Какие мощи привезли в новоиерусалимский монастырь. Новоиерусалимский монастырь: фото и отзывы туристов

Содержание

Новоиерусалимский монастырь: фото и отзывы туристов Новоиерусалимский монастырь в городе Истра: как добраться

Воскресенский Новоиерусалимский мужской монастырь имеет богатую историю, которая тесно взаимосвязана с памятью его отца-основателя — патриарха Никона. Святейший очень любил эту обитель и прожил тут около восьми лет после того, как был удалён из Москвы. Все свои силы преподобный направил на то, чтобы воплотить собственный замысел: в Подмосковье должен был быть создан монастырь, который стал бы точной копией знаменитого храма Воскресения Господня, находящегося в Иерусалиме. В соборе были полностью воспроизведены священные подобия пещеры гроба Господня, горы Голгофы, места погребения и Воскресения Христова. Патриарх хотел, чтобы православный народ созерцал обитель как место святых страстей.

Особенности территории

По замыслу архитекторов, топономика, топография, сооружения самого монастыря и окружающей территории, которая простирается на несколько десятков километров, должны были воссоздать образ Святой земли и главных христианских святынь Палестины. В центре огороженного пространства был основан монастырь — город-храм. Башни обители приобрели символические названия — Гефсиманская, Входиерусалимская. По русской Палестине протекает быстрая и извилистая река. Она дополняет и украшает местность, окружающую Новоиерусалимский монастырь. Истра — не единственный водный объект на территории. Кедроносный поток также обтекает монастырский холм.

Новоиерусалимский монастырь начал возводиться в 1656 году, когда Никон ещё находился в доброжелательных отношениях с царём Алексеем Михайловичем. При его пособии строительство шло быстро, однако приостановилось на четырнадцать лет после ссылки патриарха. Усердием царя Фёдора Алексеевича благое дело возобновилось. В его же царствие сбылось пожелание самого святейшего — вернуться в свою излюбленную обитель. От царя он получил разрешение возвратиться в Новый Иерусалим, но преставился на пути из ссылки и был погребён.

После смерти Никона строительство продолжалось, и в 1685 году собор был освящён. Таинство провёл патриарх Иоаким. Годом позже державные ктиторы Воскресенского собора решили даровать храму «вечно утверждённую грамоту» на все угодья и вотчины.

В начале XIX века Новоиерусалимский монастырь был одним из самых популярных паломнических центров в стране. Когда неподалёку было проложено железнодорожное полотно, количество прихожан возросло ещё больше. В 1913 году обитель посетило около 35 тысяч человек. На средства, выделенные монастырём, был возведён странноприимный дом для нищих паломников и гостиницы. Богатые вклады в ризницу вносили даже члены царской семьи.

Исторические исследования

В XIX веке началось научное изучение этапов развития обители. Крупнейшим историком храма стал архимандрит Леонид, создавший поистине фундаментальный труд «Историческое описание Воскресенского монастыря». Рукопись была издана в 1874 году и содержала не только исторический очерк, но и публикации многих документов, имеющих научную ценность, которые сейчас вовсе утрачены. Кроме того, архимандрит основал музей, в котором были выставлены предметы личного пользования патриарха Никона, иконы, книги, картины, ткани из собрания обители. По сей день Воскресенский Новоиерусалимский монастырь знаменит своим музеем.

Закрытие обители в революцию

В смутное для России время по решению местного уездного съезда советов Новоеирусалимский монастырь был закрыт. Имущество обители согласно предписанию было арестовано и национализировано. По сей день в фондах действующего исторического музея «Новый Иерусалим» выставлена памятная доска. На ней выгравирована надпись о том, что Великая русская революция устранила «культовый» Воскресенский Новоиерусалимский монастырь и передала его народу. Собор перестал служить. Чуть позже наиболее ценные предметы были изъяты из ризницы и перемещены в Оружейную палату.

Монастырские дела и Великая Отечественная война

В 1941 году обитель оказалась в очаге ожесточённых боёв за Москву. Большинство построек и зданий монастыря очень сильно пострадали, некоторые из них и вовсе были разрушены. Сведения об этом фигурировали даже на Нюрнбергском процессе. После войны, ближе к 50-м годам, в монастыре начались реставрационные работы. Архитектурный комплекс обители был поднят из руин. Затем были проведены работы по восстановлению внутренней отделки собора. Милостью Господа ожил Новоиерусалимский монастырь, Истра по сей день протекает по его территории, подчёркивая умиротворение и благолепие местности.

Собор и современная история

В 1994 году Русская Православная Церковь объявила о возобновлении деятельности русской Палестины. Новоиерусалимский монастырь, реставрация которого тогда ещё не началась, получил нового главу. Патриарх Алексий Второй назначил наместника обители — архимандрита Никиту.

С середины 2008 года Священный синод РПЦ утвердил главой благочинного игумена Феофилакта. В этом же году обитель посетил сам патриарх в сопровождении Президента РФ Дмитрия Медведева. Они ознакомились с сооружениями и сошлись на том, что предстоит много сделать, чтобы возродить прежнее благолепие русской Палестины. Именно тогда был создан благотворительный фонд монастыря.

В 2009 году Президентом был подписан указ, благодаря которому были предприняты меры по воссозданию исторического облика территории. Из федерального бюджета выделяются субсидии на восстановление обители. По замыслу архитекторов вся местность должна принять свои исторические черты, которыми так знаменит Новоиерусалимский монастырь. Когда закончится реставрация, двери обители широко откроются для всех паломников и прихожан.

Музей монастыря

Художественный и историко-архитектурный музей монастыря был основан в 1920 году. На сегодняшний день это один из самых крупных и старейших государственных музеев, расположенных в Подмосковье. За период своего существования он пережил множество потрясений и преобразований. В 1941 году здание было практически разрушено фашистскими захватчиками. Несмотря на столь сильный ущерб, памятное место возродилось и по сей день активно развивается.

Современный музей стал вместилищем более 180 тысяч экспонатов, где пристального внимания заслуживают уникальные коллекции церковной утвари, зарубежной и отечественной живописи, оружия, фарфора, раритетные печатные и рукописные издания. Можно ознакомиться с коллекциями произведений декоративно-прикладного искусства, графикой и живописью двадцатого века. В парковой зоне прямо под открытым небом расположен отдел деревянного зодчества. Любой турист или паломник может осмотреть исторические памятники XIX века: мельницу, часовню, крестьянские избы.

На сегодняшний день музей размещён в современном здании, которое было возведено специально неподалеку от обители. Посещать Новоиерусалимский монастырь, фото которого представлено ниже, благодаря такому решению, стало удобнее.

Экскурсионные программы

Прежде всего, внимания достойна эксклюзивная программа, которая рассчитана на зимнее время года. В рамках этой экскурсии проводится осмотр архитектурного ансамбля Воскресенского монастыря. Просмотр достопримечательностей предусматривает посещение центральной части собора, подземной церкви святых Елены и Константина, приделов и многого другого. Программа также подразумевает катание на лошадях и чаепитие с монастырскими пирогами. Посещение доступно для любых возрастных групп.

Экскурсия «Патриарх Никон»

Музейный работник в ходе экскурсии рассказывает о судьбе основателя обители. Широко освещается его роль в русской истории XVII века. Хождение по памятным местам проводится для взрослых и детей. За самую символическую плату можно осмотреть Новоиерусалимский мужской монастырь, собор и прилегающие территории.

Особенного внимания заслуживает экскурсия о православных храмах и церковном искусстве в целом. Тут можно узнать полезную информацию о тонкостях устройства русских обителей, церковных таинствах, предметах и атрибутах церковного искусства, которые используются при проведении богослужений. Посетители музея могут совершить настоящее путешествие в мир русской иконы, во всех подробностях узнав о чтимых в православии святых, о знаменитом образе «Спас Нерукотворный», о становлении иконописи и отношении к иконам в старину.

Читать еще:  Святая афродита. Кто такая богиня Афродита в древнегреческой мифологии? Появление Афродиты на свет

Реставрационные работы

На сегодняшний день предприняты все меры по возрождению обители как одного из самых важных духовных центров России. Благодаря обширным реставрационным работам музей Воскресенского монастыря станет главнейшей выставочной площадкой Подмосковья. Тут будут воссозданы все необходимые условия для восстановления, хранения исторических коллекций художественного музея «Новый Иерусалим».

Музей начнёт функционировать полноценно в конце 2015 года. Его новое здание практически в три раза превышает старое. Кроме экспозиционно-выставочной зоны, проектом реставрации предусмотрено создание современных фондохранилищ, музейных магазинов и кафе, множества культурно-образовательных зон. Несмотря на ремонтные работы каждый прихожанин или турист может посетить Новоиерусалимский монастырь. Экскурсии проводятся регулярно.

Сейчас готовится к выпуску издание, которое будет освещать все этапы спасения и реализации реставрационных работ архитектурного ансамбля Новоиерусалимского монастыря. В нём будет обнародовано множество воспоминаний современников, документов и фотографий.

Все реконструкционные работы, которые переживает Новоиерусалимский монастырь, планируется завершить к концу будущего года, музей будет отреставрирован чуть раньше. Обитель полностью восстановится.

Воскресенский собор

На сегодняшний день он является единственным памятником русского искусства, в котором для внутреннего убранства интерьеров использовались изразцы. Парапеты галерей, керамические фризы, надписи полностью соответствуют членению пространства храма. Дверные проёмы оформляют керамические порталы. В семи приделах удалось сохраниться уникальным иконостасам, которые также выполнены из изразцов. Особенно впечатляют трехъярусные иконостасы, высота которых достигает восьми метров. Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря поражает своей красотой.

Как доехать до обители

От Москвы с Рижского вокзала отходит электричка до станции «Истра» или «Новоирусалимская». Затем следует пересесть на автобус или маршрутное такси и доехать до остановки «Монастырь». Кроме того, на станции метро «Тушино» расположена остановка, откуда отходит рейсовый автобус до Истры. Билеты лучше покупать заранее, чтобы не стоять в утомительных очередях.

Если подразумевается автомобильное путешествие, следует выехать на Волоколамское шоссе. Двигаться необходимо мимо Нахабино, Красногорска, Снегирей, Дедовска, через город Истра, шоссе как раз походит мимо монастыря. На территории предусмотрены специальные места, где можно оставить собственное транспортное средство.

Отзывы туристов

Посещение монастыря даже в ходе ремонтных работ становится для людей одним из самых знаменательных событий. Даже издалека на обитель открывается великолепный вид. Как говорят туристы, это то место, которое можно посещать неоднократно. Тут царит особый дух, который остаётся с человеком на несколько дней после путешествия в обитель. По словам побывавших в обители, очень яркие впечатления дарит музей Новоиерусалимского монастыря, в котором проводятся интересные и познавательные экскурсионные программы.

Люди отмечают в своих отзывах изумительно красивый и необычный купол, чудесные стены, впечатляющие своим великолепием с первого взгляда. Этот монастырь выделяется среди всех остальных древних храмов России, что сразу заметно для опытного туриста. Очень интересно, по словам прихожан, проходить сквозь главные ворота: сначала взору открывается подземная церковь, затем — главный собор. Воспоминания и впечатления о таких святых местах остаются на длительное время.

Других людей радует, что монастырю принадлежит большая, просторная территория, есть родник со святой водой, места, где можно покататься на лошадях, очень много цветов, открыты лавочки с сувенирами. Все паломники, туристы, люди, которых встречаешь по пути, улыбаются и сияют доброжелательностью.

Монастырь можно посещать с детьми, что отрадно для всех семей. При желании можно перекусить простой, но вкусной пищей и продолжить осмотр.

Вместо заключения

Территория обители — это место, где чувствуется особенная благость. Даже в период восстановления своего облика храм открыт для прихожан и туристов, которые хотят ощутить духовную глубину намоленного места и воочию увидеть всю красоту, которую являет собой Новоиерусалимский монастырь. Когда закончится реставрация, территория и музей будут радовать прихожан своим восстановленным внутренним и внешним убранством.

Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь

Когда патриарх Никон еще в 17-м веке задумал построить в России Новый Иерусалим, он знал: рано или поздно сюда поедут со всей страны. Ведь это уникальное место, полное название которого — Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь, в 50 километрах от Москвы, своим пейзажем очень напоминает израильские земли. Те самые, где стоит Храм Гроба Господня. И свой Гефсиманский сад здесь есть (подобие того, где Иисус молился перед казнью). И река называется не Истра, как написано на картах, а Иордан (где крестился Христос).

В Воскресенском соборе, по задумке патриарха Никона, все должно было рассказывать о пути Христа. Поэтому внутри храма мы видим кувуклию (от греч. «опочивальня») — часовню, в которой находится Гроб Господень. У нас это как бы копия, символ того самого святого места. У входа — камень, подобный тому, с которого Ангел указал на место захоронения Христа, возле него обычно встают на колени и молятся.

Если обходить храм по кругу, увидишь все этапы последних дней Иисуса. Это так называемые храмы Скорбного пути. Вот – храм-темница. В ней, с закованными ногами, он провел ночь перед казнью. Наверху — Голгофа. Крест для нее привезли по заказу самого Никона — из Иерусалима.

А напротив входа в храм установлен камень миропомазания, на котором лежал Иисус, снятый с креста. На камне видна трещина — от фашистского взрыва. А справа от входа был похоронен патриарх Никон.

Адрес: Истра, ул. Советская, 2

Координаты: 55.921516, 36.852486

Режим работы: 7:30-18:30 (пн.-пт.); 7:30-20:00 (сб.),

Официальный сайт: n-jerusalem.ru

Видеоэкскурсия по Воскресенскому Ново-Иерусалимскому монастырю

Видео: Рушан КАЮМОВ

История

Монастырь начали строить при патриархе Никоне в 1656 году. Работали и в то время, когда тот попал в опалу у царя Алексея Михайловича. Работы продолжались при Елизавете Петровне (18-й век) и при Екатерине Второй, после того, как монастырь пережил сильный пожар. В 19-м веке это был центр паломничества.

Во время богоборческих 1930-х, когда монастырь был уже давно закрыт, расстреляли местных монахов. И вдруг… пропала вода в святом источнике. Люди до сих пор не могут понять, как такое произошло. Рассказывают только, что вода появилась вновь, едва в конце 1990-х монастырь вернули церкви и освятили.

С тех пор принялись за восстановление былой мощи и красоты. Говорят, были случаи исцеления от самых страшных недугов. Но для этого, как уточняют местные, надо не только молиться с верой, но и делать по жизни добрые дела.

Карта намоленных мест Подмосковья

Интересные факты

Вот что рассказал о Новом Иерусалиме Владимир Егоров, экскурсовод из Истры.

  • У одной из башен по периметру стены осиновая крыша. Как напоминание о предательстве: ведь Иуда повесился на осине. Именуется башня Гефсиманская, по названию сада, где предали Христа.
  • Крест для Голгофы привезли из Иерусалима. Во время Великой Отечественной, когда немцы взорвали Воскресенский собор и все было объято огнем, крест рухнул на землю, но не сгорел! После взрыва собора кувуклия с Гробом Господнем тоже уцелела. Предполагается, что люди будут приезжать не просто посмотреть на архитектуру, но и помолиться. Ведь человек приходит в дом к Богу, как ребенок приходит к отцу. У патриарха Никона была идея объединить здесь людей, чтоб они вместе приезжали, молились, ценили жизнь и друг друга, желали друг другу добра.

Что посмотреть на территории монастыря

Воскресенский собор

На первом и втором ярусах Воскресенского собора находятся 44 церкви.
Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Внутри него находятся 44 церкви на первом и втором этажах. Поочередно в них (но не во всех) идут службы. Здесь же находится кувуклия с Гробом Господнем. Туда всегда стоит очередь: не пугайтесь, идет она быстро. У входа в кувуклию внимательно посмотрите на пол: реставраторы оставили часть старого настила из булыжников. Представьте, сколько веков до вас по нему ходили люди! И сам Никон, и царь Алексей Михайлович. Не забудьте запрокинуть голову вверх: над вами раскинется невероятной красоты купол высотой примерно с 12-этажный дом. В диаметре он 28 метров, это почти десятиэтажка.

Читать еще:  Приснилось видеть чужую женская сумка. Сонник: сумка женская

Иордан

По пути к Иордану вы увидите скит патриарха Никона. Сейчас его можно осмотреть только снаружи.
Фото: Ирина БЫСТРОВА, lori.ru

По пути к реке вы увидите скит патриарха Никона. Внутрь никого не пускают, но вы отчетливо представите, как он жил тут, ходил на рыбалку, принимал гостей, омывая… им ноги. Да-да, была такая традиция.

Храм Константина и Елены

С восточной стороны к Воскресенскому собору примыкает церковь Константина и Елены.
Фото: Ольга МЕДВЕДЕВА

Римский император, принявший христианство, и его мать, которая в четвертом веке нашла место погребения Иисуса, — храм их имен стоит в Новом Иерусалиме.

Святой источник

В 1930-х годах вода в источнике вдруг пропала и появилась вновь в конце 20 века, когда монастырь был возвращен верующим.
Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

33 ступени вниз (по числу земных лет Христа) от храма Константина и Елены — и вы у источника. Того самого, который вдруг заглох в годы богоборчества, будто наказывая за неверие и издевательство над храмами. Источника, в котором больше никогда не должна пропасть вода.

Какие святыни хранятся

  • Гроб Господень. Главная святыня, которая есть в Ново-Иерусалимском монастыре. Он находится в кувуклии — небольшой купольной часовне: точь-в-точь такой же, как в израильском Иерусалиме.
  • Голгофа с крестом. «Голгофа» с еврейского переводится как «лобное место». То место, где был распят Иисус. Обратите внимание на кипарисовый крест внутри Голгофы. Патриарх Никон заказал его в Палестине.
  • Мощи Святой Татьяны, привезенные из Иерусалима еще при царе Алексее Михайловиче его сестрой. Она сама паломником ездила в святые места. Достоверно неизвестно, как именно она добиралась, но есть свидетельства, что в те времена многие паломники шли на палестинские земли пешком.

Ново-Иерусалимский монастырь в культуре и искусстве

Колокольни монастыря обожал писать кубист Аристарх Лентулов, четыре его работы посвящены “копии святой Земли”. Вспоминали золотые купола, мелодичный говор звонницы и камень миропомазания поэты Сергей Панченко, Федор Кормухин, Александр Бобров.

Впрочем, Ново-Иерусалимский монастырь и сам по себе является храмом искусства, ведь еще недавно в его стенах располагался музей с одноименным названием. Его фондовое собрание насчитывает 180 тысяч единиц и включает археологические, исторические, этнографические и художественные коллекции. Посмотреть на шедевры Айвазовского, Шишкина, Левитана, Пикассо, Кустодиева, Дюрера, Фалька, Фаберже приезжали из Москвы и многих других городов.

Слева: фрагмент картины А. Лентулова «Церкви. Новый Иерусалим» (1917)/Репродукция
Справа: фрагмент картины А. Лентулова «Ворота с башней. Новый Иерусалим» (1917)/Репродукция

Три года назад музей получил собственное здание в 300 метрах от монастыря, и почти сразу же здесь открылась постоянная экспозиция “Русское искусство. Церковное и светское искусство XVI — начала XX века”. Здесь собраны предметы живописи, иконописи, скульптуры, мебели и декоративно-прикладного искусства из коллекции музея. Большая часть поступила в собрание музея в послереволюционный период.

Теперь посетители могут увидеть еще и экспозицию “Особая кладовая”. Она объединяет предметы декоративно-прикладного искусства из драгоценных металлов 16–20 веков: шитье, предметы церковного обихода, произведения русских мастеров эмали и бытового серебра.

Экспертное мнение

Архимандрит Феофилакт, наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря:

«Окрестности Истры изменили на библейские прообразы»

— Новый Иерусалим — живое воплощение пятого Евангелия (так называют Святую Землю), в котором сама земля и все, что на ней благовествуют о днях земной жизни Иисуса Христа. Явление уникальное, не имеющее аналогов в мировой христианской культуре. Здесь даже названия окрестностей Истры были условно изменены на евангельские или библейские прообразы. Так река Истра становится Иорданом, четыре холма под монастырем стали горами Сион, Елеон, Фавор и Ермон, появляется Гефсиманский сад и Кедронский поток, образуются свои Вифлеем, Назарет, Галилея и Вифания, возникает Иудина земля и Иосафатова долина.

Для Нового Иерусалима очень актуальны слова народной мудрости: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Поэтому, чтобы лучше понять феномен личности Святейшего Патриарха Никона и оценить его грандиозный замысел, увидеть красоту и благолепие созданной им святой обители, стоит посетить этот монастырь.

Александр Авдеев, доцент кафедры истории России и архивоведения исторического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университет:

«Надписи в Воскресенском соборе содержат шифр»

— В стенах монастыря патриарх Никон создал интеллектуальную школу, и с произведениями его учеников, вырезанными на белокаменных плитах, можно ознакомиться в Воскресенском соборе. Справа от южного входа в собор можно увидеть огромную надпись – стихотворную летопись, посвященную истории создания Воскресенского монастыря. А на белокаменной плите, установленной в изножии гробницы патриарха Никона, высечена стихотворная эпитафия Святейшему, автором которой был его ученик, архимандрит Ново-Иерусалимского монастыря Герман. Обе надписи содержат загадку для любознательного читателя: по первым буквам каждой строки можно прочитать, кто и с какой целью создал эти произведения.

Путешествие в Новый Иерусалим (Истра) на электричке

Когда мне предложили поехать в тур в Новый Иерусалим, я испытала двойственные чувства. Сначала, слегка подрасстроилась, потому что подумала, что поедем туда на автобусе, а это минимум часа три. Ещё летом мы собирались туда на машине, но подсчитали, что от нас до Истры порядка 120 км и поездка явно не обещает быть лёгкой. Однажды мы возвращались из Рязани 8 часов (!) и с тех пор наш энтузиазм насчет путешествий выходного дня сильно поутих. Но, оказалось, что нашу группу доставит в Истру электричка! Всего 1 час 20 минут — и ты уже на месте! Причем замечу, что это обыкновенный электропоезд, «Ласточки» пролетели бы это расстояние за полчаса. Электрички, конечно, сейчас сильно изменились и превратились в очень комфортабельный вид транспорта. До той же Тулы, на машине ехать часа 4 не меньше, на электричке — меньше двух и это очень здорово!

Рижский вокзал. Утро. Электропоезда

К сожалению, «Ласточек» на этом направлении пока нет.
Путешествуем мы с «Центрльной пригородной пассажирской компанией» (ЦППК). Это самая крупная из 22 существующих в России ППК, обслуживающая пассажиров на всех направлениях Московской железной дороги.
Маршрут нашего электропоезда: Москва (м. Рижская) — Москва (м. Дмитровская) — Гражданская — Красный Балтиец — Ленинградская (МЦК) — Покровское-Стрешнево — Тушино (м. Тушино) — Трикотажная — Павшино — Красногорская — Опалиха — Аникеево — Нахабино -Малиновка — Дедовск — Миитовская — Снегири — Пл. 50 км — Мнихино-1 — Троицкое — Истра.
Билеты «туда-обратно» стоят — 300р.

Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь

Новый Иерусалим на Истре — это очень и очень сложная тема. Которая не объясняется в нескольких словах, да и глубина её понятна не каждому.
Центр монастыря — Воскресенский собор с примыкающей к нему (подземной) церковью св. Елены и Константина. Архитектура картинки перед глазами — очень нестандартная, или правильнее сказать, не классическая православная, не совсем русская. Такой сплав из разных культур и времён, но под золотыми православными крестами. Очень интересно, и очень любопытно. При визуальном осмотре включаются совсем другие органы восприятия, ты напряженно всматриваешься, ищешь, ждешь, обдумываешь увиденное.

Этот скромный домик есть Царские палаты!

Воскресенский собор — украшен очень яркими и красивыми поливными изразцами. Собор буквально опоясан изразцовыми лентами. Купола — золотые, но разной формы. Поражает один купол — огромный конус-шатер с ярусами из «окошек» и венчающей всё золотой рубчатой маковкой.

На территории монастыря:
1. Надвратная Входоиерусалимская церковь
2. Воскресенский собор и подземная церковь Елены и Константина
3. Церковь Рождества Христова и Трапезные палаты (музейная экспозиция),
4. Палаты царевны Татьяны Михайловны, Палаты «монастырских детёнышей», Трапезные палаты, Караульные палаты, Солодёжные и кузнечные палаты, Красный погреб
5. Архимандричьи покои и Братский корпус,
6. Надвратная Елизаветинская башня (вход в Гефсиманский сад),
На территории Гефсиманского сада:
7. Скит Патриарха Никона
8. Источник «Силоамская купель»,
а также Музей деревянного зодчества (Гефсиманский сад), в котором есть:
9. Часовня,
10. Изба Кокориных,
11. Мельница,
12. Выставочный корпус и Чайный зал.

Читать еще:  Краткая справка об истории поместных соборов русской православной церкви. Поместный Собор Русской Православной Церкви

Мы идём в Воскресенский собор

Что нужно знать

Если бы мы не попали в Новый Иерусалим, и если бы я не стала искать информацию о его истории, то, наверное, так и думала бы о патриархе Никоне — основателе этого монастыря — шаблонными описаниями: «недалёкий, капризный, жадненький, упёртый, виновник Раскола». Но ко мне пришли очень интересные материалы, читая которые, понимаешь, насколько неоднозначна наша (вообще вся) история, и насколько стерилизована русская история в учебниках, которая потом и является чуть ли не основным источником знаний в жизни о том или ином времени/персонаже для человека. И если сам потом в будущем не поинтересуешься историческими неясностями или не будешь профессионально связан с историей, то так и останешься напичканным сочинённым кем-то кастрированным стандартом.

Историческая иллюстрация или Путь к Русской Палестине

В Европе помимо видимых атрибутов высшей власти (трон, корона, подчинение), существовала тайная сакральная идея наследования христианско-православной империи от византийских императоров, в свою очередь наследовавших её от римских. Иными словами — Римская империя есть настоящая законная представительница истинного царствия на земле. Византия её преемница и хранительница православия. И для всего православного народа византийский император — верховный глава, а патриарх константинопольский — представитель вселенской церкви.
Суть и цели идеи «Рим — Константинополь» (Второй Рим) заключалась в следующем: сохранение чистоты православия, противостояние натиску иноверцев, борьба с ересями, защита православной веры.
В 17 веке в наследственной властной цепочке появляется ещё одно звено — Москва (Второй Константинополь, Третий Рим, Новый Иерусалим). Рима нет, Константинополь пал, кому теперь защищать православную веру? — Москве. Теперь русский царь — законный наследник Византии.

Первые шаги на этом поприще совершает… Иван IV Грозный. Звучит странно. Но это так. Из разрозненного княжества, раздираемого на части боярами княжества, он создаёт царство, «и не просто одно из европейских королевств, а единственный Третий Рим — Новый Иерусалим». Цена решения этой задачи страшная, но… Грозный «достигает того, что по всей Русской земле, по всей его державе — одна вера, один вес, одна мера!», правда по ходу дела слишком входит в роль великого римского императора.
И, тем не менее — уже «при Иване Грозном центр Москвы (соборы Кремля, Красная площадь, храм Покрова на Рву (Василий Блаженный) имеют неслучайную (!) Иерусалимскую смысловую символику».
Москва должна стать — «преемницей всех духовно-культурных сокровищ человечества, наследницей великих монархий древности». И действительно, Москва — становится преемницей исчезающей столицы православия Константинополя. (Двуглавые орлы с герба Византии переходят на знамена, башни, монеты и пр. Кремль, стена Китай-города, 14 храмов, Ново-Спасский монастырь и Богоявленский монастырь — несут «третьеримскую символику»).

Москва должна стать Третьим Римом (а рядом с ней, следовательно, должен находиться Третий Иерусалим).
Это означает, что:
Москва — духовная столица мира.
Русь — единственная могучая православная держава мира.

Свою лепту в это сакральное дело вносят все последующие после Грозного монархи — Михаил Романов и его сын Алексей Романов (Тишайший).
И Никон — Патриарх Москвы и Всея Руси.

Патриарх Никон (1605–1681, 76 лет).
Человек сложной судьбы.
Умный, жёсткий, дальновидный, принципиальный.
Место рождения — Нижний Новгород. Национальность — мордвин. Родители — крестьяне. Мирское имя — Никита Минов. Был женат, но в результате семейной драмы он и его жена ушли в монастыри. Она — в Алексеевский женский, он отправился на Соловецкие острова в Анзерский скит. Там был подстрижен в монахи под именем Никон. Вот его портрет: «В его облике угадывалась крепкая крестьянская закваска. Он был высокого роста, могучего сложения, обладал невероятной выносливостью. Характер имел вспыльчивый, возражений не терпел. Он ушёл из скита, вернее, рассорился с основателем скита и всей братией, в бурю бежал с острова на рыбацкой лодке. На материке стал настоятелем захудалого монастыря в Кожеозерской пустыни. Будучи в Москве по делам, произведёт сильное впечатление на молодого царя Алексея Михайловича (Тишайшего). Получит сан Новгородского митрополита. А в 1652 (47 лет) — Никон станет 6-м патриархом Московским и Всея Руси.
Никон построит три крупных монастыря: Иверский монастырь на Валдае, Крестовоздвиженский Кийостровский монастырь в устье Онеги и Воскресенский монастырь Нового Иерусалима под Москвой на реке Истре
С его именем будет ассоциироваться причина Раскола — ему поставят в вину провокационную «книжную справу» — переписку древнеславянских книг-оригиналов по греческим канонам, отказ от старорусских правил, вопиющую смену крестного знамени двумя перстами на «щепоть» — приведшее к старообрядческим бунтам.
Но… только историки вам скажут, что церковные книги стали переписывать ещё задолго до патриаршества Никона. По велению царя. А казни старообрядцев начались ровно после низложения и опалы Никона. «Все было умело списано на Патриарха Никона, но являлось полностью делом рук светской власти».
Создание Русской Палестины — мест, связанных с земной жизнью и подвигом Господа Иисуса Христа — было главной задачей Никона. Этому он посвятил почти 9 лет своей жизни (1658/53 года — 1667/62 года).

Божественный промысел.
Никон долго идёт к Русской Палестине.
Сначала он примеряется — строит два монастыря на Валдае и на Севере — в них тоже закладывается символичность и Никон набирается опыта.
Иерусалимский Патриарх Паисий дарит ему в это время очень знаковые вещи:
— кипарисовую инкрустированную перламутром модель храма Гроба Господня в Иерусалиме
— книгу «Скрижаль», которая подробно объясняет символику храма, а также других образов и символов церкви. А также ему привозят с Востока книгу «Проскинитарий», дающую подробное описание храма Гроба Господня в Иерусалиме и его обмеры.
Книга потрясает Никона, а кипарисовая модель храма Христова Воскресения наводит на мысль о создании подобного на Руси. Размеры есть. Теперь — нужно найти, «увидеть» правильное место. И оно приходит. Боярин Бобарыкин продаёт земли на реке Истры у села Воскресенское.

Архитектурный замысел.
Никон решает создать два главных топографических образа на Земле Русской из Земли Обетованной. Новый Иерусалим и Русскую Палестину.
НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ:
Главный вход в монастырь делают с Востока — или как бы со стороны Елеонской горы. Над воротами входа ставят церковь Входа Господня в Иерусалим.
Воскресенский собор — почти точная копия храма Гроба Господня в Иерусалиме или «евангельская поэма в камне». Он построен на символической Сионской горе.
В нём находятся:
в ю-в части
— место казни Христа или пещерная Голгофская церковь; под ней — придел Усекновения главы Иоанна Предтечи;
на западе, в ротонде (под куполом) — место погребения и воскресения Христа или часовня Гроба Господня или Кувуклия (греч. «царская опочивальня»);
на востоке (с внешней стороны примыкает к собору) — место обретения Креста Господня или церковь св. Елены и Константина с источником;
на севере — придел-темница с церковью во имя Божией Матери с каменными Узами Христа;
в с-в части — придел Успения Пресвятой Богородицы
а также копии — Камня, отваленного от Гроба, Камня повития (или миропомазания), Плиты «середина Вселенной», приделов: Воздвижения Животворящего Креста Господня, Разделения риз, Тернового венца, преподобной Марии Египетской и равноапостольной Марии Магдалины, алтаря и заалтарных церквей, «Жалостного пути» и Голгофы (о ней читай выше) и мн.др.
У Воскресенского собора — 9 глав: 2 главные над ротондой Гроба Господня — символы Вседержителя, остальные — 7 светильников перед ним.
Монастырь окружают деревянной стеной с 8-ю башнями, что соответствует 8-ми воротам древнего Иерусалима времен земной жизни Иисуса Христа. Башни получили библейские наименования: Дамасская, Ефремова, Варуха, Давидова, Сионская, Гефсиманская.

Рядом с монастырем Никон построит себе скит — символ отшельничества. Это небольшой двухэтажный дом с 2-мя церквями: Богоявления Господня и святых апостолов Петра и Павла. Раньше скит стоял на искусственном острове, который обвивался ручьём, который назвали Кедроном — также искусственном притоком Истры-Иордана.

Голгофская Церковь или место казни христа

Источники:

http://nlo-mir.ru/religia/43347-novoierusalimskij-monastyr.html
http://www.kp.ru/russia/podmoskove/mesta/voskresenskij-novo-ierusalimskij-stavropigialnyj-muzhskoj-monastyr/
http://www.tourister.ru/responses/id_25262

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: