Иудейский праздник Пурим. Справка

Чему посвящен еврейский праздник Пурим 2019? История и традиции

Пурим – самый веселый иудейский праздник, который по еврейскому календарю отмечают 14 и 15 числа месяца Адара

В 2019 году Пурим выпадает на 20-21 марта, но, как и все еврейские праздники, он начинается с заходом солнца накануне.

Праздник Пурим получил название от древнеперсидского слова “pur” — “жребий” и установлен в память о чудесном спасении евреев более 2400 лет назад в Персидском царстве, в период правления царя Ахашвероша (Артаксеркс).

Пурим — первый всенародный праздник, установленный не Торой, а постановлением мудрецов, и не входит в число церковных. История возникновения праздника довольно подробно описана в одной из ветхозаветных книг.

История праздника

Праздновать Пурим начали еще до нашей эры — описана история появления праздника в “Мегилат Эстер” (Свиток Эстер), который также называют “Книга Есфирь”.

Персидской империей в те далекие времена правил царь Ахашверош — он женился на красавице еврейке по имени Эстер (Есфирь), которая скрыла свое происхождение от него.

Визирь Аман был правой рукой царя — его все боялись и преклоняли перед ним колени, и только родственник и воспитатель царицы Эстер — Мордехай, служивший при дворе царя, не оказывал такого “почтения” Аману.

Аман, горя желанием избавиться от ему неугодного придворного, уговорил Ахашвероша истребить в империи всех евреев. Царь, не подозревавший, что его жена тоже была еврейкой, недолго думая, подписал указ.

А коварный визирь, тем временем, бросил жребий о том, когда осуществить задуманное — он выпал на 14-й день Адара. Царица Эстер и Мордехай, узнав о грозящей беде, собрали всех евреев и три дня вместе постились, молились и учили детей Торе и любви к Богу.

Царица рассказала о своем еврейском происхождении венценосному супругу по завершению трехдневного поста и попросила пощадить свой народ.

И именно тогда, как считают еврейские мудрецы, Бог перевернул жребий, разрушив коварные замыслы визиря. И в определенный жребием день казнь постигла коварного сановника и его сыновей, а не евреев.

Царь очень разгневался на своего визиря, который задумал погубить евреев, а значит и его жену, но отменить своего решения уже не мог — царские указы в то время не отменялись, поэтому Ахашверош издал другой, который давал право евреям, подвергающимся агрессии, защитить себя и свое имущество любыми средствами.

Шушан Пурим

Евреи Персии, согласно свитку Эстер, своих врагов уничтожали 12-13 Адара, победу и избавление, то есть Пурим, отпраздновали 14-го. В столице Персидской империи — Сузы (Шушан), где борьба продолжалось еще один день, победу отпраздновали 15 Адара.

Поэтому, в городах Израиля, которые при Иешуа бин Нуне (Иисус Навин, предводитель израильских племен в период завоевания Ханаана, сподвижник Моисея) были обнесены крепостной стеной, как Сузы (Иерусалим, Тверия и другие), праздник называется Шушан Пурим и празднуют его 15 Адара.

Дополнительный месяц — Адар шени (второй Адар) добавляется в еврейские високосные годы. Пурим в эти годы празднуют именно Адар шени, так как по талмудической традиции описанные события произошли именно тогда.

“Пурим мешулаш” или тройной Пурим, жители городов, окруженных стеной, празднуют в те годы, когда 15 Адара приходится на субботу.

Пост Эстер

Однодневный пост перед праздником Пурим установлен в память о посте, который объявили Эстер и Мордехай после издания персидским царем указа об уничтожении евреев.

Пост переносится на предшествующий четверг, если канун Пурима выпадает на Шаббат (субботу). Как и все другие посты, пост Эстер предназначен для того, чтобы люди проанализировали свою жизнь и раскаивались в своих проступках.

Еврейские мудрецы, поскольку в один день соединить два противоположных настроения невозможно, как бы разделили Пурим на две части: 13-е — день поста и молитв, а 14-е — день веселья и пира.

С окончанием поста начинается Пурим — это малый праздник, то есть работать в этот день разрешено.

Заповеди

Чтением Свитка Эстер, повествующего об истории Пурима, начинается и заканчивается праздник – евреи, по заповеди, обязаны прослушать его с наступлением праздника, вечером, после “Маарива” (вечерняя молитва), и утром — после “Шахарит” (утренняя молитва).

Для чтения Мегилат Эстер собираются все евреи в синагогах — перед чтением произносятся три благословения, после чтения — одно.

Кстати служба в Пурим проходит не совсем обычная — собравшиеся слушают внимательно чтеца, а при упоминании имени коварного визиря, начинают все громко свистеть, топать ногами и трещать специальными пуримскими трещотками — граггерами, выражая тем самым к страшному злодею ненависть и презрение.

Пожертвования бедным и угощение друзей — важнейшие заповеди Пурима.

Каждый еврей в праздник обязан послать хотя бы одному близкому человеку подарок, состоящий как минимум из двух вкусностей, которые можно сразу съесть или выпить — этот обычай называется “мишлоах манот” или “посылка яств”.

Но важнее “посылки яств” является заповедь о подарках бедным, так как считается, что тот, кто заботится о бедняках, вдовах и сиротах, уподобляется Всевышнему.

В этот день необходимо помочь не менее двум нуждающимся. Кстати подарить можно все что угодно, чему бедняк будет рад.

“Мишлоах манот” мужчины посылают мужчинам, а женщины — женщинам. Но подарки бедным женщина имеет право раздавать как женщинам, так и мужчинам.

Читать еще:  Декады месяца - это треть месяца, или же десятидневный отрезок времени. Что означает термин «декада»

Традиции

В праздник Пурим предписан веселый пир, а пост и траур запрещены. Основной пир, на котором должно быть много еды, вина и радости, начинается днем после утреннего чтения и продолжают до ночи.

Время между чтением Свитка и пиром используют для того, чтобы послать угощения и раздать пожертвования бедным.

В праздник, по традиции, угощаются сладкими треугольными пирожками, которые называют “уши Амана” — их пекут с орехами, маком, сухофруктами и вареньем.

Пурим — один из немногих праздников, в который евреям разрешено сверх меры употреблять крепкие напитки. Еврейские мудрецы говорили: “В Пурим человек должен напиться так, чтобы не отличить слов “проклят Аман” от слов “благословен Мордехай”.

Устраивают в праздник и театрализованные представления, которые называется Пуримшпиль.

В Тель-Авиве проходит наиболее красочный парад, где все проходит под громкую музыку лучших ди-джеев, а люди одеты в самые невообразимые костюмы.

Кстати мужчинам в Пурим разрешено переодеваться даже в женское платье и наоборот, что в обычно категорически запрещено.

В праздник на улицах города много детей с трещотками — считается, что в Пурим можно шуметь, греметь, кричать и радоваться в честь спасения всего еврейского рода от гибели.

Материал подготовлен на основе открытых источников

История и традиции иудейского праздника Пурим (14.03.2014)

Последнее обновление – 27.02.2015 г.

Иудейский праздник Пурим, установленный в честь избавления евреев Персии от гибели, в 2015 году выпадает на 5 марта. Пурим начинают отмечать накануне — с заходом солнца 4 марта. Завершаются празднования в этом году 6 марта.

Название праздника Пурим происходит от слова «пуру», что значит жребий.

Откуда пошла традиция праздновать Пурим?

События Пурима описываются в ветхозаветной Книге Эсфири. Евреи называют этот свиток Мегилат Эстер.

События, описанные в Книге Эсфири, действительно происходили во время правления персидского царя Ахашвероша (Артаксеркса или Ксеркса I), правившего с 486 по 465 гг. до н. э. В те времена еврейский народ находился в пленении и был рассеян на огромной территории персидской империи, простиравшейся от Индии до Эфиопии и охватывавшей 127 областей.

Согласно Книге Эсфири, персидский царь Ахашверош устроил в столице государства — городе Сузах (Шушан) — большой пир, после которого захотел показать всем красоту своей жены, царицы Вашти (Астинь). Царица отказалась выйти к гостям, чем глубоко оскорбила царя.

Тогда по повелению Ахашвероша во дворец было доставлено множество красивых девушек со всей страны и из многих он удостоил внимания Эсфирь — девушку еврейского происхождения, сироту, которая выросла в доме своего двоюродного брата Мардохея. Так Эсфирь стала царицей, но не открыла мужу свои еврейские корни.

Мардохей узнал, что на царя Ахашвероша собирались совершить покушение. Через Эсфирь он предупредил царя и так спас ему жизнь.

Царь сделал своим первым советником лютого врага всех евреев Амана (Хамана), род которого, согласно иудейскому преданию, происходил от кочевников-амалекитян, исторических врагов Израиля. Перед Аманом в страхе и почтении склонял голову каждый житель царства, кроме еврея Мардохея. Все вокруг недоумевали и удивлялись его безрассудству, «…ибо он сообщил им, что он Иудеянин*». Есф. 3:4

Аман затаил злобу на Мардохея и решил отомстить не только ему, но и всему еврейскому народу. Он бросил жребий** с целью определить день истребления всех евреев, живущих в империи. А потом с помощью интриг добился от царя указа уничтожить всех евреев Персии в выбранный по жребию день — 13 день месяца Адар***.

Мардохей сообщил об этом Эсфири и призвал заступиться за свой народ. «Если ты промолчишь в это время, то свобода и избавление придёт для Иудеев из другого места, а ты и дом отца твоего погибнете. И кто знает, не для такого ли времени ты достигла достоинства царского». Есф. 4:13(2)–14.

Согласно иудейскому закону, появление перед царём без царского приглашения грозило смертью даже царице. Но Эсфирь сама явилась к царю после трёхдневного поста и молитв, попросив всех евреев в городе тоже совершить трёхдневный пост и молитву.

Царь Ахашверош благосклонно отнёсся к неожиданному появлению Эсфири. Тогда царица Эсфирь смиренно пригласила его вместе с Аманом на пир.

На пиру царь Ахашверош пообещал, что выполнит любое желание супруги. Тогда Эсфирь раскрыла своё происхождение и просила защитить свой народ от истребления, задуманного Аманом. Ахашверош разгневался и приказал казнить Амана на виселице, которую тот уже успел приготовить для Мардохея.

Поскольку царский указ об уничтожении евреев не мог быть отменён, Ахашверош разрешил Мардохею написать новый указ о том, что живущие в Персии евреи должны встать на защиту своей жизни: «И написал он от имени царя Артаксеркса, и скрепил царским перстнем, и послал письма чрез гонцов на конях, на дромадерах и мулах царских, о том, что царь позволяет Иудеям, находящимся во всяком городе, собраться и стать на защиту жизни своей, истребить, убить и погубить всех сильных в народе и в области, которые во вражде с ними, детей и жён, и имение их разграбить…». Есф. 8:10–11

13 числа месяца Адара, в день, определённый Аманом по жребию, евреи всей империи истребили тысячи своих ненавистников (текст говорит о более чем 75 тысячах убитых, в их числе — десять сыновей Амана), но «к добыче не протянули они руки свои». Есф. 9:15.

На следующий день после победы евреи праздновали своё чудесное спасение. Мардохей стал первым советником царя, а Пурим — праздником, установленным ими в память о спасении иудеев Персии от руки врагов.

Ветхозаветная кровожадность еврейского праздника Пурим

«Ни у одного из современных народов нет подобного праздника, который не связан ни с храмом, ни с каким-либо религиозным событием» (Еврейская Энциклопедия)[1].

Читать еще:  В чём смысл жизни человека? Объясняет психолог Виктор Франкл, прошедший Холокост, в книге «Сказать жизни – да». Дисперсионная рациональная среда

Социалистическое течение в ХIХ- нач. XX вв. поддерживал Ротшильд (и не только), поскольку считал его еврейским . Так Женский день был установлен на 2-й Международной конференции социалисток в 1910 году в Копенгагене. Предложение внесла Клара Цеткин: «Я тогда имела определенное намерение создать день революционной мобилизации широких женских масс…». Первые годы Женский день отмечался в различных числах марта, и лишь с 1914 года за ним закрепилась дата 8 марта.

Пурим – еврейское название (мн. число от слова пур, жребий) – праздник жребиев или судеб, празднуется два дня: 14-го и 15-го месяца Адара (Есф. 9:17-18). В 1909 году, накануне 2-й Конференции социалисток, 15 Адара пришлось на 8 марта. В 1911-13 г.г., как уже сказано, в датах Женского дня не было единообразия; но в 1914 г. 8 марта впервые широко отмечалось по всей Европе. Это был выходной день, ближайший перед Пуримом.

Окончился вавилонский плен евреев (в 586 г. до н.э. они были переселены после взятия Иерусалима царем Вавилона Навуходоносором II). Иудеи в 538 году по указу Кира могли вернуться в Иерусалим. Но оказалось, что желающих вернуться на родину из «тюрьмы народов» было мало. « Хотя персидский царь разрешил евреям вернуться на родину, но только сорок две тысячи из них откликнулись на его призыв, миллионы же остались в изгнании ». У многих в столице мировой империи – Вавилоне – дела шли успешно. Большинство евреев не пожелало покидать дома, обжитые за столетие, разрывать привычные связи, торговые контакты, терять клиентуру. «Иудеи давно уже получили вкус к торговле и капитализму. В плену… иудеи попали в крупнейшие торговые и промышленные центры; с этих пор они начинают охотно селится в столицах и больших городах. Оторванные от земли, вовлеченные в круговорот жизни мировых центров, они оставили и следы в виде имен в различных торговых документах, добытых археологическими изысканиями; они достигли благосостояния и стали некоторой силой в вавилонской и персидской монархии. Конечно, они оказали влияние и денежную помощь при возвращении. Но сами по большей части не вернулись»[2].

Даже после событий Пурима иудей Мардохей и его племянница Эсфирь не уехали из «опасной» для них Персии. При этом «их выбор имен был сознательной попыткой мгновенной ассимиляции – производные от Мардук и Астарта, имен двух самых популярных в Вавилоне божеств… хорошо известно, что первоначально Есфирь звали Гадасса. Конечно, они были не единственными евреями, которые сменили имена в новой стране, но присвоить себе, как сделал Мардохей, имя божества местного пантеона – это уж извините»[3].

Однако бунт, приведший к падению Русского государства, русские люди отмечать бы не стали. Поэтому, целиком захватив власть в стране, каиниты придумали уловку в виде новый липовый праздник – День Советской Армии, якобы созданной в этот день в 1918 году. Но никакой Советской Армии в то время еще не было, равно как и ее побед. Зато 23 февраля 1918 года ЦИК Совнаркома принял условия «Брестского мира» – капитуляции России в Первой мировой войне.

Сложившееся положение начало удивлять и самих персов, они переставали понимать: кто же кого завоевал. Персы покорили Иерусалим, или евреи захватили Вавилон? «У рабов в Вавилоне были довольно широкие права. В Вавилоне раб мог требовать суда над хозяином за жестокость [в то время как афинский гражданин, убивший раба, неподсуден]. Вавилонский раб мог даже ссужать хозяина деньгами»[4].

Во время «сталинских чисток», процентный состав евреев в руководстве падает. Причина,
по которой до сих пор портреты Сталина либералы собираются обливать чернилами ?

Аман задумал свой антиеврейский погром в первый месяц года (приблизительно наш апрель). По его навету в провинции были разосланы письма, предписывающие резню евреев произвести в конце года – в 12-й месяц (наш март). Аман был казнен уже через два месяца после начала своей антиеврейской интриги, когда до назначенного погрома оставалось еще девять месяцев. Потому после казни Амана вполне достаточно было бы исполнить законную просьбу Есфири: «Если царю благоугодно и нравлюсь я очам его, то пусть будет написано, чтобы возвращены были письма по замыслу Амана, писанные им об истреблении иудеев во всех областях царя» (Есф. 8,5).

Казалось бы, это завершение пуримской истории, злоумышленник казнен (за дурное намерение!). Бойня предотвращена. Еврейский народ спасен. «Конец. И Богу слава!»? Нет, тут начинется –

Real-Пурим, как «праздник самообороны»

После казни Амана – «И позваны были тогда царские писцы в третий месяц, то есть в месяц Сиван, в двадцать третий день его, и написано было все, как приказал Мардохей» (Есф. 8,9). Мардохей от имени царя составил указ о предстоящих погромах: «о том, что царь позволяет иудеям, находящимся во всяком городе, собраться и стать на защиту жизни своей, истребить, убить и погубить всех сильных в народе и в области, которые во вражде с ними, детей и жен, и имение их разграбить» (Есф. 8,10-11).

Указ, изданный когда всякая опасность, нависшая было над евреями, была уже отстранена, и им принадлежала практически вся власть в персидской империи. Есфирь вытребовала у царя указ, позволяющий евреям уничтожать всех по своему желанию, уже после казни Амана: «И сказал царь Артаксеркс царице Есфири и Мардохею Иудеянину: вот, я дом Амана отдал Есфири, и его самого повесили на дереве за то, что он налагал руку свою на Иудеев; напишите и вы о Иудеях, что вам угодно. И позваны были тогда царские писцы в третий месяц, то есть в месяц Сиван, в двадцать третий день его, и написано было все так, как приказал Мардохей. И написал он от имени царя о том, что царь позволяет Иудеям, находящимся во всяком городе, собраться и стать на защиту жизни своей, истребить, убить и погубить всех сильных в народе и в области, которые во вражде с ними, детей и жен, и имение их разграбить, в один день по всем областям царя Артаксеркса, в тринадцатый день двенадцатого месяца, то есть месяца Адара» (Есф. 7,10).

Читать еще:  Натальная карта максима галкина. Максим галкин

Ужас повис над страной: указ, написанный от имени царя Мардохеем, не был тайным. Он был объявлен сразу после подписания и по всем городам… Более полугода люди жили, зная, что «в тринадцатый день двенадцатого месяца Адара» их соседи, евреи, смогут войти в любой дом и убить любого, кого пожелают… «И напал на них страх перед иудеями» (Есф. 8,17).

Интересно, в Персидской империи в результате тех событий стало больше антисемитов или меньше?

В месяц Адар месть дошла уже до детей давно убитого Амана. Были повешены десять его детей. Точнее – сначала были казнены. Но этого Эсфири было мало: она попросила повесить их трупы на дереве: «В 12 месяц, то есть в месяц Адар, в 13 день его, собрались Иудеи в городах своих по всем областям царя Артаксеркса, чтобы наложить руку на зложелателей своих; и никто не мог устоять пред лицем их, потому что страх пред ними напал на все народы. И все князья в областях и сатрапы, и областеначальники, и исполнители дел царских поддерживали Иудеев, потому что напал на них страх пред Мардохеем. И избивали Иудеи всех врагов своих, побивая мечом, умерщвляя и истребляя, и поступали с неприятелями своими по своей воле. В Сузах, городе престольном, умертвили Иудеи и погубили пятьсот человек; десятерых сыновей Амана умертвили они. В тот же день донесли царю о числе умерщвленных в Сузах, престольном городе. И сказал царь царице Есфири: в Сузах, городе престольном, умертвили Иудеи и погубили пятьсот человек и десятерых сыновей Амана; что же сделали они в прочих областях царя? Какое желание твое? и оно будет удовлетворено. И какая еще просьба твоя? она будет исполнена».

Казалось бы – всё! Но аппетит приходит…

«И сказала Есфирь: если царю благоугодно, то пусть бы позволено было Иудеям, которые в Сузах, делать то же и завтра, что сегодня, и десятерых сыновей Амановых пусть бы повесили на дереве. И приказал царь сделать так; и дан на это указ в Сузах, и десятерых сыновей Амановых повесили. И собрались Иудеи, которые в Сузах, также и в четырнадцатый день месяца Адара и умертвили в Сузах триста человек. И прочие Иудеи, находившиеся в царских областях, собрались, чтобы стать на защиту жизни своей и быть покойными от врагов своих, и умертвили из неприятелей своих семьдесят пять тысяч» (Есф. 9,1-16).

Уничтожение национальной элиты

Что бы говорили «либералы», если б Московская Патриархия каждый год открыто и шумно праздновала штурм Казани войсками Ивана Грозного , при этом подчеркивая, что в нем она видит образец для обращения со всеми врагами Святой Руси?

Преступление «силовиком» Аманом было задумано, но не было осуществлено… Представим, что в начале 30-х годов европейским державам удалось надавить на президента Гинденбурга, и он объявил нацистскую партию вне закона. И в течение двух дней всем желающим было разрешено убить любого, кого они подозревают в симпатии к Гитлеру

Нигде в этих библейских текстах мы не видим, чтобы сначала собрались толпы погромщиков и рванулись в еврейские кварталы, а тут отряды еврейской самообороны исполнили свой долг… Наоборот: «собрались иудеи, чтобы наложить руку на зложелателей своих» (Есф. 9,2).

Да, народ имеет право на защиту и на месть преступникам. Ради отмщения Аману достаточно было казнить его. Но зачем было продолжать убийства после устранения действительно виновного? При чем тут еще десятки тысяч людей? При чем тут дети? Либералы не прочь поговорить о «слезинке невинно ребенка», при этом уже 25-е столетие подряд радостно танцуют, вспоминая убийства 75 тысяч человек, включая детей (Есф. 8,11 – «погубить всех сильных в народе и в области, которые во вражде с ними, детей и жен»)…

Это не праздник в честь военной победы, без открытого и рискованного столкновения, это подлый погром, сопровождавшийся убийством тысяч детей. И превентивный удар по национальной элите, которая составляла конкуренцию иудейским торговцам и госслужащим.

Представим, что группа «русских патриотов» начала открыто, громко праздновать день сожжения «жидовствующих еретиков» как русский национально-церковный праздник. Что скажет пресса?

Христиане склонны понимать аллегорически тексты Ветхого Завета, описывающие «священные войны» древнего Израиля; для иудеев же до сих пор весь Ветхий Завет остается актуальным, предназначенным к применению в нынешней жизни. И никакие требования совести не мешают и поныне писать о «веселом празднике Пурим» и даже величать сей день погрома «днем любви и радости».

А праздник этот для победителей и в самом деле очень веселый. Это единственный день, в который трезвый и педантичный Талмуд предписывает напиваться: «После полудня едят праздничную трапезу и пьют алкогольные напитки, пока не перестают различать между словами «барух (благословен) Мордехай» и «арур (проклят) Аман»».

Источники:

http://sputnik-georgia.ru/spravka/20180227/239478602/Chemu-posvjashhen-evrejskij-prazdnik-Purim-2018-Istorija-i-tradicii.html
http://aif.ru/dontknows/file/istoriya_i_tradicii_iudeyskogo_prazdnika_purim
http://sofya1444.livejournal.com/3189025.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: