История новодевичьего монастыря. «Новодевичий женский монастырь

История

Основание Воскресенского Новодевичьего монастыря относится ко времени царствования Елизаветы Петровны. На том месте, где сейчас высится великолепный собор Воскресения Словущего Смольного монастыря, в 1741 году стоял деревянный Смольный дворец Елизаветы, младшей дочери Петра Великого.

В этом дворце в ночь на 25 ноября Елизавета молилась перед иконой Божией Матери “Знамение” о даровании ей Российского престола. Во время молитвы Елизавета дала обет Господу: если станет государыней, не казнить ни одного человека. И на протяжении всего своего почти двадцатилетнего царствования этот обет она ни разу не нарушила.

Строительство монастыря на месте Смольного дворца являлось особым благодарением Богу за успешное воцарение Елизаветы на Российском престоле. Работу над проектом грандиозного монастыря начал в 1744 году архитектор Франческо Бартоломео Растрелли.

В 1748 году на месте будущего монастыря состоялся молебен об учреждении новой обители в присутствии императрицы. После молебна духовенство и присутствующие обошли крестным ходом вокруг Смольного Ее величества дворца, положив основание Воскресенскому Новодевичьему монастырю.

По разным причинам прочную монашескую общину создать в новообразованном монастыре не удалось, и к 1797 году монастырь был упразднен.

В середине XIX века, несмотря на расцвет женского монашества, в Санкт-Петербурге не было ни одной женской обители. Минуло восемьдесят лет со времени неудавшейся попытки основания Новодевичьего монастыря, когда дочь императора Николая I великая княгиня Ольга, предложила обер-прокурору Святейшего Синода графу Н. А. Протасову возродить женскую обитель.

Обер-прокурор представил императору Николаю I доклад о пользе учреждения в столице женского монастыря. Предложение было поддержано государем.

Церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы занимала участок на Малом проспекте между 7-й и 8-й линиями. Великолепный пятиглавый двухэтажный храм решен в стиле раннего барокко. Высокая четырехъярусная колокольня воздвигнутая в стиле раннего классицизма, имела хорошо подобранный по тону набор колоколов.

Вскоре монастырь было решено перевести на новое, более удобное место. Причиной перевода монастыря стало строительство первого постоянного моста через Неву – Благовещенского, который располагался как раз вблизи 7-й и 8-й линий.

В 1848 году монастырь получил обширный участок у Московской заставы, и после постройки новых корпусов монахини переехали туда.

Настоятельницей воссоздаваемой обители была избрана монахиня Феофания (Готовцева), бывшая личная пансионерка императрицы Марии Федоровны в Екатерининском институте, хорошо известная в Петербурге своим благочестием и активной деятельностью в Горицкой обители.

Еще в первые годы поступления матери Феофании в Горицкую обитель, ее духовник архимандрит Феофан рассказывал, что видел странный сон. «Мне снилось, – говорил он, – будто привели меня в столь прекрасное место, что слов нет описать его красоту. Много увидел я там обителей: и стали мне показывать, кому какая принадлежит, сказали, что там есть много спасающихся из Горицкого и других монастырей. Я спросил: “А это какие, мне неизвестные? ” И услышал ответ: “Петербургские”». Тогда никто не понимал, что это значит, и объяснили так: «Видимо к нам приедут из Петербурга и спасутся». Но отец Феофан ответил: «Нет, я видел петербургскую обитель и там много спасающихся».

Император и Священный Синод не раз удостаивали игумению Феофанию наград за ее ревностное служение Церкви и Отечеству. Она упокоилась о Господе в 1866 году и была погребена за алтарем Воскресенского Собора. Сейчас ее честные останки находятся в Афонском храме.

Последующие настоятельницы монастыря также внесли огромный вклад в созидание обители. Игуменией Евстолией (Ерофеевой), управлявшей монастырем двадцать лет (1866-1886 гг.), был позолочен купол Воскресенского Собора, приведено в порядок кладбище, организован приют для девочек с 8-классным училищем. Игуменией Валентиной (Ивановской) (1888-1904 гг.) была учреждена церковно-приходская Князь-Владимирская школа с домовой церковью, а так же скиты. При игумении Антонии (Рейнбот) (1904-1916 гг.) была воздвигнута колокольня по проекту Л. И. Бенуа и Цейлера. Незадолго до революции по проекту архитектора В. А. Косякова была построена каменная церковь Казанской иконы Божией Матери в византийском стиле.

Читать еще:  Кто по знаку зодиака 17 декабря. Восточный гороскоп по годам и типам тотемных животных

К началу революции 1917 г. в Новодевичьем монастыре жило более 400 насельниц – 75 монахинь, 58 штатных послушниц и около 280 сестер «на испытании». Имелось 8 храмов: собор в честь Воскресения Христова; домовые церкви в келейных корпусах: во имя Трех Святителей и во имя Афонской иконы Божией Матери; усыпальница в честь Казанской иконы Божией Матери; два храма на кладбище: во имя святого Илии Пророка и в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»; каменная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери (не была освящена) и церковь во имя преподобного Исидора Пелусиота в колокольне (освящена после 1917 г.).

У обители имелось большое хозяйство (конюшня, коровник, птичий двор, свинарник, квасоварня, пчельник и ферма). В обители действовали знаменитые иконописная, золотошвейная и ковровая мастерские. Значительная часть монастырского капитала шла на благотворительную деятельность, в частности на содержание больницы, детского приюта, богадельни для сестер.

Судьба Воскресенского Новодевичьего монастыря была схожа с участью многих святых обителей, принявших на себя удар богоборческой власти. Всю тяжесть обрушившихся гонений понесла игумения Феофания (Рентель) (1918-1935 гг.), которая была заботливой матерью для сестер и твердым защитником обители.

Уже первые постановления советской власти непосредственно коснулись жизни монастыря: запрещение религиозным обществам владеть собственностью, лишение их прав юридического лица и национализация всего церковного имущества.

Летом 1919 года дело дошло до реквизиции всех капиталов обители.

После революции обитель фактически существовала еще пятнадцать лет под разными названиями: артель “Воскресенское трудовое братство”, “сельскохозяйственное общежитие Воскресенского Новодевичьего монастыря” и др. Игумения Феофания (Рентель) стала уполномоченным лицом для подписания контракта с центральным жилищным отделом Комгорхоза на долгосрочную аренду жилых помещений.

Теперь для проведения любого собрания, крестного хода необходимо было подать заявление в церковный стол и получить разрешение на его проведение. Игумения Феофания исполняла все предписания точно и безукоризненно, при этом оставалась человеком, не отказавшимся от веры, и при всех обстоятельствах считала себя игуменией.

Монахини не представляли своей жизни без монастыря, не собирались никуда уходить и готовы были умереть в родной обители.

Вот как описывал жизнь монастыря на рубеже 1920-30 гг. церковный историк А. Э. Краснов-Левитин: «Период с 1925 по 1932 г. — период величайшего расцвета питерского монашества. Все корыстолюбивые, недобросовестные люди ушли — остались лучшие. Полулегальное, стесненное со всех сторон, ежеминутно ожидающее ареста и полного разгрома (что и осуществилось в феврале 1932 г.), монашество в то время отличалось чистотой своей жизни, высотой молитвенных подвигов… Я и раньше знал многих монахов; но только здесь, в Новодевичьем, впервые понял обаяние монашества и сам стал страстно желать монашеской жизни».

Летом 1929 года по указу президиума Ленсовета были закрыты сразу три храма обители. Первой была закрыта и вскоре разрушена деревянная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. В конце осени 1929 г. власти закрыли церковь во имя Трех Святителей Вселенских. Одновременно были закрыты и разобраны на кирпичи две часовни, построенные по проекту архитекторов Н. Е. Ефимова и Н. А. Сычева.

В 1930-31 гг. также были разобраны на кирпичи кладбищенские церкви Новодевичьего кладбища – во имя святого Пророка Илии и во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость».

История Новодевичьего монастыря

Новодевичий женский монастырь был основан в XVI веке на Девичьем поле (иначе именовавшемся Самсоновым лугом) по указу московского князя Василия III, который дал обет основать на перекрестке Смоленской дороги и Москвы-реки монастырь в честь возвращения Смоленска Руси из польско-литовского владычества.

Поле получило название Девичье от того, что согласно преданию, во времена нашествия войск хана Батыя, здесь отбирали русских девушек, которым впоследствии предстояло отправиться в неволю в Золотую Орду.

Каменные стены и башни обители возвели в конце XVI века во времена правления Бориса Годунова. «Кремлем в миниатюре» называли Новодевичий монастырь. Высокие стены, зубчатые башни, бойницы — настоящий форпост, с трех сторон окруженный Москвой-рекой. Они охраняли подступы к Москве с запада, входя в четверку мощных обителей вокруг столицы, наряду с Донским, Даниловым и Симоновым монастырями. Но защитить монастырь от разорения в Смутное время они не смогли.

Читать еще:  Натуральный числовой ряд. Чтение и запись больших натуральных чисел

Новый расцвет Новодевичьего монастыря начинается с приходом к власти династии Романовых. Уже после вступления на престол Михаила Федоровича монастырь восстанавливается и становится действующим, а при Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче он превращается в царское богомолье.

При царевне Софье Алексеевне здесь развернулось грандиозное строительство. Практически весь ансамбль монастыря, выполнен в новом для того времени стиле московского барокко. За очень короткое время появились высокая, надвратные церкви на северных и южных воротах, трапезная палата с Успенским храмом, а также два жилых корпуса для сестер Софьи – царевен Марии и Екатерины. Сама же царевна Софья после прихода к власти Петра I была заключена и пострижена в Новодевичьем монастыре под именем Сусанны.

После захвата монастыря в 1812 году, Наполеон разместил здесь свою батарею, а перед уходом приказал сжечь обитель. К счастью, сожжен Новодевичий не был – после ухода французов, монахини успели погасить фитили у пороховых бочек и погасили не разгоревшийся огонь.

Очень примечателен некрополь Новодевичьего монастыря. У апсид Смоленского собора сохранилась могила первой здешней игуменьи Елены, в самом соборе похоронены женщины царской фамилии.

Новодевичий — единственный в Москве монастырь, подчиняющийся не непосредственно Патриарху, а Митрополиту Крутицкому и Коломенскому, в 1994 году снова стал действующим.

Новодевичий, один из старейших и красивейших монастырей России, сохранил сложившийся в конце XVII века уникальный ансамбль зданий. Монастырь никогда не перестраивался и не реконструировался, благодаря чему пронес через века удивительную красоту своей архитектуры.

Новодевичий монастырь

Новодевичий женский монастырь

Новодевичий монастырь – живописный старинный храмовый комплекс, расположенный в исторической части Москвы, близ Лужников. Это один из древнейших религиозных ансамблей на территории страны, который почитается уже много веков. За свою историю монастырь пережил войны и разорения, Смутное время, пожары, превращение в музей и многое другое. Несмотря на это, сегодня святыня передана в бессрочное и безвозмездное пользование Московскому патриархату, полностью восстановлена, открыта для посещения паломниками и туристами.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Новодевичий монастырь

Основные моменты

Музейная часть Новодевичьего монастыря подробно рассказывает о его истории, известных личностях, чьи судьбы в разное время были связаны с этим местом, работает экскурсионный отдел. Также здесь ежедневно проходят богослужения, на которых можно присутствовать всем желающим. Помимо осмотра отдельных достопримечательностей, по тенистой территории Новодевичьего просто приятно совершать неторопливые созерцательные прогулки.

Вид на Новодевичий монастырь

Существует несколько версий происхождения названия монастыря. Первая гласит, что святыня получила свое имя из-за места, где была построена – Девичьего поля. По преданию, именно здесь выбирали самых красивых девушек, которых отправляли в качестве дани хану Золотой Орды. Вторая версия утверждает, что название происходит от фамилии первой настоятельницы – Елены Девочкиной. Третья – наиболее реалистична и чаще всего используется историками. Согласно ей, монастырь с самого начала был создан для женщин, то есть был девичьим. Приставку же начали использовать для того, чтобы отличать святыню от похожей, открытой ранее в Кремле.

История Новодевичьего монастыря

В XVI веке на Самсоновом лугу, который также назывался Девичьим полем, Василий III основал монастырь. Когда московский князь отправлялся отвоевывать занятый литовцами Смоленск, он дал обет, что в случае победы построит святыню. Почти через 10 лет после того, как город все же был взят, Василий III сдержал свое обещание. Место было выбрано неслучайно, ведь именно с Самсонова луга чудотворная икона Одигитрии была отправлена из столицы в отвоеванный Смоленск.

Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре (1879 г.), картина Ильи Репина

Первоначально величественный комплекс построек, а также стены его территории были выполнены из дерева. Вскоре после окончания строительства здесь появилась первая узница царских кровей, которых впоследствии будет много. Василий III смог добиться развода с княгиней Сабуровой, которая на протяжении долгих лет супружества так и не смогла родить наследника. Первая жена московского князя была сослана в Новодевичий и до конца жизни прожила в его стенах.

Читать еще:  Нужно ли заставлять себя молиться, что такое молитвенный подвиг? Как приучить себя к ежедневной молитве.

После прихода к власти Бориса Годунова большая часть построек была заменена на каменные, созданные по образцу кремлевского монастыря. Но даже массивные зубчатые стены не смогли предотвратить страшное разорение, постигшее святыню в Смутное время. Тогда обитель превратили в крепость, несколько раз она переходила из рук в руки, а потом и вовсе была подожжена.

Панорама Новодевичьего монастыря

Новый этап начинается для Новодевичьего монастыря с приходом к власти Романовых. В этот период святыне передают в дар землю, драгоценности. Сама обитель пользуется большим почетом в царской семье. Огромный вклад в развитие святыни внесла пришедшая к власти Софья Алексеевна. Благодаря ей практически все здания были переделаны в стиле столичного барокко, а также появилось несколько новых жилых и религиозных построек.

Богородицкая башня Амвросиевская церковь с трапезной и палатами Ирины Годуновой XVI-XVII вв.

В 1689 году царственная меценатка стала узницей в стенах любимой обители, сюда ее заточил Петр I. Кстати, его первая жена также была вынуждена окончить свою жизнь в этом монастыре. Однако она оказалась здесь по милости Петра II. Впрочем, это место было не только тюрьмой, сюда часто уходили женщины из знатных русских династий, добровольно посвящая себя служению Богу, жертвуя свои украшения и другие богатства при постриге.

С трудом удалось спасти Новодевичий после отхода войск Наполеона, которые собирались подорвать святыню. После Октябрьской революции здесь открыли «Музей раскрепощения женщины». В советские годы монастырь для богослужений не использовался и только в конце XX века был возвращен церкви.

Схема Новодевичьего монастыря

Архитектура святыни

Несколько храмов монастыря выстроены таким образом, что образуют православный крест, повернутый на восток. Центральное место в ансамбле занимает Смоленский собор. Именно здесь содержится древнейший список иконы Иверской Божьей матери, который считается главной и наиболее чтимой реликвией Новодевичьего монастыря. Большой пятиглавый собор сохранил уникальные фрески XVI века и иконостас XVII века, полюбоваться которыми сегодня может каждый посетитель. В архитектурном ансамбле смешались московское барокко и более поздний стиль Средневековья. Этот облик сложился еще в первые столетия существования обители и с тех пор почти не изменился. Несмотря на такое сочетание, храмовая композиция смотрится очень гармонично. Бело-багровые постройки монастыря красиво выделяются на фоне густой зелени, произрастающей на территории святыни.

Колокольня, 1689-1690 гг. Храм Успения Пресвятой Богородицы с трапезной, 1685-1687 гг.

Считается, что главным зодчим, участвовавшим в создании большинства построек, был известный московский архитектор того времени Петр Потапов. По крайней мере, именно его имя значится в строительных документах.

В монастыре располагается вторая по высоте после кремлевского Ивана Великого московская колокольня. Шесть ее уровней поднимаются на высоту в 72 метра. Очень живописно смотрится чередование ажурных и сплошных ярусов.

Отдельные помещения и здания монастыря закрыты для посещения по разным причинам, но наиболее художественно ценные постройки все же доступны для осмотра. При Новодевичьей обители расположено одноименное кладбище, ставшее последним пристанищем многих знаменитых деятелей искусства, культуры, политики.

Новодевичье кладбище Захоронения у южной стены

Как добраться

Адрес: Новодевичий проезд, дом 1. Доехать до монастыря можно на метро. Необходимо выйти на станции Спортивная, откуда легко дойти пешком: по улице Савельева, далее через сквер и по переулку Учебному. Также можно добраться автобусами 64 или 132, троллейбусами номер 5 и 15.

Напротив Новодевьего монастыря установлен памятник “Дайте дорогу утятам” Воскресная служба

Время работы, порядок посещения

Каждый день, кроме вторника, с 10.00 до 17.00 вы можете посетить Новодевичий монастырь. Касса экскурсионного бюро открыта до 16.45. Вход для экскурсионных и паломнических групп, а также иностранных посетителей платный: 300 рублей для взрослых, 100 и 50 для детей и льготных категорий соответственно. Дополнительно оплачивается обслуживание группы – 1000 рублей. Вход для самостоятельного осмотра бесплатный. Отдельной программой посетителям предлагают экскурсию по Новодевичьему некрополю. Заказать билеты и получить справочную информацию можно по телефону 8 (499) 246-85-26.

Источники:

http://xn--b1aaahftai3akb6i.xn--p1ai/history
http://novodev.ru/istoria-novodevichego-monastirya/
http://wikiway.com/russia/moskva/novodevichiy-monastyr/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: