История философии в кратком изложении. История философии в кратком изложении учебное пособие

История философии в кратком изложении – Богута И.И.

Название: История философии в кратком изложении.

Автор: Богута И.И.

Книга коллектива авторов Чехословацкой АН представляет собой краткие очерки по истории философской мысли от се истоков до немецкой классической философии включительно. Рассматриваются философские культуры стран Междуречья, древней и средневековой Индии, Китая, античного мира, средневековья и Нового времени.

Развитие теоретического мышления и становление философии представляют длительный процесс, предпосылки которого можно найти уже на ранних ступенях человеческого общества. Древнейшие философские системы, пытавшиеся найти ответ на вопрос о происхождении, сути мира и места человека в нем, имели длительную предысторию, появились же они на сравнительно развитой стадии классовых отношений.
Уже в условиях родовой общины, всецело зависимой от природы, человек стал воздействовать на природный процесс, приобретая опыт и знание, оказывающие влияние на его жизнь. Окружающий мир постепенно становится предметом деятельности человека. Свое отношение к миру он не осознавал и, естественно, не мог выразить в теоретических формах. Выделение человека из окружающего мира сопровождалось различными магическими обрядами, символизировавшими его стремление к соединению с природой. Результаты археологических исследований и сравнительной этнографии позволяют хотя бы частично осветить этот этап развития человеческого мышления. Конкретные формы начальных теоретических построений, которые существовали до создания письменности, остаются для нас более или менее гипотетическими.

СОДЕРЖАНИЕ

ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ 3
Введение 4
Древний Ближний Восток — истоки философского мышления 8
Философия древней и средневековой Индии 17
НАЧАЛА ФИЛОСОФСКОГО МЫШЛЕНИЯ — УЧЕНИЕ ДЖАЙНИЗМА И БУДДИЗМА 24
Джайнизм — 25, Буддизм — 27
УЧЕНИЕ МАТЕРИАЛИСТОВ 31
ФИЛОСОФСКИЕ СИСТЕМЫ ИНДУИЗМА 34
Санкхья — 35, Йога — 36, Вайшешика — 37, Ньяя — 37, Миманса — 39, Веданта — 40
Философия древнего и средневекового Китая 42
НАЧАЛА ФИЛОСОФСКОГО МЫШЛЕНИЯ —
Классические книги китайской образованности — 43
СТО ШКОЛ — ПЕРИОД РАСЦВЕТА КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ 47
Конфуцианство — 48, Даосизм — 52, Школа имен — 55, Моизм — 56, Цзоу Янь и пять элементов — 57, Легизм — 58, Эклектики — 59
ФИЛОСОФИЯ В ЭПОХУ ДИНАСТИИ ХАНЬ 60
ФИЛОСОФИЯ В III—X вв 62
Даосизм в III—X вв.— 63. Буддизм — 63,
Неоконфуцианство — 64

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ 66
Введение 67
Досократовская философия 69
ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ПЕРВЫХ ФИЛОСОФОВ 70
МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА 72
Фалес из Милета — 73, Анаксимандр — 76,
Анаксимен — 77
ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ 79
ЭЛЕАТЫ 84
Ксенофан из Колофона — 84, Парменид — 87, Зенон из Элей — 90, Мелисс — 92
ПИФАГОР И ПИФАГОРЕЙЦЫ 94
Ученики Пифагора — 99
ЭМПЕДОКЛ И АНАКСАГОР 100
Эмпедокл — 101, Анаксагор — 105
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ АТОМИСТЫ 109
Левкипп— 109, Демокрит— 110
Античная философия классического периода 122
СОФИСТЫ 123
СОКРАТ 127
ПЛАТОН 133
МАЛЫЕ СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ 143
АРИСТОТЕЛЬ 148
Философия эллинистического и римского периодов 164
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ —
Перипатетики — 164, Академическая философия— 166, Эпикуреизм— 167, Стоицизм — 172, Скептицизм — 176, Эклектицизм — 178
РИМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 179
Стоицизм — 180, Эпикуреизм— 185, Скептицизм — 189, Эклектицизм — 190, Неоплатонизм — 191

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ 196
Введение 197
Период патристики 202
ГНОСТИЦИЗМ —
МАНИХЕЙСТВО 204
АПОЛОГЕТЫ 205
Тертуллиан — 206
АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ БОГОСЛОВСКАЯ ШКОЛА И СБЛИЖЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ С ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИЕЙ 207
Ориген — 207, Арий — 208, Афанасий — 208
КАППАДОКИЙСКИЕ «ОТЦЫ ЦЕРКВИ» 209
АВРЕЛИЙ АВГУСТИН 210
ПСЕВДО-ДИОНИСИЙ И ПОСЛЕДОВАТЕЛИ АВГУСТИНА 221
Возникновение схоластической философии в Западной Европе 224
ЭРИУГЕНА 227
УКРЕПЛЕНИЕ ФЕОДОЛИЗМА В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В XI И XII вв 230
СПОР ОБ УНИВЕРСАЛИЯХ 231
Ансельм Кентерберийский — 232, Иоанн Росцел-лин — 235, Гильом из Шампо — 236, Пьер Абеляр — 236
РАЦИОНАЛИЗМ И НАТУРАЛИЗМ ШАРТРСКОЙ ШКОЛЫ 238
ЦИСТЕРЦИАНЕ 239
ШКОЛА СВ. ВИКТОРА 240
Арабская и еврейская философия средневековья 242
ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ АРАБОВ — АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 244
Авиценна — 245, Аверроэс — 246, Скептическая мистика — 247
ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 248
Период расцвета схоластики 250
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА И ФИЛОСОФИЯ — УНИВЕРСИТЕТЫ И ОРДЕНЫ 252
ПАНТЕИСТИЧЕСКИЙ АРИСТОТЕЛИЗМ XIII В. — Александризм — 253, Латинский аверроизм — 253
ФИЛОСОФСКО-ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ АРИСТОТЕЛИЗМ , 255
Александр из Гэльса — 256, Джованни Фиданца — 256
АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ И ФОМА АКВИНСКИЙ 258 Альберт Великий — 256, Фома Аквинскнй — 260
ОКСФОРДСКАЯ ШКОЛА В XIII в 268
Роберт Гроссетест — 269, Роджер Бэкон — 270
Поздняя схоластика 273
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В XIV—XV вв. И СИТУАЦИЯ В ФИЛОСОФИИ –
Дуне Скот — 274
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛ ТИПА «VIA ANTIQUA» В XIV И XV вв 277
Томизм — 277, Скотизм — 277, Аверроизм — 278 Неоплатоновский альбертизм и мистика — 278
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛ ТИПА «VIA MODERNA» В XIV И XV вв 281
Уильям Оккам и оккамизм — 281, Джон Уиклиф — 285

ФИЛОСОФИЯ РЕНЕССАНСА 288
Эпоха, культура, философия 289
Гуманизм в Италии 293
НАЧАЛО ИТАЛЬЯНСКОГО ГУМАНИЗМА 294
Данте Алигьери — 294, Франческо Петрарка — 295
ПЛАТОНИЗМ РЕНЕССАНСА 297
Марсилио Фичино — 300, Пико делла Мирандо-ла — 301
АРИСТОТЕЛИЗМ РЕНЕССАНСА 303
Пьетро Помпонацци — 303
Реформация 306
Гуманисты заальпийских европейских стран 315
Мишель де Монтень —317
Натурфилософия Ренессанса и новое естествознание 320
НОВОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ — ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ 323
Николай Кузанский — 323, Бернардино Телезио — 326, Джордано Бруно — 329
Социальные теории 334
ИДЕОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА —
Никколо Макиавелли — 335, Жан Воден — 337
ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА 338
ПРЕДШЕСТВЕННИКИ УТОПИЧЕСКОГО СОЦИАЛИЗМА 339
Томас Мор — 339, Томмазо Кампанелла — 341

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ 345
Начало формирования философского мышления Нового времени 346
Фрэнсис Бэкон — 349, Рене Декарт — 364, Картезианство — 374, Пьер Гассенди — 377
Английская философия XVII в 380
Томас Гоббс — 380, Джон Локк — 385
Рационализм европейской философии XVII в. 383
Бенедикт Спиноза — 383, Лейбниц — 400, Христиан Вольф — 406
Субъективно-идеалистическое завершение сенсуалистской философии и критическая реакция на нее 407
Джордж Беркли — 407, Давид Юм — 414
МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В АНГЛИИ 422
ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ 424
ФИЛОСОФИЯ «ЗДРАВОГО СМЫСЛА» 425
Французская философия XVIII в 427
НАЧАЛО ФОРМИРОВАНИЯ —
Пьер Бейль — 428, Жан Мелье — 430, Шарль Луи Монтескье — 431
ПРОСВЕЩЕНИЕ 433
Вольтер — 433, Руссо — 436, Кондорсе — 442
ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ 444
Дени Дидро — 445, Д’Аламбер — 446
МЕХАНИСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ 448

Читать еще:  Дзен медитация подключения к высшему разуму. Для кого подойдут йогические медитации

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 455
Немецкая классическая философия 456
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ ГЕРДЕРА 458
ИММАНУИЛ КАНТ 467
Теоретическая философия — 467, Этика — 481, Эстетика — 490
ФИЛОСОФИЯ ФИХТЕ 495
Ф.-В.-И. ШЕЛЛИНГ 504
Г.-В.-Ф. ГЕГЕЛЬ 517
Феноменология духа — 521, Наука логики — 531, Эстетика — 538, Философия истории — 542, Основания философии права — 550
Цитируемая литература 564

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу История философии в кратком изложении – Богута И.И. – fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Коллектив авторов – История философии в кратком изложении

Описание книги “История философии в кратком изложении”

Описание и краткое содержание “История философии в кратком изложении” читать бесплатно онлайн.

Книга коллектива авторов Чехословацкой АН представляет собой краткие очерки по истории философской мысли от се истоков до немецкой классической философии включительно. Рассматриваются философские культуры стран Междуречья, древней и средневековой Индии, Китая, античного мира, средневековья и Нового времени.

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ В КРАТКОМ ИЗЛОЖЕНИИ

Развитие теоретического мышления и становление философии представляют длительный процесс, предпосылки которого можно найти уже на ранних ступенях человеческого общества. Древнейшие философские системы, пытавшиеся найти ответ на вопрос о происхождении, сути мира и места человека в нем, имели длительную предысторию, появились же они на сравнительно развитой стадии классовых отношений.

Уже в условиях родовой общины, всецело зависимой от природы, человек стал воздействовать на природный процесс, приобретая опыт и знание, оказывающие влияние на его жизнь. Окружающий мир постепенно становится предметом деятельности человека. Свое отношение к миру он не осознавал и, естественно, не мог выразить в теоретических формах. Выделение человека из окружающего мира сопровождалось различными магическими обрядами, символизировавшими его стремление к соединению с природой. Результаты археологических исследований и сравнительной этнографии позволяют хотя бы частично осветить этот этап развития человеческого мышления. Конкретные формы начальных теоретических построений, которые существовали до создания письменности, остаются для нас более или менее гипотетическими.

Развитие практической деятельности человека предполагает совершенствование его способности предвидения, основанную на наблюдении определенной последовательности событий и, таким образом, постижении некоторых закономерностей природных явлений. Этот процесс зависел от многих внешних обстоятельств и внутренних условий, характерных для определенных областей и общностей. К важнейшим моментам, влияющим на ход этого процесса, относится необходимость объяснять и воспроизводить результаты познания. Развитие языка, и прежде всего появление абстрактных понятий, является важным свидетельством формирования теоретического мышления и складывания предпосылок для возникновения общих умозаключений, а тем самым и для философии.

Погребения умерших, остатки жертвоприношений, различные предметы культового характера свидетельствуют о том, что люди с незапамятных времен стремились найти ответы на вопросы, что такое жизнь, когда она возникает и почему кончается. Подобные вопросы, даже если ответы на них были самыми фантастическими, предполагали существование причинной зависимости и наличие весьма сложных представлений о пространстве и времени. В частности, представление о времени возникало из понимания как конечности человеческого существования, так и постоянства движения небесных тел, время же измерялось длительностью растительного цикла. Такое представление претерпело значительное развитие уже в древнейшие времена. Об этом говорят некоторые мифы, где время выступает как мера ценности. Только то, что вечно, может быть совершенно. Вечность является атрибутом божественного существования и действия. Неосознанным выражением этого убеждения и одновременно практическим подтверждением стремления к преодолению временной ограниченности индивидуального человеческого существования были различные погребальные ритуалы, магические обряды и культ усопших, сохраняемый родом.

Наивно-натуралистическое понимание природных закономерностей, проецируемое на отношения в обществе, весьма долго существовало во взглядах на мир, его начало и суть; не избавилась от него и философия.

Все эти обстоятельства воздействовали на представления людей о природе и постепенно модифицировали их. Развитие мысли в области этой проблематики весьма долго протекало в рамках существовавших взглядов и формально не выходило за их пределы. Однако обыденные представления под влиянием расширяющегося опыта получали новое содержание, а углубляющееся познание окружающего мира и человеческого общества ускоряло этот процесс. Важнейшей вехой в развитии человеческого мышления было изобретение письменности. Она не только принесла новые возможности передачи знания, но и обогатила предпосылки для развития собственно знания.

Условия прогресса теоретического мышления, а в его рамках и первые проявления философского мышления складывались неравномерно. Различались между собой отдельные регионы с разными социально-экономическими условиями. Был целый ряд специфических, обстоятельств, которые ускоряли или замедляли это развитие и которые сейчас нельзя с точностью определить. Мы стремились на некоторых примерах, которые, конечно, не исчерпывают всю проблематику, показать, как возникали предпосылки теоретического осмысления мира и какими путями развивалась философия в колыбели цивилизации — на Востоке. Развитие философского мышления в странах Востока не составляло прямой линии. И хотя не исключается на некоторых этапах и в некоторых областях взаимное влияние, все три исследуемых региона — Ближний Восток, Индия и Китай — представляют самостоятельные культурные целостности.

Ближний Восток не создал в древности философской традиции в подлинном смысле слова. Однако он был областью, где в отличие от других регионов мира преобладали оседлые земледельцы и развитие социально-экономических отношений происходило весьма интенсивно. Этому динамичному развитию соответствовала и накопленная сумма знаний и опыта. Новые практические сведения использовались для развития теоретического мышления. Они воздействовали также на религиозные представления, на идеологию и культуру в целом. Все эти различные сферы человеческой мыслительной активности выступали в древних ближневосточных цивилизациях как единое целое. Однако в их единстве существовали предпосылки для возникновения различных научных дисциплин, включая философию. Основу этого богатого наследия восприняли греки прежде всего малоазийского побережья, а через их посредство и весь эллинистический мир. Огромный вклад Греции во все области познания, включая философское мышление, невозможно представить без этой основы.

Читать еще:  Во сне приснились грибы. Собирать во сне грибы — хорошая или плохая примета? Азбука толкования снов

Древнейшие культуры Ближнего Востока имели контакты с Индией. Однако здесь развитие мысли с самого начала протекало более или менее самостоятельно. Предпосылки и начальные формы философского мышления в Индии постепенно кристаллизовались в цельные философские системы, развитие которых можно проследить на длительных временных отрезках. Здесь философская традиция никогда полностью не прерывалась, несмотря на различные политические, социально-экономические и этнические изменения. Она существовала в индийском обществе как устойчивый элемент вечно живого культурного наследия. Внешние влияния и контакты, о которых упоминается в главе, посвященной Индии, обогащали индийскую философию, но не были определяющими для ее развития.

Древнюю и средневековую китайскую философию также нельзя отделять от развития духовной жизни китайского общества в целом. Она развивалась самостоятельно, и только буддизм существенно повлиял на нее, однако в течение нескольких веков он был приспособлен к местной традиции и духовной жизни. Китайскую философию можно характеризовать как единое целое, развитие которого определялось способностью интегрировать в себе различные новые внешние влияния.

Кроме того, в древности и в средние века наравне с крупными государственными образованиями возникали и существовали менее значительные государства, где развивались различные направления мысли, которые, к сожалению, в настоящем исследовании невозможно оценить и представить в достаточной мере.

ДРЕВНИЙ БЛИЖНИЙ ВОСТОК. ИСТОКИ ФИЛОСОФСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Люди уже в доисторические времена создавали представление о мире, который их окружает, и о силах, которые правят и миром, и человеком. О существовании этих взглядов и представлении свидетельствуют материальные остатки древнейших культур, археологические находки. Примитивный способ производства и старейшие формы организации общества, которое еще не было классово дифференцированным, оставили лишь эти косвенные свидетельства, говорящие о «мировоззрении» своих носителей. Прогрессирующее развитие производительных сил и более сложная структура общества неотделимы от расширения опыта и знаний о мире и тех закономерностей, которые влияют на природу и человека. Этот процесс вел к образованию классовых обществ с более сложной организацией производства, к созданию письменности. Первые доказательства существования письменности на изломе 4-го и 3-го тысячелетий до н. э. были получены на территории Месопотамии и Египта. Письменные заметки, которые первоначально применялись в хозяйственной и деловой областях, постепенно охватывали мир мыслей и «создателей» письма, и всех тех, кто получил от них это наследие, совершенствовал и использовал его.

Древнейшие письменные памятники ближневосточных областей не представляют, очевидно, целостных философских систем с точным понятийным аппаратом. В них не отражена проблематика бытия и существования мира (онтология), нет четкости в вопросе о возможностях человека познать мир (гносеология). На эту ступень развития вышли лишь античные мыслители, которые стоят у начала традиции европейского философского мышления. Развитие древнегреческой философии и всей дальнейшей, связанной с ней традиции не было бы понято в полной мере и объяснимо без знания наследия мысли древнейших цивилизаций Ближнего Востока, оказавших значительное влияние на греческую культуру в самых древних ее слоях. Однако систематическое исследование ближневосточных цивилизаций сравнительно молодо и едва превышает сто лет.

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ В КРАТКОМ ИЗЛОЖЕНИИ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В КРАТКОМ ИЗЛОЖЕНИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

научно-методическим советом университета

История философии в кратком изложении : учебное

пособие / Г.В. Хомелев. – СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2013. – 207 с.

Учебное пособие представляет собой краткое систематизированное изложение основных этапов развития философской мысли, ее главных направлений, течений и школ.

Пособие рекомендуется студентам и аспирантам, изучающим курс философии, истории и философии науки в рамках соответствующих вузовских программ.

Рецензенты : д-р филос. наук, проф. кафедры гуманитарных наук Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения А.И. Тимофеев

канд. филос. наук, доц. кафедры философии Санкт-Петербургского государственного экономического университета А.А. Рябов

Хомелев Геннадий Владимирович

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ В КРАТКОМ ИЗЛОЖЕНИИ

Редактор Т.И. Рубцова

Подписано в печать 27.05.13. Формат 60х84 1/16.

Усл. печ. л. 12,9. Тираж 290 экз. Заказ 236. РТП изд-ва СПбГЭУ.

Издательство СПбГЭУ. 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21.

ВВЕДЕНИЕ: Философия, ее предмет и метод.

Специфика философского познания .

Мировоззрение и его исторические формы. Философия и мировоззрение. Предмет философии. Понятие метода в философии. Специфика формы философского познания. Специфика результатов философского познания. Основной вопрос философии. Философия и наука

Глава I. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА .

1.1. Философия Древней Индии. 1.1.1. Общая характеристика.

1.1.2. Источники: веды, их структура и содержание. 1.1.3. Основные философские идеи вед. 1.1.4. Философские школы: Санкхъя, Йога, Ведан-

та, Буддизм. 1.2. Философия Древнего Китая. 1.2.1. Общая характе-

ристика. 1.2.2. Источники. 1.2.3. Основные идеи и школы: даосизм и конфуцианство

Глава II. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ЗАПАДА.

2.1. Общая характеристика. 2.1.1.

Особенности философского миро-

воззрения. 2.1.2. Основные этапы развития. 2.2. Ранний период. 2.2.1. Содержание этапа (основные тенденции). 2.2.2. Философские школы: пифагорейская школа, милетская школа, школа античной диалектики (диалектика Гераклита), элейская школа. 2.3. Классический период. 2.3.1. Содержание этапа (основные тенденции). 2.3.2. Философские школы: Эмпедокл и Анаксагор: плюрализм начал бытия, школа античных софистов, Сократ и сократические школы, школа античных атомистов, философия Платона, философское учение Аристотеля: дуализм материи и формы. 2.4. Эпоха эллинизма. 2.4.1. Содержание этапа: особенности философского мировоззрения. 2.4.2. Основные течения и школы: скептицизм, стоицизм, эпикуреизм, академия Платона, неоплатонизм

Глава III. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ

3.1. Общий характер средневековой философии. 3.2. Идейные источники. 3.3. Основные черты западноевропейского средневекового мировоззрения. 3.4. Ключевые философские проблемы. 3.5. Основ-

ные этапы развития. 3.5.1. Ранний период, или период патристики. Содержание этапа. Учения и школы: Тертуллиан, Ориген, Августин Аврелий. 3.5.2. Период формирования схоластики. Содержание этапа. Основные учения и тенденции. Иоанн Скот Эриугена: у истоков теологического рационализма. Формирование противоположности рационалистической и мистической теологии. 3.5.3. Период расцвета схоластики. Содержание этапа. Томизм: философское учение Фомы Аквинского. 3.5.4. Период поздней схоластики. Содержание этапа. Основные течения: Д. Скот и В. Оккам

Глава IV. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ:

ПАНТЕИЗМ И ДИАЛЕКТИКА .

4.1. Общая характеристика эпохи Возрождения. 4.2. Особенности философского мировоззрения. 4.2.1. Возрождение ценностей антич-

ной культуры. 4.2.2. Переходный характер философского мировоззрения. 4.2.3. Пантеизм. 4.2.4. Диалектические идеи. 4.2.5. Антропоцентризм и абстрактный гуманизм

Глава V. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ .

5.1. Общий характер и основные особенности. 5.2. Проблема источника знаний и метода познания: эмпиризм и рационализм. 5.2.1. Эмпиризм. 5.2.2. Рационализм. 5.3. Особенности материализма XVII–XVIII веков: учение о материи и движении. 5.4. «Монадология» Г.В. Лейбница. 5.5. Субъективный идеализм Дж. Беркли и скептицизм Д. Юма

Читать еще:  Турецкие мужские имена на букву э. Женские имена на букву э

Глава VI. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ

6.1. Основные черты. 6.2. Философское учение И. Канта. 6.3. Философия Г. Гегеля: система и метод. 6.4. Антропологический материализм Л. Фейербаха

Глава VII. МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ .

7.1. Источники и основные идеи. 7.2. Состав и содержание марксистской философии

Глава VIII. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ .

8.1. Общая характеристика. 8.2. Основные особенности. 8.2.1. Он-

тологизм. 8.2.2. Идея синтеза знания, чувства и воли. 8.2.3. Антропологизм

Глава IX. СОВРЕМЕННАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ

9.1. Общая характеристика: источники, главные течения и проблемы. 9.2. Неопозитивизм. 9.3. Экзистенциализм. 9.3.1. М. Хайдеггер:

онтология и экзистенциальная аналитика бытия. 9.3.2. Ж.-П. Сартр: бытие и ничто, человек и свобода

Философия, ее предмет и метод. Специфика философского познания

Термин философия ( φιλοσοφια ) по преданию древних ввел Пифагор (VII в. до н. э.). Это слово образовано путем сочетания двух греческих слов φιλια (филиа) – любовь , σοφια (софия)

– мудрость . Таким образом, философия, согласно этимологическому значению термина, есть «любовь к мудрости». С этой точки зрения сущность философии состоит в удовлетворении извечной человеческой потребности в совершенном знании, каковой является мудрость. Причем, согласно данному пониманию предназначения философии, сама она не есть мудрость, а только искание мудрости, стремление к ней, которое в смысле силы страсти можно уподобить любви.

Как возникает философия? Это отдельная и большая проблема. Ее рассмотрение предполагает анализ конкретных исторических предпосылок и некоторых дофилософских форм мировоззрения (например, мифологии, религии и мистицизма).

Мировоззрение: мифология, религия, мистицизм, философия

Мировоззрение можно определить как совокупность зна-

ний человека о мире, убеждений , верований , ценностей и со-

ответствующих им ценностных представлений.

В качестве исторических форм мировоззрения обычно рас-

сматривают мифологию , религию , мистицизм и философию .

Мифология. Мифология представляет собой мировоззрение соответствующее ранним ступеням развития человечества. Оно имеет свои отличительные особенности. Во-первых, это такой способ объяснения действительности, когда объективное и субъективное еще не осознаются в своем отличии друг от друга и не различаются. Субъективное рассматривается как объективное (например, сон принимается за действительность); а объективное, в свою очередь, может восприниматься как нечто субъективное (например, камень, который чувствует, видит, слышит, обладает душой). Во-вторых, для мифологии характерна такая объективация психических феноменов, когда они принимаются за нечто реаль-

ное, самодеятельное и самосущее. Фантазия принимается за реальность, вымысел за действительность. На этой почве возникают мифы и мифологическое мировоззрение.

Миф – это повествование, отличительные особенности которого состоят:

1) в аллегорическом , иносказательном или образно – символи-

ческом способе представления событий и явлений, ценностей и моделей поведения, законов природного или социального космоса,

а также в соответствующем способе их описания и объяснения;

2) в перенесении на явления окружающего мира свойств, при-

сущих человеку (так называемый антропоморфизм );

3) в отсутствии различия объективного и субъективного , т.е.

того, что есть в самой действительности и того, что есть только в представлении воспринимающего субъекта 1 ;

4) в особом дологическом мышлении , когда понятия выступа-

ют в форме чувственных представлений и образов . В этом отно-

шении особенностью дологического (мифологического) мышления является: а) нарушение законов логики 2 ; б) замещение причинных связей различных явлений связями ассоциативными , например, по аналогии или сходству в каком-либо отношении.

Религия. Религиозное мировоззрение связано с верой в Бога . Многовековое существование религии доказывает, что религиозность явление отнюдь не случайное. Религия существует именно потому, что удовлетворяет некоторые человеческие потребности . Поэтому в различных состояниях религиозного сознания человечества, в конкретных особенностях его религиозной жизни выражается сущность самого человека.

Что же представляет собой религиозная потребность и как она связана с религиозным сознанием?

В самом общем виде можно сказать, что религиозная потребность – это постоянная, извечная человеческая потребность в не-

преходящем , духовно – возвышенном и совершенном . Она выражает-

ся в стремлении человека в жизни – к бессмертию , в познании – к

1 Это различие с точки зрения целей научного познания является обязательным.

2 Основными законами логики являются закон тождества , закон исключенного третьего и закон непротиворечия . Нарушение этих законов приводит к тому, что предмет в одно и то же время может быть и самим собой и чем-то иным самого себя.

абсолютной истине , в морали – к абсолютному благу или добру , в творчестве – к абсолютному совершенству и красоте . Религия помогает человеку преодолевать исторически изменчивые, несовершенные формы бытия и возвышает человеческое существо в его устремлении к непреходящему , совершенному , вечному .

Поскольку абсолютное (непреходящее, совершенное, вечное) полагается целью конечного, т.е. смертного человека, то и основной формой, выражающей отношение человека к абсолютному, будет не знание, а вера .

Религиозное сознание в своей развитой форме есть сознание бесконечности и вечности жизни в Боге. В этом смысле религиозный человек – это человек, который верит в возможность обрести бессмертие (спасение), познать абсолютную истину, стать на путь совершенного добра и красоты через обожение , или, как это выражает православный вероучитель Игнатий Брянчининов, стать «богом по благодати» 3 .

Мистицизм. Мистическое значит невидимое , сокрытое ,

тайное . Мистику чаще всего относят к сфере личного духовного опыта, тогда как мистицизм рассматривают как общее мировоззрение, исходящее из того, что в человеческом существе, в его внутреннем космосе пересекаются два мира: видимый и невидимый, рационально (рассудочно) познаваемый и непознаваемый. Последний, будучи непостижимым, открывается человеку в его личном опыте («Царствие Божье внутри нас есть»). Этот высший план бытия, сокрытый в тайне, духовно переживается в особых экстатических состояниях человеческой души, когда сокрытое становится открытым для данного лица . Убеждение в существовании этих двух различных миров, видимого и невидимого , или двух планов бытия одной и того же мира является характерной чертой онтологии мистицизма .

Развитая форма религиозного мировоззрения, а к таковым можно отнести только религию откровения , предполагает мистицизм. Так, например, христианский мистицизм выражается в символическом представлении о реальности всего сущего, началом которого было Слово: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у

3 Святитель Игнатий Брянчининов. Слово о человеке. Гл. Сотворение человека. – М.: Изд-во Свято-Введенского монастыря Оптиной Пустыни, 1997.

Источники:

http://nashol.com/2011042754695/istoriya-filosofii-v-kratkom-izlojenii-boguta-i-i.html
http://www.libfox.ru/170761-kollektiv-avtorov-istoriya-filosofii-v-kratkom-izlozhenii.html
http://studfile.net/preview/5793977/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: