Как развивалась философия в древнем мире. Проблемы античной философии: кратко о самом главном

Как развивалась философия в древнем мире. Проблемы античной философии: кратко о самом главном

Первый период по преобладающим в нем интересам можно назвать космологическим, этико-политическим и этико-религиозно философским. Период натурфилософии. Своеобразной чертой античной философии была связь ее учений с учениями о природе, из которых в последствии развились самостоятельные науки: астрономия, физика, биология. В VI и V вв. до н.э. философия еще не существовала отдельно от познания природы, а знание о природе – отдельно от философии. Космологическое умозрение VII и VI столетий до н.э. поднимает вопрос об основании вещей. Появляется понятие мирового единства, которое противостоит множеству явлений и через которое пытаются объяснить связь этого множества и многообразия, а также закономерность, проявляющуюся например в смене дня и ночи, в движении звезд. Простейшая форма есть понятие единого мирового вещества, из которого в вечном движении происходят вещи и в которое они опять превращаются.

Второй период греческой философии (V-VI в. до н.э.) начинается постановкой антропологических проблем. Натурфилософское мышление достигло границ, за которые оно в то время не могло выйти. Данный период представлен софистами, Сократом и сократиками. В своей философской деятельности Сократ руководствовался двумя принципами, сформулированными оракулами: «необходимостью каждому познать самого себя и тем, что ни один человек ничего не знает достоверно и только истинный мудрец знает, что он ничего не знает». Сократом завершается натурфилософский период в истории древнегреческой философии и начинается новый этап, связанный с деятельностью Платона и Аристотеля. Платон далеко переступает за границы сократовского духа. Платон – сознательный и последовательный объективный идеалист. Он первый среди философов поставил основной вопрос философии, вопрос о соотношении духа и материи.

Третий период античной философии – век эллинизма. Сюда относятся стоики, эпикурейцы, скептики. Он включает в себя период раннего эллинизма (III-I вв. до н.э.) и период позднего эллинизма (I-V вв. н. э.). Культура раннего эллинизма характеризовалась прежде всего индивидуализмом, обусловленным освобождением человеческой личности от политической, экономической и моральной зависимости от полиса. Главным предметом философского исследования становится субъективный мир личности. В период позднего эллинизма были доведены до логического завершения основные тенденции развития античной философской мысли. Произошел как бы возврат к идеям классики, к ее философским учениям о бытии (неопифагореизм, неоплатонизм), но возврат, обогащенный знанием субъективного мира личности. Взаимодействие с восточными культурами в рамках единой Римской империи привело философскую мысль к частному отходу от рационализма и обращению к мистицизму. Философия позднего эллинизма, освобождаясь от свободомыслия раннего эллинизма, пошла по пути сакрального, то есть религиозного постижения мира.

Проблемы античной философии.

Читать еще:  Скоро день солнцестояния — один из самых магических дней в году! День летнего солнцестояния — обряды и ритуалы.

1космология (натурфилософы), в ее контексте тотальность реального виделась как “physis” (природа) и как космос (порядок), основной вопрос при этом: «Как возник космос?»;

2мораль (софисты) была определяющей темой в познании человека и его специфических способностей;

3метафизика (Платон) декларирует существование интеллигибельной реальности, утверждает, что реальность и бытие неоднородны, причем мир идей выше чувственного;

4методология (Платон, Аристотель) разрабатывает проблематику генезиса и природы познания, при этом метод рационального поиска понимается как выражение правил адекватного мышления;

5 эстетика разрабатывается как сфера решения проблемы искусства и прекрасного самого по себе;

6. проблематика протоаристотелевской философии может быть сгруппирована как иерархия обобщающих проблем: физика (онтология-теология-физика-космология), логика (гносеология), этика; и в завершение эпохи античной философии формируются мистико-религиозные проблемы, они характерны для христианского периода греческой философии.

Ф илософия – это уже не просто жизнь, а жизнь именно в познании. Школы античной философии.

По подсчетам римских историков, в Древней Греции было 288 философских учений. В Афинах существовало четыре большие школы: Академия Платона, Ликей Аристотеля, Портик (стоическая школа) и Сад (эпикурейская школа).

Ионийская (или милетская, по месту возникновения) школа – древнейшая натурфилософская школа. Для нее характерно еще отсутствие поляризации на материализм и идеализм…, наличие многих образов мифологии, значительных элементов антропоморфизма(наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений, мифологических созданий), пантеизма(учение о том, что всё есть Бог; учение, обожествляющее Вселенную, природу), отсутствие собственно философской терминологии, представление физических процессов в контексте моральной проблематики». Но ионийская философия уже философия в основном смысле этого слова, потому что уже ее первые творцы – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен – стремились понять то или иное начало как субстанцию (вода, воздух, огонь и т.д.). Их первоначало всегда одно , оно вещественно, но также разумно, даже божественно. Каждый из философов в качестве этого начала определял одну из стихий.

Элейской школой называется древнегреческая философская школа, учения которой развивались, начиная с конца VI в. вплоть до начала второй половины V в. до н.э. с темя крупными философами – Парменидом, Зеноном и Мелиссом. Так как основные учения школы были выработаны Парменидом и Зеноном, гражданами из города Элеи, то школа в целом и получила название элейской. И если пифагорейцы рассматривали мировой порядок исключительно с его количественной стороны, то в противоположность им в VI веке выступают направления, которые понимают идею мирового единства качественно, однако, видят при этом мировое единство не в едином мировом веществе, а в едином правящем мировом принципе, в едином понятии, господствующем над сменой всех явлений. Для элеатов таким понятием служит бытие, которое остается постоянным при всяком изменении вещей.

Появление школы софистов явилось ответом на потребность демократии в образовании и науках. Странствующие учителя за деньги могли обучить любого искусству речи. Их главной целью было подготовить молодежь к активной политической жизни. Деятельность софистов, релятивизировавшая всякую истину, положила начало поискам новых форм достоверности знания – таких, которые могли бы устоять перед судом критической рефлексии.

Читать еще:  Лев дева куспид. Дети

ПРОБЛЕМЫ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Античная философия древних греков возникла в 6-7 вв. до н.э. Она внесла исключительную роль в развитие миро­вой цивилизации. Благодаря античной философии зароди­лась европейская культура и цивилизация, западная фило­софия и ее последующие школы. До сих пор европейская наука, культура, философия возвращаются к античной фи­лософии как своему первоисточнику и образу мышления.

Сам термин «философ» возник в противоположность «софосу» – мудрецу-пророку обладающему божественной мудростью. «Философ» – человек, не обладающий божественной истиной, полной и завершенной. Философ – это че­ловек, любящий истину, стремящийся к мудрости:

Цель философа – понять, в чем первопричина всего су­щего, первопричина бытия; понять мир, используя разум, аргументацию, логику, опыт. Надо объяснить мир как це­лое, избегая мифов, веры в фантазии как это делает искусство и религия.

Греки считали, что начало философии – в удивлении человека перед, миром и самим собой. Философствование свойственно человечеству, это не просто процесс поиска истины, но и способ жизни, присущий свободной личности.

Античная философия развивалась поэтапно, и в ней можно выделить следующие периоды:

– Раннюю классику (натуралисты, досократики) объясняли явления природы, сущности Космоса, окружающего ми­ра, поиски первоначала всего сущего.

– Среднюю классику (Сократ его, школы, софисты) глав­ная проблема – сущность человека.

– Высокую классику (Платон, Аристотель и их школы), главная проблема – синтез философского знания, его про­блем и методов, выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего.

– Эллинистический период (Эпикур, Пирон, стоики, Се­нека, Эпиктет, Аврелий и др.), главные проблемы – мораль и свобода человека, проблемы государства, природы, смер­ти и загробной жизни, структура и судьба космоса, отноше­ние Бога и человека (Плотин, Порфирий, Прокл, Филон).

Античная философия выдвинула ряд идей и проблем, которые актуальны и сегодня.

Проблемы бытия и небытия, материи и ее форм: идея о противоположности формы и материи, о главных элемен­тах, о тождестве и противоположности бытия и небытия, структурности бытия и его противоречивости; как возник Космос и какова его структура. (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Зенон, Демокрит).

Проблема человека, его познания, его отношения с дру­гими людьми: в чем сущность морали, отношение человека и государства, существует ли абсолютная истина и дости­жима ли она человеческим разумом (Сократ, Антифонт, Эпикур).

Проблема воли и свободы человека: идея ничтожности человека перед силами природы и его силы духа в стремле­нии к свободе, к познанию с этими понятиями отождествлялось счастье свободного человека. (Сенека, Эпиктет).

Проблема отношения человека и Бога, божественной воли, строения Космоса. Выдвигались идеи Космоса и бытия, структуры материи, души, общества как взаимопроникающие друг в друга (Плотин, Филон Александрийский др.)

Проблема чувственного и сверхчувственного – идея синтетических основных философских проблем. Проблема поиска рационального метода познания (Платон, Aристотель и ученики).

Античная философия имеет следующие особенности: материальной основой расцвета философии был экономический расцвет и греческих полисов. Мыслители были независимы от производства, освобождены от физического труда и претендовали на духовное руководство обществом.

Читать еще:  Полное имя лёля. Происхождение имени Лель

Главной идеей античной философии был космоцентризм, на поздних этапах смешавшийся с антропоцентризмом. Допускалось существование богов, которые был близки к человеку. Человек признавался частью природы.

В античной философии были заложены два направления в философии – идеалистическое (учение Платона) и материалистическое – (линия Демокрита).

109.201.148.198 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Античная философия,основные проблемы и этапы развития.

Термин «античная философия» состоит из двух элементов — слов «античная» и «философия», Слово «античный» от лат. antiquus означает «древний» и представляет собой условную совокупность теоретических, эстетических и этических представлений Древней Греции и Рима. Слово это восходит к греч. «любовное отношение к мудрости».

Своеобразие и уникальность античной философской традиции заключается в том, что в ней все вещи впервые были осмысленны в своей полноте, т. е. последовательно были представлены как проблема, как понятие и как ценность.

1) досократический(натурфилософский) -VII – V в. до н. э.

Он представлен деятельностью Элейской и Милетской школ, Гераклита Эфесского, Пифагора и его учеников, Демокрита и Левкипа. Они занимались вопросами законов природы, построения мира и Космоса. Значение досократовского периода трудно переоценить, ведь именно ранняя античная философия во многом повлияла на развитие культуры, общественной жизни и политической сферы Древней Греции.

2) классический период – V – IV ст. до н. э.

Является в появлении софистов. Они перенесли свое внимание на проблемы человека, заложили основы логики и способствовали развитию риторики как науки. Кроме софистов, ранняя античная философия в этот период представлена именами Аристотеля, Сократа, Платона, Протагора и Горгия.

3) эллинистический этап развития- с IV по II век до н. э.

В это время возникают первые философские системы, появляются новые философские школы . Представители периода переходят к решению этических проблем и морализаторству именно в то время, когда эллинская культура переживает упадок. Именами Эпикура, Теофраста и Карнеада представлен этот этап в развитии философии.

Существует 3 направления:1)эпикуреизм 2)стоицизм 3)неоплатонизм.

· космология (натурфилософы) – в ее контексте тотальность реального виделась как “физис” (природа) и как космос (порядок), основной вопрос, при этом: “Как возник космос? “;

· мораль (софисты) была определяющей темой в познании человека и его специфических способностей;

· метафизика (Платон) утверждает, что реальность и бытие неоднородны, причем, мир идей выше чувственного;

· методология (Платон, Аристотель) разрабатывает проблематику генезиса и природы познания,

· эстетика разрабатывается как сфера решения проблемы искусства и прекрасного самого по себе; · формируются мистико-религиозные проблемы, они характерны для христианского периода греческой философии.

109.201.148.198 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники:

http://www.sites.google.com/site/philustu/home/5-osnovnye-problemy-principy-i-skoly-anticnoj-filosofii-etapy-razvitia
http://studopedia.ru/1_111251_problemi-antichnoy-filosofii.html
http://studopedia.ru/14_12629_antichnaya-filosofiyaosnovnie-problemi-i-etapi-razvitiya.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: