К каким государствам относится античная философия. Форма контроля самостоятельной работы

Самостоятельная работа по теме: Античная философии

Цель:систематизировать, расширить и закрепить полученные теоретические знания о характерных чертах и особенностях античной философии.

Умения и навыки:ориентироваться в наиболее общих философских проблемах, характеризовать проблематику античной философии.

Оборудования и наглядные пособия:литература (см. список рекомендуемой литературы); методические указания, задания и рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Основы философии».

Количество часов – 2 часа.

Задания, предлагаемые для выполнения, не выходят за рамки программы по дисциплине «Основы философии», если вопросы, задания и упражнения окажутся для Вас трудными, прочитайте еще раз теоретический материал по теме.

Задание 1.Составьте изаполните таблицу: «Периодизация античной философии» (в таблице должны быть: хронологические данные, название периодов, школы, наиболее яркие представители и основные идеи).

Задание 2.Перечислите философские школы досократического периода. Дайте их общую характеристику.

Задание 3.Дайте характеристику четырем основаниям вещей в метафизике Аристотеля. Опишите какой-либо предмет, используя эти основания.

Задание 4.Какая из основных послеклассических школ представляется вам наиболее предпочтительной? Обоснуйте свой ответ.

Задание 5.Составьте философский глоссарий по теме: «Античная философия».

Задание 6.Кратко ответьте на следующие фактические вопросы:

1. Кого из философов Милетской школы относили к «семи мудрецам» и за какие знания? Что Вы могли бы о нем рассказать?

2. Что такое «золотое сечение», где оно применяется и ка­кая философская школа Древней Греции его разработала? Чем еще знаменита эта школа?

3. Что такое монизм? Какие философские учения антично­сти Вы отнесете к монизму и почему?

4. Что такое пантеизм? Назовите философов, чьи учения были пантеистическими и почему?

5. Кто из античных мыслителей был первым диалектиком и почему?

6. Назовите представителей философии атомизма. В чем состояла суть его учения? Был ли это материализм? Можно ли Демокртита отности к представителям детерминизма?

7. «Все течет и ничто не пребывает». «В ту же реку дважды не войдешь». Кто автор этих суждений? Как называется фило­софское учение, основанное этим мыслителем?

8. Кто из античных мыслителей называл свой метод препо­давания майевтикой? В чем сущность этого метода?

9. «Академия», «Ликей», «Сад». Кем и с какой целью были созданы эти учреждения? Можно ли сегодня использовать опыт этих учреждений?

10. О ком из древнегреческих философов античный автор сообщает: «Он полагал началом всех вещей воздух. По протя­женной величине он бесконечен, а по своим качествам опреде­лен. Все вещи рождаются путем некоего сгущения и, наоборот, разряжения воздуха»?

11. Как вы понимаете высказывание Гераклита «болезнь делает сладостным здоровье»?

12. Почему В.И. Ленин представителей милетской школы назвал наивными материалистами?

13. В философии марксизма-ленинизма принято было выделять «линию Демокрита» и линию «Платона». Какая из этих линий относится к идеализму, а какая – к материализму? Назовите их представителей.

14. Кому принадлежат слова: «Платон мне друг, но истина дороже», «не дай бог родиться платоновским сыном»? Свой ответ аргуменитруйте.

15. В педагогике есть такой метод – эвристическая беседа. Кого из античных философов можно считать основателем этого метода? Почему?

16. В истории философии существует несколько точек зрения по поводу идентификации философсой позиции Протагора. Одни исследователи полагают, что высказывание античного мыслителя «человек есть мера всех вещей…» позволяет говорить о гуманизме Протогора, а другие – о его релятивизме. Как звучит полностью высказывание Протогора? С каким мнением вы согласны и почему?

17. Прокомментируйте следующие высказывания Фалеса:

«древнее всего сущего – бог, ибо он не рожден»;

«прекрасней всего – мир, ибо он сотворение бога»;

«быстрее всего — ум, ибо он объмлет все»;

«мудрее всего – время, ибо оно раскрывает все»;

«Кто счастлив? – Тот, кто здоров телом, восприимчив душою и податлив на воспитание»;

18. Прочтите отрывок из сочинения Платона «Федр» и ответьте на вопросы после текста

«.. В род богов не позволено перейти никому, кто не был философом и не очистился до конца, — никому, кто не стремился к познанию. Потому… истинные философы гонят от себя все желания тела, крепятся и ни за что им не уступают, не боясь разорения и бедности, в отличие от большинства, не страшатся бесчестия и бесславия, … от желаний воздерживаются. Кто заботится о своей душе, а не холит тело, тот расстается со всеми этими желаниями»

Читать еще:  Сонник цветущие деревья сад. Сонник: к чему снятся цветущие деревья белыми цветами? Значение и толкование сновидения

1. Какой статус придает Платон философской науки?

2. Каким, согласно Платону, должен быть философ?

3. Какие личностные качества, согласно античному мыслителю, формирует философия?

19. Прочтите отрывок из работы Аристотеля «Метафизика» и ответьте на вопросы

«Следует рассмотреть, каковы те причины и начала, наука о которых есть мудрость. Во-первых, мы предполагаем, что мудрый, насколько это возможно, знает все, хотя он и не имеет знания о каждом предмете в отдельности. Во-вторых, мы считаем мудрым того, кто способен познать трудное и нелегко постижимое для человека. В-третьих, мы считаем, что более мудр во всякой науке тот, кто более точен и более способен научить выявлению причин… Мудрому надлежит не получать наставления, а наставлять, и он не должен повиноваться другому, а ему тот, кто менее мудр».

1. О какой науке говорит Аристотель?

2. Что значит, согласно Аристотелю, быть мудрым человеком?

3. Какие личностные качества, по Аристотелю, формирует философия?

4. Подумайте, какая наука, помимо философии, учит каузальному мышлению, то есть умению выявлять и раскрывать причины явлений, событий?

Ответы на тесты по философии: Античная философия

Ответы на тесты по философии: Античная философия

1. Позднейший автор писал об этом философе: «Все из воды, говорил он, и в воду все разлагается».

2. К какой форме материализма можно отнести учение Фалеса Милетского:

а) диалектический материализм;

б) механистический материализм;

в) антропологический материализм;

*г) стихийный материализм.

3. Представителей милетской школы называют стихийными материалистами, потому что они:

*а) брали в качестве первоосновы мира материальные элементы;

б) открыто утверждали примат материи над духом;

в) отрицали наличие материального;

г) сформулировали атомистическую концепцию;

д) отрицали возможность познания мира.

4. Об учении этого философа позднейший автор писал:

«Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим».

5. Фрагмент «Все течет, все изменяется» выражает суть:

*а) диалектических мыслей Гераклита;

б) метафизической концепции Парменида;

в) релятивизма софистов;

г) логики Аристотеля;

д) критической позиции скептиков.

6. Категорию «Логос» в античной философии впервые ввел:

7. Этот античный мыслитель впервые сформулировал понятие «философия»:

8. Число в пифагорейской школе – это:

*б) первоначало мира, тождественное вещи;

в) создание разума;

г) творение Бога;

д) психическая иллюзия.

9. Согласно Пармениду, мы впадаем в заблуждение, когда мыслим:

10. Основоположником античного атомизма является:

11. Онтология Демокрита строится на принципе:

*а) мир состоит из невидимых, неделимых частиц — атомов;

б) первоэлементом мира является апейрон;

в) любая вещь мира есть соединение материи и формы;

г) первоэлементом мира является число;

д) познание мира невозможно.

12. Этот античный мыслитель считал «человека мерой всех вещей»:

13. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но. »

а) знать все и невозможно;

б) знания увеличивают скорбь;

в) знать что-то вовсе и не нужно;

г) попытаюсь узнать;

*д) другие не знают и этого.

14. Майевтика— это:

а) ироничное подтрунивание;

б) форма назидания;

в) легкая беседа «ни о чем»;

*д) общение с собеседником с целью обретения им истины.

15. Идея, согласно Платону:

а) материальна и умопостигаема;

*б) нематериальна, но умопостигаема;

в) материальна, но неумопостигаема;

г) нематериальна и неумопостигаема;

д) конструкция сознания.

16. Истинное познание по Платону есть:

а) логически четкое, рациональное познание;

б) мистический опыт;

*в) воспоминание душой идей, виденных ею в ином мире;

г) знание, основанное на эксперименте;

д) истинное познание невозможно.

17. Этот античный философ писал: «Раз душа бессмертна, то нет ничего такого, чего бы она не познала; поэтому нет ничего удивительного в том, что она способна вспомнить то, что прежде ей было известно. И раз все в природе друг другу родственно, а душа все познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь одно, самому найти и все остальное: ведь искать и познавать — это как раз и значит припоминать».

18. «Государство» Платона было:

а) демократическим государством равных возможностей;

б) религиозным государством;

*в) государством кастового типа, с четким сословным разделением;

г) абсолютной монархией;

д) деспотией восточного типа.

19. Платон в своем «Государстве» разделил общество на три сословия:

Читать еще:  Храм Христа Спасителя – мемориал мужества и героизма воинов России. Московский Храм Христа Спасителя (история строительства и сноса)

а) бедных, состоятельных, богатых;

б) крестьян, ремесленников, мещан;

в) дворян, священников, крестьян;

*г) философов, воинов, ремесленников;

д) крестьян, рабочих, интеллигенцию.

20. По мнению Аристотеля, всякая вещь есть:

а) сложное единство мельчайших частиц – атомов;

б) чувственный образ идеи;

*в) единство материи и формы;

г) создано из воды;

д) конструкция сознания.

21. Этот античный философ писал: «. Государство — продукт естественного развития и что человек по природе своей — существо политическое. Кто живет в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств, вне государства, тот или сверхчеловек, или существо, недоразвитое в нравственном отношении. »

22. В своей этической концепции стоики выдвинули:

*а) идеал мудреца, который бесстрастно переносит удары судьбы;

б) анархические принципы социальной жизни;

в) идеал верующего, безропотно сносящего удары судьбы в надежде на загробную жизнь;

г) идеал героя, противостоящего всему миру;

д) идеал «страдающего бога».

23. Определите учению какого философа принадлежат следующие первоначала:
Первопричина бытия Философ

г1. вода; а) Демокрит;

б2. апейрон; б) Анаксимандр;

д3. огонь; в) Пифагор;

в4. число; г) Фалес;

а5. атомы; д) Гераклит.

24. Определите, в концепциях каких античных философов главенствующую роль играют следующие категории:

Философ Основные категории

б1. Платон; а) логос;

а2. Гераклит; б) идея;

г3. Аристотель; г) форма;

д4. Демокрит; д) атом;

е ж5. Эмпедокл; е) любовь;

25. Установите соответствие философа той или иной школе:

б1. Парменид; а) атомисты;

а2. Демокрит; б) Элейская школа;

в3. Анаксимандр; в) Милетская школа;

г4. Плотин; г) неоплатонизм;

д5. Пиррон; д) скептики.

26. Установите соответствие философа философскому направлению:

б г 1. материализм; а) Парменид;

а в д2. идеализм; б) Демокрит;

27. Установите соответствие учителя ученику:

б1. Платон; а) Анаксимандр;

г2. Сократ; б) Аристотель;

в3. Аристотель; в) Александр Македонский;

а4. Фалес; г) Платон.

28. Установите последовательность философских учений античности:

2в) «в основании всего лежит число»;

4г) «воздержание от суждения».

29. Установите последовательность философских школ античности:

Практическое занятие №2 Античная философия

РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

Образовательное учреждение высшего образования

Ростовский государственный университет путей сообщения

(ФГБОУ ВО РГУПС)

ТЕХНИКУМ

(Техникум ФГБОУ ВО РГУПС)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

08.02.10 СТРОИТЕЛЬСТВО ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ, ПУТЬ И ПУТЕВОЕ ХОЗЯЙСТВО

Базовая подготовка среднего профессионального образования

Методические указания по проведению практических занятий по учебной дисциплине «Основы философии» разработаны на основе рабочей учебной программы дисциплины специальности 08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство

Разработчик: Иванова М.В., к.ф.н., преподаватель техникума ФГБОУ ВО РГУПС

Рекомендована объединенной методической комиссией техникума ФГБОУ ВО РГУПС.

Заключение ОМК № ________ от «____» _____________20___г.

1. Пояснительная записка

2. Методические указания по проведению практических занятий:

Практическое занятие № 1

Практическое занятие № 2

Практическое занятие № 3

Практическое занятие № 4

Практическое занятие № 5

Практическое занятие № 6

Практическое занятие № 7

Практическое занятие № 8

Практическое занятие № 9

Практическое занятие № 10

Практическое занятие № 11

Практическое занятие № 12

Практическое занятие № 13

Практическое занятие № 14

Практическое занятие № 15

Практическое занятие № 16

Практическое занятие № 17

Практическое занятие № 18

Практическое занятие № 19

Практическое занятие № 21

Практическое занятие № 22

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические указания являются руководством по проведению практических занятий по учебной дисциплине «Основы философии».

Данная разработка подготовлена в помощь студентам специальности 08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство соответствии с рабочей учебной программой.

Основными формами учебных занятий по курсу «Основы философии» являются лекции и практические (семинарские занятия). Общий объем лекционного курса составляет 7 ч. В соответствии с учебным планом специальности, количество часов отведенных на практические занятия – 44 ч

В ходе лекций обучающиеся знакомятся с основными проблемами, направлениями и основными этапами развития философской мысли, получают представление о становлении и развитии философской науки.

Практические (семинарские) занятия – вид аудиторных учебных занятий , состоящий в обсуждении студентами учебных проблем, докладов, сообщений. Практические занятия являются активной формой учебных занятий.

На семинарских занятиях по дисциплине применяются следующие методики обучения : семинар-дискуссия, блиц-опрос, решение ситуационных задач, тестовых заданий, обсуждение сообщений по отдельным вопросам учебной программы; а также элементы игрового обучения, работа в малых группах.

Цель семинарских занятий, проводимых по дисциплине «Основы философии, » — закрепить и развить теоретические знания, полученные студентами на лекциях и в процессе самостоятельного изучения учебного материала. Совершенствовать навыки самостоятельного мышления, публичных выступлений, ведения дискуссий, применения философских знаний при изучении других социально-экономических дисциплин и дисциплин профессионального модуля. Успеху проведения практических занятий способствует тщательная предварительная подготовка к ним студентов. В процессе подготовки к семинарским занятиям, студенты могут получить индивидуальную консультацию преподавателя.

Читать еще:  Молитвы на троицу о помощи. Православные молитвы в честь пресвятой троицы

Изучение дисциплины «Основы философии» требует активного взаимодействия преподавателя и студентов, предполагает дискуссионные формы этого взаимодействия. На практических занятиях студенты не просто пересказывают тексты «своими словами», а самостоятельно исследуют обозначенные проблемы, излагают результаты этого исследования для обсуждения и выражения собственной точки зрения. Отсюда – необходимость работы не только с учебником по философии, но и с оригинальными философскими текстами.

В планы практических занятий включены вопросы для обсуждения, тематика докладов, рефератов, вопросы для самоконтроля знаний.

Как за устные, так и письменные ответы на занятиях студентам выставляются оценки по пятибальной шкале. В конце занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия, дает студентам задание для подготовки к следующему практическому занятию.

Практическое занятие № 1

Основные понятия, предмет и функции философии

Цель: выявить специфику философии как формы мировоззрения и вида знания; раскрыть сущность предмета философии, ее структуру и функции ,закрепить усвоение терминологии философии; развить навыки критического мышления.

Вопросы для подготовки и обсуждения:

1. Понятие философии. Философия и мировоззрение

2. . Предмет философии, ее структура, метод и функции

3. Основной вопрос философии: материализм и идеализм

4. Становление и развитие философского знания.

5. Роль философии в жизни человека и общества.

Тематика докладов(презентаций)

Исторические формы мировоззрения

Материализм и идеализм как основные направления философии

Теоретическое мышление как метод философии

Роль философии в развитии общества

Вопросы для самоконтроля знаний

Что такое философия?

Из какой сферы духовной культуры, и каким образом возникла философия?

Чем отличается мифология от религии?

Существует ли мифология в современном мире?

Раскройте сущность предмета философии.

Что такое рациональность, из чего она складывается?

Назовите функции философии

Какова структура философского знания?

Назовите методы философии.

Сформулируйте основной вопрос философии и раскройте его содержание

Как вы считаете: мир познаваем или нет? Приведите свои аргументы

Что такое агностицизм?

Разделяете ли вы эту философскую позицию?

Какие философские направления вам известны?

В чем отличия материализма от идеализма?

Назовите имена известных вам философов.

Как соотносятся философия и наука?

Какова цель и предназначение философии?

Как проявляется гуманизм философского знания?

Какую роль играет философия в культуре?

Практическое занятие №2 Античная философия

Цель: рассмотреть сущность и особенности философских школ античности

Вопросы для подготовки и обсуждения:

1. Этапы развития и особенности античной философии.

2. Философия досократовского периода

3. Классический период : Сократ, Платон, Аристотель

4. Философия эллинизма и Древнего Рима.

Тематика докладов (презентаций)

Рационально-этическая концепция Сократа и ее роль в развитии античной философии.

Учение Платона об идеях.

Учение Платона о государстве

Тематика рефератов

Софисты и Сократ

Стоицизм в Древнем Риме

Эпикур о счастье и смысле жизни человека

Этика Древней Греции: гедонизм, стоицизм, эпикурейство.

Сократ как идеал мудреца

Вопросы для самоконтроля знаний

Каковы причины возникновения древнегреческой философии?

Назовите основные этапы (периоды) развития античной философии

Охарактеризуйте их особенности

Что объединяло философов милетской школы?

В чем заключается историческое значение милетской школы философии?

Раскройте суть античной диалектики

Каковы отличия досократовской философии и философии классического периода?

Как переводится с древнегреческого «атом»?

В чем заключается сущность атомизма?

Кто из философов стал основателем атомизма?

Назовите важнейшие принципы атомистической философии.

Кто из античных мыслителей назвал свой метод преподавания маевтикой?

В чем сущность этого метода?

Что означают слова Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю»?

Кто такие софисты и почему с ними боролся Сократ?

Охарактеризуйте суть учения Сократа

Как можно назвать философское учение Платона?

В чем основной смысл учения Платона об идеях?

Дайте сущностную характеристику учения Аристотеля о человеке, душе, сознании, познании. Назовите одно из знаменитейших его произведений, которое свидетельствует, что он родоначальник психологии.

К какому направлению можно отнести учение Аристотеля?

Поясните противоречивое утверждение Аристотеля:« Платон мне друг, но истина дороже»

Практическое занятие 3Анализ текста первоисточника — Платон «Апология Сократа»

Цель: мысленно-образная реконструкция суда над Сократом и интерпретация философского текста, развитие навыков самостоятельной работы с текстом; творческого мышления , внимания, памяти, умения работать в коллективе

Источники:

http://mylektsii.ru/13-62084.html
http://www.antigtu.ru/986-otvety-na-testy-po-filosofii-antichnaya-filosofiya.html
http://lektsii.org/17-29465.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector