Илларион троицкий. Священномученик Иларион (Троицкий) (1886–1929)

Священномученик Иларион (Троицкий; 1886–1929)

28 декабря 1929 г. в Петроградской тюремной больнице скончался от сыпного тифа крупный ученый-богослов, вдохновенный проповедник, мученик за веру Христову архиепископ Верейский Иларион (Троицкий). Вся его жизнь без остатка была посвящена служению Богу и Его Церкви.

Священномученик Иларион (Троицкий), в миру Владимир Алексеевич Троицкий, родился 13 сентября 1886 г. в селе Липицы Каширского уезда Тульской губернии в семье священника. В 1906 г. по окончании Тульского духовного училища и Тульской семинарии, он поступил в Московскую духовную академию (МДА). В 1910 г. окончил академию со степенью кандидата богословия и был оставлен здесь профессорским стипендиатом. С этого времени началась преподавательская деятельность священномученика Илариона в стенах московских духовных школ. В 1912 г. он защитил магистерскую диссертацию на тему: «Очерки из истории догмата о Церкви», а 28 марта 1913 г. состоялся его монашеский постриг. 11 апреля того же года он был рукоположен во иеродиакона, а 2 июня – в сан иеромонаха. 5 июля 1913 г. он был возведен в сан архимандрита и в том же году стал экстраординарным профессором МДА по кафедре Нового Завета. Один за другим выходят его богословско-догматические труды, в которых он описывает идеал Церкви как общности людей, живущих благодатной силой Святого Духа. Эти взгляды оказали влияние на дальнейшее развитие православного учения о Церкви.

Священник Алексей Троицкий с детьми, крайний слева Владимир, будущий святитель Иларион

Круговорот событий 1917 г. захватил Московскую духовную академию. Уже 13 марта смещен ректор епископ Феодор, временное исполнение обязанностей ректора было поручено инспектору Академии архимандриту Илариону (Троицкому), который на Поместном Соборе 1917-1918 г. был инициатором восстановления патриаршества, а после – правой рукой святителя Тихона, Патриарха Московского.

С приходом большевиков к власти наступил период жесточайших гонений Русской Православной Церкви. В марте 1919 г. архимандрит Иларион был арестован. Три месяца он провел в заключении в Бутырской тюрьме.
25 мая 1920 г. в храме Троицкого Патриаршего подворья архимандрит Иларион (Троицкий) был хиротонисан Святейшим Патриархом Тихоном во епископа Верейского, викария Московской епархии.

Архимандрит Иларион (Троицкий)

За первый год своего архиерейского служения в приходах Московской епархии владыка Иларион отслужил 142 литургии, более 142 всенощных и произнес 330 проповедей, и это притом, что в тот год он два месяца проболел тифом. Эта болезнь сказалась на сердце и серьезно подорвала здоровье епископа.

В сентябре 1921 г. владыка Иларион был подвергнут кратковременному аресту. Это было связано с тем, что он добился у директора Третьяковской Галереи и одного из руководителей Главмузея Наркомпроса И.Я. Грабаря разрешения на праздник Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (26 августа/8 сентября) взять чудотворный образ в Сретенский монастырь, но за этим последовал арест святителя. Произошел суд, но состава преступления опять не нашли. Однако и после этого святитель находился под пристальным вниманием ВЧК. 26 ноября 1921 г. уполномоченный Секретного отдела Московской ЧК Михаил Шмелев составил список лиц, входящих в состав Священного Синода и Московского епархиального управления, которые должны были быть арестованы. В этот список входил и епископ Илларион.

Святитель Иларион, тюремное фото

22 марта 1922 г. Епископ Иларион был арестован на квартире, где проживал (ул. Сретенка д.9. кв.1), и до отправки в ссылку в Архангельский край содержался во Внутренней тюрьме ГПУ на Лубянке. Не прошло и двух лет со дня его хиротонии, как он оказался в ссылке в Архангельске. Целый год епископ Иларион был в стороне от церковной жизни.

В Москву епископ Иларион прибыл 5 июля 1923 г. и сразу же направился в Донской монастырь к Патриарху Тихону. По возвращении из ссылки епископ Иларион был возведен Святейшим Патриархом Тихоном в сан архиепископа. Отныне и вплоть до своего последнего ареста в ноябре 1923 г. епископ Иларион был ближайшим помощником Патриарха, начался короткий, но чрезвычайно насыщенный период в жизни святителя Иллариона.

На Соловках, крайний слева святитель Иларион

Летом 1923 г. святитель Иларион прибыл в Сретенский монастырь и изгнал из него обновленцев. При этом он совершил беспрецедентное святительское деяние: заново, великим чином освятил престол и собор Сретенского монастыря. Этим он показал, что грех и нечестие отступничества от Церкви требуют особого очищения. Молва об этом сразу разнеслась не только по Москве, но и по всей России. Обновленцы целыми приходами и общинами каялись и возвращались в Церковь.

Ни лидеры обновленчества, ни их покровители-чекисты не могли простить святителю Илариону своего поражения. В ночь с 15 на 16 ноября 1923 г. владыка снова был арестован и приговорен к трем годам заключения в концлагере. Этапом он был доставлен на Соловки, где стал сетевязальщиком и рыбаком.

В середине лета 1925 г. из Соловецкого лагеря архиепископа Илариона отправили в Ярославскую тюрьму. В тюрьме его пытались склонить к присоединению к новому расколу Русской Церкви, спланированному ОГПУ, – григорьевщине (раскол существовал до начала 1940 гг.). К архиепископу Илариону явился к нему агент ОГПУ и стал склонять его к присоединению к расколу. Архиепископ Илларион решительно отверг это предложение, и к его сроку было добавлено еще три года, основанием для чего послужило «разглашение» святителем среди заключенных содержания разговора с агентом в тюрьме.

Святитель Иларион, крайний слева, в Соловецком лагере

Весной 1926 г. архиепископ Иларион был возвращен на Соловки, где принял участие в составлении «Соловецкого послания» (обращения к правительству СССР православных епископов с Соловецких островов), определяющего положение Православной Церкви в новых исторических условиях. В декабре 1929 г. архиепископа Илариона направили на поселение в Среднюю Азию, в Алма-Ату, сроком на три года. На этапе владыка заболел сыпным тифом и скончался в тюремной больнице в Ленинграде 28 декабря 1929 г.
Митрополит Серафим (Чичагов) добился у властей разрешения похоронить святителя Илариона в соответствии с его саном. Когда ближайшие родственники и друзья увидели его тело, святителя с трудом узнали: в гробу лежал изможденный старец с обритой головой. Священномученику было 43 года.

Читать еще:  Какая вы богиня. Какая ты богиня по знаку зодиака

Святитель Иларион (Троицкий) был похоронен в Ленинграде на кладбище Новодевичьего монастыря у Московской заставы, в 1990-е годы его могила была местом почитания. В 1999 г. состоялось обретение мощей владыки Илариона и перенесение их в Москву, в Сретенский монастырь. В том же году 10 мая святитель Иларион был прославлен в лике местночтимых московских святых. На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. он был причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских.

Священномученик Иларион (Троицкий)

В издательстве Сретенского монастыря в серии «На страже веры» вышла новая книга: «Священномученик Иларион (Троицкий)». Составитель М.Р. Винарова.

Священномученик Иларион (в миру Владимир Алексеевич Троицкий; 1886–1929) вошел в историю Русской Церкви как выдающийся богослов, незаурядный писатель, пламенный проповедник, умевший говорить просто и эмоционально, мудрый архипастырь, бескомпромиссный защитник Церкви и православных догматов. Вся его жизнь, вплоть до мученической кончины, была горением любви к Церкви Христовой. И даже внешне он, высокий, широкоплечий, с русой бородой и строгими, иконописными чертами лица, напоминал настоящего русского святителя.

Еще в годы учебы в Московской духовной академии будущего владыку глубоко занимал вопрос: почему революционное движение захватило столь широкие слои общества в России? Почему оно готово не просто расстаться, а уничтожить все то, что являлось и духовной, и нравственной основой жизни многих и многих поколений русского народа? Как часто приникал он в молитве к раке преподобного Сергия, прося помощи и вразумления! Причина, как казалось ему, кроется в разрыве живой связи Церкви и общества, в бесцерковности русского общества, в проникновении в русскую жизнь и в православную духовную школу мертвящего духа западноевропейского рационализма. Осознав этот общественный недуг, будущий святитель посвящает свои сочинения и богословские труды разработке вопроса о Церкви и церковности.

Владыка Иларион говорил: «Вне Церкви и без Церкви невозможна христианская жизнь. Только в Церкви может жить, развиваться и спасаться человек… Без Церкви нет христианства». Наставлял: «Христос учил не монахов, а всех людей, — и учил одному. Отрекаться от мира должен всякий, кто не хочет быть во вражде с Богом».

28 марта 1913 года в лаврском скиту Параклит Владимир Троицкий был пострижен в монахи с именем Иларион в честь преподобного Илариона Нового, игумена Пеликитского. В мае 1920 года тридцатитрехлетний архимандрит Иларион был хиротонисан во епископа Верейского, викария Московской епархии. С этого времени епископ Иларион становится ближайшим помощником патриарха Тихона в деле управления Московской епархией.

В сентябре 1921 года владыка Иларион был арестован за то, что добился у директора Третьяковской галереи и одного из руководителей Главмузея Наркомпроса И. Я. Грабаря разрешения взять из музея Владимирскую икону Божией Матери на престольный праздник в Сретенский монастырь. Почти два месяца святитель провел в тюрьме. После суда, не нашедшего в действиях владыки состава преступления, его освободили. После этого случая епископ Иларион находился под пристальным вниманием ОГПУ. Вскоре он был отправлен в ссылку в Архангельск.

В июне 1923 года срок ссылки окончился, и владыка получил разрешение выехать из Архангельска. 5 июля он уже был в Москве. К этому времени почти все московские храмы были захвачены обновленцами, и Сретенский монастырь не стал исключением — его заняли сторонники Антонина (Грановского). В этот же день, 5 июля, накануне праздника в честь Владимирской иконы Божией Матери владыка отслужил в монастыре всенощную, предварительно совершив чин великого освящения храма, оскверненного обновленцами. Перед службой, обратившись к духовенству монастыря, святитель призвал их принародно покаяться в обновленчестве и противлении патриарху, в противоположном случае отказался допустить их до богослужения.

Важной частью исповеднического служения владыки были диспуты, которые он вел с обновленцами и атеистами. Диспуты продолжались по четыре-пять часов и собирали полные залы. Потом в рассказах очевидцев услышанное расходилось по Москве и по всей России. ОГПУ внимательно следило и за этой стороной жизни владыки, о чем свидетельствуют отчеты наблюдавших за ним осведомителей. Особенно сильный интерес вызывали диспуты архиепископа Илариона с обновленческим женатым «епископом» Александром Введенским (считался блестящим оратором и проповедником) и наркомом просвещения А. В. Луначарским.

15 ноября 1923 года владыка был вновь арестован. В лагере (на Соловках) владыка сохранил монашескую нестяжательность, детскую незлобивость и простоту. Он с легкостью отдавал все, что у него просили. Ни на какие оскорбления окружающих никогда не отвечал, казалось, даже не замечал их. Всегда был спокоен и бодр духом, и если даже что-то и тяготило его, он не показывал этого. Удивительным было отношение владыки Илариона к окружающим. Он одинаково спокойно и уважительно разговаривал и с собратьями-священнослужителями — архиереями и простыми монахами — и со студентами, и с профессорами, и с уголовниками, которых на Соловках было немало. В этом не было ничего показного: святитель умел распознавать образ Божий в любом человеке и люди отвечали ему на его доброту и милосердие искренним уважением и любовью.

О чудовищной обстановке в лагере владыка писал: «Надо побыть в этой обстановке хотя немного, а так не опишешь. Это, воочию, сам сатана». Тем не менее даже здесь его укрепляли молитва и вера, и он не поддавался унынию, всегда был весел и бодр духом.

Читать еще:  Как приготовиться к покаянию и причастию. Как готовиться к причастию и исповеди

Осенью 1929 года срок заключения святителя Илариона заканчивался. Однако власти не собирались выпускать его на волю, для них это было слишком опасно. Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило архиепископа Илариона к трем годам ссылки в Казахстан. От Белого моря через всю страну владыка должен был проехать этапным порядком через все пересыльные —самые страшные — тюрьмы Советского Союза. На этапе владыка заболел тифом и 19 декабря был помещен в тюремную больницу, путь к которой он, почти теряя сознание, прошел пешком.

За несколько минут до кончины к владыке подошел врач с известием, что кризис, по-видимому, миновал и теперь, вероятнее всего, надо ждать выздоровления. Святитель едва слышно ответил: «Как хорошо! Теперь мы далеко от…» — и с этими словами тихо скончался. Это было 28 декабря 1929 года…

В 1998 году состоялось обретение мощей архиепископа Илариона, а 10 мая 1999 года они были перенесены в Москву, в Сретенский монастырь. В этот день состоялось прославление архиепископа Илариона как местночтимого святого Московской епархии. В 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви архиепископ Верейский Иларион (Троицкий) был прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

Святый священномучениче Иларионе, моли Бога о нас!

Книгу можно приобрести:

  • на сайте отдела оптовых продаж Издательства Сретенского монастыря
  • в магазине Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Большая Лубянка д.17,
    тел.: +7 (495) 150-19-09)
  • в интернет-магазине «Сретение» с доставкой по России и странам ЕАЭС.

Священномученик Иларион (Троицкий) (1886 – 1929)

Сщмч. Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский – один из самых известных представителей великого сонма новомучеников и исповедников Российских. Архипастырь, выдающийся богослов и церковный проповедник, сподвижник патриарха Тихона. Память его Церковь празднует 28 декабря н. ст.

«Господь милосердый да примет душу мою, сию малую лепту, вметаемую в сокровищницу Церкви, для употребления на благую пользу. Воля Господня да будет…» Сщмч. Иларион (из речи при наречении во епископа)

Начало

Будущий свт. Иларион (в миру Владимир Алексеевич Троицкий) родился 13 сентября 1886 г. в одном из сел Тульской губернии. Мальчик рано овладел грамотой и уже в 5 лет пел и читал на клиросе. Примечателен эпизод, относящийся к этому времени. Владимир прослышал о Ломоносове и решил ему подражать. Вместе с 3-летним братиком он пешком отправился в Москву «учиться». Детей вернули. Однако зародившаяся в столь раннем возрасте тяга к знаниям осталась с владыкой на всю жизнь, преобразовавшись впоследствии в стремление к высшей истине.

В стенах Лавры и Академии

Будущий архипастырь получил основательное духовное образование. По окончании в Туле духовных училища и семинарии он стал студентом Московской Духовной академии, расположенной в стенах Троице-Сергиевой Лавры. С этого времени и до принятия сана епископа вся жизнь его была связана с Лаврой; годы, проведенные здесь, он вспоминал как самое счастливое время свое жизни. С начала учебы в академии юноша формируется как ученый-богослов, и по окончании ее в 1910 г. со степенью кандидата богословия был оставлен в ней для научной работы и преподавания. В 1913 г. после получения степени магистра богословия он – доцент академии, в этом же году – инспектор и ее экстраординарный профессор. Занять впоследствии пост ректора помешала ему лишь его «неотмирность».

Будущий святитель был щедро наделен от Бога многими талантами и, не жалея, отдавал их на служение Богу и людям. Его деятельность, как правило, заслуживала высших эпитетов: богословом он был незаурядным –сочинения его называли «праздником богословия». Лектором был замечательным – его лекции вызывали восторженное отношение слушателей; оратором был ярким и полемистом блестящим – его диспуты становились настоящими учеными поединками. Сам внешний облик святителя располагал к нему сердца: по воспоминаниям современников, будущий архиепископ имел «сильный облик чисто русского человека… богатыря, одухотворенного глубоким интеллектом и чистой благородной душой». Коллеги и студенты любили его и называли «академическим столпом».

Решив всецело посвятить жизнь Богу, Владимир в 1913 г. принимает монашество с именем Иларион в честь св. Илариона Пеликитского, рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха, возведен в сан архимандрита и стал самым молодым архимандритом Русской Церкви того времени. Однако остаться в кругу деятельности «ученого монаха» он не смог: Господь призывал его к святительскому служению.

На крестном пути

Октябрь 1917-го открыл эпоху жесточайших гонений на Русскую Церковь, ее беспощадного и планомерного уничтожения. Ближайшим помощни ком новоизбранного патриарха Тихона в это время стал архим. Илларион (в недалеком будущем епископ). Владыка вступил на крестный путь стояния в вере, исповедничества, борьбы за единство Церкви в сложнейшей исторической ситуации, когда Церковь пытались не только раздавить извне, но и разложить изнутри.

20 мая 1920 г., день епископской хиротонии архим. Илариона, совпал с днем памяти сщмч. патриарха Гермогена. Патриарх Тихон особо отметил это совпадение, предсказав новопоставленному архиерею исповеднический венец за твердость в вере. На епископскую кафедру владыка вступил с полным сознанием того, что его ожидает, с готовностью к мученичеству и с чувством, что к этому его направляет Божий Промысл.

Народ церковный полюбил своего архипастыря и называл его «новым Златоустом». Важнейшим полем деятельности владыки Илариона была борьба с внутрицерковными смутами и разделениями, в частности – с обновленчеством. Огромной популярностью пользовались его проповеди и публичные диспуты, в которых он неоднократно побеждал самых известных большевистских и обновленческих ораторов. Их «лукавым словесам» он противопоставлял непоколебимое стояние в церковной истине. За ум и твердую веру другие архиереи именовали его «Иларионом Великим».

Успешная деятельность и растущий авторитет владыки, а также близость его к «контрреволюционеру Тихону» привели к тому, что после неоднократных арестов и заключений в конце 1923 г. владыка, в то время уже архиепископ, был отправлен в «Соловецкий лагерь особого назначения» с 3-летним сроком пребывания. «Надо побыть в этой обстановке… так не опишешь. Это воочию сам сатана», – так охарактеризовал владыка атмосферу лагеря. Однако и в этой обстановке он не терял бодрости духа. Огромная внутренняя сила владыки проявилась с первых же дней пребывания в лагере. Он не был старейшим из заточенных иерархов, но получил в их среде высокий, если не первенствующий авторитет. Силе, исходящей от всегда спокойного владыки, не могли противиться и сами тюремщики. Он был самой популярной личностью в лагере среди всех его слоев.

Читать еще:  Как побороть грех. Грех и борьба с ним

После кончины патриарха Тихона (1925) власти делали попытки использовать авторитет владыки Илариона в своих целях, обещая в обмен свободу и другие блага. Попытки были безуспешными – святитель отказался обрести свободу ценой измены Церкви. Результатом отказа стал новый 3-годичный срок на Соловках. «На повторительный курс пошел», – шутил владыка.

Борьбу за единство Церкви он не оставлял и в заключении. Находившихся в Соловецком лагере архиереев (их было более 20-ти) владыка Иларион призывал сохранять верность Православной Церкви, возглавляемой законной иерархией: «Никакого раскола! Что бы нам ни стали говорить, будем смотреть на это как на провокацию!»

По окончании 2-го лагерного срока владыка был приговорен к ссылке, по дороге к месту назначения заболел тифом, в Ленинграде был снят с поезда и в больнице скончался. В возрасте 43-х лет отошел в вечность этот богатырь духом и телом, положивший жизнь свою за Христа и Его Церковь. Прославлен для общецерковного почитания в 2000 г. Святые мощи его находятся в московском Сретенском монастыре.

Богословское творчество

Перу свт. Илариона, яркого церковного писателя – богослова, публициста, эссеиста, принадлежит около 90 опубликованных работ. Практически все они посвящены проблеме Церкви. Некоторые из них относят к шедеврам богослова-писателя. И в первую очередь – наиболее известное и самое вдохновенное его сочинение «Христианства нет без Церкви». Владыка утверждает: вне Церкви христианство может быть лишь мечтанием и собранием невыполнимых нравственных предписаний, т. к. силы для следования Христовым заповедям подаются только в Церкви.

«Христианства нет без Церкви»:

из сочинений свт. Илариона

Нет христианства, нет Христа, нет благодати, нет истины, нет жизни, нет спасения – ничего нет без Церкви, и всё это есть только в единой Церкви!

«Верую во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Так в девятом члене Символа веры исповедует каждый православный христианин свою веру в великую истину Церкви. Но едва ли можно указать иной член Символа веры, который столь мало бы воспринимался сердцем человека, устами читающего Символ веры, как именно девятый, где выражена истина Церкви…

Немало развелось у нас людей, мечтающих… о каком-то бесцерковном христианстве… Адам и Ева хотели без Бога сделаться как боги, полагаясь на магическую силу красивого яблока. Так и многие наши современники, мечтают спастись без Церкви и без Богочеловека, хотя и с Евангелием. На Евангелие они надеются точно так же, как Адам и Ева надеялись на райское яблоко. Но книга оказывается не в силах дать им новую жизнь. Люди, отрицающие Церковь, постоянно говорят о «евангельских принципах», о евангельском учении, но христианство как жизнь им совершенно чуждо. В бесцерковной форме христианство является одним только звуком, изредка сентиментальным, но всегда карикатурным и безжизненным…

…Церковные люди много повинны в том, что для всех «ищущих» они неясно указывают и плохо своим примером освещают конечный пункт исканий. А этот пункт и есть не отвлеченное понятие христианства, а именно Церковь Бога Живого. Можно по примеру многих людей, до конца прошедших томительный путь исканий, судить о том, что полное успокоение наступает только тогда, когда человек уверует в Церковь, когда он всем своим существом воспримет идею Церкви так, что для него немыслимо будет отделение христианства от Церкви. Тогда начинается действительное ощущение церковной жизни. Человек чувствует, что он – ветвь великого присно цветущего и присно юного древа Церкви. Он сознает себя не последователем какой-нибудь школы, а именно членом Тела Христова, с которым он имеет общую жизнь и от которого он получает эту жизнь. Поэтому только тот, кто уверовал в Церковь, кто устами Церкви руководится в оценке явлений жизни и направлении своей личной жизни, кто, наконец, почувствовал в себе жизнь церковную, тот и только тот на правильном пути. Многое, что раньше казалось неопределенным и соблазнительным, станет несомненным и ясным. Особенно дорого, что во времена общего шатания, колебания из стороны в сторону, справа налево и слева направо, каждый церковный человек чувствует, как он стоит на непоколебимой вековой скале, как твердо у него под ногами. В Церкви живет Дух Божий. Это не сухое и пустое догматическое положение, сохраняемое только по уважению к старине. Нет, это именно истина, опытно познаваемая каждым, кто проникся церковным сознанием и церковной жизнью. Благодатная жизнь Церкви… не может быть предметом сухого научного изучения, она доступна изучению опытному. О жизни благодати, ясно ощущаемой, человеческий язык всегда может высказаться только туманно и темно. О жизни церковной знает только тот, кто ее имеет; для него она не требует доказательств, а для не имеющего ее она почти недоказуема.

Поэтому для члена Церкви должно быть задачей всей его жизни – постоянно более и более объединяться с жизнью Церкви, а в тоже время и для других немолчно проповедовать именно о Церкви, не подменяя ее христианством, не подменяя жизни сухим и отвлеченным учением. Здесь не должно делать никакой уступки…

Нет христианства вне Церкви. Если Христос создал Церковь и Церковь – Тело Его, то оторваться от Тела Его значит умереть.

Подготовила Людмила Кузнецова

Источники:

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/dekabr/2016-12-28/svyawennomuchenik_ilarion_troickij_1886_1929/
http://pravoslavie.ru/103657.html
http://trsobor.ru/svyashhennomuchenik-ilarion-troitskij-1886/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: