Как принять тайный монашеский постриг. Чем рисковали члены тайных монашеских общин? Адвентисты просят не считать их сектантами

Никто не знал, что они – монахи

На днях в Нарышкинских палатах Высоко-Петровского мужского монастыря в Москве состоялась презентация выставки «Тайные монашеские общины Высоко-Петровского монастыря в 1920–1950-е годы». Выставка показывает внутреннюю жизнь духовников и духовных чад самой крупной из известных нам тайных монашеских общин, образовавшихся с приходом советской власти. Среди экспонатов — фотографии, документы, подлинные вещи и памятники церковного самиздата, специально для выставки снят документальный фильм, который демонстрируется в рамках экспозиции.

Недавно вышедший в прокат анимационный фильм «Необыкновеное путешествие Серафимы» показал, что не только дети, но и взрослые мало знакомы с историей Церкви в XX столетии и масштабами гонений на церковнослужителей. Поэтому мы попросили куратора выставки кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника Института всеобщей истории РАН, доцента МИФИ Алексея Львовича Беглова рассказать о том, что стало с монастырями после 1917 года, зачем верующим понадобилось маскироваться и образовывать тайные монашеские общины и что им за это грозило.

Алексей Львович, расскажите, пожалуйста, в каком положении находились монастыри в 20–30-е годы прошлого века?

Советская власть сразу восприняла Церковь как врага и серьезного конкурента в борьбе за души людей и стала активно вытеснять ее из общественной среды, в том числе и из сферы просвещения.

Никаких специальных декретов по закрытию монастырей не издавалось: ленинский декрет об отделении Церкви от государства, подписанный в январе 1918 года, уже был достаточен для того, чтобы передать церковно-монастырское имущество из рук верующих в руки органов власти, поскольку монастыри рассматривались ею прежде всего как экономические единицы, как субъекты, эксплуатирующие трудовой народ, но не как духовные общины. Следовательно, после издания декрета монастыри уже не могли существовать на территории Советского Союза легально. Некоторые пытались существовать в заданных условиях, например, регистрировались как сельскохозяйственные артели, но вскоре и в таком виде их закрывают.

Так с начала 20-х по 40-е годы XX века действующих монастырей в Советском Союзе не остается: они либо закрываются, либо становятся приходскими церквями (хотя было несколько волн закрытия и приходских церквей). А к концу 30-х число действующих церквей на территории Советского Союза сокращается с десятков тысяч до нескольких сотен.

В 1923 году была ликвидирована Свято-Смоленская Зосимова мужская пустынь (находится во Владимирской области), до революции — известный центр старчества. После закрытия насельники пустыни разошлись в разные места: иеросхимонах Алексий (Соловьев) перебрался в Сергиев Посад, а несколько других духовников переехали в Москву, в Высоко-Петровский монастырь.

А что было с Петровским монастырем в эти годы?

Монастырь к этому времени уже не существовал, а действовал как приходской храм, в котором осталось всего 2-3 человека от старой братии. С 1921 года им руководит постриженник Зосимовой пустыни, епископ Варфоломей (Ремов), он и дает приют бывшим насельникам Зосимовой пустыни.

По церковной Москве сразу прошел слух о появлении зосимовских старцев. В Высоко-Петровский потянулись люди и составили крупный приход: около тысячи постоянных прихожан.

А каким образом часть этих прихожан приняла монашество?

Вокруг зосимовских духовников стали образовываться отдельные духовные семьи, и постепенно в процессе общения с народом духовники увидели, что некоторые молодые девушки и юноши склонны к углубленной духовной жизни, к монашеству. Но старцы рекомендовали монашеский путь далеко не всем: многих они, наоборот, поддерживали на семейном пути, благословляли вступать в брак. Тем не менее тайные общины Высоко-Петровского монастыря стали самыми крупными монашескими общинами из тех, которые нам сейчас известны. Численность их тайных постриженников составляла от 170 до 200 человек.

Хотя эти общины называли себя тайными монашескими общинами именно Петровского монастыря, в самом Петровском монастыре они находились только до 1929 года, когда храмы монастыря окончательно закрыли. Затем они скитались по другим московским храмам, до 1935 года, когда основные духовники были арестованы. Затем петровские общины окормлялись у уцелевших отцов, уже вне Москвы, и как единое целое просуществовали до 1959 года, когда скончался последний зосимовский старец, архимандрит Исидор (Скачков). После этого единого руководства у монахов уже не было, и они существовали самостоятельно.

Читать еще:  Именины 21 октября мужские.

Как членам общины удавалось сохранить свою тайну? Были ли у них какие-то принципы маскировки?

Все члены монашеских общин работали на светской работе, но приучались выполнять ее как монастырское послушание, работу «ради Бога». При этом работу выбирали так, чтобы она не вредила внутренней жизни и молитве. Только единицы несли церковное послушание: например, монахиня Евпраксия (Трофимова) из общины схиархимандрита Игнатия (Лебедева) была регентом в нескольких московских храмах. Но, чтобы не оказаться под угрозой высылки из города в качестве «асоциального неработающего элемента», она состояла членом артели портных и брала заказы по шитью на дом.

Свое монашество внешне члены общины не проявляли: даже если сослуживцы на светской работе и догадывались, что эти юноши или девушки верующие, они не подозревали об их монашестве. Такие принципы позволяли тайным монахам жить во враждебном мире и при этом оставаться христианами.

А в чем заключалась общинная жизнь тайных монахов?

Члены общины собирались в определенных местах для тайных постригов, для совершения служб, совместной молитвы, бесед. В нашей экспозиции представлена инсталляция одного из тайных скитов — квартиры одной из монахинь.

Насколько образованными были члены петровских монашеских общин? Многие считают, что монахи — люди малообразованные или совсем необразованные…

В целом общины составляли москвичи из семей служащих, интеллигенции, бывших предпринимателей. Сюда приходили многие студенты ведущих вузов. Пожалуй, одна из самых известных представительниц тайных монашеских общин — монахиня Игнатия (Пузик). Она пришла сюда, будучи студенткой, и в дальнейшем стала доктором биологических наук, профессором и виднейшим советским исследователем проблем туберкулеза.

Чем рисковали члены тайных монашеских общин?

Любая деятельность такого рода, тем более деятельность, в которой советская власть могла усмотреть признаки организованности, конечно, расценивалась как организованное покушение на советскую власть, политическое преступление. Даже если люди просто пытались жить в соответствии со своими убеждениями и совестью…

Разумеется, ничего хорошего тайных монахов не ждало. И репрессии не обошли их стороной: большинство тайных монахов Высоко-Петровского монастыря оказались арестованы и высланы. Духовников преследовали особенно серьезно. В 1935 году был расстрелян епископ Варфоломей (Ремов), обвиненный в шпионаже, а наиболее известный духовник общины отец Игнатий (Лебедев), на протяжении многих лет страдавший паркинсонизмом, несмотря на это был приговорен к пяти годам лагерей, где и скончался. Его ближайшие духовные дети, иеромонах Никола (Ширинский-Шихматов) и иеромонах Косьма (Магда) тоже получили большие сроки и в 1937 году были расстреляны. Среди монахинь были те, кто прошел через лагеря, ссылки, получил так называемые «минусы» — лишение права проживать в крупных городах. И при этом некоторые члены тайных петровских общин дожили до наших дней: последние из них скончались в 2004–2006 годах.

Выставка «Тайные монашеские общины Высоко-Петровского монастыря в 1920–1950-е годы» открыта ежедневно, с 10:00 до 17:00 по адресу ул. Петровка, дом 28, Нарышкинские палаты.

Тайный постриг

Меня мучает один вопрос. Я, женатый человек, имею троих детей, дочь от первого брака, двух сыновей от второго брака и четырёх крестных, итого семь. Часто попадаю в ситуацию, что согрешаю по несколько раз одним и тем же грехом, хоть и каюсь в них, но всё равно происходит мое грехопадение вновь и вновь. И причину я вижу в том, что мне не хватает «хлыста», епитимии или ещё чего-нибудь, что могло бы меня сдерживать, в словах, делах, чтении духовных книг, в мыслях и т.д. Мечта, стать священником или диаконом, чтобы служить Богу и людям, не сбылась, т.к. вижу в этом Промысел Божий, и во втором браке я так же вижу руку и Промысел Божий. Одним словом, не достоин, и должен исправиться сам. Но и сам, без помощи Божьей, я, не могу исправиться. Вопрос: можно ли стать монахом в миру, пусть даже и женатым? Чтобы жить в строгости, чтобы всё время пребывать в послушании со страхом Божьим,смерт чувствовать ответственность и иметь память смертную? Конечно, в этом случае не жить с женой как с женщиной и не спать с ней даже рядом, но жить как мирянин, ходить на работу и в то же время иметь послушание какое-нибудь. Простым мирянином я себя не вижу. Меня всегда тянуло быть монахом в миру, быть тайным монахом. Так как это сдерживало бы от многих искушений в жизни. Вы спросите: а что тебе мешает и без монашества, жить мирянином и не искушаться? Я отвечу: не могу, так как не чувствую строгости и ответственности и неотвратимости наказания. Понимаете? Без кнута — не будет пряника. Думаете, я, мазохист или фанатик? НЕТ. Просто в этом я вижу свое спасение. И да, я, помню, что должен приехать, как обещал, но пока нет возможности, так как я один пока в семье работающий и мы живём на одну мою, маленькую, зарплату и пока долг не погашу, приехать на беседу с о. Алексием, не могу (Александр).

На вопрос нашего читателя отвечает наместник Троицкого Селенгинского монастыря игумен Алексий (Ермолаев):

Читать еще:  Поцеловать во сне умершую бабушку в щеку. К чему снится если целует покойник

— В наше время доперестроечная практика тайного пострига в монашество прекращена. Когда Церковь находилась в гонениях, монастыри были закрыты, был смысл тайных постригов. В настоящее время их нет.

Ваше желание послужить Богу, нереализованное в возможности священнического служения, могло бы иметь место, если бы Вы жили в монастыре и были монахом, но так как у Вас есть семья и обязательства перед ней, то в монастырь Вы, конечно, идти не можете. Но монах не может, даже при тайном постриге, жить в окружении своей семьи, обязанностями перед ее членами и одновременно не принадлежать этому миру, ибо главное, что есть у монаха – это уход от мира и служение одному Богу. Даже сохранение девства, то есть отсутствие интимных отношений с супругой, не сможет обеспечить вашей оторванности от служения миру сему с имеющими в нем обязанностями.

Более того, принятие монашеского пострига с его обетами, который Вы рассматриваете как некий стимул, который послужит Вам как укрепляющая сила в духовной жизни, не сможет, по моему мнению, по-настоящему и надолго в этой жизни укрепить.

Необходимо идти другим путем – путем внимательного чтения Иисусовой молитвы, которая служит настоящим подспорьем в духовной жизни любого христианина. Читать ее, эту молитву, надо со вниманием к каждому слову, чуть нарастяг, с маленькими паузами между словами, имея покаянное чувство за свои премногие грехи. Но грехи эти образно вспоминать не надо, а нужно только помнить, что у Вас их много. При этой молитве вообще ничего не воображать и не вспоминать – образно (т.е. в виде каких-то предметов, лиц людей, даже икон и т.д.). Кроме Иисусовой молитвы никаких мыслей в сознание не допускать, ибо они, как бы ни были духовны с виду, — в большей степени они от лукавого.

При молитве ничего не представляйте и не воображайте ни снаружи, ни внутри: ни света, никаких явлений и видений, ни светящихся икон, ни изменяющих выражения ликов икон, ни явлений ангелов или святых, никаких голосов от Господа, Божией Матери или святых. Все э тог будет прелесть или страшное дьявольское обольщение. Просто молиться, желательно зараз около пятидесяти Иисусовых молитв, читаемых за 15-20 минут с полным вниманием. А в остальное время пытаться непрестанно очень тихо проговаривать слова этой молитвы – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Она исцеляет, преображает, дарует оставление грехов и спасает. Молитесь, и это будет для Вас тайное монашество.

Человек, который по-настоящему читает Иисусову молитву, прорывается к Богу словно через чащу. Архимандрит Софроний (Сахаров), ученик прп. Силуана Афонского, говорил, что такому человеку даруется укрепляющая и воодушевляющая благодать и что он становится чуть-чуть духовнее.

Как в СССР выживали монастыри: Тайные службы на чердаках, послушание в НИИ и Чуйская долина как спасение

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Тайный домашний монастырь на чердаке

Одним из укромных мест, которое стало обителью монахинь, был чердак жилого дома №3 по Печатниковому переулку в Москве (сейчас на этом месте новый жилой комплекс). Помещение не было предназначено для жизни, в нем было холодно и тесно даже для одного человека. Но при всех неблагоприятных обстоятельствах в этом домашнем монастыре удавалось нести службу Господу и выполнять план по производству продукции.

Сначала здесь поселилась монахиня Евфросиния, которая прежде жила в Рождественском монастыре, что находился неподалеку. Она просто поднялась на чердак и обосновалась в маленькой комнате без отопления и воды, где высота потолков не превышала 1,8 метра. Местные жители благосклонно отнеслись к такому соседству и стали называть чердак квартирой 26 (в доме официально было лишь 25 квартир).

Читать еще:  Восстановление гармонии с внешним миром. Пусть эта книга станет вашим проводником

Позже здесь селились и другие монахини. Регулярно проводились службы, на которых присутствующие молились и одновременно шили. Это было связано с тем, что заведующая скитом Евфросиния была прикреплена к портновской артели и должна была вырабатывать установленную норму продукции. Отсутствие работы влекло уголовную ответственность за тунеядство. Когда монахиня читала службу, члены общины помогали ей с шитьем — так удалось адаптировать монашескую жизнь к реалиям СССР.

Члены таких тайных братств отчисляли часть официальной заработной платы в общий фонд, из которого выделялись средства на нужды домашнего монастыря, а также отравлялись репрессированным братьям и сестрам. В 1930 году такая участь постигла и Евфросинию. Скит прекратил свое существование в 1969 году.

Тайная монахиня возглавляла государственное медицинское учреждение

Студентка медицинского ВУЗа Валентина Пузик во время посещения Высоко-Петровского монастыря исповедовалась архимандриту Агафону (в схиме Игнатию). В тот день девушка — это произошло в 1924 году — обрела духовного отца и совершенно точно определила, что ее жизнь будет монашеской. В 1928 Валентина приняла постриг, это произошло в тайном ските на Печатников, 3, об этом домашнем монастыре речь шла выше.

Но судьба не уготовила ей отшельнического уединения, более того, предстояло нести послушание в стенах государственного учреждения — ЦНИИТ. В условиях сохранения тайны о православном вероисповедании Валентина Пузик (монахиня Игнатия Петровская) работала по специальности — фтизиатром. С 1939 года возглавляла лабораторию патоморфологии в Туберкулезном государственном институте, некоторые сотрудницы данного учреждения были единомышленницами монахини, также несшими послушание. Игнатия активно писала и научные, и духовные труды. В 1947 году получила звание профессора. За свою научную карьеру Валентина Пузик написала около 200 медицинских статей, многие из которых причисляются к значимым теоретическим трудам. Научно-исследовательскую деятельность она воспринимала как форму монашеского послушания.

Женская коммуна имени Крупской была основана преподобномученицей Анной Благовещенской

В начале 20-х годов в Ярославской области близ села Захарьево в старом доме поселились несколько монахинь, которые стали учредительницами тайного монастыря. Он стал единственным, пережившим советскую власть. В их числе была монахиня Анна (Мария Благовещенская), дочь священника. В 1938 году ее казнили большевики. Но монастырь продолжил существование.

К концу 20-х число жительниц возросло в несколько раз. Трудолюбивые поселенцы построили дома, мельницу, успешно занимались сельским хозяйством, производили одежду и обувь. Монашеская община не могла существовать открыто, ее зарегистрировали сначала как сельскохозяйственную артель, затем как коммуну имени Крупской.

Коллектив демонстрировал большие успехи на всесоюзных смотрах, получая призы и премии. Послушницы тайного монастыря то и дело принимали корреспондентов, которые ставили коммунарок в пример для всего народа Советского союза, убеждая, что новый способ хозяйствования намного эффективнее и справедливее в сравнении с дореволюционным. Журналисты прославляли коллективный труд, который стал залогом благополучия и достатка. Впоследствии некоторые тайные монахини даже вступали в партию, так как образец социалистического строительства должен быть примером во всем. Так появилась фиктивная ячейка всесоюзной компартии.

Впоследствии на допросах монахиня Анна признавалась, что члены религиозной общины, живущие по монастырскому уставу, ставили целью дождаться падения советской власти, поэтому шли на столь значимые уступки. Анна была расстреляна в Ярославской тюрьме, но ее детище — монастырь — проявил впечатляющую жизнеспособность в, мягко говоря, неблагоприятных обстоятельствах.

Монастырь в малонаселенной долине Киргизской ССР

Монашеская община в Чуйской долине жила жизнью тихой и размеренной. Скит основали афонские иноки, склонные к отшельничеству — Иоанн (Лаба) и Илларион (Цуриков). В Киргизии монахи оказались после ссылок, здесь они поселились близ города Токмак в горах на пасеке гражданина Ивана Бабенко. Несли свое послушание, читали службы, проводили тайное пострижение. Искали уединения, устав от преследований со стороны советской власти.

В 1937 году иноки новомученики были в последний раз арестованы и приговорены к расстрелу по обвинению в контрреволюционной деятельности.

Существует мнение, что Киргизия во время массовых репрессий православного духовенства 30-х годов оставалась чрезвычайно притягательным местом для монашествующих — здесь они спасались от преследований, проводили службы, вели богоугодную жизнь. В Тянь-Шаньских горах катакомбная монашеская жизнь не прерывалась, сотрудники НКВД обнаруживали совсем небольшую часть скитов.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источники:

http://pravoslavie.ru/81924.html
http://selenginskii-monastery.cerkov.ru/novosti/tajnyj-postrig/
http://kulturologia.ru/blogs/060318/38089/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: