Как называется грузинская церковь. Грузия

Нелицеприятная история Грузинской Православной Церкви

Грузинская Православная Церковь является продуктом раскола и пренебрежения тысячелетними церковным канонами из национальных соображений. С 1917 по 1943 год Грузинская Церковь оставалась раскольнической и не признанной Московским Патриархатом. История вопроса вкратце такова:

Вхождение в состав России безусловно благотворно сказалось на Православии на грузинских территориальных образованиях. К этому моменту никакой единой Грузинской Церкви, как и Грузии, не существовало: было два католикосата, вполне независимых друг от друга. В 1811 году звание Католикоса Грузии было упразднено, поскольку и Патриаршего звания в России со времен Петра Первого уже не существовало. Образованный Грузинский Экзархат, сняв сливки с колоссальных вложений России в развитие Грузии, постепенно стал радикальной националистической организацией. Как только Россия ослабла, естественным для грузин образом возник союз церковных и политических сепаратистов.

Больше не нужны были ни русские священники, ни русская администрация, а убийство русского священника подвело под всеми этими процессами определенную черту. Все как в 1990-х, и частичное прозрение в России было как всегда запоздалым: “Грузины дошли до Геркулесовых столбов в преступных безобразиях против нас. Мы истратили уйму денег, уложили видимо-невидимо своих единокровных, не получив никаких моральных, ни материальных выгод”.

Территориальные требования грузинских “автокефалистов” для своей Церкви поражают воображение не меньше, чем аналогичные претензии Грузии к Южной Осетии и Абхазии с 1989 по 2008 годы. В 1906 году они вместе со своим лидером епископом Кирионом ( которого сильно подозревали в инспирировании убийства архиепископа Никона два года спустя ) прибыли на заседание в Предсоборное Присутствие Синода, где и озвучили свои пожелания. Находившееся там и принимавшее участие в обсуждении вопроса негрузинское духовенство попросту опешило от картвельских аппетитов и их неадекватности.

По сути грузинские иерахи вели речь не о восстановлении Католикосата, а о создании поместной церкви никогда не существовавшей в канонических территориях, на которые оно сейчас почему-то претендовало. Основным оппонентом грузин в развернувшемся диспуте был протоиерей Иоанн Восторгов. Его полемика с грузинами просто обязательна к прочтению. У меня сложилось впечатление, что человек, слушая аргументы грузинских священников, чувствовал себя в королевстве кривых зеркал.

Кирион и его единомышленники требовали под свое управление практически весь христианский Кавказ, включая не только Восточную и Западную Грузию, но и Владикавказскую епархию вместе с Арменией. Восторгов отвечал: “В 1801 г. вся Грузия равнялась нашей Московской губернии и имела население в 160.000 человек, из которых половина была армяне. Вот все, что «присоединилось» к России. Всё прочее Россия отняла у Турции и Персии силою оружия”.

В Грузии было большое количество церквей, построенных русскими, и все они, по плану Кириона сотоварищи, должны были перейти под начало грузинских священников. Возникала ситуация, парадоксальность которой была понятна любому адекватному человеку. Грузины ссылались на древность и величие своей Церкви ( на что им резонно говорили, что страх перед персами и персидское же золото становились достаточными поводами для перехода грузин в магометанство, поэтому сильно идеализировать свое прошлое не стоило ) и строили свои доводы на национальной основе.

Говоря проще, грузинские церкви не должны были быть в подчинении у российского Синода, потому что у грузин была своя традиция, и вообще они и русские – разные народы. Но когда речь шла о претензиях на осетинские, абхазские и другие инонациональные приходы, то эта самая логика у грузинских священников отключалась напрочь. Ее место занимал старый добрый шовинизм, непробиваемый и неистребимый. Восторгов спрашивал: “Карс, Сухум, Батум, Эривань, Баку […]всё завоевано и присоединено Россией. В этих пределах живут негрузинские православные племена. Почему же и они войдут в автокефальную Грузинскую Церковь?”

Ответ Кириона состоял в том, что все эти приходы, включая и русские, должны быть переданы грузинам обязательно. Довод? «Грузия просветила их христианством и имеет право на управление ими». Занавес)

В 1917 году, воспользовавшись создавшейся в стране ситуацией, грузины в одностороннем порядке отделились от Русской Православной Церкви, грубо нарушив все существующие канонические нормы. В своем послании епископам Грузинского Экзархата святой Патриарх Тихон, перечисляя все совершенное грузинским священством, писал:

“Ибо все эти деяния надлежит признать противоканоническими и весьма опасными для церковного благочиния и порядка. И вы, Преосвященные Епископы, не можете в глубине своего сознания найти оправдание вашим неканоническим деяниям. Прежде всего все вы получили хиротонию по избранию Святейшего Синода и от русских иерархов, все вы были архипастырями Русской Церкви и дали при хиротонии клятвенное обещание подчиняться и повиноваться ее Власти. Как же вы исполнили данное вами торжественное обещание? – Вы изменили своей присяге, нарушили обязанность церковного послушания и создали разделение в Церкви. Таким образом, вы, созвав Собор без ведома и согласия Святейшего Синода и вашего кириарха и вторгнувшись в пределы не подчиненной вам церковной области, подвергли себя осуждению церковных канонов. Ваше заблуждение состоит и в том, что вы провозгласили церковную автокефалию по способу, который совершенно уклоняется от канонического порядка, установившегося во Вселенской церкви в делах подобного рода”.

Московский Патриархат признал автокефалию ГПЦ только в 1943 году, в разгар “безбожного времени”. Как следует из послания Патриарха Тихона, причин это делать не было никаких, но и в государстве всеобщего равноправия был народ равнее других.

Грузинская православная церковь

Собор Святой Троицы в Тбилиси — главный кафедральный собор Грузинской православной церкви

Грузинская православная церковь (официально: Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь; груз. საქართველოს სამოციქულო ავტოკეფალური მართლმადიდებელი ეკლესია ) — автокефальная поместная православная церковь, имеющая шестое место в диптихах славянских поместных Церквей и девятое в диптихах древних восточных патриархатов. [2] [3] [4] Одна из древнейших христианских церквей в мире. [5] [6] [7] [8] [9] [10] Юрисдикция распространяется на территорию Грузии и на всех грузин, где бы они ни проживали. [11] По преданию, основанному на древней грузинской рукописи, Грузия является апостольским жребием Божьей Матери. [12] [13] В 324 году трудами святой равноапостольной Нины христианство стало государственной религией Грузии. Церковная организация находилась в пределах Антиохийской Церкви. [14] Сложным является вопрос получения грузинской церковью автокефалии. По мнению историка грузинской церкви, священника Кирилла Цинцадзе, Грузинская Церковь пользовалась фактической самостоятельностью со времен царя Мириана, но полную автокефалию получила лишь в XI веке от Собора созванного Антиохийским Патриархом Петром III. [15]

Статья 9 Конституции Грузии гласит: «Государство признает исключительную роль грузинской православной церкви в истории Грузии и вместе с тем провозглашает полную свободу религиозных убеждений и вероисповедания, независимость церкви от государства».

Читать еще:  Кто из знаменитостей стрелец. Известные мужчины Стрельцы

Содержание

История

Ранний период

Согласно древним источникам, Грузия является апостольским жребием Божьей Матери. [12] [16]

«Желаю и Я принять вместе с вами жребий, чтобы и Мне иметь страну, которую изволит дать Мне Сам Бог».

Брошены были жребии, по которым Пресвятой Деве досталась в удел Иверия. Владычица с великой радостью приняла Свой удел и уже готова была туда идти со словом благовестил, как перед самым выступлением Ее в путь явился Ей Господь Иисус и сказал: «Матерь Моя, не отвергну жребия Твоего и не оставлю народа Твоего без участия в небесном благе; но отправь вместо Себя Первозванного Андрея в удел Твой. И пошли с ним образ Твой, который изобразится приложением приготовленной на то доски к Твоему лицу. Образ тот будет заменять Тебя и послужит хранителем людей Твоих во веки». После этого божественного явления Пресвятая Дева Мария призвала к Себе святого апостола Андрея и передала ему слова Господни, на которые Апостол только ответил:

«Святая воля Сына Твоего и Твоя будет во веки».

Тогда Пресвятая умыла лицо Свое, потребовала доску, приложила ее к Своему лицу, и на доске отразился образ Владычицы с Предвечным Сыном Ее на руках. [17]

Вскоре после этого события, Апостол Андрей отправился проповедовать христианство [18] . Сначала он пошёл на север от Палестины, затем повернул на восток, достиг города Трапезунда, находившегося в тот период в пределах Эгриси (современная Мингрелия), после проповедования там Евангелия перешёл в пределы Иверии, в землю Дид-Адчары.

Там апостол проповедью и творением чудес обратил множество людей в христианство и крестил их. [19] По рассказу царевича Вахуштия, сына царя Вахтанга V, на том месте, на котором Апостол Андрей поставил икону Божией Матери, открылся целебный источник. Поставив новообращенным христианам иереев и диаконов, построив храм в честь Божией Матери и установив церковный порядок, оставил их апостол. [19]

Перед уходом святого Андрея из той земли, новообращенные просили его оставить икону Божией Матери, но апостол не согласился на таковую просьбу, а велел сделать доску, величиной, как эта икона, и принести ему. Когда доска была готова, он положил её на икону Божией Матери, и икона полностью изобразилась на доске. Апостол отдал христианам новый образ, который они поставили в своей новой церкви. Затем святой Андрей отправился в другие земли. [19]

Перейдя через гору, называемую горой Железного Креста, и дзархийское ущелье, он вступил в пределы Самцхе и остановился в селении Заден-гора. Отсюда он отправился в город Ацкури, называвшийся в древности Сосангети. Достигнув Ацкури, апостол выбрал один дом близ главного капища города и поселился в нём. В то время там царствовала одна вдова, имевшая единственного сына, которого любила более всего в мире, который был единственным наследником её царства. К несчастью, сын вдовы скончался незадолго до прихода апостола в Ацкури.

Согласно приданиям, во время пребывания апостола Андрея в Ацкури произошло несколько чудес — главным из которых является воскрешение сына вдовы и уничтожение статуй языческих богов. [19] Затем, поставив новообращённым епископа, иереев и диаконов, святой Андрей хотел уже отправиться в другие страны, однако царица и её подданные просили Андрея не оставлять их, или же оставить им нерукотворную икону Божьей Матери. Оставленную святом Андреем икону поставили в новом храме, воздвигнутом в честь Богородицы. [19]

Вскоре после описываемых событий Андрей отправился в Нигли, Кларджети и в Артан-Панкола, где он после долгой проповеди обратил в христианство жителей тех мест и крестил их. Затем он возвратился в Иерусалим на праздник Пасхи. [19]

После Пятидесятницы святой Андрей взял с собой апостола Симона Кананита, Матфея, Фаддея и других. С ними он отправился первоначально к царю Авгарю, где, проповедав слово Божие и крестив жителей, оставил апостола Фаддея для утверждения новой Церкви. Прочие же, обходя с проповедью города и села Каппадокии и Понта, достигли наконец Карталинской страны (Иверии). Далее, они прошли часть Тиулетской земли до реки Чорохи. [19]

Затем апостолы посетили Сванети, в правление вдовствующей царицы, жены убитого Понтийского царя Поламона Пифодоры, которая со многими подданными приняла христианство и была крещена самим Андреем. В Сванети при царице остался апостол Матфей с прочими учениками для утверждения новоосвещенных в христианстве, как свидетельствует об этом блаженный Иероним [20] . Из Сванети Андрей вместе с Симоном Кананитом отправился в Осетию, где достиг города Фостафора. Здесь апостолы многих обратили в христианство. Оставив Осетию, они пошли в Абхазию и достигли города Севасти (ныне Сухуми), где также обратили многих. Тут Андрей оставил апостола Симона Кананита с другими для утверждения новообращенных, сам же отправился в землю джакетов . Джакеты не приняли христианства, и, более того, сам апостол едва не был убит. Оставив их, Андрей отправился в Верхний Суадаг [19] [21]

Жители Верхнего Суадага приняли религию от апостола. Отсюда он отправился к верхним берегам Чёрного моря, посещая города и села, и наконец достиг города Патры в Ахаи, где и принял смерть на кресте от анфипата Эгеата в 55 году. [19]

Вера, проповедуемая св. Андреем и оставшимися после его ухода апостолами, стала укореняться в народе. Адеркий, или Фарсман I, воцарившийся в Иверии за три года до нашей эры и управлявший страной шестьдесят три года, услышал о том, что его подданные обратились от язычества к христианству, и начал гонения на христиан. Многие из них во время этого гонения приняли мученичество вместе с апостолом Симоном Кананитом. Христианство, подавленное по-видимому неистовством царя, в действительности все-таки не было побеждено: оставались христиане, скрывавшиеся в горах и лесах, имевшие места общих собраний и молитв. Вскоре могила Симона Кананита, находящаяся в горах Абхазии близ Сухуми, сделалась предметом глубокого почитания.. [19]

Со времени этого гонения почти полвека Иверия не получала более ниоткуда проповедников Христианства и не имела руководителей, которые бы утверждали новопроообращённых в их исповедании. [19]

По мнению историка Грузинской церкви Михаила Сабинина:

Уже в сотом году священномученик Климент, епископ Римский, сосланный императором Траяном в безлюдные места Тавриды, творением чудес и наставлениями помогал многим колхидцам остаться верными Христианству. По мнению Михаила Сабинина между семьюдесятью церквями, построенными святым ещё при его жизни на берегах Чёрного моря, была и Колхидская. [19]

Между тем, окончательное утверждение христианства и то, что оно стало господствующей религией,

Поздний период

В 337 году трудами святой равноапостольной Нины христианство стало государственной религией Грузии. Церковная организация находилась в пределах Антиохийской Церкви. [14]

В 451 году, вместе с Армянской церковью, не приняла решений Халкидонского собора [14] и в 467 году при царе Вахтанге I стала независимой от Антиохии [14] , приобретая статус автокефальной Церкви с центром в Мцхета (резиденция верховного Католикоса). В 607 году Церковь приняла решения Халкидона, порвав с армянами.

При Сассанидах (VI—VII вв.) выдержала борьбу с персидскими огнепоклонниками, а в период турецких завоеваний (XVI—XVIII вв.) — с исламом. Эта изнурительная борьба привела к упадку грузинского Православия.

В 1744 году в Грузинской Церкви прошли реформы, аналогичные реформам патриарха Никона на Руси.

Читать еще:  Гадания по библии. Гадание на Библии — это грех? Чрезмерная вера в предчувствия

В 1801 году Грузия вошла в состав Российской империи. По проекту, разработанному главноуправляющим генералом А. П. Тормасовым и представленному Александру I в 1811 году, в Восточной Грузии вместо 13 епархий учреждалось 2: Мцхетско-Карталинская и Алавердско-Кахетинская. 21 июня 1811 года Святейший Синод снял сан Католикоса-Патриарха с Антония II (Теймураза Багратиони; † 21 декабря 1827 года).

С 30 июня 1811 года до марта 1917 года (де-факто) Церковь в Грузии имела статус Грузинского экзархата Российской Церкви; звание Католикоса было упразднено. Первым экзархом 8 июля 1811 года стал Варлаам Эристави (князь Эристов) (30 августа 1814 — 14 мая 1817; 20 марта 1825 года назначен управляющим Даниловым монастырём; † 18 декабря 1830). К концу 1810-х был упразднён также и Абхазский католикосат.

Впоследствии экзархи назначались из епископов-негрузин, что нередко приводило к трениям с местным духовенством и эксцессам, как то, убийство Экзарха Никона (Софийского) 28 мая 1908 года в здании Грузинско-Имеретинской синодальной конторы.

12 марта (25 марта [23] ) 1917 года на Мцхетском Соборе была провозглашена автокефалия Грузинской Церкви; блюстителем престола Католикоса был избран епископ Гурийско-Мингрельский Леонид (Окропидзе). Последний 13 марта уведомил Экзарха Грузии архиепископа Карталинского-Кахетинского Платона (Рождественского) о его смещении с кафедры, чего тот не признал.

27 марта 1917 года Временное правительство признало автокефалию Грузинской Церкви в принципе. 10 июля 1917 года совместное заседание Временного правительства и Синода постановило учредить Кавказский экзархат для добровольного вхождения в него русских приходов Тифлисской, Елизаветпольской, Бакинской, Эриванской, Кутаисской, Черноморской губерний и Карской, Батумской областей, Артвинского, Закатальского и Сухумского округов. Епископом в Тифлисе был назначен Феофилакт (Клементьев), вскоре удалённый грузинскими архиереями из Грузии.

Московский Патриарх Тихон своим посланием от 29 декабря 1917 года к Католикосу Кириону II (Садзаглишвили), избранному на Соборе в сентябре 1917 года, осудил самочинный характер восстановления автокефалии. Общение между Московским Патриархатом и Грузинской Церковью было прервано; официально восстановлено Определением Священного Синода РПЦ от 19 ноября 1943 года [24] .

В 1997 году Грузинская Православная Церковь вышла из Всемирного совета церквей.

Церковь состоит из 35-и епархий, объединяющих около 300 общин; Абхазская епархия после 1992 года де-факто не входит в состав Грузинской Церкви. Также существует каноническая неурегулированность в Южной Осетии, где, по утверждению Католикоса Илии II, «присутствуют представители Русской зарубежной церкви» [25] .

Грузинская Православная церковь

Ортодоксальная Церковь в Грузии (orthodox church of Georgia) одна из самых древних Христианских Церквей в мире. Её история началась вместе с пришествием первых апостолов. Много невзгод претерпела Грузия на пути к независимости, и всегда церковь была с народом. Ни монголы, ни арабы, ни турки не смогли убить дух православия.

Истоки

Царь Ирод Агриппа славился гонениями христиан. Накануне Пасхи он приказал схватить апостола Петра и бросить его в казематы. Ирод хотел казнить его, но его планам не удалось сбыться. Петр чудесным образом бежал из тюрьмы. По навету казнён апостол Иаков, брат Иоанна Богослова. Не выдержав преследований, святые апостолы решили покинуть Иерусалим. Но перед тем как уйти из города, они кинули жребий, чтобы определить, кто в какие земли отправиться.

Богородице выпал удел пойти в Иверию. И когда Дева Мария была готова двинуться в путь, явился к ней Ангел и повелел остаться в Иерусалиме. Ангел Господень пообещал, что жребий, выпавший на долю Марии, будет исполнен. После этого Богородица сказала апостолу Андрею, что будет хранительницей душ людей земли Иверской, будет молиться о них и просить помощи Иисуса Христа. Святой Андрей первый проповедник, пришедший в Иверию, будущую Грузию.

Равноапостольная Нина покровительница Грузии

Равноапостольная Нина (Нино) самая почитаемая святая в Грузии. Святая равноапостольная Нина, родственница святого Георгия Победоносца, родилась в Каппадокии около 280 года. Её отец был на службе и, являясь христианином, содействовал освобождению галлов-христиан, попавших в полон во время походов императора Максимиана. Мать Нины была диаконисой при храме Гроба Господня. С благословения Патриарха Иерусалимского отец и мать отдали Нину в монахини.

Придания гласят, когда Нина узнала, что Хитон Господень находится в Иверии и что грузины не просвещены христианством, она стала молиться Богородице направить её путь в Иверию. Однажды, во сне, к ней явилась Пресвятая Дева и велела идти в Иверию. Проснувшись, Нина увидела е своих рук крест, связанный из виноградной лозы. Крест хранится в Тбилисском Сионском кафедральном соборе.

Крест равноапостольной Нино

В Мцхете, святая нашла убежище в доме царского садовника. Она молитвами исцелила жену садовника от бесплодия, затем вылечила от тяжёлой болезни жену грузинского царя — Нану. Несмотря на это, царь Мириан, по доносу языческих жрецов, хотел казнить Нину. В день казни царь внезапно ослеп и ни один жрец не смог ему помочь. Тогда все обратились к праведнице и она, молитвами, исцелила царя. Всё больше людей, трудами Нины, принимало Крещение. Царь Мириан пригласил из Византии священников, и христианство стало основной религией в стране.

Святая Нина и пресвитер Иаков отправились в верховья рек Арагви и Нори. Там они проповедовали Священное Писание горным народам. После перешли в восточную Грузию, в Кахетию. Там Нина поселилась в Бодбе, где до конца своей жизни занималась подвижничеством. Трудами святой равноапостольной Нины многие жители окрестных мест пришли к вере во Христа, среди них была царица Кахетии София.

Незадолго до своей кончины равноапостольная Нина попросила приехать в её обитель епископа Иоанна, чтобы он подготовил её к последнему пути. К святой приехал не только монах, но и сам царь со всем духовенством. На месте погребения святой Нино, царём Мирианом в её честь был заложен, а его сыном достроен храм. Позднее там был основан женский монастырь.

Монастырь святой Нины в Грузии. Автокефалия

История Грузинской Церкви насчитывает почти два тысячелетия. Приход грузинского народа к христианской вере началось ещё в первом веке, когда пришёл апостол Андрей Первозванный. В далекие времена на территории современной Грузии существовало два государства: восточно-грузинское Картли (по-гречески Иберия), западно-грузинское Эгриси (по-гречески Колхида). Святой Андрей и пришедшие вслед ему подвижники проповедовали веру, как в Иверии, так и в Колхиде.

Церковь, 326 год, считает датой крещения страны. Историк V века Созимон Саламанский также свидетельствует об этом. В своей хронике «Церковная история» он пишет, что принятие христианства в Грузии состоялось после 1-го Вселенского Собора прошедшего в 325 году.

В пятом веке при правлении царя Вахтанга, Грузия достигла своего расцвета. Успешно защищая страну от натиска персов, он многое делал для Церкви. При нём был отстроен в камне храм Двенадцати Апостолов, создано 12 епископских кафедр. Царь Вахтанг перенося столицу в Тбилиси, заложил там основание Сионского собора.

Сионский собор

С середины пятого века появляются первые упоминания об автокефалии Церкви. Процесс обретения самостоятельности продолжался не одно столетие и был завершён одиннадцатом веке. Акефалия Церкви была признана в 1053 году, в ходе проведения Собора созванного патриархом Петром III Антиохийским.

Арабское иго

Христианство на протяжении веков вело борьбу за выживание. В восьмом веке Грузия пострадала от нападения арабов. В 753 году арабский халиф Мурван Глухой провёл опустошительное вторжение в Грузию. Благодаря значительному превосходству в силах он захватил и раздробил обширные грузинские территории. Церковь подверглась гонению, храмы Грузии разрушались, святыни осквернялись. В конце девятого века многие народы, населяющие Грузию, стали исповедовать ислам. Так осетины приняли магометанство и снесли христианские храмы.

Читать еще:  Отец стефан и иже с ним. Протоиерей Стефан Ванеян: Мне не пришлось выбирать — университет или Церковь

Однако грузины боролись за независимость, сохранили христианскую веру и даже в начале одиннацатого века, на некоторое время, объединили Грузинские царства. Примерно в тоже время происходит объединение Церкви.

Благодатные времена

С восшествием на трон Давида IV Строителя положение церкви и народа Грузии улучшилось. При его правлении построено много храмов и обителей, создана духовная академия в Гелати, центральный храм Рождества Пресвятой Богородицы (temple Nativity of the Blessed Virgin Mary). В 1103 году на Руисско-Урбнисском Соборе, утвердившем православное исповедование веры, образована Грузинская Православная Церковь (Orthodox Church of Georgia).

Правление Царицы Тамары было пиком славы Грузии. Во время её царствования границы Грузии расширились до Чёрного и Каспийского моря. Грузия стала могущественным христианским царством на Восточном побережье Средиземного моря. В стране появилось много философов, художников, богословов. Царица Тамара самая почитаемая грузинами правительница. Эпос приписывает ей почти все значимые памятники прошлого своей страны.

Храм Метехи. Пятьсот лет скорби

Вскоре после кончины царицы Тамары грузинский народ ожидали тяжёлые времена. Набеги монголов разоряли страну. Тамерлан семь раз опустошал Грузию своими набегами. За ордынцами, разоряя христианские святыни, насильственно обращая в мусульманство народы закавказского региона, пришли Турки-османы. Следом вторглись персы. Сотни лет захватчики пытались сломить православие, убивая тысячами простой народ и духовенство, но мученики за веру только возвеличили Православную Церковь.

Кроме мусульманского мира на Закавказье имело свои виды и Католическая Церковь. Римские Папы присылали к царям и сановникам своих миссионеров, пытаясь заманить их в лоно своей паствы. Вплоть до начала ХХ столетия в Грузии проводилась католическая агитация.

Многократные вторжения не прошли бесследно для грузинской страны. Вслед за разделением государства на Восточное и Западное царства, появляется второй Католикосат. Один оставался в Мцхете в Светицховели. Новый Католикосат сначала был в Бичвинте, затем в Кутаиси. Раскол Грузинской Церкви длился до вхождения её в Русскую Православную Церковь.

В составе Русской Церкви

Российский император Александр I в 1801 году подписал манифест о вхождении Восточной Грузии в состав Российской Империи. В 1804 году к России присоединилась Западная Грузия. В 1811 году Грузинская Церковь отменила название «автокефалия» и появился Синодальный Грузинский Экзархат, сан Католикоса упразднили.

Период экзархата был полон достижений в миссионерстве Церкви. Было открыто много семинарий и церковных школ, епархиальные женские училища. При экзархате стали издавать духовноную литературу на грузинском и русском языках.

Однако внутри экзархата росло недовольство излишней опекой со стороны Русской Церкви, насаждением русской церковной практики экзархами из России. Движение за возрождение автокефалии набирало силу.

Новейшая история

В 1917 году собравшееся в Мцхете духовенство провозгласило автокефалию Грузинской Церкви. Временное правительство признало волеизъявление грузинского народа, однако, в декабре патриарх Тихон написал послание католикосу Кириону II, где осудил восстановление автокефалии.

Грузинская Православная Церковь возобновила общение с Русской Церковью только в 1943 году, когда католикос Каллистрат поздравил патриарха Сергия с восшествием на патриарший престол. До присоединения к Советской России церковная организация находилась в пределах Грузии. Репрессии вынудили многих грузин покинуть страну. Церковь не оставила свой народ без покровительства, созданы епархии в Европе и на Американском континенте. Современная церковная организация, находясь в Грузии, распространяет свою юрисдикцию на всех грузин во всем мире.

Приходы

В истории Грузинской Церкви было много борьбы за свободу и веру. Грузины, не щадя себя, защищали свои земли. Несмотря на трудности, воздвигали величественные храмы и основывали монастыри, оберегали святыни. Много храмов восстановлено или отстроено заново. Так на проспекте Шота Руставели стоит церковь Каштеви (church of Kashtevi). Она построена в 1910 году и является точной копией церкви Самтависи. В Каштеви хранится чудотворный образ преподобного Давида.

Церковь Каштеви

Русским князем Григорием Голициным, в Тбилиси, построена церковь Иоанна Богослова (Church of St. John the Divine). Храмовая архитектура выполнена в русских традициях. Купола венчают белоснежные стены. До седьмого века на этом месте храм монастыря Святого Иоанна.

Одна из легенд гласит, что во время молитвы святой Нино открылось, где схоронен Хитон Господень и там возведн первый христианский храм — кафедральный собор Светицховели (Svetitskhoveli Cathedral). Тамерлан во время нашествия частично разрушил храм, но его восстановили. Светицховели имеет второе название — собор во имя Двенадцати Апостолов, в нём короновали царей, возводили на церковный престол патриархов. До освещения главного грузинского храма, Тбилисского Троицкого Собора, Светицховели крупнейший ныне действующий храм.

Тбилисский храм во имя Пресвятой Троицы (Holy Trinity Church) заложили в 1995 году. 23 ноября 2004 года, в день памяти святого Георгия Победоносца, главный храм Грузии был освещён Католикосом Илией II. На мраморный престол возложили мощи святого Георгия.

Храмовая композиция возвышается на 68 метров. На территории собора расположен музей, отдельно построена звонница.

Тбилисский Троицкий Собор

Сердцем Православия является монашество. Церковь с самых истоков возводила монастыри. ГПЦ насчитывает 72 мужских и 62 женских монастыря, в которых ведётся монастырское служение.

Царица Тина, жена кахетинского князя Ливана, в XVI веке заложила женский монастырь Ахали Шуамта. По преданиям, место постройки она увидела во сне, будучи ещё ребёнком.В этом, ныне действующем, женском монастыре приняла постриг кахетинская царица.

Монастырь Ахали Шуамта

При покровительстве царицы Тамары в 1156 году началось строительство монастыря Вардзиа. Эта пещерное пристанище монахов находится южнее горы Боржоми в долине реки Кура. Центральный храм назван в честь Успения Святой Богородицы (temple of the Assumption of the Blessed Virgin Mary). Грузинский монастырь разрушили персы, затем турки сожгли монахов прямо в храме, и только после освобождения русскими войсками в него вернулась православная жизнь. В советское время из монастыря сделали музей, и только в 1990 году в него вернулись монахи.

Монастырь Вардзиа

В горах Кахетии, не далеко от Тбилиси, расположен пещерный монастырь, именуемый Давидовой Лаврой. В шестом веке его основал преподобный Давид Гареджийский. Учениками преподобного Давида было открыто Додос Рка и Натлисмцемели, в XI — XIII веках основаны монастыри Удабно, Бертубани и Чичхитури. Во время нашествия Тамерлана лавра сильно пострадала, персидский шах Аббас I за одну ночь истребил всех монахов. Возрождение монастырского служения продолжилось только в конце семнадцатого века.

В заключении

Свет Христа в древнюю Грузию принёс апостол Андрей Первозванный, учеником Миссии. Покров Святой Девы Марии на протяжении веков оберегает людей этой благодатной земли и их Церковь. Защита Богородицы помогла пережить полчища монгольской орды, персидских и османских завоевателей. Сонм великомучеников возвысил и освятил Христианскую Церковь. И сейчас Грузия – современная, открытая страна, которая чтит вековые традиции. Восстановление древних храмов и монастырей, строительство новых соборов, христианские святыни, влекут в Грузию паломников и туристов со всего мира. Последние две тысячи лет истории Грузии доказали, что её народ и Церковь имеют полное право быть независимыми и жить по своим устоям.

Источники:

http://pikabu.ru/story/nelitsepriyatnaya_istoriya_gruzinskoy_pravoslavnoy_tserkvi_1515798
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/36333
http://gruziyagid.ru/dostoprimechatelnosti/gruzinskaya-pravoslavnaya-tserkov

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: