Как выглядит черт в жизни. Мифологическая энциклопедия: Бестиарий: Черт

Как выглядит черт в жизни. Мифологическая энциклопедия: Бестиарий: Черт

Упоминаются существа сила которых невелика, а вот количество просто невообразимо. В плане вселенского масштаба и высшей гармонии они абсолютно беспомощны и бессильны, как и люди. Относительно же людей, эти существа имеют ряд преимуществ, хотя и уступают по очень многим параметрам. И одними из таких существ можно заслуженно назвать «чертей».

Слово чёрт автоматически рисует перед глазами существо со следующим обликом: тоненькие ножки, заканчивающиеся свиными копытами, свиное рыло, небольшие кожистые крылья, хвост и субтильное тело. Эти существа невысокого роста, очень ловкие и проворные, но очень слабые физически, за исключением отдельных случаев. Черти очень часто прислуживают демонам или суккубам, выполняя рутинную работу – уборка, стирка, выслеживание жертв. В иерархии существ среди себе подобных черти находятся на самой низкой ступени. В иерархии преисподней по версии христианской мифологии, черти являются антиподами слабейших из слуг небесных.

Очень часто в народных песнях и легендах, особенно часто это встречается в казацком эпосе Украины, рассказывается о том, как умные и сообразительные люди обманывали чертей, ловили их в плен или просто успокаивали посредством одного меткого удара в голову (примером могут послужить «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя, где кузнец сначала избил, а потом и вовсе оседлал чёрта). Поэтому считать чертей хоть сколько-нибудь опасными противниками в рукопашной не стоит. И сами черти прекрасно осознают свою уязвимость, поэтому их оружие не страх или сила, а коварство и подлость.

Черти могут влиять на человеческий рассудок, затуманивать его или отводить взгляд. Нередко в том же казацком эпосе встречаются истории о том, как чёрт обманул человека играя с ним в карты из-за чего человеку приходится отрабатывать картёжный долг перед нечистой силой. Но все эти обманы и затуманивания разума иссякают сразу же, как только человек осознаёт, что перед ним не другой человек, а притворяющаяся нечистая сила.

Но бывает и так, что люди, добровольно предоставляют чертям свои тела. Тогда уже получается существо куда как более опасное. Может быть это всё тот же чёрт, но силу он обретает огромную и способен выдержать и очень тяжёлые побои даже не моргнув, да и телом он управляет отменно, чем пугает многих верующих. Правда, чёрт не бес и изгнать его из тела очень легко, достаточно справится с оцепенением и осознать, что это существо притворяется кем-то сильнее.

Сделки с людьми

Черти всё-таки выступают, как сборщики душ. К людям у них всего лишь два интереса – обмануть и украсть душу или заставить сделать что-нибудь необычное или греховное. Обычно черти скрывают свою суть, представая кем-то более могучим и сильным. Сделка с демоном подразумевает точное выполнение условий, чёрт же откажется от сделки если нет лазейки, чтобы избежать выполнения всех условий. К тому же черти очень часто попадают в рабство к колдунам и ведьмам. Те просто способны уничтожить чёрта одним лишь движением брови, а жить эти существа хотят.

Развитие и место среди людей

Какому-нибудь могучему демону или тому же Вещему духу, для пребывания в мире смертных нужны очень сложные условия. Огромная катастрофа или кошмарное жертвоприношение – вот что открывает путь в наш мир для могучих созданий. Черти же слабы и для них преодоление порога мира смертных не такое уж и сложное занятие – они проникают в мир людей и сеют хаос, как только могут или стараются поскорее выполнить свои задания. Иногда чертей призывают колдуны для службы.

Читать еще:  Николай на других языках. Николай: перевод и значение имени

Может ли чёрт стать кем-то большим? Да, это единственное желание чёрта. В иерархии преисподней для чертей отведена низшая ступень, но и требования – завладеть всего лишь одной человеческой душой – слишком просты. Связанное с бесконечностью существа рано или поздно добьётся этой цели и перейдёт на новую ступень став бесом или сразу возвысившись до демона.

Место среди себе подобных

Черти нередко взаимодействуют между собой выстраивая коварные многоплановые козни. Нередко шутят и дурачатся с людьми или над людьми. Но чаще всего черти обычные рабы, которые выполняют приказы своих хозяев. Бытует даже мнение, что люди, продавшие свои души, чтобы стать демонами становятся чертями, но всё-таки могут стать и демонами.

Черти подлы и коварны, но очень слабы. Иногда они обладают уникальными талантами, которыми их наделяют хозяева, но все эти таланты бессильны против тех, кто знает откуда исходит опасность и что с ней делать!

Как выглядит черт в жизни. Мифологическая энциклопедия: Бестиарий: Черт

(рус. «чёрт», «чорт», укр., белорус, чорт, словен. crt, чеш., сло-вац. cert, польск. czart, вероятно, из праслав. *cьrt, «проклятый»)

в славянской мифологии злой дух. Образ Ч. дохристианского происхождения, но христианские представления о дьяволе оказали решающее воздействие на его позднейший облик: в фольклоре и народных картинках Ч. — антропоморфные существа, покрытые черной шерстью, с рогами, хвостами и копытами.В русской средневековой живописи облик Ч. отличается от человеческого остроголовостыо (или волосами, стоящими дыбом — шишом: отсюда эвфемизмы типа шиш, шишига), иногда — крыльями за спиной. У восточных славян Ч. — родовое понятие, часто включающее всю нечисть («нежить», «нечистики»): водяных, леших, домовых и т. д. Само происхождение нечисти в народных легендах связывается с ветхозаветным мифом о падших ангелах (в русских легендах Ч. — ангелы, уставшие славить бога): сброшенные с неба, они попадали кто в воду, кто в лес, кто в поле, превратившись в духов отдельных урочищ. Вместе с тем собственно Ч. отличаются от прочей нечисти и местами своего обитания (преисподняя, где они мучают грешников, болото, перекрестки и развилки дорог), и свободой передвижения (повсюду, вплоть до церкви ночью), и способностью к оборотничеству (превращаются в черную кошку, собаку, свинью, змея, чаще — в человека, странника, младенца, кузнеца, мельника, могут принимать облик знакомого — соседа, мужа и т. п.). С вездесущностыо Ч. связаны запреты поминать их и многочисленные эвфемизмы: лукавый, враг, шут, окаяшка, черный, немытик, анчутка, куцый, корнахвостик, лысой, пралик и др. Ч. в народных верованиях постоянно вмешиваются в жизнь людей, причиняют мелкие неприятности, принуждают к неоправданным поступкам («вводят во грех»), насылают морок, заставляют плутать пьяных, провоцируют на преступление, самоубийство (самоубийца — «черту баран» или лошадь), пытаются заполучить душу человека; свои души продают Ч. колдуны и ведьмы (черти-хи). Ч. могут жить семьями, по другим поверьям — соблазняют женщин, отчего рождаются уродливые дети, упыри (ср. западноевропейских инкубов). Когда Ч. вселяется в человека, тот заболевает, начинает кликушествовать. Ч. могут также насылать непогоду, метель, сами превращаются в вихрь, срывающий крыши, приносящий болезни, уносящий проклятых детей; вихри — беснующиеся Ч., чертовы сваты («черт с ведьмой венчается»); если бросить в вихрь нож, он окрасится кровью. Ч. особенно опасны в «нечистых» местах в определенное время суток (от полночи до первых петухов, реже — в полдень) или года (на святки и в канун Купалы). В эти периоды возможно общение с нечистой силой и иным миром: тогда Ч. призываются в заговорах, во время гаданий и т. п. Лит.: Афанасьев А. Н., Народные русские легенды, М., 1914; Максимов С. В., Нечистая, неведомая и крестная сила, СПБ. 1903; Токарев С. А., Религиозные верования восточнославянских народов XIX — начала XX вв.. М.-Л„ 1957; Толстой Н. И., Из заметок по славянской демонологии. 1 — Откуда дьяволы разные?, в кн.: Материалы всесоюзного симпозиума по вторичным моделирующим системам, т. 1 (5), Тарту, 1974; его же. Из заметок по славянской демонологии, 2 — Каков облик дьявольский?, в кн.: Народная гравюра и фольклор в России XVII-XIX вв., М., 1976; Померанцева Э. В., Мифологические персонажи в русском фольклоре, М„ 1975.

Читать еще:  Что делать с венчальными свечами после развода. Венчальные свечи и что с ними делать

Черти в славянской мифологии: кто они такие

Черт – один из самых популярных персонажей народной демонологии славян. В нем смешались христианские представления о Диаволе – враге, человеческого рода, сверженного Богом в начале времен с небес в преисподнюю, и древнейшие, языческие верования о демонах и духах, населяющих весь мир.

Эти два толкования никак не противоречат друг другу. Когда на Русь пришло христианство, новая вера попросту объявила чертями, слугами Сатаны всех леших, домовых, банников, овинников, кикимор и прочих. Однако, приписывая домовым и лешим демонические черты, народ все же видел некоторую разницу между этими духами и чертями, наделяя последних совершенно особым обликом и местом обитания, и особыми занятиями.

Облик

Как выглядит черт, знают все. У него есть копыта, хвост, на голове – рожки, он вертляв и подвижен. Цвет у него непременно черный. Некоторые собиратели фольклора считают, что именно от слова «черный» и происходит название «черт». Лучше всего черта, такого, каким он предстает в народной фантазии, описал Гоголь в «Ночи перед Рождеством»: «Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто черт».

В таком облике черт изображается и на старинных церковных росписях, сюжетом которых является Ад. Однако, далеко не всегда черт предстает перед человеком в таком виде. Он может принимать облик людей, причем, не только взрослых мужчин и женщин, но и детей. Любит черт перекидываться в животное: в черную кошку или в черную собаку, в свинью, в змею, в зайца, в щуку, в сороку. Никогда черт не превращается лишь в петуха, поскольку именно эта птица возвещает рассвет, в голубя, который относится к числу самых любимых христианских символов, и в осла, ведь именно на осле Христос въехал в Иерусалим.

Обиталище

Самые главные черти находятся, конечно же, в преисподней. А те, что попроще, обитают на земле. Они любят места уединенные и страшные, такие, куда по доброй воле ни один человек не пойдет. В старину едва ли не в каждом городе приезжему человеку могли показать заброшенный пустой дом, где живет «нечистая сила». Вне городов черти выбирают себе для жилья болота. «В тихом болоте черти водятся», «Было бы болото, а черти будут», «Не ходи при болоте, черт уши околотит» — такие пословицы записал еще в XIX веке собиратель русского фольклора С. В. Максимов. Любят черти, впрочем, и воду. «В тихом омуте черти водятся» — эту пословицу знают все, как все помнят и пушкинского Балду, который веревкой баламутил воду, вынудив чертенка явиться к нему для услуг.

Живут черти, как видно из народных поверий, семьями. У них есть жены – чертовки, и дети – чертенята. Черти любят ходить друг к другу в гости, устраивать праздники и свадьбы. Для этого они выбирают, обыкновенно, перекрестки дорог. Догадливые люди говорили, увидев в таком месте пыльные вихри, что это черти с ведьмами пляшут, свадьбу играют. Если бросить в самую середину такого завихрения нож или топор, то «свадьба» тотчас завершалась, нож обнаруживался окровавленным, а какая-нибудь баба из соседней деревни, слывшая ведьмой, непременно появлялась на людях с перевязанной рукой или головой.

Занятия

Главное занятие черта – вредить человеческому роду. Вероятно, именно поэтому черта, чтобы не накликать, остерегались называть по имени, предпочитая иносказания: «нечистый», «анчутка», «лукавый», «враг», «шут», «нелегкая», «ненаш» и так далее.

Читать еще:  Почему женщина в храме должна быть в платке. Покрывать голову в церкви или нет? Почему есть разница для мужчин и женщин? Истоки и обычая

В народных поверьях «враг» предстает злым, игривым и похотливым духом. Шутить он особенно любит над пьяными, и шутки эти часто заканчиваются если не гибелью, то увечьем несчастного, которого «нелегкая» носит по оврагам и буеракам, сбивает с верной дороги до дома, заставляет блуждать и падать. Свой, персональный «враг» есть у каждого человека. Он стоит за левым плечом и нашептывает свои злобные советы в левое ухо. С правой стороны у каждого из людей – ангел, который, напротив, советует, шепча в правое ухо. Поэтому русский человек никогда не плюнет через правое плечо, а только через левое. Когда черту удается возобладать над ангелом, человек совершает злые дела, а будучи схваченным за руку, кается: «Нечистый попутал! Сам не знаю, как оно вышло!».

Черти забирают детей, особенно некрещеных младенцев, которых матери «приспали», задушили нечаянно во сне. Чтобы отмолить душу такого младенца, мать должна три ночи простоять в церкви. При этом испытания ей выпадают – куда там гоголевскому Хоме! В первую ночь сзади нее воют и хохочут черти, а ребенок кричит: «Не мать ты мне, а змея подколодная!». Обернуться нельзя, иначе черти разорвут на куски. Под утро ей показывается ребенок – весь черный, как головешка. Вторую ночь крики и хохот становятся еще ужаснее, ребенок при этом твердит только одно слово: «Молись!», и является уже наполовину белый. В третью ночь мать слышит жалобный плач и просьбы оборотиться и взять на руки, сквозь которые едва слышен тихий голосок: «Молись, матушка, почти отмолила!». Под утро младенец оказывается лежащим на полу, беленьким и чистеньким, и тут же умирает.

Любит нечистый дух вселяться в людей, особенно в женщин. Такие женщины в старину назывались кликушами. Они бесились, завывали на разные голоса, вытворяли разные грубые и грязные вещи, и их за это не только не наказывали, но даже жалели, как пострадавших от извечного врага рода человеческого. Спасти от такого вселившегося черта бедную кликушу можно было лишь особыми молитвами, «отчиткой». И теперь еще встречаются в некоторых деревнях священники, умеющие «отчитывать» таких одержимых бесами людей, изгоняя вселившуюся в них нечисть. Умение «отчитывать» довольно редкое. Занятие это считается опасным, требующим от священника немалого присутствия духа и безупречно праведного поведения.

Еще одно излюбленное занятие нечистого духа – соблазнение женщин. В старину считали, что если вдова сильно убивается по покойному мужу, то черт запросто может явиться к ней, приняв его облик. Бедная баба, конечно же, не устоит. Тут-то она и погибла! Являются к таким неутешным вдовицам бесы в виде огненного змея. Проникнув в окно или в дымоход, змей ударяется оземь, рассыпается искрами и предстает в виде любимого супруга. Если вдова начинает вдруг худеть и таять, или, напротив, делается вдруг беременной, а после ходит, как ни в чем не бывало, выходит в поле одна и ловко справляется с работой, которая троим лишь по силам – это все верный признак, что повадился к ней огненный змей. Избавиться от него можно, начертив в избе по углам кресты, или развесив чертополох, или заказав молебен и накурив в доме ладаном.

Правда, сварливая и ушлая баба может и сама оставить черта в дураках, так что тот будет бежать от нее опрометью, раз и навсегда.

Черта вообще, довольно часто обводят вокруг пальца хитрые персонажи сказок. В литературе яркими примерами такого рода являются Балда и гоголевский кузнец Вакула. Да и любой человек может справиться с чертом, нужно лишь не забывать о крестном знамении. В старину даже кадки с водой и кувшины с молоком на ночь покрывали двумя положенными крест-накрест лучинками – чтобы черт не пролез. Не забывали русские люди перекрестить рот при зевке – с той же самой целью.

Источники:

http://darkbook.ru/cherti-podlyye-i-kovarnyye-sushchestva
http://gufo.me/dict/mythology_encyclopedia/%D0%A7%D0%95%D0%A0%D0%A2
http://zen.yandex.ru/media/id/5a58c45d168a91fd9b027f16/5b59693e87e45d00a8826af3

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: