Как называется церковный праздник 4 ноября. Церковный Православный праздник ноября

Содержание

Какой церковный праздник 4 ноября 2018, по православному календарю праздник 4.11.2018, кого вспоминает церковь сегодня

Казанская икона Богородицы — одна из самых почитаемых в России

4 ноября отмечается 3 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых.

Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

  • Какой церковный праздник 4 ноября 2018: Казанская осенняя
  • По православному календарю праздник 4.11.2018: Равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского, чудотворца
  • Кого вспоминает церковь сегодня 4 ноября 2018: Семи отроков, иже во Ефесе: святых Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Дионисия, Антонина, Ексакустодиана (Константина) и Иоанна

КАКОЙ ЦЕРКОВНЫЙ ПРАЗДНИК 4 НОЯБРЯ 2018: КАЗАНСКАЯ ОСЕННЯЯ

Казанская икона Богородицы — одна из самых почитаемых в России. О ее появлении известно из описания очевидца — патриарха Гермогена, который в то время был священником казанской Гостинодвоской Никольской церкви.

Вскоре после взятия Казанского ханства Иваном Грозным, в 1579 году после пожара, уничтожившего часть города, девятилетняя девочка Матрона увидела во сне Богородицу, велевшую откопать ее икону на пепелище. И 8 июля (21 по новому стилю) в указанном месте на глубине около метра действительно нашли икону. По одной из версий, ее еще при мусульманском правлении зарыл там кто-то из христиан, скрывавших свою веру.

Об этом мгновенно узнал весь город, сбежалось множество народа, архиепископ крестным ходом перенес образ в ближайшую Никольскую церковь, а оттуда — в Благовещенский собор. А на месте его обретения впоследствии по приказу царя построили Богородицкий девичий монастырь, и первой его монахиней стала та самая Матрона, принявшая постриг с именем Мавра.

Святитель Гермоген, став митрополитом Казанским, в 1594 году написал «Повесть и чудеса Пречистые Богородицы, честнаго и славного Ея явления образа, иже в Казани», а в 1579 году список с Казанской иконы отправили в Москву царю Ивану.

Но общенародное ее почитание началось лишь в Смутное время. В 1611 году, когда под стенами захваченной поляками Москвы стояло первое ополчение, собранное Ляпуновым, Заруцким и князем Трубецким, протопоп казанского собора привез туда список главной городской святыни. Но, хотя после этого ополченцы и отбили у «литвинов» Новодевичий монастырь, должного почитания чудотворного образа у них это не вызвало — слишком уж пестрая это была «ватага», далекая от христианского благочестия.

Лишь когда священник повез икону назад в Казань и встретил в Ярославле второе ополчение князя Пожарского, тот решил оставить образ в своем войске, а после победы поставил его в своей приходской церкви Введения на Лубянке и предложил установить в честь него в Москве местное празднование в память избавления от поляков. И по указу царя Михаила Феодоровича с благословения его отца, митрополита, впоследствии патриарха Филарета, было установлено ежегодно 22-го октября (4 ноября по новому стилю) совершать в Москве празднование Казанской иконе Божией Матери с крестным ходом.

А общецерковное почитание иконы началось уже в конце 1620-х годов: когда князь Пожарский собирал войско для освобождения Смоленска, он на свои деньги велел построить на Красной площади в честь Казанской иконы новый храм и перенес в него образ с Лубянки (в 1936 году, когда Казанский собор сломали, этот почитаемый список перенесли в Богоявленский Елоховский собор). Казанскую икону стали почитать как покровительницу дома Романовых.

К XIX веку она стала в России любимой и почитаемой не меньше, чем древние Владимирская и Смоленская. Ей были посвящены сотни храмов и монастырей, в Казани императрица Екатерина II украсила оклад иконы бриллиантовой короной.

Список Казанской иконы Петр I привез из Москвы в новую столицу, где он стал одной главнейших святынь. В 1811 году в честь него был построен кафедральный Казанский собор. А в 1812 году перед ним, уезжая в войска, молился Кутузов, назначенный главнокомандующим русской армии. После победы над Наполионом он из отобранного у французов награбленного серебра заказал для Казанского собора серебряный иконостас. Там и похоронили полководца — рядом с почитаемым им образом Богоматери.

А вот следы оригинала — того, что был найден в XVI веке на казанском пепелище — затерялись еще век назад. Считалось, что он хранится в Казанском Богородицком монастыре. Но в 1904 году его вместе с другими иконами в ценных окладах и деньгами из свечных ящиков выкрали церковные воры. Одного потом поймали, но оклады он уже продал, а образа сжег в печке, уничтожая улики. Правда, на следствии он так часто менял показания, что появилось множество версий, как Казанская икона могла уцелеть. По одной из них, он продал ее старообрядцам, по другой, древнюю икону на ночь заменяли копией, которая и досталась вору, а подлинник и сегодня хранится храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище.

ПО ПРАВОСЛАВНОМУ КАЛЕНДАРЮ ПРАЗДНИК 4.11.2018: РАВНОАПОСТОЛЬНОГО АВЕРКИЯ, ЕПИСКОПА ИЕРАПОЛЬСКОГО, ЧУДОТВОРЦА

Церковь празднует память святого Аверкия родом из г. Иераполя (Фригия). Обладал даром чудотворений. За великие труды его именовали равноапостольным.

Святой равноапостольный Аверкий, епископ Иерапольский, чудотворец, прославился во II веке во Фригии. Город Иерапольв те времена населяли в основном язычники. Святитель молился Господу о спасении их душ и обращении к Истинному Свету. Явившийся Ангел повелел святому Аверкию сокрушить идолов в языческом капище. С ревностью исполнил святой повеление Божие. Услышав, что идолопоклонники хотят умертвить его, святитель пришел на место народных собраний и открыто обличил заблуждения язычников.

Язычники пытались схватить святителя. В это время в толпе закричали три бесноватых юноши. Народ пришел в замешательство, святитель же молитвой изгнал из них бесов. Видя юношей здоровыми, иерапольцы попросили святителя Аверкия научить их христианской вере, а потом приняли святое Крещение. После этого святитель отправился по соседним городам и селам, исцеляя больных и благовествуя о Царствии Божием. С проповедью он обошел Сирию, Киликию, Месопотамию, посетил Рим и везде обращал ко Христу множество людей.

Святитель Аверкий за свои великие труды назван равноапостольным. Много лет он ограждал Церковь от еретиков, утверждал христиан в вере, наставлял заблудших на истинный путь, исцелял больных и распространял славу Христову.

КОГО ВСПОМИНАЕТ ЦЕРКОВЬ СЕГОДНЯ 4 НОЯБРЯ 2018: СЕМИ ОТРОКОВ, ИЖЕ ВО ЕФЕСЕ: СВЯТЫХ МАКСИМИЛИАНА, ИАМВЛИХА, МАРТИНИАНА, ДИОНИСИЯ, АНТОНИНА, ЕКСАКУСТОДИАНА (КОНСТАНТИНА) И ИОАННА

Семь Ефесских отроков: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин, жили в III веке.

Святой Максимилиан был сыном ефесского градоначальника, остальные шесть юношей – сыновьями других знатных ефесских граждан. Юноши были друзьями с детства, и все состояли на военной службе. Когда император Декий (249-251) прибыл в Ефес, он повелел всем гражданам явиться для принесения жертвы языческим божествам; непокорных же ожидали мучения и смертная казнь.

По доносу искавших расположения императора к ответу были призваны и семь ефесских отроков. Представ перед императором, святые отроки исповедали свою веру во Христа. С них немедленно были сняты знаки воинского отличия – военные пояса. Однако Декий отпустил их на свободу, надеясь, что они изменят решение за то время, пока он находится в походе.

Юноши ушли из города и скрылись в пещере горы Охлон, где проводили время в молитвах, готовясь к мученическому подвигу. Самый младший из них – святой Иамвлих, одеваясь в нищенское рубище, ходил в город и покупал хлеб. В один из таких выходов в город он услышал, что император вернулся и их ищут, чтобы представить на суд. Святой Максимилиан воодушевил друзей выйти из пещеры и добровольно явиться на суд. Узнав, где скрываются отроки, император велел заложить вход в пещеру камнями, чтобы отроки умерли в ней от голода и жажды. Двое из сановников, присутствовавших при замуровании входа в пещеру, были тайными христианами. Желая сохранить память о святых, они вложили среди камней запечатанный ковчежец, в котором находились две оловянные дощечки. На них были написаны имена семи отроков и обстоятельства их страданий и смерти.

Читать еще:  К чему снятся сны из прошлого. Гость из будущего

Но Господь навел на отроков чудный сон, продолжавшийся почти два столетия. К тому времени гонения на христиан прекратились, хотя при святом благоверном царе Феодосии Младшем (408-450) явились еретики, отвергавшие воскресение мертвых во Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа.

Одни из них говорили: «Как может быть воскресение мертвых, когда не будет ни души, ни тела, так как они уничтожатся?» Другие утверждали: «Только одни души будут иметь воздаяние, так как невозможно телам восстать и ожить после тысячи лет, когда не останется от них и праха».

Тогда-то Господь и открыл тайну ожидаемого воскресения мертвых и будущей жизни через Своих семь отроков.

Владелец участка земли, на которой находилась гора Охлон, начал каменную постройку, и рабочие разобрали вход в пещеру. Господь оживил отроков, и они проснулись словно от обыкновенного сна, не подозревая, что прошло почти 200 лет. Тела их и одежды были совершенно нетленны. Готовясь принять мучения, отроки поручили святому Иамвлиху еще раз купить им хлеба в городе для подкрепления сил. Подойдя к городу, юноша поразился, увидев на воротах святой крест. Услышав свободно произносимое Имя Иисуса Христа, он стал сомневаться, что пришел в свой город. Расплачиваясь за хлеб, святой отрок подал торговцу монету с изображением императора Декия и был задержан, как скрывший клад старинных монет.

Святого Иамвлиха привели к градоначальнику, у которого в то время находился Ефесский епископ. Слушая недоуменные ответы юноши, епископ понял, что Бог открывает через него какую-то тайну, и сам отправился вместе с народом к пещере. У входа в пещеру епископ вынул из груды камней запечатанный ковчежец и открыл его. Он прочел на оловянных дощечках имена семи отроков и обстоятельства замурования пещеры по повелению императора Декия. Войдя в пещеру и увидев в ней живых отроков, все возрадовались и поняли, что Господь, через пробуждение их от долгого сна открывает Церкви тайну воскресения мертвых.

Вскоре сам император прибыл в Ефес и беседовал с юношами в пещере. Тогда же святые отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули, на этот раз до всеобщего воскресения. Император хотел каждого из отроков положить в драгоценную раку, но, явившись ему во сне, святые отроки сказали, чтобы тела их были оставлены в пещере на земле. В ХII веке русский паломник игумен Даниил видел в пещере эти святые мощи семи отроков.

Вторично память семи отроков празднуется 22 октября. По одному преданию, которое вошло в русский Пролог, отроки вторично уснули в этот день; по заметке греческой минеи 1870 года, они в первый раз уснули 4 августа, а пробудились 22 октября. Святые отроки упоминаются и в службе церковного новолетия – 1 сентября

Какие церковные православные праздники 4 ноября — Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери

4 ноября 2018 года отмечается 3 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

В начале ноября мы отмечаем День народного единства, учрежденный в память об изгнании из Москвы польских войск в 1612 году. Однако не все знают, какой церковный праздник установлен православной церковью 4 ноября. В этот день отмечается Праздник иконы Божьей Матери «Казанская».

Церковные православные праздники 4 ноября

Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери.

Праздник установлен в 1649 году в знак благодарности чудотворному образу Пресвятой Богородицы за избавление Москвы и всей России от нашествия польских войск в 1612 году.

Ничто и никто на Земле не живет без воды – озерной, речной, дождевой, родниковой. Нужная всем без изъятия, вода все же бывает разной. Иногда Бог дает источникам целебную силу, и тогда вода не просто питает, но обновляет силы и возвращает здоровье. Эти целебные родники и ключи могут быть горячими, могут обладать особым вкусом, цветом и химическим составом. Зверь – чутьем и человек – умом находят эту воду, а с нею – и милость Создателя. Почему одни родники обычны, а другие чудотворны, знает Тот, Кто создал небо и землю и все, что в них.

То же самое видим и в отношении икон. Их много. В храмах и жилищах, большие и маленькие, древние и новые, они смотрят на нас глазами Христа, Богоматери, святых угодников. И через некоторые из них Бог благоволит творить чудеса и являть милость. Так он решил, и это Он Сам совершил избрание. Почему этот образ, а не иной, и почему сейчас, а не раньше или не позже, тоже – Его воля. Такова икона Казанская.

Ее почитание связывает нас с личностями и событиями. Главная личность – Патриарх Ермоген, защитник Отечества и мученик. Будучи еще просто священником, он стал очевидцем чудес от новоявленной иконы. Стал описателем этих чудес и творцом тропаря Богородице.

«Заступнице усердная, Мати Господа Вышнего, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, и всем твориши спастися…».

А главное событие – это смута. Ее не с чем сравнить, разве что с революцией 1917-го и последующей чередой кошмаров. Привычно жалуясь на жизнь и выражая недовольство всем на свете, мы с трудом можем представить, что такое смута междуцарствия, когда Рюриковичи пресеклись, а Романовы еще не явились, когда огромная страна, как раненный зверь попала в зубы бесчисленных шакалов. Жалости у шакалов нет.

Крестьянин тогда не пашет, потому что урожай все равно отберут. Купец не выходит на дорогу, потому что будет ограблен. Села тогда пустеют и крыши в брошенных домах провисают. Псам в пустых селах и деревнях в это время не на кого гавкнуть. Правители меняются так быстро, что народ не успевает запомнить их имена. Целуя крест на верность то одному, то другому, то третьему, люди совершенно перестают ощущать святость присяги и крестного целования.

Все профанируется и обесценивается. Жизнь становится игрушкой, и брошенные трупы никто не хоронит. Первыми развращаются те, кто ближе к власти, кто погружен в интриги. Те, кто сидит на двух стульях и мечтает о короне, но трепещет за собственную шкуру. Они становятся циниками, а беззащитный народ перестает кому-либо доверять. И вот уже ставленники польского короля носят шапку Мономаха, а в Кремле поют Литургию по латыни.

Выход из Смуты был чудесен и непредсказуем заранее. Народ организовался, воодушевился и, построившись в полки, пошел освобождать Белокаменную – Дом Пресвятой Богородицы. Вожди были самые неожиданные, как неожиданным был когда-то победитель Голиафа – Давид. На хоругвях и иконах Лик Богородицы шел впереди народного войска.

Ермогену, умиравшему от голода в монастырском подвале, явились святые, среди которых был авва Сергий, и сказали, что заступлением Богородицы суд об Отечестве переложен на милость.

Здесь, очевидно, есть какой-то ответ на наши частые вопрошания и недоумения. Ведь есть заморская неволя, есть усталость мужика, есть опустевшие деревни. Есть и цинизм вельмож, не любящих страну, которой правят, и готовых, если надо, слушать другую службу на незнакомом языке. (Это – если надо, а так – лучше без служб обойтись).

Но есть и Богоматерь. Есть у людей любовь к Ней. Есть и Ее молитва к Сыну, якоже иногда в Кане Галилейской. Там

Она говорила : «Вина у них нет». Ныне говорит, быть может: «Ума у них нет. Силы воли у них нет. Любви у них нет. Вера у них слаба».

И как тогда вода стала вкусным вином после просьбы Марии, так и сегодня ничто не помешает трусости измениться в смелость, мелочному эгоизму – в благородство, и глупости – в мудрость.

Если, конечно, Она помолится.

Если, конечно, мы Ее об этом попросим.

Как появилась Икона Казанской Божьей Матери?

Обретение Иконы относится ко временам правления Ивана Грозного. Прославленный царь сумел победить татар и захватил Казань. Это событие датируется 1552 годом. Именно тогда был заложен первый камень в основание собора Пресвятой Богородицы. А по истечению года был издан указ об учреждении казанской епархии.

Новая церковь в первозданном виде простояла всего семнадцать лет. Страшный пожар разгорелся в древнем городе. Он уничтожил множество кремлевских построек, а также обычных домов. Люди, исповедующие ислам, усмотрели в произошедшем гнев Божий.

Именно в эти дни, когда над Казанью летал пепел, девочка по имени Матрена получила видение. Тогда ей было всего девять лет. Малышка узрела Божью Мать, которая велела ей идти на пепелище. Там ей следовало отыскать Икону.

Естественно, взрослые отказывались верить ребенку. И лишь мать крохи согласилась проверить ее слова. Она отправилась на место пожара и действительно нашла там Икону. Несмотря на то, что по всей видимости она побывала в огне, Святой Лик остался нетронутым и пречистым. Создавалось такое ощущение, будто ее совсем недавно написали, а не вытащили из руин.

Равноапостольного Аверкия, епископа Иерапольского, чудотворца

Церковь празднует память святого Аверкия родом из г. Иераполя (Фригия). Обладал даром чудотворений. За великие труды его именовали равноапостольным.

Читать еще:  Гороскоп на все зодиаки г.

Святой равноапостольный Аверкий, епископ Иерапольский, чудотворец, прославился во II веке во Фригии. Город Иерапольв те времена населяли в основном язычники. Святитель молился Господу о спасении их душ и обращении к Истинному Свету. Явившийся Ангел повелел святому Аверкию сокрушить идолов в языческом капище. С ревностью исполнил святой повеление Божие. Услышав, что идолопоклонники хотят умертвить его, святитель пришел на место народных собраний и открыто обличил заблуждения язычников.

Язычники пытались схватить святителя. В это время в толпе закричали три бесноватых юноши. Народ пришел в замешательство, святитель же молитвой изгнал из них бесов. Видя юношей здоровыми, иерапольцы попросили святителя Аверкия научить их христианской вере, а потом приняли святое Крещение. После этого святитель отправился по соседним городам и селам, исцеляя больных и благовествуя о Царствии Божием. С проповедью он обошел Сирию, Киликию, Месопотамию, посетил Рим и везде обращал ко Христу множество людей.

Святитель Аверкий за свои великие труды назван равноапостольным. Много лет он ограждал Церковь от еретиков, утверждал христиан в вере, наставлял заблудших на истинный путь, исцелял больных и распространял славу Христову.

Семи отроков, иже во Ефесе: святых Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Дионисия, Антонина, Ексакустодиана (Константина) и Иоанна Семь Ефесских отроков: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин, жили в III веке.

Святой Максимилиан был сыном ефесского градоначальника, остальные шесть юношей – сыновьями других знатных ефесских граждан. Юноши были друзьями с детства, и все состояли на военной службе. Когда император Декий (249-251) прибыл в Ефес, он повелел всем гражданам явиться для принесения жертвы языческим божествам; непокорных же ожидали мучения и смертная казнь.

По доносу искавших расположения императора к ответу были призваны и семь ефесских отроков. Представ перед императором, святые отроки исповедали свою веру во Христа. С них немедленно были сняты знаки воинского отличия – военные пояса. Однако Декий отпустил их на свободу, надеясь, что они изменят решение за то время, пока он находится в походе.

Юноши ушли из города и скрылись в пещере горы Охлон, где проводили время в молитвах, готовясь к мученическому подвигу. Самый младший из них – святой Иамвлих, одеваясь в нищенское рубище, ходил в город и покупал хлеб. В один из таких выходов в город он услышал, что император вернулся и их ищут, чтобы представить на суд. Святой Максимилиан воодушевил друзей выйти из пещеры и добровольно явиться на суд. Узнав, где скрываются отроки, император велел заложить вход в пещеру камнями, чтобы отроки умерли в ней от голода и жажды. Двое из сановников, присутствовавших при замуровании входа в пещеру, были тайными христианами. Желая сохранить память о святых, они вложили среди камней запечатанный ковчежец, в котором находились две оловянные дощечки. На них были написаны имена семи отроков и обстоятельства их страданий и смерти.

Но Господь навел на отроков чудный сон, продолжавшийся почти два столетия. К тому времени гонения на христиан прекратились, хотя при святом благоверном царе Феодосии Младшем (408-450) явились еретики, отвергавшие воскресение мертвых во Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа.

Одни из них говорили: «Как может быть воскресение мертвых, когда не будет ни души, ни тела, так как они уничтожатся?» Другие утверждали: «Только одни души будут иметь воздаяние, так как невозможно телам восстать и ожить после тысячи лет, когда не останется от них и праха».

Тогда-то Господь и открыл тайну ожидаемого воскресения мертвых и будущей жизни через Своих семь отроков. Владелец участка земли, на которой находилась гора Охлон, начал каменную постройку, и рабочие разобрали вход в пещеру. Господь оживил отроков, и они проснулись словно от обыкновенного сна, не подозревая, что прошло почти 200 лет. Тела их и одежды были совершенно нетленны. Готовясь принять мучения, отроки поручили святому Иамвлиху еще раз купить им хлеба в городе для подкрепления сил. Подойдя к городу, юноша поразился, увидев на воротах святой крест. Услышав свободно произносимое Имя Иисуса Христа, он стал сомневаться, что пришел в свой город. Расплачиваясь за хлеб, святой отрок подал торговцу монету с изображением императора Декия и был задержан, как скрывший клад старинных монет.

Святого Иамвлиха привели к градоначальнику, у которого в то время находился Ефесский епископ. Слушая недоуменные ответы юноши, епископ понял, что Бог открывает через него какую-то тайну, и сам отправился вместе с народом к пещере. У входа в пещеру епископ вынул из груды камней запечатанный ковчежец и открыл его. Он прочел на оловянных дощечках имена семи отроков и обстоятельства замурования пещеры по повелению императора Декия. Войдя в пещеру и увидев в ней живых отроков, все возрадовались и поняли, что Господь, через пробуждение их от долгого сна открывает Церкви тайну воскресения мертвых.

Вскоре сам император прибыл в Ефес и беседовал с юношами в пещере. Тогда же святые отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули, на этот раз до всеобщего воскресения. Император хотел каждого из отроков положить в драгоценную раку, но, явившись ему во сне, святые отроки сказали, чтобы тела их были оставлены в пещере на земле. В ХII веке русский паломник игумен Даниил видел в пещере эти святые мощи семи отроков.

Вторично память семи отроков празднуется 22 октября. По одному преданию, которое вошло в русский Пролог, отроки вторично уснули в этот день; по заметке греческой минеи 1870 года, они в первый раз уснули 4 августа, а пробудились 22 октября. Святые отроки упоминаются и в службе церковного новолетия – 1 сентября.

Какой праздник отмечается в православии 4 ноября 2019 года

Казанская осенняя

Праздничные дни в православном календаре зачастую связаны со знаменательными историческими датами. Это относится и к Казанской осенней, которую отмечают в народе 4 ноября. Празднование совпадает с Днем народного единства, так как оба праздника посвящены одному историческому событию – освобождению Москвы от польских интервентов в 1612 г.

В этот день прославляется чудотворная Казанская икона Богородицы, чей образ благодарят за избавление российской земли от поляков. Связано это со Смутным временем, когда Москву захватили иноземцы, грабили храмы, надругались над православной верой. Первое народное ополчение, созванное Патриархом всея Руси Ермогеном, было разгромлено. Патриарха отправили в заточение, где он в молитвах просил у Божией Матери помощи и защиты.

Второй раз ополченцев возглавил князь Пожарский. Накануне главного сражения православные трое суток провели в посту и усиленной молитве. 22 октября 1612 г. (04.11 по григорианскому календарю) врага удалось изгнать. Ополченцы прошли по городу со списком иконы Божьей Матери Казанской, посланной для защиты и заступничества.

Люди были уверены, что образ Богородицы помог избавлению от чужеземных врагов. Икона обрела особое всеобщее почитание. Известно, что у нее просил помощи в молитвах легендарный М. Кутузов во время войны с Наполеоном, а первая победа случилась в праздник Казанской божьей матери. Помогала икона и в годы Великой Отечественной войны.

В народе эта дата считалась очень важной, символизировала поворот от осени к зиме, которая уже стояла на пороге. Казанская осенняя была любимым праздником. До холодов заканчивали все полевые, строительные работы. Мужики возвращались с заработков с подарками и деньгами.

Долгое время, с 1649 по 1917 год, в нашей стране отмечался государственный праздник Казанской иконы Божией Матери. В период советской власти эта традиция была прервана. В начале 2000-х годов ее решили возродить, установив День народного единства.

Инициатором учреждения праздника явилась Русская Православная Церковь, выступив с этой идеей на Межрелигиозном совете России. Патриарх Алексий II предложил сделать 4 ноября праздничным днем, отдав также дань памяти Казанской иконе Божией Матери, которую на Руси чествуют уже несколько веков.

Православный праздник 4 ноября 2019 года

Несмотря на то, что на государственном уровне этот праздник более, чем на 70 лет был забыт, в православии его традиция все эти годы не прерывалась.

Мы расскажем, какой церковный праздник приходится на 4 ноября 2019 года, о его истории и традициях, которые соблюдают верующие люди, и связанных с ним приметах.

Один из самых почитаемых на Руси образов Божьей Матери был написан много столетий назад. Как гласит предание, явление этой иконы произошло чудесным образом.

Это случилось в Казани в 1579 году. После того, как в городе произошел крупный пожар, находившейся среди погорельцев дочери стрельца Матрене Онучиной явилась во сне Божья Матерь и указала, где под землей спрятана ее икона.

Сначала девочке никто, кроме ее семьи, не поверил – ни местный градоначальник, ни архиепископ. Но после того, как Матрена в третий раз увидела этот сон, ее родные самостоятельно начали раскопки, и в указанном месте, на глубине около метра, была найдена икона Божьей Матери.

Обретенный образ был отправлен в первый православный храм Казани – Благовещенский собор. Согласно преданию, два слепых человека, дотронувшись до иконы, которую несли верующие, прозрели.

Читать еще:  Чем отличаются купола на церкви. Сколько куполов бывает у храмов и какие купола бывают? Что означает тату "Купола"

На месте обретения святыни впоследствии был построен женский монастырь. Первой в нем приняла постриг Матрена, которая позднее стала игуменьей этой обители.

В память о произошедшем в Казани событии 21 июля (8 июля по старому стилю) церковью ежегодно совершается празднование Дня Казанской иконы Божьей Матери. А в честь чего установлен православный праздник 4 ноября?

С чудодейственной иконой связывают окончание на Руси периода Смуты, длившейся с 1584 по 1613 годы. Тогда Московское государство находилось в глубоком кризисе. На царский престол претендовали многочисленные самозванцы.

Власть в Москве захватила «семибоярщина», которая допустила в Кремль польские войска, собираясь возвести на престол католического королевича Владислава.

Этому воспротивилось православное духовенство, после чего в столице началось широкое патриотическое движение за освобождение от интервентов. Было собрано народное ополчение, в которое вошли представители разных сословий.

Воины, находившиеся впереди войска, выступившего против поляков, держали в руках икону Богородицы, которая должна была хранить их от всех бед. В результате Москва была освобождена от иноземных захватчиков.

Представители ополчения, одержав победу, совершили крестный ход, во время которого пронесли святой образ до Лобного места в Москве. Позднее в честь победы на Красной Площади в Москве был возведен Казанский собор. В советский период, в 1936 году, он был разрушен, но в 1993 году восстановлен.

Однако наше повествование о том, что за праздник отмечается в православии 4 ноября, будет неполным, если не упомянуть о том, что список с иконы Божьей Матери «Казанская» и в дальнейшем не раз помогал русской армии одерживать победы в решающих сражениях.

Перед этой иконой возносил молитвы накануне Полтавской битвы Петр Первый со своим воинством в селе Каплуновка. В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших нашествие французской армии.

Во время Великой Отечественной войны чудотворный образ Богородицы пронесли верующие во время крестного хода в осажденном немцами Ленинграде. Накануне Сталинградской битвы, которая ознаменовала начало перелома в ходе войны с фашистами, перед образом Казанской Божьей Матери был отслужен молебен в Москве.

Память об этом в нашей стране хранят до сих пор – вот какой праздник отмечает православная церковь 4 ноября 2019 года. В этот день верующие обращаются к Богородице с молитвами о здоровье и благополучии.

Зная, об этом церковном празднике, многие люди 4 ноября отправляются в храмы, где проходят торжественные богослужения.

Известны многочисленные случаи исцеления обратившихся к Божьей Матери людей от слепоты и других заболеваний глаз. Этот святой образ помогает людям преодолеть сложные жизненные испытания.

Икону также издавна используют для благословения новобрачных. Считается, что это способствует созданию крепких и счастливых семей. А 4 ноября, в день этого православного праздника, вы можете вознести молитвы образу Казанской Божьей Матери не только в храме, но и дома.

Народные традиции и приметы, связанные с праздником на 4 ноября

Нам осталось рассказать о связанных с этим праздником приметах и народных традициях. В старину до этого дня люди старались закончить все полевые, а также строительные работы.

По сложившейся традиции женщины встречали мужей с работы с хлебом-солью, чтобы в доме царила гармония и благополучие. Согласно поверью, в это время нельзя ни с кем ссориться. Размолвки и скандалы притягивают в дом беды и несчастья. Атмосфера в жилище должна быть комфортной, чтобы последующий год для всех членов семьи был удачным.

С праздником связаны погодные приметы: «Коли на Казанскую небо заплачет, то следом за дождем зима придет», «До Казанской – не зима, с Казанской – не осень» и др. Туман утром – к оттепели, а если день ясный, то грядет похолодание.

В прежние времена считалось, что Казанская без дождя – плохой знак, ведь в народе верили, что в этот день Богородица возносит молитвы и плачет о каждом из нас, вымаливая у Господа прощение для людей.

Считается также, что в день этого праздника нельзя отправляться в дальнюю дорогу.

И все же священнослужители советуют христианам не уделять большого внимания суевериям и приметам. Истинно верующим людям также не следует читать заговоры, выполнять оккультные обряды, особенно в такие дни. К этому в церкви однозначно относятся негативно.

Молитвы перед иконой Пресвятой Богородицы «Казанская»

Казанская икона Божьей Матери — одна из самых сильных икон Богородицы. Перед ней молятся о самой различной помощи в трудных жизненных ситуациях.

Просят чаще всего:

— о здравии и исцелении от болезней себя, детей, близких (например, при болезни глаз),
— об удачном замужестве (своем или своего чада),
— о сохранении мира в семье,
— о даровании детей (успешном зачатии) и удачных родах,
— о даровании хорошей работы и успехе в делах,
— о защите от всякой несправедливости и обвинений (в тюрьме, перед судом).

Читайте обе молитвы, одну за другой. Если времени на вдумчивое прочтение нет, читайте одну из этих молитв. Помните, что лучше посвятить себя полностью прочтению одной молитвы, чем бегло пробежаться по всем.

Молитва первая

О, Пресвятая Владычице Богородице, Царице Небеси и земли, вышшая ангел и архангел и всея твари честнейшая, чистая Дево Марие, миру благая Помощнице, и всем людем утверждение, и во всяких нуждах избавление!

Призри и ныне, Госпоже Всемилостивая, на рабы Твоя, Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем молящияся,

со слезами к Тебе припадающия и покланяющияся пречистому и цельбоносному образу Твоему, и помощи и заступления Твоего просящия.

О, Всемилостивая и Премилосердая Дево Богородице Чистая!

Воззри, Госпоже, на люди Твоя:

мы бо грешнии не имамы иныя помощи, разве Тебе и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего.

Ты еси заступница и предстательница наша.

Ты еси обидимых защищение, скорбящим радование, сирым прибежище, вдовам хранительница, девам слава, плачущим веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение.

Сего ради, о Богомати, к Тебе прибегаем, и на Твой Пречистый образ с Предвечным на руку Твоею держимым Младенцем, Господем нашим Иисусом Христом взирающе, умиленное пение Тебе приносим и вопием:

помилуй нас, Мати Божия, и прошение наше исполни, вся бо суть возможна ходатайству Твоему, яко Тебе слава подобает ныне и присно и во веки веков.

Молитва вторая

О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице!

Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе.

Умоли, милосердая Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирно страну нашу, Церковь Свою святую да незыблему соблюдет от неверия, ересей и раскола.

Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево, Ты еси всесильная христиан Помощница и заступница.

Избави всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти.

Даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия,

и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Молитва третья

О кто не ублажит Тя, Дево Благодатная, кто не воспоет Твое милосердие к роду человеческому.

Тебе молимся, Тебя просим, не остави нас во зле погибающих, раствори любовию сердца наши и ко врагам нашим пошли стрелу Свою, да уязвляет сердца наши миром к гонящим нас.

Аще мир нас ненавидит — Ты простри любовь Свою к нам, аще мир нас гонит — Ты приими нас, подаждь нам Благодатную силу терпения — без ропота перенести испытания в мире сем бываемая.

Умягчи сердца злых человеков, восстающих на нас, да не погибнут сердца их во зле, — но умоли, Благодатная, Сына Твоего и Бога нашего, да умирит сердца их миром, дьявол же — отец злобы — да посрамится!

Мы же, воспевая милосердие Твое к нам, злым, непотребным, воспоем Ти, о Пречудная Госпоже Дево Благодатная, услыши нас в час сей, сокрушенныя сердца имущих,

огради нас с миром и любовию друг ко другу и ко врагам нашим, искорени от нас всякую злобу и вражду, да воспоем Тебе и Сыну Твоему, Господу Иисусу Христу нашему: Аллилуиа! Аллилуиа! Аллилуиа!

Все церковные праздники на этой неделе

4 ноября 2019 понедельник

Казанская осенняя (Казанская, Бабья заступница, Зимняя Казанская, Казанская Пречистая, Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери)

5 ноября 2019 вторник

День Якова (Яков (Иаков), Яков Гужник, Гужники, Яков день, Яков Праведный, Апостола Иакова, брата Господня по плоти)

6 ноября 2019 среда

Скорбящая Божья Мать (Светец) (Русский светец, Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»)

8 ноября 2019 пятница

Дмитриев день (Большие Осенины, Дмитров день, Великомученика Димитрия Солунского)

9 ноября 2019 суббота

Зарок на Параскеву (Канун дня великомученицы Параскевы, нареченной Пятница)

10 ноября 2019 воскресенье

Параскевы Льняницы (Параскева Пятница, Льняные смотрины, Льняница, Трепальницы, Бабья заступница, Параскева и Ненила, Великомученицы Параскевы, нареченной Пятница

Источники:

http://teneta.ru/26368kakoj-cerkovnyj-prazdnik-4-nojabrja-2018-po-pravoslavnomu-kalendarju-prazdnik-4-11-2018-kogo-vspominaet-cerkov-segodnja/
http://newshay.com/kakie-cerkovnye-pravoslavnye-prazdniki-4-noyabrya-prazdnovanie-v-chest-kazanskoj-ikony-bozhiej-materi/
http://yur-gazeta.ru/obshhestvo/prazdniki-i-kalendari/kakoi-prazdnik-otmechaetsia-v-pravoslavii-4-noiabria-2019-goda.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: