Иоанн богослов и прохор на патмосе. Апостол любви

Иоанн Богослов и Прохор на Патмосе

Иоанн Богослов и Прохор на Патмосе. XV век. 66,5X50,7см.

Иоанн Богослов и Прохор на Патмосе. XV век.

Редкая иконная композиция восходит к входным миниатюрам рукописных евангелий, в которых эта сцена, известная с X века, часто заменяет традиционный портрет сидящего и пишущего евангелиста Иоанна.

Литературным источником сцены является ранневизантийский апокрифический текст «Хождения» Иоанна Богослова, приписываемый св. Прохору — одному из семи первых диаконов Иерусалимской церкви и ученику апостола Иоанна, сопровождавшего его в странствованиях. Согласно «Хождению», св. Иоанн удалился на остров Патмос, чтобы написать Евангелие. Создание священного текста описывается от имени присутствовавшего Прохора как великое чудо и божественное откровение. После трехдневного поста и молитвы апостол повелел Прохору расположиться по правую руку с пергаментом и чернилами. Затем были гром и молния, после которых св. Иоанн стал вещать, стоя над своим учеником и глядя на небо.

Апостол диктовал Евангелие два дня и шесть часов, а св. Прохор записывал каждое его слово. В византийском искусстве были известны два основных иконографических варианта сцены. В более ранней версии XI-XIV веков Иоанн Богослов показан стоящим среди скал рядом с сидящим учеником. Общая схема композиции имела источник в античных изображениях поэта , расположившегося у ног вдохновляющей его Музы. В Палеологовскую эпоху получает распространение несколько иной иконографический тип, изображавший Иоанна Богослова и Прохора сидящими на фоне большой пещеры. Характерный пример именно этого варианта представлен в синайской иконе.

Св. Иоанн восседает на троне с красной подушкой, укутавшись в широкий гиматий. Он резко поворачивает голову направо и вверх к изображению сегмента неба с золотыми лучами, из которого появляется благословляющая рука — древний символ триединого Бога. От руки нисходит благодать в виде трех больших белых лучей, обозначающих боговдохновенный текст Евангелия. Левая рука св. Иоанна приближена к уху, указывая на внимание апостола и его желание не пропустить ни одного слова откровения. Правая — в точности повторяет жест благословения, адресованный на этот раз к тексту в руках Прохора. Именно идея перехода, своеобразной трансляции благодати, зримо входящей в Священное Писание, является символической основой иконографической темы. Примечательно, что на раскрытом и разлинованном свитке воспроизведены первые слова Евангелия от Иоанна «В начале было Слово», имевшие особый догматический смысл и указывавшие на единосущность Христа и Св. Троицы.

Лист с надписью держит св. Прохор показанный в апостольских одеждах и с инструментами писца. В его руке — тростниковое перо, рядом на специальном столике чернильница, чуть выше корзина с перевязанными и готовыми к работе пергаментными свитками. Очень юный и спокойно сидящий Прохор дополняет главный образ св. Иоанна, значение которого подчеркнуто большими размерами, динамизмом фигуры и самим обликом высоколобо-го старца. Взаимозависимость двух главных персонажей подчеркнута силуэтом черной пещеры, обрамляющим сцену. Иконографический мотив пещеры составляет главную особенность этого более позднего иконографического извода. Только в XI веке в греческих текстах появляется упоминание о том, что Иоанн Богослов получил откровение именно в пещере. Как полагают, нововведение в тексте «Хождения», а затем и в иконографии, могло быть связано с особым почитанием пещеры Иоанна Богослова на острове Патмосе, ставшем со временем прославленным местом паломничества.

Читать еще:  Значение имени алеся, происхождение, характер и судьба имени алеся. Алеся или Олеся: разница между именами

Интересной особенностью иконы является надпись под ногами Прохора «Рука Ангелоса», воспроизводящая подпись художника. Однако сама надпись не первоначальная, она была сделана в XVIII веке синайским иконописцем Иоанном Корнаросом. Таким образом другой художник приписал икону знаменитому критскому мастеру Ангелосу Акотантосу из Ираклиона, умершему в 1457 году. Аналогичная подпись сохранилась на многих иконах мастера Ангелоса. Стилистическое сравнение иконы «Иоанн Богослов и Прохор» с другими работами Ангелоса позволяет согласиться с атрибуцией XVIII века, приписавшей икону именно этому художнику.

Она находит и историческое подтверждение в тесных связях Крита и Синайского монастыря, имевшего в Ираклионе большое подворье. С XV века Крит становится одним из важнейших источников поступления икон для Синайского монастыря.

Иоанн Богослов — Апостол Любви!

Родился апостол 3 мая 12 года до нашей эры.
Иоанн Заведеев родился и вырос в Сирии
Он православной веры.

Он младший брат Иакова — Иоанн вместе
Со своим братом Иаковом впервые
Были призваны Иисусом Христом были вместе

Братья последовали за Господом.
Апостол Иоанн был любим
Иисусом Христом, вместе с Иаковом

Апостолом Петром, святой Иоанн
Был свидетелем Преображения
Иисуса Христа, видел воочию сам,

Как Иисус Христос мучился и страдал.
Он мужественно переносил истязания и умирал
О том, что умрёт в какое время он знал.

Перед своей смертью поручил Иоанну заботиться
О Пресвятой Богородице, которой апостол служил
Вплоть до Ее Успения, велел пусть вместе молятся

Велел Иоанну не отлучаться из города Иерусалима,
Быть неподалёку от неё ведь это так ей необходимо
Пресвятая Богородица мать, Иисусом Христом любима!

После Успения Матери Божией апостол Иоанн
Направился в малоазийский город Ефес, по жребию.
Выпало там проповедовать, в этот город он ехал сам.

Во времена гонения императора Нерона святой
Иоанн был приговорен к ссылке на остров Патмос
В Эгейском море, на душе был восторг и покой!

Здесь вместе со своим учеником святым Прохором
Апостол провел несколько лет. На Патмосе Иоанном
Было написано “Откровение” раскрыты тайны судеб мира.

Возвратившись в Ефес святой Иоанн написал Евангелие.
В Новом Завете он написал три послания, жизни
В них он проповедует любовь к Богу и ближним.

“Апостолом любви” именует святая Церковь
Иоанна Богослова, прожил сто лет,
Его лицо сияло божественным светом!

Иоанн у Господа просил крестной смерти.
Господь держал его на земле, Иоанн
Таинственно ушёл из жизни.

Он попросил своих учеников,
Похоронить его бедные ученики вырыли
Могилу в виде креста.

Как им велел Иоанн живым похоронили
Апостола Иоанна, в стенаниях через два часа
Когда откопали..Иоанна там уже не было..

В древности на могиле святого Иоанна
Ежегодно 21 мая, выступал тонкий слой праха,
Люди приходившие к могиле не испытывали страха.

Этот прах приносивший исцеления больным людям.
В память об этом чуде Церковь установила праздник
21 мая праздновать День Памяти Апостола его любят!

Иоанн Богослов, обладал в высшей степени пылкой
Натурой, сердечные порывы его иногда не уступали
Времени он всегда был весёлый встречал Бога с улыбкой!

Иоанн, был очень ревнивым Иисус Христос вынужден
Был умерять его пыл указывал на духовные ценности
Тогда Иоанн знал, что надо успокоится это уже предел.

Читать еще:  Церковное имя майя при крещении. Значение имени Майя, характер и судьба его обладательницы

Не согласные с духом нового учения апостолы Иоанна
И его родного брата Иакова Иисус назвал «сынами грома»
Это их генетика от отца православного рода — огромна.

В то же время Иоанн на редкость очень скромный,
Был любимым учеником Иисуса,
Иоанн выделялся из ряда других учеников он был добрый!

Наблюдательным и восприимчивым к событиям,
Он обладал тонким чувством послушания воле Божией.
Полученные впечатления редко были для него открытия.

В его слове и действии, но сильно проникали глубоко
Во внутреннюю жизнь святого Иоанна легко.
Апостол всегда чуткий к другим ценил их высоко!

Соболезновал сердцем о погибших апостол Иоанн
С благоговейным трепетом относился к ним
Просил ангелов о них молился, рядом с ними живших!

Внимал Богодухновенному учению своего Учителя,
Исполненному благодати и истины, в чистой
Возвышенной любви созерцая Славу Сына Божия!

Ни одна черта из земной жизни Христа Спасителя
Не ускользнула от проницательного взора апостола
Иоанна, ни одно событие не прошло, от избавителя.

Не оставив глубокого следа в его памяти о нём
Сосредоточились вся полнота и целостность
Человеческой личности. Такой же целостностью

Обладали и мысли апостола Иоанна Богослова.
Для него не существовало раздвоенности.
По его убеждению, где нет полной преданности,

Там нет ничего. Избрав путь служения Христу,
Он до конца жизни совершал его с полнотой
Безраздельной последовательностью.

Апостол Иоанн говорит о всецелой преданности
Христу, о полноте жизни в Нем, поэтому и грех
Рассматривается им не как слабость всех

И поврежденность человеческой природы тех,
Кто совершенно противоположно относится к добру
По его воззрению, можно принадлежать или Христу

Или дьяволу, среднего, неопределенного состояния
Быть не может, поэтому он служил Господу,
С безраздельной любовью и самоотверженностью,

Отвергая все, что принадлежит исконному врагу.
Врагу человека, врагу истины и родоначальнику лжи,
Чем сильнее он любит Христа, тем сильнее

Ненавидит антихриста; чем больше ему скажи
Он любит истину, тем больше ненавидит ложь,
Свет исключает тьму, проявлением внутреннего

Огня любви он свидетельствовал с особой
Силой духа о Божестве Иисуса Христа.
Апостолу Иоанну было определено выразить

Последнее слово Божественного Откровения,
Входящего в сокровеннейшие тайны внутренней
Божественной жизни, ведомые только вечному!

Слову Божию, Единородному Сыну.
Аминь!

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Апостол любви (об Иоанне Богослове)

Так назвали апостола и евангелиста Иоанна Богослова, день прославления которого Православная церковь отмечает 9 октября.
Апостол Иоанн родился в благочестивой семье рыбака Зеведея и Саломии.
Будучи 18-летним юношей, исполненный величайшим стремлением познать Истину, он стал преданнейшим учеником и другом Христа. Господь очень любил Иоанна. На Тайной Вечере святой апостол Иоанн возлежал у Господа на груди. Он неотступно следовал за Христом. Он сам был рядом с Господом во время крестных страданий Спасителя. Не в силах помочь Ему, Иоанн мог только выразить свое прискорбие взглядом, словом, сострадательным проявлением чувств. За свою преданность и решение, что бы ни случилось, облегчить страдания Христовы своим присутствием — Иоанн был награжден Учителем: перед смертным вздохом господь обратился к Матери: «Жено! Се сын Твой» и к нему: «Се Матерь твоя» (Ин. 19, 26-27). С того времени апостол Иоанн взял Пречистую Деву Марию в свой дом и служил Ей до самого Ее преславного Успения.
После Успения Богородицы апостол Иоанн отправился с учеником своим Прохором на проповедь Евангелия в страны Малой Азии. За проповедование Христа святой апостол подвергся гонениям, жестоким мучениям, но Господь сохранил его невредимым. Император Домициан сослал его на остров Патмос, где святой удостоился великого Откровения о судьбах Церкви, которое изложил в Апокалипсисе. После смерти императора апостол Иоанн возвратился в свой город Эфес. И здесь он написал по внушению Духа Святого Евангелие. Он единственный из 12 апостолов сподобился мирной кончины. Когда ему исполнилось более 100 лет, он вышел с учениками из города и велел выкопать для себя крестообразную могилу. Преподав ученикам наставления и простившись с ними, апостол Иоанн лег в могилу и повелел покрыть ее землей. Ученики, обливаясь слезами, исполнили его повеление. Жители Эфеса, узнав о случившемся, на следующий день раскопали могилу, но она оказалась пустой.

Читать еще:  Молитва мученику вонифатию от щитовидной железы. Молитва вонифатию от пьянства

СПРАШИВАЮТ ДЕТИ:

— Почему святого апостола Иоанна называют «апостолом любви» и «Богословом»?

«Апостолом любви» называют потому, что он проповедовал современную христианскую любовь. Когда у него не стало сил ходить, его приносили ученики на руках на собрания верующих. Когда же и говорить ему стало трудно, он все время повторял только: «Дети мои! Любите друг друга!»
Удивляясь этому, ученики спросили его:
— Зачем ты, учитель, повторяешь одни и те же слова?
— Слова эти — заповедь Спасителя, — отвечал Иоанн, — и эта заповедь содержит весь закон.
«Богословом» он именуется за то, что написанные им Евангелия и послания отличаются возвышенностью, проникновением в тайны бытия и истории, раскрывающие сколько возможно воспринять мыслями, божественное сияние Святой Троицы. В иконописи же за ним утвердился символ орла, ибо мыслями своими он возносился выше облаков, к самому престолу Господню.

— Какие интересные события из жизни апостола и евангелиста Иоанна сохранились до наших дней?

Значительная часть жизни святого Иоанна Богослова известна нам из Священного Писания. О судьбе апостола повествует его ученик Прохор, постоянный спутник и помощник во всех делах и странствиях. Так, по пути к берегам Малой Азии, куда направлялись Иоанн с Прохором на проповедь, корабль их был разбит бурею, и все спаслись, кроме Иоанна Богослова. Его носило в водной пустыне, по промыслу Божиему, сорок дней, пока не был выброшен на берег к ногам горюющего по нем Прохора.
Отправившись в город, они нанялись на работу в общественную баню, владелицей которой была злая и грубая женщина, по имени Романа. По языческому обычаю, в основание этой бани были закопаны живыми юноша и девушка. С тех пор в ней жил бес и каждый год кого-нибудь удавливал. В тот год удавлен был отрок, по имени Домн. Отец его не вынес смерти сына и от горя скончался. Романа, по злобе своей, во всем обвинила Иоанна, который работал истопником. Она стала нещадно бить апостола, кричать, что юноша скончался от угара, и в итоге заявила, что если Иоанн не воскресит Домна, то умрет сам. Неописуемым был ужас Романы, когда Иоанн, помолившись, воскресил не только юношу, но и его отца. Затем он именем Христа связал беса и изгнал его из города. Это чудо настолько потрясло Роману и жителей Эфеса, что многие горожане сразу же обратились ко Христу.

Источники:

http://www.vidania.ru/icony/vizantiiskie_ikony_sinaya/ioann_bogoslov_i_prohor_na_patmose.html
http://www.stihi.ru/2015/05/18/301
http://www.liveinternet.ru/users/3089744/post101224234/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector