Как подготовиться к великому посту, какие обряды надо провести и что можно кушать во время поста. Подготовка к посту

Как подготовиться к Великому посту, какие обряды надо провести и что можно кушать во время поста

Все, кто знает, что такое пост, понимают, как это не просто соблюдать все его правила, сознательно ограничивая себя во многом. Это требует от человека огромной силы воли, чтобы, несмотря на все соблазны привычного образа жизни, не нарушить данное себе обещание соблюсти пост до конца.

Как правило, человек, которому удалось достойно пройти путь в сорок дней (именно столько длится пост), очищается как духовно, так и физически. За три недели до наступления поста, необходимо начать подготовку к нему. Каждая из трех недель требует соблюдения определенных правил и чтения молитв.

Как подготовиться к Великому посту по неделям

  1. Первая неделя, носящая название «сплошной седмицы», предполагает посещение воскресной литургии и чтение притчи «О фарисее и мытаре». Важно, чтобы, приступив к подготовке к Великому посту, человек осознал свои ошибки и покаялся в них. Без духовного очищения и смирения главное назначение поста не будет достигнуто.
  2. Вторая неделя содержит в себе два постных дня – среда и пятница. Воскресная литургия также обязательна с чтением притчи «О блудном сыне». Она позволяет укрепить веру в Бога, вернуть милосердие и покаяться в тех грехах, которые тяжким грузом лежат на сердце.
  3. Несколько названий принадлежит третьей подготовительной неделе: «Мясопустная», «Сырная», «Масленица». В отличие от второй недели, в среду и пятницу можно кушать практически все продукты, необходимо лишь исключить мясо. Воскресная литургия сопровождается чтением Евангелия «О Страшном Суде». Литургия призывает человека совершать добрые дела и быть милостивым к людям, раскаяться в совершенных грехах.

Особенности подготовки к Великому посту

Последнее воскресение перед началом Великого поста принято называть «Прощеным», не забудьте попросить прощения у всех людей. В этот день разрешено покушать последний раз яйца, сыр, масло.

Следующий понедельник носит название «Чистый понедельник». Нужно в этот день хорошенько выспаться, ведь впереди вам потребуются силы перед длинным постом. Дома должен быть порядок, и в этот день запрещены домашние хлопоты по хозяйству.

Наступившие первые два дня Великого поста можно питаться лишь постными блюдами. Все блюда должны быть как можно более простыми в приготовлении.

Просмотр телевизора следует отложить до окончания поста. Рекомендуется завешивать телевизор на весь период Великого поста тканью темного цвета.

Обувь во время продолжительных богослужений должна быть удобной, как и одежда, которая должна быть длинной, неброской.

Пища в Великий пост

Главным предназначением пищи в Великий пост является сохранение сил и энергии постящимся, несмотря на то, что основная масса привычных продуктов животного происхождения в этот период находится под запретом.

В это время можно употреблять следующие продукты: рыбу, орехи, бобовые (которые очень питательны, и могут заменить мясо), все овощи, грибы, различные крупы, растительные масла и даже несдобные пироги. Согласитесь, даже человеку, работающему физически, удастся сохранить в себе силы и энергию, питаясь перечисленными продуктами.

Стоит отметить, что обозначенный список продуктов сужается в зависимости от того, насколько, требователен к себе постящийся человек. Очень важно понимать, что запрещено поститься людям с проблемами со здоровьем: и без того ослабленный организм не выдержит требований Великого поста. Беременным женщинам также запрещено поститься.

Теперь, когда вы знаете, как готовиться к серьезному периоду в жизни – Великому посту, стоит лишь пожелать всем верующим веры в себя, свои силы и исцеления душевного и физического!

Видео по теме статьи

Как правильно подготовиться к Великому посту: 4 урока

1-й урок покаяния: молитва, смирение и неосуждение

Подготовка к посту и покаянию начинается с молитвенного вопля великой грешницы Марии Египетской, которая не смогла войти в Иерусалимский храм, пока не осознала, кто она, и не обратилась за помощью к Богородице через Ее икону, пока не пообещала изменить свою греховную жизнь. Покаянное песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!» сопровождает нас не только во все подготовительные воскресенья. Оно звучит до 5-го воскресенья Великого поста. И Бог открывает нам «дверь» покаяния, помогает войти ею в счастливое время воздержания и нового «рождения».

Первое воскресенье дано нам для того, чтобы внимательный христианин сам себя заставил задуматься над тем, почему он не должен молиться как фарисей, почему гордость уменьшает ценность наших подвигов, осуждение слабых лишает нас Божьей благодати, а смирение дает старт духовной жизни в период поста. Мытарь не видел никого, кроме себя, осознавал свои грехи, осуждал только себя и, как осужденный, нуждался в Спасителе и просил милости для себя. Вывод, который мы должны сделать, следующий: всякий возвышающий себя, т. е. ставящий себя на место Бога, чтобы судить других, унижен будет (точнее, он сам себя удаляет от Бога), а унижающий себя, смиряющий возвысится и приблизится к Богу! Добрые дела надо делать так, чтобы не нас хвалили, а благодарили Бога!

Читать еще:  Зоя значение имени характер и судьба. Значение имени Зоя

2-й урок: целомудрие и послушание

Чтение Евангелия о блудном сыне второго воскресенья призывает нас к «всецелому» покаянию – к покаянию не словами, а делами, всей жизнью. Христос показывает нам, к чему приводят непослушание и оставление «Отчего дома» – Святой Церкви: младший сын своей греховной жизнью сам попал в капкан позорного рабства и жизни со свиньями. Господь одновременно предупреждает нас, почему мы не должны ощущать себя в Церкви старшим сыном, который с изумлением смотрит на то, как младший брат смиренно, с покаянием возвращается к своему отцу, а тот его радостно встречает с распростертыми объятиями.

136-й псалом (поется на вечернем богослужении в это воскресенье и два следующих) говорит о том, что земная жизнь после грехопадения – плен, с которым многие свыклись. Мы – граждане Неба. Для получения свободы нам следует решительно разбивать о камень веры «младенцев» греховных помыслов. Это сделать легко в самом начале появления греховных мыслей, когда они еще не выросли и не повязали нас, подобно тем отступникам, которые за грехи духовного блуда с ложными и чужими богами были уведены в далекий плен.

Апостольское Послание (1 Кор. 6:12–20), содержащее богословие тела, воздержания и служения Богу, говорит о драгоценности для Творца каждого человека. Не все, что нам позволительно, полезно. Воздержание от излишеств, в том числе и в пище, помогает нам «придти в себя», стать настоящим человеком, быть в единстве с Богом. Тело христианина с момента Крещения является храмом Духа Святого, частью Тела Христова. И задача христианина – прославлять Бога телом и душою, которые являются Божьими. Апостол Павел предупреждает, что блудник сам себе враг и разрушает свое тело, портит себе жизнь!

3-й урок: доброделание и любовь

Евангельское чтение третьего воскресенья – Недели о Страшном суде – говорит о том, как у Бога премудро сочетаются любовь и справедливость, как Христос будет судить, миловать и спасать. Небесный Судья будет осуждать, никого не осуждая, так как каждый человек пишет сам для себя тот закон, по которому будет осужден или оправдан. Этот судебный кодекс пишется всей нашей жизнью. Кто не оказывает милосердия и любви к другому человеку, тот отвергает Спасителя, не хочет Его милости к себе. Евангельские овцы есть образ смирения, покорности, а козлы – упрямства. Главное правило Суда Божьего: Бог помилует нас, если мы делаем добро. Митрополит Сурожский Антоний в своей проповеди сказал, что Христос хочет, чтобы мы «стали руками и ногами Бога, делающими добро». Пост – солидарность с нищими и убогими, лишенными насущного хлеба. Это время любви и усиленного милосердия. Постараемся особенно в дни Великого поста жить и творить добро так, чтобы Страшный суд стал для нас благословенным, радостным и спасительным!

4-й урок: прощение и плач о грехах

В последнее воскресенье перед постом Церковь учит нас прощению. Это призыв не только признать себя виновным, осознать свою вину, не перекладывать ее на других людей и обстоятельства. Слово «прости» Христовой заповеди «если не будете прощать людям. » (Мф. 6:15) значит: сделать снова отношения с Богом и ближними «простыми», т. е. прямыми, ровными, такими, какими они были с самого начала в раю. Адам не осознал себя виновным в грехе перед Богом и не попросил у Него прощения, не простил Еву, но на нее и на Самого Бога попытался взвалить, переложить свою вину, ведь это Он дал ему такую жену. Ева же в свою очередь указала на змия. И вот за то, что они, как маленькие дети, обвиняли друг друга, обстоятельства и даже Самого Бога, за то, что не каялись, не попросили у Бога прощения, стали прятаться от Него и убегать, скрываться от Всевидящего, они оказались за вратами рая. Бог отправил Адама за врата рая, чтобы он увидел ту пагубу, к которой приводит греховное непослушание, и научился покаянию, воздержанию, посту для ограждения души от грехов и соблазнов; чтобы научился оплакивать грехи, т. к. слезы, как вода, омывают душу от греховной грязи. Другими словами, изгнание из рая было и с педагогической целью, в чем-то похоже на то, как ребенка из родительского дома отправляют в школу.

Читать еще:  Сонник волосы на лице у мужчины. Волосы на подбородке сонник

Пусть Христос поможет всем нам достойно подготовиться к Великому посту, чтобы очиститься покаянием, омыться слезами раскаяния, победить диавола – главного врага нашего спасения, освободиться от страстей, вновь родиться духовно в Таинстве Исповеди, напитаться Манной Небесной в Таинстве Евхаристии и с радостью достичь духовной новой Земли Обетованной – блаженного бессмертия и духовного ликования в светлый праздник новозаветней Пасхи!

Подготовка к Великому Посту

Предваряют Великий пост – святую Четыредесятницу – неделя о мытаре и фарисее, неделя и седмица о блудном сыне, неделя и седмица мясопустная (мясо-отпустная), неделя и седмица сыропустная (сыро-отпустная, сырная, масленица).

В приготовительные седмицы Церковь подготавливает верующих к посту постепенным введением воздержания: после сплошной седмицы восстанавливаются посты среды и пятницы; затем следует высшая степень приготовительного воздержания – запрещение вкушать мясную пищу. В приготовительных службах Церковь, напоминая о первых днях мира и человека, о блаженном состоянии прародителей и их падении, о пришествии на землю Сына Божия для спасения человека, располагает верующих к посту, покаянию и духовному подвигу.

В синаксаре сырной субботы говорится, что подобно тому, «как вожди пред ополченным войском, уже стоящим в строю, говорят о подвигах древних мужей и тем ободряют воинов, так и святые отцы вступающим в пост указывают на святых мужей, просиявших в посте, и научают, что пост состоит не только в отчуждении снедей, но и в обуздании языка, сердца и очей».

Такое приготовление к посту Четыредесятницы есть древнее установление Церкви. Так, уже знаменитые проповедники IV века святые Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский в своих беседах и словах говорили о воздержании в Недели, предшествующие Великому посту. В VIII веке преподобные Феодор и Иосиф Студиты составили службы на Недели о блудном сыне, мясопустную и сыропустную; в IX веке Георгий, митрополит Никомидийский, составил канон на Неделю о мытаре и фарисее.

Приготовляя к посту и покаянию, Церковь в первую Неделю примером мытаря и фарисея напоминает о смирении, как истинном начале и основании покаяния и всякой добродетели, и о гордыне, как главном источнике грехов, который оскверняет человека, отдаляет его от людей, делает богоотступником, заточающим себя в греховную самостную оболочку.

Смирение, как путь к духовному возвышению, показал Сам Бог Слово, смирившийся до немощнейшего состояния человеческой природы – «до зрака раба» (Флп. 2, 7).

В песнопениях Недели о мытаре и фарисее Церковь призывает отвергнуть – «отринуть» высокохвальную гордыню, возношение лютое, пагубное, «великохвальное кичение» и «дмение (надмевание) мерзкое».

Для пробуждения чувств покаяния и сокрушения о грехах Церковь в приготовительные Недели поет на воскресных утренях, начиная с Недели о мытаре и фарисее и кончая пятым воскресеньем поста, после Евангелия, пения «Воскресение Христово видевше» и чтения 50-го псалма, пред каноном умилительные стихиры (тропари) «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», «На спасения стези настави мя. Богородице», «Множество содеянных мною лютых помышляя, окаянный, трепещу». Сближая 70-дневный период Триоди с 70-летним пребыванием Израиля в плену вавилонском, Церковь в некоторые приготовительные Недели оплакивает духовный плен нового Израиля пением псалма 136 «На реках вавилонских».

В основу первой стихиры – «Покаяния отверзи ми двери» – положена притча о мытаре: из нее взяты сравнения для изображения покаянного чувства. В основе второй песни – «На спасения стези» – лежит притча о блудном сыне. В основе третьей – «Множество содеянных мною лютых» – предсказание Спасителя о Страшном суде.

В Неделю о блудном сыне евангельской притчей (Лк. 15, 11 – 32), от которой получила название и сама Неделя, Церковь показывает пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу. Никакой грех не может поколебать человеколюбия Божия. Душе, раскаявшейся и обратившейся от греха, проникшейся надеждой на Бога, Божия благодать исходит во сретение, лобызает ее, украшает и торжествует примирение с ней, какой бы она ни была греховной прежде, до своего раскаяния.

Церковь наставляет, что полнота и радость жизни заключаются в благодатном союзе с Богом и в постоянном общении с Ним, а удаление от этого общения служит источником духовных бедствий.

Показав в Неделю о мытаре и фарисее истинное начало покаяния, Церковь раскрывает всю силу его: при истинном смирении и раскаянии возможно прощение грехов. Потому ни один грешник не должен отчаиваться в благодатной помощи Отца Небесного.

Неделя мясопустная называется также Неделей о Страшном суде, так как о нем читается на литургии Евангелие (Мф. 25. 31 – 46).

В субботу мясопустную, которая называется также вселенской родительской субботой, Церковь совершает поминовение «от века мертвых всех верою поживших благочестие и усопших благочестно, или в пустынех, или во градех, или в мори, или на земли, или на всяком месте… от Адама даже и до днесь, послужившыя Богу чисто, отцы и братию нашу, други вкупе и сродники, всякаго человека, в житии послужившаго верно, и к Богу преставльшагося многовидно и многообразно». Церковь просит прилежно «сим (им) в час суда ответ благий дати Богу и деснаго Его предстояния получити в радости, в части праведных, и во святых жребий светлем, и достойным быти Царствия Его».

Читать еще:  Как приготовить хлеб на закваске: правильный и полный рецепт.

По неисповедимому Промыслу разной бывает кончина у людей. «Подобает же ведати, – говорится в синаксаре, – яко не вси в пропасти впадающии, и в огнь, и в море, и глаголемые пагубы, и студени (холод) и глад, по прямому повелению Божию сие страждут: сия бо суть Божия судьбы, ихже ова (одним) бывают по благоволению (Божию), ова (другим) же по попущению, другая же ведения ради и прещения (предупреждения), и уцеломудрения иных бывают».

В субботу мясопустную Церковь по своему человеколюбию особенно молится о тех умерших, которые не получили церковного отпевания или вообще церковной молитвы: «узаконенных псалмов и песнопений памяти не получиша». Церковь молится «в части праведных учинити», «яже покры вода, брань пожат, трус (землетрясение) же яже объят, и убийцы убиша, и огнь яже попали». Возносятся моления о тех, кто в неведении и не в своем разуме окончил свою жизнь, о тех, которым Господь, вся полезная ведый, попустил умереть внезапной кончиной – «от печали и радости предшедшыя ненадежно (неожиданно)» и о тех, кто погиб в море или на земле, на реках, источниках, озерах, которые стали добычей зверей и птиц, убиты мечом, сожжены молнией, замерзли на морозе и в снегу, погребены под земляным обвалом или стенами, убиты чрез отравление, удавление и повешение от ближних, погибли от всякого другого вида неожиданной и насильственной смерти.

Мысль о конце нашей жизни при воспоминании об отошедших уже в вечность отрезвляюще действует на каждого, кто забывает о вечности и прилепляется всей душой к тленному и мимолетному.

Мясопустная Неделя (воскресенье) посвящена напоминанию о всеобщем последнем и Страшном суде живых и мертвых (Мф. 25, 31 – 46). Это напоминание необходимо для того, чтобы люди согрешающие не предались беспечности и нерадению о своем спасении в надежде на неизреченное милосердие Божие. Церковь в стихирах и тропарях службы этой Недели изображает следствия беззаконной жизни, когда грешник предстанет пред нелицеприятным Судом Божиим.

Напоминая о последнем Суде Христовом, Церковь вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог милосерд, но Он и праведный Судия. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос называется правосудным, а Суд его – праведным и неподкупным испытанием (неумытное истязание, неумытный суд). И закоренелые, и беспечно полагающиеся на милосердие Божие грешники должны поэтому помнить о духовной ответственности за свое нравственное состояние, а Церковь всем своим богослужением этой Недели стремится привести их к осознанию своей греховности.

На какие же дела покаяния и исправления жизни особенно обращается внимание? Прежде всего и главным образом, на деяния любви и милосердия, ибо Господь произнесет Суд Свой преимущественно по делам милосердия, и притом возможным для всех, не упоминая о других добродетелях, не одинаково доступных для каждого. Никто из людей не вправе сказать, что он не мог помочь алчущему, напоить жаждущего, посетить больного. Вещественные дела милости ценность свою имеют тогда, когда они будут проявлением владеющей сердцем любви и соединены с духовными делами милости, которыми и тело. и душа ближних облегчаются.

Последняя подготовительная ко Святой Четыредесятнице седмица называется сырной, сыропустной, масленой, масленицей. В эту седмицу употребляется сырная пища: молоко, сыр, масло, яйца.

Церковь, снисходя к нашей немощи и постепенно вводя нас в подвиг поста, установила в последнюю седмицу пред Четыредесятницей употреблять сырную пищу, «дабы мы, от мяса и многоядения ведомы к строгому воздержанию… мало-помалу от приятных яств приняли бразду, то есть подвиг поста». В сыропустные среду и пятницу пост положен более строгий (до вечера).

Песнопениями сырной седмицы Церковь внушает нам, что эта седмица есть уже преддверие покаяния, предпразднство воздержания, седмица предочистительная. В этих песнопениях Святая Церковь приглашает к сугубому воздержанию, напоминая о грехопадении прародителей, происшедшем от невоздержания.

В сырную субботу совершается воспоминание святых мужей и жен, в подвиге поста просиявших. Примером святых подвижников Церковь укрепляет нас на подвиг духовный, «яко да и первообразному, незлобивому взирающе житию их, многовидныя и различныя делаем добродетели, якоже комуждо сила есть», помня, что и святые подвижники и подвижницы, прославляемые Церковью, были людьми, облеченными немощами плоти подобно нам.

Последнее воскресенье пред Великим постом имеет в Триоди надписание (наименование): «В Неделю сыропустную, изгнание Адамово». В этот день воспоминается событие изгнания наших прародителей из рая.

Источники:

http://webdiana.ru/krasota/dieti-i-figura/5349-kak-podgotovitsya-k-velikomu-postu.html
http://monastery.ru/monitoring-smi/kak-pravilno-podgotovitsya-k-velikomu-postu-4-uroka/
http://pravoslavie.ru/20892.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: