Как святые относится к другим людям? Как святые относились к «незначительным» грехам? На каком основании человека признают святым.

Как святые относится к другим людям? Как святые относились к «незначительным» грехам? На каком основании человека признают святым.

Святые, работая над чистотой помыслов, доходили иногда до крайних, почти немыслимых мер.

ПРАВЕДНЫЙ АНТОНИЙ МУРОМСКИЙ И КАМЕШКИ

Однажды к праведному Антонию Муромскому (1762–1851) пришли две женщины.

Одна, совершив тяжелый грех, со слезами во всем призналась старцу. Другая же самодовольно говорила праведнику, что ни в одном «большом» грехе не повинна.

Выслушав обеих, святой первой повелел сходить и принести ему большой камень, а второй — набрать мелких камешков. Женщины, исполнив странное указание старца, через некоторое время вернулись.

«Теперь отнесите и положите эти камни точно в те места, откуда вы их взяли», — сказал праведник. Женщина с большим камнем легко исполнила новое странное повеление святого. Вторая же в смущении вернулась к Антонию с камешками в руках, сетуя на то, что точно не помнит, откуда она их насобирала.

Тогда, наконец, старец объяснил им, для чего понадобились все эти «перемещения» камней. Вторая женщина, набравшая множество камешков и не сумевшая положить их на место, живет с многочисленными грехами, страстями и помыслами, к которым она привыкла, и потому не исповедует, и даже не помнит о них. Первая же, совершив тяжелый грех, глубоко в нем раскаявшись, сумела от него избавиться, как и от большого тяжелого камня.

ПОКАЯНИЕ ПРЕПОДОБНОГО АМВРОСИЯ ОПТИНСКОГО

Знаменитый на весь православный мир святой и чудотворец Амвросий Оптинский (1812–1891), уже будучи в преклонных летах, со скорбью сказал: «Прожил я в монастыре 40 лет и не нажил 40 реп; истинно чужие крыши покрывал, а своя раскрыта стоит; а мне уже доходит 67-й год». Иеромонах Платон — духовник старца — об исповеди преподобного рассказывал: «Как назидательна была исповедь старца! Какое смирение и сокрушение сердечное выказывал он о грехах своих! Да и каких грехах! О таких, которые мы и за грех не считаем. Посмотрю, посмотрю на плачущего старца, да и сам заплачу».

БЛАЖЕННЫЙ АВГУСТИН И ГРУШИ

На страницах «Исповеди» святого блаженного Августина (354–430) можно встретить подробнейший анализ совершенной им в детстве шалости. Ещё подростком будущий святой в компании приятелей ночью забрался в сад одного человека, чтобы стащить поспевшие к тому моменту груши. Украденными плодами он даже не насладился — просто выкинул их. Годы спустя Августин многие страницы своей легендарной книги посвятил тому, чтобы всестороннее проанализировать случившееся. Он провел целое психологическое расследование, пытаясь с точностью установить истинные мотивы своего проступка. Так сильная вера Августина открыла ему, какое влияние имеют на нашу жизнь дела и мысли, которые кому-то кажутся незначительными.

АВВА ЗЕНОН И ОГУРЕЦ

Святые, работая над чистотой помыслов, доходили иногда до крайних, почти немыслимых мер. Однажды святой авва Зенон (IV век), путешествуя по Палестине, страшно утомился от жары и присел отдохнуть в тени. Неподалеку находился огород местного земледельца. Тогда подвижнику пришла мысль взять один огурец, чтобы подкрепиться и утолить жажду. И вот авва спросил себя: «Разве не знаешь, что воров подвергают наказанию? Испытай сам, на этом самом месте, можешь ли перенести наказание?» И Зенон простоял пять дней под палящим солнцем, опытно испытав на себе духовные последствия такого греха. Святой сделал вывод: «Не могу снести наказания! А если не можешь, то не воруй и не ешь».

«НАЙДЕТСЯ ЛИ В ПУСТЫНЕ ЧЕЛОВЕК, ПРЕВЗОШЕДШИЙ МЕНЯ?»

Преподобный Зосима Палестинский (460–560) с юных лет подвизался в одном монастыре, прошел все степени постнических подвигов и соблюдал все правила, преподанные величайшими иноками. Но и это не означало, что дальше возрастать ему некуда. На 53‑м году жизни великий подвижник задался вопросом: «Найдется ли в пустыне человек, превзошедший меня?» Тогда Зосиме явился Ангел и велел отправиться за реку Иордан в находящийся там монастырь. Путешествуя по пустыне, он встретил женщину, которая поведала ему о своей судьбе и о том, какие подвиги совершала в уединении в течение сорока семи лет. Бывшая блудница полностью преобразилась, став великой праведницей, которую христиане почитают ныне как святую Марию Египетскую. Так преподобный Зосима получил ответ на свой вопрос.

Как сомневались святые?

5 историй об искренней вере: Фома, Антоний Великий, Николай Японский, Иосиф Исихаст, Лука (Войно-Ясенецкий)

В Евангелии от Марка есть одна особенная история о соотношении веры и сомнения. Однажды ко Христу привели бесноватого отрока. Отец его просил Господа сжалиться и исцелить несчастного, на что Иисус сказал ему: Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему (Мк 9:23). Тогда родитель со слезами воскликнул: Верую, Господи! Помоги моему неверию (Мк 9:24). Удивительно: в одном высказывании совмещаются несовместимые между собой крик «верую» и признание в неверии. Но опыт святых людей показывает, что настоящая, живая, искренняя вера всегда идет бок о бок с сомнением: одно предполагает другое и порознь не существует. Сомнение оказывается незазорным. Наоборот — обоснованным, полезным, даже логически необходимым. Читайте в рубрике “Как жили святые”.

«Если не вложу руки моей в ребра Его, не поверю»

Он сомневался потому, что боялся нового, еще более болезненного разочарования. Но было за этим сомнением и нечто рациональное, последовательно научное. На свидетельства своих друзей он ответил требованием наглядности, физически ощущаемой достоверности. И желаемое святой получил.

Апостол Фома (I век после Р. Х.), вошедший в мировую историю с прозвищем «Неверующий», не был среди других учеников Христа, когда Он явился им всем после Своего Воскресения. Из евангельского текста нам неизвестно, по каким причинам апостол отсутствовал. Возможно, Фома был настолько сломлен, осознав весь ужас произошедшего с Учителем, что полностью изолировался, ушел в себя и на время даже отказался от общения с другими людьми.

Все его надежды, идеалы, наконец главный жизненный смысл остались за огромным камнем, закрывавшим вход в пещеру — могилу Казненного. В своем одиночестве апостол пытался пережить, осознать всю тяжесть настигшего его горя. И когда Фома наконец воссоединился с апостолами, то на их рассказ о встрече с воскресшим Учителем он отреагировал категорично. Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин 20:25), — отрезал Фома.

Один из отцов Церкви, святитель Кирилл Иерусалимский предполагал, что неверие апостола было связано с огромной внутренней радостью, которая при этом сочеталась со страхом столкнуться в итоге с еще более горьким разочарованием. Фома, как бы мы сказали сейчас, не верил своему счастью. Кроме того, апостол мог бояться, что его друзья видели не Христа, а галлюцинацию, призрак. Потому он настаивал: «пока не вложу»… В каком-то смысле это было научное требование наглядности, доказуемости. Блаженный Феофилакт Болгарский в своем толковании на Евангелие от Иоанна отмечает: «Смотри, он не сказал: я не верю глазам, но присовокупил: “если не вложу руки моей”». Принципом сомнения апостол хотел испытать факт веры, то есть чудо.

Читать еще:  Функции социальной философии в системе экономических наук. Основные функции социальной философии

И когда его собственные глаза увидели воскресшего Учителя, и он услышал от Него: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим (Ин 20:27), то, уже ни в чем не сомневаясь, воскликнул: Господь мой и Бог мой (Ин 20:28).

Эти слова апостола часто воспринимается прямолинейно — как простое признание. Но уже упомянутый блаженный Феофилакт указывает, что за ним открывается и нечто более важное: Фома исповедовал во Христе две природы. Сказав «Господь мой», апостол обратился к Нему как к своему господину, учителю, признавая в Нем человека. Сказав же «Бог мой», Фома исповедовал во Христе Его божественную природу.

Так за сомнением открылось богословие.

Мнимый инок

«Горе мне, дети мои, горе мне грешному, мнимому иноку!» – воскликнул, обращаясь к монахам своего монастыря, преподобный Антоний Великий (ок. 251–356 гг.) незадолго до своей кончины. Невероятно слышать подобное от основателя христианской монашеской традиции. Откуда зародилось такое отношение к себе у того, кто уже, казалось бы, достиг высочайшей праведности? И из жизнеописания святого мы знаем, что сам Антоний однажды мысленно допустил, что на земле нет другого настолько совершенного инока, как он. Тогда старец услышал голос: «Антоний! Есть один раб Божий, который пришел сюда прежде тебя и который совершеннее чем ты». Святой тотчас вышел из своей пещеры и отправился на поиски этого праведника. Так он встретился с преподобным Павлом Фивейским (ок. 228 — ок. 341). Интересно, что подобный случай в жизни святого был не первым. Так, однажды великому подвижнику был голос, что он не вошел еще в меру святости одного сапожника, который живет в Александрии. Преподобный тут же покинул пустыню и так познакомился с никому не известным праведником.

Преподобный Павел поведал Антонию о своей отшельнической жизни в пустыне. Высота совершенного Павлом подвига поразила святого. Антоний отлучился на время, а когда вернулся, застал праведника уже усопшим. Со слезами он похоронил его, а затем возвратился к монахам и поведал о своей поучительной встрече.

Скепсис, с которым преподобный Антоний отнесся после этого к своему духовному состоянию, приоткрывал ему новую высоту. Сомнение здесь стимулировало новый этап возрастания от уже достигнутого, к другому — новому. Об этом же однажды сказал знаменитый философ и ученый Блез Паскаль: «Люди делятся на праведников, которые считают себя грешниками, и грешников, которые считают себя праведниками».

«Итак — жизнь загублена!»

«Мучительные сомнения: не загублена ли даром жизнь и вдобавок множество русских денег? Станет ли Православие в Японии? Кому работать для этого? Ведь вот один как перст, ни единой души русской больше в Миссии». Это запись из дневника святителя Николая Японского (17/29 ноября 1886 г.). Прошло уже 25 лет его проповеди в Японии. «Итак — жизнь загублена! — продолжает святитель, — множество русских кровных денег брошено в огонь! Какое мучение может быть горше этой мысли! Боже, не дай совсем ослабеть! Если же в самом деле я здесь совершенно бесполезен, то укажи путь в Россию!»

Парадоксально: великий миссионер, человек с невероятной по своей силе верой опускает руки, терзается сомнением, проникаясь мучительной мыслью, что вся жизнь будто бы положена впустую… Но уже на следующий день, святитель Николай пишет иначе, с другим настроением: «Вчера написанное — одно малодушие. Нашей нетерпеливости хотелось бы, чтобы перед нашей секундой бытия сейчас же и развернулся весь план судеб Божиих… Вероятно, и моя жизнь имеет какой-нибудь смысл и какую-нибудь пользу, ну хоть бы даже ту, чтоб показать, что в России нет миссионеров… Итак, нужно… стоять на посту и спокойно делать, что под рукой, не заботиться о прочем: мы рабы — Хозяину виднее, Он пусть заботится!» Сомнение осталось позади. Дело продолжилось.

То, что удалось сделать святителю Николаю (1836–1912) в Японии — стране со специфическими культурными традициями, где менталитет людей столетиями был замкнут в непроницаемой оболочке ксенофобии, потрясает. Когда святой скончался, на острове было уже более 33 тысяч православных христиан, 43 священника и более 100 храмов. На это потребовалось 50 с лишним лет непрерывного труда, начатого буквально с нуля. Все эти годы святитель работал не покладая рук, занимаясь переводами богослужебных книг на японский язык, наставляя священство, борясь за финансирование миссии, налаживая общение с местным населением, устраивая систему духовных школ. И это только «вершина айсберга».

«Куда я иду? Куда меня ведут?»

Он испытал глубочайшее сомнение в вере, будучи в преклонном возрасте, пройдя долгий монашеский путь, умудренный жизненным опытом.

Когда преподобный Иосиф Исихаст (1897–1959) тяжело заболел, ему был уже 61 год. Духовный наставник афонских монахов, с именем которого связывают обновление, духовный «Ренессанс» на Святой Горе, тяжелейшими монашескими подвигами надорвал свое здоровье. На его шее образовался огромный нарыв. Святой, прикованный к постели, долгое время бредил. Когда же кризис миновал, преподобный Иосиф рассказал своему ближайшему ученику, старцу Ефрему Филофейскому, о чем он думал, что испытал в самые тяжелые минуты болезненной агонии. «Он (то есть диавол, которого святой ассоциировал с сомнением. — Т. С.) засунул лом под фундамент и хотел перевернуть все строение моей веры, — говорил преподобный Иосиф. — Все, что построили подвиг и благодать, он хотел опрокинуть. Он хотел убрать Бога из основания моей веры. И когда я увидел, что шатаются устои моей веры, я сказал себе: “Куда я иду? Куда меня ведут?”»

Глубочайшее сомнение, которое возникло вследствие тяжелейшего физического и психологического состояния, охватило святого подвижника, обесценивая весь накопленный опыт, низводя духовное к психологическому, надуманному, почудившемуся: «И когда я ему (то есть диаволу. — Т. С.) говорил о благодатных состояниях, — продолжал святой, — он представлял их никчемными: “Вот это было по случайности, а это — чисто человеческое”. Дескать, это со мной произошло из-за прелести, то — из-за разных обстоятельств, другое — из-за простого обмана чувств, телесных или душевных, и за всем этим ничего не стоит… То есть все, что было от благодати, все, что я познал из своего опыта, он все это мне объяснял и отбрасывал. И лишил меня всего». Но преподобный Иосиф подобное «объяснение» снял бойким, почти шутовским, по-мальчишески удивленным «Ого!», а вслед за ним добавил: «Поэтому и просил Бога выздороветь, чтобы отразить эту атаку». Преподобный Иосиф понимал: необходимо физическое здоровье, чтобы преодолеть возникшую духовную преграду.

Читать еще:  Что значит свидетели иеговы. Кто такие свидетели Иеговы? Как происходит индоктринация

Пережитое великим подвижником — предельная черта богооставленности, когда весь осуществлённый человеком подвиг кажется пустым и бессмысленным. Перенести такое испытание возможно только упованием на Создателя, о чем и говорил святой своему ученику. А о самом сомнении в духовной жизни преподобный Иосиф написал следующее: «Пусть никто не надеется на себя, пока душа его еще в теле. И когда он восходит на Небо, то должен ожидать, что на следующий день спустится в ад. Не говорю уже о том, что в то же самое мгновение может произойти спуск. Поэтому пусть человек не удивляется изменениям, но зарубит себе на носу, что ему свойственно и то и другое».

«Я не у дел как архиерей»

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) (1877–1961) — один из самых знаменитых подвижников, исповедников и врачей XX века, однажды оказался перед выбором между продолжением епископского служения и занятием любимым профессиональным делом — хирургией. Перенеся тяжелейшее внутреннее сомнение, святитель… выбрал последнее.

В 1931 году Особое Совещание при Коллегии ОГПУ за «контрреволюционную деятельность» приговорило епископа Луку к ссылке (второй по счету) на три года. Он оказался в Архангельске, где был холодно принят не только местными врачами в больнице, куда святой был определен работать, но и архангельским епископом Аполлосом. Неприкаянный святитель мучился своим положением, терзаясь сомнением: быть может, в таких условиях лучше оставить епископское служение и целиком посвятить себя врачебному делу?

Из Архангельска святителя вызвали в Москву, где особоуполномоченный ОГПУ три недели подолгу беседовал с ним, предлагая талантливому врачу престижное место на хирургической кафедре в столице с единственным условием — отказаться от сана. Чиновник бил в самую болезненную точку, углубляя сомнение святителя до предела. Святой в конце концов пошел на компромисс и написал властям следующее: «Я не у дел как архиерей и состою на покое. При нынешних условиях не считаю возможным продолжать служение, и потому, если мой священный сан этому не препятствует, я хотел бы получить возможность работать по хирургии. Однако сана епископа я никогда не сниму».

После освобождения, уже на пути в Москву, произошло крушение поезда, которое, как позднее писал святитель Лука, «к сожалению, только напугало… но не образумило». В столице он отправился в Наркомат здравоохранения, чтобы выхлопотать себе место в каком-нибудь исследовательском институте — заниматься гнойной хирургией. Последовал отказ. Растерянный епископ не знал, что делать. Он приехал в Ташкент, где, как писал позднее, «опустился до такой степени, что надел гражданскую одежду и в Министерстве здравоохранения получил должность консультанта при андижанской больнице».

Все начинает идти наперекосяк. Операции часто проходят неудачно. Затем святитель Луказаболевает тропической лихорадкой. Он возвращается в Москву для лечения и здесь ему снится страшный сон. Он оказался в «маленькой пустой церкви… В алтаре на престоле положена широкая доска, и на ней лежит голый человеческий труп. По бокам и сзади престола стоят студенты и курят папиросы, а я читаю им лекции по анатомии на трупе. Вдруг я вздрагиваю от тяжелого стука и, обернувшись, вижу, что упала крышка с раки преподобного, он сел в гробу и, повернувшись, смотрит на меня с немым укором». Но и увиденное во сне, по словам епископа, не образумило его. Он еще с большим рвением продолжил исследования. Более двух лет, преодолевая внутренние муки совести и духовную опустошенность, святитель Лука напряженно занимался медицинскими разработками, накапливая бесценные материалы для своей будущей научной сенсации — книги «Очерки гнойной хирургии».

Мы не знаем, что произошло в душе святителя Луки, как он сумел преодолеть этот кризис. В его воспоминаниях присутствует всего лишь одна заметка, которая может приоткрыть тот внутренний «ответ», который развернул его обратно, из лаборатории — в алтарь: «В своих покаянных молитвах я усердно просил у Бога прощения за это двухлетнее продолжение работы по хирургии, но однажды моя молитва была остановлена голосом из неземного мира: “В этом не кайся!”» Пережитое им сомнение и последовавшее за ним, казалось бы, неправильное решение оказалось судьбоносным. Во время Великой Отечественной войны его медицинские открытия оказались крайне полезными для лечения раненых солдат.

В 1942 году владыка был возведен в сан архиепископа, а позднее назначен на Крымскую кафедру. Весь последующий период, вплоть до самой смерти, святитель Лука весь без остатка отдался служению Церкви.

Сомнение — «неотлучный спутник» человека на пути ко внутреннему преображению. И опыт святых тому яркое свидетельство. Для них сомнение — не просто реальность, но и важнейшая внутренняя установка. Лучше всего сказал о ней преподобный Силуан Афонский: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся».

Список смертных грехов, борьба с ними в православии

В переводе с греческого слово «грех» означает «промах, непопадание в цель». Человек был создан по образу и подобию Божьему. Целью его должно быть стремление к духовному прозрению, к соединению с Высшим, вечным и неизменным. Только это приносит истинное наслаждение. Но зачастую, люди ставят на первое место вещи преходящие, тленные, что считается грехом.

Изначально человек обладает свободой. Иногда он выбирает жизнь без Бога, и тогда отпадает от Него, замыкаясь на своём тленом естестве. Вместо поиска истины он ищет наслаждение в мире, пытается удовлетворить свои чувственные желания. Ему кажется, что это сделает его счастливым. Но радость от всего преходящего мимолётна. Люди становятся рабами своих чувственных устремлений, но никогда не бывают полностью удовлетворены. Грех разъедает их души, и они все дальше отходят от Бога, живут в разладе со своей истинной природой.

Что такое смертный грех?

Самые страшные грехи в православии называют «смертными». Понятие о прегрешениях «к смерти» и «не к смерти» впервые упоминается в Библии Иоанном Богословом. Смертные грехи наносят душе непоправимый вред и приводят к её гибели. Совершение подобных проступков полностью разрушает связь между Богом и человеком. Восстановить её возможно только через покаяние.

Священнослужители подчёркивают, что деление прегрешений по этому принципу условно. Всякий проступок отдаляет человека от Бога, каким бы незначительным он ни казался. Это как деление болезней на лёгкие и тяжёлые. К лёгким заболеваниям люди относятся пренебрежительно, перенося их на ногах. Однако даже небольшая простуда при таком отношении способна повлечь за собой серьёзное осложнение и привести к летальному исходу. Также и обычные грехи, накапливаясь, могут погубить душу.

Перечень смертных грехов

С древних времён священнослужители пытались создать классификацию смертных грехов в православии. Список их включал в себя множество тяжёлых прегрешений, таких как убийство, самоубийство, воровство, оскорбление Бога, аборты, обращение к тёмным силам, ложь и т. д.

Первые попытки объединить все смертные грехи в несколько групп предпринял Киприан Карфагенский в III веке н. э. В V веке Евагрий Понтийский написал целое учение, в котором перечислял восемь главных грехов, лежащих в основе всех остальных. Впоследствии их количество сократили до семи.

Семь – сакральное число в православии. Бог создал Вселенную за семь дней. Библия состоит из 70 книг. В них число «семь» упоминается ровно 700 раз. Таинств, через которые верующим передаётся Божественная сила, семь. Вот и смертные грехи, разделяющие нас с Богом, условно разделили на семь групп.

Читать еще:  Молитва чтобы парень тосковал. Заговор чтобы любимый тосковал

Перечислим прегрешения, внесённые в общепринятый список:

Уныние

Многим кажется, что подавленное состояние, депрессия всего лишь невинные человеческие слабости. Однако церковь предостерегает от таких ошибочных суждений. Уныние ведёт за собой упадок сил, лень, равнодушие к окружающим людям. Вместо того чтобы пытаться что-то изменить, человек отчаивается, перестаёт надеяться на лучший исход и существует в разладе со своей душой. Как следствие, он теряет веру в Бога и его милосердие.

Зависть

В основе этого чувства лежит комплекс неполноценности и неверие в замысел Творца. Нам кажется, что Бог дал другим больше материальных благ, власти, добродетелей, красоты и т. д. При этом себя мы ощущаем ущемлёнными, забывая, что каждому даётся по нуждам его. Вместо того чтобы совершенствоваться и честным путём добиваться желаемого, люди теряют радость в жизни, начинают роптать на Бога. Зависть ведёт к тяжелейшим проступкам в виде убийств, воровства, предательства.

Не менее страшен гнев, часто охватывающий людей самолюбивых. Человек становится вспыльчивым, раздражительным, если кто-то противоречит ему или поступает вопреки его желаниям. В самых тяжёлых случаях гнев может привести к убийству или насилию. В более лёгких случаях он разрушает отношения с близкими, становится причиной конфликтов, споров, недопонимания. Главный ущерб наносится душе, которую обида и желание мести разъедают изнутри.

Чревоугодие

Под чревоугодием понимается переедание, а также употребление спиртных напитков, наркотиков, курение сигарет ради наслаждения. Люди, подверженные этому пороку, ценят чувственные удовольствия больше духовных. Неумеренная пища, вредные привычки разрушают их организм, ведут к болезням, отупляют разум. Именно чревоугодие погубило Адама и Еву, а через них – весь человеческий род. Если вы победили это пристрастие, то борьба с другими грехами идёт намного легче.

Церковь благословляет интимные отношения мужчины и женщины, состоящих в законном браке. На первое место в них выдвигаются любовь, духовное единение и взаимная ответственность. Однако супружеская измена, половые отношения вне брака, распутная жизнь, непотребные мысли, чтение развратных книг или просмотр соответствующих видео считаются смертным грехом. Предающиеся ему с недоверием относятся к противоположному полу. Такое поведение оскверняет душу, так как во главу всего ставится получение телесного удовольствия. Данное прегрешение близко по своей сути к предыдущему – в обоих случаях человек не способен обуздать свои плотские желания.

Алчность

Стремление забрать себе побольше благ присуща человеку от рождения. Дети дерутся за игрушки, взрослые гонятся за машинами, домами, карьерным повышением, богатым супругом. Жадность толкает на кражи, убийства, обман, вымогательство. Причина такому поведению – духовная пустота. Не чувствуя единения с Богом, человек ощущает себя нищим. Он пытается возместить это обладанием материальными благами, но каждый раз терпит поражение. Не понимая, в чём дело, пытается заполучить ещё больше богатства, тем самым всё дальше отдаляясь от Творца.

Гордыня

Именно этому греху был подвержен Сатана. В основе гордыни лежит излишнее внимание к своей персоне, желание превосходства. Гордость толкает нас на ложь, лицемерие, стремление поучать других, раздражительность, гнев, если кто-то проявил к нам неуважение. Считая себя выше остальных, человек портит отношения с окружающими, пренебрежительно относится к ним. Ценя себя превыше Бога, он отвергает и Бога.

Искупление грехов

Природа человека несовершенна. Каждый день мы допускаем пригрешения, большие или маленькие, в мыслях или в поступках. Поэтому актуальным становится знание о том, как искупить свои грехи.

Существует три ошибочных метода, к которым прибегают несведущие люди:

  1. Поход к целителям или экстрасенсам. Нередко бабки-ворожеи, различные колдуны в седьмом поколении обещают снять с человека все грехи за денежное вознаграждение. Это обман, так как никто не может отпускать грехи, кроме Бога. Искупление грехов нельзя купить за деньги, его можно заслужить упорной духовной работой.
  2. Молитва без раскаяния. Некоторые люди читают покаянные молитвы, но в душе не осознают пагубности присущих им пороков. Такая молитва не будет услышана Господом.
  3. Бичевание себя без попыток измениться. Наблюдается иногда и другой перекос, когда человек искренне винит себя, мучается, но при этом не готов расстаться с грехом. Такое состояние не есть раскаяние. Раскаяние подразумевает осознание своих прегрешений и искреннее намерение от них избавиться.

Важно понять: искупить свои грехи мы не можем. Но можем получить прощение по великой милости Бога. Иисус Христос, прожив земную жизнь и приняв смерть на Голгофе, отдал свою душу для искупления наших прегрешений. Он основал Церковь с её Таинствами, через которые даруется освобождение. Одно из таких Таинств — исповедь. Каждый человек может прийти в Церковь и покаяться в своих грехах.

Тайна исповеди

Исповедь – это примирение человека с Богом. Таинство проходит в присутствии свидетеля – священника. Многих воцерквляющихся людей смущает этот факт. Конечно, проще произнести покаяние Богу без свидетелей. Но именно так постановил Иисус Христос, и мы должны смириться с его волей. Покоряясь, мы боремся с самым тяжким грехом – своей гордостью.

Отпущение прегрешений дарует нам не священник, но Бог через него. Духовное лицо в этом таинстве выступает в роли посредника, который сострадает нам и молится за нас.

Подготовка к исповеди

Рассмотрим, как правильно готовиться к покаянию

  • Начать надо с осознания своих прегрешений. Часто в храмах издаются специальные списки грехов в помощь кающимся. Относиться к ним надо осторожно. Исповедь не должна быть формальным зачитыванием выдержек из подобного списка. Стоит больше прислушиваться к своей совести.
  • Говорите только о своих грехах, не пытайтесь их оправдать, не сравнивайте с проступками других людей.
  • Не надо стесняться, подыскивать особые слова. Священник поймёт и не осудит.
  • Начинайте исповедь с главных прегрешений. Некоторые предпочитают рассказывать о мелочах вроде просмотра телевизора или шитья в воскресенье, но умалчивают о серьёзном.
  • Не стоит ждать дня исповеди, чтобы отказаться от греха.
  • Чтобы Бог простил нас, надо самим простить обидчиков и извиниться перед теми, кому мы принесли вред.

Иногда во время исповеди священник назначает епитимию. Это может быть чтение молитв, милосердные дела, земные поклоны, воздержание от причащения. Нельзя путать епитимию с наказанием. Она назначается для того, чтобы верующий полностью осознал свой грех или изжил его через духовные упражнения. Накладывается епитимия на определённое время.

Заканчивается исповедь разрешительной молитвой, которую читает священнослужитель. После Таинства Покаяния с души падает груз, она освобождается от загрязнений. Можно попросить у священника благословение на причащение.

Причащение – это религиозный обряд, во время которого мы приобщаемся к Богу через вкушение хлеба и вина. Хлеб символизирует плоть, а вино – кровь Иисуса Христа. Принеся себя в жертву, он тем самым восстановил падшую природу человека. Посредством Таинства Причастия мы соединяемся с Творцом, обретаем своё изначальное единство с Ним, существовавшее до изгнания людей из рая.

Важно понять, что человек не может сам справиться со своей греховной природой. Но он может сделать это с Божьей помощью. Необходимо попросить об этой помощи, ведь Бог наделил человека свободной волей. Он не станет вмешиваться в нашу жизнь своевольно. Искренне исповедуясь в грехах, стремясь жить по заветам Христа, с благоговением приобщаясь к Высшему через Таинство Причастия, мы обретаем спасение и начинаем жить в гармонии с собственной душой.

Источники:

http://kalinovmost.org.ua/dukhovnaya/item/979-kak-svyatye-otnosilis-k-neznachitelnym-grekham
http://parishioners.ucoz.ru/news/5_istorij_ob_iskrennej_vere_foma_antonij_velikij_nikolaj_japonskij_iosif_isikhast_luka_vojno_jaseneckij/2019-08-23-3844
http://pravoslavie.guru/bibliya/spisok-smertnyh-grehov-borba-s-nimi-v-pravoslavii.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: