Как провожают душу умершего. Какие мытарства проходит душа после смерти

Как провожают душу умершего. Какие мытарства проходит душа после смерти

Я не могу соотнести две вещи: после того, как душа после смерти выходит из тела, она 2 дня носится по земле, а на третий день ангелы возносят ее на поклонение Богу. А когда же душа проходит мытарства? Где можно подробнее почитать про мытарства: какие они, сколько их? Как я понимаю, в ссылке, которую Вы мне прислали (там, где речь идет об опыте воина Таксиота), перечислены не все мытарства.

Отвечает священник Афанасий Гумеров:

По мнению святителя Иоанна (Максимовича), великого подвижника нашего времени, душа проходит мытарства в третий день после выхода из тела: «В это время (на третий день) душа проходит через легионы злых духов, которые преграждают ей путь и обвиняют в различных грехах, в которые сами же они ее и вовлекли. Согласно различным откровениям, существует двадцать таких препятствий, так называемых “мытарств”, на каждом из которых истязует-ся тот или иной грех; пройдя одно мытарство, душа приходит на следующее. И только успешно пройдя все их, может душа продолжить свой путь, не будучи немедленно ввергнутой в геенну. Как ужасны эти бесы и мытарства, можно видеть из того факта, что Сама Матерь Божия, когда Архангел Гавриил сообщил Ей о приближении смерти, молила Сына Своего избавить душу Ее от этих бесов, и в ответ на Ее молитвы Сам Господь Иисус Христос явился с небес принять душу Пречистой Своей Матери и отвести Ее на небеса. (Это зримо изображено на традиционной православной иконе Успения.) Воистину ужасен третий день для души усопшего, и по этой причине ей особенно нужны молитвы.

Описания мытарств в святоотеческих и агиографических текстах соответствуют модели истязаний, которым подвергается душа после смерти, но индивидуальный опыт может значительно отличаться. Малозначительные подробности типа числа мытарств, конечно, второстепенны в сравнении с главным фактом, что душа действительно вскоре после смерти подвергается суду (частный суд), где подводится итог той “невидимой брани”, которую она вела (или не вела) на земле против падших духов. Православная Церковь считает учение о мытарствах таким важным, что упоминает о них во многих богослужениях. В частности, Церковь особо излагает это учение всем своим умирающим чадам. В “Каноне на исход души”, читаемом священником у одра умирающего члена Церкви, есть следующие тропари: “Воздушного князя насильника, мучителя, страшных путей сто-ятеля и напрасного сих словоиспытателя, сподоби мя прейти невозбранно отходяща от земли” (песнь 4). ” Святых Ангел священным и честным рукам преложи мя, Владычице, яко да тех крилы покрывся, не вижу бесчестного и смрад-наго и мрачного бесов образа” (песнь 6). “Рождшая Господа Вседержителя, горьких мытарств начальника миродержца отжени далече от мене, внегда скончатися хощу, да Тя во веки славлю, Святая Богородице” (песнь 8). Так умирающий православный христианин приготовляется словами Церкви к предстоящим испытаниям» (Св. Иоанн. Жизнь после смерти, – В кн.: Иеромонах Серафим (Роуз), игумен Герман (Подмошенский). Блаженный Святитель Иоанн, Чудлтворец, М., 2003, с. 793 -95).

Наиболее подробно о мытарствах пишет ученик св. Иоанна Сан-Францисского иеромонах Серафим (Роуз) в книге «Душа после смерти. Современные “посмертные” опыты в свете учения Православной Церкви». Имеется много изданий.

Мытарства души после смерти: что происходит после смерти

Загробная жизнь и ее неопределенность — это то, что чаще всего приводит человека к размышлениям о Боге и Церкви. Ведь по учению Православной Церкви и любых других христианских доктрин, душа человека — бессмертна и она, в отличие от тела, существует вечно.

Читать еще:  Загребнев восстановлен в служении или нет. О запрещении игумена Романа (Загребнева) в священнослужении

Человека всегда интересует вопрос, что же произойдет с ним после смерти, куда он отправится? Ответы на эти вопросы можно найти в учениях Церкви.

Смерть и христианин

Смерть всегда остается неким постоянным спутником человека: умирают близкие, знаменитости, родные и все эти потери заставляют задуматься о том, что будет, когда эта гостья придет ко мне? Отношение к концу во многом определяет течение человеческой жизни — ожидание ее мучительно или человек прожил такую жизнь, что в любую минуту готов предстать перед Творцом.

Читайте о загробной жизни в православии:

Стремление не думать о ней, вычеркнув из мыслей — это неправильный подход, ведь тогда жизнь перестает иметь ценность.

Христиане верят, что Бог подарил человеку вечную душу, в отличие от тленного тела. И это определяет течение всей христианской жизни — ведь душа не исчезает, а значит, обязательно увидится с Творцом и даст ответ за каждое дело. Это постоянно держит верующего в тонусе, не позволяя проживать дни бездумно. Смерть в христианстве является некой точкой перехода от жизни мирской к небесной, и вот куда дух направиться после этого перекрестка напрямую зависит от качества жизни на земле.

Православная аскетика имеет в своих трудах выражение «память смертная» — постоянное удержание в мыслях понятие конца мирского существования и ожидание перехода в вечность. Именно поэтому христиане ведут осмысленную жизнь, не позволяя себе тратить минуты впустую.

Приближение смерти с такой точки зрения, не является чем-то ужасным, но вполне логичным и ожидаемым действием, радостным. Как сказал старец Иосиф Ватопедский: «Я заждался поезда, а он все не приходит».

Первые дни после ухода

Православие имеет особое понятие о первых днях в загробном мире. Это не строгий догмат веры, но позиция, которой придерживается Синод.

Особыми днями после смерти считаются:

  1. Третий — это традиционно день поминок. Это время духовным образом связано с Воскресением Христа, которое произошло в третий день. Св. Исидор Пелусиот пишет, что процесс Воскресения у Христа занял 3 дня, отсюда и сформировалось представление, что человеческий дух также на третий день переходит в вечную жизнь. Другие авторы пишут, что число 3 имеет особенное значение, его называют Божьим числом и оно символизирует веру в Святую Троицу, поэтому и поминать человека надо в этот день. Именно в панихиде третьего дня у Триединого Бога просят отпустить умершему грехи и простить;
  2. Девятый — еще один день поминовения мертвого. Св. Симеон Солунский писал об этом дне как о времени вспомнить 9 ангельских чинов, к которым может быть причислен дух усопшего. Именно столько дней дается душе умершего для полного осознания своего перехода. Об этом упоминает св. Паисий в своих трудах, сравнивая грешника с пьяницей, который в этот период трезвеет. В этот период душа смиряется со своим переходом и прощается с мирской жизнью;
  3. Сороковой — это особый день поминовения, поскольку по преданиям св. Солунского, это число имеет особую важность, ведь Христос на 40 день был вознесен, значит и умерший в этот день предстает перед Господом. Также и народ Израиля оплакивал своего вождя Моисея именно такое время. В этот день должна не только прозвучать молитва-прошение милости для усопшего у Бога, но и сорокоуст.

Важно! Первый месяц, в который и входят эти три дня, крайне важен для близких — они смиряются с утратой и начинают учиться жить без близкого человека.

Три вышеперечисленных даты необходимы для особого воспоминания и молитвы об ушедшем. В этот период их горячие молитвы за усопшего доносятся до Господа и, в соответствии с учением Церкви, могут повлиять на конечное решение Творца относительно души.

Куда отправляется дух человека после жизни

Где же именно пребывает дух покойного? Точного ответа на этот вопрос нет ни у кого, поскольку это тайна, скрытая от человека господом. Каждый узнает ответ на этот вопрос после своего упокоения. Единственно, что точно известно — переход духа человеческого от одного состояния к другому — от мирского тела к вечному духу.

Читать еще:  Восточный гороскоп близнецы. Влияние годового знака на гороскоп близнецов

Тут гораздо важнее узнать не «куда», а «к кому», ведь неважно где будет находиться человек после, главное с Господом ли?

Христиане верят, что после перехода в вечность, Господь вызывает человека на суд, где определяет ему место вечного пребывания — небеса с ангелами и прочими верующими, или ад, с грешниками и демонами.

Учение Православной Церкви говорит о том, что лишь Господь может определить место вечного пребывания души и никто не может повлиять на Его суверенную волю. Это решение является ответом на жизнь души в теле и ее поступки. Что выбрала она при жизни: добро или зло, покаяние или гордое превозношение, милосердие или жестокость? Лишь поступки человека определяют вечное пребывание и по ним Господь судит.

По книге Откровение Иоанна Златоуста можно сделать вывод, что род людской ждет два суда — индивидуальный для каждой души, и общий, когда все мертвые воскреснут после конца мира. Православные богословы убеждены, что в период между индивидуальным судом и общим у души есть возможность изменить свой приговор, по молитвам своих близких, добрым делам, которые творят в его память, воспоминания в Божественной литургии и поминки с подаянием.

Мытарства

Православная Церковь верит, что дух по пути к престолу Божьему проходит определенные мытарства или испытания. Предания святых отцов говорят, что мытарства заключаются в обличении злыми духами, которые заставляют сомневаться в собственном спасении, в Господе или Его Жертве.

Слово мытарства происходит от древнерусского «мытня» — места сбора штрафов. То есть дух должен заплатить некий штраф или быть испытан некими грехами. Помочь пройти это испытание могут собственные добродетели, которые усопший нажил, будучи на земле.

С духовной точки зрения, это не дань Господу, но полное осознание и признание всего того, что мучило человека при жизни и с чем он не сумел до конца справиться. Лишь надежда на Христа и Его милость может помочь душе преодолеть эту черту.

Православные жития святых содержат множество описаний мытарств. Их рассказы крайне яркие и написаны достаточно подробно, чтобы можно было живо представить себе все описываемые картины.

Особенно подробное описание можно найти у св. Василия Нового, в его житие, которое содержит рассказ блаженной Феодоры о ее мытарствах. Она упоминает о 20 испытаниях грехами, среди которых:

  • слово — оно может исцелить или убить, оно — начало мира, согласно Евангелию от Иоанна. Грехи, которые содержаться в слове не пустые высказывания, они имеют такой же грех, как и материальные, совершенные поступки. Нет разницы между изменить мужу или сказать об этом вслух, мечтая — грех одинаков. К таким грехам относятся хамство, непристойности, пустословие, подстрекательство, кощунство;
  • ложь или обман — любая неправда, сказанная человеком есть грех. Сюда относятся также лжесвидетельство и клятвопреступление, которые являются серьезными грехами, а также нечестный суд и обвес;
  • чревоугодие — это не только услаждение своего живота, но и любое потакание плотской страсти: пьянство, никотиновая зависимость или наркотическая;
  • лень, вместе с халтурой и тунеядством;
  • воровство — любой поступок, следствие которого — присвоение чужого, относиться сюда: кража, мошенничество, махинации и пр.;
  • скупость — это не только жадность, но и бездумное стяжание всего, т.е. накопительство. К этой категории относиться и взяточничество, и отказ в милостыни, а также вымогательство и лихоимство;
  • зависть — зрительное воровство и жадность до чужого;
  • гордость и гнев — они разрушают душу;
  • убийство — как словесное, так и материальное, доведение до самоубийства и аборты;
  • гадание — обращение к бабкам или экстрасенсам есть грех, там написано в Писании;
  • любодеяние — это любые похотливые действия: просмотр порнографии, рукоблудие, эротические фантазии и пр.;
  • прелюбодеяние и содомские грехи.

Важно! Для Господа нет понятия смерти, дух лишь переходит от материального мира в нематериальный. Но какой она предстанет перед Творцом, зависит лишь от ее поступков и решений в мире.

Читать еще:  Гадание онлайн на любовь дельфийский. Дельфийский оракул - предсказания

Дни поминовения

Сюда относятся не только первые три важных дня (третий, девятый и сороковой), но любые праздники и простые дни, когда близкие вспоминают об усопшем поминают его.

Читайте о молитве за усопших:

Слово «поминки» означает поминовение, т.е. воспоминание. И в первую очередь — это молитва, а не просто мысль или горечь от разлуки с мертвым.

Совет! Молитва совершается для того, чтобы испросить у Творца милости для умершего и оправдать его, если даже он того не заслужил сам. По канонам Православной Церкви Господь может изменить Свое решение об умершем, если за него активно молятся и просят его близкие, совершая милостыни и добрые дела в его память.

Особо важно совершать это в первый месяц и 40-й день, когда душа предстает перед Богом. На протяжении всех 40 суток читается сорокоуст, по молитве каждый день, а в особые дни заказывается заупокойная служба. Вместе с молитвой, близкие посещают в эти дни церковь и кладбище, подают милостыни и раздают поминальное угощение в память о покойном. К таким поминальным датам относятся и последующие годовщины смерти, а также особые церковные праздники поминовения умерших.

Святые отцы также пишут о том, что поступки и добрые дела живых могут также стать причиной изменения Божьего приговора умершему. Загробная жизнь полна тайн и загадок, никто из живых точно не знает о ней ничего. Но мирской путь каждого является тем показателем, который может указать на то место, в котором дух человека проведет всю вечность.

30 дней мытарств души в загробном мире

На 9-й день после погребения физического тела и после прогулки по раю, душу в сопровождении ангелов возносят на второй поклон к Богу. Теперь ей предстоит пройти по всем 20 отделениям – судилищам, на которых новопредставленная душа обличается демонами в совершенных, нераскаянных грехах. Каждое судилище называется – мытарством, а злые духи – мытарями, соответствующей группе известного совершенного рода грехов.

Там новопреставленной душе предъявляют совершенные ей грехи и ждут оправданий, и доказательств праведности в ответ, так во время второго поклона перед Господом Иисусом Христом, душа уже испытывала все свои грешные нераскаянные чувства в ранее содеянном при земной жизни, которые исправить уже невозможно даже пройдя все отделения мытарств.

  • 17-е мытарство – прелюбодеяние: несохранение супружеской верности, блудные падения лиц посвятивших себя Богу.
  • 18-е мытарство – содомское: противоестественные блудные грехи, кровосмешение.
  • 19-е мытарство – ересей: ложное мудрование о вере, отступничество, богохульство.
  • 20-е мытарство – немилосердие и жестокость.

Советую прочитать предыдущие тематические статьи душа в загробном мире:

По завершению 30-ти дневных мытарств на 40-ой день, ангелы в третий раз возносят душу к Богу, но уже на малый Небесный суд, который определяет участь души в ином мире. Этот частный Христов суд определяет судьбу души только до времени страшного всеобщего суда.

  • Как можно правильно оказать молитвенную поддержку – помочь душе во время прохождения мытарств?

Душа находясь в загробном мире теряет интерес к живущим на земле, но сами живые родные и близкие усопшего могут оказать огромную молитвенную поддержку новопреставленной душе.

Такими осознанными действиями вы наполните душу усопшего энергией, с помощью которой душа сможет преодолеть все мытарства во время очищения от земных грехов, которые забрала с собой на небеса, и возможно, душе даже простятся некоторые её грехи.

Душе усопшего в такой ответственный момент, очень сильно могут помочь его родные дети и любящие внуки, при помощи заказа в Соборных Церквах или монастырях записок за упокой новопреставленной души, заказом сорокоуста за упокой новопреставленной души, а также чтением в первые 40 дней акафиста за единоумершего.

Советую почитать тематические статьи по теме по Пути к Богу:

Источники:

http://pravoslavie.ru/6474.html
http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/mytarstva-dushi-posle-smerti.html
http://zen.yandex.ru/media/id/5a92e74e8c8be39aa415ef34/5d698a2a98fe7900ad100757

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: