Иконы в византийском стиле. Написать икону в академическом стиле в иконописной мастерской северный афон

Иконы академического письма

Иконы академического письма получили распространение в нашей стране на рубеже 18-19 веков. Если быть точнее, то в 18 веке стал наблюдаться устойчивый и растущий спрос, а к 19 веку этот спрос достиг своего пика.

Для того, чтобы заказать академическую икону в нашей мастерской достаточно перейти в раздел Контакты и связаться с мастером наиболее удобным для вас способом: по почте, по телефону.

Сторонники и противники академического стиля иконописи

Если вкратце, то противники академической иконописи обвиняют ее сторонников в излишней чувственности и натуралистичности письма. Дескать, это веет католичеством и от таких икон веет страстью. Академические иконописцы в ответ на это приводят следующие аргументы:

  • Дело не в стиле иконописи. Можно найти удачные и неудачные работы и в академической манере письма, и в византийской.
  • Изучая историю становления иконописи можно видеть некую цикличность в развитии стилей написания икон. Так, на Афоне можно найти и достаточно древние иконы, выполненные в академическом стиле, и датированные более поздним временем.
  • Стили иконописи так же зависели от применяемых технологий. И есть прямая корреляция между развитием того или иного стиля и приходом новый технологий иконописи.
  • Говоря об афонском стиле можно увидеть смешение византийского и академического стилей иконописи.

Какой стиль иконописи самый правильный

Не утихают разговоры вокруг вопросов «правильности» стилей, их «духовности» и «каноничности». Правильность стиля – вещь условная. Она зависит, в первую очередь от канонов иконописи. Каноны определяют многое, но далеко не все. Очень многое зависит так же от культуры и мастерства иконописца. У иного и академичное письмо не отвлекает от молитвы и созерцания. Такие иконы не назовешь страстными. А у других и самое что ни на есть символичное византийское письмо не вызывает ничего кроме сожаления и скуки. Такие иконы не «дышат». Мастера часто называют их «досками», «поделками».

Разумеется важным аспектом является и вкус заказчика. Если его душа лежит в сторону академического стиля письма, то иконописец должен это почувствовать и претворить в жизнь. А иначе может получиться что, икона хорошая, но заказчик ее не понимает, не чувствует.

Другими словами, не столь важен стиль иконы, сколько ее качество и готовность восприятия молитвенника, того кто будет перед ней молиться.

Насколько иконы академического письма сложнее в исполнении

Это не так. Икону писать всегда сложно. Просто в одном стиле труднее и кропотливее одни вещи, в другом другие. Если говорить про иконы начального и среднего уровней, то начинающему иконописцу, наверное, легче будут удаваться более символичные образы.

  1. Во-первых, они, в большинстве случаев, пишутся по шаблонам – прорисям.
  2. Во-вторых, объем в таких иконах и цветопередача так же стандартизированы.

Однако в таких иконах зачастую присутствуют сложные орнаменты и другие элементы декора. Именно в них и раскрывается мастерство исполнения.

Читать еще:  Гаргульи история происхождения. Игры с горгульями

Может показаться, что иконы академического стиля ближе к живописи, но это только на первый взгляд. Большинство приемов изображения и технологических нюансов также подробно расписаны. Просто как в том, так и в другом случае необходим навык. Хороший иконописец просто обязан владеть всеми основными стилями иконописи. Не исключение и академический. Другой вопрос что у разных мастеров может что-то получаться лучше, что-то хуже. Как говориться на что рука набита, и к чему душа лежит.

Заказывая икону академического стиля не далеко не лишним будет уточнить у иконописца насколько хорошо, он владеет этим стилем, а также попросить показать уже выполненные работы.

Иконы в византийском стиле. Написать икону в академическом стиле в иконописной мастерской северный афон

иконописная
мастерская
Северный
АФОН

Афонский стиль иконописи сформировался к середине 19 века. В это время Россия – самая большая и самая богатая православная держава переживает небывалый расцвет. Строится огромное количество храмов и монастырей по всему миру. Создаются иконописные мастерские в больших монастырях, в том числе на Афоне и Валааме. В этих иконописных мастерских и создается уникальный стиль иконописания, получивший название “афонского” Его отличительные черты- золотые, чеканные фоны, тончайшее написание ликов, использование масляных красок, вместо яичной темперы.

Русские, афонские мастера отходят от схематичности поздних византийских образцов и декоративной перегруженности русских; возвращают иконе ее изначальный, духовный смысл.
Наша мастерская, в меру своих скромных сил, и с Божьей помощью, надеется возродить эту прекрасную традицию иконописания, и от всего сердца надеется, что наши иконы будет помогать всем, стремящимся к совершенству во Христе, очищению сердца, стяжанию Божественной Любви

Иконы в академическом стиле можно увидеть практически в каждом храме. А если храм 18 или 19 века, то иконы в академическом стиле составляют, как правило, большую часть храмовых икон. И в то же время академический стиль иконописи, вызывает бурную полемику как в среде иконописцев, так и ценителей иконописи. Суть полемики в следующем. Сторонники византийского стиля, создающие иконы “в каноне”, обвиняют иконы в академическом стиле, в недостатке духовности, и отходе от традиций иконописания.
Попробует разобраться в этих обвинениях. Сначала о духовности. Начнем с того, что духовность- материя достаточно тонкая и неуловимая, инструментов для определения духовности не существует, и все в этой области предельно субъективно. И если кто-то утверждает, что чудотворный образ Казанской иконы Божией Матери, написанный в академическом стиле, и спасший, по преданию, Санкт- Петербург в годы войны, менее духовен, чем аналогичная икона в византийском стиле. пусть это утверждение останется на его совести.
Обычно, в качестве довода, можно услышать и такие высказывания. Дескать в иконах в академическом стиле присутствует телесность, розовые щеки, чувственные губы и т.д. На самом деле преобладание чувственного, плотского начала в иконе – это проблема не стиля, а низкого профессионального уровня отдельных иконописцев. Можно привести множество примеров икон, написанных в самом, что ни на есть “каноне”, где “картонный” невыразительный лик теряется в многочисленных завитках предельно чувственных украшений, орнаментов и т.д.
Теперь об отходе академического стиля от традиций иконописания. История иконописания насчитывает более тысячи пятьсот лет. И сейчас в афонских монастырях можно увидеть почерневшие, древние иконы, датируемые 7-10 веком. Но расцвет иконописи в Византии приходится на конец 13 века, и связан с именем Панселина, греческого Андрея Рублева. До нас дошли росписи Панселина в Карее. Другой выдающийся греческий иконописец Феофан Критский работал на Афоне в начале 16 века. Им созданы росписи в монастыре Ставроникита и в трапезной Великой Лавры. На Руси вершиной иконописи справедливо признаны иконы Андрея Рублева.
Если мы повнимательнее посмотрим на всю эту, почти двухтысячелетнюю историю иконописания, то обнаружим ее удивительное разнообразие. Первые иконы писались в технике энкаустики (краски на основе горячего воска). Уже один этот факт, опровергает расхожее мнение, что “настоящая” икона должна быть обязательно написана яичной темперой. Причем стилистика этих ранних икон гораздо ближе, к иконам в академическом стиле, чем к “канону” Это и не удивительно. Для написания икон, первые иконописцы взяли за основу фаюмские портреты, изображения реальных людей, которые создавались в технике энкаустики

Читать еще:  Букет невесты держать в руках сонник. Сонник: букет невесты

КАК СОЗДАЮТСЯ НАШИ ИКОНЫ

Общеизвестно,что традиционные иконы пишутся на дереве. Хотя до нас дошло большое количество икон написаных на других основаниях, камне, керамике, стекле, все-таки древесина -наиболее распространенный материал для иконописи. Но для того чтобы икона просуществовала долгое время, иконная доска должна быть изготовленна в соответствии со строгими технологическими требованиями.

Если Вы хотите заказать икону, то прежде всего нужно обратить внимание на доску. Доска должна быть сделанна из липы. Это наиболее инертная порода дерева, менее всего подвергнутая короблению. Доска не должна иметь сучков, сколов, следов гниения и т.д. Отдельные части доски склеиваются таким образом, чтобы волокна древесины шли в противоположных направлениях.

С тыльной стороны к доске прикрепляются шпонки. Шпонки изготавливаются из твердых пород дерева ,обычно из дуба и крепятся к доске с помощью так называемого ласточкиного хвоста. Ласточкин хвост ,это паз в доске в форме трапеции, позволяющей шпонке удерживать доску от коробления. Если шпонки просто приклеить к доске, то со временем доска неизбежно треснет.

Затем иконная доска покрывается защитным составом, состоящим из смеси воска и масла ,предохраняющим древесину от воздействия влаги и других неблагоприятных факторов.

Иконы нашей мастерской всегда пишутся на досках, изготовленных с соблюдением всех, проверенных столетиями ,технологических правил.

ЗОЛОЧЕНИЕ НА ПОЛИМЕНТ

Золочение на полимент – самый сложный вид золочения требующий большого мастерства и долгой практики. Но и результат полученный при золочения на полимент намного превосходит то что получается при других видах золочения, как то: золочение на миксьон, мордан и желатин. Поверхность, полученная при золочении на полимент имеет зеркальный блеск и благородный цвет.
Для приготовления полимента используется особая красная глина (лучшая из которых добывется в Армении) специально приготовленный яичный белок, китовый жир, а так же некторые ингредиенты, которые мастера – позолотчики держат в секрете.
Пролевкашенная иконная доска покрывается 8-10 слоями полимента, каждый из которых полируется грубой тканью. Затем на полимент наносится слой белка. После этого наступает самый ответственный этап золочения. На икону быстро наносится слой спирта с водой, и пока спирт не испарился, икона покрывается сусальным золотом. Тонкие пластины золота размещают на кожаной подушечке, где их разрезают специальным золотильным ножом. Затем сусальное золото с помощью специальной, веерной кисти ,(иногда используется павлинье перо) переносится на поверхность иконы. После высыхания, золото полируется агатом, сделанным в форме зубка. Идеально позолоченная доска не имеет стыков листов золота, пятен и муара.

Читать еще:  Крестопоклонная неделя в. Народные традиции Крестопоклонной недели

ЧЕКАНКА ПО ЗОЛОТУ

После золочения на полимент, золотая поверхность иконы чеканится. Если этого не сделать, то в золоте, как в зеркале, будет отражаться все окружающее пространство,что будет отвлекать от главного в иконе – лика. Для нанесения чеканки используются специальные чеканы. Сложность чеканки по золоту состоит в том, чтобы нанести рисунок, не прорвав тонкий слой позолоты.Такая работа требует высочайшего мастерства и большого опыта. Но и результат оправдывает затраченные усилия. Чеканка придает золотому фону воздушность и нарядность. Золото отражается от многочисленных граней, и создает сложное, необыкновенно красивое пространство, наполненное золотым светом. В богословском смысле этот свет является образом Фаворского света.

С ледующий этап работы, это собственно создание иконы. Специально для Вас мы сняли видео в мастерской, показывающее процесс написания иконы от нанесения рисунка на левкас до завершения. Посмотрите, это интересно.

Иконы и росписи в академическом стиле

Иконы академического стиля появляются в России начиная с середины XVIII века, и получают широкое распространение в первой половине XIX века. Многие известные российские иконописцы этого времени работали в академической манере. Иконы выполненные в данном стиле, которому свойственны торжественность и историчность, украшают огромное число русских церквей. Некоторые прославленные Богом чудотворные иконы исполнены в академической манере, например Валаамская икона Божией Матери. Широко востребованы они и сейчас, как храмами, так и частными лицами, что подтверждает устойчивый поток заказчиков, желающих иметь образы написанные в этом стиле. При реставрации многих ранее разрушенных храмов, для сохранения исторической достоверности, требуется написание именно живописных икон. Можно с уверенностью сказать, что русская академическая икона за последние двести лет заняла прочное место в духовной жизни Русской Православной Церкви.

академическом стиле , 71 x 142 см, доска, масло,

золото, 2008 год

Спаситель на престоле Д. Хомяков, храмовая икона в

академическом стиле, 71 x 142 см, доска, масло,

золото, 2008 год

Богородица на престоле Д. Хомяков, вариант исполнения

иконы с чеканкой по золотому фону.

Спаситель на престоле Д. Хомяков, вариант исполнения

иконы с чеканкой по золотому фону.

Успение Богородицы Д.Хомяков, роспись подкупольного пространства церкви во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Санкт-Петербург),

160×165 см, масло, 2013 год

Рождество Христово Д.Хомяков, роспись в академическом стиле подкупольного пространства церкви во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (СПб), 160×165 см, масло, 2013 год

Богородица с Младенцем («Дана Мне всякая власть») и избранными святыми , Д.Хомяков, икона в академическом стиле, 97х66 см, доска, левкас, чеканка по золоту, масло, 2014 год (Санкт-Петербург) Вид этой иконы в напольном киоте

Богородица с Младенцем («Дана Мне всякая власть») и избранными святыми . Фрагмент.

Святой Пророк Аарон Д.Хомяков, иконостас верхнего храма

Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря,

80х150 см, доска, масло, золочение на полимент,

чеканка, 2005 год

академическом стиле, список с храмовой иконы Князь‑Владимирского собора в Санкт-Петербурге, 25х52 см, доска, золочение на полимент, чеканка, 2010 год

Спаситель , Д. Хомяков, храмовая икона в академическом стиле, 72 x 150 см, доска, масло, вариант с золотом,

иконостас церкви святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы в Санкт-Петербурге, 2013 год

Источники:

http://trifonicon.ru/blog/ikony-akademicheskogo-pisma
http://www.xn—-7sba5acmpgiexns4j.xn--p1ai/ikona_galereya.html
http://khomyakov-art.ru/ikony-v-akademicheskom-stile.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: