пожеланием жить по совести и в ладу (то есть в согласии). В греческой мифологии старшие боги непрерывно низвергают и убивают младших и наоборот, то есть мира и любви тут нет. Мир возникает после того, как Зевс всех превозмогает.
Сравнительный анализ
Сходства славянской и греческой мифологии
- 1. До того, как все начало быть, была одна лишь Великая Темь.
- 2. В лоне Великой Тьмы родилось Золотое Яйцо.
- 3. Из Яйца вышел Род, и стал Свет.
- 4. Когда раскололось Золотое Яйцо и воссиял Свет Рода, Темь приняла обличие Океан – моря – бездонного, безбрежного, безымянного. Из верхней части Яйца стала твердь Вышняя – Сварга Златая, и родился огонь и воздух. Из нижней части Яйца стала твердь Нижняя, и родились земля и вода. Нижней тверди не на что было опереться, и она скрылась под водами Океан – моря.
- 1. Вначале существовал безграничный Хаос – источник жизни.
- 2. Из хаоса появилась Земля-Гея, и Тартар – бездна тьмы и мрака.
- 3. Хаос также породил Мрак и Ночь.
- 4. От Мрака и Ночи произошли Свет и День.
Различия между славянской и греческой мифологиями
- 1. Воля Рода творить породила Сварога – Коваля Небесного. Воля Рода любить породила Ладу – Богиню Любви и Лада. Воля Рода ведать породила Велеса – Вещего Бога. Воля Рода жить породила Земун – Корову Небесную, мать Вещего Бога. Сварог и Лада породили Светлых Сварожичей – детей Небесного Огня.
- 2. Затем также мирным путем появляются другие боги.
- 3. А когда окончился их срок, ушли они в Неведомые Чертоги Родовы, освободив место для младших братьев своих – людей. И был дан людям от Рода урок: свято чтить Родных Богов и предков своих, жить по совести и в ладу с Природой. А для тех, кто ищет Высшей Мудрости – особый урок: познать себя. И стало так, по Воле Рода. И верви родов земных плели узор рода небесного, и день сменяла ночь, и ночь сменял новый день, и век сменял век. И неустанным Дыханием Самого Рода жило Всемирье
- 1. Гея – земля порождает титанов и циклопов.
- 2. Уран возненавидел своих детей – великанов и низверг их Тартар. Земле было жаль своих детей, и она призывала их восстать. Ее послушался Крон. Крон боялся, что его тоже свергнет кто-нибудь из детей, и поэтому проглатывал их, как только они родятся. Его жена Рея приходила в ужас, когда видела судьбу своих детей. Рея не хотела потерять последнего ребёнка, и спрятала его на острове Крит в глубокой пещере. Она назвала его Зевсом, а вместо него дала Крону камень, завёрнутый в пелёнки.
- 3. Когда Зевс возмужал, он сверг Крона и заставил его изрыгнуть проглоченных детей. Они начали борьбу с Кроном и титанами за власть и победили. Но Гея решила отомстить за своих детей, произвела на свет чудовищ гигантов и Тифона. Но и их Зевс победил.
- 4. После этого боги поселились на горе Олимп, и воцарился мир на всей земле.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что в обеих мифологиях мир возник из Хаоса – Тьмы, затем появляются свет и тьма, ночь и день, небо и земля, подземный мир. Затем рождаются боги. Но в славянской мифологии боги рождаются от Рода, от его воли творить, любить, ведать. Все боги живут мирно и уходят затем на небо, оставив Землю людям с пожеланием жить по совести и в ладу (то есть в согласии). В греческой мифологии старшие боги постоянно свергают и убивают младших и наоборот, то есть мира и любви здесь нет. Мир появляется после того, как Зевс всех побеждает.
- 1. Верховный бог античной мифологии, громовержец.
- 2. Сын Кроноса бог Зевс-это владыка Олимпа и громовержец.
- 3. Зевс нейтральный бог. Он поступал хорошо( помогал ), но он убил своего отца.
- 4. Атрибутами Зевса были гром и молния, щит, лабрис и орёл.
- 5. Зевс не уступал своего трона никоу.
- 1. Верховный бог восточных славян, небесный огонь.
- 2. Сын Рода бог Сварог — это Отец Небесный. Иногда его называли просто Бог. Сварог создал землю.
- 3. Сварог всегда был светлым богом, помогал людям.
- 4. Атрибутами Сварога были кузнечные клещи и молот.
- 5. Со временем Сварог уступил своё верховное положение Даждьбогу.
Богини любви и красоты
- 1. В древнегреческой мифологии богиня любви и красоты.
- 2. Афродита, богиня любви и красоты, была самой прекрасной из богинь. Поэты воспевали красоту ее лица и тела, золотой цвет волос и сияющие глаза, мягчайшую нежную кожу, прекрасную грудь.
- 3. Она была излюбленным объектом скульпторов, изображавших ее нагой или в слегка наброшенной одежде, открывающей ее грациозное чувственное тело, представляют самые знаменитые ее статуи.
- 1. Славянская богиня любви и красоты.
- 2. В славянских землях Ладу почитали более, чем где-либо.
- 3. Сохранились сведения о том, что в дохристианские времена в нижней части Киева, на Подоле, стоял величественный храм Лады. В центре стояла статуя божественно красивой женщины в розовом венке. Ее золотые волосы были украшены речным жемчугом, а длинное русское платье, перехваченное в талии золотым поясом, покрывали драгоценные и сложные орнаментальные вышивки.
Боги подземного царства
Велес – Чернобог, Вий
В древнегреческой мифологии бог подземного царства мёртвых и название самого царства мёртвых. Как бог смерти, Аид был страшным богом, самое имя которого боялись произносить, заменяя его различными эвфемистическими эпитетами.
Велес – бог волхвов, бог охоты, лесов, животных, богатства, бог царства мёртвых. В нем сочетается темная и светлая сторона. Темная сторона – Чернобог – бог царства мертвых. Вий — в восточнославянской мифологии — дух, несущий смерть. Царь подземного мира (Нави, Преисподней), повелитель мучений. Олицетворение тех страшных наказаний, которые ждут после смерти всех злодеев, воров, предателей, убийц и мерзавцев, иначе говоря всех тех, кто жил неправедно и нарушал законы Яви и Прави. Всех их с нетерпением ждёт справедливый и неподкупный Судья Вий.
- 1. Гелиос – в древнегреческой мифологии бог солнца.
- 2. Греки же думали, что Гелиос днём едет на золотой колеснице, и от её колёс исходит солнечный свет.
- 1. Даждьбог — в славянской мифологии бог Солнца, податель тепла и света.
- 2. Славяне считали, что солнечные лучи – это стрелы Даждьбога.
Диомнис — в древнегреческой мифологии младший из олимпийцев, бог виноделия.
Квасура – в славянской мифологии бог виноделия. Получил тайну приготовления солнечного напитка Сурьи от богини Лады.
Богини утренней зари
- 1. Эос – в древнегреческой мифологии богиня утренней зари, дочь титана Гипериона и его супруги Тейи, сестра Селены и Гелиоса.
- 2. Эос предшествует появлению Гелиоса на горизонте. Предупреждая восход солнечной колесницы, она омывает землю росой, и капли ее горят на травах и листьях, как драгоценные камни.
1. Денница (утренница, зарница), в славянской мифологии образ полуденной зари, мать, дочь или сестра солнца, возлюбленная месяца, к которому ее ревнует солнце.
2. Денница предвещает восход солнца, ведет солнце на небо и тает в его ярких лучах.
Боги грома и молний
Горе и тому, кто нарушает установленный Зевсом порядок на земле и не соблюдает его законов. Грозно сдвинет сын Крона свои густые брови, черные тучи заволокут тогда небо. Разгневается великий Зевс, и страшно подымутся волосы на голове его, глаза загорятся нестерпимым блеском; взмахнет он своей десницей – удары грома раскатятся по всему небу, сверкнет пламенная молния, и сотрясется высокий Олимп.
Его представляли себе немолодым разгневанным мужем с рыжей клубящейся бородой. Волосы Бога Грозы уподоблялись грозовой туче — черно-серебряные. Имя Перуна очень древнее. В переводе на современный язык оно означает «Тот, кто сильно бьёт», «Разящий». Отчаянно гремит по неровностям туч несущаяся Перунова колесница — вот откуда гром, вот почему он «прокатывается» по небесам.
Покровительницы лесов и охоты
Артемида — в греческой мифологии всегда юная богиня охоты, покровительница всего живого на Земле.
Она вооружена луком, ходит в короткой одежде, ее сопровождает свора собак и любимая лань.
Об ее почитании греками свидетельствуют имя “Артемида” на одной из кносских глиняных табличек и данные о малоазийской богине Артемиде Эфесской, характеризующие ее, как владычицу природы, госпожу зверей. Артемида проводит время в лесах и горах, охотясь в окружении нимф – своих спутниц и тоже охотниц ,чаще в лунные ночи.
Девана (Зевана, Дзевана), в славянской мифологии богиня охоты, жена бога лесов Святобора.
Девану древние славяне представляли в облике красавицы, одетой в богатую кунью шубу, отороченной белкою; с натянутым луком и стрелами. Зевану почитали охотники и звероловы, моля ее об удаче, а в благодарность приносили в ее святилище часть своей добычи. Именно она посылала удачу охотникам, помогая им побеждать в схватке с медведем или волками. Своим пристрастием охотиться именно в лунные ночи Зевана отчасти напоминает греческую Артемиду, богиню охоты.
Источники:
http://heatting.ru/bath-and-shower/sravnenie-grecheskoi-i-slavyanskoi-mifologii-ochen-nuzhno-please-bogi-rusov-v/
http://obrazovalka.com/qa/literatura/5100024-sravnenie-grecheskoj-i-slavjanskoj-mifologiiochen-nuzhnoplease.html
http://vuzlit.ru/362550/sravnitelnyy_analiz