Как поститься перед причастием в прощенное воскресенье. Прощенное воскресенье

Об исповеди и Причастии

Данная статья является откликом настоятеля Успенского храма с. Алешково Ступинского района Московской области протоиерея Михаила Редкина на проект документа «О подготовке ко Святому Причащению», подготовленный и проработанный комиссиями Межсоборного присутствия.

Актуальность проекта документа «О подготовке ко Святому Причащению», подготовленного комиссией Межсоборного присутствия по вопросам приходской жизни и приходской практики, затем отредактированного специальной рабочей группой, состоящей из представителей духовных школ, после чего изученного в комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства и доработанного редакционной комиссией Межсоборного присутствия во главе со Святейшим Патриархом, несомненна. Столь серьезный подход, явленный в таких высоких инстанциях при подготовке этого документа, прежде всего был необходим для понимания некоторыми священниками и мирянами опасности Причащения без исповеди и без поста (в разных вариациях).

Об исповеди

Если христианин не испытывает потребности в постоянной исповеди (не только перед Причастием, а перед Причастием в особенности), то он находится в опасном духовном состоянии. Это относится и к священникам, и к мирянам.

Известно святоотеческое изречение: «Первый признак здравия души человеческой – это видение своих грехов как песка морского». Как увидеть то, что сразу не видно? Постоянным умным трезвением, исповеданием тех грехов, которые видит христианин, и причащением Святых Христовых Таин. Чем тщательнее человек этим занимается, тем больше Божественной благодати в его душе, в свете которой он все больше видит те грехи, которые раньше не замечал.

И так по духовной лестнице восходит от силы в силу.

Причастие без исповеди – очень опасная тенденция. Во-первых, как уже говорилось, если христианин не испытывает потребности в исповеди каждый день, особенно перед Причастием (ибо добрый хозяин сначала наведет порядок в своем доме, а затем приглашает дорогого Гостя), значит душа его пребывает в духовном сне. Во-вторых, это может привести к ложному пониманию Причастия как автоматического привлечения благодати Божией. Апостол Павел предостерегает: «По сему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, то ест и пьет в осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11, 27-30). Поэтому и священник, выходя с Чашей, говорит слова: «Да не в суд или в осуждениебудет мне причащение Святых Твоих Таинств, Господи». Например, апостол Иуда причастился, и тут же вошел в него сатана.

Вообще на протяжении всех веков порядок духовной жизни в Православной Церкви всегда был таков: исповедь перед Причастием всегда была необходима.

Святитель Иоанн Златоуст обличает тех, кто причащается по праздникам не исповедавшись исключительно потому, что это праздник: «Я знаю, что многие у нас приступают к Священной Трапезе по случаю праздника. Итак, должно, как я часто и прежде говорил, не праздники наблюдать, чтобы приобщаться, а очищать совесть и тогда касаться Священной Жертвы. Преступный и нечистый не имеет права и в праздник причащаться этой Святой и страшной Плоти; а чистый и омывший свои прегрешения искренним покаянием вправе и в праздник и во всякое время причащаться Божественных Таин и достойно наслаждаться Божественными Дарами» (Творения свт. отца нашего Иоанна Златоуста. Спб., 1899, т.2, кн.1, с.401-413).

Святитель Григорий Палама в проповеди «О Святых и Страшных Христовых Таинах» пишет: «Если же с дурной совестию, и не получив благодаря исповеди отпущения грехов от приявшего власть разрешать и связывать их, …мы приступаем (к Святым Таинам), то конечно это делаем в суд себе и на вечное мучение, отталкивая от себя и самые Божии щедроты и терпение Его к нам».

Святитель Игнатий Брянчанинов, в своих творениях систематизировавший опыт духовной жизни восточных отцов Церкви, свидетельствует: «Покаяние необходимо для всех! Каждый да пользуется драгоценным временем, даруемым милосердием Господа! Каждый да погружается в блаженное покаяние! В особенности займемся им в продолжение текущей недели, отделенной и назначенной нами для приготовления себя к таинству исповеди и последующему за ним таинству причащения. Совершим приготовление со всевозможным вниманием. Не принесем этой недели в жертву безрассудному развлечению. Уже довольно мы ему жертвовали! Довольно занимались погублением себя! Ныне займемся своим спасением! Будем часто раскрывать книгу совести; будем всматриваться в свои пятна греховные, будем приготовлять их к омовению исповедью. Не щади грехов твоих! Не сочти какого-либо проступка маловажным, извинительным; не признай невинными каких-либо навыков и упражнений, порицаемых Писанием.Обвини себя, чтобы получить обильное оправдание от Бога… Неисповедуемые согрешения удобно повторяются, как бы совершаемые в непроницаемой тьме /Лествица, слово 4-ое, гл. 53/» (Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова, т. 4, Аскетическая проповедь и письма к мирянам. Спб., 1905, с. 60-61).

Нынешним же сторонникам Причастия без исповеди в случае отсутствия серьезных грехов тот же святитель отвечает: «Cохранивший себя от грехов смертных не должен думать, что он нуждается в покаянии немного.Твои согрешения легки перед твоими глазами, но ты не знаешь, какова тяжесть их на весах правосудия Божия. “Ин суд человеческий и ин суд Божий”, сказал некоторый преподобный пустынножитель, рассуждая пред кончиною своею о своей иноческой и подвижнической деятельности» (Святитель Игнатий Брянчанинов, там же, с. 55). И еще: «Когда отстраним от себя ослепляющие нас развлечения, когда углубимся в себя и начнем рассматривание себя, сличая состояние душ наших с тем, каково оно должно быть по учению Священного Писания: тогда сами признаем малые грехи уже не малыми, но тяжкими и страшными, достойными непрестанных слез и покаяния» (Святитель Игнатий Брянчанинов, там же, с. 56).

Я думаю, что это относится ко всем собирающимся причащаться, и в особенности – кто причащается раз в неделю или чаще. А тот факт, что часто приходится исповедоваться в одних и тех же грехах, совершаемых по причине еще не совершенного христианского жития, только мобилизует истинно ищущих спасения.

Список святых, свидетельствующих о необходимости исповеди перед Святым Причащением, можно продолжать до бесконечности. Приведем слова только еще одного, говорящего об этом. Святитель Феофан Затворник, так же как и святитель Игнатий Брянчанинов, опиравшийся на опыт святых отцов, пишет: «Кто проходит весь этот курс врачевания духовного (т.е. исповеди) как должно, и главное, без утайки исповедует все свои грехи, тот возвращается из дома Божия, как возвращаются из судебного места виновные, кои, вместо приговора на смерть услышали там объявление о помиловании и забвение их преступлений, – возвращаются с глубочайшим чувством благодарения к Спасителю душ наших, с твердой решимостью посвятить Ему и исполнению заповедей Его всю остальную жизнь, с крайним отвращением от всех прежних грехов, с неудержимым желанием изгладить все следы прежней недоброй жизни. Получивший разрешение чувствует в себе, что он не празден, что его посетила особая некая сила. Божественная благодать, которая доселе только совне действовала на него в помощь ему в победе над собою, теперь с словами: “прощаю и разрешаю”, вошла внутрь, срастворилась с его духом и исполнила его огненностию и стремительностию… Итак, получив помилование и всепрощение в покаянии, приступи к Святому Причащению, для полноты оживления внутреннего твоего человека… Тот, кто оплакал свои грехи и исповедовался, тот готов приступить к сему великому таинству» (Творения святителя Феофана Затворника. Покаяние и обращение грешника к Богу, А. Кающемуся изрекается всепрощение в таинстве Покаяния, Б. Кающийся приступает к таинству Святого Причащения. Журнал “Домашняя беседа”. Спб., 1868, № 9-15, с. 22-50). И еще: «Исповедь и Святое Причастие – неизбежно необходимы: одна возочищает, другая – баня, пластырь и пища. Надо причащаться все четыре поста. Можно прибавить, причащаясь в Великий и Предрождественский по два раза… Можно и еще прибавить, но не слишком, чтобы не оравнодушиться» (Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем, т. 1. Выпуски 1, 2, 3, 4, с. 206).

Читать еще:  Уроки гадания на картах. Гадания на игральных картах: простые расклады и толкования

Вообще современная тенденция частого Причащения без рассуждения (в отличие от древней) весьма опасна. Если для первых христиан частое Причащение венчало их постоянную подвижническую жизнь, то сегодня наблюдается попытка заменить подвиг стием, которому придается чуть ли не магический смысл. То есть причастился и тем самым автоматически освятился. Но думать так, как уже было сказано, неверно и опасно.

В итоге частое Причащение без напряжения всех духовных сил может дать противоположный результат.

Поэтому ни частое Причащение не спасет, ни редкое не погубит. Причащаться можно и часто, и редко, в зависимости от обстоятельств. Ценность Причастия зависит не от частоты или редкости, а от благоговения пред Святыней и от сознания своего недостоинства. Уходившие в пустыни не видели лица человеческого и, за редким исключением, не причащались, но именно их «не был достоин весь мир» (Евр. 11.38). Преподобная Мария Египетская причастилась один раз перед смертью, а молилась «на воздусе».

Поэтому можно и должно поощрять к частому Причащению только тех прихожан, которые пытаются жить напряженной духовной жизнью. А для того, чтобы иметь правильное суждение о духовном состоянии подвизающегося, сам пастырь должен проводить жизнь подвижническую.

Священники должны исповедоваться, как только предоставится возможность, так как не всегда, особенно на одноштатных приходах, такая возможность имеется.

Что касается поста перед Причастием

На одном и том же приходе одному прихожанину духовник может благословить говеть (в том числе и поститься) 7 дней, другому 3 дня, третьему 1 день, а кого-то допустить к Причастию по соблюдении только евхаристического поста. Все зависит от духовного и физического состояния говеющего, что и прописано в документе: принимать во внимание душевное и телесное состояние говеющего.

Недоумение некоторых, касающееся 64 апостольского правила, запрещающего поститься в субботу, разрешается известным канонистом епископом Никодимом (Милашем). В толковании на 64-е ап. пр. он пишет: «Для того, чтобы с обычной мирской точки зрения понять предписание этого правила, воспрещающего поститься в воскресение и субботу (кроме Великой субботы), следовательно, и во время четырех установленных церковью постов, необходимо помнить, что здесь говорится о сухом посте (сухоядение), когда воспрещается есть целый день до вечера, а вечером разрешалось принимать только строго постную пищу без рыбы (монахам одно сочиво без елея в 223-м правиле Номоканона при Б. требнике). Следовательно, не должно понимать этого правила так, что каждую субботу и воскресение, даже и во время четыредесятницы, разрешается есть рыбу и мясо, – в эти дни воспрещается только сухоядение и разрешается менее строгий пост, чем в остальные дни постных недель». При этом и строгий пост в субботу и воскресение не возбраняется, если постящийся постится ради воздержания (толкование Зонары на 64 ап. пр.). А пост во время говения как раз и является постом, приемлемым ради воздержания.

Конечно, Церковь, как чадолюбивая мать, не требует от современных немощных христиан такого строгого поста перед Причастием, как в древности. Как правило, в нынешнее время благословляется во время говения не вкушать мясо, молочных продуктов, яиц и рыбы. Немощным же (например, во время болезни) и этот пост ослабляется (для каждого своя степень). Тем же, кто хочет стремиться к исполнению в разумных пределах древних установлений поста, и это не должно возбраняться.

В связи с этим документ, предложенный на обсуждение, очень своевременен и хорош. Я бы только убрал фразу: «В отдельных случаях, с благословения духовника, миряне, намеревающиеся приступить к Святому Причащению несколько раз в течение одной недели – в первую очередь на Страстной и Светлой Седмицах, – могут быть в качестве исключения освобождены от исповеди перед каждым причащением». Как уже говорилось, сказать на исповеди всегда что-нибудь найдется. Причем много времени это не займет, так как речь идет о постоянно исповедающихся.

Как поститься перед причастием в прощенное воскресенье. Прощенное воскресенье

По церковному уставу в среду и пятницу на сплошной седмице Масленицы нет поста, надо ли держать 3 дня строгий пост перед Причастием? Комментирует епископ Обуховский ИОНА.

— Седмица, предшествующая Великому посту, уже является для нас первой неделей воздержания — с понедельника православные христиане не едят мяса. Но уставом не только разрешается, но и предписывается в течение всех этих дней, включая среду и пятницу, вкушать скоромные продукты – рыбу, молочную продукцию и яйца.

На каждой Литургии Господь призывает нас к приобщению Своих Тела и Крови: «Придите, ядите…» Многие христиане собираются приступить к Причастию и в это, Прощеное воскресенье. Возникает вопрос: как подготовиться, если, с одной стороны, Церковь предписывает употреблять скоромное, а с другой, пост перед Причастием также нужно соблюсти.

Существует традиция, когда христиане, причащающиеся каждую неделю, постятся только в установленные дни — в среду и пятницу, а также вечером накануне причастия. В частности, так заведено на Святой горе Афон. Там монахи не соблюдают постных дней сверх обычного уставного поста — только вечером в субботу на вечерней трапезе по окончании вечернего богослужения едят постное.

Читать еще:  Как вымаливать нерожденных детей. Сила и текст молитвы об убиенных в утробе матери младенцах

На мой взгляд, этот принцип вполне применим и для христиан, которые хотят причаститься в конце сырной седмицы. В течение недели они могут спокойно есть яйца, молоко и рыбу – заговляться, а в субботу вечером, по окончании Всенощного бдения, вкушать уже постный ужин.

Однако напомню, что в любом случае на этот счет необходимо обратиться за благословением к своему духовнику, который знает ритм вашей духовной жизни и может подсказать, насколько именно вам необходимо пост соблюдать или не соблюдать.

Что делать, если остались непостные продукты — можно ли их употребить в пищу в первые дни Великого поста?

— Я бы посоветовал всё же как-то планировать меню на выходные таким образом, чтобы непостных блюд хватило только на праздничный обед или ужин. Если всё же что-то останется, это, думаю, с радостью съедят в понедельник те члены семьи, кто в силу тех или иных причин не придерживаются пока поста, например, дети. Или, если это технически возможно, сохраните всё до Пасхи в морозилке.

Прощеное воскресение

Святая Православная Церковь в воскресение 5 марта в последний день перед наступлением Великого поста, воспоминает страшное событие, которое когда-то произошло в раю: падение Адамово. Вспоминает, как прародители Адам и Ева не сохранили заповеди Господни, нарушили Божию заповедь, вкусили от запрещенного плода, и из чистых, безгрешных и святых стали несчастными грешниками.

Вот тогда-то Господь и произвел Свой суд над человеком, сказавши, что человек был создан бессмертным, не должен был умереть, а теперь: “Земля еси и в землю отыдеши!” – земля ты, прах ты и в прах превратишься.

Этот грозный приговор сбывается над всеми людьми, ни один человек от смерти не уходил. Мы плохо помним или вовсе не знаем этот грех Адама, его неисполнение того, что заповедовал Господь, но Церковь нам об этом напоминает, когда начинается Великий пост. Напоминает о том, как Адам своим непослушанием принес много вреда себе и своему потомству, и призывает нас просить у Господа, чтобы Господь научил нас истинному покаянию и исправлению жизни. В начале поста мы уподобляемся Адаму.

Господь нас учит: если вы прощаете друг другу прегрешения ваши, то и Отец Небесный простит вам, а если не прощаете, то и Отец Небесный не простит вам.

Воспоминание Адамова изгнания из рая подводит итог всему подготовительному периоду перед Великим постом. Теперь мы знаем, что человек был создан для жизни в раю, для того, чтобы знать Бога и общаться с Ним. Пост является церковным законом, и, если мы его выполняем, он освобождает нас от порабощения греху, от плена этого мира. И первый пролом через крепость греха есть наше прощение тех, кто обидел нас, на кого мы рассержены, затаили злобу и обиду. Пост по-настоящему начинается с вечерни Прощеного Воскресения.

Наместник Свято – Успенского Псково – Печерского монастыря Архимандрит Тихон (Секретарев) о начале Великого поста

“Насколько дорог человек в очах Божиих мы видим из Священного Писания, Евангелия: не ангел пострадал за человека, не пророк, не великий какой -либо Святой, а Сам Господь пошел на Голгофу, чтобы вернуть человека в рай. Господь пришел на землю напомнить о высоком назначении человека, как об образе и подобии Божием, но человек, грешное существо, иногда не понимает и не слышит этих напоминаний.

И вот в Неделю Адамова изгнания из рая переносишься мыслью в начало человеческой истории и думаешь, как было все премудро устроено Творцом, но безрассудство Адама разрушило гармонию мира, гармонию человеческих отношений.

И мы можем вернуться в этот потерянный рай, но рай духовный, рай вечный, не материальный, где нет “ни болезни, ни печали, ни воздыхания”, где миллионы Святых и миллиарды Ангелов, и где Сам Господь – Источник бытия и творения.

Вернуться в Богообщении, в любви, в Духе Святом. Это все нам и напоминается в Богослужебных текстах, в самом благодатном состоянии души в этот особенный день, который называется Прощеное Воскресение.

Люди живут в семье, где бывают недоразумения, обиды; или работают в коллективе, где тоже могут быть в течение года всевозможные проблемы, нестроения, и Прощеное воскресение напоминает всем нам, что мы должны ни один раз прощать, а семьдесят крат седмерицею, как говорил Господь, то есть прощать всегда, везде и постоянно. Слово “простите” уходит из нашего обихода, а оно ведь глубокое, примиряющее, оно вносит мир в отношения людей.

Как бы хотелось, чтобы мы, помимо других важных и современных слов, почаще говорили: “простите” в нашем обиходном общении, и это слово вносило бы в нашу жизнь умиротворение. А где мир и согласие – там и результат: будь это творческая работа, или производство, или семья.

Умение прощать и любить, как часто говорил наш старец Иоанн Крестьянкин, столько бы принесло блага, радости и твердости в семьях, в обществе, в государстве. Дай Господи, чтобы Прощеное воскресение нам об этом напомнило, а из нашего общения не исчезало слово “простите”.

В Святой Церкви после вечерни, когда уже начинает звучать великопостный напев, совершается Чин прощения. Прежде, чем попросить прощения, подходят к иконе Спасителя, просят: “Боже, милостив буди мне грешному”, к иконе Божией Матери.

Отец Иоанн напоминал в своих проповедях: мы должны попросить прощения у Небожителей, у Пресвятой Богородицы – нашей Покровительницы.

Затем священники просят прощение друг у друга, у прихожан, а прихожане у священника, друг у друга и своих близких: “Прости меня ради Христа. – Бог простит”,- отвечает тот, у кого просят. Просят прощения все, невзирая на ранг и положение: просит прощение Святейший Патриарх, просит все священство, весь православный народ. Примирение с другими и с самим собой – первый шаг к посту.

Как мы можем не простить? Мы будем скованы своей обидой. И не просто так говорить “прости” сквозь зубы, а “прости ради Христа”, потому что мы у Христа Спасителя в молитве просим “и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим”. Мы просим у Господа прощения за наши грехи, и прощаем своих ближних. Это удивительный день!

Послушайте Феофана Затворника: “Прощеный день – великий небесный день Божий! Когда бы все мы как должно пользовались им, то нынешний день из христианских обществ делал бы райские общества, и земля сливалась бы с Небом”. Этот день примирения, прощения обид великий райский день.

Читать еще:  Фен шуй символы и талисманы: животные. Использование камней в феншуй

Возможно, сначала человек будет формально просить прощения, в некоторой степени формально прощать, но от формального, внешнего можно и нужно перейти к внутреннему. Должен заметить, когда два человека хотят примириться, то здесь могу быть некоторые тонкости.

В Отечнике описывается такой случай: поссорились два послушника, и один сказал старцу, что его друг не прощает его, тогда старец спросил: “А с каким настроением ты просишь у него прощения? – Ну, он же виноват, а я делаю ему одолжение и прошу у него прощение. – И старец посоветовал: скажи – я виноват, и начинай просить прощение”. И послушник был прощен, друзья примирились.

Великая и глубокая мысль: Я виноват. И отец Иоанн Крестьянкин всегда говорил, когда ссорятся два человека – вина лежит на каждом. Семья ли это, работа, начальник или подчиненный, или общество – на каждом лежит вина. И эту вину, свою личную вину мы должны сознавать и говорить: простите, виноват. Надо быть честным перед собой и перед другими в признании своей вины, когда примиряешься.

Что интересно, когда человек не мирный, когда потеряны ориентиры – в таком настроении нельзя принимать решения, общаться. И если хочешь, чтобы твое слово имело положительный результат, то ты говори другому человеку тогда, когда он спокоен и ты мирен.

Прощеное Воскресение – ступенька к миру в семье, в обществе, на производстве, в коллективе. И по опыту нам каждому ясно, какая радость, когда ты со всеми примирился. Если невозможно примириться при личной встрече, то можно написать, позвонить, но надо непременно сделать шаг навстречу примирению. Кто – то не хочет с тобой примириться, так ты перед Богом скажи, что ты простил.

На первой неделе Великого поста Богослужения в монастыре начинаются в шесть утра, без перерывов и заканчиваются к часу дня: утренние молитвы, утреня с канонами Святому и канонами дня, читаются Часы, служится вечерня, после вечерни заупокойная лития и перерыв до Великого повечерия. В Великое повечерие читается вечером четыре дня: понедельник, вторник, среда и четверг Великий покаянный канон Архиепископа Андрея Критского с припевом “Помилуй мя Боже, помилуй мя!”

Человек, которого называли “земной ангел и небесный человек”, обращаясь к самому себе, восклицал: “Душе моя, душе моя, возстани, что спиши?” Эти замечательные песнопения Канона, и покаянные и обнадеживающие, в них нет отчаяния и подавленности, но есть сокрушение от греха. Это сокрушение, ощутимое в первые вечера чтения Канона, постепенно переходит в умиротворенное, прощеное состояние души – Бог всех простил. И ты всех простил, и у тебя опять есть возможность еще раз начать новую жизнь.

Обязательно всем православным, после работы надо побыть на вечерней службе, потому что в этом каноне содержится вся история человечества. Вся история его несовершенства, и в то же время история пути к Богу: как человек ветхозаветный, или новозаветный работал над собой, сокрушался о своих грехах, сокрушался о своем несовершенстве и выходил из этого состояния греха в состояние доброты и святости. Это отражено в Каноне – обращение к Богу, вечному и живому.

В пятницу, 10 марта, после обеда у нас в монастыре исповедь, мы все исповедуемся, а в субботу и воскресение причащаемся в первой неделе Великого поста. Земля обновляется, все становится светлым, добрым. Интересный случай рассказал отец Иоанн однажды: Была некая препорядочная семья, жена – верующий человек, и она всегда причащалась в субботу первой недели поста.

Муж ее отпускал, и спустя много лет, он решил прийти в храм и причаститься, так сильно подействовало на него причащение супруги на первой седмице Великого поста, потому что наблюдал, какой преображенной приходит его жена в этот день причастия, и сам стал церковным человеком. Какие плоды причащения в человеке должны ощущаться?

Укрепляется вера христианская, все истинно видно, а окамененная душа выздоравливает для добра и жизни, душевные бури умиротворяются, человек испытывает райское блаженство от Богообщения. Но если нет в полноте этих духовных переживаний, говорил отец Иоанн, не беспокойся, значит, они у тебя есть в начатках, и постепенно наберут в твоей душе силу. В причащении мы получаем то, что нам сейчас нужно для души, для духовного совершенства. Вот так и происходит Богообщение, которое было утрачено во Адаме, но восстановлено в Таинстве причастия.

Великий пост в нашей Церкви отличается особенностью Богослужений, они проходят с особыми напевами, земными поклонами, их тысячи. В монастыре продолжается физическая работа братии, послушание, пища употребляется только растительная, без масла в определенные дни. Но это нисколько не лишает нас возможности молиться, исполнять послушания, быть более собранными внутренне, обращать особое внимание на работу над собой.

Каждый должен прочитать Православный катехизис Святителя Филарета (Дроздова), читаются особые поучения Святителя Иннокентия Херсонского в храме и в трапезной на все среды и пятницы, воскресные дни, праздники. Пост проходит незаметно, но очень благодатно, духовно и радостно.

В природе наступает весна, и в душе через пост и молитву – весна души. Человек становится чище, совершеннее.

И если за время поста почувствует молящийся вкус молитвы, это великое приобретение. Надо на пост поставить и духовную цель, например, научиться меньше раздражаться. Один пост от другого отличается, и задачи ставятся разные, но все они связаны с работой над собой, а пост самое благодатное время для собственного совершенствования. Человек меняется, поднимается на новую духовную ступень, и это заметно в братии, и в каждом из нас.

Так и проходит пост в упражнениях физического поста, поста духовного и молитвы, чтобы достичь той духовной цели, которую каждый поставил перед собой. Пост – это труд, но радостный, интересный, благодатный и вечный. Он вносит в нашу жизнь ту здоровую составляющую, которой нам часто не хватает, вносит смысл в нашу повседневную жизнь, одухотворяет ее.

Желаем всем помощи Божией, умиротворенности, примирения с нашими ближними, и не забывать о том, что человек это образ и подобие Божие. Он велик в очах Божиих и велик по своему назначению. А Прощеное воскресение – это рай на земле, тот рай, из которого мы были изгнаны свободным грехопадением Адама”.

Источники:

http://pravoslavie.ru/65705.html
http://orthodoxy.org.ua/data/kak-postitsya-pered-prichastiem-v-proshchenoe-voskresene.html
http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/03/06/prowenoe_voskresenie

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: