История арианской ереси.

Арианство

Ариа́нство — одно из учений в христианстве в IV—VI веков н. э., утверждавшее сотворённую природу Бога-Сына. Получило название по имени его основателя — александрийского священника Ария (др.-греч. Ἄρειος , ум. в 336).

Арианство возникло и, первоначально распространившись в восточных провинциях поздней Римской империи, стало государственной версией христианства при преемниках Константина и до окончания правления Валента II и, затем, государственной религией германских государств вплоть до VI века.

Содержание

Исторический аспект

До Никейского собора

Арианство расходилось с основным течением тогдашнего христианства в интерпретации природы Христа: Арий утверждал, что Христос сотворён Богом, и следовательно, во-первых, имеет начало своего бытия и, во-вторых, не равен ему: в арианстве Христос не единосущен Богу (греч. ὁμοούσιος , в русскоязычной литературе — омоусия), как утверждали оппоненты Ария александрийские епископы Александр и затем Афанасий, а лишь подобосущен ему (греч. ὅμοιος , омиусия). [1]

Сократ Схоластик пишет [2] , что причиной утверждения Арием подобосущности Бога-Отца и Бога-Сына явился его спор с епископом Александром, утверждавшим, что «Святая Троица есть в Троице единица». Арий воспринял это утверждение как попытку распространения епископом монархианского учения Савеллия Ливийского о Троице как о последовательных модусах единичного бога.

Сульпиций Север в своей «Хронике» описывает воззрения ариан таким образом:

То, что утверждали ариане, было следующим: Бог-Отец по устроении мира стал причиной рождения Сына и по Своей воле сущность Свою воплотил в иную, созданную из ничего, в Бога нового и другого; и было время, когда Сын не существовал.

В 324 г. Константин I одержал победу над своим соправителем Лицинием и стал единовластным правителем Римской империи. Объявив ранее в подписанном совместно с Лицинием Миланском эдикте «уравнивание в правах» христианства с прочими религиями империи и взяв курс на превращение христианства в государственную религию, Константин был заинтересован в консолидации церкви, однако при вступлении в 324 году в Никомедию получил ряд взаимных жалоб сторонников и противников учения Ария. Более того, споры сторонников Ария и Афанасия в Египте приобрели такое ожесточение, что стали переходить в стычки на улицах, в которых люди, по словам Евсевия Памфила [3]

сталкивались друг с другом, так что ожесточенные, в пылу исступления, покушались на дела нечестивые, осмеливались оскорблять изображение василевса.

В римском праве покушение на изображение императора являлось преступлением — лат. crimen laesae majestatis , оскорблением величества. Для разбирательства в споре, угрожающем и церковным, и политическим расколом, Константин отправил в Александрию епископа Кордубы Осию, чтобы он на месте выслушал и Ария, и Александра.

Никейский собор

По приказу Константина в г. Никея в 325 году был созван I Вселенский Собор, на котором арианство было осуждено, и в качестве символа веры (Никейский Символ) было принято учение о единосущной Троице, а сам Арий изгнан.

После Никейского собора

Впоследствии император Константин поддержал арианство, которое имело сильные позиции среди епископата на Востоке. В 328 году из ссылки были возвращены лидеры ариан епископы Евсевий Никомедийский и Феогнис Никейский, а в 330 году осуждён и сослан один из лидеров противоположной партии, епископ Евстафий Антиохийский. В 335 году Тирским собором был осуждён Афанасий Великий.

Антиохийский вселенский собор 341 года, изначально не признанный в качестве Вселенского западным епископатом, закрепил арианство как официальное учение. Миланский собор 355 года (на котором присутствовало не более сорока епископов), не признаваемый современными церквями и не имеющий канонического статуса, закончился почти полной победой ариан, а их противники — Афанасий Александрийский, Люцифер Калаританский и другие — были изгнаны из Константинополя. Тем не менее, в связи с частой сменой власти в Константинополе сторонники Афанасия православные христиане уже через несколько лет полностью восстановили свои позиции. В 381 году император Феодосий I (сам по религиозным убеждениям — противник арианства) потребовал созыва нового вселенского собора в Константинополе, где арианство и было осуждено.

Арианские церкви после Первого Константинопольского собора сохранились вне пределов Римской империи — в первую очередь у германцев (готов, вандалов, бургундов); так, например, готское население Остготского королевства, основанного в Италии Теодорихом, и вестготских владений в южной Галлии (Септимании) и Испании в VI века придерживалось арианства. Историк А. Г. Кузьмин в своей книге «Начало Руси. Тайны рождения русского народа» выдвинул версию, что раннее христианство на Руси носило арианский характер [4] .

Теологический аспект

Арианство являлось попыткой рационализировать (Сократ Схоластик называет Ария «человеком не без знания диалектики») христианскую догматику в духе субординационизма, то есть привнесением иерархичности отношений в Троицу. Следует отметить, что именно споры о природе Троицы, вызванные арианством, привели к утверждению Никейского Символа веры: в течение III века субординационистские воззрения были достаточно распространены, так, например, их придерживался Ориген.

Вообще, III—IV века были временем кодификации христианства и выработки его догматики, при этом христианству, с одной стороны, было необходимо дистанцироваться от строго монотеистичных иудеохристианских течений не только в обрядовости (что уже было сделано последователями апостола Павла), но и в догматике и, с другой стороны, всячески избегать сходства с эллинским политеизмом.

Ситуация осложнялась необходимостью создать христианскую философию и теологию, согласованную, пусть и частично, с эллинским философским наследием.

Такое согласование христианства с философией давалось нелегко. Пример — знаменитое Credo quia absurdum est , парафраз Тертуллиана (De Carne Christi, 5.4):

Et mortuus est dei filius: prorsus credibile est, quia ineptum est. Et sepultus resurrexit: certum est, quia impossibile. (И Сын Божий умер: это бесспорно, ибо нелепо. И, погребённый, воскрес: это несомненно, ибо невозможно).

Григорий Назианзин описал сложившуюся ситуацию с догматом о Троице таким образом (Слово 3, Защитительное при бегстве в Понт):

В сём догмате для обязанных просвещать других — всего опаснее, чтобы нам, из опасения многобожия, заключив Божество в одну Ипостась, не оставить в учении своём одних голых имён, признав за одно Отца и Сына, и Святого Духа, а также, чрез уклонение в противное, разделив Божество на трёх или разнородных и друг другу чуждых, или неподчинённых и безначальных, так сказать, противоположных Богов, не впасть в равное первому зло, подобно тому, что бывает с кривым деревом, которое чрез меру гнут в противную сторону.
А как ныне в учении о Боге — три недуга: безбожие, иудейство и многобожие, и из них защитником первого Ливийский Савеллий, второго — Александрийский Арий, а третьего — некоторые из числа чрез меру у нас православных.

Читать еще:  Видеть во сне сгоревший дом после пожара. К чему снится сгореть

Борьба с арианством стала одним из главных поводов утверждения догмата Троицы, а вместе с ним — и догмата о полноте божественности в Христе как Боге и Сыне Божьем. Вместе с тем, споры о такой полноте продолжаются и поныне: отчасти они связаны с дополнением Никейского Символа веры на Толедском соборе в 589 г. положением, что Святой Дух исходит и от Бога-Сына. Это положение получило название филиокве (от латинского filioque — «и от Сына») и послужило одним из формальных поводов разделения Церкви в XI в. на Восточную (православную), не принявшую филиокве, и Западную (католическую); такое несогласие продолжается и по сей день.

Современное «арианство»

В отличие от несторианства, арианство считается полностью уничтоженным в раннем Средневековье. (В то же время отдельные позднейшие теологи возвращались к нему: так, свою приверженность к арианству в XVIII веке утверждал и пропагандировал Уильям Уистон). Близкие к арианству воззрения обнаруживаются у многих верующих учёных XVII—XVIII веков, в том числе у Ньютона [5] .

В 2006 году в городе Орле (Российская Федерация) в соответствии с действующим законодательством была зарегистрирована местная религиозная группа — «Арианская община города Орла» [6] .

Группа

Арианство древнее и современное

Информация

Другое

Действия

370 записей Показать все записи

СИМВОЛ ВЕРЫ АРИАНСКОЙ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

Верую во Единого Бога,
Создателя Неба и Земли,
Всего видимого и невидимого. Показать полностью…

И в Сына Его Духовного Исуса Христа,
Рожденного от Марии и Иосифа,
Не совечного и не единосущного Богу Отцу Всемогущему,
Пострадавшего при Понтии Пилате, и распятого, умершего и погребенного..
На третий же день Его Дух был воскрешен Отцом,
И Он взошёл на Небеса,
И воссел одесную Отца, Бога всемогущего
Откуда он грядёт опять судить живых и мертвых,
И Его Царствию несть конца.

И верую во Святого Духа,
Святую Соборную и Апостольскую Церковь,
В общение святых,
В прощение грехов,
Воскресение Духа,
И в жизнь вечную.

ОТ ХАНУКИ К ЕПИФАНИИ – НЕМНОГО О МЕССИАНСКОМ СМЫСЛЕ “ПРАЗДНИКА ОБНОВЛЕНИЯ”

АРИАНИН, ПОЧИТАЕМЫЙ СВЯТЫМ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Сегодня в Православном календаре день памяти св. великомученика Артемия, римского военачальника, казнённого в правление императора Юлиана Отступника в 362 году. Показать полностью…

Его житие было написано православными монахами спустя 500 лет после его казни, поэтому некоторые детали забылись, а может специально были забыты.

А именно. Правителем (дуксом) Египта он стал в правление императора Констанция II (правил в 337-361 годах), сына Константина I Великого. Во времена Констанция господствующим вероисповеданием в Империи было арианство, а сторонники Никейского православия во главе со святителем Афанасием Александрийским подвергались жёстким гонениям. Так вот, преследованием св. Афанасия руководил как раз будущий святой великомученик.

Цитата:
Сменивший военачальника Севастиана Артемий, пользовавшийся особенной доверенностью Констанция, отправился сам с арианскими епископами и с военным отрядом отыскивать его по монастырям (Так именно говорит Аммоний в письме к Феофилу о пр. Феодоре освященном. Act ss. Маii. Т. 3 p. 356). Получив известие, что Афанасий особенно любит иноков тавеннских, Артемий думал найти его в их главном монастыре Пабау. Приплыв к нему рекою, окружил его воинами, допросил иноков, обыскал монастырь, и ничего не нашел. Артемий был, однако же, человек благочестивый. Он просил молитв иноков о себе, и когда те отказались, по заповеди своего настоятеля не молиться с тем, кто имеет общение с арианами, — один молился в их храме ( S. Pachomii vita. Act. ss. Maii T. 3. p. 330).

Из-за преследований Артемия вероятно всего покинул Александрию и известный у ассирийцев святой Шаллита. В его житии сказано, что он был учеником св. Афанасия и из-за гонений арианского правителя города вынужден был уйти в горы Верхней Месопотамии.

Вряд ли конечно же св. Артемий имел жёсткие догматические разногласия с никейцами (может вообще не заморачивался догматикой), а скорее был ревностным государевым человеком, привлекавшим к административной и уголовной ответственности церковных смутьянов и диссидентов (с точки зрения императора, разумеется).

По поводу его казни тоже есть нюансы.

Вообще при Юлиане Отступнике как таковых массовых гонений на христиан не было. Может конечно он просто не успел их начать из-за своего персидского похода и гибели.

Но Артемия действительно казнили по приказу Юлиана. В отместку за его преследования язычников в Египте. С ними, в отличие от православных он действительно не церемонился и в одном храме не молился.

Придворный историк язычник Аммиан Марцеллин писал:

«Тогда же был казнен и бывший дукс Египта Артемий по обвинению его александрийцами в тяжких преступлениях… После того как александрийцы узнали о смерти Артемия, возвращения которого с прежней властью они опасались, так как он угрожал отомстить многим за обиду… И вот, когда неожиданно пришло радостное известие о смерти Артемия, вся чернь в возбуждении от неожиданной радости устремилась с ужасным криком в дом Георгия [арианский епископ Александрии]. Его вытащили, подвергли всякого рода истязаниям, волокли по земле и до смерти затоптали ногами.
Вместе с ним были убиты начальник монетного двора Драконций и некто Диодор, имевший звание комита, – их волокли по улицам, связав ноги веревками. Первый провинился тем, что на монетном дворе, которым он управлял, приказал разрушить недавно воздвигнутый там жертвенник, второй – тем, что заведуя постройкой церкви, очень ревностно стриг волосы подросткам, полагая, что длинные волосы имеют отношение к культу богов» (История, XXII, 2, 2).

Феодорит Киррский ему вторит:
«Юлиан не только лишил имуществ, но и отсек голову начальствовавшему над египетскими войсками Артемию. Причина была та, что приняв эту должность во время Констанция, он разрушил множество идолов» – Феодорит Кир. Церковная история. 3,18

Сам Юлиан так объяснял причину расправы с дуксом Египта:

Читать еще:  К чему снится незнакомый мужчина.

дукс Египта (Артемий) захватил святейший храм бога, похитив там изображения, дары и украшения святилища; когда же вы справедливо вознегодовали и попытались защитить бога, вернее собственность бога, он осмелился послать против вас солдат – несправедливо, беззаконно и безбожно, – наверное, боясь Георгия еще больше, чем Констанция.

(Письмо Юлиана народу Александрии. Цит.по: Сократ. Церковная история 3, III, 4-25).

В общем под раздачу при Отступнике успели попасть должностные лица, церковные и светские, принадлежавшие к господствовавшему при его преемнике арианскому вероисповеданию. А православные вначале даже получили некоторое послабление. тот же Афанасий вернулся из ссылки.

Но, как бы то ни было, Дукс Артемий остался в памяти как христианин, погибший от рук языческого императора, и потому впоследствии был прославлен как мученик.

P. S. Почитался он и на Руси с давних времён. Частица мощей святого Артемия в 1073 году была перевезена в Киево-Печерский монастырь, также известно о нахождении его мощей в кресте-мощевике царя Михаила Федоровича.

Арианская ересь: суть, история основания, идеология

Арианская ересь – одна из самых значительных в истории средневековой церкви. Она появилась в IX веке от Рождества Христова и потрясла самые основы христианства. Даже спустя несколько столетий это учение продолжает влиять на современный мир.

Что такое ересь

Ересью называется сознательное искажение вероучения какой-либо религии. Это может быть как отступление в понимании определенных богословских догматов, так и создание отдельных религиозных школ или сект.

Во времена становления христианства различные еретические учения представляли серьезную угрозу для церкви. Еще не были упорядочены и четко сформулированы основные догматы религии, что давало повод для множества толкований, которые часто противоречили самой сути христианской веры.

Большинство ересиархов Средневековья были искренне верующими людьми, хорошо образованными и известными проповедниками. Они пользовались популярностью и имели определенное влияние на людей.

Предпосылки зарождения арианства

Первые века существования христианства его последователи подвергались жестоким гонениям по всему миру. Только в 313 году имепраторами Константином и Лицинием был издан Миланский эдикт, согласно которому все вероучения на территории Рима признавались равными.

К тому времени, когда появилось арианство, преследования верующих прекратились и христианская церковь заняла главенствующее положение в Римской империи. Ее влияние на общественную и политическую жизнь распространялось очень быстро. Таким образом, разлады внутри церкви отражались на жизни всей имперской структуры.

Ереси и расколы были частым явлением для того времени. Они не всегда имели в своей основе идейные богословские расхождения. Часто разногласия зарождались на почве столкновения различных экономических, политических, этнических интересов. Некоторые социальные группы пытались с помощью религии бороться за собственные права.

Кроме того, в церковь пришло множество хорошо образованных, думающих людей. Они начали поднимать вопросы, которые прежде не считались значимыми. Например, разное понимание учения о Святой Троице и стало толчком для появления арианства.

Суть арианства

Так что же представляет собой эта ересь, всколыхнувшая весь христианский мир? Если говорить кратко, арианство – это учение, согласно которому Иисус Христос является творением Бога Отца, следовательно, не единосущен (то есть равен) ему, а стоит ниже. Таким образом, Бог Сын не обладает полнотой божественности, а становится лишь одним из инструментов высшей силы.

Позже Арий несколько смягчил свою позицию, назвав Сына самым совершенным творением Отца, не таким, как остальные. Но суть все равно осталась прежней.

Арианская ересь противоречит современному пониманию догмата о Святой Троице, который утверждает, что все божественные ипостаси, Отец, Сын и Святой Дух, единосущны, безначальны и равны.

Но в раннехристианской церкви еще не было четко сформулированных догматов. Не существовало еще единого символа веры. Богословы пользовались каждый собственной терминологией и спокойно относились к дебатам и разночтениям. Только с приходом к власти Константина Великого Римская империя потребовала от церкви принятия единого учения с точными формулировками.

Священник Арий

Арий, именем которого названо учение, был видным проповедником и мыслителем IV века. Он служил в качестве пресвитера Бавкальской церкви в городе Александрия. Арий был талантливым и харизматичным человеком, любимцем народа. Александрийский епископ Ахилл перед смертью назвал его как одного из своих преемников.

Но в борьбе за епископский престол победил его соперник Александр. Он был ярым противником ереси арианства и начал полномасштабные гонения на пресвитера и его последователей. Арий был отлучен от церкви, лишен сана и бежал в Никомедию. Местный епископ Евсевий горячо вступился за него. Именно на востоке учение Ария было принято особенно благосклонно и приобрело множество сторонников.

Когда император Константин взошел на престол, победив Лициния в 324 году, он столкнулся с разгоревшимися церковными спорами лицом к лицу. Его идея состояла в том, чтобы сделать христианство государственной религией Римской империи. Поэтому он активно вмешался в ход дискуссии и отправил своих посланников к Арию и Александру с требованием примирения.

Но политические и религиозные взгляды этих людей были слишком различны, чтобы легко забыть о разногласиях. И в 325 году был созван первый в церковной истории Вселенский собор в Никее.

Что такое церковные соборы

Традиция церковных соборов началась в 50 году, когда апостолы, согласно книге Деяний, собрались вместе в Иерусалиме в день Пятидесятницы. С тех пор церковные иерархи встречались для решения серьезных проблем, касающихся всей церкви.

Но до сих пор эти собрания ограничивались лишь местными епископами. Никто до Константина не мог представить себе обсуждение вопросов вероучения на уровне всей Римской империи. Новый император собирался укрепить свою власть с помощью христианства, и масштабность была ему необходима.

Русское слово “вселенский” является переводом греческого “населенная земля”. Для греко-римской империи это означало, что решения соборов принимались на всей известной им территории. Сегодня эти постановления считаются значимыми для всей христианской церкви. Православный мир признает решения семи соборов, католический – намного больше.

Никейский собор

Первый Вселенский собор состоялся в Никее в 325 году. Этот город находился рядом с восточной императорской резиденцией Никомедией, что давало возможность Константину лично присутствовать на дебатах. Кроме того, Никея была вотчиной западной церкви, где у Ария было мало сторонников.

Император считал партию епископа Александрийского более сильной и подходящей для того, чтобы возглавить господствующую церковь, поэтому занял его сторону в споре. Авторитет Рима и Александра значительно повлиял на принятие решения.

Собор продолжался около трех месяцев, и по его итогам был принят Никейский Символ веры, основанный на Кесарийском крещальном символе с некоторыми дополнениями. Этот документ утверждал понимание Сына Божия как несотворенного и единосущного Отцу. Арианская ересь была осуждена, и ее сторонники отправлены в изгнание.

Читать еще:  Слоник по феншую с поднятым хоботом. Слоны по фен-шуй

Арианство после Никейского собора

Почти сразу после завершения Вселенского собора выяснилось, что далеко не все епископы поддерживают новый Символ веры. Он сильно отличался от традиций, сложившихся в восточных епархиях. Учение Ария виделось более логичным и внятным, поэтому многие выступали за принятие компромиссных формулировок.

Еще одним камнем преткновения стало слово “единосущный”. Оно ни разу не употребляется в текстах Священного Писания. Более того, оно ассоциировалось с ересью модалистов, осужденной на Антиохийском соборе еще в 268 году.

Сам император Константин, увидев, что раскол церкви после изгнания ариан лишь усилился, высказывался за смягчение формулировок Символа веры. Он возвращает изгнанных епископов и отправляет в ссылку уже сторонников никейства. Известно, что под конец жизни он даже принял крещение от одного из самых преданных арианских священников Евсевия Никомедийского.

Сыновья императора поддерживали разные христианские течения. Поэтому на западе процветало никейство, а на востоке – арианская ересь, но в более умеренном варианте. Ее последователи называли себя омиями. Даже сам Арий был помилован и уже готовился к возвращению ему пресвитерского сана, но внезапно умер.

В сущности, арианство было главенствующим направлением вплоть до созыва Вселенского собора в Константинополе. Этому способствовало еще и то, что к племенам варваров в Европу отправлялись миссионерами в основном представители восточной церкви. Многие из вестготов, вандалов, ругов, лангобардов и бургундов обращались в арианство.

Второй Вселенский собор

Император Феодосий, сменивший на престоле Юлиана Отступника, выпустил постановление, согласно которому все, кто откажется принимать Никейский символ, были объявлены еретиками. Для окончательного утверждения единого учения церкви в мае 381 года в Константинополе был созван Второй Вселенский собор.

К этому времени позиции последователей Ария уже значительно ослабли даже на востоке. Давление императора и никейцев было слишком сильным, поэтому умеренные омии либо переходили в лоно официальной церкви, либо становились выраженно радикальными. В их рядах остались лишь самые ярые представители, которых народ не поддерживал.

В Константинополь прибыло около 150 епископов из разных регионов, в основном восточных. На соборе понятие арианства было окончательно осуждено, а Никейский сивол веры принят как единственно верный. Он, однако, подвергся небольшим правкам. Например, пункт о Святом Духе был расширен.

После окончания слушаний епископы отправили соборные постановления на одобрение императору Феодосию, и тот уравнял их с государственными законами. Но борьба с арианством на этом не закончилась. Среди восточногерманских и североафриканских варваров это учение оставалось господствующим вплоть до VI века. К ним римское антиеретическое законодательство было неприменимо. Точку в арианском споре поставило лишь обращение лангобардов в никейство в VII веке.

Появление арианства на Руси

Уже во второй половине IX века Русь наладила активную торговлю с Византией. Благодаря этому происходил и культурный обмен. Византийские историки писали о случаях крещения руссов и создания крупных христианских общин. Константинопольский патриархат объявил об основании русской митрополии где-то на Крымском полуострове.

Христианство славянских народов мало зависело и от Византии, и Римской империи. Сохранялась самобытность, богослужения велись на местных языках, священные тексты активно переводились.

К тому времени, когда арианство появилось на Руси, славяне из проповеди Кирилла и Мефодия уже подхватили идею вселенской церкви, как понимали ее апостолы. То есть христианской общины, охватывающей все народы и единой в своей многообразности. Славяне IX-X веков отличались веротерпимостью. Они принимали последователей различных христианских учений, в том числе ирландских монахов и ариан.

Борьба с этой ересью не была на Руси особенно бурной. После того как Рим запретил славянское богослужение, Мефодий пошел на сближение с арианскими общинами, в которых уже были подготовленные священники и богослужебные тексты на славянском языке. Он так ратовал за национальную церковь, что в одной из чешских летописей был назван “русским архиепископом”. Византия и Рим же считали его последователем арианской ереси.

Лжедмитрий и арианские секты

Несмотря на то что учение Ария было осуждено церковью в Риме и Константинополе, у него было множество сторонников в странах Центральной и Восточной Европы вплоть до XVII века. Известно, что на территориях Запорожья и Речи Посполитой существовали крупные арианские общины.

В одной из них, в польском городе Гоще, скрывался от преследований царя Бориса Гришка Отрепьев, будущий Лжедмитрий I. В то время он искал финансирования от богатых православных вельмож и духовенства Украины, но потерпел неудачу. Поэтому он обратился к арианам, полностью отказавшись от иноческого пострига.

В школе общины Отрепьев учился латыни и польскому языку, постигал основы вероучения и, по свидетельствам современников, очень им проникся. Получив поддержку ариан, он отправился к их одноверцам в Запорожье, где старейшины приняли его с почестями.

Во время похода на Москву Лжедмитрия сопровождал отряд запорожских казаков-ариан, которым руководил Ян Бучинский, советник и ближайший друг самозванца. Поддержка польских и украинских общин стала для Отрепьева серьезным финансовым подспорьем, но полностью уничтожила репутацию на Руси.

Настоящий царь никак не мог быть неправославным еретиком. Теперь не только духовенство отреклось от Лжедмитрия, но и весь русский народ. Отрепьев должен был вернуть расположение. Поэтому он не вернулся в Гощу, а стал искать покровительства у знатного православного литовца Адама Вишневского.

Притворившись больным в его имении, самозванец на исповеди рассказал священнику о своем происхождении и притязаниях на московский трон. Заручившись поддержкой, он окончательно порвал с арианством.

Последствия арианства

История арианства – это не просто бурный спор о догматах, потрясший церковь в IV веке. Последствия этого раскола можно увить даже в современной культуре и религии. Одними из последователей ариан в наши дни являются Свидетели Иеговы.

Некоторые исследователи считают, что это учение косвенным образом спровоцировало появление в храмах изображений Бога и последовавший за этим спор с иконоборцами. Изображение Христа в арианских общинах было разрешено, ведь он, по их мнению, был только творением Отца, а не Богом.

Но самым важным достижением Ария стало то, что благодаря спорам с ним христианское сообщество смогло четко выделить и сформулировать основные догматы и правила церковного вероучения. До сих пор Никео-Константинопольский Символ веры принимается всеми христианскими конфессиями как неоспоримая истина.

Источники:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/20711
http://vk.com/arian_catholic
http://fb.ru/article/463004/arianskaya-eres-sut-istoriya-osnovaniya-ideologiya

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: