Как живется христианам в эфиопии. Эфиопия

Как живется христианам в Эфиопии

Поднимите руки те, кто помнит, что Эфиопия — одна из древнейших христианских стран? По случаю недавно прошедших в стране парламентских выборов «Лента.ру» решила рассмотреть через объектив фотокамеры религиозные аспекты жизни наших африканских братьев во Христе. Ведь в Эфиопии, как и в России, большинство населения исповедует именно православие, правда немного другую его ветвь.

Христианство пришло в Эфиопию за века до европейского раскола на католиков и православных. Многие теологи считают эфиопскую религию «настоящим» христианством, не поддавшимся религиозным распрям и нововведениям.

Сегодня большинство населения Эфиопии придерживается так называемого монофизитского вероисповедания (так же, как коптская, армянская, сирийская и малабарская церкви). А вообще конфессиональная структура страны такова: христиане-миафизиты — 50,6 процента, протестанты — 10,2 процента, мусульмане — 32,8 процента, аборигенные культы — 4,6 процента, все прочие религии — 1,8 процента.

Православие, духовность, Эфиопия

Как живется христианам в сердце Африки

Фотографии: Siegfried Modola / Reuters

Кроме священников, в Эфиопии есть дэбтеры — что-то вроде посредников между классическим духовенством и мирянами. Эти очень эрудированные люди часто исполняют обязанности лекарей в деревнях и считаются чуть не обладателями сверхъестественных способностей.

Воскресная служба в столице страны Аддис-Абебе

До 1959 года Эфиопская православная церковь была частью Коптской церкви. Однако в 1960-м император Хайле Селассие провозгласил автокефалию, а спустя четыре года Эфиопскую церковь признали и копты.

В крупнейшем храме столицы «Медане алем»

Главный символ веры, как и у всех прочих христиан, конечно же, крест. Вот только чтят его в Эфиопии иногда очень своеобразно: женщины наносят татуировку с символом веры себе на лоб. Осеняют себя крестом двумя пальцами, но не как католики, а скрестив два соседних пальца. И, пожалуй, главное отличие — отсутствие догмата Святой Троицы. Здесь верят не в триединство, а просто в единого Бога. Иисус Христос в понимании эфиопов и есть Господь. В остальном разночтений с другими христианами немного: воскресным утром в Аддис-Абебе, как и в Афинах, Москве или Ереване, спешат на службу в церковь.

Обряд крещения в храме «Медане алем»

Согласно переписи 1994 года (последние на данный момент достоверные данные о религиозном составе Эфиопии), к христианам себя относят более 60 процентов населения страны. Половина из них принадлежат Эфиопской церкви, еще 10 процентов — протестанты и около процента — католики.

В столице страны не видно мусульман. Приверженцы ислама, которых в стране около 30 процентов, живут в основном в дальних провинциях. Кроме того, в Эфиопии сохранилось и немного последователей различных африканских культов.

Статуя Иисуса Христа у «Медане алем»

Эфиопы-христиане придерживаются некоторых заповедей Ветхого Завета, которые большинством христиан других церквей не соблюдаются. Это, в частности, законы о пище или обрезание младенцев мужского пола, совершаемое, согласно Ветхому Завету, на восьмой день после рождения.

Православный хор на обочине дороги в Аддис-Абебе

Православные праздники признаны в стране государственными. Эфиопы не ходят на работу в Рождество, Крещение и на Пасху. Кроме того, в конце сентября широко отмечается день Мескельского Креста. По преданию, в этот день Елена, мать императора Византии Константина, после долгих поисков смогла отыскать в Иерусалиме величайшую святыню христианства — Крест Господень, на котором принял смерть Иисус Христос.

В честь этого события императрица Елена зажгла на главной площади Иерусалима костер. Легенда гласит, что пламя взвилось так высоко, что его было видно даже в Эфиопии. Это случилось в начале IV века, и с тех пор Мескель отмечается ежегодно.

Как правило, Мескель в Аддис-Абебе празднуют на центральной площади города, которая носит то же название, что и праздник. Посреди площади из желтых цветов воздвигают конусообразное сооружение, которое венчает крест. После речи патриарха, благословляющего народ Эфиопии, начинается праздничное представление.

В одном из городских кафе

Во время Мескеля по площади проходят воспитанники воскресных школ, одетые в яркие наряды с вышитыми на груди крестами. Они исполняют религиозные песни, танцуют и разыгрывают спектакли по библейским сюжетам.

После захода солнца наступает кульминация праздника. Патриарх с факелом в руках в сопровождении свиты трижды медленно обходит цветочный стог, а затем поджигает его. В считанные минуты разгорается огромный костер, вокруг которого начинаются песни и танцы.

В пекарне в старой части Харэра — города на востоке страны

Харэр считается исламским центром Эфиопии. Здесь проживает 122 тысячи человек. Основной национальный состав — оромо, амхара, сомалийцы, гураге и тиграи.

Мужчина отпускает орла в Харэре

Согласно Евсевию Памфилу и Новому Завету, христианство принес в страну в первом веке апостол Филипп. Первым христианским просветителем эфиопов считается римский гражданин из Тира Фрументий, потерпевший кораблекрушение на африканском побережье Красного моря.

На рыночной площади Харэра

Вскоре после прибытия в Африку Фрументий заслужил доверие императора Аксему и обратил в христианство его сына Эзану, который впоследствии сам стал императором. В 330 году Эзан объявил христианство государственной религией.

Мальчики катаются на лошадях на окраине Аддис-Абебы

Последний император Эфиопии Хайле Селассие (в переводе с языка геэз — мощь, сила Троицы), который правил страной с 1930 по 1974 годы, был свергнут военными. Считается, что Селассие (до коронации Тэфэри Мэконнын) происходил из легендарной династии потомков царя Соломона. Именно при нем Эфиопская церковь получила автокефалию.

В исторической части Харэра

Удивительно, но потомок Соломона считается одним из воплощений Джа на земле в растафарианстве.

Селассие скоропостижно скончался 28 августа 1975 года. Официально о причинах его смерти не сообщалось, однако по одной из версий императора задушили, а его тело выбросили в отхожее место.

Одна из мечетей Харэра

Долгие годы о местонахождении останков последнего императора Эфиопии было ничего неизвестно. Лишь в 1992 году, после падения прокоммунистического режима Менгисту Хайле Мариама, выяснилось, что тело Селассие все этим годы находилось под полом туалета в императорском дворце. 5 ноября 2000 года останки Хайле Селассие по христианским обычаям с почестями перезахоронили в соборе Святой Троицы в Аддис-Абебе. На церемонии гроб покрывал личный штандарт императора с изображением покровителя Эфиопии — Святого Георгия, повергающего дракона.

Мальчики гуляют на окраине Харэра

Вплоть до XX века Эфиопская православная церковь доминировала и в образовательной сфере. Это изменилось лишь после принятия закона о светском образовании. Сейчас процесс обучения в стране включает в себя шесть лет в начальной школе, четыре года в младших классах средней школы и два года в старших.

Статуя императора Менелика II, который установил современные границы Эфиопии, в центре Аддис-Абебы

Читать еще:  Что значит если снится котенок серый. К чему снится котенок серый

Лишь в 1951 году, впервые за XV веков, Эфиопскую церковь возглавил абуна — эфиоп. Тогда же ее настоятель получил сан Патриарха.

Ночной вид Аддис-Абебы

В 2007 году Коптская и Эфиопская православные церкви торжественно провозгласили единство веры, верность общему свидетельству и готовность углублять и расширять сотрудничество. Несмотря на это копты поддержали полное отделение Эритрейской церкви и раскол Эфиопской церкви.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Эфиопия. Религия счастья

14 мая 2010 в 04:49

Африка! Это мистическое слово всегда пугало и завораживало. Казалось, попасть туда можно только при особых обстоятельствах, будучи очень смелым человеком. В сознании рисовались картины, навеянные телевизионными передачами о путешествиях, Корнеем Чуковским и рассказом знакомого о съеденном крокодилами ученом. Гремучие джунгли, кишащие страшными ядовитыми животными, голод и СПИД, дикие племена людоедов, «Бармалей, который кушает маленьких детей…», языческие и шаманские ритуалы, культ Вуду, бескрайние пустыни, сотни розовых фламинго, стоящих на одной ноге, а главное — большое количество очень-очень черных людей вокруг…

Неожиданно на почту пришло приглашение на день рождения. В письме говорилось «Дорогие друзья! Не думайте, что мой день рождения не состоится. Он будет праздноваться в Эфиопии, и я всех вас приглашаю…» Далее были расписаны самые завлекающие возможности путешествия в эту страну:

самая древняя культура Африки

самые красивые девушки в Африке

самая вкусная еда в Африке

самая мелодичная музыка в Африке

самый большой рынок в Африке

самое большое количество птиц в Африке (более 850 видов)

никаких диджейских вечеринок

и много-много радости.

По моему телу даже прошла дрожь… Ото дня ко дню информации об особенностях путешествия становилось все больше и больше, а вероятность отъезда повышалась. В итоге, преодолев массу предновогодних препятствий, я быстро собралась в Эфиопию.

Единственная из приглашенных, отважившаяся на поездку, и, на удивление, единственная, кто пришел за целый рабочий день получать визу в посольство Эфиопии в Москве! Это была безумная идея.

Как только я решила, что преодолею все и поеду, в городе мне стали встречаться талантливые африканцы и африканская культура в разных ее проявлениях: барабанщики, певцы, африканские мотивы в керамике… Просто раньше я не обращала на них такого внимания и обходила стороной. Теперь же все это стало важной информацией для отъезжающего в неизвестность путешественника.

Московский выхлоп

Мое знакомство с Эфиопией началось с того, как я упала… в обморок, не успев посмотреть на окружающую действительность и десяти минут. Сказались двухдневный перелет Москва – Каир — Аддис-Абеба, легкая простуда, резкая смена климата с холода на жару и сильный перепад высот – столица Эфиопии Аддис-Абеба (в переводе с амхарского языка — «новый цветок») находится на высоте 2000 метров. На следующий день меня знали все в окрестностях гостиницы. Обморок стал своеобразным очищением от московского состояния. Ведь когда ты оказываешься в путешествии, и особенно в Африке, ты должен сбросить с себя все стереотипы, только тогда ты сможешь познать ее.

Аддис-Абеба, молодая столица, один из крупнейших городов Африки, основан императором Менеликом в конце XIX века и служит пристанищем более чем четырем миллионам человек, среди которых четверть составляют нищие и бомжи.

Здесь сразу чувствуется влияние СССР. Эфиопия была одной из многих стран, где СССР проводил социалистический эксперимент на чужой территории. В Эфиопии работали сотни советских военных советников, врачей, учителей, нефтяников, строителей, золотоискателей и агрономов. Город наполнен советскими автомобилями, и прослеживается участие советских архитекторов в строительных проектах. Также известно, что многие эфиопы начиная с советских времен и по сей день имеют возможность получить образование в России.

В первый же день мы услышали эмоциональный рассказ о том, что «русские давали Эфиопии книги, много книг… Фридриха Энгельса и Карла Маркса в отличие от американцев, которые давали много денег». Рассказчик также утверждал, что раньше везде висели плакаты Сталина и Ленина, пока не приехал музыкант Боб Марли и не велел их снять!
Человек с обожженным лицом

Когда ты приезжаешь в Эфиопию, машина времени переносит тебя на много веков назад. Но на самом деле ты оказываешься всего на семь лет в прошлом. В Эфиопии сейчас 2003 год. Страна живет своей жизнью, со своим календарем, языком, цифрами и временем. В Эфиопии единственная в Африке самостоятельная письменность, изучить которую не так-то просто – это слоговое письмо предполагает знание 231 комбинации знаков, немного напоминающих армянские.

Эфиопия – страна, где 13 месяцев в году светит солнце и в среднем 346 дней в году небо абсолютно ясное, а жара благодаря большой высоте не столь сильна, как в окружающих странах.

День состоит из 12 часов (начинается в 1 час дня — 7 утра по нашему времени) и заканчивается с сумерками на закате в 12 часов (6 часов вечера по нашему времени). Получается, что время считается от рассвета до заката.

Абиссиния лишь в середине XX века получила название Эфиопия. «Эфиоп» — слово греческого происхождения, в переводе означает «человек с обожженным лицом». Именно так в античном мире называли жителей, населяющих Африку. В истории христианства и мировой истории вообще Аксумское царство (позже Эфиопское государство) было единственной во всей Африке независимой христианской страной и одним из древнейших государств в мире (первому письменному упоминанию об Эфиопии пять тысяч лет). Раннее христианство распространилось на территорию Эфиопии из Римской империи в форме монофизитства и к середине V в. стало преобладающим вероисповеданием. Христианство Эфиопия приняла почти на семьсот лет раньше Руси. Монофизитство утверждает, что Христос после воплощения пребывает только в одной Божественной природе, и в этом схоже с коптской, армянской и сирийской церквями.

Православную церковь Эфиопии веками возглавляли копты (египтяне). Епископов назначали из числа египетских монахов, посылая их в Эфиопию. В 1956 году Эфиопская церковь отделилась от Египетской, учредила собственный патриархат и стала самостоятельной.

Кроме христианства жители Эфиопии исповедуют также ислам, растафарианство, иудаизм и различные формы политеизма. Но большая часть населения — около 31 миллиона из 51 — все еще являются приверженцами древней православной церкви. На сегодняшний день это самая крупная из ориентальных церквей.

Храмы, построенные ангелами

Одной из главных достопримечательностей страны является город Лалибела. Этот город в течение долгих столетий был религиозным центром и местом паломничества. Это святая земля, затерянная в горах на высоте приблизительно 2700 метров над уровнем моря, Лалибела — место особой энергии, которую создают люди, истинно верящие в Иисуса Христа, черные бедные люди с высокоразвитой духовной культурой.

Пилигримы со всей страны стекаются на празднование Рождества Христова, которое в Эфиопии равносильно Новому году. Многие из них спят прямо на улице рядом с храмами и едят, что поднесут. Есть и такие, кто приходит в эти святые места умирать.

Читать еще:  Сажать морковь во сне. К чему снится много моркови

Со дня своего основания эта тихая, огороженная от всего мира горами деревня называлась Роха. Однажды, собирая дань, в нее заехал набожный царь по имени Лалибела, правивший Эфиопией с 1190-го по 1228 год. По легенде, здесь ему приснился сон, в котором ему явились уникальные храмы, высеченные из монолитных скал. Царь решил прославить себя в истории и приказал соорудить здесь 11 величественных храмов. Благодаря эфиопским храмам имя Лалибелы теперь связано с одним из чудес света, а благодарные монахи-летописцы окрестили в XIII веке эту деревню Лалибелой.

Средневековые эфиопские зодчие сначала сняли слой красной глины, обнажив лежавшие под ней вулканические турфы. Затем, окапывая скалы траншеями, они вытачивали контуры будущих святилищ, уходя все глубже и глубже под землю, как бы вырезая в каменных глыбах внутренние арки, колонны, своды и залы. Предание гласит, что эти храмы были построены в VIII-XIII веках, причем днем их строили люди, а ночью — ангелы. Большая часть храмов Лалибелы прячется под землей, к их входам ведут узкие траншеи-щели, зачастую уходящие вглубь на 10-12 метров. Храмы объявлены всемирным наследием и охраняются ЮНЕСКО.

Лалибела стала своеобразным Новым Иерусалимом, религиозным центром Эфиопии, где есть свой Иордан, могила Адама, Гроб Господень, храмы, посвященные Божией Матери, Георгию Победоносцу и другим почитаемым в народе христианским святым.

Обряды эфиопского православия в огромной степени основаны на Ветхом Завете. Существуют очень жесткие правила относительно поста, воздержания от пищи, молитвенных обрядов, соблюдения святых дней, когда нельзя обрабатывать землю или готовить пищу. Таким образом, важной чертой народного православия в Эфиопии является соединение библейского рассказа о творении с обычными для Африки верованиями в духов. В Эфиопии с ее географическими контрастами, с трудными и непредсказуемыми экологическими условиями, в условиях неразвитого здравоохранения в духах видят прежде всего причину бед и болезней.

Православные эфиопские христиане разделяют веру многих африканских народов в то, что мир в равной степени населен духами и людьми. Эфиопы делят свое физическое окружение на пространство человеческое и нечеловеческое, причем и духов они разделяют на категории «человеческая» и «нечеловеческая».

Мое восхищение православием в Эфиопии и неприятие православия в России конфликтовали в моей голове. В Эфиопии мне стали интересны ортодоксальные обряды. Здесь это религия счастья, а не прессинга личности. Здесь она как будто на месте, и создается ощущение, что Иисус Христос реально мог родиться в этих местах.

Эфиопские православные пишут странные иконы, танцуют в церквях, не ставят свечи перед изображениями святых, по-другому крестятся, обрезают детей и не едят свинину, а богослужение в храмах проходит под звуки барабанов. И тем не менее эфиопы — православные христиане, пусть их православие и несколько отличается от того, к которому мы привыкли.

Ла-ла-ла-ла

Еще до рассвета, когда в городе темно и на небе звезды, пилигримы начинают свое восхождение на гору Ашатан, чтобы достичь удивительных храмов в скалах. Стар и млад, все в белых одеждах, с крестами в руках и с криками «лалалала» на разные голоса они неустанно тянутся вереницей от подножия и до вершины горы. Многие из них босые, другие же идут в резиновых тапочках, вырезанных из автопокрышек.

В своей бедности они сказочно красивы, и мы даже замечали, что чем человек беднее, тем стильнее он выглядит. У многих одежда являет собой чисто символические лохмотья, когда-то бывшие джинсами и майками. Почти все закутаны в похожие друг на друга одеяла шамма очень часто неопределяемого из-за грязи цвета.

Священники напоминают волшебников африканской сказки. В красивых разноцветных мантиях и шапочках, с крестами и мухоотгонялками в руках они выделяются из толпы таких же красивых верующих расшитыми блестящими нитками зонтиками, которые держат в руках.

Многие европейцы-туристы поднимаются в гору на мулах с погонщиками и проводниками, оставляя за собой клубы пыли. Те европейцы, которые идут пешком, заслуживают особое уважение пилигримов. Кто-то останавливается тебя подождать и подбодрить, на сложных участках подают руку и подстраховывают.

За два часа подъема происходит сильное очищение личности от всей ненужной информации и энергии, копившейся в организме. И, когда ты оказываешься у храма, сознание и тело абсолютно чисты для молитв и религии.

Солнце взошло. Эвкалиптовые деревья, которые растут в округе в огромном количестве, насыщают атмосферу таинственным и манящим запахом. Дует прохладный ветерок, а солнце обжигает кожу.
Конец поста

После Рождества весь день на улицах убивают животных (ягненка, куриц и коров), а на дороге валяются отрубленные ноги и сушатся шкуры. Кто-то тащит на себе убитых животных, а еще живая овца бешено блеет рядом с уже зарезанной. Все едят сырое мясо! Становится немного жутковато. Наступил конец поста, и началось общее пиршество и веселье в городе. Во всех домах готовится мясная инжера. Injera – национальная еда, являющаяся основой или составляющей любого блюда. Это похоже на огромный тонкий блин около полуметра в диаметре из пшеничной или просяной муки, на котором кучками выложена разнообразная еда (как правило, овощи или мясо). Инжеру едят руками, часто большой компанией на одном блюде.

Эфиопы любят проводить кофейные церемонии. Они сами жарят и толкут кофе, потом по традиции обдувают каждого присутствующего дымом жареного кофе. Считается, что все должны выпить минимум по три чашки этого напитка. Само слово «кофе», понятное всем на земле, происходит от названия эфиопской провинции Каффа. Легендой о происхождении кофе считается история о том, как козы наелись каких-то ягод с больших кустов и начали безудержно резвиться. Наблюдательные монахи сварили из зерен этих ягод напиток – так появился кофе.

Привет, мистер

Эфиопия крайне разнообразна – ее населяет множество племен и народов разных верований и обычаев. Эти люди даже не представляют о существовании большей части вещей, которые нас окружают в повседневности! Туризм еще слабо развит, а белый человек вызывает по-прежнему крайнюю степень удивления и интереса. Я, как инопланетянин на их земле, но они счастливы меня видеть.

Африка приняла меня сразу же и завлекла простотой мышления, а грязь и беднота вокруг в очередной раз очистили сознание от массы ненужной информации и ритма российской столицы. Я опять смотрю вокруг и все по-прежнему мне незнакомо. И не покидает желание остаться еще ненадолго и узнать этот мир получше.

…Недавно пришло письмо из Лалибелы. 10-летний мальчик, наш проводник, написал на очень смешном английском. Оно начиналось: «Привет мистер», — дальше слово «семья» повторялось на каждой строчке, и подписался он «Ваш эфиопский сын»!

Читать еще:  Есть во сне жареные кольца кальмаров. Ваши действия во сне

tanya_mass

Дневник русской француженки

Эфиопия — православная страна

Детский хор на вечерней службе

Эфиопия — уникальная страна, причем не только в масштабах Африки. Никем в полной мере не колонизированная, простирающаяся среди горных массивов, многие из которых недоступны и ныне, она вместила в себя свыше 80 языков и более 100 этнических групп. А объединила большинство из них в отсутствие дорог и общего языка вера: христианство в Эфиопию пришло раньше, чем в Россию (на шесть с лишним веков) и даже в Европу.


Обряд Крещения — мать держит дитя на руках, символизируя на время обряда Деву Марию

Согласно Новому Завету произошло это в I веке: апостол Филипп крестил евнуха, приглядывавшего за сокровищами местной царицы. Новая вера распространилась в древней Эфиопии чрезвычайно быстро, став уже в IV веке государственной религией одного из местных царств (считается, что это был третий случай в истории после Армении и Эдесского царства). Впрочем, уникально не только это: за прошедшие 16 веков здешняя вера почти не менялась. В отличии от всех прочих ветвей, включая европейскую и русскую, «политических» изменений с древности в ней практически не было.


Субботняя служба

В наши дни, по статистике, христианство исповедуют свыше 60 процентов граждан страны. Эфиопская церковь считается независимой, причисляет себя к православной ветви, с российским православием ее роднит календарь, дни поста, некоторые обряды и религиозные праздники (они совпадают). При этом Ветхий Завет здесь чтят не менее, чем Новый, практикуется обрезание младенцев и ограничения в пище, эти традиции пришли из иудаизма, но считаются частью христианского верования.


Обряд освящения воды

В отличии от стран, где религия перестала быть частью повседневной жизни, в Эфиопии даже молодые люди не проходят мимо церкви, не перекрестившись и не приложив голову к порогу. Практически все носят деревянные кресты на шее, часто религиозные символы украшают автомобили и моторикши. А вот настоящие иконы встречаешь редко: сохранилось их мало, даже в церквях большинство икон напечатаны на принтере. На самом деле оригинальная эфиопская иконопись очень красива, пусть и немного наивна, похожа на рисунки детей, но, к сожалению, встречается редко.

Библия в Эфиопии написана на древнем языке геэз — он был распространен в Аксумском царстве, которое первым и приняло христианство. Этот эфиосемитский язык дал начало основным современным языкам страны — амхара, тигре, афар и другим, но сам вышел из широкого употребления. Сегодня геэз — это язык литургии православной церкви Эфиопии: он считается священным, и в обычной жизни им не пользуются.

Православные храмы можно встретить по всей стране, от самой маленькой деревни до столицы. В деревнях церкви традиционно имеют форму шатра, в более древних городах — креста, а в Аддис-Абебе (столице) выглядят очень по-европейски: сказывается итальянское влияние (Рим стремился завоевать Эфиопию с конца XIX века, что закончилось при Муссолини кровавой войной). Как бы то ни было, но в архитектуре, как и в политике, Эфиопия независимость отстояла. Кресты на православных храмах всегда затейливы и украшены шарами, которые изображают страусиные яйца (это символизирует прочность веры). Убранство церквей можно назвать аскетичным по сравнению с нашими храмами — несколько икон, пластиковые цветы, бусины, свечей немного. Полы укрыты коврами, так как в храм принято входить без обуви, а во время богослужений многие сидят на полу.

Богослужения проводят два раз в день, короткое утром и основное в середине дня (оно длится не менее двух часов, и в это время входить в храм запрещается), по праздникам бывает и ночная служба. Заметить, к слову, время службы несложно: днем города пустеют и остается только удивляться тому, сколько людей готовы посвятить несколько часов ежедневной молитве.

Одна из красивейших особенностей эфиопской христианской традиции — все верующие (как женщины, так и мужчины) ходят в храм в длинном белом платке, закрывающем почти все тело. Священники же носят красные или голубые облачения. Часто можно увидеть прихожан с посохом, но это не дань традиции. Посох помогает выстоять долгую литургию.

Хотя первым новую религию приняло царство Аксум на востоке страны, древние центры православия (церкви XII-XIV веков) сохранились не только там, но и в горах на севере — в Лалибэле и Гондаре. Там каждый день тщательно восстанавливают древние ритуалы: благословляют воду и хлеб, проводят крещения и причастия. Особо впечатляет город Лалибэла, названный в честь Святого Гебре Мескель Лалибэлы, царя Эфиопии в XII-XIII веке. По преданию этот царь долго жил в Иерусалиме и после его захвата мусульманами в 1187-м решил построить свою столицу как Новый Иерусалим. С тех пор многие объекты в городе носят библейские имена: даже протекающую в городе реку нарекли Иорданом.

Бэт Георгис церковь Святого Георгия — одна из 11 монолитных церкей Лалибэлы.Вход в храм ведет черех тоннель вырезанный в теле горы.

В XII веке в этом же городе начали строить один из самых впечатляющих памятников веры — комплекс из 11 монолитных церквей, вырезанных из цельного камня ниже уровня земли. Между собой храмы соединены подземными тоннелями (они символизируют ад), а выход к каждой из церквей символизировал приход к Богу. Среди храмов Лалибэлы самый изящный Бэт Георгис — его крыша в форме креста на поверхности земли, а сам храм уходит на 13 метров в толщу горы. Есть Бэт Лехем (Вифлеем) — Дом хлеба, где благословляют воду и местный вид хлеба — инджару. Об Иерусалиме напоминают и прочие храмы, все названия которых начинаются с Бэт, что на иврите — дом.

Священник на службе

В Лалибэле, Гондаре и Аксуме сохранились древние памятники христианства, но в каждом городе и деревне люди строят небольшие церкви своими средствами. В каждой общине есть пастырь, человек, обладающий знаниями о медицине, религии, мироустройстве, истории, он помогает прихожанам и направляет их. Для Эфиопии, где в сельской местности мало кто умеет читать и писать, священники, прошедшие обучение в церковных школах,— главные источники знаний о мире. Доверие к ним безгранично.

Православие — это душа Эфиопии, оно объединило ее и помогло выстоять перед вторжениями иноверцев и колонизаторов. Это все видно невооруженным взглядом, как и то, что столь глубокая религиозность тормозит развитие. Многие готовы проводить в молитвах часы и дни, мало заботясь о повседневной жизни, а уровень нищеты велик, и это тоже видно. Хочется надеяться, что новые поколения не только сохранят древнюю веру, но при этом возьмут жизнь в свои руки — как, собственно, и поступили когда-то их предки, отстоявшие свои церкви и веру перед напором многочисленных завоевателей, веривших в совсем других богов.

Источники:

http://bravedefender.ru/africa-ethiopia-christians/
http://www.the-village.ru/village/all-village/puteshestviya/93245-efiopiya-religiya-schastya
http://tanya-mass.livejournal.com/4672409.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector