Иоанн даманский биография. Иоанн дамаскин
Содержание
Иоанн даманский биография. Иоанн дамаскин
Краткая биография Иоанна Дамаскина (675 – 753).
Иоанн Дамаскин (имя, данное при рождении – Мансур ибн Серджун Ат-Таглиби) – известнейший византийский богослов, один из отцов Церкви, христианский святой, философ, поэт, гимнограф – родился в Арабском халифате, Дамаске, примерно в 675 г. Был отпрыском арабской христианской знатной и состоятельной семьи. Отец его служил министром при халифе Абд ал-Малика ибн Марвана, позднее эту должность занял его сын Иоанн. Образование, которые получили дети в этой семье, было разносторонним, поистине энциклопедическим для того времени, включающим в себя изучение математики, философии, музыки, астрономии и др.
В биографии Иоанна Дамаскина отсутствует точная дата его пострижения в монахи, возможно, это было примерно в 706 г. или в 10-х гг.; не исключено, что его рукоположили в священника. С тех пор его жизнь была связана с монастырем св. Саввы, расположенного неподалеку от Иерусалима.
Иоанн Дамаскин был не просто неординарной личностью – его таланты отличались разносторонностью. Ему принадлежит заслуга создания основ схоластической методологии, которую позднее развивали западные средневековые богословы. Но этим его научное и духовное наследие не исчерпывается. Будучи великим поэтом не только Византии, но и остального христианского мира, он выступил в роли автора знаменитейших церковных песнопений, которые не утратили красоты, мудрости, душеспасительной силы до сих пор. Его перу принадлежат каноны Пасхе, Рождеству, некоторым другим праздникам, проповеди о Деве Марии. Первую церковную нотную систему создал тоже Иоанн Дамаскин, который не был лишен и музыкальных способностей.
Его главная богословская работа – «Источник знания», состоящая из трех разделов – философского, обличительного и догматического. Значение это фундаментального труда, систематизирующего христианское учение, для будущих богословов сложно переоценить. Оно до сих пор не утратило актуальности и является одним из главных источников основ христианской веры для православной Церкви.
Иоанн Дамаскин был убежденным противником иконоборчества; созданная им теория Священного образа легла в основу последующей канонизации иконописи. С одной из икон связан драматический эпизод его жизни. По приказу халифа, который подозревал, что Иоанн шпионит в пользу Византии, ему отрубили кисть правой руки. Приложив ее к кровоточащей ране, богослов молился ночь напролет иконе Богоматери, и уже на утро кисть срослась с остальной частью руки. В знак огромной благодарности и в память о явленном ему чуде он приложил вылитую из чистого серебра руку к серебряному окладу иконы. Это – история появления иконописного образа Богоматери Троеручицы, хранящейся сейчас в одном из московских монастырей.
Иконоборческим собором 754 г. Иоанн Дамаскин был четырежды предан анафеме как человек, который переврал Писание, клеветал на Христа, проповедовал нечестивые идеи. Доброе имя возвратил ему VII Вселенский Собор, который признал, что учение Дамаскина верно.
Знаменитый богослов и философ скончался в монастыре примерно в 753 г., после смерти был причислен к сонму святых.
Преподобный Иоанн Дамаскин
Святой Иоанн родился в Сирийском городе Дамаске – столице мусульманского мира -около 680 года. Его отец Сергий Мансур был христианином и служил при дамасском калифе главным казначеем. Когда Иоанну было десять лет, его отец нашел среди пленных, приведенных на дамасский рынок, образованного монаха, который, как оказалось, был силен не только в светских науках, но в музыке и богословии. Этот монах обучал Иоанна и его приемного брата Косму (будущего епископа Маюмского) наукам, но особенного успеха добился от братьев в богословии. Вскоре монах покинул семью, объяснив отцу мальчиков, что они стали мудрыми мужами. Сам Сергий вскоре умер, и Иоанн был вынужден занять место отца на службе у калифа. Через некоторое время калиф, заметивший высокую образованность и мудрость Иоанна, сделал его своим первым министром и градоначальником Дамаска.
Иоанн очень тяготился своим положением, но богатство и роскошь не смогли повредить чистоте его души. Несмотря на все трудности, связанные с его положением, он горел пламенной любовью к Православной Церкви и всегда, как и его отец, защищал христиан от гнета мусульман. Как он сам позже выразился: «Я сделался защитником Церкви и принес на ее защиту вверенный мне талант слова».
В 726 г. в Византийской империи наступает пора иконоборчества. Император Лев Исаврянин (716 – 741) задался целью: обратить арабов к христианству для того, чтобы обезопасить себя в будущем от их опустошающих набегов. Но одним из важных препятствий на пути претворения в жизнь его замысла стало иконопочитание, которое мусульмане не могли принять в принципе.
Решение было простым: император издает указ, запрещающий почитание святых икон и даже их употребление. Этот указ вызвал серьезные волнения в Византийской империи, расколол ее на два лагеря – иконоборцев и иконопочитателей. Отход от истины ради политических интересов вызвал сильное сопротивление со стороны Константинопольского Патриарха Германа, Папы Григория III и уже ставшего к тому времени великим богословом Иоанна Дамаскина. Превосходный дар слова, которым действительно обладал Иоанн, помог ему в составлении «Слов» и «Посланий», которые с жадностью читались в Константинополе и других городах, переходили из рук в руки и попросту пересказывались. В своих творениях Иоанн Дамаскин очень эффективно использовал все возможные исторические аргументы, ссылался на притчи, рассказанные святыми. Он говорил, что если тени и носовые платки апостолов исцеляли болезни, то почему мы не можем почитать их иконы?
Все эти призывы и увещевания действовали, в основном, на простых людей – одних укрепляя на пути исповедания истинной веры, другим – оступившимся – помогая найти эту самую истину. Но императора же они только раздражали, и он попросту постарался избавиться от основных своих оппонентов. Он низложил Патриарха Германа, а папу Григория III приказал либо отравить, либо умертвить мечем. Но задуманное ему, к счастью, не удалось – римляне заступились за своего папу с оружием в руках. Иоанна Дамаскина иконоборец решил оклеветать перед калифом. Он приказал своему писцу, чтобы тот подделал почерк Иоанна и написал письмо, адресованное ему же – Императору Византии, в котором якобы Иоанн Дамаскин предлагает императору помощь в свержении калифа.
Радость и благодарность переполнили душу Иоанна, и он написал свою первую величественную песнь: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь».
Слух об этом чуде достиг калифа, и он вызвал к себе Иоанна. Выслушав на этот раз объяснения Иоанна Дамаскина, калиф понял, что несправедливо обидел своего верного слугу и приказал исправить свою ошибку, щедро наградив его и предложив продолжить службу дальше. Но Иоанн Дамаскин понял, насколько хрупким является земное золото и мирская слава и, отказался от всего этого.
Раздав все свое имущество бедным, Иоанн вместе со своим сводным братом Космой отправляются в обитель преподобного Саввы Освященного, расположенную вблизи Иерусалима.
Иерусалимский Патриарх Иоанн, в чьем ведении находился этот монастырь, в Иерусалиме посвящает Иоанна Дамаскина в пресвитеры и оставляет его проводником при храме Воскресения Христова. Но после того, как патриарх покидает это мир, Иоанн возвращается в обитель, где продолжает свои богословские труды в защиту и прославление Православия. Иоанн Дамаскин дожил до глубокой старости и скончался около 780 г.
Святой Иоанн Дамаскин является первым систематиком среди отцов Церкви, непревзойденным до сих пор писателем церковных песнопений и рьяным защитником основ Православия.
Из систематических трудов Иоанна Дамаскина главнейшими являются:
«Диалектика» (содержит в себе переосмысленное изложение всего лучшего из Аристотеля, Порфирия, Немезия и др.);
«Книга об ересях» (в частности, сюда включено изложение и критика учения Магомета);
«Точное изложение Православной веры».
Среди полемико-догматических сочинений св. Иоанна Дамаскина первое место занимают книги:
«Послания против порицающих святые иконы»;
Сочинение против несториан «Рассуждение».
Именно Иоанну Дамаскину мы обязаны появлением Октоиха (Осмогласника) – воскресных служб, разделенных на 8 гласов.
Эту книгу и некоторые каноны Иоанна еще при его жизни стали вводить не только в греческие Церкви, но даже в сирские, у яковитов и несториан. Своим Окотоихом св. Иоанн Дамаскин произвел большую перемену в чине богослужения, поэтому он вновь пересматривал и Устав Иерусалимский (Саввы Освященного), и Месяцеслов.
Краткая биография Иоанна Дамаскина
Иоанн (Иоанн-Мансур) Дамаскин (ок. 675— до 753 гг.)
Великий поэт, крупнейший богослов и борец за православие. Родился в Дамаске, в богатой и знатной христианской семье, получил разностороннее образование. Под руководством преподавателя изучил философию, математику, астрономию и музыку.
Сначала Иоанн служил при дворе Омейядов, затем удалился в монастырь Св. Саввы (близ Иерусалима), где и прожил до самой смерти.
Иоанн Дамаскин был исключительно одаренным человеком, интересным во многих отношениях. Его духовное наследие огромно и составляет бесценное сокровище Церкви. Предание называет Иоанна автором замечательных церковных песнопений, в которых христианский мир до сих пор черпает мудрость, силу и утешение. Лаконичность и живость языка, трогательный лиризм и глубина мысли —все это делает Дамаскина величайшим поэтом Византии и всего христианского мира. Не случайно его называли «златоструйным». Одним из первых он составил календарь дней памяти христианских святых и подвижников.
С поэзией Иоанна тесно связана и его музыкальная деятельность. Ему принадлежит первая церковная нотная система и оформление большинства христианских песнопений в сборниках «Типикон» и «Октоих».
Еще более известен как богослов. Он создал фундаментальный труд «Источник знания», состоящий из трех частей: «Диалектика», «Книга о ересях» и «Точное изложение православной веры». Эта система идей о Боге, сотворении мира и человеке, определяющая его место в этом и потустороннем мирах. Этот труд оказал огромное влияние на будущие поколения не только православных, но и католических богословов (например, Фомы Аквинского). Для Православной Церкви сочинение Иоанна до сих пор является первостепенным источником основ христианского вероучения.
С точки зрения искусствоведения Дамаскин интересен как яростный противник иконоборчества и создатель теории Священного образа, положившей начало канонизации иконописи.
Согласно его теории можно и нужно изображать то, что было в действительности (сцены из Священного писания, Жития Святых). Можно писать Христа в том виде, в котором он пребывал на земле, но нельзя писать образ Бога-Отца.
Халиф заподозрил Иоанна-Мансура в шпионаже в пользу Византии и приказал отрубить ему кисть правой руки. Иоанн приложил отрубленную кисть на место, всю ночь усердно молясь об исцелении иконе Богоматери, по преданию написанной самим евангелистом Лукой. Наутро кисть приросла. В ознаменование этого чуда и в знак вечной благодарности Дамаскин прикрепил к серебряному окладу чудотворной иконы руку, отлитую их чистого серебра. Сейчас она находится в монастыре Хилардар (Афон, Греция). Так возник один из канонических иконописных образов Богоматери — Богоматерь Троеручица.
Источники:
http://www.wisdoms.one/biografiya_ioann_damaskin.html
http://pravoslavie.ru/39842.html
http://citaty.su/biografiya-ioanna-damaskina