История. Многострадальная обитель
Содержание
Многострадальная святыня
Беседа с архимандритом Гедеоном (Хароном), наместником киевского Десятинного монастыря
«Дорогие братья и сестры! Под видом мирной акции архитекторов раскольники и язычники при поддержке радикальных группировок, подстрекаемые отдельными народными депутатами, готовят силовой захват Десятинного монастыря Рождества Пресвятой Богородицы».
В ответ на это обращение тысячи православных денно и нощно совершали молитвенное стояние и не позволили силам зла осуществить свой коварный замысел. Однако радикалам удалось найти единомышленников в Киевской городской администрации, комиссия которой вынесла решение о необходимости снесения храма святых князя Владимира и княгини Ольги, мотивируя «незаконностью расположения его на территории Исторического музея», хотя для деятельности монастыря есть все юридические основания. Министерство культуры обязало Исторический музей подать в суд иск к Десятинному монастырю. Такова ситуация на сегодня.
– Отец Гедеон, вам неоднократно приходилось давать интервью средствам массовой информации по поводу последних событий. Какова главная мысль ваших заявлений?
– Налицо очередная и очевидная дискриминация прав верующих Украинской Православной Церкви, желание антицерковных сил не допустить на этом святом месте возрождения древнейшего Десятинного собора Пресвятой Богородицы. Это еще одно свидетельство того, что враг рода человеческого не хочет мира на Украине, ему мешает Православная Церковь, объединяющая людей востока и запада страны, молящаяся о мире, призывающая к любви, прощению, к созиданию добра. Находятся люди и силы, которые мстят Церкви, одержимы желанием уничтожить ее, как это было в годы атеистических гонений прошлого века.
– В связи с выпавшими испытаниями хотелось бы вспомнить об уникальном проекте возрождения Десятинного собора. Расскажите, пожалуйста, и историю этой церкви.
– Главным сооружением Киева X века была знаменитая Десятинная церковь, заложенная, согласно «Повести временных лет», в 989 году – в год Крещения Руси. В 996 году строительство завершили, и церковь торжественно освятили. Это был первый на Руси каменный храм. На содержание его и Киевской митрополии святой князь Владимир выделил десятую часть доходов со своих земель (отсюда и название).
Письменные свидетельства и археологические исследования дают представление о том, каким был этот самый большой храм города. А о его размерах можно судить по каменным дорожкам, проложенным над фундаментом, на территории Государственного исторического музея Украины. От центра детинца шли улицы: одна вдоль нынешней Десятинной, вторая шла на Подол по Андреевскому спуску, а третья – к Градским (Софийским) воротам по Владимирской улице. Вокруг церкви располагались культовые сооружения и усадьбы бояр.
Проект возрождения Десятинного собора был одобрен еще в 2006 году
Проект возрождения Десятинного собора был одобрен решением Священного Синода Украинской Православной Церкви еще при жизни светлой памяти Блаженнейшего Митрополита Владимира в 2006 году. Его смело можно назвать международным, поскольку это первый кафедральный собор Киева – матери городов русских, центра славянского Православия, по словам угодников Божиих – Второго Иерусалима. С этого места воссиял свет Христовой истины – Святого Евангелия, здесь зажглась лампада любви для всего славянского народа, когда святой князь Владимир принял христианство и построил собор в честь Пресвятой Богородицы. Это место дорого каждому православному сердцу. Здесь молился святитель Михаил – первый митрополит Киевский. И все святыни, переданные Владимиру из Византии, сперва хранились также здесь. Церковь Десятинная была усыпальницей святой равноапостольной великой княгини Ольги, святого равноапостольного великого князя Владимира и его жены – византийской царевны Анны; в ней находились мощи многих святых угодников Божиих, среди них, например, мощи убиенного за Христа младенца Иоанна и мироточивая глава папы Римского Климента.
Величие храма поражало, а убранство удивляло своей изысканностью. Не было строения красивее на Руси в то время. Храм украшали мозаика, фрески, резные мраморные и шиферные плиты; иконы, кресты и сосуды были доставлены из Корсуни – Херсонеса Таврического (район современного Севастополя).
Отсюда князь Владимир по благословению митрополита Михаила выезжал с духовенством в разные концы Руси, в том числе и нынешней Украины, строя новые храмы по всему великому княжеству.
– Думается, возрождение этой святыни особенно важно, ведь так для современного молодого и грядущих поколений сохраняется историческая связь времен.
– Безусловно. Не зная своего прошлого, человек не построит будущего!
– Расскажите, отче, как возникла идея создания здесь православной обители.
– Современная летопись Десятинной церкви началась в 2006 году, когда Блаженнейший Митрополит Владимир благословил киевское духовенство отслужить на древнем святом месте Пасхальное богослужение. Для этого был установлен тогда храм-палатка. Тот день навсегда останется в сердцах прихожан нашего храма, ведь милостью Божией нам было даровано спустя 70 лет на месте последнего разрушения храма вознести святые молитвы и услышать радостные возгласы людей: «Христос воскресе! – Воистину воскресе!» Радость богослужений была так велика, что мы продолжали служить до конца пасхальной седмицы, ежедневно совершая Божественную Литургию. Вот тогда и возникла эта идея.
– За свою многовековую историю храм не раз разрушался и вновь созидался. Печальной участи быть уничтоженной не избежала великая святыня и в годы безбожной советской власти. В марте зловещего 1936 года президиум Горсовета вынес решение о снесении Десятинной церкви.
– События в каком-то смысле повторяются сегодня… Ведь замахиваются на уже построенный небольшой храм князя Владимира и княгини Ольги, где идут богослужения.
– Братия обители и люди, защищающие ее, все же верят, что до этого не дойдет. Мы верим также, что и проект возрождения Десятинной церкви будет осуществлен. Ведь он в свое время был одобрен президентом Украины, лучшие архитекторы работали над ним. За прошедшие годы обитель обрела новые святыни: Синодом УПЦ для местного почитания прославлена чудотворная Десятинная икона Пресвятой Богородицы. Многие люди получили здесь исцеление от различных недугов. Все эти случаи благодатной помощи Божией записаны в летописи нашей обители. Сейчас у нас пребывают мощи великомученика Георгия Победоносца – его святая десница, привезенная с Афона 6 февраля. Так что сам великомученик Георгий нас охраняет! Небесное воинство молится о нас!
Неизвестные подожгли храм, горело всё – но православные святыни огонь не тронул
– В проповеди в период молитвенного стояния вы рассказывали о многочисленных случаях заступничества Божиего…
– Господь видимым образом показывает, что Он хранит нашу обитель. 15 декабря 2012 года неизвестные подожгли храм, но пламя, вопреки законам физики, оказалось беспомощным вблизи православных святынь. Частица мощей блаженной Матроны, чудотворная икона Божией Матери «Десятинная» и чудотворная икона Божией Матери «Княжеградская» («Минская») оказались в эпицентре пожара. Но, будучи охваченными пламенем в течение 2,5 часов, остались совершенно невредимы! Пострадало все вокруг: расплавились кондиционеры, рухнула внутренняя обшивка купольной части церкви, сгорело убранство храма и все деревянные предметы, а иконы остались целы. А недавно, уже в период последних событий, злоумышленники вылили бензин на крышу храма, он загорелся и тут же погас. Вот так чудодейственные свойства святынь проявились наглядно!
– Удивительно! Скажите, а каковы значимые этапы современной истории монастыря?
– Хронология такова. В 2005 году возле фундамента Десятинной церкви был установлен храм-скиния. В 2007 году вместо временного храма-скинии был сооружен деревянный храм, который 25 июля того же года освятил Предстоятель УПЦ Блаженнейший Митрополит Владимир. 9 июля 2009 года на заседании Священного Синода УПЦ принято решение об открытии в Киеве Десятинного Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря.
Историческим днем стало 29 декабря 2015 года. В Десятинном монастыре состоялась канонизация Христа ради юродивого Иоанна Босого.
6 мая 2017 года в обители была совершена торжественная Литургия с чином прославления Владимирской-Десятинной иконы Божией Матери. Литургию возглавил Блаженнейший Митрополит Онуфрий.
Все эти годы братия монастыря ведет активную миссионерскую и благотворительную деятельность, а это и проведение крестных ходов, и благотворительные и просветительские акции. Уподобляясь великому князю Владимиру, мы также боремся с сатанистами-язычниками, которые сегодня своими жертвоприношениями и бесчинными действиями оскверняют святое место на территории монастыря! И вот сейчас новое испытание…
– Известно, что братия Десятинного монастыря выступила за прекращение кровопролития на Майдане в 2014 году, стояла на линии столкновений.
– Православное монашество, духовенство, православные христиане всегда выступали за мир, за правду, препятствовали междоусобной брани и всегда были готовы жизнь свою положить за друзей своих, как учит нас Спаситель мира. Поэтому наши недоброжелатели напрасно думают, что им удастся закрыть обитель.
– Враг рода человеческого, как всегда, ищет заблудшие людские души, наполняя их гневом и враждой на святую Церковь. Поэтому нам очень важно сейчас объединиться всем православным миром, встать на защиту обители, чтобы мы могли продолжить летопись десяти веков христианства, которую вели наши прадеды, открыть золотую страницу в увековечении великих святынь Киевской Руси.
Праведный И ́ ов Многострадальный
День памяти
Житие
Житие праведного Иова Многострадального
Святой праведный Иов жил за 2000–1500 лет до Рождества Христова, в Северной Аравии, в стране Авситидийской, в земле Уц. Жизнь и страдания его описаны в Библии (Книга Иова). Есть мнение, что Иов приходился племянником Аврааму: был сыном брата Авраама – Нахора. Иов был человеком богобоязненным и благочестивым. Всей душой он был предан Господу Богу и во всем поступал согласно Его воле, удаляясь от всего злого не только в делах, но и в мыслях. Господь благословил его земное существование и наделил праведного Иова большим богатством: у него было множество скота и всякого имения. Семь сыновей праведного Иова и три дочери были дружны между собой и собирались на общую трапезу все вместе поочередно у каждого из них. Через каждые семь дней праведный Иов приносил за своих детей жертвы Богу, говоря: “Может быть, кто из них согрешил или похулил Бога в сердце своем”. За свою справедливость и честность святой Иов был в великом почете у сограждан и имел большое влияние на общественные дела.
Однажды, когда перед Престолом Божиим предстали Святые Ангелы, явился между ними и сатана. Господь Бог спросил сатану, не видел ли он раба Его Иова, мужа праведного и чуждого всякого порока. Сатана дерзко отвечал, что недаром богобоязнен Иов – Бог бережет его и умножает его богатства, но если наслать на него несчастья, то он перестанет благословлять Бога. Тогда Господь, желая показать терпение Иова и веру, сказал сатане: “Все, что есть у Иова, Я предаю в твои руки, только самого его не касайся”. После этого Иов внезапно лишился всех своих богатств, а потом и всех своих детей. Праведный Иов обратился к Богу и сказал: “Нагим вышел я из чрева матери моей, нагим возвращусь к матери своей земле. Господь дал, Господь и взял. Да будет Имя Господне благословенно!” И не согрешил Иов перед Господом Богом, и не произнес ни одного неразумного слова.
Когда Ангелы Божии вновь предстали перед Господом, и среди них сатана, то диавол сказал, что Иов праведен, пока сам невредим. Тогда Господь возвестил: “Я попускаю тебе сделать с ним, что хочешь, только душу его сбереги”. После этого сатана поразил праведного Иова лютой болезнью – проказой, которая покрыла его с ног до головы. Страдалец принужден был выселиться из общества людей, сел вне города на куче пепла и глиняным черепом скоблил свои гнойные раны. Все друзья и знакомые оставили его. Жена его принуждена была добывать себе пропитание, трудясь и скитаясь из дома в дом. Она не только не поддерживала своего мужа в терпении, но думала, что Бог наказывает Иова за какие-либо тайные грехи, плакала, роптала на Бога, укоряла и мужа и наконец посоветовала праведному Иову похулить Бога и умереть. Праведный Иов тяжко скорбел, но и в этих страданиях остался верен Богу. Он отвечал жене: “Ты говоришь как одна из безумных. Неужели доброе мы будем принимать от Бога, злого не будем принимать?” И не согрешил праведный ни в чем перед Богом.
Услышав о несчастиях Иова, три его друга пришли издалека к нему разделить его скорбь. Они считали, что Иов наказан Богом за грехи, и убеждали неповинного ни в чем праведника покаяться. Праведник отвечал, что он страдает не за грехи, но что эти испытания посланы ему от Господа по непостижимой для человека Божественной воле. Друзья, однако, не верили и продолжали считать, что Господь поступает с Иовом по закону человеческого возмездия, наказывая его за совершенные грехи. В тяжкой душевной скорби праведный Иов обратился с молитвой к Богу, прося Его Самого засвидетельствовать перед ними его невиновность. Тогда Бог явил Себя в бурном вихре и укорил Иова за то, что он пытался проникнуть своим разумом в тайны мироздания и судеб Божиих. Праведник всем сердцем раскаялся в этих мыслях и сказал: “Я ничтожен, отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле”. Тогда Господь повелел друзьям Иова обратиться к нему и просить его принести за них жертву, “ибо, – сказал Господь, – только лицо Иова я приму, чтобы не отвергнуть вас за то, что вы говорили обо Мне не так верно, как раб Мой Иов”. Иов принес жертву Богу и помолился за друзей, и Господь принял его ходатайство, а также возвратил праведному Иову здоровье и дал ему вдвое больше того, что он имел прежде. Вместо умерших детей у Иова родилось семь сыновей и три дочери, прекраснее которых не было на земле. После перенесенных страданий Иов прожил еще 140 лет (всего же он прожил 248 лет) и видел потомство свое до четвертого рода.
Святой Иов прообразует Господа Иисуса Христа, сошедшего на землю, пострадавшего ради спасения людей, а потом прославившегося славным Своим Воскресением.
“Я знаю, – говорил праведный Иов, пораженный проказой, – знаю, что Искупитель мой жив, и Он восставит из праха в последний день распадающуюся кожу мою, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам, мои глаза, не глаза другого увидят Его. Чаянием сего истаивает сердце мое в груди моей!” (Иов.19,25-27).
“Знайте, что есть суд, на котором оправдается только имеющий истинную премудрость – страх Господень и истинный разум – удаление от зла”.
Святой Иоанн Златоуст говорит: “Нет несчастья человеческого, которого не перенес бы этот муж, твердейший всякого адаманта, испытавший вдруг и голод, и бедность, и болезни, и потерю детей, и лишение богатства, и затем, испытав коварство от жены, оскорбления от друзей, нападения от рабов, во всем оказался тверже всякого камня, и притом до Закона и Благодати”.
Святой праведный Иов Многострадальный
На всем свете нет человека, который больше бы перенес неправды, чем Иов многострадальный. Напраслина, нищета, страшные удары потерь, злая ненависть от близких, ропот, уныние, отчаяние — вот цепь ужасных мук, перенесенных праведным и неповинным человеком.
Будучи непорочным перед Богом и людьми, Иов страдал исключительно по зависти бесовской. Сатана не стерпел его добродетелей и праведной жизни. И вот, по Божию попущению, он навел на Иова ужасные бедствия.
Праведный Иов был богат и знаменит. У него было семь сыновей и три дочери. Было семь тысяч голов мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц, а также весьма много прислуги.
В один злополучный день Иов все это потерял. Детей, когда они все были вместе, раздавил упавший дом, в котором они находились. Его весь скот угнали иноплеменники. Имение разграбили разбойники. Слуг и дворовых побили.
Когда Иов услышал обо всем этом, он разодрал свои одежды в знак великого горя, упал на землю и сказал: “Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращуся, Господь дал, Господь и взял… Буди имя Господне благословенно!” (Иов. 1, 21).
Но диавол на этом не успокоился. Он поразил Иова лютой проказой от подошвы ног по самое темя его. Иов вышел из селения, потому что нельзя было ему находиться там по причине зловония, исходящего от него. Он сел на пепел вне селения и черепком соскабливал гной со своих ран. Это были физические страдания. Но кроме них есть страдания более тяжкие — нравственные, душевные.
Сатана, видя что и проказа не сломила дух Иова, навел на него душевные страдания. Жена Иова — самый близкий человек — стала его укорять и злословить. Она пришла на гноище Иова и сказала ему:
— Доколе ты будешь терпеть? Вот подожду еще немного и уйду от тебя. Дети мои все погибли, имение тоже, все болезни и труды мои, коими я трудилась, все напрасно. Сам ты сидишь и смраде червей, проводя ночь без покрова, а я скитаюсь и служу, перехожу с места на место… До каких пор все это будет? Скажи некое слово к Богу и умри.
Но Иов сказал жене своей:
— Ты говоришь, как одна из безумных. Неужели мы доброе будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? (Иов. 2, 10).
Но вот к Иову пришли три его знатных друга. Они хотели утешить его, но вместо этого еще более причинили ему страданий. Друзья стали укорять Иова за то, что он страдает за свои тайные, злые дела. Скрыв от людей какие-то грехи, Иов не мог скрыть их от Всевидящего Бога, Который вот теперь, дескать, и наказывает его этими страданиями.
Для честного и невиновного человека больнее всего та боль, когда в чем-либо его обвиняют, а он в этом совершенно не виноват и чист. Эта душевная мука мучительнее всякого физического страдания.
Услышав от близких своих неправедное обвинение себе и видя, что они его совершенно не понимают, Иов почувствовал всю тяжесть своего одиночества. Горечь и слезы наполняли его бедную душу и он воскликнул:
— Погибни день, в который я родился, и ночь, в которой зачался человек! Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева… Теперь бы лежал я и почивал, спал, и мне было бы спокойно… Или, как выкидыш сокрытый, я погиб бы, как младенцы, не увидевшие света… На что страдальцу дан свет, и жизнь огорченным душею, которые ждут смерти, и нет ее… На что дан свет человеку, путь которого закрыт и которого Бог окружил мраком? Вздохи мои предупреждают хлеб мой, и стоны мои льются, как вода… Нет мне мира, нет покоя, нет отрады (Иов. 3, 26). Опротивели душе моей жизнь моя, предамся печали моей, буду говорить в горести души моей. Скажу Богу: не обвиняй меня, объяви мне, за что Ты со мною борешься? Хорошо для Тебя, что Ты угнетаешь, что оставляешь дело рук Твоих (Иов. 10, 1–3).
— Где ты был, когда Я полагал основание земли? Скажи, если знаешь… Кто затворил море воротами, когда оно исторглось, вышедши как бы из чрева. Давал ли ты когда в жизни указания утру и указывал ли заре место ее? Нисходил ли ты в глубину моря и входил ли в исследование бездны? Знаешь ли ты уставы неба, можешь ли установить господство его на земле. (Иов. 38, 4-33).
Иов отвечал Господу:
— Знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено… Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле… (Иов. 42, 1–2, 6).
Иов многострадальный страшно терзался своей душой, видя как нечестные благоденствуют и умножают свое беззаконие и насилие над слабыми. Он уже почти сомневался, стоит ли стремиться жить по правде и делать по совести? Коли нечестивые грешат, беззаконничают, живут безнаказанно в роскоши и славе, тогда какой же смысл делать добро и жить по правде?
Но Господь сказал Иову, что Бог так велик, так мудр и добр, что пути Его непроницаемы. И все, что Он делает с человеком, делает по Своей благости и любви. И если страдает человек несправедливо, он и награду получит за это великую. Но страдая, человек не должен пытаться узнать пути Божии, творимые с ним. Он должен доверять Богу во всем, что бы ми делал Господь с человеком. И в этом доверии Богу вся красота покорности человека своему Создателю и весь смысл спасительного смирения.
Испытав терпение праведника, Бог посрамил этим сатану, который более не дерзал клеветать на рабов Божиих. Затем Господь наградил Иова еще большим богатством, чем было у него до этого. И снова было у Иова семь сыновей и три дочери.
Праведный Иов жил еще много лет. Он видел сыновей своих и сыновей сыновних до четвертого рода и умер в старости, насыщенный днями (Иов. 42, 17).
Так награждается Богом терпение людей, их страдания, их муки, если принимаются они не как случайные бедствия, а как посланные от Бога для нашей пользы.
Как близок Иов многострадальный ко многим современным людям, которые терпят тяжелые бедствия от близких, родных! Они лишаются своих домов, детей, имущества, высокого положения. И как часто они, бедные, готовы роптать на Бога, всех и каждого, видя как несправедливо их притесняют, поносят, унижают, готовы стереть их имена с лица земли. И вот такие страдальцы пусть помнят всегда Иова многострадального, который по зависти и злобе других все потерял, а потом получил еще здесь, на земле, вдвое, втрое больше, чем имел до этого.
Источник: Архимандрит Тихон (Агриков). С Евангелием
Источники:
http://pravoslavie.ru/110764.html
http://azbyka.ru/days/sv-iov-mnogostradalnyj
http://stsl.ru/news/all/svyatoy-pravednyy-iov-mnogostradalnyy