Искусство киевской руси кратко. Живопись и архитектура киевской руси

Искусство Киевской Руси

Искусство Киевской Руси развивалось в общем русле средневековой европейской культуры и было неразрывно связано с церковью и христианской верой. В то же время славянские мастера обладали своими устойчивыми, веками сложившимися традициями языческого искусства. Поэтому, восприняв многое из Византии, они выработали самобытный, неповторимый стиль и создали подлинные шедевры архитектуры, живописи, прикладного искусства.

Архитектура. На протяжении столетий у восточных славян накапливался богатый опыт зодчества, сложилась национальная традиция градостроительства. Долгое время главным строительным материалом была доступная в изобилии древесина. В центре поселений находились «грады», которые служили для защиты от врагов, проведения племенных собраний и культовых обрядов. Большинство построек в славянских «градах» сооружалось из срубов – бревен, уложенных в четырехугольные венцы. Из срубов строились и простые избы, и 2-3-этажные терема, срубы закладывались в основание крепостных валов. Старались строить без применения гвоздей, т.к. ржавеющие гвозди приводили к быстрому разрушению постройки.

Качественно новый уровень развития архитектуры связан с переходом от деревянного к каменному и кирпичному строительству. С принятием христианства началось сооружение храмов, представляющих собой самостоятельную древнерусскую переработку византийских образцов.

Первые каменные сооружения были созданы в период княжения Владимира Великого. На центральной площади древнего Киева возвели церковь Успения Богородицы. Церковь была прозвана Десятинной потому, что Владимир специальной грамотой отписал ей десятую часть великокняжеских доходов. Ее судьба сложилась трагически: в 1240 г., когда в Киев ворвались орды Батыя, она стала последним рубежом обороны и была разрушена до основания. В наши дни расчищен и сохраняется ее фундамент.

Наибольшее распространение на Руси получила крестово-купольная планировка соборов. Такая композиция храма основывалась на христианской символике, подчеркивая его назначение. В соответствии с этой системой своды с центральным куполом опирались на четыре столба, образуя крестовидную композицию. Угловые части покрывались также купольными сводами. С восточной стороны, в алтарной части, к храму пристраивались апсиды – полуокружные выступы, покрытые половиной купольного или сомкнутого свода. Внутренние столбы делили пространство храма на нефы (межрядные пространства).

Особое значение придавалось куполу, который, с точки зрения богословия, выполнял не только эстетическую, но и культовую функцию. Его предназначение — концентрировать духовную энергию людей, «молитвенное горение» и направлять в небо. Считалось, что если молитва отдельного человека может «не дойти» до Бога, то молитва многих людей, сконцентрированная куполам, будет обязательно услышана. Согласно византийской традиции, купола покрывали свинцовыми, позолоченными или окрашенными в зеленый цвет листами. Оба цвета — золотистый и зеленый — считались в Византии священными.

Древнерусские мастера усовершенствовали византийский тип кладки. Стены соборов выкладывались из чередующихся рядов камня и плинфы (плоский кирпич, близкой к квадратной формы). Строители применяли метод так называемой «утопленной плинфы», когда ряды кирпича через один были углублены в стену, а образовавшиеся промежутки заполнялись цемянкой (раствор извести, песка и толченого кирпича). В результате стены были полосатыми. Серый гранит и красный кварцит в сочетании с оранжево-розовым цветом плинфы и розоватым оттенком цемянки придавали фасаду нарядный вид. Кладка выполнялась на высоком худо­жественном уровне и была одним из главных украшений здания. Позднее киевскую кладку переняла и Византия.

Воплощением главных архитектурных достижений Киевской Руси явился Софийский собор в Киеве, сохранившийся до наших дней в сильно перестроенном виде. Он был сооружен при Ярославе Мудром на месте его победы над печенегами и задуман как символ политического могущества Руси. Софийский собор стал местом посажения на княжеский стол и поставления на митрополичий престол, местом приема иностранных послов, встреч князя с народом.

По названию Софийский собор в Киеве повторяет константинопольский, но представляет собой совершенно оригинальное, самостоятельное архитектурное строение. В своем первоначальном виде собор представлял собой пятинефное крестовокупольное здание с тринадцатью куполами (символ Христа и двенадцати апостолов). Все пять нефов на востоке заканчивались апсидами, в центральной апсиде помещался алтарь. Двенадцать малых куполов ступенями поднимались к большому центральному куполу. Снаружи к зданию с трех сторон примыкала арочная галерея, что в целом создавало пирамидальную композицию. Все сооружение было рассчитано так, чтобы при сравнительно небольшом объеме создать ощущение величия и гармонии.

Многолавие, пирамидальность композиции, оригинальная кладка, шлемовидная форма куполов – вот те новшества, которые древнерусские мастера привнесли в византийскую школу, опираясь на традиции деревянного зодчества. Киевский Софийский собор послужил образцом при строительстве соборов в Новгороде и Полоцке.

Памятником архитектуры мирового значения является и ансамбль Киево-Печерской лавры. Постройка главного собора – Успенской церкви – явилась важным этапом в развитии киевской архитектуры. С нее началось широкое распространение однокупольных храмов, основного типа храма в период феодальной раздробленности. Церковь была разрушена в 1941 г., а в настоящее время идут работы по ее восстановлению. Несколько позже в том же монастыре была построена удивительная по красоте и пропорциональности надвратная церковь.

На рубеже ХI-ХII вв. недалеко от храма Святой Софии был воздвигнут собор, посвященный архангелу Михаилу, который вошел в историю под названием Златоверхого. Михайловский собор, переживший все пожары и войны предшествующих эпох, взорвали в 30-е гг. нашего столетия. Независимая Украина восстановила свою святыню.

Не менее интересны архитектурные памятники и других центров Киевской Руси, которые особенно поднялись– в ХII-XIII вв., в эпоху дробления Руси на удельные княжества. Раздробленность объективно способствовала росту городов развитию в них ремесел и торговли. В новых центрах развивается культура, тесно связанная с местным народным творчеством. Зодчие переходят на местные строительные материалы: в Поднепровье и на Волыне – кирпич, в Галиче и Владимиро-Суздальской земле – белый камень. Отсюда происходит значительное художественное разнообразие в архитектуре древнерусских земель.

Лучше всего архитектура XI-XIII вв. сохранилась в “стольном граде” Северской земли – Чернигове, живописно расположенном на берегу Десны. В главном Спасо-Преображенском соборе можно увидеть черты, близкие к западноевропейскому романскому стилю: массивность объема, узкие окна, круглая лестничная башня. Дальнейшая переработка византийской системы нашла свое выражение в однокупольной церкви Параскевы Пятницы. Существует предположение, что это здание выстроено выдающимся зодчим того времени Петром Милоногом. Он впервые применил “ступенчатые” арки, получившие в дальнейшем большое распространение. Петр Милоног также построил в Киеве сложное инженерное сооружение – каменную подпорную стену под горой, размывавшейся водами Днепра. Летописец пишет, что киевляне очень любили это место, где они “как бы парили в воздухе”.

Галицко-Волынское, самое западное княжество, имело оживленные культурные отношения с Венгрией, Чехией и Балканами, воспринимала, осваивала и перерабатывала элементы зодчества этих стран. Здесь активно развивается замковая архитектура, получает распространение такой вариант церковной постройки, как круглая в плане ротонда. К сожалению, богатая архитектура этой земли практически не сохранилась.

Читать еще:  Венера во 2 доме у женщины брак. Венера во втором доме и личные финансы

В целом в искусстве Киевской Руси, как и в искусстве Западной Европы, архитектуре принадлежало ведущее место. В зависимости от архитектурно-художественного замысла находились живопись, резьба по камню, художественное литье.

Изобразительное искусство. Ведущими жанрами изобразительного искусства Киевской Руси были мозаика, фреска, иконо­пись и книжная миниатюра.

Жанры монументальной живописи – фрески и мозаики — складывалась на основе византийских школ. Фресками — росписями водяными красками по сырой штукатурке — покрывались стены православных храмов. Особенности такой техники требуют от художника высокого мастерства, быстрого и точного нанесения рисунка и красок. Соответственно всю композицию необходимо выполнить в течение одного дня. Зато краски хорошо впитываются, высыхают вместе со штукатуркой, благодаря чему не осыпаются и не выцветают. Рецепты составления красок держались в строгом секрете, переда­вались от мастера к ученику. Благодаря замечательным свойствам этой техники древне­русские росписи выдержали испытание временем. Значительной сложностью не только художественной, но и технологической, отмечено искусство мозаики. Мозаичные изображения составлялись из смальты – кубиков специального цветного стекла, секрет изготовления которого пришел из Византии и был утрачен во время монголо-татарского ига. Цветовая гамма смальты насчитывала множество оттенков (зеленая – более 30, красная и синяя – по 20 и т.д.) При изготовлении золотой смальты тонкую металлическую пластину помещали между слоями прозрачного стекла.

Целый мир древнерусского искусства в едином ансамбле архитектуры, живописи и декоративно-прикладного искусства дошел до нас в киевском Софийском соборе. И мозаики и фрески выполнены по единому замыслу, в едином стиле. Мозаики украшают преимущественно центральную часть собора, прежде всего алтарь. Их палитра насчитывает 177 оттенков. Способность мозаик мерцать в свете солнечных лучей и свечей объясняется тем, что мастера применяли такой прием: мозаичные цветные стекла вдавливались в сырую поверхность штукатурки под разными углами. Фигуры были прекрасно видны из любой части помещения и как бы оживали, двигались, что производило и производит большое впечатление. Главная мозаика – величественная и суровая фигура Христа-Вседержителя на своде центрального купола. Автор проявил глубокое понимание особенностей монументальной живописи: изображение выполнено широкими линиями, большими цветовыми площадями. Пожалуй, наиболее знаменита мозаичная Богоматерь-Оранта. Оранта – название в византийской традиции сюжета с изображением молящейся Богоматери. Дева Мария, поднявшая в молитвенном жесте руки, предстает на золотом мерцающем фоне на своде алтарной апсиды.

Все стены, столбы и своды Софийского собора покрывала фресковая живопись. Разработка тематики фресковых росписей Софийского собора была делом большой государственной важности, руководил ею один из наиболее приближенных к князю Ярославу людей – митрополит Илларион. Росписи читаются как книга, складываются в три цикла: евангельские, библейские сюжеты и жития святых – покровителей княжеского рода. Башни, где располагаются лестницы, по которым поднимался князь и его приближенные, не являются культовым помещением, поэтому их стены были украшены фресками, написанными на светские бытовые темы («Скоморохи», «Охота на медведя», другие). На стене под арками хоров помещалась большая композиция с изображением Ярослава, который подносит Христу модель Софийского собора и всей княжеской семьи. В 1651 г. голландский художник Вестерфельд видел и зарисовал всю фреску, однако в дальнейшем многие изображения погибли. До наших дней лучше всего сохранился портрет женщин великокняжеской семьи. Софийский собор донес до нас единственные во всей Европе образцы светской монументальной живописи ХI в.

В прямой связи с введением христианства находится возникновение и развитие национальной традиции иконописного искусства. Иконы писались на досках. Доску покрывали особым грунтом, затем наносили рисунок, по которому писали красками, растер­тыми на яичном желтке. Темы, композиции, цветовая гамма изображений на иконах подчинялись строгим правилам – канону. В канонических изображениях нет реализма, их символика очень сложна. Величайшие мастера умели, не порывая с каноном, наделять свои произведения неповторимыми индивидуальными чертами, наполняли свои произведения подлинными чувствами. В «Киево-Печерском патерике» описано житие знаменитого мастера – Алимпия (Алипия). Древнейшие из сохранившихся икон относятся примерно ко времени княжения Владимира Мономаха. Привезенная из Византии икона «Владимирская Богоматерь» послужила основой целого ряда икон, получивших название «Умиление».

Появление искусства книжной миниатюры совпадает с появлением древнейших письменных памятников. Изображением трех евангелистов – Иоанна, Луки и Марка – было украшено Остромирово Евангелие. Четвертого евангелиста, Матфея, нет, но для рисунка был оставлен чистый лист. Рукопись с красочными иллюстрациями называлась «лицевой». «Лицевым» является знаменитый «Изборник» Святослава. Кроме сюжетных иллюстраций, книги богато орнаментировались.

Декоративно-прикладное искусство.Активно развивалось декоративно-прикладное искусство. Изделия из дерева, металла, кости, камня, глины не просто удовлетворяли потребности людей, но и украшали их жизнь. Характерным для произведений прикладного искусства был растительный орнамент, в отличие от геометрического византийского.

Особенно поражают высокой эстетикой и техникой исполнения ювелирные изделия. Были известны и применялись чернение серебра, литье из драгоценных металлов, чеканка, инкрустация, техника скани (узоры из тонких металлических ниток) и зерни (украшение из напаянных мелких металлических шариков). Вершина ювелирного искусства – техника перегородчатой эмали. Пришла она из Византии, но вскоре киевские мастера превзошли учителей. Процесс изготовления схематически выглядел так. На золотую пластину наплавляли тонкие золотые перегородки, полученные полости заполняли эмалевым порошком и расплавляли его. В древних кладах найдены украшения с изображением сирен, дерева жизни, цветочного орнамента. Немецкий знаток ремесел Теофил (ХI в.), перечисляя в своей записке страны, прославившиеся в различных искусствах, назвал на почетном месте и Русь, мастера которой был известны своими изделиями «из золота с эмалью и из серебра с чернью».

Музыка.В жизни людей Киевской Руси большое место занимали музыка, песни и пляски. Песня сопровождала различные обряды, календарные праздники. Знаменитые фрески башни Софийского собора в Киеве дают изображения музыкантов и плясунов. По этим изображениям, а также из былин, летописей мы знаем музыкальные инструменты Руси – рог, трубы, бубен, гусли, гудок. С принятием христианства одноголосое пение стало частью богослужений, православный канон не допускал инструментальную музыку. Пение велось по специальным рукописям-книгам. Сложилось две системы нотных записей – самобытная и византийская.

В развитии культуры Киевской Руси проявлялись как общие закономерности, так и национальные особенности. Ее основа – самобытная культура восточнославянских племен. Принципиальным рубежом в развитие культуры стало принятие христианства. Значительным было влияние византийской культуры. В отличие от Западной Европы, на Руси государство не подпало под власть церкви, и, соответственно, в культуре светские элементы были сильнее. Наметилась прогрессивная тенденция дифференциации духовной культуры. В относительно короткие сроки Киевская Русь сделала огромный шаг, выйдя наобщеевропейский культурный уровень, а в некоторых ее областях — превзойдя его. Новые веяния в культуре, боль­шее региональное своеобразие появились в связи с феодальной раздробленностью. Однако для закрепления и развития культурной динамики Русь нуждалась в восстановлении политического единства.

Читать еще:  Сонник покойник просит воды. Признаки пребывания трупа в воде

Дизайн интерьера и архитектура

Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.

Архитектура Киевской Руси

Значение архитектуры и живописи Киевской Руси для дальнейшего развития Древнерусского искусства было поистине неоценимым. В это время создаются ансамбли городов с новыми княжескими центрами и необычными типами сооружений, а также вырабатываются характерные приемы строительства каменной архитектуры.

Совершенствуется мастерство строителей. Местные архитекторы и художники работают в тесном творческом контакте с византийскими инженерами, а также наиболее талантливыми мастерами стран Востока и Запада. Художественная культура Киевского государства приобрела в X — XI веках мировое значение.

Архитектура Киевской Руси.

Архитектура Киевской Руси была единым истоком и общим начальным периодом архитектуры русского, украинского и белорусского народов. Древнерусская архитектура , в первую очередь, особенности построек в Приднепровской, Волынской и Галицкой землях была той непосредственной основой, на которой формировалось украинское зодчество.

Каменное строительство Древней Руси зародилось в Киеве уже в середине X века. В известной исторической летописи — » Повести временных лет», написанной около 945 года, можно найти такие строки: » Над горою двор теремный, бо бе ту терем камен».

Введение в 988 году христианства на Руси расширило связи с Византией. Мастера Киевской Руси сумели взять из византийского наследия все самое хорошее и нужное. Кроме этого, древнерусским зодчим и художникам удалось создать свой уникальный художественный стиль, и на его основе создать произведения искусства, обладающие большой художественной и исторической ценностью.

Церковь Богородицы ( Десятинная) в Киеве.

В 988 — 995 годах в Киевском детинце строилась Церковь Богородицы ( или Десятинная церковь), которая представляла собой первый каменный храм на Руси. Однако в 1240 году сооружение было разрушено. В его основе лежит простая система, характерная для византийского провинциального зодчества. Стены церкви были построены из камня, причем, строительство велось по системе » смешанной кладки» способ укладывания кирпича с » утопленным» рядом.

При этом элементы древнерусской архитектуры XI — XII веков, характерные для декора фасадов, в византийском зодчестве появились значительно позже. Некоторые элементы фасада были оштукатурены и расписаны под » квадровую» кладку. Церковь была многоглавой, что абсолютно нетипично для византийской архитектурной традиции. Интерьер Десятинной церкви был богато украшен мраморными резными деталями, а пол щедро декорирован мозаикой.

Древнерусские архитектурные памятники.

Близким по характеру к архитектуре Десятинной церкви является сохранившийся почти в первозданном виде Спасо — Преображенский собор в Чернигове, построенный примерно в 1036 году во времена правления князя Мстислава Тмутараканского. Однако в основе конструкции собора лежит сложная крестово — купольная система.

Новейший стилевой этап наступил на Руси в 30 — 50 годы XI века, когда окончательно сформировались черты монументального древнерусского искусства. Главным памятником того периода можно считать Софийский собор , построенный в Киеве в 1037 — 1044 годах во времена правления князя Ярослава Мудрого. Прекрасный собор был построен на пересечении двух главных магистралей новой части Киева — » города Ярослава».

Для архитектуры периода расцвета Древней Руси характерны творчески переосмысленные черты средней византийской архитектуры — пятинефные в своей основе типы крестово — купольных зданий с галереями, а также динамичность многокупольных композиций и их живописный характер.

Следующий этап развития зодчества Киевской Руси приходится на вторую половину XI — XII веков. Киев постепенно утрачивает свое политическое значение, возрастает влияние церкви на политическую и общественную жизнь страны.

На тот момент и образ зданий становится иным. Наиболее четко особенности этого этапа проявились в программном сооружении того времени — Успенском соборе Печорского монастыря в Киеве. Собор был построен в 1073 — 1078 годах. В плане здания четко выражен тип шистистолпного трехкупольного храма. В простой крестово — купольной системе собора черты византийской традиции проявлялись больше, чем в сооружении Киевской Софии.

По его типу создавались многочисленные постройки следующего этапа архитектуры — по определенным пропорциям, которые выражались в следующих числовых значениях:

  • ширина = 20 метров;
  • длина = 30 метров;
  • высота = 50 метров.

Эти пропорции стали канонами для сооружения многих будущих зданий. Особенными чертами отличалась Переяславская архитектурная школа , в традициях которой были построены Михайловский собор и Церковь Богородицы.

Дальнейшее ослабление Киевского государства обусловлено развитием феодальных отношений. В этот момент происходит процесс отделения княжеств, и поэтому усиливаются местные традиции, характерные для удельных княжеств. Формируются самостоятельные школы и направления. Во второй четверти XII века зодчие переходят на местные стройматериалы и разрабатывают новые приемы строительства. Однако при этом остается незыблемым тип постройки церковных зданий.

Черты уже вполне сложившегося нового стиля проявились в архитектуре Церкви Богородицы в Киеве, построенной в 1131 — 1135 годах. Характерным памятником этого стиля является сохранившаяся до наших дней первоначальная форма Кириловской церкви, возведенной в 1150 году. В архитектуре сооружения заметно влияние Черниговской школы.

Внутреннее пространство напоминает Успенский собор Печорского монастыря. В целом пропорции здания тяжеловаты. В архитектуре этого времени ярко выражены черты графичности. При этом все части внутреннего убранства храмов богато украшены фресками. Появляется новая тематика изображений — это картины Страшного Суда.

На колоннах изображены воины — патроны земных феодалов. Колорит росписей более яркий, чем в Софийском соборе, и в изображениях больше экспрессии, а в характере живописи — линейности.

Черниговская школа изначально отличается от Киевской и Смоленской. В декоре фасадов применялся резной природный камень, широко применялись мотивы славянской орнаментальной росписи, а также наносились изображения героев древнерусского фольклора.

В XII века Чернигов становится центром сильного феодального княжества. В 20 — е годы формируется Черниговская архитектурная школа, которая отличается некоторыми характерными местными особенностями. В оформлении фасадов широко используется керамика .

Среди характерных особенностей черниговской архитектуры можно выделить следующие:

  • Использование белокаменной резьбы — это особенно заметно в экстерьере Борисоглебского и Благовещенского соборов.
  • Штукатурка фасадов поделена на квадраты.
  • Высокая декоративность оформления фасадов зданий.

Борисоглебский собор был построен в XII веке. Он находился на княжеском подворье и служил усыпальницей князей Ольговичей. В стенах постройки были спрятаны похоронные книги. Архитектура Борисоглебского собора по своим характерным особенностям близка Кириловской церкви. Белокаменные каменные капители щедро украшены резьбой с изображением сказочных зверей с причудливо переплетенным орнаментом. Подобная традиция была характерна также и для Киевской архитектурной школе.

Благовещенский собор был построен в 1185 году, однако до наших дней он не сохранился. Данное сооружение по своим размерам и богатству оформления напоминал период расцвета Киевской Руси.

В Успенском соборе Елецкого монастыря, который был построен в середине XII века. В оформлении внутреннего убранства были использованы керамические детали. А характер фресковой росписи свидетельствует об определенной близости к Киевской школе.

Читать еще:  К чему останавливаются часы на руке примета. Что делать, если встали часы

Зарождение нового направления в архитектуре можно проследить в экстерьере Полоцкого Спасского собора, который был построен в середине XII века, где зодчий Иоанн применил прием пирамидальной композиции, которая является своеобразным переосмыслением крестово — купольного типа храмов. Данное направление возникло под влиянием народной деревянной архитектуры.

С середины XII века крепкая княжеская власть устанавливается в Галицкой Руси. В этот период формируется Галицкая архитектурная школа, в основе которой лежали принципы белокаменного строительства.

Характерно разнообразие типов сооружений, среди которых встречаются однонефные и трехнефные сооружения. В плане здания имеют ротондальный и октогонный характер. Каменная кладка осуществлялась из местного строительного материала — серого известняка. Из многочисленных построек Древнего Галича сохранилась лишь Церковь Пантелеймона.

Галицкая летопись. написание которой датируется 1259 годом, дает детальное описание внутреннего оформления Церкви Ивана на холме. Эту церковь называли Храмом Холмского монастыря Хитреца Авдия, украшавшего храм. Традиции галицкого зодчества развивались также во Львове и в Холме.

Новый стилистический этап древнерусского зодчества возник в конце XII века, когда началось активное развитие городского сословия. Этому явлению способствовало также расширение круга заказчиков. В свою очередь масштабы зданий уменьшаются, меняется их композиционный строй и художественный облик. Внимание зодчих переключается на экстерьер сооружений. При этом здания приобретают центристский башенный характер с нарастающим кверху объемом. В то же время фасады декорируются роскошно и вычурно.

Новый подъем Киевской архитектуры происходит в конце XII века. Этот период наиболее ярко отражен в строительной деятельности времен правления князя Рюрика Ростиславовича, который по свидетельству очевидцев » имел любовь ненасытную о зданиях». В это время в Киеве работал известный зодчий Петр Милонег.

Виды древнерусского искусства.

Среди других видов древнего искусства, распространенных в Киевской Руси, главное место занимали следующие:

  • Иконопись — процесс написания икон и картин религиозного содержания, которые имели важное культовое значение.
  • Книжная миниатюра — создание образцов древней литературы, щедро украшенных рисунками талантливых художников.
  • Декоративно — прикладное искусство, которое отражало народные традиции и широко использовалось для создания различных бытовых предметов, посуды, мебели и многого другого.

В Киев из Царьграда были привезены знаменитые иконы : » Владимирская Богоматерь» и » Троица». Известна также икона » Свенская Богоматерь», которая представляет собой икону и изображением русских Святых — Бориса и Глеба.

Киевские художественные традиции живут в ряде икон Новгорода и Северо — Восточной Руси. Большой популярностью пользовались иконы » деисусного чина», сюжеты которых изображали сцены заступничества Богоматери перед Богом за людские грехи.

Изображение Дмитрия Солунского живописцы подавали в образе сильного и мужественного воина, исполненного чувства собственной силы и достоинства.

Книги в Киевской Руси считались настоящим сокровищем. Художественные средства оформления литературных произведений были близки к византийским образцам. Среди памятников книжной миниатюры можно назвать следующие:

  • » Остромирово Евангелие»
  • » Кодекс Григория Двоеслава»
  • » Евангелие»

В Киевской Руси возникают ценнейшие произведения восточно — славянского народного музыкально — поэтического творчества. Богатырские былины были записаны позднее, от потомков древних певцов. Широкую известность получил былинный рассказ о Князе Владимире » Как во городе стольнокиевском».

На стенах галерей храма Софии Киевской изображен музыкант со струнным смычковым инструментом в руках в окружении группы скоморохов, что свидетельствует о невероятно широком распространении данного вида искусства на территории Киевской Руси.

Архитектура Киевской Руси — кратко

Первые постройки из камня

Архитектуру называют душой народа воплощенной в камне. Архитектура Руси долгое время представляла собой только деревянные здания. Дерево недолговечный материал, поэтому, до наших дней дошли только традиции деревянного древнерусского зодчества.

Объекты из кирпича и камня стали строить после принятия христианства. В 989 году в Киев по просьбе князя Владимира прибыли греческие зодчие и начали постройку первой церкви из кирпича. Церковь Успения Святой Богородицы называли Десятинной, из-за того, что князь делил свою прибыль на десять частей и одну из них отдавал на строительство. Храм был построен в соответствии с византийскими канонами: здание состояло из 3-х нефов – вытянутых помещений, 3-х апсидов – выступов примыкающих к основному зданию, 6-ти столбов и 3-х галерей. Церковь была построена из плинфы – небольшого обожженного кирпича. Внутреннее убранство было богато украшено мрамором, фресками и мозаикой.

Особенности храмового строительства Киевской Руси

В XI веке, во времена правления Мстислава и Ярослава, началось возведение грандиозного сооружения – Софийского собора. Собор состоял из пяти нефов, пяти апсидов и окружался двумя галереями. Строительство основывалось на архитектурных правилах Византии. Композиция храма была составлена из уступов, постепенно возвышающихся по направлению к куполу. Любопытно, что у собора было 13 глав, это считалось характерной чертой славянской дохристианской композиции. Многоглавость храмов сыграла в будущем большую роль, она стала одной из главных черт русской архитектуры. Внутри, храм поражал роскошью золота, огромных по занимаемой площади мозаик и фресок. Софийский Собор задумывался как главный памятник архитектурного искусства Киевской Руси, провозглашающий власть новой религии и государства.

В 1158 году князь Андрей Боголюбский занялся постройкой городских укреплений города Владимира. Главным элементом укрепления задумывались Золотые ворота – громадная башня из камня с аркой и небольшой церковью наверху. Попасть в ворота можно было, только преодолев ров с водой, по опускающемуся подвесному мосту.

Постепенно Киев утрачивает свое значение, и храмы строятся уже в других городах. В начале XII века был построен Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, отличающейся загадочной красотой. Владимирские зодчие увлеклись поиском новых форм строительства. Прекрасные результаты этого поиска можно увидеть в белокаменном Георгиевском Соборе. Храм был скромных размеров, с четырьмя столпами и одной головой. Несмотря на размер, здание казалось сказочным, благодаря необычно заостренным формам верхушек и богатой резьбе стен.

Преобладающие черты русского зодчества Киевской Руси

Новгородская архитектура в период Киевской Руси отличалась от владимирской. Здесь предпочитали строить из грубых плит серого известняка и кирпича, придавая храмам округлые формы.

Историкам до сих пор неизвестно, по какой причине строители Северо-восточной части Руси не использовали более дешевый и удобный материал – плинфу. Вместо этого они брали труднообрабатываемый известняк.

Храмы, возводившиеся далеко за пределами Южной Руси, имели больше оригинальных черт русской архитектуры. У местных мастеров появлялись свои необычные приемы и методы, используемые при строительстве.

Основные черты архитектуры Киевской Руси – это строительство по уставам константинопольских учителей. Не все храмы штукатурились, многие оставались первозданного розового цвета: именно такой получалась смесь раствора и плинфы. На стенах обычно присутствовали греческие узоры – меандры. После принятия новой религии устанавливается базовый тип культовых сооружений – крестовокупольный. Византийские архитектурные черты в руках русских строителей в период Киевской Руси сформировали особый стиль, безошибочно узнаваемый сегодня.

Источники:

http://studopedia.ru/6_78822_iskusstvo-kievskoy-rusi.html
http://design-fly.ru/istoriya-arxitektury/arxitektura-kievskoj-rusi.html
http://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/17928-arhitektura-kievskoj-rusi-kratko.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector