Как принимает схииеромонах алипий из красного лимана. Схиепископ Алипий: «Для активистов-безбожников наш храм был просто хатой под соломой, а для меня — Чертогом Небесным

Содержание

Как принимает схииеромонах алипий из красного лимана. Схиепископ Алипий: «Для активистов-безбожников наш храм был просто хатой под соломой, а для меня — Чертогом Небесным

Наш баннер
Посмотреть варианты
баннеров и получить код

Схиепископ Алипий: «Для активистов-безбожников наш храм был просто хатой под соломой, а для меня — Чертогом Небесным»

Духовное становление владыки Алипия проходило в очень сложных условиях. Все священники его родного села погибли на каторге, так что окормлять верующих было некому. Поступив в духовную семинарию, Василий Погребняк вернулся домой уже в рясе. С тех пор начался нелегкий путь священнослужения – вплоть до великой схимы.
Ровно 15 лет назад епископ Алипий был одним из тех архиереев Украинской Православной Церкви, кто восстал против незаконных действий тогдашнего предстоятеля митрополита Филарета.
Теперь уже много лет схиепископ Алипий на покое, живет в городе Красный Лиман Донецкой области. Служит, молится, окормляет свою паству.

«Коммунисты придумали мне бабушку из Одессы»

Ваше Преосвященство, расскажите, как Вы пришли к Богу?

– В нашей округе карательные органы репрессировали всех священников. Верующие остались без окормления и, как овцы без пастыря, рассеялись. В соседнем селе образовалась группа «катакомбников», которые изо всех сил старались сохранить свою веру. Помню, эти люди вычитывали все молитвы до буквочки, выстаивали весь суточный круг богослужения.

Я тогда был ребенком. Именно в этой общине меня научили читать по-церковнославянски, петь гласы, ирмосы – одним словом, всему, что необходимо для служения при храме. А когда подрос, односельчане стали говорить: «Что ж ты ходишь туда? Они ведь сектанты». Я спросил матушку: «Почему говорят, что вы сектанты?» Она в ответ: «Деточка, это беда наша. Мы не сектанты. Отец Епифаний и святогорские старцы окормляли нас. Но все батюшки погибли на каторге, и нет никого, кто бы нас повел».

После окончания школы и службы в армии я поехал поступать в духовную семинарию. В свое родное село я вернулся уже иеромонахом. Матушка-«катакомбница» мне и говорит: «Мы наставляли тебя в детстве, теперь ты нас окормляй». И стал я служить здесь, исповедовал, соборовал, причащал. Мы строго придерживались устава.

Храма в деревне уже не было – нашу деревянную сельскую церквушку в честь Рождества Пресвятой Богородицы в советское время местная власть использовала как клуб, а однажды дети залезли в подвал, подожгли бумагу, и церковь сгорела.

Как относились односельчане к тому, что Вы – верующий человек?

– Как-то в газете «Соціалістична Харківщина» вышла одна статья. Я ее до сих пор помню наизусть:

«Село Малеевка на Боровщине. В конце улицы в зелени деревьев утопает аккуратненький домик. Утром здесь отворяются двери. Спешат люди на работу. Конечно же, и Василий Погребняк. Окончил 10 классов Малеевской школы. Пошел работать в колхоз. Обычная биография сельского мальчика. Но как же жизнь Василия отличается от других ровесников!

Каждый вечер в клубе, будто и не было напряженного трудового дня, молодежь кружит в стремительном танце. Допоздна звучат бодрые песни. Нет среди местной жизнерадостной молодежи только Василия Погребняка. Он избегает девушек. Он больше думает о небесном, чем о земном.

Еще в детстве Василий заболел. Болели у него ноги. Тяжело переживал мальчик этот недуг. За окном играли дети, Василий мечтал быть с ними, но болезнь приковала к кровати. Родители хотели отвезти в больницу, но потом подумали: «Ничего, приедет бабушка из Одессы и присмотрит за больным». Старая бабушка по вечерам читала ему Библию и жития святых. Василий читал, а ночами раздумывал над прочитанным. И как-то спросил: «Бабушка, а есть ли Бог?» – «Когда я заболею, то помолюсь, и болезнь отступает», – сказала старушка. Василий стал просить себе здоровья у невидимой силы.

Прошли года. Подрастал Василий. В школе изучал науки: историю, физику, но все это не задерживалось в голове мальчика. Он стал ходить к дедам в церковь, но никто не обратил на это никакого внимания. Теперь Василий хочет поступить в семинарию и действительно знать – существует ли Бог.

Когда Василий пошел работать в колхоз, то в шутку его стали называть «попом». Еще больше замкнулся в себе Василий, старается быть наедине с собой. А тут и правление колхоза подобрало работу Василию в поле, оставив его один на один с овцами и мыслями о другом мире. А ему нужно быть среди веселой жизнерадостной молодежи. Куда же смотрели комсомольцы и коммунисты села!

Хочется верить, что товарищи помогут найти Василию верный путь в жизни и выведут его на светлую, радостную дорогу, по которой наша молодежь шагает к коммунизму».

Конечно же, у меня не болели ноги, и бабушки в Одессе тоже не было. Это все придумали в селе, чтобы как-то объяснить мою веру.

«После моей смерти передать семинаристу Васе»

Как в дальнейшем сложилась Ваша жизнь?

Читать еще:  Сонник снится голова. В ситуации маленьких происшествий

– После армии я поступил в Московскую духовную семинарию. Учиться было легко, все, что там проходили по программе, я уже знал. И пение, и устав, и полунощницу, и повседневные, субботние, воскресные богослужения.

Время тогда было страшное, Церковь была гонима. В храмы приходили учителя, руководители района, области, забирали детей и держали в исполкоме, пока служба не закончится. Потом отпускали.

А сколько радости у меня было оттого, что поступил в семинарию! Хотя в селе не поверили: «Да, врет он! Кто там его примет, да еще в Москве?!».

А когда вернулись в родное село после семинарии, что-то изменилось в отношении к Вам со стороны односельчан?

– В родное село я приехал уже в рясе. Мы жили от автостанции на другом конце села, но только я из автобуса вышел, как маме уже передали: «Там Васько твой приехал, в мантии, и борода до колен». Не верили, что у меня борода настоящая. Господи, сколько пришлось пережить!

Помню, как-то старший брат купил машину «Москвич» цвета «золотое руно». Тогда оценка автомобиля была делом привычным, у многих были машины, отечественные. Говорит: «Отец Алипий, может, куда-нибудь поедем?» – «Давай в Карповку, к матушке, – сказал я. – Так душа у меня болит. » Приехали туда, а она уже и говорить не могла. Я Иисусову молитву над ней почитал, а у нее слезочки так и капают. И отошла в вечность. Матушка Евдокия, упокой, Господи, ее душу.

– Владыка, какие еще люди оказали наибольшее влияние на формирование Вас как личности?

– Отец Стефан – настоятель нашего сельского храма. Такой духовный батюшка был: волосы длинные, борода густая, подрясник никогда не снимал, хотя носить его было запрещено.

Активисты-безбожники настояли, чтобы во время Причастия батюшка лжицу в банку с хлоркой опускал – мол, не допускать переноса инфекции. Так отец Стефан за банкой придумал стаканчик поставить: причастил – и в стаканчик, а не в банку. Потом сам потреблял эту водичку. Страшное было время.

Тогда еще батюшки ходили во время Великого и Рождественского поста по домам с молитвой. Вот староста идет по селу и спрашивает у хозяев: «Вы священника будете принимать?» Говорят: «Будем». На воротах таких хозяев он рисовал крестики. А кто не хочет, тех пропускает, не ставит. Я тогда смотрел на это и думал: «Господи, это ж мы так без батюшки останемся!». А батюшка везде заходил, и принимали его очень радушно: благодарили пшеничкой, хлебом, гречкой. А время после войны тяжелое было. Со временем этого священника перевели, и церковь закрыли. Для активистов-безбожников храм был просто хатой под соломой, а для меня – Чертогом Небесным.

Были в нашем селе монашествующие еще дореволюционного пострига. И Святогорские отцы были. Я через матушку Евдокию со всеми перезнакомился. Когда в семинарию поступил, так они мне книги и иконы дарили. Дают иконочку, а в ней записочка: «После моей смерти передать семинаристу Васе». Постепенно у меня собралось много святынь, которые представляют историческую ценность.

В годы безбожия нелегко приходилось не только духовенству, но и простым верующим.

– Когда я поступил в семинарию, а затем в академию, то мне не верили, что я простой хлопец из села. Там тогда такие великие люди учились!

В Троице-Сергиевой Лавре я был уставщиком в хоре. Затем монашество принял – после второго класса семинарии перешел в число братии. В сан иеродиакона рукоположил меня ректор, владыка Филарет (Вахромеев), а в иеромонаха – владыка Платон (Лобанков). Его хиротония во епископа пришлась на день памяти преподобного Сергия Радонежского, и в следующее воскресение он служил первую Литургию, за которой, собственно, и рукоположил меня.

Помню, тогда студентам академии не давали прописку: существовало негласное распоряжение в монастырях не прописывать. Пока в семинарии учился – была прописка. Окончил семинарию, пошел в академию – все, иди на приход. Святейший Патриарх меня еще год продержал после академии, а потом сказал: «Отец Алипий, пиши прошение. ». Я написал, а он поставил резолюцию: «Направить в Красный Лиман, где проживает мать». Таким образом, я и попал служить в родной край.

Потом владыка Мефодий (Немцов) пригласил меня в Воронеж. Говорит: «Приезжай, ты мне нужен». Он был председателем хозяйственного управления, поэтому все время ездил в Москву. Прилетит только на Пасху, на Троицу и в тот же день обратно. Я в епархии был за правящего архиерея, храмы освящал. А потом нужно было ложиться на операцию, и я попросился домой. Воронежу я, конечно, очень благодарен, со столькими подвижниками там познакомился.

«Православие победило!»

– Расскажите, пожалуйста, о принятии архиерейского сана.

– Моя епископская хиротония состоялась в Донецке. Приехало пять архиереев: митрополит Филарет (Денисенко), архиепископы Кировоградский и Александрийский Василий (Васильцев, ныне покойный), Запорожский и Мелитопольский Василий, а также владыки Глеб (Саввин) и Иоаникий (Кобзев). Во время хиротонии митрополит Филарет говорил мне слово на вручение жезла. После того, как он раскол в Церкви учинил, я столько раз хотел ему это слово в конверте отослать – пусть бы вспомнил, чему других учил!

На Донецкой кафедре я был недолго, потом перевели на Горловскую. Постоянные ухудшения здоровья мешали в полной мере осуществлять архиерейское служение.

Помню, как я поехал к моему духовнику, отцу Серафиму, спрашивать об архиерействе. Говорю: «Батюшка, что мне делать? Принимать?» – А он: «Сами не рвитесь, а предложат – не отказывайтесь. Вы будете нужны». Что он имел в виду, говоря «нужны», я до сих пор не понял.

Спустя время по состоянию здоровья я ушел за штат.

Вы были участником исторического Харьковского Архиерейского Собора 1992 года.

Читать еще:  Через год в Павшинской пойме Красногорска откроется новый храм.… - latypowa julia. Расписание богослужений

– Сначала мы поехали к епископу Житомирскому Иову (Тывонюку), сейчас он в Челябинске. Все, кто собрался у него, понимали, что так не должно быть, что напрасно Филарет хочет автокефалию. Все были против, но тогда приехал один архиерей (не буду называть имя) и начал нас уговаривать: «Давайте, мол, с Филаретом вместе. »

Господи, помилуй! Что там было! Филарет приставил к нам наблюдателей. Потом домой разъезжались окольными путями – боялись нарваться на унсовцев. Сейчас это событие называют Житомирским совещанием.

Затем митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим собрал Собор в Харькове. Конечно, все переживали. Во время заседания его постоянно вызывали к телефону, угрожали, так что он возвращался в зал весь бледный. Было тайное голосование, а он, уходя, чтобы ответить на очередной звонок, сказал: «Можете за меня не голосовать. Я отдаю свой голос митрополиту Ростовскому Владимиру».

Большинство голосов тогда было отдано за нынешнего Предстоятеля Украинской Православной Церкви.

– А потом встречали Блаженнейшего.

– Нынешний архиепископ Николаевский и Вознесенский Питирим был тогда наместником Киево-Печерской Лавры. Он заказал на утро автобусы. Утром кинулись – нет автобусов! Оказывается, некто приказал этот заказ снять. Тогда поехали машиной. Митрополиту Владимиру власти сказали: «Пересаживайтесь в машину службы безопасности, чтобы не было кровопролития. Поедете потихоньку в Лавру». А он в ответ: «Даже если меня убьют, я это посчитаю за честь. Никуда я не поеду. Народ меня выбрал, он меня ждет».

Потом шли пешком, остановились у Владимирского собора. Блаженнейший помолился, а сотрудники службы безопасности говорят: «Мы так не договаривались, чтобы вы входили в храм». Владыка ответил, что он и не собирается. «Каждый христианин может поклониться Владимирскому собору. Там мощи великомученицы Варвары, многих угодников», – сказал он.

Затем направились в Киево-Печерскую Лавру. Народу было видимо-невидимо, люди пели пасхальные песнопения. Такой подъем был – не передать!

Ну а потом новая проблема: президент не принимает. Все епископы, монашествующие, священники и верующие выстроились напротив здания Верховной Рады с транспарантами, требовали, чтобы глава государства принял Блаженнейшего. Трое суток мы тогда стояли, в конце-концов принял Митрополита Владимира президент. На обратном пути владыка обратился к народу, который стоял у парламента: «Все! Все уладилось. Разъезжайтесь».

Все бы ничего, как вдруг ночью унсовцы напали на Киево-Печерскую Лавру. Блаженнейший говорит нам: «Вы, восточные епископы, останьтесь, у вас там все благополучно. Будьте со мной. ». Унсовцы перелезли через ограду, но люди Лавру отстояли.

А тут как раз канонизация митрополита Владимира (Богоявленского). Ночью я, владыки Онуфрий, Сергий и Иоаникий подняли мощи священномученика, а у него правая рука нетленная.

Такие были события – и радостные, и печальные, но православие победило!

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл призвал объединить усилия в поддержку идеалов семейной жизни

Святейший Патриарх Кирилл присутствовал на выступлении Президента России В.В. Путина, обратившегося с Посланием к Федеральному Собранию

В праздник Собора Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

В праздник Рождества Христова Предстоятель Русской Церкви совершил великую вечерню в Храме Христа Спасителя

В праздник Рождества Христова состоялся телемост Святейшего Патриарха Кирилла с членами экипажа Международной космической станции

Алипий, архиепископ Краснолиманский, викарий Горловской епархии (Погребняк Василий Семенович)

Родился 21 июня 1945 г. в с. Малиевка Боровского р-на Харьковской обл. Украины в крестьянской семье.

После окончания средней школы работал пастухом в колхозе, почтальоном, в 1964-1966 гг. служил в рядах Советской Армии.

В 1966-1970 гг. обучался в Московской духовной семинарии.

В 1968 г. принял постриг в Троице-Сергиевой лавре, рукоположен во иеродиакона, в 1970 г. во иеромонаха.

В 1970-1974 гг. обучался в Московской духовной академии, которую окончил со степенью кандидата богословия.

В 1977-1984 гг. служил настоятелем Петропавловского храма г. Красный Лиман Донецкой обл., с 1984 г. — настоятелем Богородице Рождественского храма с. Крестище Славянского р-на Донецкой обл., в 1985-1989 гг. — настоятелем Покровского кафедрального собора г. Воронежа.

В 1989-1990 гг. находился за штатом по болезни. В 1991 г. назначен настоятелем Петропавловского храма г. Красный Лиман, возведен в сан архимандрита.

6 октября 1991 г. хиротонисан во епископа Донецкого и Славянского.

22 января 1992 г. отказался подписать обращение Собора УПЦ к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой о даровании автокефалии Украинской Церкви. 23 января 1992 г. митрополитом Киевским Филаретом (Денисенко, впоследствии анафематствован) отстранен от управления Донецкой епархией.

8 декабря 1992 г. решением Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира почислен на покой на основании собственного прошения.

29 июля 1994 г. назначен епископом Горловским и Славянским. С 3 мая по 12 сентября 1994 г. временно управлял Донецкой епархией.

11 июня 1997 г. почислен на покой по болезни, принял схиму.

Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 16 сентября 2014 г. назначен викарием Горловской епархии с титулом «Краснолиманский».

1970 г. — Московская духовная семинария.

1974 г. — Московская духовная академия. Кандидат богословия.

Почему к еще не прославленной во святых блаженной Алипии не прекращается поток паломников?

Об известной в Киеве Христа ради прозорливой юродивой, почившей 30 октября 1988 года – Сергей Герук специально для PravLife.

Сейчас имя блаженной известно всему православному Киеву и далеко за его пределами. А при жизни матушку Алипию знали немногие. Но у нее был определенный круг духовных чад, которых она окормляла молитвой и советом, многих спасла от жизненных несчастий и бурь. К ней в ветхую хибарку, расположенную в Голосеевском лесу на месте разрушенного тогда, а ныне возрожденного монастыря Голосеева Пустынь, тайно (чтоб не попасть под «бдительное око» компетентных органов) ехали люди часто с последней надеждой. И всем она помогала. Не просто помогала. По ее молитвам совершались настоящие чудеса – люди исцелялись от смертельных болезней, многие находили неожиданный выход в житейских бурях – обретали работу, получали образование, создавали прочные семьи, принимали духовный сан, даже становились епископами — все это и многое другое предвидела блаженная Алипия и молитвенно оберегала всех с верой прибегающих к ней.

Читать еще:  К чему снится поругаться с сестрой. К чему снится сестра бывшего

Власти были обеспокоены популярностью «ненормальной бездомной монашки» (у блаженной даже не было паспорта) и неоднократно пытались упрятать ее в психиатрическую больницу. Но матушка заранее знала об этих визитах — уходила из своей лачуги или принимала гостей с такой неземной любовью, что у тех пропадало всякое желание оказывать ей какое-то противление. А одному посланному ее арестовать сотруднику милиции она сказала: «Беги скорее домой. Успеешь предотвратить пожар». За что страж порядка потом слезно и горячо благодарил старицу.

О блаженной Алипии написаны книги, сняты документальные фильмы, ей посвящены песни. Сейчас почитание ее можно сравнить разве что с почитанием блаженной Матроны Московской, хотя монахиня Алипия еще не причислена к лику святых. Документы собираются и изучаются. В настоящее время документальных подтверждений чудесной помощи блаженной при жизни, и особенно – после ее представления, по выражению голосеевской братии — «несмь числа». По мнению наместника Покровской Голосеевской пустыни архимандрита Исаакия (Андроника), возглавляющего и возрождающего с 1990-х годов эту древнюю обитель, канонизация монахини Алипии не за горами.

Что удивительно, при жизни никто особо не обращал внимания, что блаженная Алипия подвизалась как раз на развалинах уничтоженной в 1926 году Голосеевской пустыни, молилась угодникам Божиим, которые в ХIХ и начале ХХ века «подвигом добрым» служили здесь Христу, а некоторые были и погребены в этом месте: митрополиту Киевскому Филарету (Амфитеатрову, † 1857), его мощи почивают в пещерах Киево-Печерской Лавры, и его духовнику иеросхимонаху Парфению († 1855), Христа ради юродивым старцам иеросхимонаху Феофилу († 1853) и монаху Паисию († 1893), старцу-духовнику иеромонаху Алексию (Шепелеву, † 1917). Блаженная Алипия во второй половине ХХ века приняла духовную эстафету подвижников Голосеевских и многие годы молилась о возрождении Голосеевской Пустыни. И еще говорила своим чадам, что будет пребывать здесь «всегда, но не сразу».

18 лет она почивала мощами на Лесном кладбище, на 8-м участке, где покоятся насельницы Флоровского монастыря, а с 2006-го года – в нижней части Покровского храма обители. Дело в том, что наряду с почитанием верующими могилки блаженной на Лесном кладбище , захоронение неоднократно подвергалось попыткам осквернения: одержимые злым духом люди вырывали и отбрасывали в сторону надгробный крест. А в конце 2005 года некие «почитатели» блаженной решили тайно выкопать останки и увезти за границу. По факту вандализма было возбуждено уголовное дело, о чем сенсационно сообщали городские СМИ.

После случившегося наместник Голосеевской пустыни архимандрит Исаакий обратился к Блаженнейшему Митрополиту Владимиру с ходатайством о перезахоронении блаженной Алипии на территории монастыря — месте ее последних жизненных подвигов. (Жизнеописание матушки рассказывает также о ее аскетических подвигах в дупле большого дерева у подножия Киево-Печерской Лавры до ее закрытия в 1961 году).

Вот, как об обретении мощей блаженной Алипии повествует сам наместник монастыря архимандрит Исаакий:

— Около пяти месяцев ушло на получение всех необходимых для этого документов, после чего был назначен день обретения и перенесения останков матушки в монастырь — 18 мая 2006 года. Раскопки могилы решили начать ранним утром, чтобы не было скопления людей и чтобы при этом присутствовали только братия монастыря и наиболее близкие ее духовные чада и почитатели. Для эксгумации и освидетельствования захоронения были приглашены представители дирекции Лесного кладбища, санэпидемстанции и милиции.

Глубокой ночью из Голосеевского монастыря в сторону Лесного кладбища выехало несколько машин и микроавтобус. О предстоящих раскопках мы оповестили очень узкий круг людей, но не смотря на это верующих на кладбище собралось немало, и с каждым часом становилось все больше. Испрашивая благословение Божие на предстоящее дело, я отслужил на могилке монахини Алипии литию, во время которой внутренне просил Бога и матушку, чтобы мне достойно и правильно его совершить.

На душе было спокойно, мирно, никаких эмоций, только сознание важности происходящего. Для меня это было второе обретение мощей: в 1993 году вместе с наместником Киево-Печерской Лавры игуменом Ахилой я участвовал в обретении мощей преподобного Алексия Голосеевского. Интенсивные раскопки длились около часа. На душе было спокойно.

Огромная процессия машин в сопровождении милиции покинула кладбище и направилась в сторону Голосеевского монастыря. Когда уже приближались к обители, я с братией обогнал колонну, чтобы встретить микроавтобус в монастыре. Все священнослужители и насельники обители вышли навстречу процессии. Гроб монахини Алипии был встречен общим пением Трисвятого. Священники подняли его на руки и торжественно внесли в храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», где была отслужена панихида.

После нее мы вместе с духовником обители игуменом Дорофеем перенесли останки монахини Алипии в дом наместника, где очистили, омыли, переложили их в гроб, чтобы накануне вечернего богослужения перенести вновь в храм.

Когда гроб с останками матушки вновь внесли в храм, в небе появился крест, который видели многие присутствующие в монастыре в тот день. Несколько человек тогда получили исцеление от тяжелых болезней.

Ежедневно к гранитной раке с мощами блаженной нескончаемым потоком идут люди. От метро «Голосеевская» к монастырю ходит специальный рейсовый автобус. Но особенно многолюдно здесь 30 октября каждого года — в день преставления блаженной матушки Алипии: тысячи паломников спешат сюда, отдать дань блаженной старице, помолиться о ее упокоении и попросить ее святых молитв. Видимо, не далек час, когда под сводами храма вознесется молитва о ее небесном прославлении.

Источники:

http://arhiv.orthodoxy.org.ua/ru/intervyu/2007/05/21/7892.html
http://www.patriarchia.ru/db/text/58381.html
http://pravoslavie.ru/79397.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: