Историческая справка — храм петра и павла.

Историческая справка — Храм Петра и Павла

В отличие от других церквей, расположенных на Ивановской горке, храм во имя св. ап. Петра и Павла со времени постройки и до наших дней не закрывался. В тихом Петропавловском переулке сохранились традиции Московского православного благочестия, в храм передавали Святыни закрытых и поруганных церквей, безместное духовенство находило себе приют в стенах церкви и получало посильную помощь от прихожан. Храм стал на долгие годы средоточием церковной жизни в этой части исторического центра нашего города. В наши дни по благословению священноначалия храм святых апостолов. Петра и Павла стал подворьем Сербской православной церкви, являясь символом духовного братства и единения Сербской и Русской православных церквей.

Храм на этом месте был издревле и имел наименование «Петра и Павла высокого, что на горке». Первый каменный храм поминается в 1631 году. Сохранилось свидетельство, что святейший Патриарх Московский и всея Руси Адриан в марте 1693 года отпевал в храме Вассу Строганову. По благословению Святейшего был устроен в приходе Петропавловской церкви домовой храм во имя Казанской иконы Божией Матери, построенный в 1698 году при доме генерала Федора Головина («каменный со звоном»). По благословению же Святейшего Патриарха был разобран старый каменный храм и сооружен новый в 1700-1702 годах, который и стоит до наших дней. Главный престол нового храма был освящен в честь иконы Божией Матери «Знамение», а для старого престола во имя св. ап. Петра и Павла с северной стороны устроили особый теплый зимний предел. Ктиторами и храмоздателями новой церкви были старинные прихожане из рода Еропкиных и Колычевых. Основные расходы взяла на себя Василиса Еропкина. Выдача антиминса во вновь сооруженный храм произошла 1 января 1702 года. Архитектурный стиль нового храма относится к «Московскому барокко».

Церковь Петра и Павла у Яузских ворот. Фото из книги Н.А. Найденова «Москва. Соборы, монастыри и церкви». 1882-83гг

В 1731 году в церкви устроили особый Казанский предел с южной стороны и храм стал трехпрестольным. Престол был освящен 13 октября 1731 года протопопом Большого Успенского Собора Иоанном Максимовым. Храм сильно пострадал от московского пожара 1748 года, но на средства прихожан был быстро восстановлен. Значительным событием Петропавловского прихода стало строительство в 1771 году новой трехъярусной колокольни, которая сооружалась долго из-за эпидемии чумы и строгого карантина. От вступления аполеоновских полчищ в Москву, мародерства и пожаров в 1812 году сам храм пострадал менее ближайших цервей и после освящения к нему были временно приписаны две приходские церки (св. Николая в Подкопаях и Трех Святителей на Кулишках). Церковные же постройки и собственные дома священнослужителей были все сожжены. Доходных домов у храма никогда не было, но на церковной земле жили клирики в церковных строениях. Из ныне существующих построек в хронологическом порядке были построены:в 1830 годах – каменный с антресолями 2-этажный дом священника. Перестроен в 1888 г. по проекту В.Н. Корнеева;в 1853 г. по проекту архитектора Н.Н. Елагина построен 2-этажный каменный дом дьякона; в 1879 г. по проекту архитектора С. Сонина построено 2-этажное здание – дом дьячка и просфирни.

После революции над храмом нависла реальная угроза закрытия, т.к. этого требовал местный отряд пионеров, призывая к передаче здания храма под свои нужды. Несмотря на множество резолюций советских органов, милостью Божией храм не был закрыт. В храме не было и обновленческого раскола. На Пасху 1946 года, сразу после окончания ночной литургии, в алтаре тихо скончался горячо любимый прихожанами многолетний настоятель храма протоиерей Аркадий Пономарев. В 1948 году по благословению святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I при храме было открыто подворье Сербской православной церкви, которое фактически не начало действовать по политическим причинам. Указом Святейшего Патриаха Московского и всея Руси Алексия II от 31 декабря 1999 года храм св. ап. Петра и Павла был преобразован в Патриаршее подворье, при котором было возобновлено представительство Сербской Православной церкви.

Историческая справка храма святых апостолов Петра и Павла п. Селижарово

Историческая справка храма святых апостолов Петра и Павла п. Селижарово

На высоком мысу, откуда видно, как воды двух почти равновеликих рек – Волги и Селижаровкисоединяются в единый поток, в конце XV века возник Троицкий Селижаров монастырь.

Читать еще:  К чему снится новорожденный котенок на руках. К чему снятся новорожденные котята? Слепые малыши во сне

Основан он был, по предположению историка XIX века, протоиерея Вл. Успенского, преподобным Иосифом Волоцким.

В XIII –XIV веках наши земли принадлежали литовским князьям. В XV столетии границы Литвы отодвинуты на запад, и земли отходят Московскому княжеству.

Первое письменное упоминание о монастыре относится к 1504 году — духовная грамота Волоцкого князя Ивана Борисовича.

Архитектурный ансамбль монастыря составляли Троицкий пятиглавый собор, двухэтажный трапезный храм святых апп.Петра и Павла, трёхъярусная колокольня более 40 метров, двухэтажные каменные братские келии, архиерейские палаты, хозпостройки.

О большом влиянии монастыря на жизнь края говорит то, что в XVI столетии он постоянно находится «во внимании у Государей России».

Монастырь владел значительными вотчинами, рыбными ловлями, сбором мостовых пошлин; также ему были пожалованы несколько деревень, половина озера Волго, имел свои подворья и огороды. Во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны при монастыре были богатая библиотека и духовное училище, переведенное в дальнейшем в Осташков.

До 1774 года Селижаров монастырь занимает первенствующее место среди церквей и обителей большого Ржевского уезда.

После социальных потрясений вплоть до 1919 года монастырь можно назвать еще действующим. С 1923 года начинается методическое его разрушение.

От величественного Свято-Троицкого монастырского ансамбля остался лишь храм святых апостолов Петра и Павла, стоявший прежде в ряду ограды. Специалисты считают, что сооружение — своеобразный прототип Грановитой Палаты Московского Кремля. Храм воздвигнут в конце XV — начале XVI вв.

Храм двухэтажный, с подвалами, выстроен из толстого и тяжеловесного кирпича, явное влияние новгородской архитектурной школы. В верхнем этаже помещается сама церковь с двумя престолами: во имя святых апостолов Петра и Павла и во имя святителей Гурия, Германа и Варсонофия, Казанских чудотворцев. Второй придел, во имя святителей, был устроен в 1803 году.

Святитель Гурий, по воле царя Иоанна Грозного в 1554 году становится настоятелем Троицкого монастыря. Он возглавлял его чуть больше года, но оставил о себе добрую память навсегда. Затем, после взятия Казани, его рукополагают во архиепископа Казанского, где он строит монастыри и школы.

В 1992 году здание Петропавловской церкви было возвращено верующим. В 1997 году в день святых апп. Петра и Павла прошла первая Литургия. С тех пор это действующий приходской храм. А в 2009 году была воссоздана в том же виде на историческом месте колокольня.

Церковь святых апостолов Петра и Павла

Историческая справка

Шуваловский парк, задуманный императрицей Елизаветой Петровной как Парголовский сад с загородными дворцами, сейчас – одно из любимых мест отдыха горожан. Живописные пруды, дорожки, приводящие то в тенистый сумрак аллей, то на лужайку перед холмом или прудом. Сюда влекло И.И.Шишкина, здесь находили вдохновение величайшие поэты, композиторы, писатели. А.С.Пушкин, И.С.Тургенев, Н.А.Некрасов, Ф.М.Достоевский, И.Е.Репин, Д.Н. Мамин-Сибиряк, Ф.И.Шаляпин, А.А.Блок, М.П.Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков – вот далеко не полный перечень творцов, получавших здесь отдохновение от городской суеты.
Земли Парголовской мызы, принадлежавшие в 14-15 вв. Ореховским монастырям (г.Орешек) Карбосельского погоста Ладожского уезда, захваченные шведами в 1617 и освобожденные Петром Первым в ходе Северной войны в 1721 году, по Ништадтскому миру возвращенные России, подарены были Петром 1 своей дочери Елизавете. А она, в свою очередь подарила их в 1746г. Петру Ивановичу Шувалову за содействие в возведении ее на престол. Переходящая по наследству, Парголовская мыза, долгое время была в запустении. Сын графа – Андрей Петрович, внук – Павел Андреевич, мало уделяли ей внимания.

В 1826 г. вдова графа Павла Андреевича, Варвара Петровна (урожденная княгиня Шаховская) выходит замуж за графа Адольфа Антоновича Полье, церемонимейстера двора Александра 1. Полье решил привести мызу и парк в порядок. Силами крепостных крестьян были вырыты пруды, земля из которых шла на наращивание холмов, были разбиты дорожки и цветники; мостики и беседки украсили облик парка. Созданный графом А.А.Полье парк поддерживался и был открыт для посещения. С западной стороны парка расположено Второ-Парголовское озеро. На берегу около аллеи, идущей по берегу озера, находились летний театр и общественная купальня с лодками, отдававшимися на прокат. Рядом стоит холм – Адольфова гора, напротив которого на озере в сорока метрах от берега располагается небольшой круглый остров. В конце прошлого века по его периметру росли липы, толщина некоторых доходила до двух обхватов. В середине острова – беседка. Остров через деревянный мостик соединялся с подножием горы. Дважды за лето на этой аллее устраивались с благотворительной целью местным добровольным пожарным обществом праздничные гуляния, заканчивавшиеся спектаклем в театре. Недалеко помещался теннисный клуб «Парголовский кружок любителей лаун-тенниса», имевший 21 корт – в то время самое крупное спортивное объединение этого вида физкультуры.

Читать еще:  Видеть большую грузовую машину во сне. К чему снится грузовая машина

После смерти графа А.А.Полье в 830г. Варвара Петровна обратилась к архитектору Александру Павловичу Брюллову (брату знаменитого художника К.П. Брюллова) с просьбой соорудить недалеко от пруда в горе склеп для упокоения праха усопшего супруга. Молодой архитектор, изучавший классическую архитектуру и путешествующий по странам Европы после окончания Академии художеств в Петербурге (1810-1821 г.), построил склеп в готическом стиле со стрельчатой чугунной аркой перед входом.

В том же году, несмотря на тяжелое финансовое положение, вдова обращается с просьбой к Духовной Консистории на разрешение строительства в имении каменной церкви над склепом. По представленному проекту того же архитектора необычный для православной церкви неоготический стиль храма был разрешен Консисторией с оговоркой, чтобы склеп с прахом графа Полье, не принадлежащего к православной церкви (он был кальвинистом по вероисповеданию) «был непременно вне ограды церковной По первоначальному замыслу предполагалось эту церковь посвятить святой великомученице Екатерине. Это отразилось в названиях проектных чертежей А.П.Брюллова. Однако, уже в начале 1831 г. окончательно решено было освятить церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. Вероятно, это было предложено потому, что один из сыновей Варвары Петровны и один из совладельцев парголовского имения носил имя Петра Павловича.
Таким образом, церковь посвящалась сразу двум его покровителям. С тех пор название «Церковь св. Екатерины» уже не употреблялось. Место для церкви было выбрано, следуя традициям русского храмоздательства. А.П.Брюллов поставил церковь на возвышенность, чтоб она являлась архитектурной доминантой тихого уголка парголовского парка. Летом 1831 г. состоялась закладка церкви. Ее строительство продолжалось долго – свыше 10 лет. Объяснить это можно материальным положением владельцев усадьбы. Из-за огромных долгов графини (послуживших причиной установления попечительства над имением) на строительство церкви отпускалось очень мало средств.
Остается неизвестным, почему построенная к 1841 году церковь оставалась не освященной до 1846 г. Вероятнее всего, в третий раз овдовевшая к тому времени княгиня Варвара Петровна Бутеро-Родали уехала за границу для приведения в порядок своего здоровья. Во всяком случае, только 5 лет спустя, она смогла обратиться к Епархиальным властям с просьбой освятить церковь. Её изящное здание готического стиля со стрельчатыми окнами венчалось чеканным, ажурным медным шпилем на башне с колокольней. Этот шпиль напоминал классические завершения готических соборов Германии, Франции и возвышался над зданием на 28 м и был виден с дороги Петербург – Осиновая роща. Церковь была облицована пудостским известняком. Резной, ажурный ясеневый иконостас тоже был выполнен в готическом стиле.

Аллея от деревни Старожиловка к церкви была прозвана ;Адольфовой аллеей;. Сумрачная тенистая еловая аллея, обсаженная березами, упиралась в склеп. Фасад склепа, встроенного в холм, облицован полированным красным финским гранитом и украшен литым чугунным кружевом. В склеп вели двустворчатые двери; первая – решетчатая, железная, за ней – массивная дубовая с бронзовыми ручками. Над дверями помещался бронзовый вызолоченный герб графов Шуваловых. Внутри, у задней стены склепа стоял постамент из черного с желтыми прожилками мрамора, на котором находилась в натуральную величину мраморная статуя женщины в тунике с распущенными по плечам волосами, сидящая на коленях. Руки ее были простерты к раскрытой могиле в полу склепа.

Участок перед склепом засажен серебристыми елями и обнесен железной оградой. Церковный приход составляли жители ближайших селений – слобод Суздальской, Малой Вологодской, Вологодской, деревень Старожиловка и Заманиловка. Здесь на дачах проживали известные критик и искусствовед В.В.Стасов, критик и историк литературы профессор Петербургского Университета С.А.Венгеров, писатель Альбов, академик скульптор Р.Р.Бах. Подолгу гостил у Стасова художник И.Е.Репин. И.С.Тургенев, проживавший летом 1840 г. на даче, почти ежедневно видевшийся со своим другом В.Г.Белинским, снимавшим дачу в парке Лесного института, был частым посетителем парка.

Читать еще:  Что значит видеть во сне арбуз. К чему снится много арбузов

30 июня 1872 г. в Петропавловской церкви в Парголово состоялось венчание Н.А.Римского-Корсакова с Н.Н.Пургольд. Шафером на свадьбе был другой великий композитор – М.П.Мусоргский. До 1917 г. церковь была семейной церковью – памятником и хорошо сохранилась.
После 1917 г. имение Шуваловых много раз меняло своих владельцев: интернат школы, дом отдыха с 1926 по 1935 г., Ленинградский военный округ (1935-1948г.), Министерство автотранспортной промышленности. Во времена богоборчества парк и церковь постепенно разрушали. Гранитные плиты с мостика на Адольфовой аллее сняты. Гриб-беседка сгнила ещё в 1930 г. Чугунный крест на вершине склепа сломан; герб Шуваловых (золоченая бронза) сняли около 1922 г.; обеих дверей нет. Склеп был обращен в сарай для сена. На территории склепа выстроен стандартный домик-свинарник. Решетка вокруг склеп снята. На колокольне церкви ажурная чугунная вышка уничтожена в 1935 г.

Во время работ по реконструкции в 1930-х годах был снят верхний ярус колокольни и металлический шпиль, уничтожены резной иконостас и скульптуры двух апостолов. Тогда же оконные переплеты готического рисунка были заменены обычными переплетами и устроено междуэтажное перекрытие. Около 1935 г. помещение церкви было приспособлено под физико-терапевтический кабинет центрального санатория ДККА. Война 1941-45 гг. пощадила это здание. С 1948 г. Шуваловская усадьба передана Министерству автотранспортной промышленности, а в церкви размещена опытная лаборатория НИИ токов высокой частоты им.В.П.Вологдина.
В1954-57 гг. были произведены работы по реставрации интерьера: снято междуэтажное перекрытие и восстановлены переплеты готического рисунка. Однако второй ярус колокольни и металлический шпиль еще не восстановлены.

В 1977г. владельцы освободили здание церкви для проведения реставрационных работ. Но, перегруженное работой на больших объектах (Петергофский, Царскосельский и Гатчинский дворцово-парковые ансамбли) СНПО ;Реставратор;, не могло приступить к реставрации церкви ни в 1977, ни в последующие годы. В результате снятия охраны, отключения отопления, последующих пожаров, разрушения кровли и водостоков, наполнения подвалов водой, здание храма начало разрушаться. Так, архитектурная жемчужина Санкт-Петербурга – памятник Федерального значения, превратился в руины. К середине 80-х годов новые исторические и экономические условия в стране создали предпосылки для возрождения многих разрушенных памятников русского зодчества. Развитие кооперативного сектора стало альтернативой монополии СНПО;Реставратор;. Руководство НИИ ТВЧ получило возможность поручить свой;невыгодный; объект заинтересованным кооперативным объединениям для проведения реставрационных работ.
Интенсивным импульсом к возрождению церкви Петра и Павла послужил следующий случай. К заместителю главного инженера объединения ВНИИ ТВЧ т. Кучеровскому Владимиру Станиславовичу обратилась преподаватель ЛЭТИ Николаева Галина Александровна и попросила возродить бывшую церковь Петра и Павла в знак памяти о ее сыне и многих других сыновьях, погибших в Афганистане. Материнское горе стало таким мощным толчком, что НИИ ТВЧ активно занялся вопросами реставрации. А на судьбу этой мемориальной церкви второй раз оказала созидательное влияние побеждающая все преграды неизбывная женская скорбь.
И лишь в 1991г., когда здание церкви с затопленными подвалами, перенесшее не один пожар, с утраченным убранством лепниной сводов, разрушающейся кирпичной кладкой свода и стен было передано Приходу православной церкви, и в нем возобновились богослужения, началось и возрождение храма как памятника архитектуры.
По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна настоятель возрожденного прихода о.Николай (Головкин) начал восстановление храма при благотворительной помощи многих организаций, частных лиц и поддержке ГИОП. С трудом доставался пудостский камень из Гатчинских каменоломен, которым изначально был облицован фасад здания храма; лесоматериалы для столярного заполнения окон и витражей.
Приходили люди, отдавая свое умение и навыки, а главное – охваченные желанием помочь восстановлению храма. И постепенно храм оживал. Загорелись сердца прихожан, свечи перед иконами. Засветились глаза детей, засияли паникадила. Хлынуло солнце через витражи в новые окна. Стены, вновь обретшие штукатурку и лепнину, вознеслись легкими нервюрами колонн к готическому своду. Резьба по дереву, повторяя готический мотив, начинает играть на восстанавливающемся иконостасе. Чудо, которое являет Господь в возрождении храма, совершается в сердцах наших, подвигающих каждого внести свою лепту. Еще много предстоит сделать для воссоздания первоначального облика храма: ажурный шпиль, чеканные башни, резной иконостас. Но главное уже сделано – возрожден еще один православный приход.

Указом Митрополита Санкт-Петербургскаго и Ладожского Варсонофия с 27 августа 2014 года Настоятелем Храма свв. апп. Петра и Павла в Парголово назначен Игумен Силуан (Туманов).

Источники:

http://serbskoe-podvorie.ru/hram/
http://ostachkov.blagochin.ru/2019/04/08/istoricheskaya-spravka-xrama-svyatyx-apostolov-petra-i-pavla-p-selizharovo/
http://petr-pavel.ru/storiya-hrama

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector