Иконы древней руси названия. Древнейшая русская икона

Рейтинг топ блогов рунета

Yablor.ru — рейтинг блогов рунета, автоматически упорядоченных по количеству посетителей, ссылок и комментариев.

Фототоп — альтернативное представление топа постов, ранжированных по количеству изображений. Видеотоп содержит все видеоролики, найденные в актуальных на данных момент записях блогеров. Топ недели и топ месяца представляют собой рейтинг наиболее популярных постов блогосферы за указанный период.

В разделе рейтинг находится статистика по всем блогерам и сообществам, попадавшим в основной топ. Рейтинг блогеров считается исходя из количества постов, вышедших в топ, времени нахождения поста в топе и занимаемой им позиции.

Реклама

Иконы Древней Руси.

Adelina — 07.11.2010 Сейчас мы говорим о иконописи как о чем-то родном, исконно русском, считаем этот жанр чуть ли не народным видом искусства. Всегда ли было так? Для многих удивительно будет узнать, что «наша» икона придумана была далеко от русских полей — в Византии после принятия киевлянами крещения в 988 году при князе Владимире Святославиче.


Иконопись в Древней Руси была делом священным. Традиции и устоявшиеся приемы затрагивали не только иконографию, но и выбор материала, на котором писались иконы, вещество грунта, способ подготовки поверхности под живопись, технологию изготовления красок и, наконец, последовательность письма.

При написании икон в Древней Руси применяли краски, в которых связующей средой являлась эмульсия из воды и яичного желтка — темпера.

Иконы чаще всего писали на деревянных досках. Обычно брали доски из липы, на Севере — из лиственницы и ели, в Пскове — из сосны.

Доску, как правило, вытесывали из бревна, выбирая наиболее крепкий внутренний слой древесного ствола. Процесс этот был трудоемким и длительным.

Доски для икон делали древоделы или деревщики, редко — сами иконописцы. На лицевой стороне доски обычно делалась неглубокая выемка — ковчег, ограниченный по краям доски незначительно возвышающимися над ним полями. Для маленьких икон могла использоваться одна доска. Для икон большого размера соединялось несколько досок.

Характер крепления, глубина ковчега и ширина полей нередко позволяют определить время и место изготовления иконной доски. Поля древних икон ХI-ХII веков, как правило, широкие, а ковчег глубокий. Более поздние иконы имеют узкие поля, а с XIV века иконы иногда писались на досках без полей.

В качестве грунта применялся левкас, который приготовлялся из мела или алебастра и рыбьего (осетрового) клея. Иконную доску несколько раз промазывали жидким горячим клеем, затем наклеивали паволоку, притирая ее ладонью. После высыхания паволоки наносили левкас.

Левкас накладывался в несколько приемов, слоями. Поверхность левкаса тщательно выравнивалась, а порой шлифовалась. Иногда на левкас наносили рельеф. В древних иконах, начиная с XII века, нередко делалась «чеканка» по вызолоченному левкасу. Иногда такая узорная чеканка выполнялась на нимбах. В более поздние времена (с XVI века) для создания углубленного (или рельефного) узора до начала письма осуществлялась резьба по левкасу. Потом рельеф золотили.

На подготовленной поверхности грунта делался рисунок. Сначала выполнялась первая прорисовка изображений, а затем вторая, более подробная. Первую прорисовку делали легким касанием мягкого угля из веток березы, вторую — черной или коричневой краской.

Некоторые иконы воспроизводились по «подлинникам» или по прописям, полученным с икон, которые служили образцами.

После этого начиналось собственно письмо. Сначала золотили все, что требовалось: поля иконы, свет, венцы, складки одежды. Затем выполнялось доличное письмо, то есть писались одежды, строения, пейзаж. На заключительном этапе создания иконы писались лики. Готовое изображение покрывали особого рода масляным лаком — «проолифливали».

Работа красками выполнялась в строго определенной последовательности. И иконное письмо, и его последовательность не были одинаковыми в разных иконописных школах и менялись во времени.

Сначала участки, ограниченные контурами рисунка, покрывались тонкими слоями соответствующих красок в таком порядке: фон (если он не золотой), горы, строения, одежды, открытые части тела, лики. После этого делалось пробеливание, при котором высветлялись выпуклые детали предметов (кроме ликов и рук). Постепенно добавляя к краске белила, покрывали все меньшие и меньшие участки высветления. Последние штрихи наносились уже чистыми белилами.

Для создания большей объемности изображаемого на затемненные и углубленные участки наносился тончайший слой темной краски. После темной краски тонкими линиями прорисовывались все черты лица и волосы.

Читать еще:  Слышать во сне голос мужа. К чему снится голос

Потом наносились светлые блики на выпуклые части лица: лоб, скулы, нос, пряди волос белилами или охрой с большим добавлением белил. Затем наносились «румяны». Красную краску тонким слоем наносили на губы, щеки, кончик носа, в уголки глаз, на мочки ушей. После этого жидкой коричневой краской прорисовывались зрачки глаз, волосы, брови, усы, борода.

Иконописание было великим творчеством. Изограф специально готовился к совершению «дела иконотворения». Это было актом общения с миром иным и требовало духовного и физического очищения, когда все плотское по возможности подавлялось: «. он, когда писал святую икону, только по субботам и воскресениям касался пищи, не давая себе покоя день и ночь. Ночь проводил в бдении, молитве и поклонах. Днем же со всяким смирением, нестяжанием, чистотою, терпением, постом, любовию, Богомышлением предавался иконописанию».

Удачно написанные образы считались написанными не иконописцем, но Богом. Имен древнерусских художников сохранилось очень мало. Ведь считалось, что руками иконописцев писал икону сам Бог, и потому казалось неуместным называть имя человека, чьими руками Бог воспользовался.

Византийцы считали, что смысл любого искусства — в красоте. Они писали иконы, сияющие позолотой и яркими красками. У каждого цвета было свое место, свое значение. Цвета никогда не смешивались, они были светлыми или темными, но всегда чистыми. В Византии цвет считали таким же важным, как и слово, ведь каждый из них имел свое значение. Одна или несколько красок создавали говорящий образ.

Обучаясь у византийцев, русские мастера-иконописцы приняли и сохранили символику цвета. Но на Руси икона не была такой пышной и строгой, как в императорской Византии. Краски на русских иконах стали более живыми, яркими и звонкими.


Апостолы Пётр и Павел.1201-1235 Saint-Petersbourg, musГ©e Russe

Белозерская икона Богоматери. XIII век (1201-1235). ГРМ.

1201-1300 Деисус. Ecole de Pskov Saint-Petersbourg, musГ©e Russe

1201-1300 Dormition Ecole de Pskov Moscou, Galerie Tretiakov

1201-1300 La Martyre Juliana MusГ©e P.D. Korine

1201-1400 Dormition Ecole de Pskov Moscou, Galerie Tretiakov

10 самых знаменитых икон в России

Русская иконопись начала развиваться на Древней Руси после крещения. Она составляла основное ядро древнерусской культуры до конца 17 века, лишь в эпоху Петра I была вытеснена иными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Тем не менее, Русь всегда славилась своими иконами, призванием и назначением которых было служить оберегом русских земель от нападения вражеских войск, болезней, неурожаев и других бедствий.

Иконы всегда были и есть в доме верующего человека, они стоят на видном месте, обеспечивая защиту их владельцу. Какие из них пользуются наибольшей популярностью? В нашей статье можно ознакомиться с самыми знаменитыми иконами в России.

10. Святой Николай (Угрешская икона) | Автор: неизвестен

Николай Чудотворец был на Руси одним из самых почитаемых святых, упоминания о нем встречаются в летописных источниках, датированных 11 веком.

История создания Свято-Никольского Угрешского монастыря и Угрешской иконы святого Николая восходят к 1380-м годам.

В этот период князь Дмитрий Иоаннович Донской отправился в поход на Мамая. Когда он со своими соратниками отошел от Москвы, то ему предстал образ Чудотворца, украшенный вапой, окруженный звездами и сиянием. Увидевший это явление Дмитрий Донской приободрился, так как посчитал знак добрым.

В честь этого события был воздвигнут Свято-Никольский Угрешский монастырь. Бесценной его реликвией стала чудотворная икона Святой Николай (Угрешская икона). Она является образцом древнерусской иконографии.

9. Казанская икона Божьей Матери | Автор: неизвестен

Русские князья желали установить господство над Казанью с 1160-х гг. Военный поход Иоанна IV закончился успехом в 1552 году.

Но отношения между жителями этого города и русским народом были натянутые, так как вероисповедание было различным. Государь стал думать как объединить людей. В 1579 году в городе случился пожар, он сгорел полностью.

В это же время девочке девяти лет во сне пришла Богородица и велела найти на пепелище ее икону. Ребенку никто не поверил, поэтому девочка отыскала священный образ самостоятельно. Найденную реликвию было принято перенести в первый казанский православный храм.

Интересный факт: при перенесении в храм образа прозрели два слепца. Это чудо стало предвестником распространению христианства на землях ранее принадлежащих татарам.

Казанская икона Божьей Матери известна тем, что благодаря молитвам перед ней произошло множество чудес, люди исцелялись, страна избегала войн. До 1904 года она находилась в России, но потом исчезла.

8. Богоматерь Одигитрия (Путеводительница) | Автор: Дионисий

Образ был написан иконописцем Дионисием примерно в 1480-х гг. В течение долгого времени он пребывал в Вознесенском монастыре Московского кремля. Является одной из самых ранних работ художника.

Икона играла главную роль в интерьере собора, для которого была написана. На ней изображена Богоматерь Одигитрия (Путеводительница) и ее сын, восседающий на руках, лица святых торжественны и строги. Одежды и лики излучают свет, на иконе присутствует немалое количество золотого цвета.

Для справки: Подобное цветовое решение для русской иконографии тех времен было несвойственно. Оно стало актуально в 17 веке и получило название «Одигитрия Седмиезерская».

Читать еще:  Женщина-Весы – совместимость. Совместимость весов с другими знаками

7. Донская икона Божьей Матери | Автор: Феофан Грек

Данный образ был написан в 14 веке Феофаном Греком. Получил широкую славу благодаря совершаемым чудесам. Молитва перед ним помогла русским воинам в сражениях с Золотой Ордой.

Также икона Донской Божьей Матери способствовала победе русских воинов в Куликовской битве. Князь Дмитрий Донской, руководивший этой битвой, переименовал Успенский собор, находящийся в Коломне в Донской, а икона Пресвятой Богородицы, пребывавшая в нем, стала называться также Донской.

Образ еще не раз приносил победы русским воинам, например, благодаря ему они одержали победу против казанских ханов, а также совершили удачный поход на Полоцк.

Интересный факт: одним из главных чудес, совершенных благодаря молитвам данной иконе, считается спасение столицы Руси от нападок крымских татар.

6. Ангел Златые власы | Автор: Симон Ушаков

Икона Ангел Златые власы считается одной из древнейших из собрания Русского музея, расположенного в северной столице России. Исследователи предполагают, что она была написана в 1220-х гг.

Интересный факт: образ был найден в 1860-х гг. на складе Московского кремля. Обнаружившие его люди предполагали, что нашли икону 17 века «Архангел Гавриил», которую написал Симон Ушаков.

Этот образ был написан неизвестным мастером, но является одним из прекраснейших образцов древнерусской живописи. При создании своего произведения автор использовал прием известный с античности, ведь золотые волосы считались символом божественной власти.

5. Покров Святой Сергий Радонежский | Автор: неизвестен

Согласно летописным источникам, Сергий Радонежский жил в 14 веке, он славился своим милосердием, добротой и любовью по отношению к русскому народу. О чудесах, творимых им, ходит много легенд.

К этому святому обращаются с молитвами в следующих случаях:

  • при боли душевной и телесной;
  • при финансовом неблагополучии и голоде;
  • чтобы усмирить гордыню;
  • при нападении нечистой силы;
  • при скандалах, неурядицах, семейных ссорах

и в некоторых других ситуациях.

Первый образ иконы Покров Святой Сергий Радонежский был вышит на покрове вскоре после его смерти. Он датируется первой четвертью 15 века. Есть предположение, что он был исполнен к обретению мощей преподобного, которое свершилось в 1422 году.

4. Спас Нерукотворный | Автор: Симон Ушаков

Согласно легенде, икона «Спас Нерукотворный» была первой увековечившей образ Господа Бога.

Существует две версии происхождения образа:

  • на полотенце (Мандилиона);
  • на камне (Керамион).

Исследователи нашли одно из первых упоминаний о нем в письменных источниках 4 века. На Руси подлинника святыни полотенца не было обнаружено, но во многих монастырях хранились и хранятся его копии, обладающие чудесной силой.

3. Владимирская икона Божией Матери | Автор: Лука

По одной из версий о происхождении, Владимирская икона Божией Матери писалась с натуры евангелистом Лукой, он писал ее на доске от стола, за которым когда-то сидел сам Спаситель.

В 12 веке образ попал к князю Киевскому, он разместил его в одном из соборов в городе Владимире, бывшем в то время столицей Руси.

Икона обладает чудодейственной силой, молитвы ей не раз спасали русский народ от иноземных завоевателей.

Для справки: с 1999 года образ хранится в Государственной Третьяковской галерее.

2. Звенигородский чин | Автор: неизвестен

Образ состоит из трех икон, был обнаружен в 1910-х гг. в сарае Успенского собора в городе под названием Звенигород. Исследователи предполагают, что он писался примерно в 15 веке.

На нем изображены Спаситель, архангел Михаил и апостол Павел. Все образы святых представлены возвышенными и одухотворенными, их пропорции безупречны.

Сначала эксперты считали, что найденная реликвия Звенигородский чин принадлежит кисти известного русского святого иконописца Андрея Рублева, но позже сошлись во мнении, что автор ее неизвестен.

1. Святая Троица | Автор: Андрей Рублев

Образ был написан для Троицкого собора в 15 веке Андреем Рублевым. Специалисты относят к одному из ценнейших образцов русской культуры. Иконописец писал образ, будучи уже зрелым мастером.

На иконе Святая Троица можно увидеть изображения трех ангелов, которые, по Библии, явились Аврааму в виде странников.

Хотя образ не имеет чудесных свойств или истории о необычном возникновении, но мастерство художника, живая энергия и одухотворенность, исходящая от иконы сделали ее прекрасным и ценным предметом искусства.

Древнейшая русская икона

Самые древние русские иконы датированы XI веком. Их две. Обе новгородские. Обе огромные по размерам – два с половиной на полтора метра.

Икона «Апостолы Пётр и Павел», середина XI в.
Дерево, паволока, левкас. Яичная темпера. 236×147 см
Новгородский музей-заповедник, Великий Новгород.

«Апостолы Пётр и Павел» — икона середины XI века и вообще самое раннее из известных русских произведений станковой живописи. Икона происходит из новгородского Софийского собора, хранится в собрании Новгородского музея-заповедника.

По преданию эту икону привёз из Корсуни великий князь Владимир Мономах и поэтому икона получила название «Корсунская».
Однако по мнению академика В. Н. Лазарева значительные размеры иконы свидетельствуют, что она скорее всего была написана на месте, то есть в Новгороде, неизвестным мастером (византийским, киевским или местным новгородским). Её стиль навеян фресковыми изображениями.
Вскоре после написания икону покрыли окладом из позолоченного серебра.

Читать еще:  Где находится земля обетованная. Значение фразеологизма «Земля обетованная

Икона трижды вывозилась из Новгорода (в XVI веке Иваном Грозным, в XX веке немецкими оккупантами и в 2002 году реставраторами), но всегда возвращалась в город.

Во время послевоенной реставрации 1951 года икону покрыли воском с мастикой, что было ошибкой. В 2002 году ошибки предыдущей реставрации были исправлены, доски освобождены от оклада, который при снятии был разобран на 600 фрагментов, очищен от окиси и сернистой пленки, затем вновь собран, было открыто оригинальное золочение. Однако для лучшей сохранности учеными было принято решение икону более окладом не закрывать.

Увы, сейчас от изначальной живописи XI века сохранились только фрагменты фона, одежды, исполненные в сочетаниях синих, белых, нежно-розовых и золотисто-желтых тонов, и фрагмент зеленовато-коричневой охры на шее апостола Павла. Вся остальная оригинальная живопись — лица, руки и стопы ног апостолов — полностью утрачена. На этих фрагментах не обнаружено живописного слоя древнее XV века.

Вторая древнейшая русская икона тоже новгородская.

Икона «Спас Златая риза», середина XI в.
Дерево, паволока, левкас. Яичная темпера. 242×148 см
Успенский собор Московского Кремля, Москва.

Своё название «Златая риза» икона получила от ныне утраченного сплошного серебряного позолоченного оклада, который украшал её. «Спас Златая риза» датируется XI веком. Однако в 1700 году икона была полностью переписана царским изографом Кириллом Улановым. Он при этом детально расписал золотом одежды, чтобы они отвечали названию образа.

Эта икона тоже происходит из новгородского Софийского собора. Была вывезена (а конкретнее – нагло отобрана у новгородцев и увезена) в Москву в 1570 году Иваном Грозным, собиравшим в столицу древние образы. Правда, через два года в Новгород была прислана её копия.

В настоящее время икона находится в иконостасе Успенского собора Кремля, справа от царских врат.
Ученые отмечают, что иконы «Апостолы Пётр и Павел» и «Спас Златая риза» скорее всего были написаны около 1050 года, когда было завершено строительство Софийского собора в Новгороде.

Таким образом, старше этих икон в России нет.
Хотя вообще-то на Руси…

Вообще-то на Руси в первой половине XI века князем Ярославом Мудрым в центре Киева был построен Собор Святой Софии. И внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик и фресок первой половины XI века. Но фрески и мозаики с точки зрения искусствоведения нельзя в полной мере назвать иконами***. Да и Киевская Русь теперь совсем не Россия…

Ну а самая древняя русская и не переписанная икона — какая?
Всезнающий интернет с удовольствием отвечает на этот вопрос.
Это «Святой Георгий» — икона Успенского собора Московского Кремля.

«Святой Георгий», к. XI-XII вв.
Дерево, паволока, левкас. Яичная темпера. 174×122 см
Успенский собор Московского Кремля, Москва.

Указание «к. XI-XII вв.» говорит о том, что икона если даже и не относится к концу XI века, то безусловно относится к самому началу XII. То есть принадлежит к числу древнейших в России. Такая датировка иконы основана на стилистической близости её живописи к мозаикам и фрескам Софии Киевской.

Икона, по мнению академика В. Н. Лазарева, имеет новгородское происхождение и была вывезена (повторюсь: нагло эспроприирована) в Москву Иваном Грозным. При этом ученый считает, что возможным заказчиком иконы мог быть князь Георгий Андреевич, младший сын Андрея Боголюбского, изгнанный в 1175 году из Новгорода и переселившийся в Грузию, где стал первым мужем царицы Тамары… Но это лишь предположение. Другие специалисты относят икону к концу XI века. И вот почему.

Самая большая отличительная особенность иконы в том, что её живопись имеет уникально хорошую сохранность. Есть лишь небольшие утраты на лице, на фоне и на одежде в нижней части иконы.
Такую сохранность обеспечил неизвесный «варвар от иконописи», который покрыл образ Георгия сплошным слоем тёмно-коричневой краски, что было обнаружено лишь в 1930-е годах.

При этом у иконы появилась ещё одна уникальная особенность, а именно: многие века лицевой стороной иконы была ее оборотная сторона!
И там было выполненное греческим мастером, работавшим в Москве, изображение Богородицы с младенцем, датируемое серединой XIV века.
Столь древнее изображение само по себе является большой ценностью в иконографии.

Однако и этого мало: под изображением Богородицы обнаружена ещё более ранняя живопись. Но реставраторы полностью очищать изображение XIV века не стали, расчищены были только фрагменты.

*** В искусствоведении иконами называются изображения, выполненные в рамках восточнохристианской традиции на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске, покрытой левкасом (то есть алебастром, развёденным с жидким клеем).
Однако с богословской и религиоведческой точки зрения иконами являются также мозаичные, живописные и скульптурные изображения в любой художественной манере, если им воздается установленное Седьмым Вселенским собором почитание. Wikipedia

Источники:

http://yablor.ru/blogs/ikoni-drevney-rusi/868179
http://top10a.ru/samye-znamenitye-ikony-v-rossii.html
http://engelgardt-lj.livejournal.com/24124.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector
×
×