Искандер Зуль Карнейн и Александр Македонский – это один и тот же человек.

Искандер Зулькарнайн: биография, свершения, интересные факты

Биографию Искандера Зулькарнайна стоит начать с теми представлениями о нем, которые у нас есть благодаря теологии Ислама. Итак, согласно верованиям мусульман, конец света будет ознаменован выпуском Гога и Магога из-за стены, и их уничтожение Богом за одну ночь откроет День Воскресения (Yawm al-Qiyāmah). История вошла в Коран через Александровский романс, легендарную версию изложения истории Александра Великого. Многие считают, что мифический Искандер Зулькарнайн – Александр Македонский собственной персоной, просто со слегка измененным жизнеописанием.

Вам будет интересно: Значение фразеологизма «души не чаявший»

Происхождение

История этого персонажа связана с главой 18 (Сурат аль-Каф, «Пещера») Корана. Эта глава была открыта Мухаммеду, когда его племя, курайшит, послало двух человек, чтобы узнать, могут ли евреи с их превосходным знанием Священных Писаний сообщить им, был ли Мухаммед истинным пророком Бога. Раввины посоветовали им спросить Мухаммеда о трех вещах, и одна из них была «о человеке, который путешествовал и достиг восточного и западного мира, что вписало его в историю». «Если он расскажет вам об этом, тогда он будет пророком, поэтому следуйте за ним, но если он не скажет вам, тогда он человек, который вас обманывает, так что обращайтесь с ним, как вы сочтете нужным». (Стихи 18: 83-98). О детстве Искандера Зулькарнайна при этом ничего не известно. Это обстоятельство, однако, делает его еще более таинственной и величавой фигурой.

Покоритель Востока и Запада

В стихах главы, упомянутой выше, сказано, что Искандер Зулькарнайн сначала отправляется на западную окраину мира, где видит Солнце, застывшее в закате, а затем – на самый дальний восток, где он видит, как оно поднимается из океана, и, наконец, на север, к месту в горах, где он находит людей, угнетаемых Гогом и Магогом. Эта история до сих пор представляет огромный интерес не только для мусульман, но и для всех религиоведов.

История Искандера Зулькарнайна берет свое начало в легендах о кампании Александра Великого на Ближнем Востоке якобы в первые годы христианской эры (на самом деле в это время никакого Македонского уже давно не было). Согласно этим легендам скифы, потомки Гога и Магога, однажды победили одного из генералов Александра, после чего последний построил стену в горах Кавказа, чтобы удержать их от цивилизованных земель (основные элементы легенды найдены у Иосифа Флавия). История Александра была намного более проработанной в последующие века, прежде чем в конечном итоге найти свой путь в Коран через сирийскую версию.

Двурогий правитель

Вам будет интересно: Корректный – это. Значение слов “корректный” и “корректно”

Александр (Искандер Зулькарнайн) уже был известен как «двурогий» в этих ранних легендах. Причины этого несколько неясны: ученый аль-Табари (839-923 гг. Н. Э.) считал, что он перешел из одной конечности («рога») мира в другую, но в конечном итоге он может быть получен из образа Александра, одетого в рога бога Зевса-Аммона, чье изображение было популяризировано на монетах по всему эллинистическому Ближнему Востоку. Стена, возможно, отразила отдаленное представление о Великой Китайской стене (ученик 12 века аль-Идриси составил карту для Роджера Сицилийского, изображающую Землю Гога и Магога в Монголии) или различных персидских стен Сасанидов, построенных в Каспийском регионе для защиты от северных варваров.

Человек, покоривший мир

Искандер Зулькарнайн также путешествует по западным и восточным просторам Земли. На западе он находит солнце в «грязной весне», что эквивалентно «ядовитому морю», найденному Александром в сирийской легенде. В сирийском оригинале Александр испытал ядовитые свойства моря, отправив в него осужденных заключенных. На востоке и сирийская легенда, и Коран подразумевают под соратниками Александра/Зулькарнайна людей, не приспособленных к жаркому солнцу, отчего их кожа очень сильно страдает.

Человек двух веков

Стоит сказать пару слов об имени Искандера Зулькарнайна, фото статуй или фресок с которым найти попросту невозможно в силу запрета на изображение людей в Исламе. Слово Qarn (“карн”) означает не только “рог”, но и “период” или “век”, и поэтому имя Dhul-Qarnayn (Дхур-Карнайн, Зулькарнайн) имеет символическое значение как “человек двух веков”, первый из которых является мифологическим временем, когда стена построена, а вторая – конец света, когда шариат Аллаха, божественный закон, удаляется, а Гог и Магог освобождаются. Современные исламские апокалиптические писатели, придерживаясь буквального прочтения, выдвигали различные объяснения отсутствия стены в современном мире: некоторые говорили, что Гог и Магог были монголами, и что теперь стена исчезла, другие, что и стена, и Гог и Магог присутствуют, но невидимы.

Свидетельства Газали

Искандер Зулькарнайн-путешественник был любимым предметом для более поздних авторов. В одной из многих арабских и персидских версий встречи Александра с индийскими мудрецами поэт и философ Аль-Газали (Abū Ḥāmid Muḥammad ibn Muḥammad al-Ghazālī, 1058-1111) писал о том, как наш герой встретил людей, которые не имели никаких владений, но вырыли могилы у дверей своих домов; их король объяснил, что они сделали это, потому что единственная уверенность в жизни – смерть. Версия Газали позже попала в “Тысяча и одну ночь”.

Читать еще:  Философия холизма. Холистическое мышление как основа развития

Свидетельства Руми

Суфийский поэт Руми (Jalāl ad-Dīn Muhammad Rūmī, 1207-1273), возможно, самый известный из средневековых персидских поэтов, описал восточное путешествие Зулькарнайна. Герой поднимается на гору Коф, «мать» всех других гор (отождествляется с горами Альборз на северной границе Ирана), которая сделана из изумруда и образует кольцо, окружающее всю Землю жилами под каждой страной. По просьбе Искандера гора объясняет происхождение землетрясений: когда Бог пожелает, гора заставляет одну из ее изумрудных вен пульсировать, и таким образом происходит землетрясение. В другом свидетельстве на великой горе великий завоеватель встречает Эфрафила (архангела Рафаэля), готового протрубить о начале Судного дня.

Зулькарнайн в малайском эпосе

Малайский эпос Hikayat Iskandar Zulkarnain отслеживает родословную нескольких королевских семей юго-восточной Азии, таких как королевская семья Суматра Минанкабау из числа Искандера Зулькарнайна. Удивительно, что повести и свидетельства об Александре добрались даже до Индонезии и Малайзии, оставив свой след в культуре этих далеких таинственных стран.

“Хикаят Искандар Зулкарнаин” – малайский эпос, описывающий вымышленные подвиги Искандера Зулькарнайна (Александра Великого), короля, который был кратко упомянут в Коране (18: 82-100). Самая старая существующая рукопись датируется 1713 годом, но находится в плохом состоянии. Еще одна рукопись была скопирована Мухаммедом Синг Саидуллахом около 1830 года.

Искандар Зулкарнайн, как утверждается, является прямым предшественником царств Минангкабау в Суматре, Индонезия, и предком правителей этих земель.

Искандер Зуль Карнейн и Александр Македонский – это один и тот же человек.

В 83 аяте суры Аль-Кахф Священного Корана говорится о Искандере Зуль Карнейне. Кто этот человек? Некоторые говорят, что это и есть Александр Македонский. Так ли это?

Уважаемый Нурлыбек! В суре Аль-Кахф приводится небольшой рассказ о Зуль Карнейне, однако, полных сведений о том, кто этот человек, где и когда жил, нет. При этом, он упоминается как человек, обладающий достаточной силой, чтобы властвовать на земле, умеющий добиваться поставленных целей. Приведем аят из суры Аль-Кахф:

«Воистину, Мы наделили его властью на земле и одарили всякими возможностями».

Если же мы обратимся к историческим источникам, то известный астроном,ученый Абу Райхан Мухаммед аль-Бируни (973-1048), в своем труде «Асар аль-бакия анил Курун аль-Халия –Памятники минувших поколений» , говорит о происхождении Зуль Карнейна.

Согласно этим сведениям, в 110-599 г.г д.н.э , существовало царство Химьяр. И подданные царства называли своего правителя «Зу» , по аналогии арабского «Абу» . (Зу – означает «Хозяин» ). И Зуль Карнейн был одним из правителей этого царства. Его настоящее имя – Абу Бакр ибн Ифрикаш . Вместе со своими войсками он через Средиземное море, пройдя через земли Туниса, Марокко, создал город Ифрикия. После этого африканский материк стал называться его именем как «Ифрикия» ( Африка) . Зуль Карнейном его называли за то,что его след простирался от запада и до востока, от места, где восходит солнце и заходит [2].

Если же говорить о том, является ли Зуль Карнейн Александром македонским и имееет ли к нему вообще отношение, то по словам толкователя Корана Ибн Касира (1301-1371), он не может быть Македонским:

Александр Македонский – сын царя Македонии Филиппа, по национальности – грек. Его советником был великий Аристотель. И жил он на триста лет раньше пророка Исы. К тому же, Александр Македонский был мушриком, поклонявшимся греческим богам.

А Зуль Карнейн, согласно свидетельству аль-Азраки и других, жил во времена пророка Ибрахима. И был одним из последователей пути, который указывал пророк Ибрахим (г.с) и был глубоко верующим, богобоязненным человеком. Кроме того, когда пророк Ибрахим возводил стены Каабы, Зуль Карнейн совершал паломничество, говорят, что рядом с ним находился Кызыр (г.с) [1].

Некоторые ученые помимо Македонского проводят параллель между Зуль Карнейном и царем Аккада Нарам-Суэном, жившего в 2237-2200 г.г.д.н.э. По их мнению, между Нарам-Суэном и Зуль Карнейном можно бонаружить немало сходства. Также как и Зуль Карнейн, Нарам-Суэн правил миром. Сохранились рисунки, высеченные на камнях. На которых Нарама-суэн изображен в двурогом шлеме. Также, согласно сохранившимся сведениям, Нарам-Суэн проповедовал монотеизм, то есть придерживался идеи единобожия. И в завоеванных им странах, по его приказу уничтожались места для совершения идолопоклонства. И на основании этих данных, специалисты полагают, что эти две исторические личности схожи.

Резюмируя вышесказанное, стоит отметить, что упоминающийся в Священном Коране Зуль Карнейн был истинным мусульманином, призывавшим к истинному пути служению Аллаху, восхвалявшим Всевышнего, отличавшийся нетерпимостью к несправедливости, наказывавший злодеев и оказывавший поддержку людям благочестивым. Это можно заметить и по следующим аятам Священного Корана:

«Он сказал: «Того, кто поступает несправедливо, мы накажем, а потом возвратят его к Господу, и он подвергнет его тяжким мучениям. Тому же, кто уверовал и поступает праведно, будет наилучшее воздаяние, и мы скажем ему наши легкие повеления». [3]

Следовательно, не нужно путать Зуль Карнейна с Александром Македонским. Истина же известна лишь Аллаху!

[1] Источник: Саид Қутуб. «Фи зилалиль Коран». Толкование суры Аль-Кахф.
[2] Ибн Касир, толкование суры Аль-Кахф.
[3] сура Аль-Кахф, 87-88 аяты.

Абдусамат Касым
Перевод Зарины Нокрабековой

Искандер Зулькарнайн

Алекса́ндр Македо́нский (Александр III Великий, др.-греч. Ἀλέξανδρος [сн 1] Γ’ ὁ Μέγας , лат. Alexander Magnus , у мусульманских народов Искандер Зулькарнайн [сн 2] , 356 — 323 гг. до н. э.) — македонский царь с 336 до н. э. из династии Аргеадов, великий полководец, создатель мировой державы, распавшейся после его смерти. В западной историографии более известен как Алекса́ндр Вели́кий.

Читать еще:  Инь янь история происхождения. Возможно вам также понравится

Содержание

Общие сведения

Александр Великий родился 21 июля [сн 3] 356 года до н.э. в македонской столице Пелла. Его родители — македонский царь Филипп II и дочь эпирского царя Олимпиада. Сам Александр по традиции вёл свой род от мифического Геракла через царей Аргоса, от которых будто бы ответвился первый македонский царь Каран.

Плутарх так описывает его внешность:

«Внешность Александра лучше всего передают статуи Лисиппа, и сам он считал, что только этот скульптор достоин ваять его изображения. Этот мастер сумел точно воспроизвести то, чему впоследствии подражали многие из преемников и друзей царя, — лёгкий наклон шеи влево и томность взгляда. Апеллес, рисуя Александра в образе громовержца, не передал свойственный царю цвет кожи, а изобразил его темнее, чем он был на самом деле. Как сообщают, Александр был очень светлым, и белизна его кожи переходила местами в красноту, особенно на груди и на лице. [1] »

К этому можно добавить лишь то, что богатырским сложением Александр не обладал и к атлетическим состязаниям был равнодушен, предпочитая увеселительные пиры и сражения. Личность и характер Александра как всякого великого человека не могут быть точно обрисованы отдельными чертами или одиночными рассказами и историческими анекдотами; они определяются только всей совокупностью его дел и их отношением к предыдущей и последующей эпохам. В возрасте 20 лет Александр стал царём Македонии. Как пишет немецкий историк Ф. Шлоссер:

«Развращение нравов и упадок греческого духа повлекли за собой падение республиканских учреждений, и миру нужен был теперь человек, который бы преобразовал республиканские формы жизни в монархические. Вступая на престол, Александр нашёл всё подготовленным деятельностью Филиппа, и ему легко было осуществить то, что было целью всей жизни отца, но что могло быть выполнено только таким человеком как Александр [2] .»

Спустя 2 года в 334 до н. э. Александр отправился в свой знаменитый поход в Азию, растянувшийся на 10 лет. Результатом похода явилось создание огромной империи, простиравшейся от реки Истр (совр. Дунай) в Европе до реки Ганг в Индии.

Александр имел трех законных жен (бактрийская княжна Роксана, дочери персидских царей Статира и Парисатида) и двух сыновей: Геракла от наложницы Барсины и Александра от Роксаны.

Очень часто Александр бросался в гущу схватки, список его ран перечисляет Плутарх:

«При Гранике его шлем был разрублен мечом, проникшим до волос… под Иссом — мечом в бедро… под Газой он был ранен дротиком в плечо, под Маракандой — стрелой в голень так, что расколотая кость выступила из раны; в Гиркании — камнем в затылок, после чего ухудшилось зрение и в течение нескольких дней он оставался под угрозой слепоты; в области ассаканов — индийским копьём в лодыжку… В области маллов стрела длиною в два локтя, пробив панцирь, ранила его в грудь; там же… ему нанесли удар булавой по шее.» [3]

Но умер Александр не от ран, а от затянувшейся лихорадки неясного генеза 10 или 11 июня 323 до н. э. в Вавилоне. Его империя немедленно была разделена между его военачальниками (диадохами).

Юность

Александра с раннего детства готовили к дипломатии, политике, войне. Воспитателями и наставниками Александра были: родственник по линии матери Леонид, к которому он сохранил глубокую привязанность в зрелом возрасте, несмотря на строгое спартанское воспитание в детстве; шут и актёр Лисимах; а с 343 до н. э. — великий философ Аристотель, под руководством которого он получил классическое греческое образование. Будущего великого полководца учила и сама жизнь.

Ещё в детские годы Александр отличался от сверстников: был равнодушен к телесным радостям и предавался им весьма умеренно; честолюбие же Александра было безгранично. Равнодушный к богатству, он неистово завидовал славе отца и мечтал о блестящих подвигах. Его любимой книгой был героический эпос «Илиада» Гомера, хотя под влиянием Аристотеля Александр ценил и уважал философов, интересовался греческой литературой. Он не проявлял интереса к женщинам (см. статью о Калликсене), зато в 10-летнем возрасте укротил Буцефала, жеребца, от которого по причине строптивости отказался было царь Филипп. Плутарх о характере Александра:

«Филипп видел, что Александр от природы упрям, а когда рассердится, то не уступает никакому насилию, но зато разумным словом его легко можно склонить к принятию правильного решения; поэтому отец старался больше убеждать, чем приказывать. [1] »

В 16-летнем возрасте Александр остался за царя в Македонии, когда Филипп осаждал Византий, и правил жёстко, беспощадно подавив восстание фракийского племени медов. А спустя 2 года в 338 до н. э. в битве при Херонее Александр показал личное мужество и навыки полководца, возглавляя под присмотром опытных военачальников левое крыло македонского войска.

Склонность к авантюрам Александр продемонстрировал в юности, когда без воли отца хотел жениться на дочери Пиксодара, правителя Карии (см. статью Филипп III Арридей). Позднее он всерьёз разругался с отцом из-за женитьбы последнего на юной знатной Клеопатре, в результате чего произошёл разрыв отношений между Филиппом и Олимпиадой, которую Александр искренне любил. Примирившись с отцом, Александр вернулся в Македонию к свадьбе родной сестры Клеопатры c эпирским царём Александром Молосским.

Читать еще:  Христианство – религия смерти? или За что я не люблю христианство. За что не любят церковь

Во время свадебных торжеств в 336 до н. э. Филипп был убит своим телохранителем Павсанием [4] . Из наследников у Филиппа были только Александр, сын от опальной разведённой Олимпиады, и Арридей, незаконный сын от любовницы Филинны. Жена Филиппа Клеопатра родила накануне убийства дочь, однако её влиятельные родственники могли поддержать другого кандидата на трон, из которых реальным претендентом был Аминта, сын македонского царя Пердикки III и двоюродный брат Александра. В действительности Аминта уже был царём в малолетстве, но его опекун Филипп сам занял трон, в качестве компенсации женив на Аминте свою дочь Кинану.

Македонское войско, хорошо знавшее и видевшее Александра в сражениях, провозгласило его царём.

Начало царствования

При вступлении на македонский трон Александр первым делом расправился с предполагаемыми участниками заговора против его отца и, по македонской традиции, с возможными претендентами на трон; из последних он казнил Аминту, сделав свою сводную сестру Кинану вдовой. Знать и македонский народ он привлек на свою сторону отменой налогов.

Затем Александр организовал конгресс в Коринфе, на котором греки вынужденно подтвердили свой союз с Македонией. Имея за спиной пока ещё спокойную Грецию, присматривающуюся к новому царю, он весной 335 до н. э. двинулся походом на фракийские и иллирийские племена, восставшие при известии о смерти Филиппа. В ряде сражений варвары были разгромлены, остальные предпочли вступить в союзные отношения с Македонией. Пока Александр улаживал дела на севере, на юге в конце лета под влиянием ложного слуха о смерти Александра вспыхнул мятеж в Фивах, самом пострадавшем от Филиппа греческом городе. Жители Фив призвали к восстанию всю Грецию, однако греки, на словах выражая солидарность с фивянами, на деле предпочли наблюдать за развитием событий.

В накалившейся ситуации Александр не терял времени. Стремительными маршами он перебросил армию из Иллирии к Фивам. Осада заняла несколько дней. Спонтанным штурмом город был захвачен, разграблен, а всё население обращено в рабство (см. статью Осада Фив). Вся Греция была поражена как судьбой древнего города, одного из крупнейших и сильнейших в Элладе, так и быстрой победой македонского оружия. Жители городов сами предали суду политиков, призывавших к бунту против македонской гегемонии.

Теперь политическая обстановка позволила Александру осуществить давний замысел его отца Филиппа и вообще многих греков о завоевательном походе против Персидской империи, находившейся в то время в ослабленном положении из-за чехарды царей и бунтов сатрапов.

Завоевание Малой Азии, Сирии и Египта (334—332 гг. до н. э.)

Назначив Антипатра своим наместником в Европе и оставив ему 12 тысяч пехотинцев и 1500 конных, Александр во главе соединённых сил Македонии, Греции и союзных фракийцев выступил в поход против персов. В мае 334 до н. э. он переправился через Геллеспонт в Малую Азию в районе местоположения легендарной Трои.

Античный историк Диодор приводит состав его сил, подтверждённый в целом другими источниками:
Пехота — всего 32 тысячи — 12 тысяч македонян (9 тысяч в македонской фаланге и 3 тысячи в отрядах щитоносцев), 7 тысяч союзников (из греческих городов), 5 тысяч наёмников (греков), 7 тысяч варваров (фракийцев и иллирийцев), 1 тысяча лучников и агриан (пеонийское племя во Фракии).
Конница — всего 5100 — 1800 македонян (гетайры), 1800 фессалийцев, 600 греков, 900 фракийцев и пеонийцев. [5]

Первое сражение с войсками персидских сатрапов произошло на реке Граник недалеко от Трои. В битве при Гранике отряды сатрапов, преимущественно конные (числом до 20 тысяч), были рассеяны, персидская пехота разбежалась, а греческие гоплиты-наёмники были окружены и истреблены (2 тысячи взято в плен). Большинство малоазийских городов добровольно открыло ворота победителю, в том числе Сарды и Гордий, столицы Лидии и Фригии..

Сопротивление оказали прибрежные Милет и Галикарнас, где находились сильные персидские гарнизоны, и где скопились уцелевшие после сражения при Гранике войска сатрапов. Особенно долго и упорно сопротивлялся Галикарнас, но после нескольких штурмов был оставлен гарнизоном (см. Осада Галикарнаса). В течение 334 до н. э. и до осени 333 до н. э. Александр покорил всю Малую Азию.

Едва выйдя за пределы Малой Азии из Киликии, Александр под Иссами столкнулся в сражении с персидским царём Дарием III в ноябре 333 до н. э. Местность благоприятствовала Александру, огромное войско персов оказалось зажатым в узкой теснине между морем и горами. Битва при Иссе завершилась полным разгромом Дария, сам он бежал с поля боя, бросив в лагере семью, которая досталась в качестве приза македонянам (см. статью Статира). Македонские отряды захватили в Дамаске часть сокровищ персидского царя и много знатных пленников.

Победа при Иссе открыла македонянам путь на юг. Александр, огибая побережье Средиземного моря, направился в Финикию с целью покорения прибрежных городов и лишения мест базирования персидского флота. Мирные условия, дважды предложенные Дарием, были отклонены Александром. Из городов Финикии только неприступный Тир, расположенный на острове, отказался признавать власть Александра. Однако в июле 332 до н. э. после 7-месячной осады неприступный город-крепость пал после штурма с моря (см. статью Осада Тира). С его падением персидский флот на Средиземном море перестал существовать.

После Финикии Александр продолжил путь к Египту через Палестину, где ему оказал сопротивление город Газа, но и он был взят штурмом после 2-месячной осады (см. статью Осада Газы).

Источники:

http://1ku.ru/obrazovanie/42029-iskander-zulkarnajn-biografija-svershenija-interesnye-fakty/
http://islam.kz/ru/questions/raznoe/iskander-zul-karnein-i-aleksandr-makedonskii-eto-odin-i-tot-je-chelovek-151/
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/944618

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: