Исследования писания. Исследуйте писание

Исследуйте Писания

Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.
(Св. Евангелие от Иоанна 5:39)

Существует мнение: для того, чтобы жить хорошо и правильно развиваться, нужно прочитать всего пять книг. Но как из множества книг выбрать те необходимые? И советуют люди друг другу, что прочитать.
Библия же находится вне конкуренции. Она – Слово Божье. А это серьезно!

Мне нравятся слова одного псалмопевца: “Словом Господа сотворены небеса. “(пс.32,6) Бог сказал СЛОВО, и небеса распростерли шатёр над землёй. В Исаии написано: И истлеет все небесное воинство; и небеса свернутся, как свиток книжный; и все воинство их падет, как спадает лист с виноградной лозы, и как увядший лист — со смоковницы. (Исаия 34:4). И это все случится по СЛОВУ Бога.
От дуновения уст Его появились звезды и планеты. Люди смотрят в телескопы и отрывают новые планеты. В Америке есть исследователь, наш современник, зовут Илон Маск. Он сказал: в 2021 году мы хотим достигнуть Марса. Примерно в 2018 году вылетят люди и за полтора года они долетят.
Потом, с Марса, возможно, увидят ещё какую-то дальнюю планету. А Бог это все сотворил одним выдохом!

Христос – воплощенное Слово Бога-Отца. “И Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины”.(Ин. 1,14)
Христос сказал Слово:
– и утихла буря;
– и вышел бес (даже легион бесов);
– и насытил 5 тысяч человек;
– и исцелились больные.

Артур, молодой отец, привёз своего малолетнего сына в клинику. У мальчика были большие проблемы со здоровьем. Врачи пытались поставить диагноз, но не могли. А как тогда лечить?! Но, лечат. Когда ребёнок уже начал синеть, медсестры по очереди начали убегать с операционной (чтобы не видеть смерти малыша), а врачи стали разводить руками, тогда отец забрал малыша и поспешил к пастору домой. Служитель взял малыша на руки и помолился: “Господи! Скажи только Слово и выздоровеет…” И выздоровел малыш, и жив до сих пор. С того дня прошло уже 15 лет.

Если в этом Слове ТАКАЯ сила, то следует его изучать.

В послании к Евреям читаем, что Слово Божье живо и действенно: проникает до глубины души и духа, то есть разделяет на духовное и плотское; судит человека, а значит делает его лучше; проникает до составов и мозгов. И когда Слово проникает в мозги к человеку, оно не остается бездейственным, тогда начинается и практическая сторона – руки и ноги человека начинают спешить делать добро, идут туда, где есть нужда.

Думаем ли мы иметь жизнь вечную через исследование писания? Если думаем, то как исследуем?
Открою небольшой секрет: когда на членских собраниях мы принимаем в члены церкви новых людей, часто задают один вопрос, наверное, самый популярный: сколько раз ты прочитал Библию. Обычно человек отвечает: дочитываю Евангелие. Стандартный ответ. Я думаю это неправильно, когда человек вступает завет с Богом не прочитав ни разу Его Слово. Иначе говоря: не изучив условий завета.
Библия говорит: исследуйте писания, ибо вы думаете иметь через них жизнь вечную.

Александр Рыжов: «Человек сам по себе не вечен. Жизнь вечная – в знании Бога (Ин.17:3). В соединении с Богом мы будем жить вечно, автономно от Него – мы конечны. Слово Божье, семя, от которого мы родились и благодаря которому духовно растем, “пребывает вовек”. Если мы сохраним его и жизнь, привнесенную в нас им, будем пребывать вовек и мы.

Кроме того, Петр в этом очень поэтичном фрагменте пишет, что семя Слова Божьего “живое”. Если оно попало внутрь нас, оно обязательно будет действовать, будет что-то переворачивать, что-то изживать, что-то привносить, будет расти, будет ощущаться нами. Как дрожжи при соприкосновении с тестом не остаются бездейственными, а начинают изменяться сами и менять среду, в которой находятся. С этой жизнью Слова Божьего в нас может конфликтовать жизнь нашего ветхого человека. И победа живого Слова Божьего не неизбежна, она может не произойти, если мы займем сторону ветхой части нашего внутреннего человека. В наших телах, в нашей практической жизни должно стать понятно, что такое Слово Божье. “Слово Христово да вселяется в вас обильно” (Кол.3:16).”

“Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так.” (Деяния св. Апостолов 17:11)

Исследовать – смотреть со всех сторон.

Хватает ли нам с вами усердия ежедневно разбирать Писанье со всем усердием, чтоб убедиться в истинности Слова? Не обманул ли кто нас лжеучением? Вспомним хотя бы Яна Гуса или Мартина Лютера. Они начали проверять католическое учение; то, во что верили миллионы. и, как оказалось, верили в пустоту и обрядность.

Несколько строк о Яне Гусе. В юности имел большую жажду к знаниям. Пришел в Прагу из забитой деревушки. Сначала был вольным слушателем в Пражском университете, его игнорировали преподаватели. Но в скором будущем ситуация начала резко изменяться. Многие из ведущих педагогов вдруг начали в юном Гусе замечать настоящего гения. А дальше, бывшего деревенского парня, ожидал стремительный карьерный рост. В последствии этот человек стал ректором одного из самых продвинутых европейских вузов – Пражского университета.
Ян Гус проводил не только светскую жизнь. Он был глубоко верующим человеком и любил изучать Слово Божье. Гус был не только прихожанином; со временем он стал ревностным и успешным проповедником Евангелия.
В своих проповедях он во всеуслышание осуждал нравы духовенства, называл их развратными. «Единственным источником веры, – говорил Ян Гус, – можно считать только Священное Писание». Он внушал мысль о том, что продажа церковных должностей, плата, взимаемая церковью за таинства, – противоречит Священному Писанию. Продажу индульгенций (что было особым доходов католической церкви) Гус также открыто критиковал.

Сокращая скажу: проповеди Яна Гуса были признаны ересью духовенством официальной церкви.
И вот, 6 июля 1415 года на главной площади небольшого немецкого городишка Констанца Гус был сожжен.

А пока … пока горел костер, пожирая уже бездыханное тело Яна Гуса, в пламя был брошен и главный труд его жизни – Библия, переведенная на чешский язык.

Почему вместе с Яном Гусом сожгли и Библию? Ведь это – священная книга. Но и она была для Римской Церкви таким же «еретиком», как и её автор. Папе и Церкви было совсем невыгодно и неприемлемо, чтобы богослужения в чешских церквях проводились на родном языке. Они понимали, что язык и Слово – это оружие, которое обернется против их могущества. Прочитав Библию на простом и доступном родном языке, простые люди, да и знать, могли понять, насколько далеки указы и постановления Папы Римского от Божьих заветов. Но рукописи, как известно, не горят. Пусть на столетие позже, но чешский народ получил возможность изучать Библию, переведенную на чешский язык.

“Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией…”
(Св. Евангелие от Матфея 22:29)

Эти слова Христос сказал саддукеям, когда Его спросили о семейных отношениях после смерти. Они привели притчу о семи братьях которые женились на одной и той же женщине и умирали. Поставили вопрос Христу: чьей женой она будет в вечности. Иисус им ответил: заблуждаетесь. И причина их заблуждения была в том, что они не знали Писания. Вот где беда! Человек, плохо знающий Священное Писание может легко заблудиться, т.е. запутать себя ересью, обрядами, преданиями. Чтобы этого не случилось, нужно вникать в Святое Слово.

Не для того, чтобы хвалиться, наоборот, может быть кого-то из детей зажечь, расскажу о себе (хотя пример будет о моем отце больше, чем о мне). Мне было 15 лет когда принимал крещение. На тот момент я прочитал пять или шесть раз Библию. Но это не моя заслуга, конечно. Благодарность папе. Мне с братом было примерно лет 11, когда отец пообещал подарить нам тонкие гецовские Библии. В то время это была очень большая редкость. Но отец постарался и достал такие экземпляры. Вручил и сказал: Библии пока что не ваши. Вот когда прочитаете от корочки до корочки, тогда будут ваши. Если не прочитаете, – заберу и отдам другим. Мы читали. Нам хотелось иметь свои личные гецовские Библии. Потом, конечно же, уже никто не заставлял. Оно вошло в привычку. Сейчас, к сожалению меньше получается читать. Но это не оправдание. Нужно наверстывать. Но скажу так, (и много кто со мной согласится): то, что прочитано в детские годы, запоминается лучше и усваивается навсегда. Много текстов Священного Писания я сейчас могу цитировать наизусть или почти дословно, благодаря тому, что в детстве много читал.
Дорогие родители! Мотивируйте своих детей к чтению Слова! Это здорово! Оно спасет их от многих глупостей в юности и задаст правильный курс жизни.

Читать еще:  Что значит последние станут первыми. Так будут последние первыми, и первые последними

Прекрасно о Библии сказал неизвестный автор:

Я перелистываю вновь страницы
Сокровищ россыпи здесь не иссякнут.
Я их слагаю в сердце по крупицам;
В их свете горы золотые меркнут.

“но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!”
(Псалтирь 1:2) Подобный текст в 118 псалме: 97. “Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем.”
Размышлять – говорить с Богом на Его языке. Можно ли любить закон? Это же сплошные ограничения…Духовно счастливый человек характеризуется глубокими размышлениями над Словом Божьим и принимает его за основной ориентир. Библейские истины занимают все свободное пространство мозгов такого человека. «весь день..» и даже больше(!): «день и ночь»… Мысль цепляется за мысль. “Радуюсь я Слову Твоему, как получивший великую прибыль” – как-будто заработал миллионы долларов.

В Бресте есть один хороший человек, зовут его Александр Рыжов. Я люблю читать его статьи. Одно время он не писал. Потом пишет: простите, друзья, что долго не выходил на связь. Просто моё чтение Библии скатилось до нескольких страниц в день. Я решил это исправить и наверстать упущенное.

Когда я прочитал эти строчки, они послужили для меня большим укором. Человек говорит, что его чтение Библии “скатилось до нескольких страниц”.
Дорогие друзья, сколько мы читаем Библию с вами? У каждого из нас разный христианский стаж. Кто-то 20 лет верующий, кто-то 40, 50. Знаю, что есть такие христиане, кто остался на том же уровне: дочитываю Евангелие. (А может только евангелие от Матфея).
Это является причиной многих неудач, от чего мы так духовно немощи, от чего у нас нет сил для духовных побед…

Христос когда был искушаем от диавола в пустыне, отвечал ему словами из Писаний. Дьявол предложил сделать из камней хлеб. Христос ответил: “не хлебом единым. но Словом”. Дьявол тоже пользуется Словом, когда ему это выгодно. Он тоже говорит: “написано: ангелам своим заповедает о тебе. ” Враг душ человеческих способен “заломать на лопатки” и загнать в тупик верующего человека, который мало вникает в Слово. Он в этом спец. Так перекрутит и подведёт, что неопытный и мало читающий легко зайдёт в тупик.
Дьявол говорит Христу: «если поклонишься мне. » Христос отвечает: “написано: Господу Богу твоему поклоняйся. “

Знаю одного пастора с Азербайджана. Зовут его Павел Бяков. Живёт в городе Сумгаит. Рассказывал как-то о себе: однажды читал книгу Откровение и дошел до стиха, где написано: дерево, которое приносит 12 раз плод в год. Принял для себя решение: прочитать 12 раз в год Библию.
Он вставал в 4 утра и по четыре по 4-5 часов читал. Позже этот человек свидетельствовал: после того как я прочитал 12 раз в год Библию, мои мозги как будто кёрхером кто-то промыл. Мне даже сны библейские начали сниться.
Один знаменитый проповедник, после того как послушал проповедь Павла Бякова, сказал: «Давно таких глубоких проповедей я не слышал».
Вот откуда духовная сила! Вот где секрет! Вот где жизнь! Отсюда же, мои хорошие, и начало жизни вечной. От исследования Писания.

Последняя мысль:
“. а они свидетельствуют о Мне”
Втор.8, 2-5 не хлебом единым
А что, тогда хлеба не есть?
Скажет Бог слово и:
– будет голод;
– зной будет палить голову;
– одежда не будет ветшать;
– будет здоровье у тебя;
– защитит тебя от обидчика.

“Слово стало плотью. ”
Физический хлеб даёт жизнь для тела, энергию для каждой клеточки в организме. Человек принимает хлеб внутрь себя, он растворяясь под действием желудочного сока становится в крови человека одно с человеком. И уже через несколько часов хлеба нет в желудке. Он стал одно с организмом в его крови, давая жизнь.

Христос (воплощённые Слово) говорит о Себе: «истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились.
27. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог.
28. Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии?
29. Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал.
30. На это сказали Ему: какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что Ты делаешь?
31. Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть.
32. Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес.
33. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру.
34. На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб.
35. Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.”
(Св. Евангелие от Иоанна 6:26-35)

Если Слово Божье не воплотится в нашу жизнь, если оно не станет одно с нами, – то мы будем не в силах достигнуть вечности. Сила Божья ко спасению в Иисусе Христе, ставшем для нас на страницах Священных Писаний единственным и незаменимым ХЛЕБОМ ЖИЗНИ!

Исследуйте Писания (Евангелие от Иоанна, 5 глава)

39 Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.
40 Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь.
(Иоан.5:39,40)

Они свидетельствуют о Мне

«Исследуйте» в данном тексте это перевод греческого слова ereunate, формы второго лица, множественного числа, настоящего времени от глагола ereunao.

Подлежащее, относящееся к глаголу, не приводится, но оно подразумевается («вы»). Ряд исследователей соглашается с тем, что ereunate в данном отрывке представляет собой форму изъявительного наклонения, а не повелительного.

Контекст наглядно показывает, что Иисус не требовал от иудеев изучения Писания (повелительное наклонение); напротив, Он сказал, что они сами исследовали (изъявительное наклонение) их.

«Вы исследуете Писания» (ПК).

Слово ereunate подразумевает старательное, усердное изучение.

«Вы прилежно изучаете Писания» (НЗПГ).

Однако в случае с иудеями прилежное изучение проводили люди, закрывшие свой разум к восприятию, потому что они не видели Мессию в ветхозаветных текстах таким, каким Он был представлен.

Сатана настолько извратил мышление иудеев, что они, даже веруя в пришествие Мессии, или Христа, не узнали Его, когда Он пришел.

Добрая жизнь, чудеса, учения Иисуса и исполнение в Нем ветхозаветных пророчеств должны были бы убедить отвергнувших Его людей, что Он действительно был Мессией.

Иисус упрекнул иудеев, исследовавших Писание.

Почему? Они думали, что в Священном писании была вечная жизнь.

«Писания» в данном отрывке, несомненно, относится к Ветхому Завету. Ветхозаветные писания указывали на пришествие Христа, поэтому в данном смысле в Ветхом Завете была вечная жизнь.

Хотя иудеи полагали, что в Ветхом Завете была вечная жизнь, они не обращали внимание на то, что, как было сказано о Иисусе, а Писание свидетельствовало о Нем.

Далее Он добавил: «Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь». Они не желали прийти к Иисусу, хотя именно у Него была жизнь, которую они искали, исследуя Писание.

Вильям Барклей сказал об этих иудеях: «Они не предавали себя на смиренное изучение богословия в Писании; они использовали Писание для того, чтобы оправдывать богословие, которое создали сами.

По-прежнему существует большая опасность того, что мы будем использовать Библию для доказательства своих воззрений, а не для того, чтобы испытывать наши воззрения».

Но вы не хотите придти ко Мне

Иудеи, отвергнувшие Христа, могли бы принять Его, потому что Бог изначально предопределил возможность спасения для каждого человека. Иисус сказал им: «Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь».

Если человек отвергает Иисуса и умирает именно с таким расположением к Спасителю, его ждет вечность во мраке и страданиях.

Упрекнув иудеев за то, что они не приходят к Нему, Иисус сказал:

41 Не принимаю славы от человеков,
42 но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу.
43 Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете.
44 Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?
45 Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете.
46 Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне.
47 Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?
(Иоан.5:41-47)

Читать еще:  За рулем джипа во сне. К чему снится черный джип

Иисус говорил этим иудеям, что, хотя они исследовали ветхозаветные писания так, как будто они верили в них, на самом деле они не верили, что их написал Моисей, ведь Моисей писал об Иисусе, а они не верили в то, что Моисей писал об Иисусе.

Один из отрывков, посвященных непосредственно Иисусу в произведениях Моисея, это Книга Второзакония 18:15-18 (Деян. 3:22).

15 Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, — Его слушайте, —
16 так как ты просил у Господа Бога твоего при Хориве в день собрания, говоря: да не услышу впредь гласа Господа Бога моего и огня сего великого да не увижу более, дабы мне не умереть.
17 И сказал мне Господь: хорошо то, что они говорили.
18 Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему;
(Втор.18:15-18)

22 Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам;
(Деян.3:22)

Иисус сказал этим иудеям, чтобы они не думали, будто Он обвиняет их, так как Моисей уже обвинил их!

Греческие слова, переведенные как «обвинять» и «обвинитель» в Евангелии от Иоанна 5:45, происходят от инфинитива kategoreo (kata – «вниз»; «против»; ageiro – «вести за собой»). Именно он подарил нам такое слово, как «категория».

Иудеи искали возможность обвинить Иисуса.

7 Книжники же и фарисеи наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него.
(Лук.6:7)

«Обвинение» в данном тексте это kategoria.

10 И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь.
(Откр.12:10)

«Клеветник» и «клеветавший» в Книге Откровения 12:10 это kategor и kategoron соответственно.

Беседа 41

Ин.5:39–40 . Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь.

1. Не должно читать Священного Писания урывками и легкомысленно. – 2. Иудеи будут иметь своим обвинителем самого Моисея. – 3. Опровержение предлогов и пустых извинений иудеев. – Их злоба и жестоковыйность. – Добродетель мать благоразумия. – Грех рождается от глупости. – Мудрость того, кто боится Бога, и неразумность того, кто не боится Его.

1. Много надлежит нам, возлюбленные, иметь попечения о делах духовных; и не будем думать, что для спасения достаточно заниматься ими как-нибудь. Если в делах житейских ничего великого достигнуть не может тот, кто исполняет их небрежно, и как случилось, то тем более так должно быть в делах духовных, потому что они и требуют наибольшей тщательности. Поэтому и Христос, отсылая иудеев к Писаниям, отсылал не для простого чтения, а для точного и обдуманного испытания их. Он не сказал: «читайте Писания», но: «исследуйте Писания» , потому что сказанное о Нем в Писаниях требовало много внимания (как прикровенно сказанное для пользы людей того времени). Итак, Он повелевает им теперь со тщанием углубляться в Писания, чтобы они могли найти сокровенное в глубине их. Сказанное о Христе не поверхностно сказано и не на виду положено; но, как сокровище некое, положено в великой глубине. А кто, отыскивая положенное в глубине, с усердием и трудом не станет искать, тот и никогда не найдет искомого. Поэтому, сказав: «исследуйте Писания» , Христос присовокупил: «ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную» . Не сказал: «имеете», но: «думаете иметь» , показывая, что надеющиеся спастись одним чтением, без веры, не могут приобрести никакого великого и важного плода. Он как бы так говорит: не уважаете ли вы Писаний? Не почитаете ли их источниками жизни? На них и Я теперь утверждаюсь, потому что они свидетельствуют о Мне. «Вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь» . Итак, справедливо Он говорил: “думаете” , потому что они не хотели повиноваться Писаниям, а только хвалились одним чтением их.

Далее, чтобы, ради великого попечения Его об них, не стали они подозревать Его в любочестии, и чтобы не подумали, будто, желая от них веры Себе, Он наблюдает Свою выгоду (а Он упоминал и о голосе Иоанна, и о свидетельстве Бога Отца, и о Своих делах, и обещал жизнь, и употреблял все, чтобы привлечь их к Себе), – так как, говорю, многие, вероятно, подозревали, что Он говорил такие слова из любви к славе, то вот послушай, что Он прибавляет: «не принимаю славы от человеков» ( Ин.5:41 ), т.е., не имею в ней нужды. Не такова, говорит, Моя природа, чтобы Мне нуждаться в человеческой славе. Если солнце от светильника не получает приращения света, тем более Я далек от того, чтобы иметь нужду в человеческой славе. А для чего говоришь это, могли сказать Ему, если не нуждаешься в славе? «Для того, чтобы вы спаслись» ( Ин.5:34 ); это Он сказал еще прежде. Но то же самое выражает и здесь словами: «чтобы иметь жизнь» ( Ин.5:40 ). Но Он выставляет и другую причину; какую? «Знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу» ( Ин.5:42 ). Иудеи часто гнали Его, будто бы из любви к Богу, – за то, что Он делал Себя равным Богу ( Ин.5:18 ); с другой стороны Он знал, что они не хотели веровать в Него.

Итак, если бы кто спросил: для чего же Ты говоришь это? – Он и отвечает: для того, чтобы обличить вас в том, что вы преследуете Меня не из любви к Богу. И сам Он свидетельствует обо Мне и делами и Писаниями. Как прежде вы Меня гнали, считая Меня богопротивником, так теперь, когда Я показал это, вам следовало бы обратиться ко Мне, если бы вы любили Бога. Но вы не любите Его: поэтому-то Я и сказал это, чтобы показать, что вы слишком надменны и напрасно хвалитесь, прикрывая только свою зависть. Но это доказывает Он не только из настоящих обстоятельств, но и последующих. “Я пришел , – говорит, – во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» ( Ин.5:43 ). Видишь ли, как Он и там и здесь говорит о Себе, что Он послан от Отца, и суд получил от Него, и ничего не может делать сам от Себя, именно для того, чтобы отсечь всякий предлог к неправомыслию. Но о ком это Он говорит: «придет во имя свое» ? Здесь Христос намекает на антихриста, и вместе представляет неопровержимое доказательство их неблагомыслия. Если вы преследуете Меня, говорит Он, из любви к Богу, то гораздо более следовало бы так поступить с антихристом. Он ничего подобного не будет говорить, то есть, что послан от Отца, что пришел по воле Его; но совершенно напротив, насильственно будет похищать все ему не принадлежащее, и называть себя богом над всем, как и Павел пишет: «выше всего, называемого Богом или святынею. выдавая себя за Бога» ( 2Фес.2:4 ). Это именно и значит, что он «придет во имя свое» . Но Я, говорит Христос, пришел не так, а во имя Отца Моего. Достаточно было и этого для доказательства, что они не любят Бога, так как не приняли того, кто говорил им о себе, что послан от Бога. Но в настоящем случае Он показывает бесстыдство их и с противоположной стороны – из того, что они готовы принять антихриста. Как скоро они не приняли говорившего им о себе, что Он послан от Бога, но готовы были поклониться тому, который не признает Бога, а превозносится и выдает себя за бога над всеми, то ясно, что гонение (на Христа) было делом зависти, а не любви к Богу. Таким образом, Христос представляет две причины на то, что сказал о Себе: сперва более снисходительную, сказав: «для того, чтобы вы спаслись» , и: «чтобы иметь жизнь» ; потом, – так как они намеревались осмеять Его, – представляет и более поразительную причину, показывая, что, хотя бы слушающие и не веровали Ему, Бог во всяком случае сделает Ему угодное.

2. Павел, беседуя об антихристе, пророчески сказал: «пошлет им Бог действие заблуждения. да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» ( 2Сол.2:11–12 ). Но Христос не сказал, что антихрист придет, но: «если придет» , щадя слушателей, потому что их нечестие тогда еще не вполне открылось. Вот почему Он умолчал о причине пришествия антихриста; а Павел с точностью означил эту причину для людей, могущих разуметь, и тем лишил иудеев всякого извинения. Но далее Христос показывает и причину их неверия, продолжая: «как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» ( Ин.5:44 ); таким образом, опять дает видеть, что они действительно не заботились о славе Божией, а под таким предлогом хотели только оправдать свою страсть. В таких поступках они так далеки были от желания славы Божией, что сами искали более славы человеческой, нежели Божией. Как же они могли возыметь такую неприязнь из-за славы Божией, которою столько пренебрегали, что даже предпочитали ей славу человеческую? Сказав же, что они не имеют любви к Богу, и доказав это двумя причинами – их поступками в отношении к Нему и будущими отношениями к антихристу, изъяснив притом, что они не заслуживают никакого прощения, Христос приводит на обличение их и Моисея, и так поражает их: «не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?» ( Ин.5:45–47 ). Он как бы так говорит: своими действиями против Меня вы прежде Меня оскорбляете Моисея, потому что вы не веруете еще более Моисею, нежели Мне. Смотри, как Он со всех сторон лишает их всякого оправдания. Вы говорите, что гонением на Меня доказываете свою любовь к Богу? Но Я показал, что вы делаете это по нелюбви к Нему. Вы говорите, что Я нарушаю субботу и преступаю закон? Я отверг и это обвинение. Вы утверждаете, что по вере в Моисея дозволяете себе такие поступки против Меня? Я опять вам объясняю, что этим-то в особенности вы и доказываете свое неверие Моисею. Я столь далек от намерения идти против закона, что и обвинителем вашим будет не другой кто, а сам тот, кто дал вам закон.

Читать еще:  Как загадать себе новую работу. Заговор на церковную свечу

Как о Писаниях Христос говорил: «ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную» , – подобным образом и о Моисее говорит: «на которого вы уповаете» , связывая иудеев во всяком случае их собственными словами. Откуда же видно, сказали бы, что Моисей будет обвинять нас, и что Ты этим не напрасно хвалишься? Что общего у Тебя с Моисеем? Ты нарушаешь субботу, которую Моисей законоположил сохранять: каким же образом он может обвинять нас? Да откуда видно и то, что мы уверуем в другого, который придет в свое имя? Все это Ты говоришь без доказательств. Но все это (отвечает им Христос) выходит уже из предыдущего. Как скоро Моими делами, голосом Иоанна, свидетельством Отца подтверждено, что Я пришел от Бога, то ясно, что Моисей будет обвинять вас. Что он сказал? Не то ли, что, если явится муж, творящий чудеса, приводящий людей к Богу и верно предрекающий будущее, – такому с полною доверенностью надобно повиноваться? Христос не сделал ли всего этого? Он и чудеса совершал несомненно истинные, и к Богу всех привлекал, и Свои предсказания оправдывал исполнением их. Но откуда видно, что они уверуют в другого? Из самой ненависти их ко Христу. Отвергающие того, кто приходит по воле Божией, без сомнения, примут богопротивника. Если же Он указывает теперь на Моисея, а прежде говорил: «Я не от человека принимаю свидетельство» ( Ин.5:34 ), – ты этому не удивляйся: Он не к Моисею их отсылает, а к божественным Писаниям. Но так как Писания мало устрашали их, то Он обращает слово к лицу Моисея, представляя им обвинителя в самом законодателе, и таким образом производит в них гораздо сильнейший страх и опровергает все, что ни было сказано ими. Замечай же: они говорили, что преследуют Его из любви к Богу, – Он показывает, что они делают это по нелюбви к Богу. Они говорили, что держатся Моисея, – Он показывает, что они поступают так по недоверию к Моисею. Если они ревновали о законе, то им следовало принять исполнявшего закон. Если любили Бога, то им надлежало повиноваться привлекавшему их к Богу. Если верили Моисею, то им следовало поклониться Тому, о ком Моисей пророчествовал. А если ему не верили еще прежде, чем Мне, то нет ничего удивительного, что гоните и Меня, проповеданного им. И тогда, как иудеи благоговели к Иоанну, Христос доказывает их неверие, и таким образом все, чем они мечтали оправдать себя, Он постоянно обращает на их же голову. Я, говорит Он, столько далек от мысли – отвлекать вас от закона, что к обвинению вашему призываю и самого законодателя. Впрочем, хотя Он сказал, что Писания свидетельствуют о Нем, но где они свидетельствуют, этого не присовокупил, желая навести на них тем больший страх, обратить к испытанию Писаний и поставить в необходимость спрашивать Его самого об этом. А если бы Он предупредил их и объяснил это без вопросов с их стороны, то они отвергли бы и свидетельства Писаний. Теперь же, если они были внимательны к Его словам, – им следовало прежде всего спросить об этом и узнать от Него. Для этого-то Он особенно и распространяет не только Свои доказательства против них, но и прещения и угрозы, чтобы по крайней мере страхом изрекаемых на них слов вразумить их. Но, и несмотря на это, они молчат. Такова злоба! Что бы ни говорили, что бы ни делали, она не трогается, но упорствует, сохраняя в себе свой яд.

3. Поэтому надлежит извергать из души всякую злобу и никогда не сплетать никаких козней. «Превратен, – сказано, – путь человека развращенного» ( Притч.21:8 ), и: «святый Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований» ( Прем.1:5 ). Ничто так не делает людей глупыми, как злоба. В самом деле, когда человек бывает коварен, неблагонамерен, непризнателен (а это виды злобы), когда раздражается ничем не обиженный, строит ковы, то не представляет ли в этом доказательство крайнего своего безумия? С другой стороны, ничто так не делает людей разумными, как добродетель: она делает их признательными, благонамеренными, человеколюбивыми, тихими, кроткими, смиренными; она обыкновенно рождает и все другие совершенства. Кто же может быть мудрее человека с такими расположениями? Поистине, добродетель есть источник и корень мудрости, как всякий порок берет начало от неразумия. И надменный и гневливый человек увлекается этими страстями по недостатку благоразумия. Поэтому и пророк говорил: «смердят, гноятся раны мои от безумия моего» ( Пс.37:6 ), показывая, что всякий грех получает свое начало от неразумия. Напротив, человек добродетельный, имеющий в себе страх Божий, мудрее всех; потому и некий мудрец говорит: «начало мудрости – страх Господень» ( Притч.1:7 ). Если же бояться Бога значит иметь мудрость, а порочный не имеет этого, то, без сомнения, он лишен мудрости; а лишенный истинной мудрости бессмысленнее всех. Хотя многие удивляются людям порочным потому, что они могут делать другим обиды и вред, но они не понимают, что таких людей должно считать несчастнейшими из всех, потому что, думая вредить другим, они вонзают меч в себя самих; а это и есть признак крайнего безумия, когда кто, поражая самого себя, не сознает того, но думает, что он вредит другому, между тем как закалает сам себя. Потому и Павел, зная, что, поражая других, мы убиваем себя самих, говорит: «для чего бы вам лучше не терпеть лишения?» ( 1Кор.6:7 ).

Чтобы не быть обидимым, не надобно обижать; чтобы не терпеть зла, не надобно делать зла, – хотя это может показаться загадкой людям обыкновенным и не желающим любомудрствовать. Итак, зная это, будем считать несчастными и оплакивать не обижаемых и оскорбляемых, а делающих другим обиды и оскорбления. Эти-то люди наиболее страдают, потому что они вооружают против себя Бога, отверзают уста тысяче обвинителей, приобретают худую славу в этой жизни и навлекают на себя великую казнь в будущем веке. Напротив, обижаемые и все великодушно переносящие преклоняют и Бога к милосердию и всех людей к состраданию им, к похвалам и благорасположению. Такие люди, представляя величайшее доказательство своего любомудрия, и в этой жизни приобретают великую славу, и в будущей получат вечные блага, которых да сможем достигнуть и все мы, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу со Святым Духом слава ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Абзацы в тексте расставлены нами – Редакция «Азбуки Веры»

Источники:

http://www.proza.ru/2016/10/25/916
http://bible-help.ru/issledujte-pisaniya/
http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/besedy-na-evangelie-ot-ioanna/41

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: