История политических и правовых учений курс лекций. Краткие лекции по истории политических и правовых учений (к зачету-тестированию)
Содержание
- 1 История политических и правовых учений курс лекций. Краткие лекции по истории политических и правовых учений (к зачету-тестированию)
- 1.1 Краткие лекции по истории политических и правовых учений (к зачету-тестированию)
- 1.2 Краткие лекции по истории политических и правовых учений (к зачету-тестированию)
- 1.3 posobie (Краткие лекции по истории политических и правовых учений (к зачету-тестированию))
- 1.4 Описание файла
- 1.5 Текст из документа “posobie”
- 1.6 Афины: Сократ
- 1.7 История политических и правовых учений: конспект лекций – Мачин И.Ф.
Краткие лекции по истории политических и правовых учений (к зачету-тестированию)
о формах правления: иерархия в порядке ухудшения: аристократия (власть лучших, сначала под лучшими имелись ввиду философы, но власть развращает даже философов
Краткие лекции по истории политических и правовых учений (к зачету-тестированию)
Юриспруденция, право, государство
Другие методички по предмету
Потитко-правовая идеология Древней Индии (брахманизм, буддизм)
брахманы из уст мирового бога (воспитание …),
кшатрии из рук (управление государством, война),
вайшьи из бедер (обеспечение деятельности брахманов и кшатриев, ремесло …),
шудры из ступней (обслуга, грязный труд).
Рабы не люди, а орудия труда.
Если человек не исполняет свои обязанности («дхарму») по этой иерархии, то следует наказание («данду» – палка).
Если исполняет то – .
Путиль: «Из четырех видов узаконения дхармы обычая, священного писания, судебного решения, царского указа высшим является, при коллизии их норм, царский указ».
В брахманизме приоритет явно у священного писания, т.е. вышеприведенное высказывание явно отход от брахманизма.
Логика приоритета священного писания четко следовала из иерархии (см.выше).
Основная цель достижение состояния «нирваны» – высшего состояния духа достигаемого через ограничение/отказ от желаний (именно неисполнение которых и вызывает основные страдания).
«Я не называю человека брахманом только за его рождение или за его мать» – идея духовного равенства, каждый творит свою судьбу.
«Насилие не уничтожает насилие, но отсутствием насилия уничтожается оно», (или «ненависть» вместо «насилие»).
Т.е. идея: увеличение насилия вызывает его встречный рост.
Политико-правовые учения Китая (Конфуций, Шан-Ян)
Все учения различаются по принципиальным двум причинам: хорош ли человек по своей природе («зверь или нет») и откуда лучше черпать идеи: из прошлого или из будущего.
Конфуций:
1) патриархальная теория происхождения государства и идея патернализма:
государство это разросшаяся семья,
монарх отец большого семейства с соответствующими обязанностями и функциями;
патернализм власть отца и его забота о семье,
2) идея меритократии власти достойных
власть не лучших, а именно достойных в смысле нравственности и морали при этом невозможно ссылаться на то, что «наверху воруют больше»,
3) идея человеколюбия:
забота старших о младших и уважение младшими старших,
«человека нужно накормить, обучить, а затем привить высокую мораль» – идея того, что без еды и образования привить мораль бесполезно,
4) отрицательное отношение к законам:
закон всегда наказание, которое вызывает защитную реакцию вранье и полное отсутствие совести, насилие над внутренним миром человека, вынужденного давить себя просто ради выживания,
5) советы чиновникам:
древние считали позором для себя не успевать за собственными словами,
в стране, где есть спокойствие будь смел в действиях и в речах, а в стране, где нет спокойствия будь смел в действиях, но осторожен в речах,
и т.д. (очень много советов)
возглавлял течение легистов («легос» – закон, «легисты» – законники).
- государство это аппарат подавления собственного народа, а монарх это деспот, управляющий с помощью суровых законов. Если силен народ слабо государство, а если слабо государство то это причина всех бед,
- доброта и человечностьмать всех проступков,
т.е. в государстве должно быть много наказаний и мало наград (соотношение 9:1). За малейший проступок следует сурово наказывать, вплоть до смертной казни тогда не будет больших преступлений («за уроненный уголь из горшка смерть, – тогда не будет поджогов»),
- необходимость оглуплять свой народ, чтобы было легче управлять
в империи Цинь, где эта нашла применение, были уничтожены все философские книги и сами философы, за хранение книг суровое наказание,
- ввел круговую поруку и суровое наказание за «недоносительство»,
- разрешил покупать чиновничьи должности.
Ранее в Китае чиновник был «царь и бог», духовенства не было вообще, т.к. функции духовенства у чиновников; чиновником мог стать только человек из знатных родов.
Шань-Ян изменил эту систему: благодаря покупке должностей к власти пришли энергичные и умные люди.
Империя Цинь, построенная по советам Шань-Яна, – чисто тоталитарная.
Полное прекращение междоусобиц, «зловещее спокойствие».
Греция. Политико-правовые идеи софистов.
Софос мудрость, софисты платные учителя мудрости.
Старшие софисты разработка проблем государства, управления.
Младшие софисты упор на технологию ведения споров через абсурдную логику, которую трудно «засечь» («то, что не теряли должно быть у вас»).
Их советы адвокатам: вывести соперника из равновесия (чтобы было сложно уследить за логикой), говорить либо очень быстро (чтобы слушающие за логикой не успевали и считали себя туповатыми), либо наоборот медленно. Т.е. психологический подход к адвокатской практике. Многозначные слова, игра слов, …
Старший софист Протагор:
- золотой век человечествав будущем: люди раньше были как звери, отличающиеся от зверей огнем. И только когда боги дали людям стыд, правду/закон люди стали жить не так, как звери.
- справедливостьпонятие относительное (что справедливо сегодня или для одного не справедливо завтра или для другого),
- мера всех вещейчеловек (идея «что для чего существует»: личность для государства или государство для личности: всё должно быть ради человека).
По решению суда был приговорен к смерти, из уважения самым мягким способом ядом.
- управлять должны знающие,
- закон и справедливостьпонятия тождественные.
Именно за эти идеи Сократ и был признан виновным и был казнен за подрыв конституционного строя и за развращение молодежи.
Причина такого решения суда:
- занятие должностей в Афинах по жеребьевке (в т.ч. ремесленники …), жеребьевка основной конституционный принцип Афин,
- жеребьевка считалась «волей богов», т.е. если против жеребьевки то атеист, а атеизм совращение молодежи.
о формах правления: иерархия в порядке ухудшения:
- аристократия (власть лучших, сначала под лучшими имелись ввиду философы, но власть развращает даже философов появилась олигархия),
- олигархия (власть немногих богатых; поскольку бедных больше, то существует недолго, превращается в демократию),
- демократия (власть народа, необученных, неграмотных людей, путающих многие понятия: «свобода вседозволенность», «хамство доблесть»; демократия перерастает в охлократию),
- охлократия власть толпы (но толпе всегда нужен лидер, и он легко в ней появляется появляется тимократия),
- тимократия власть героев, власть чести (опасна тем, что эти герои и военные не мыслят своего существования без войны, жестокой централизации и т.п. перерастание в тиранию),
- тирания жестокая власть одного (против тирании выступают лучшие опять возврат к аристократии).
Идеальное государство (вечная и оптимальная аристократия) по Платону соответствует сущности человека:
- разумность стремление думать,
- честолюбие стремление к славе,
- вожделение необходимость физиологического комфорта.
Тогда в идеальном государстве соответствующие три сословия: философы, воины и ремесленники/земледельцы (в зависимости от сути конкретного человека).
Принципы жизни философов и стражей:
- общность имущества и запрет прикасаться к деньгам,
- общность жен (семья автоматически воспроизводит неравенство, т.к. каждый опекает именно своего ребенка, а идея все дети каждого члена общества),
- общественное воспитание детей.
Ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. Разошелся с Платоном по вопросу об оптимальном типе собственности: о личной собственности все заботятся гораздо больше, чем об общественной.
Формы правления по Аристотелю:
Власть одногоВласть немногихВласть многих«Правильная»монархияаристократияполития«Неправильная»тиранияолигархиядемократия
Черчилль: «Демократия самая плохая форма правления, но лучше пока не придумали».
- слишком уравнивает бедных и богатых в плане участия в управлении через равные избирательные права независимо от их вклада в общество.
- к власти могут прийти люди, не имеющи
posobie (Краткие лекции по истории политических и правовых учений (к зачету-тестированию))
Описание файла
Документ из архива “Краткие лекции по истории политических и правовых учений (к зачету-тестированию)”, который расположен в категории “рефераты”. Всё это находится в предмете “государство и право” из раздела “Студенческие работы”, которые можно найти в файловом архиве Студент. Не смотря на прямую связь этого архива с Студент, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе “рефераты, доклады и презентации”, в предмете “государство и право” в общих файлах.
Текст из документа “posobie”
Потитко-правовая идеология Древней Индии (брахманизм, буддизм)
брахманы – из уст мирового бога (воспитание …),
кшатрии – из рук (управление государством, война),
вайшьи – из бедер (обеспечение деятельности брахманов и кшатриев, ремесло …),
шудры – из ступней (обслуга, грязный труд).
Рабы – не люди, а орудия труда.
Если человек не исполняет свои обязанности («дхарму») по этой иерархии, то следует наказание («данду» – палка).
Если исполняет то – .
Путиль: «Из четырех видов узаконения дхармы – обычая, священного писания, судебного решения, царского указа – высшим является, при коллизии их норм, царский указ».
В брахманизме приоритет явно у священного писания, т.е. вышеприведенное высказывание – явно отход от брахманизма.
Логика приоритета священного писания четко следовала из иерархии (см.выше).
Основная цель – достижение состояния «нирваны» – высшего состояния духа – достигаемого через ограничение/отказ от желаний (именно неисполнение которых и вызывает основные страдания).
«Я не называю человека брахманом только за его рождение или за его мать» – идея духовного равенства, каждый творит свою судьбу.
«Насилие не уничтожает насилие, но отсутствием насилия уничтожается оно», (или «ненависть» вместо «насилие»).
Т.е. идея: увеличение насилия вызывает его встречный рост.
Политико-правовые учения Китая (Конфуций, Шан-Ян)
Все учения различаются по принципиальным двум причинам: хорош ли человек по своей природе («зверь или нет») и откуда лучше черпать идеи: из прошлого или из будущего.
Конфуций:
1) патриархальная теория происхождения государства и идея патернализма:
государство – это разросшаяся семья,
монарх – отец большого семейства с соответствующими обязанностями и функциями;
патернализм – власть отца и его забота о семье,
2) идея меритократии – власти достойных
власть не лучших, а именно достойных в смысле нравственности и морали – при этом невозможно ссылаться на то, что «наверху воруют больше»,
3) идея человеколюбия:
забота старших о младших и уважение младшими старших,
«человека нужно накормить, обучить, а затем привить высокую мораль» – идея того, что без еды и образования привить мораль бесполезно,
4) отрицательное отношение к законам:
закон – всегда наказание, которое вызывает защитную реакцию – вранье и полное отсутствие совести, насилие над внутренним миром человека, вынужденного давить себя просто ради выживания,
5) советы чиновникам:
древние считали позором для себя не успевать за собственными словами,
в стране, где есть спокойствие – будь смел в действиях и в речах, а в стране, где нет спокойствия – будь смел в действиях, но осторожен в речах,
и т.д. (очень много советов)
возглавлял течение легистов («легос» – закон, «легисты» – законники).
государство – это аппарат подавления собственного народа, а монарх – это деспот, управляющий с помощью суровых законов. Если силен народ – слабо государство, а если слабо государство – то это причина всех бед,
доброта и человечность – мать всех проступков,
т.е. в государстве должно быть много наказаний и мало наград (соотношение 9:1). За малейший проступок следует сурово наказывать, вплоть до смертной казни – тогда не будет больших преступлений («за уроненный уголь из горшка – смерть, – тогда не будет поджогов»),
необходимость оглуплять свой народ, чтобы было легче управлять
в империи Цинь, где эта нашла применение, были уничтожены все философские книги и сами философы, за хранение книг – суровое наказание,
ввел круговую поруку и суровое наказание за «недоносительство»,
разрешил покупать чиновничьи должности.
Ранее в Китае чиновник был «царь и бог», духовенства не было вообще, т.к. функции духовенства – у чиновников; чиновником мог стать только человек из знатных родов.
Шань-Ян изменил эту систему: благодаря покупке должностей к власти пришли энергичные и умные люди.
Империя Цинь, построенная по советам Шань-Яна, – чисто тоталитарная.
Полное прекращение междоусобиц, «зловещее спокойствие».
Греция. Политико-правовые идеи софистов.
Софос – мудрость, софисты – платные учителя мудрости.
Старшие софисты – разработка проблем государства, управления.
Младшие софисты – упор на технологию ведения споров через абсурдную логику, которую трудно «засечь» («то, что не теряли – должно быть у вас»).
Их советы адвокатам: вывести соперника из равновесия (чтобы было сложно уследить за логикой), говорить либо очень быстро (чтобы слушающие за логикой не успевали и считали себя туповатыми), либо наоборот – медленно. Т.е. – психологический подход к адвокатской практике. Многозначные слова, игра слов, …
Старший софист Протагор:
золотой век человечества – в будущем: люди раньше были как звери, отличающиеся от зверей огнем. И только когда боги дали людям стыд, правду/закон – люди стали жить не так, как звери.
справедливость – понятие относительное (что справедливо сегодня или для одного – не справедливо завтра или для другого),
мера всех вещей – человек (идея «что для чего существует»: личность для государства или государство для личности: всё должно быть ради человека).
Афины: Сократ
По решению суда был приговорен к смерти, из уважения – самым мягким способом – ядом.
управлять должны знающие,
закон и справедливость – понятия тождественные.
Именно за эти идеи Сократ и был признан виновным и был казнен за подрыв конституционного строя и за развращение молодежи.
Причина такого решения суда:
занятие должностей в Афинах – по жеребьевке (в т.ч. ремесленники …), жеребьевка – основной конституционный принцип Афин,
жеребьевка считалась «волей богов», т.е. если против жеребьевки – то атеист, а атеизм – совращение молодежи.
о формах правления: иерархия в порядке ухудшения:
аристократия (власть лучших, сначала под лучшими имелись ввиду философы, но власть развращает даже философов – появилась олигархия),
олигархия (власть немногих богатых; поскольку бедных больше, то существует недолго, превращается в демократию),
демократия (власть народа, необученных, неграмотных людей, путающих многие понятия: «свобода – вседозволенность», «хамство – доблесть»; демократия перерастает в охлократию),
охлократия – власть толпы (но толпе всегда нужен лидер, и он легко в ней появляется – появляется тимократия),
тимократия – власть героев, власть чести (опасна тем, что эти герои и военные не мыслят своего существования без войны, жестокой централизации и т.п. – перерастание в тиранию),
тирания – жестокая власть одного (против тирании выступают лучшие – опять возврат к аристократии).
Идеальное государство (вечная и оптимальная аристократия) по Платону соответствует сущности человека:
разумность – стремление думать,
честолюбие – стремление к славе,
вожделение – необходимость физиологического комфорта.
Тогда в идеальном государстве – соответствующие три сословия: философы, воины и ремесленники/земледельцы (в зависимости от сути конкретного человека).
Принципы жизни философов и стражей:
общность имущества и запрет прикасаться к деньгам,
общность жен (семья автоматически воспроизводит неравенство, т.к. каждый опекает именно своего ребенка, а идея – все дети – каждого члена общества),
общественное воспитание детей.
Ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. Разошелся с Платоном по вопросу об оптимальном типе собственности: о личной собственности все заботятся гораздо больше, чем об общественной.
История политических и правовых учений: конспект лекций – Мачин И.Ф.
Название: История политических и правовых учений: конспект лекций.
Автор: Мачин И.Ф.
Непосредственной сдаче экзамена или зачета но любой учебной дисциплине всегда предшествует достаточно краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное.
Предлагаемое пособие поможет студентам в решении именно этой задачи применительно к курсу «История политических и правовых учений».
История политических и правовых учений – это одна из научных дисциплин государственно-правового цикла, изучаемых на юридических факультетах высших учебных заведений России. В число таких дисциплин входят также
теория государства и права, история отечественного государства и права, история государства и права зарубежных стран, конституционное право России, конституционное право зарубежных стран, административное право.
Объект изучения истории политических и правовых учений – политические и правовые учения в их историческом своеобразии.
В рамках данной дисциплины анализируются политико-правовые учения мыслителей, начиная с глубокой древности и заканчивая современной эпохой. Поэтому история политических и правовых учений представляет собой историю особого рода мыследеятельности. В числе авторов, представленных в курсе истории политических и правовых учений, – греческие софисты, Платон и
Аристотель, Фома Аквинский и Марсилий Падуанский,
Кант и Гегель, Кельзен и Маритен и многие др.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 5
Тема 1. Становление и развитие политико-правовой идеологии 8
Тема 2. Политические и правовые учения в Древней Греции 18
2.1. Политические и правовые взгляды софистов. 19
2.2. Учение Платона о государстве и законах 23
2.3. Политико-правовое учение Аристотеля 30
2.4. Учение Полибия о формах государства 35
Тема 3. Политические и правовые учения в Древнем Риме 38
3.1. Политико-правовое учение Марка Туллия Цицерона 38
3.2. Римские юристы о праве и его видах .42
3.3. Политическое учение Аврелия Августина 45
Тема 4. Политико-правовая мысль эпохи Средневековья 49
4.1. Учение Фомы Аквинского о праве и государстве. 49
4.2. Политико-правовое учение Марсилия Падуанского. 54
Тема 5. Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации 59
5.1. Политическое учение Пикколо Макиавелли 60
5.2. Политическое учение Жана Бодена 63
5.3. Политико-правовые идеи раннего социализма
Тема 6. Возникновение теорий естественного права в Западной Европе XVII века 70
6.1. Учение Гуго Гроция о государстве и праве. 70
6.2. Политическое учение Томаса Гоббса 74
6.3. Учение Джона Локка о праве и государстве. 78
Тема 7. Политико-правовая мысль во Франции XVIII века 81
7.1. Политико-правовая программа Вольтера 82
7.2. Политико-правовое учение Ш.Л. Монтескье. 86
7.3. Политико-правовое учение Жан-Жака Руссо. 92
7.4. Политико-правовое учение Морелли 98
7.5. Политико-правовые взгляды Гракха Бабефа и других участников «Заговора во имя равенства» 102
Тема 8. Политико-правовые учения в России XVIII века 105
8.1. Ф. Прокопович и В.Н. Татищев о государстве и праве. 106
8.2. Политико-правовое учение СЕ. Десницкого
8.3. Учение А.Н. Радищева о праве и государстве. 113
Тема 9. Политико-правовая мысль в Германии конца XVIII — начала XIX века 117
9.1. Учение Иммануила Канта о праве и государстве. 117
9.2. Политико-правовое учение Георга Вильгельма Фридриха Гегеля 122
Тема 10. Историческая школа права (Густав Гуго, Фридрих Карл Савиньи, Георг Фридрих Пухта) 131
Тема 11. Политико-правовая мысль в России конца XVIII — начала XIX века 136
11.1. Либерализм в России. Политико-правовые проекты М.М. Сперанского 137
11.2. Политические и правовые взгляды декабристов 142
Тема 12. Возникновение юридического позитивизма в правоведении XIX века. Джон Остин 147
Тема 13. Либеральные политико-правовые учения в Западной Европе первой половины XIX века 150
13.1. Политико-правовое учение Иеремии Бентама 150
13.2. Политико-правовое учение Бенжамена Констана 154
Тема 14. Основные направления социалистической политико-правовой мысли во второй половине XIX века на Западе 159
14.1. Политико-правовое учение марксизма 160
14.2. Политико-правовое учение и программа социальной демократии. Фердинанд Лассаль 166
14.3. Политико-правовая теория анархизма 168
Тема 15. Политико-правовые учения в Германии во второй половине XIX века
15.1. Социологическая теория права Р. Иеринга 174
15.2. Политико-правовое учение Г. Еллинека 178
Тема 16. Политические и правовые учения на Западе в XX веке 182
16.1. Социологическая теория права Е. Эрлиха 182
16.2. Политико-правовая теория солидаризма Леона Дюги 186
16.3. Психологическая теория права Л.И. Петражицкого 189
16.4. Нормативистская теория права и государства Г. Кельзена 193
16.5. Социологическая юриспруденция Роско Паунда 196
16.6. Реалистическая школа права в США 198
16.7. Неотомистская теория права Жака Маритена 201
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу История политических и правовых учений: конспект лекций – Мачин И.Ф. – fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
Источники:
http://www.studsell.com/view/68958/
http://studizba.com/files/show/doc/92594-1-posobie.html
http://nashol.com/2011070457136/istoriya-politicheskih-i-pravovih-uchenii-konspekt-lekcii-machin-i-f.html