Известные российские философы 21 века список. Философия XXI века

Содержание

10 философов, которые изменят твою жизнь

Философия заставляет нас задавать вопросы и размышлять обо всем, что мы считаем само собой разумеющимся. Так что сегодня мы сделали для тебя подборку выдающихся мыслителей, как современности, так и прошлого, чтобы ты пошевелил на досуге своими ржавыми извилинами, взяв в руки любой из трудов нижепредставленых мужчин и женщин.

1. Ханна Арендт

Ханна Арендт – одна из самых известных политических философов современного века. После изгнания из Германии в 1933 году, она серьезно задумалась о злободневных вопросах современности и принялась усердно искать ответы на главные вопросы жизни, Вселенной и всего вообще. Полностью погруженная в себя и в свои размышления о политике, гражданском обществе, истоках тоталитаризма, о зле и прощении, Ханна попыталась через свои поиски смириться с ужасными политическими событиями того времени. И хотя довольно трудно классифицировать идеи Арендт по одной общей схеме, Ханна в каждой своей работе (а их более 450-ти) призывает человечество «тщательно думать над тем, что мы делаем».

Самые известные труды:
«Истоки тоталитаризма», 1951
«Банальность зла: Эйхман в Иерусалиме», 1963

2. Ноам Хомский

Профессор лингвистики в Массачусетском технологическом институте днем и критик американской политики США вечером, Ноам Хомский является активным философом как вне академической сферы, так и в оной. Его политические комментарии лупят не в бровь, а сразу в два глаза. Этот философ задается вопросами, направленными на создание новых выводов для общественности. Хомский изменил лицо лингвистики в середине 20-го века, опубликовав свою классификацию формальных языков, называемую иерархией Хомского. А журнал «Нью-Йорк таймс Бук Ревью» заявил, что «Ноам Хомский – возможно, самый важный из живущих сегодня интеллектуалов».

Самые известные труды:
«Синтаксические структуры», 1957
«Проблема знания и свободы», 1971
«Необходимые иллюзии: контроль над мыслью в демократических обществах», 1992
«Гегемония или борьба за выживание: стремление США к мировому господству», 2003

3. Ален де Боттон

Английский писатель и философ, член Королевского литературного общества и телевизионный ведущий Ален де Боттон уверен, что, как и в Древней Греции, современная философия так же должна иметь некоторую практическую ценность для общества. Его труды, документальные фильмы и дискуссии затрагивают совершенно различные аспекты человеческой жизни, начиная от профессиональной рабочей сферы, заканчивая проблематикой личностного развития и поисков любви и счастья.

Самые известные труды:
«Опыты любви», 1997
«Озабоченность статусом», 2004
«Архитектура счастья», 2006

4. Эпикур

Эпикур – древнегреческий философ, родившийся на греческом острове Самос, и основатель эпикурейской школы философии. Великий мыслитель прошлого категорически настаивал на том, что дорога к счастью лежит через поиски удовольствия. Окружи себя друзьями, оставайся самодостаточным и не лезь на рожон – вот его неизменный принцип. Слово «эпикуреец» стало синонимом обжорства и праздности вследствие вырванных из контекста положений. Ну, а тебе мы предлагаем лично прочесть труды прославленного философа и сделать свои выводы.

Самые известные труды:
Сборник афоризмов «Главные мысли»

5. Арне Нэсс

Альпинист, общественный деятель и философ, родом из Норвегии, Арне Наэсс был основным игроком в мировом экологическом движении и автором уникальной точки зрения в дискуссии об уничтожении природного мира. Нэсс считается создателем концепции «глубинная экология» и основателем одноимённого течения.

Самые известные труды:
«Интерпретация и Точность», 1950

6. Марта Нуссбаум

Американка Марта Нуссбаум громким голосом рассуждает о социальной справедливости, основанной на древней философии Аристотеля, где каждый человек является носителем неотъемлемого достоинства. Нуссбаум утверждает, что, независимо от умственных способностей, возраста или пола, каждый представитель рода человеческого должен рассматриваться именно в подобном уважительном ключе. Марта также уверена, что общество функционирует не ради взаимной выгоды, а ради любви друг к другу. В конце-концов, силу позитивного мышления еще никто не отменял.

Самые известные труды:
«Не ради прибыли. Зачем демократии нужны гуманитарные науки», 2014

7. Жан-Поль Сартр

Его имя практически стало синонимом экзистенциализма. Французский философ, драматург и романист, создавший свои основные произведения в промежутке между 1930 и 1940 годами, завещал своим потомкам великую идею о том, что человек обречен на свободу. Впрочем, мы уже писали об этом, и если ты по роковому стечению обстоятельств пропустил эту статью, то можешь восполнить пробел прямо тут.

Самые известные труды:
«Тошнота», 1938
«За закрытыми дверями», 1943

8. Питер Сингер

После публикации своей известной книги «Освобождение животных» в 1975 году австралийский философ Питер Сингер стал культовой персоной для всех активистов по защите прав братьев наших меньших. Будь готов к тому, что этот чувак заставит тебя по-новому взглянуть на свою еду в тарелке, а также вдохновит на небольшие жертвы ради тех, кому повезло меньше.

Читать еще:  Христианские места которые надо посетить в израиле. Святые места Израиля – фото, отзывы туристов

Самые известные труды:
«Освобождение животных», 1975

9. Барух Спиноза

Хотя голландский философ Барух Спиноза жил в 17 веке, его философия во многом актуальна и на сегодняшний день. В своей главной работе под названием «Этика» Спиноза описывает свой предмет изучения, словно математическое уравнение, и протестует против идеи абсолютной свободы человеческой личности, утверждая, что даже наш разум работает в соответствии с принципами физических законов природы.

Самые известные труды:
«Этика», 1674

10. Славой Жижек

Словенский философ, культурный критик и основатель Люблянской философской школы Славой Жижек стал значимой фигурой в современной поп-культуре. Славой называет себя «воинствующим атеистом», а его книги моментально расходятся огромными тиражами и становятся бестселлерами.

Самые известные труды:
«Год невозможного. Искусство мечтать опасно», 2012
«Добро пожаловать в пустыню реальности», 2002
«Кукла и карлик. Христианство между ересью и бунтом», 2009

Актуальные философские проблемы XXI века: открытое будущее человечества

Дата публикации: 10.06.2016 2016-06-10

Статья просмотрена: 15444 раза

Библиографическое описание:

Еникеев А. А., Скрипко В. И. Актуальные философские проблемы XXI века: открытое будущее человечества // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 1542-1545. — URL https://moluch.ru/archive/116/31369/ (дата обращения: 15.01.2020).

Философия сегодняшнего дня — это философия XXI столетия. Наш век считается продолжением стремительного научно-технического прогресса и революционных подходов во всех областях жизни, начатых еще в прошлом столетии. С момента первого полета человека в космос и до сегодняшнего дня человечество находится в непрерывном интеллектуальном, культурном, социальном и технологическом развитии. Ученые ставят многочисленные эксперименты, изобретают новые технологии, облегчающие жизнь человека. Психологи и социологи со всего мира рассматривают как преимущества, так и недостатки роста и развития человечества в техническом плане. Обильные предложения товаров и услуг на внешнем и внутреннем рынке способствовали как расширению территорий и установлению новых контактов, так и открыли человечеству новые горизонты развития его возможностей. При этом все чаще отмечаются такие негативные аспекты, как чрезмерное потребление, повышенный спрос на материальные блага и комфорт, падение спроса на духовное развитие. Морально-нравственные ориентиры изменяются, и кажется, что места философским проблемам в мире потребления и развития технологий нет [7].

Можно ли считать философию наукой, которая была актуальна лишь во времена Канта, Гегеля и других представителей классической немецкой школы философии или же она остается актуальной и сегодня? Такой вопрос стоит рассматривать с как с позиции мировоззрения современного человека, так и с позиции самого понятия философии. Данную науку классифицируют как нематериальную, и потому речь в ней идет не о роли и значении «предметного» благополучия. Слово философия переводится как «любовь к мудрости». Мудрость — это то, что приобретает человек, пройдя через определенный жизненный опыт и испытания. Мудрость не трактуется как доступная всем универсальная ценность, мудрость возможна лишь в том случае, если человек изначально стремится к ней. Для определения своего места (топоса) относительно философского процесса современности, важно учитывать характеристики дискурсивного пространства философии и уметь выражать свою позицию, точку зрения, топос мысли [2].

В различные периоды своего развития человечество стремилось к познанию и совершенствованию как своего образа жизни, так и своего внутреннего мира. Если материальные блага определялись как фундамент жизни, то духовные ценности являлись проблемой морально-нравственного развития, этики и философии. Понятие философии соотносится с понятием мировоззрения, мудрости, жизненной позиции, образа мысли. Согласно общепринятому определению, философия — одна из форм общественного сознания — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Во многом философия занимается проблемами и вопросами бытия человека, смыслом этого бытия, назначением, анализом и оценкой непредметных явлений и событий. Из одной эпохи в другую переходили общие понятия и постулаты философии, считающиеся образцом совершенства духа, гармонии разума и тела. Такие философские течения, как постмодерн, постмарксизм, гендерная философия, глобализм, обладают всеми чертами, которые объединяют в себе тенденции развития человечества, перемену взглядов, принципов и приоритетов своего благосостояния. Некоторые исследователи говорят даже о своеобразном «забвении присутствия», которое является синдромом современного состояния мыслящего субъекта [3]. В этом смысле многообразие философских направлений современности может только помешать поиску уникальности и идентичности человека.

Если классическая немецкая и другие философии опирались на поиски взаимосвязи сознания, бытия, потребностей, моральных принципов, то современная философия стремится разрешать проблемы «перенасытившихся» избыточным комфортом и количеством предлагаемых современным миром услуг, проблемы, связанные с новым мышлением, диаметрально противоположным мышлению предков. Кроме того, проблема философии также связана с дисбалансом и дисгармонией, вызванной у человека искусственно навязанными требованиями экономики, политики, социума. Прежние философские школы рассматривали человека в его среде обитания, воспринимая его как индивидуума, которому присущи как черты психической эволюции, так и деградации. Сегодня в духе постмодернизма говорят лишь о множестве жанров философствования, стилей мышления, способов текстопорождения [6]. Философия теперь существует не как реальная практика преобразования окружающего мира, но лишь в качестве совокупности текстов, множество которых требует упорядочения и выбора способа чтения [5].

Мир стал другим — об этом говорят все средства передачи информации, явления природы и события в жизни социума на всей планете, видоизменения которой необратимы по ряду причин. От плуга и мотыги мы перешли к компьютерной технике, телефонам, телевизорам и другим предметам, назначение которых — экономия отсутствующего времени. Экономию отсутствующего времени можно понимать как вихрь скоротечных событий, которые не дают человеку ни секунды на самосозерцание и осмысление происходящего. Таким к нам пришло XXI столетие. Современные технологии философского мышления носят ярко выраженный «гипертекстовый» характер, поскольку предполагают нелинейную, ризоматическую структуру организации знания [1]. Наступила эпоха феноменально быстрого течения времени, сумасшедших потрясений и космической скорости инновации. Сегодня человечество страдает от переизбытка информации и недостатка времени. Обилие возможностей привело к замкнутости и растерянности многих индивидуумов, что является серьезной психологической и философской проблемой нашего века.

Читать еще:  Читать обществознание боголюбов 10 базовый. Выводы к главе III

Двадцатое столетие ознаменовалось двумя страшными Мировыми Войнами, наследство которых досталось нам сегодня. В период войны человек проявляет свои качества в полном мире, и вновь проблема самого человека становится главенствующей. Если раньше философия говорила о том, что есть человек, то сегодня философия рассуждает с позиции соотношения человека и техники. Как техника влияет на человека и человек на технику? Главным вопросом становится доминирование одного над другим. Какое доминирование актуальнее? Можно ли сказать, что философия человека-творца на сегодняшний момент превращается в философию человека-раба? Раба собственных творений? Отчасти это так, потому что, если взглянуть вокруг, можно наблюдать зависимость людей от научно-технического прогресса абсолютно в каждой сфере его деятельности.

Философские проблемы двадцать первого столетия заключаются в поиске человека и его личности в сетях Всемирной Паутины, которая опутала земной шар с целью предоставлять информацию, и при этом забирать в свои сети ежеминутно все больше людей. Так же стоит подчеркнуть, что массовое потребление товаров и услуг привели к затруднениям при ответе на вопрос: «Зачем?» Мы все же можем наблюдать некоторые аспекты философии прошлых веков — вопросы религии, самореализации, духовных исканий. Сегодня религия для многих людей остается источником умиротворения, успокоения и надежности, и актуальность свою не теряет, хотя все больше скептиков и атеистов возникает на фоне стремительно развивающейся науки, доказывающей тезисы и теоремы от противного. Философия находится в затруднительном положении, стремясь найти человека в том, в чем искала его раньше — среде обитания человека-познавателя, человека-искателя. Сегодняшняя гипертрофированная форма познания во многом наносит вред, так как понятийная сфера трактуется зачастую неверно ввиду многообразия ее определений. Это многообразие вызвано обилием доступной информации, которая не усваивается головным мозгом в полной мере, или сжимается до очень конспектированной формы [См. 7].

Требования к личности двадцать первого столетия настолько высоки, что теперь философии необходимо разрешить еще одну проблему — дисгармонию естественного стремления человека к комфортному выполнению своих изначальных природных функций (деторождение, построение семьи, охрана здоровья) и искусственных принципов успешной жизни (многочасовая работа, деньги, карьера, потребление). На фоне данного дисбаланса человек теряет ориентиры — требования к нему настолько высоки, что соответствовать им становится очень трудно. Нарушены традиции философии, заложенные еще в XIX столетии, учеными России и Европы — человека и природа как единое целое.

В двадцать первом веке философия рынка доминирует над другими философиями в силу глобального экономического развития, периодически обращающегося в кризис. Рэй Брэдбери, известный американский писатель-антиутопист, говорил о том, что все мечты заканчиваются падением доллара на бирже. Человека периодически выводят из строя понятия девальвация, рост, деноминация, кризис. Сосредоточившись на контроле финансового состояния, человек забывает о том, что духовное развитие не менее важно. Философия сталкивается лицом к лицу с деморализацией человека на фоне информационной войны, блокады, цель которых — столкновение интересов, идеологий, истребление невыгодных мировому сообществу точек зрения.

Таким образом, можно сделать вывод, что духовные и философские проблемы двадцать первого столетия на фоне развития человечества в техническом, научном и экономическом плане во многом связаны с психологическим и психическим состоянием и общим настроением мирового сообщества, завышенным требованиям к личности, сложности осуществления выбора и реализации поставленных целей на фоне информационного перегруза, избыточности товаров и услуг, направленных на человека как на потребителя и источника финансовых средств. Философия актуализируется в рамках тех прав и свобод, которые имеет человек на сегодняшний день. Задачи, которые должна поставить перед собой философия XXI столетия, могут быть заключены в поиске решении проблемы психологического дискомфорта человека, попытке обратить его вновь к природным корням, отставив на задний план классический стиль урбанистической жизни, в которой человек скрывается от собственного предназначения. Общество должно создать такие условия жизни, при которых будет соблюдаться баланс духовного и материального, и все нематериальное будет расцениваться как часть личности человека, иметь равноценное значение, поддерживаться и поощряться философскими учениями двадцать первого столетия [4].

  1. Еникеев А. А. Гипертекст в пространстве современного социально-гуманитарного дискурса: проблема философского обоснования // Гипертекст как объект лингвистического исследования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — Самара: ПГСГА, 2010, с.43–46.
  2. Еникеев А. А. Методология топологической аналитики в социально-гуманитарном дискурсе ХХ века (Исторический экскурс и постановка проблемы) // Культурная жизнь Юга России № 3(54), 2014, с.34–36.
  3. Еникеев А. А. Забвение присутствия как проблема современных исследований в социально-гуманитарных науках // Модернизация гуманитарного и художественного образования: инновационные стратегии развития. Материалы Международной научно-практической конференции. Ч.1. — Краснодар: КГУКИ, 2014, с.198–203.
  4. Трансгуманизм и контуры будущего человечества / А. А. Еникеев, Д. И. Шевченко // Молодой ученый: Вызовы и перспективы: сборник статей по материалам IX Международной научно-практической конференции. — № 7(9). — М., Изд. «Интернаука», 2016, с.332–336.
  5. Еникеев А. А. Хрестоматия как жанр философского текста: проблема выбора чтения / А. А. Еникеев, Д. О. Баранов // Научная дискуссия: вопросы социологии, политологии, философии, истории: сборник статей по материалам XLIX Международной научно-практической конференции. — № 4(44). — М.: Изд. «Интернаука», 2016, с.62–67.
  6. Многообразие жанров философского дискурса. Коллективная монография. Учебное пособие / под ред. д.ф.н., проф. Плотникова В. И. — Екатеринбург: Российское философское общество; Межвузовский центр проблем непрерывного гуманитарного образования при Уральском государственном университете им. А. М. Горького; Банк культурной информации, 2001. — 276с.
  7. Философия, вера, духовность: истоки, позиция и тенденции развития: монография / под общей ред. проф. О. И. Кирикова. — Книга 15. — Воронеж: ВГПУ, 2008. — 485с.

20 книг левых мыслителей XXI века о том, как устроен современный мир

«Афиша» с помощью экспертного совета составила список книг левых мыслителей XXI века, объясняющих с марксистских (и не только) позиций, как устроен современный мир.

Дэвид Гребер «Долг: первые 5000 лет истории»

Исследование, рассматривающее долг с точки зрения антропологии: откуда это слово появилось, с какими культурными и религиозными практиками связано, почему фраза «Долги нужно отдавать» имеет силу заклинания, отменяющего любые моральные законы, и почему на некоторых это правило не распространяется.

Читать еще:  Сонник черный ворон сел. К чему снится черная ворона во сне? Толкование и значение

Терри Иглтон «Почему Маркс был прав»

Блестящее риторическое упражнение, апология Маркса в виде ответа на десять популярных претензий к нему. Знаменитый английский литературовед предъявляет читателю Маркса с человеческим лицом — сторонника демократии и индивидуализма, среднего класса и духовной свободы, удивляясь при этом посмертной судьбе Маркса, никем толком не понятого.

Джонатан Крэри «24/7 Late Capitalism and the End of Sleep»

Солидное исследование, доказывающее, что круглосуточный режим работы, продиктованный капитализмом, хочет зарезать сон. Как жизнь в бессонном, не различающем дня и ночи мире влияет на самосознание человека и как складывается политическая необходимость вернуть свободу сна.

Томас Пикетти «Капитал в XXI веке»

Внезапный бестселлер, доказывающий, что капитализм и демократия в принципе плохо совместимы, а видимый их симбиоз был уникальным историческим курьезом. Пикетти видит неизбежность того, что в будущем, как и в забытом прошлом, вся власть будет принадлежать не прилежным и изобретательным, а наследственным рантье и их родным и знакомым.

Эрик Хобсбаум «How to Change the World: Tales of Marx and Marxism»

Очерки из истории марксизма, написанные великим английским историком за полвека изу­чения этого предмета. Ровный тон, неочевидные темы, огромное знание нюансов и деталей — и, разумеется, вера в неизбежность идеологической победы Маркса в недалеком будущем.

Саймон Критчли «Infinitely Demanding»

Философ Критчли исследует возможность политически сознательной анархистской этики, принимающей как данность несправедливость и безнадежность современности. Ответственность его «бесконечного требования» отрицает ­нигилизм, доводя его до предела. Похожим образом он же в последней книге предлагает неверие как основу самого глубокого религиозного опыта.

«Невидимый комитет» «Грядущее восстание»

Анонимная иеремиада, вдохновленная парижскими беспорядками 2005 года, обливающая упоительным презрением и правых, и левых, воспевающая «силу огня» от Герострата до Парижской коммуны. «Больше ада» — нехитрая, но эффектная пред­посылка для политической поэмы в прозе.

Гай Стэндинг «Прекариат: новый опасный класс»

Стэндинг описывает класс «новых беспокойных»: глупеющий в социальных сетях, не имеющий жизненного плана и профессиональной идентичности, экономически незащищенный и теряющий корни. ­Левые должны придумать для прекариата лучшее завтра, иначе правые демагоги завлекут его в сети фашизма 2.0.

Дэвид Харви «Краткая ­история неолиберализма»

История неолиберальной революции, начатой приблизительно в одно время Пиночетом, Рейганом, Дэн ­Сяопином и Маргарет Тэтчер: почему то, что было радикальным, стало консенсусом и сможет ли мир избавиться от неолиберального культа и вернуться к левой норме, создавшей послевоенное процветание?

Эндрю Бойд, Дейв Митчелл «Beautiful Trouble: A Toolbox for Revolution»

Гипертекстовая энциклопедия активиста, предельно коротко разъясняющая принципы и методы современного политически-карнавального действия: детурнемент, флешмоб и так далее. Написана участниками «Оккупай Уолл-стрит» в самый разгар протестов одиннадцатого года.

Джон Зерзан «Twilight of The Machines»

Радикальный анархо-примитивизм, развивающий идеи Теда «Унабомбера» Качинского. Земледелие — первородный грех цивилизации, возвратившись к охоте и собирательству, мы не только загладим вину перед природой, но и придем к справедливому обществу без угнетения, сексизма, отчуждения и т.д. Все, кто согласен на меньшее, — вредные и наивные агенты статус-кво.

«Тиккун» «Preliminary Materials for a Theory of the Young­-Girl»

Постситуационистское, состоящее в основном из напечатанных разными шрифтами афоризмов сочинение о Юной ­Девице, в которую воплотился Капитал. Юная­ Девица (любого пола и необязательно юная, как сообщает авторский коллектив «Тиккуна») собой олицетворяет всю боль, скуку, бессмысленность и жестокость товарного мира.

Майкл Хардт, Антонио Негри «Империя»

Критика Империи, нового всесильного и не имеющего центра суверена, принципиально отличного от недавних колониальных империй. Принципы противостояния Империи, предлагаемые Хардтом и Негри, восходят скорее не к антиколониализму, а к двум градам, описанным святым Августином на закате Римской империи.

Паоло Вирно «Грамматика множества»

Multitude, «множество» или «масса» (в переводе «Империи» Хардта — Негри) — обратная «народу» многоголосая, разобщенная, но настроенная на постоянную коммуникацию сущность, которая в постмодернистскую и постиндустриальную эпоху приходит на место революционного класса. Автономистская социология Вирно отчасти дополняет, отчасти опровергает «Империю».

Фредрик Джеймисон «Марксизм и интерпретация культуры»

Интегрирующая принципы структурализма и психоанализа марксистская критика Джеймисона предлагает метод понимания идеологических структур, которые сознательно или подсознательно включаются в любые культурные тексты и артефакты. В данном сборнике особенно заметно знакомство с русскими темами — от Шкловского до Сокурова.

Мария Гоф «The Artist as Producer»

Новая история конструктивизма, показывающая, что парадоксы, с которыми сталкивался художник, подавшийся работать в двадцатые годы на коммунистическое производство (что важнее: повысить производительность или преодолеть отчуждение? функциональность или форма вещи?), на самом деле были глубоко и неразрывно связаны с парадоксами самого советского коммунизма.

Чхан Ха Джун «Bad Samaritans: The Myth of Free Trade and the Secret History of Capitalism»

Экономист из Южной Кореи опровергает либеральные догмы: о пользе свободной торговли и вреде протекционизма, о ленивых и работящих народах, о преимуществе частной собственности перед государственной, о том, что свободный рынок — друг демократии и враг коррупции.

Джоди Дин «The Communist Horizon»

Полемическое сочинение, требующее отказаться от антикоммунистических предрассудков времен холодной войны, прекратить пустые разговоры о демократии, вместо бесплодного анархизма Occupy заняться партийным строительством и идти в светлое будущее, где дают по потребностям и берут по способностям.

Майк Дэвис «Planet of Slums»

Исследование великого переселения человечества (точнее, его невидимого большинства) в самостройные трущобы, ужас которых не приснился бы никакому Диккенсу. Согласно ­Дэвису, виноваты в происходящем неолиберальная революция и мягкий империализм МФВ и Всемирного банка.

Иммануэль Валлерстайн «Конец знакомого мира: ­Социология XXI века»

Теоретик мир-­системного анализа показывает, что мир входит в фазу непредсказуемости, в которой социальные науки не только не могут предсказать будущее, но и понять настоящее. Как ни странно, Валлерстайн в этом видит только повод для оптимизма.

Эксперты: Павел Арсеньев, Евгений Бабушкин, Александр Бидин, Илья Будрайтскис, Борис Куприянов, Эдуард Лукоянов, Кирилл Мартынов, Кирилл Медведев, Александра Новоженова, Галина Рымбу, Алексей Цветков

Этот материал впервые был опубликован в сентябрьском номере журнала «Афиша».

Источники:

http://brodude.ru/10-filosofov-kotorye-izmenyat-tvoyu-zhizn/
http://moluch.ru/archive/116/31369/
http://cameralabs.org/9379-20-knig-levykh-myslitelej-xxi-veka-o-tom-kak-ustroen-sovremennyj-mir

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: