Какие 7 таинств признает католицизм. Таинства католической церкви

Какие обряды и чем именно отличаются у православных и католиков?

В Православной и Католической церквях действуют одни и те же таинства, но обряды их проведения несколько отличаются. В обеих церквях присутствуют семь таинств – крещение, миропомазание (конфирмация), покаяние (исповедь), причащение (евхаристия), брак, священство, елеосвящение. Отличия в совершении обрядов в основном обусловлены исторически сложившимися формами осуществления таинств и церковно-правовыми предписаниями.

Крещение

Различия этого таинства заключается в том, что католики обряд совершают за счет троекратного поливания головы крещаемого водой, а в Православной церкви обряд совершают путем трехкратного погружения в воду. Обе церкви предписывают верующим крестить детей вскоре после рождения. А взрослые, желающие принять крещение, должны подготовиться к этому таинству и пройти катехизацию. В переводе с греческого языка катехизация буквально означает «устное научение». То есть, человек перед тем, как принять крещение, изучает основы христианской веры, таинства и догматы церкви. Такой подход способствуют осознанному приобщению к церкви и к ее таинствам.

«Вероучение православное и католическое должен представлять себе каждый христианин. Другой вопрос, что и в православии, и в Католической церкви процесс катехизации зависит от местных условий, но, в принципе, сама по себе катехизация совершается и у католиков, и у православных», — рассказывает священник, декан исторического факультета Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета Андрей Постернак.

Миропомазание или конфирмация

В Православной церкви миропомазание совершается сразу после крещения (включая младенцев), а в Католической церкви конфирмацию откладывают до того возраста, когда вера принимается человеком вполне сознательно. Право совершения миропомазания принадлежит только епископам и священникам.

«У католиков разделены два таинства — таинство крещения и таинство миропомазания. В Православной церкви они совершаются одновременно. Если крестят младенца или взрослого человека, оба таинства совершаются сразу. А у католиков, если крестят младенцев, то его сразу не миропомазывают. Это таинство происходит по достижению сознательного возраста, примерно в 13 -14 лет, и называется конфирмация. Это особое таинство, с миропомазанием. Во время конфирмации впервые причащают Святых Христовых Таин. Младенцев в Католической церкви не причащают. В православии так не принято, поскольку миропомазание совершается сразу, то ребенка можно сразу и причащать. Если ребенок растет в церковной семье, то он, таким образом, не лишен церковных таин», — говорит священник.

Проведение богослужений

Есть отличия и в проведении богослужений в обеих церквях. По словам Постернака, в Католической церкви практически все время совершается только одна месса — аналог нашей божественной литургии. Месса может совершаться несколько раз в любое время дня в одном и том же храме, а в православной традиции это не принято.

«Литургия может совершаться в одном храме только в одном алтаре и только один раз в день. Она проходит, как правило, утром, потому что все причащаются натощак. Кроме литургий в Православной церкви совершается большое количество служб — это вечерние службы, всенощные и утренние. У католиков этого нет, они иногда совершают молитву, посвященную Божией матери, которая называется «Розарий». А всенощных, утренних и вечерних служб у католиков нет. Нет также молебнов, акафистов, католики совершают их крайне редко, при каких-то особых случаях. Кроме этого, католики перевели все богослужебные тексты на национальные языки. Традиционный латинский язык, на котором совершались службы у католиков в Средневековье, практически уже не используется при богослужении. В каждом храме в католической стране можно услышать службу на родном языке. В православном храме по-прежнему служба совершается на церковно-славянском языке», — говорит Постернак.

Во время богослужений католики, как правило, становятся на колени, в то время как православные прихожане обычно стоят.

Покаяние или исповедь

Во время этого таинства верующий исповедует свои грехи Богу в присутствии священника и получает через него прощение от Иисуса Христа. Для получения прощения грехов от исповедующегося требуется примирение со всеми ближними, искреннее осознание своих грехов и истинное их исповедание. Исповедь у католиков и у православных проводится в разной форме. В православном храме для совершения этого таинства отведено особое место. Во время исповеди верующий в присутствии священника, перед Крестом и Евангелием исповедует свои грехи Богу, после чего священник совершает над склоненной головой кающегося особую, разрешительную молитву. В католическом храме священники уединяются с кающимися в специальные кабины с решетчатыми перегородками — исповедальни или конфессионалы, которые размещены в удаленной части церкви.

Отличается также и необходимость совершения этого таинства. У православных исповедоваться необходимо перед литургией и причастием. «Перед литургией обязательно нужно исповедаться. По крайней мере, человек это должен сделать незадолго до причастия. У католиков исповедь и причастие не разделены, и поэтому такого обязательного требования, как исповедоваться перед причастием, у них нет», — говорит священник.

Таинство брака

Таинство брака совершается в присутствии священника, жениха и невесты, изъявивших желание жить совместно. Римско-католическую церковь отличает от Православной полное исключение разводов.

«В Католической церкви брак считается нерасторжимым, у них не существует практики второго венчания, и развода церковного у католиков не существует. Православная церковь развода как такого тоже не признает, но существует особый чин для второбрачных при особых условиях, которые оговариваются в каждом случае с епископом, с иереем. Может быть допущен второй чин венчания для людей, которые второй раз вступают в брак. У католиков этого нет», — объясняет священник.

Читать еще:  Как праздновать казанскую 4 ноября. День Казанской иконы Божией Матери: история и приметы праздника

Священство

В этом таинстве христианин, удостоенный рукоположения в диакона, священника или епископа, возводится в соответствующую степень священства для особого церковного служения. Совершать таинство священства может только епископ. Рукоположение в епископа обычно выполняют несколько епископов. У католиков сегодня признается принцип безбрачия духовенства, так называемый целибат, возведенный папой Григорием VII в закон. Нецелибатными могут быть только диаконы.

«Существуют определенные отличия у таинства священства, а именно, чинопоследования. В православии признается рукоположение католиков. Если католический священник решит перейти в православие, то его специально рукополагать никто не будет, также как и наоборот. Таким образом, таинство священства взаимно признается и у католиков, и у православных при определенных условиях. Если говорить о православных священниках, то участвовать в католических таинствах они не могут. У нас нет евхаристического общения и поэтому ни причащаться, ни исповедаться священники не могут, как и креститься в католических храмах. У католиков в этом отношении более мягкие условия, они, например, готовы, принимать православные таинства. Другой вопрос, что с нашей стороны такого взаимного общения не существует», — говорит Постернак.

Елеосвящение (соборование)

Соборование совершается одним или несколькими священниками и состоит из молитв и помазания лба и ладоней соборованного освященным елеем. В отношении этого таинства особых отличий нет. Однако православных церквях этот обряд проводят не только с умирающими, но и с людьми, здоровье которых ухудшилось.

«Что касается елеосвящения, или соборования, то в Католической церкви по-прежнему сохраняется традиция, связанная с таинством, которое совершается перед смертью. То есть соборование совершают над пожилыми людьми, находящимися у порога земной жизни. В православной традиции такого суждения нет, в соборовании может участвовать любой взрослый человек, но не младенец. В нашей традиции соборование проходит во время Великого поста и в Петров пост», — говорит Постернак.

Семь Таинств католической церкви кратко

Римско-католическая церковь имеет семь святых таинств, которые рассматриваются как мистические каналы божественной благодати, установленные Христом.

Каждый проводится обрядом, который отражает невидимую, духовную сущность причастия. В то время как некоторые таинства принимаются только один раз, другие требуют активного и постоянного участия в воспитании «живой веры».

Крещение

Крещение рассматривается как таинство допуска к вере, приносящее освящающую благодать крещеному. В католицизме крещение младенцев является наиболее распространенной формой, но некрещеные дети или взрослые, желающие присоединиться к вере, также должны получить причастие.

Человек должен быть крещен только один раз в своей жизни, и католическая церковь признает крещения, совершенные большинством других христианских конфессий, как действительные.

В обряде крещения святая вода обычно окропляется или льется на голову священником, который одновременно призывает Троицу словами: «Я крещу вас во имя Отца, Сына и Святого Духа». Говорят, что старое Я умирает в водах, и появляется новое Я, отражающее смерть и воскресение Христа. Учитывая, что причастие понимается как условие спасения, любой, даже не крещеный человек, может крестить кого-либо, как того требует ситуация.

Евхаристия

Евхаристия, или Святое Причастие, является еще одним таинством посвящения и может приниматься ежедневно при желании. Это центральный ритуал католического богослужения.

Первое причастие крещеного ребенка обычно отмечается в возрасте семи или восьми лет, и ему предшествует первое исповедание (таинство примирения). Во время мессы священник освящает хлеб и вино, элементы Евхаристии, которые заключены в теле и крови Христа.

В качестве памятника жертвы Христа на кресте и в отражении Его Тайной вечери со своими учениками, собрание затем разделяет священную трапезу. Специальные миряне (то есть не священники) обучены приносить освященные элементы больным домой, чтобы в причастии могли участвовать все католики.

Конфирмация

Конфирмация является третьим таинством посвящения и служит для «подтверждения» крещеного человека в его вере.

Обряд конфирмации может иметь место уже в возрасте 7 лет для детей, которые были крещены в младенчестве, но обычно принимается около 13 лет. Оно совершается сразу после крещения новообращенных.

Епископ или священник совершает обряд, который включает возложение рук в молитве и благословении и помазание лба с помощью святого масла со словами: «Будь опечатан дарами Святого Духа». «Запечатывание» человека как члена церкви, обряд конфирмации означает внутреннее присутствие Святого Духа, который, как полагают, дает силу жить жизнью веры. При подтверждении католик может символически взять имя святого в качестве своего покровителя.

Примирение

Таинство Примирения, также известное как «Исповедь» или «Покаяние», рассматривается как возможность для обновления и может совершаться так часто, как это необходимо.

Некоторые католики участвуют еженедельно до получения Евхаристии, в то время как другие могут искать причастие только во время периодов Великого поста.

Примирение — это способ получить от Бога прощение за грехи, в которых грешник искренне раскаялся и возвращает грешника к общению с Богом и Церковью. Причастие требует, чтобы человек взял на себя полную ответственность за свои грехи, как мысли, так и действия. Во время обряда, грехи сообщаются в частном порядке священнику, которого считают целителем, помогающим процессу.

Священник обычно назначает акты покаяния, такие как конкретные молитвы или акты реституции, для совершения в следующие дни. В конце исповеди возносится молитва о раскаянии, и недавно освобожденному католику настоятельно рекомендуется воздерживаться от повторения этих грехов.

Помазание больного

Помазание больного, ранее известное как чрезвычайное помазание — это таинство, которое совершается для того, чтобы дать силу и утешение больным и мистически соединить их страдания со страданиями Христа.

Читать еще:  Что означает праздник 19 августа преображение господне. Любимые августовские праздники - три Спаса

Это причастие может быть дано тем, кто страдает от серьезного заболевания или травмы, тем, кто ожидает операции, ослабленным пожилым людям или больным детям, которые достаточно взрослые, чтобы понять его значение.

Человек может принимать причастие столько раз, сколько необходимо в течение своей жизни и человек с хроническим заболеванием может быть снова помазан, если болезнь ухудшится. Обряд может быть выполнен в доме или в больнице священником, который молится за человека и помазывает его голову и руки святым маслом.

Священник может также совершать причастие Евхаристии, если человек не может получить его и может услышать исповедание, если это необходимо. Если человек находится на грани смерти, священник также назначает особое апостольское благословение, что известно как последние обряды.

В католицизме брак — это таинство, которое крещеный мужчина и крещеная женщина совершают друг с другом через свои брачные обеты и пожизненное партнерство.

Учитывая, что в католическом сакраментальном браке отражается союз Христа с церковью как его мистическим телом, брак понимается как неразрывный союз. Обряд обычно происходит во время мессы, а священник служит свидетелем взаимного согласия пары.

Брачный союз используется для освящения как мужа, так и жены, привлекая их к более глубокому пониманию Божьей любви, и призван быть плодотворным, чтобы их дети воспитывались в учениях церкви.

Рукоположение

Посвящение, или Рукоположение, является таинством, которое доступно только мужчинам. Как и в случае с крещением и конфирмацией, причастие передает особый неизгладимый «характер» душе получателя.

Во время обряда, который обычно происходит во время особой воскресной мессы, совершается молитва и благословение, когда епископ возлагает руки на голову человека. В случае рукоположения священников и епископов этот акт наделяет сакраментальную власть рукоположением (для епископов), крещением, конфирмацией, свидетельством браков, освобождением от грехов и освящением Евхаристии.

Диаконы могут крестить, свидетельствовать о браках, проповедовать и помогать во время мессы, но они не могут освящать Евхаристию или слышать исповеди. За исключением женатых дьяконов, порядок, восстановленный Вторым Ватиканским Собором, все рукоположенные мужчины должны быть безбрачными.

Православие и католицизм

Основные вероучительные различия между православием и католицизмом

Православие

Католицизм

Соблюдает и проповедует учение об исхождении Святого Духа от Отца; отрицает Его исхождение «и от Сына».

Принимает учение об исхождении Святого Духа от Отца, но вместе с тем исповедует, что Он исходит «и от Сына».

Различает в Боге сущность и энергии, являющиеся проявлением сущности. Исповедует нетварное происхождение Божественных энергий, проистекающих от Отца через Сына в Духе Святом.

Считает энергию Троицы тварной: купина, слава, свет и огненные языки Пятидесятницы полагаются ими тварными символами, которые, однажды зародившись, затем перестают существовать.

Определяет благодать как нетварное Божественное действие, направленное в мир, в том числе — на спасение человека. Посредством благодати человек очищается от греха, просвещается светом Божественного учения, освящается, совершенствуется, возрастает возрастом духовным.

Считает благодать следствием Божественной Причины, подобным акту творения.

Любовь есть общее свойство трех Божеских Лиц. Отец, Сын и Святой Дух пребывают в вечной взаимопроникающей любви. Божественная любовь непрестанно изливается в мир от Отца через Сына в Духе Святом. В этом отношении она интерпретируется как Божественная энергия, единая энергия всех Божеских Лиц.

Святой Дух трактуется как любовь (связь) между Отцом и Сыном, между Богом и людьми.

Прославляет величие и святость Божьей Матери, но при этом подчеркивает, что изначально Она была причастна первородному греху, как и все люди, произошедшие от Адама и Евы, за исключением Господа Иисуса Христа.

Утвердила догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что первородный грех не коснулся Матери Спасителя.

Признает Вселенскими семь Соборов, прошедших до раскола 1054 г.

Признает Вселенскими двадцать один собор, в том числе проходившие после раскола 1054 г.

Отвергает догмат о непогрешимости папы (безошибочности утверждений в области вопросов веры, высказанных в официальном порядке) и его главенство над всеми христианами. Признаёт Единым Главой Церкви Господа Иисуса Христа.

Ввёл новый догмат, согласно которому, папа, высказываясь официально, обладает авторитетом непогрешимости в вопросах веры. Кроме того, папа признаётся наместником Христа на земле.

Принимает учение о мытарствах как о символически, образно выраженной форме осуществления Частного Суда, совершаемого при участи ангелов и демонов под контролем Высшего Судьи, в виде прохождения душой умершего испытаний на греховность и праведность.

Утвердила догмат о чистилище. В загробной жизни существует чистилище — состояние между адом и раем. Здесь в течение срока, который зависит от важности и количества грехов, души усопших терпят разнообразные муки.

Истинный Совершитель всех таинств – Сам Христос, священнослужители же суть только сослужители Христовы. Например, при Крещении Православный священник произносит безлично: «Крещается раб Божий. ». Другой пример: Совершителями последования Таинства Брака являются епископ или пресвитер, испрашивающие брачующимся у Бога благодатную помощь во всем и благословение на рождение и христианское воспитание детей, но само Таинство совершается Господом Иисусом Христом, Который есть единственный Источник и Раздаятель благодатных даров, единственный Священник в подлинном смысле слова; христоцентричными по содержанию являются в чинопоследовании Таинства брака апостольское и евангельское чтения.

При свершении таинств личности священнослужителя придается большое значение. Например, католический священник произносит от своего имени: «Крещаю тебя», но не от имени Божиего (что только подразумевается). А совершителями Таинства брака считаются сами брачующиеся.

Причащение и для мирян, и для священнослужителей под двумя видами (Телом и Кровью).

Широко распространено причастие мирян под одним видом (Телом), а священнослужителей под двумя видами (Телом и Кровью).

Читать еще:  Юлий, юлиан. Значение имени

Литургия совершается на квасном хлебе (Просфора).

Месса совершается на пресном хлебе (Гостия).

Святые, прославленные католиками уже после Великой схизмы, не почитаются.

Святые, прославленные православными после Великой схизмы, не почитаются.

Трезвое отношение к мистическим практикам. Некоторые формы мистицизма, принимаемые в католичестве за проявление святости, оцениваются Православными писателями как формы не духовно-мистических, а душевных (психических) практик.

Мистические практики, связанные с усиленным представлением (медитацией) страданий Христа.

Понимание страстей, как греховных навыков, вошедших в привычку и вросших в душу.

Страсти считаются естественными эмоциями или движениями чувственности, которые склоняют к тому, чтобы действовать — или бездействовать — в соответствии с тем, что человек ощущает или воображает как благое или злое, сами по себе страсти ни хороши, ни плохи. Православному пониманию страсти соответствует католический термин «порок».

Учение об индульгенциях.

Дата Пасхи рассчитывается по александрийской пасхалии.

Дата Пасхи рассчитывается по григорианской пасхалии.

Основные обрядовые различия между православием и католицизмом

Православие

Католицизм

Усопшие особо поминаются на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти.

Усопшие особо поминаются на 3-й, 7-й и 30-й день после смерти.

Миропомазание совершается сразу после таинства крещения, с которым объединено в единое чинопоследование.

Миропомазание совершается после достижения сознательного возраста и называется конфирмацией («утверждением»).

Исповедь совершается обычно открыто, у аналоя.

Для таинства исповеди широко распространены конфессионалы (исповедальни).

Алтарь, как правило, отделён от средней части храма иконостасом.

В храмах отсутствует иконостас, но может сохраняться алтарная преграда.

Алтарь, как правило, ориентирован на восток.

Отступление от традиционной ориентации алтаря на восток значительно чаще, чем в православных храмах.

В одном храме на одном Престоле может служиться лишь одна литургия в день.

Распространена практика многократного служения мессы в одном храме на одном Престоле.

Детей начинают причащать с младенчества.

К первому причастию подходят только в возрасте 7-8 лет.

Наиболее принятый и распространенный вариант совершения крестного знамения — троеперстием, сверху вниз, справа налево.

Наиболее принятый и распространённый вариант в католическом мире — совершение крестного знамения пятью пальцами, открытой ладонью, слева направо.

Целибат обязателен только для монахов.

Священник не может быть женатым и обязан перед рукоположением дать обет безбрачия (кроме грекокатоликов).

Большая продолжительность постов и разные постовые традиции.
Постные дни — среда (воспоминание предательства Спасителя Иудою) и пятница (воспоминание Страстей Христовых).

Постный день — пятница (воспоминание Страстей Христовых Иудою).

Минимальный евхаристический пост составляет шесть часов.

Минимальный евхаристический пост составляет один час.

В православном богослужении музыкальные инструменты не используются.

В католическом богослужении чаще всего используется орган.

Возможность второго и третьего брака для невиновной в разводе стороны.

Брак принципиально нерасторжим.

Праздники, отсутствующие в католичестве: Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы, Происхождения честных древ Животворящего Креста и др.

Праздники, отсутствующие в православии: Сердца Иисуса, Тела и Крови Христовых, Непорочного Сердца Марии и др., а также культ Святого имени Иисуса и др.

Празднование воскресенья — это не перенос ветхозаветного субботнего праздника, но самостоятельный праздник.

Воскресенье полностью заменило субботу в качестве «Дня Господнего».

Принят термин «освящение воды».

Принят термин «благословение воды».

Православное духовенство, преимущественно, носит бороду.

Католическое духовенство, как правило, безбородо.

Отсутствие беатификации при причислении к лику святых.

Причисление к лику святых осуществляется в два этапа: беатификация и канонизация.

Монастыри различаются лишь уставом.

Католическое монашество разделено на ордена и конгрегации.

В оформлении храмов скульптура представлена незначительно (чаще всего Распятие на кануне в храме).

В большинстве храмов есть скульптурные изображения, а также изображения стояний Спасителя на Крестном пути, используемые во время богослужения Крестного пути.

Используются юлианский, новоюлианский, григорианский календари.

Используется григорианский календарь.

Наиболее значимые сходства православия и католицизма

Православие

Католицизм

Основой всей жизни является Господь Иисус Христос.

Верующие стремятся жить по заповедям Христовым.

Исповедуют веру в Святую Троицу, Бога, единого в Трех Лицах — Отца, Сына и Духа Святого.

Имеют апостольское преемство.

Имеют семь церковных Таинств.

Признают авторитет Священного Писания и Священного Предания.

Разделяют общее духовное Предание первого тысячелетия христианства.

Почитают Марию, Мать Господа нашего Иисуса Христа, как Приснодеву и Богородицу.

Имеют ряд общих святых, живших до Великого Раскола 1054 г.

Имеют общее представление о семье.

Призывают каждого к уважению неотъемлемого права на жизнь, не приемлют аборты, эвтаназию и др. способы умерщвления человека.

Не признают гомосексуальные браки.

Осуществляют проповедь Евангелия Христова в современном мире.

Взаимное влияние православия и католицизма

Влияние православия на католицизм

При своем создании грекокатолические общины отталкивались от византийской литургической традиции.

Восточная традиция оказала заметное влияние при реформировании римской мессы после Второго Ватиканского собора.

В католичестве стабильно растет интерес к православной иконе, образцы которой сегодня можно видеть во многих латинских храмах.

Внимание католиков в настоящее время нередко привлекают работы православных богословов.

Признание авторитета святых, прославленных Православной Церковью уже после Великого Раскола, например: Иоанн Кронштадтский, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, однако без прославления в католической церкви

Влияние католицизма на православие

Первоначально концепция семи таинств встречается у Петра Ломбардского (XII в.) и Томаса Аквината (XIII в.) на католическом западе.

Схоластика долгое время была характерной чертой русской богословской мысли, так как свт. Петр (Могила), основавший Киевскую Духовную Академию, и его коллеги получили образование в католических школах.

Православная иконопись некоторое время находилась под влиянием католической. Это относится и к формированию «фряжского стиля», и к практически полному переходу русской иконописи в XVIII—XIX столетиях на академическую манеру.

Католическая традиция имела влияние на православную храмовую архитектуру времен Российской империи.

Под католическим влиянием возникли некоторые богослужения, например, пассия.

Источники:

http://aif.ru/society/religion/kakie_obryady_i_chem_imenno_otlichayutsya_u_pravoslavnyh_i_katolikov
http://tagient.com/sem-tainstv-katolicheskoj-cerkvi-kratko/
http://azbyka.ru/shemy/pravoslavie-i-katolitsizm.shtml

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector