Как РПЦ относится к профессии коуча? Русская православная церковь. История формулирования вероучения

Церковь – это. Православная церковь: описание, история и особенности

Понятие “церковь” необычайно ёмкое и включает в себя множество самых различных определений. Под ним могут подразумеваться как конкретные религиозно-административные структуры, так и отвлечённое, сугубо философское понятие. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся формы употребления этого термина.

Что такое церковь по определению Нового Завета?

Экклезиология – один из разделов христианского богословия, даёт философское определение данного термина. Она учит, что церковь – это мистическое Тело Христово, представляющее собой сообщество всех христиан, как ныне живущих, так и давно оставивших этот мир. Его главой является сам Христос. Подобное определение вытекает из текста Нового Завета, и является каноническим. Таким образом, церковь – это люди, верующие во Христа, вне зависимости от места и времени их присутствия в этом мире.

Надо отметить, что там же встречается употребление слова церковь ещё в двух различных значениях. Под ним, в частности, подразумевается собрание последователей христианского вероучения в каком-то одном определённом населённом пункте, что соответствует современным понятиям прихода или общины.

Кроме того, Новый Завет определяет значение слова церковь и как собрание единоверцев в одной семье, включая в их число также родственников, друзей, соседей и даже рабов (в ту эпоху это было нормальным явлением). Таким образом, христианская семья – это не что иное, как малая церковь.

Раскол некогда единой церкви

После того как в результате определённых исторических процессов прежде единая христианская церковь разделилась на несколько направлений, к тем новозаветным определениям, которые были приведены выше, добавились иные, указывающие на её конфессиональную принадлежность. Например, православная церковь, римско-католическая, лютеранская, англиканская и ряд других.

Великий раскол церкви начался в 1054 году, когда она окончательно разделилась на Западную и Восточную ветвь. Это стало результатом длительных богословских споров, вызванных определёнными догматическими противоречиями, но, главное, непомерными претензиями римских понтификов (пап) на управление церковью Востока.

В результате образовались православная и католическая церкви, каждая из которых претендовала на истинность как в области догматики (основного вероучения), так и в обрядности. В дальнейшем процесс деления продолжался и затронул обе церкви. В настоящее время вселенская христианская церковь – это весьма сложная по своей организации структура.

Характерные черты православной догматики

Православная церковь имеет ряд характерных особенностей, главной из которых является неукоснительное следование догматическому учению, сформулированному в тексте документа, принятого Вторым Вселенским собором в 381 году и именуемого «Символом веры». Людям воцерковленным он хорошо известен, для тех же, кто с ним незнаком, следует пояснить, что он декларирует:

  1. Возможность спасения души лишь при условии веры в единого Бога.
  2. Одинаковое прославление всех трёх, равных между Собой лиц Святой Троицы – Отца, Сына и Святого Духа.
  3. Признание того, что Иисус Христос является помазанником Божиим и Его сыном, рождённым от Отца прежде сотворения мира.
  4. Веру в воплощение Бога в человеческую природу Иисуса.
  5. Признание Его распятия во спасение людей, а затем на третий день воскресения, вознесения на Небо.
  6. Во всеобщее воскресение и последующую жизнь.
  7. Исповедание догмата, в соответствии с которым, носителем жизни является Святой Дух, исходящий от Бога Отца.
  8. Признание Христовой церкви единой, святой, всеобъемлющей и возглавляемой её создателем – Иисусом Христом.
  9. Вера во святое крещение, как единственный путь, ведущий к оставлению грехов.
Читать еще:  Кто придумал православные посты. Опасны ли посты для здоровья? Все ли дозволено после поста

Из этого перечня основных тезисов православного вероучения видно, что церковь, история которой берёт начало с явления миру Сына Божьего, создана как путеводная нить, ведущая к вечной жизни.

Священство, установленное в православии

По своему иерархическому устройству православное священство делится на три ступени, высшая из которых – епископат, включающий в себя епископов, архиепископов, митрополитов, экзархов и патриархов. Эту категорию составляют исключительно представители так называемого чёрного духовенства, то есть лица, принявшие монашеский постриг.

Уровнем ниже идут пресвитеры – иереи и протоиереи, в число которых входят также и священники – представители белого духовенства, не являющиеся монахами. И, наконец, низшую ступень составляют дьяконы и протодьяконы – священнослужители, прошедшие обряд рукоположения, но не имеющие права самостоятельно совершать таинства.

География современного православия

В настоящее время большинство православных находится на территории России. Они составляют примерно 40% от всех живущих на планете. Однако немало и других государств, в которых лица, относящиеся к этой конфессии, составляют большинство населения. Среди них можно назвать: Украину, Румынию, Македонию, Грузию, Болгарию, Черногорию, Сербию, Молдавию, Кипр, Грецию и Беларусь.

Кроме того, есть ряд стран, в которых православие, не являясь доминирующей религией, охватывает, тем не менее, значительную часть граждан. Это Финляндия, Албания, Литва, Эстония, Герцеговина, Босния, Казахстан, Латвия, Киргизия, Туркмения и Алеутские острова.

Слово «церковь» – это ещё и обозначение конкретной национальной религиозной организации внутри какой-либо определённой конфессии. Всем хорошо знакомы такие названия национальных церквей, как Сирийская католическая или Эстонская евангелическо-лютеранская. К их числу относится и наша отечественная – Русская православная церковь. Остановимся на ней подробнее.

Русская православная церковь (РПЦ)

Другим её официальным и часто употребляемым названием является Московский патриархат (МП). Среди всех мировых поместных автокефальных церквей, то есть охватывающих своим влиянием определённую территорию и управляемых архиереем в сане от епископа до патриарха, Русская православная церковь является самой большой. Кроме того, на территории России именно она – самая крупная и влиятельная религиозная организация.

Начало истории РПЦ связано с крещением Руси, состоявшимся в 988 году. В ту эпоху она являлась лишь митрополией – одной из частей Константинопольского патриархата, и первым её предстоятелем был митрополит Михаил, посланный на Русь византийским патриархом Николаем II Хрисовергом.

Оплот мирового православия (1453 год) Москва сделалась единственным оплотом мирового православия – своего рода Третьим Римом. Окончательное оформление она получила на Руси после установления в 1589 году патриаршества.

Раскол и упразднение патриаршества

Тяжёлые потрясения выпали на долю РПЦ в середине XVII столетия, когда по инициативе патриарха Никона проводилась церковная реформа, ставившая своей задачей исправление богослужебных книг, а также внесение определённых изменений сугубо обрядового характера. Результатом этих, по существу, правильных и разумных, но несвоевременно и непродуманно выполненных действий стало недовольство значительной части населения страны, вылившееся в церковный раскол, последствия которого ощущаются и в наши дни.

В отличие от Западной ветви христианства, Русская православная церковь на протяжении всей своей истории (за редкими исключениями) не претендовала на подмену собой светских институтов власти. Более того, в 1700 году, после кончины патриарха Адриана, она, по распоряжению Петра I, полностью перешла в подчинение Священного синода, являвшегося, по сути, не чем иным, как министерством, возглавляемым к тому же светским лицом. Патриаршество было восстановлено лишь в 1943 году.

Испытания XX века

Периодом жестоких испытаний для всей РПЦ стал и XX век, когда в результате захвата власти большевиками в отношении её служителей и наиболее активных прихожан был установлен террор, по своим масштабам сопоставимый лишь с гонениями первых веков христианства. Недаром эти десятилетия стали периодом обретения венцов святости многими новомучениками и исповедниками российскими. В наши дни идёт активный процесс её возрождения, начало которому было положено перестройкой, позволившей народу обратиться к своим духовным истокам.

Читать еще:  Что означает фраза вашими молитвами. Объяснение вечерних молитв

Культовые сооружения

Продолжая разговор о том, что означает слово “церковь”, нельзя упустить из виду и его употребление, применительно к христианским культовым сооружениям, предназначенным для совершения религиозных обрядов и богослужений. Они могут также называться храмами или соборами. Причём если храмом может называться, вообще, любая церковь, то собор – это, как правило, главная церковь монастыря или целого города. Когда в нём помещается кафедра правящего архиерея, то он получает статус кафедрального собора.

Не следует путать церкви с часовнями. Их главное отличие не в размерах, а в наличии или отсутствии помещения, в котором расположен алтарь – обязательная принадлежность церкви. В часовнях алтарей нет и поэтому в них, за исключением крайних случаев, литургия не совершается. Из всего вышесказанного видно, что церковь – это не только религиозная организация или философское понятие, но и конкретное культовое сооружение.

Вероучение и культ русской православной церкви

Православная церковь утверждает, что христианство в отличие от всех остальных религий представляет собой божественное откровение, которое и составляет основу православной веры. Оно опирается на совокупность догматов – неизменных истин, также являющихся результатом божественного откровения. Основные из таких догматов следующие: догмат троичности Бога, догмат боговоплощения и догмат искупления. Суть тринитарного догмата такова. Бог – не только личное существо, но и духовная сущность, он выступает в трех лицах (ипостасях): Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Все три лица составляют единую Святую Троицу, нераздельную в своей сущности, равную в божественном достоинстве.

Бог Отец не рождается и не исходит от другого лица. Он, по определению “Православного катехизиса”, “есть Дух Вечный, Всеблагой, Всеведущий, Всеправедный, Всемогущий, Вездесущий, Неизменяемый, Вседовольный, Всеблаженный”.

Им из ничего созданы небо и земля, мир видимый и невидимый. Из земли Бог сотворил первого человека Адама, а из его ребра – первую женщину Еву. Назначение человека в акте творения состоит в том, чтобы он познавал, любил и прославлял Бога и посредством этого обретал блаженство. Сотворив человека, Бог распространил на него свой промысел. Это означает, что Творец сохраняет людей, направляет их на путь добра, пресекает зло, предотвращает нарушение долга.

Бог предопределил спасение людей через своего единородного сына, являющегося вторым лицом троицы, а в воплощении и вочеловечении – Иисуса Христа. Христос тоже истинный Бог. Он должен рассматриваться как существующий “прежде всех век”, т. е. христианину предлагается верить, что Сын Божий так же вечен, как и его Отец.

Третьей ипостасью является Дух Святой. Он вместе с Отцом и Сыном породил духовную жизнь человека, внушил людям страх божий, даровал благочестие и вдохновение, способность познания и мудрости. Дух Святой в соответствии с восьмым членом символа веры, утвержденным Константинопольским собором в 381 г., исходит от Бога Отца. Но он равен Отцу и Сыну, является также истинным Богом.

Православное вероучение содержит также догматы о происхождении, назначении и конце мира, о человеке с его греховной природой, о божией благодати. Все эти догматы церковь объявляет безусловно истинными, авторитетными, непререкаемыми и неизменными. Они не могут развиваться или совершенствоваться и воспринимаются не столько разумом, сколько верой, сердцем. Но разум способствует, по мнению церкви, раскрытию и пониманию этих истин.

Краткое изложение, основных догматов христианства, сформулированных на двух первых вселенских соборах, называется символом веры. Каждый христианин обязан знать его наизусть. Толкование символа веры составляет основу “Православного катехизиса”.

Отличительной особенностью православия является то, что оно со времени первых семи вселенских соборов не добавило ни одного догмата к своему вероучению, в отличие от католицизма, и не отказалось ни от одного из них, как это имело место в протестантизме. Именно это православная церковь считает одной из главных своих заслуг, свидетельствующих о верности первоначальному христианству. Православие придает догматическое значение не только одному из важнейших таинств – крещению, но и всем другим (причащению, покаянию, священству, миропомазанию, браку, елеосвящению) и связанным с ними обрядами.

Читать еще:  Безумцу который навеет человечеству сон золотой. Число зверя

Обряды и символы составляют содержание всей богослужебной практики или культа. Нужно выполнять ряд ритуалов: произносить молитвы, совершать крестное знамение, обнажение головы перед иконой, коленопреклонение, выслушивать поучения, участвовать в богослужениях.

Одним из важнейших элементов православного культа являются праздники. Помимо самого торжественного из них, посвященного воскресению Иисуса Христа, – Пасхи – православная церковь торжественно отмечает двунадесятые и великие праздники, церковные и юбилейные памятные даты. В числе двунадесятых праздников отмечается Рождество Христово; Троица, или Пятидесятница, посвящена новозаветному рассказу о сошествии на пятидесятый день после Пасхи Святого Духа на апостолов; Сретение Господне, основным сюжетом которого стал евангельский рассказ о благословлении родившегося Иисуса в Иерусалимском храме как Бога; Крещение Господне (Богоявление) – установлен в честь крещения в Иордане Иисуса Христа Иоанном Крестителем; Преображение Господне – посвящено евангельскому рассказу о преображении Христа на горе в присутствии его учеников; Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение) – в основе которого лежит евангельский рассказ о посещении Христом и его учениками Иерусалимского храма, откуда он изгнал менял и торговцев; Вознесение Господне – отмечается как вознесение Христа на небо на сороковой день после воскресения; Воздвижение Креста Господня – посвящен найденному кресту, на котором был распят Христос на Голгофе; Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Благовещение и Успение Божией Матери – четыре двунадесятых праздника, посвященных матери Иисуса Христа.

К числу великих праздников православная церковь относит Обрезание Господне, Рождество Иоанна Крестителя, апостолов Петра и Павла, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Покров Божией Матери.

Православие и Русская Православная Церковь

Основы вероучения и культа православия

Формирование православного учения

Слово «православие» в переводе с греческого означает «ортодоксия», т.е. в прямом смысле правильное (правое) учение в отличие от искаженного, ложного. Православные называют себя православными потому, что провозглашают своей обязанностью сохранять в неприкосновенности «вверенный первоначальной христианской церкви залог веры, не прибавляя и ничего не убавляя». Реально же это означает верность определенной совокупности догматов христианской церкви, т.е. сохранение вероучения Иисуса Христа в том виде, в котором оно изложено в Священном Писании, в Священном Предании и решениях первых семи Вселенских Соборов (IV—VII вв.).

В восточной части Римской империи большое влияние на раннее христианство имела древнегреческая общественная мысль. Поэтому не случайно языком Нового Завета является древнегреческий, а не древнееврейский и не латинский.

Православное учение формировалось под влиянием таких выдающихся отцов церкви, как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Основу православного вероучения составляют догматы, принятые на первых двух Вселенских Соборах (Никейском и Константинопольском). Константинополь в Древней Руси называли Царьградом. Отсюда важнейшие догматы православия составляют Никео-Царьградский Символ веры, о содержании которого мы уже говорили. Но если сказать кратко, его суть заключается в учении о Троице, предусматривающем веру в триединство Бога, Боговоплощение, искупление, воскресение из мертвых и вознесение Иисуса Христа как Богочеловека, признание святости единой Апостольской церкви, необходимости крещения и упование на грядущее общее воскресение из мертвых и т.п.

Хотя все христианские исповедания основываются на Библии, понимание этого учения в целом различно у разных христианских ветвей. Критерием верного понимания Священного Писания для католиков является в конечном счете слово папы, для протестантов — убеждение основателя данной конфессии. Для православных единственно верным и достоверным критерием является Священное Предание, т.е. гарантом в понимании Библии, истинности веры могут быть только традиции и предание. Это реальный опыт Богопо- знания, преемственно передаваемый от апостолов, через их непосредственных учеников и преемников и т.д. Один человек, будь то папа или какой-либо богослов не может выступать гарантом веры, ибо каждый может допустить ошибку. Традиция духовной жизни, передаваемая из поколения в поколение, из века в век, и соответствующее ей понимание Библии и называется Преданием. Священное Предание позволило православию сохранить верность изначальному христианству.

Источники:

http://www.syl.ru/article/290724/tserkov—eto-pravoslavnaya-tserkov-opisanie-istoriya-i-osobennosti
http://lektsii.org/6-27742.html
http://m.studref.com/491522/religiovedenie/pravoslavie_russkaya_pravoslavnaya_tserkov

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: