Иконостасы. Иконы на вратах Рая

Царские врата

Ца́рские врата́ – врата, находящиеся посредине иконостаса. Называются так потому, что чрез них, во время совершения литургии, выносятся Святые Дары – выходит к верующим сам Господь, Царь Славы.

Иконостас имеет трое врат. Центральные, самые большие, называются Царскими вратами. Царскими они называются потому, что символизируют вход в Царство Божье, райские врата. В богослужении открытие Царских врат символизирует отверзение Небесного Царства.

Царство Божье открыто нам через Благую весть, поэтому на Царских вратах дважды изображается благовещенская тема: сцена Благовещения с Девой Марией и Архангелом Гавриилом, а также четыре евангелиста, благовествующие миру.

Когда-то на литургический возглас «Двери, двери!» служители закрывали наружные двери храма, и они носили название Царских, ибо все верующие суть царственное священство, теперь же закрываются двери алтаря. Закрываются Царские врата и во время Евхаристической молитвы, так что благодарящие Господа за Его искупительную жертву находятся как бы по разные стороны алтарной преграды. Но для того, чтобы связать тех, кто стоит вне алтаря, и то, что происходит в алтаре, над Царскими вратами помещают икону «Тайная вечеря» (или «Причащение апостолов»). Иногда на створках Царских врат помещают изображения творцов литургии свв. Василия Великого и Иоанна Златоуста.

Справа от Царских врат расположена икона Спасителя, где Он изображен с Книгой и благословляющим жестом. Слева – икона Богородицы (как правило, с Младенцем Иисусом на руках). Христос и Богородица встречают нас во вратах Царства Небесного и ведут к спасению через всю нашу жизнь. Господь сказал о Себе: «Я есть путь, истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» ( Ин.14:6 ); «Я – дверь овцам» ( Ин.10:7 ). Богородицу называют Одигитрией, что значит»путеводительница» (обычно здесь и помещают иконографический вариант Богоматери Одигитрии).

Икона, следующая после образа Спасителя (справа по отношению к предстоящим), изображает святого или праздник, в честь которого данный храм назван. Если вы вошли в незнакомый храм, достаточно посмотреть на вторую икону справа от Царских врат, чтобы определить, в каком храме вы находитесь – в Никольском храме на этом месте будет образ св. Николая Мирликийского, в Троицком – икона Святой Троицы, в Успенском – Успение Пресвятой Богородицы, в храме Космы и Дамиана – образ свв. бессребреников и т.д.

Кроме Царских врат, в нижнем ряду расположены также южные и северные двери (называемые ещё диаконскими, потому, что именно диакон в процессе богослужения пользуется ими чаще других). Как правило, они гораздо меньшего размера и ведут в боковые части алтаря – жертвенник, где совершается Проскомидия, и дьяконник или ризницу, где священник облачается перед литургией и где хранятся облачение и утварь. На дьяконских дверях обычно изображают либо архангелов, символизирующих ангельское служение священнослужителей, либо первомучеников архидиаконов Стефана и Лаврентия, показавших истинный пример служения Господу.

Изнутри Царских врат привешивается завеса (греч. καταπέτασμα — катапетасма), которую открывают или закрывают в определенные моменты богослужения.

Царские врата открываются только во время богослужения и только в определенные его моменты. Во время Светлой (Пасхальной) седмицы не затворяются целую неделю в знак того, что Иисус Христос отверз нам врата Небесного Царствия.

Царские врата отверзаются во время Литургии:

– для Малого входа с Евангелием, знаменующего явление Господа на проповедь Евангелия, а по прочтении Евангелия затворяются;

– для Великого входа, на котором Святые Дары переносятся с жертвенника на престол, после закрываются, что обозначает сошествие Спасителя во ад;

– при изнесении Святых Даров для причащения народа, что изображает явление Господа Своим ученикам по воскресении, вознесение на небо и Открытие Царства Небесного.

Сквозь царские врата позволяется проходить только священнослужителям.

Вертоград – образ рая на земле: иконостасы раннего русского барокко

Русский тябловый иконостас, сформировавшийся в XIV-XV столетиях, со временем становился все сложнее. В XVI веке составляющие его иконы стали разделяться колоннами, в XVII – эти колонны начали покрывать все более сложной резьбой. Наконец, количественные изменения перешли в качественные. Из несущей конструкции для образов иконостас превратился в раму для этих образов, причем раму многосложную, имеющую самостоятельное художественное и историческое значение. Тябловый иконостас заменился каркасным.

Для начала – несколько парадоксов.

Мы уже несколько номеров говорим об истории иконостаса – между тем само слово «иконостас» не употреблялось в описанные нами эпохи. До XVII века на Руси алтарную преграду именовали «деисусы». В этой детали заключена важная характеристика эпохи тяблового иконостаса. Жители Древней Руси видели в иконостасе в первую очередь продолжение деисусного чина – то есть образ Церкви Небесной, предстоящей в молитве Спасителю, как предстоят Ему Пречистая Богородица и Иоанн Креститель в композиции деисуса. В эпоху барочного иконостаса это восприятие претерпит изменения.

Сегодня мы будем говорить о барочном иконостасе – но современники этого явления не употребляли слова «барокко» в отношении к русскому искусству, тем паче – церковному. Термин «русское барокко» был введен лишь в 80-х годах XIX века исследователем древнерусской архитектуры Н. Султановым.

Читать еще:  О чем говорит восклицательный знак. Восклицательный знак

Словосочетание «барочный иконостас» вызывает у многих современных «ревнителей православия» снисходительную усмешку. Однако большинство храмов, украшающихся алтарными преградами в наши дни, получают иконостасы, в которых барочных деталей гораздо больше, нежели характерных черт тяблового иконостаса. Собственно, здесь происходит то же, что и в богослужебном пении: хорошо рассуждать о древнерусском знаменном распеве, но большинство современных (воцерковленных!) людей с трудом сможет отстоять службу, полностью выполняемую этим распевом.

Иконостас Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме. XVII-XVIII вв.

В конце XVII столетия родился барочный иконостас – явление, которое пройдет несколько этапов развития и наконец переживет собственно эпоху барокко. Дерзнем отметить, что значительная (если не подавляющая) часть создаваемых сегодня иконостасов по своей конструкции и декору ближе всего именно к иконостасу периода раннего русского барокко.

Стиль барокко зародился в Италии. Развитие русского барокко обычно связывают со временами Петра I, но его начало датируют еще 40-ми годами XVII столетия – то есть правлением царя Алексея Михайловича Тишайшего. Искусству эпохи этого государя свойственна особая декоративность, несущая в себе богатую символику. Суть этой символики – в стремлении создать на земле образ рая. Райский сад, вертоград – данный образ пронизывает собой архитектурные и художественные творения XVII века. Новый Иерусалим – «пространственная икона» Царствия Небесного. Дворцы царя Алексея Михайловича в Коломенском и Измайлове – просторные усадьбы с великолепными садами, храмами, налаженным по последнему слову науки тех времен хозяйством – также создавались как некий рай на земле. Это восприятие подчеркивалось особо: сохранился план сада в Измайлово, выполненный в иконописной манере. Человек XVII столетия не противопоставлял «мирское» и «сакральное», он стремился воплотить Царствие Небесное на земле: и в своей душе, и в окружающем мире.

В то же время в западных русских землях (Малороссии, Белоруссии) шло активное соприкосновение с западной культурой. При таком соприкосновении неизбежно возникало заимствование – в частности, появлялись иконостасы, украшенные пышной резьбой и даже скульптурой. Богатая, объемная прорезная резьба, заимствованная белорусскими, а затем и малороссийскими резчиками, вскоре пришла и в столицу Руси. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович пригласили в Москву резчиков, владеющих искусством «флемской резьбы». Именование это, по мнению большинства исследователей, происходит от прилагательного «фламандский» и указывает на происхождение из Голландии и Фландрии. Есть и другая версия, возводящая слово «флемский» к немецкому «die flamme» – пламя: столь динамичной и яркой была эта резьба. Помимо флемской резьбы в благоукрашении русских храмов конца XVII столетия можно встретить и низкорельефную глухую резьбу, которая была характерна для мастеров из Малороссии.

Иконостасы второй половины XVII века, покрытые сложной выразительной резьбой, в целом сохраняли традиционную конструкцию русской православной алтарной преграды: четырехугольная форма, крупные прямоугольные образы, расположенные друг над другом. В то же время русские иконостасы получили явные черты европейского архитектурного сооружения, коренящиеся в ордерной системе классической архитектуры: колонны с капителями, антаблементы и т.п. До наших дней дошло немало памятников этой эпохи церковного искусства, например, великолепные позолоченные пятиярусные иконостасы Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве и Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме.

Символическое значение резного иконостаса

Резная «рама» иконостаса несла отнюдь не только декоративное значение. Она уподобляла алтарную преграду тому самому райскому саду, образ которого был столь важен для восприятия человека XVII столетия. В православном храме алтарь является образом рая – и иконостас указывал на эту истину своей красотой. Одновременно он напоминал о том, что со времен грехопадения Адама рай закрыт для человека – об этом говорили замкнутые Царские врата. Но начинается Литургия – Царские врата раскрываются, из них выходит священник с Чашей – и верующие видят, что рай вновь открыт для нас Крестной Жертвой Спасителя.

Сад, «вертоград» – образ не только рая, но и души человека, которая должна очиститься и освятиться, стать достойным вместилищем для благодати Божией.

Икона «Вертоград заключенный». 1670 г.

Наконец, вертоград – символ Пресвятой Богородицы. Вспомним икону «Вертоград заключенный», написанную в 1670-х годах мастером Оружейной палаты Никитой Павловцем и, соответственно, выражавшую главные чаяния своего времени. Пречистая изображена на фоне стилизованно изображенного сада, обнесенного стеной. Кстати, очертания этого сада, разительно напомнили нам выполненный в иконографической традиции план сада царя Алексея Михайловича, находящийся в экспозиции музея «Измайлово». «Вертоград заключенный» указывает и на приснодевство Царицы Неба и земли, и на тайну вочеловечения Сына Божия, которую не в силах постичь человеческий разум, и на святость души Богоматери. Это и пример для верующих, которые призваны хранить свое сердце от принятия прилогов зла.

Детали резьбы и их символическое прочтение

На значение иконостаса как образа райского сада указывают и детали его декора. Исследователи, в частности, С.В. Олянина, видят в композициях иконостасной резьбы XVII-XVIII веков четкую знаковую систему, составленную в соответствии с правилами риторики и понятную современникам. Образы, входящие в эту систему, могут по-разному «читаться» в зависимости от контекста. Часть из них была присуща и более раннему русскому церковному искусству, часть – пришла с Запада.

Например, подсолнечник – символ Христа (Солнца Правды), всевидящего ока Божия или души, устремленной к Творцу. Изображенный над царскими или диаконскими вратами иконостаса, он указывает на то, что войти в Царствие Небесное мы можем лишь через Христа, сказавшего «Аз есмь дверь, Мною аще кто внидет, спасется» (Ин.10:9). Мотив подсолнечника над вратами довольно часто встречается на резных алтарных преградах. В частности, в Киево-Печерской Лавре он украсил иконостас церкви Всех Святых (1-я половина XVIII в.), где был помещен над диаконскими дверями, и храм Рождества Пресвятой Богородицы (2-я половина XVIII в.).
Лист аканта – образ, присущий еще античному искусству. В христианской художественной системе приобрел двоякое значение: с одной стороны – тернового венца и, соответственно, Страданий Спасителя, с другой – райского растения вообще.

Читать еще:  Блажен кто не соблазнится о мне. «И блажен, кто не соблазнится обо мне…

Гранат – символ мученического подвига Христа и страдальцев за веру в Него. Плод, состоящий из множества зерен в общей оболочке, также указывает на единство Церкви. Одновременно, еще с античности, гранат является знаком плодородия и воскресения. В христианстве этот образ приобретает новую глубину: воскресения и духовного плодоношения как результата крестного самопожертвования, совершаемого сначала Спасителем, а затем – и Его последователями.

Гвоздика – указание на Кровь Христову.

В резьбе иконостасов эпохи барокко встречается ряд устойчивых сочетаний. Их повторение от храма к храму указывает на то, что сочетания эти имели не случайное значение.

Например, акант + виноград + роза + лилия – такую композицию можно увидеть на Царских вратах и в местном ярусе иконостасов многих храмов начала XVIII века. Это – и указание на райский сад в его великолепии, сочетании плодов и цветов. И – напоминание о главных духовных добродетелях: чистоте (лилия) и любви (роза), воспринимаемых в Церкви через Евхаристию (виноград) и вводящих в рай (акант).

Виноград + роза и/или гвоздика – напоминание о Крестной Жертве Христа: виноград – евхаристический символ Крови Спасителя, а красная роза и гвоздика говорят о Страстях Христовых.

Собранные в гирлянды, цветы и плоды особенно явно говорили о райском саде. Ведущее значение в композиции имел цветок или плод, изображенный в центре гирлянды: подсолнечник или виноград – указание на Христа, лилия – символ Пресвятой Богородицы. Гирлянды в иконостасе обычно составлялись из листьев аканта, в которые «вплетались» гроздья винограда, яблоки, стилизованные шишки пинии, инжир, грецкий орех, лимон. Такие гирлянды украшали колонны, балки иконостаса, Царские врата.

Похожие орнаменты могли быть не только вырезаны, но и написаны на иконах. Один из таких образов дает нам яркое свидетельство символического понимания современниками этих орнаментов. На иконе Успения Пресвятой Богородицы из киевского храма Рождества Христова, датируемой 1730 годом, изображены две гирлянды, составленные из райских плодов: винограда, смокв, а также роз. Из одной такой гирлянды выглядывает. змеиный хвост – очевидное указание на змея-искусителя. Представленные на образе Успения, эти гирлянды явственно говорят о древнем рае, потерянном по вине Евы, и Царствии Небесном, обретенном благодаря Новой Еве – Пречистой Богоматери, через Которую в мир пришел Искупитель.

С течением времени форма русского барочного иконостаса изменялась, приближаясь к западным образцам и отходя от изначальной простоты. Об этом мы, с Божией помощью, поговорим в следующем номере нашего журнала.

Спонсор рубрики — Свято-Троицкое братство г. Щигры

Царские врата в храме (фото)

Каждый, кому доводилось бывать в православном храме, видел двустворчатые двери напротив Престола, ведущие в алтарь и символизирующие собой врата Рая. Это Царские врата. Они являют собой некое наследие, сохранившееся от раннехристианских времён, когда алтарь отделялся от остальной части храма двумя колоннами, или невысоким барьером. После церковного раскола барьер сохранился лишь в некоторых католических храмах, в православных же он, видоизменившись, превратился в иконостас.

Иконы на вратах Рая

Царские врата в храме украшаются иконами, подбор которых регламентируется установившейся традицией. Обычно это бывают изображения четырёх евангелистов и сцены Благовещения. Символический смысл такого сочетания вполне очевиден – Архангел Михаил своим Благовестием возвещает о том, что двери Рая вновь открыты, а Святое Евангелие указывает ведущий в него путь. Впрочем, это всего лишь традиция, а не закон, требующий неукоснительного соблюдения.

Иногда Царские врата бывают украшены по-иному, а если они представляют собой низкие створки, то часто вообще не имеют никаких икон. Также в силу традиции, сложившейся в православных храмах, слева от царских врат помещают икону Пресвятой Богородицы, а с противоположной стороны — Спасителя, за которой следует икона святого или праздника, в честь которого освящён храм.

Украшения, помещённые на Царских вратах боковых приделов и над ними

Если храм достаточно велик, и кроме основного алтаря имеет ещё два придела, то часто врата одного из них украшаются только изображением Благовещения в рост, а другого – четырьмя евангелистами. Но не всегда это позволяет размер, который имеют те или иные царские врата иконостаса в церкви. Евангелисты в этом случае могут изображаться в виде символов. Люди близкие к церкви знают, что символом евангелиста Матфея является ангел, Луки – телец, Марка – лев и Иоанна – орёл.

Церковная традиция определяет и изображения, находящиеся над Царскими вратами. В большинстве случаев это сцена «Тайной Вечери», но нередко также встречается и «Причащение апостолов Иисусом Христом», что именуется Евхаристией, а также Ветхозаветная или Новозаветная Троица, украшающие Царские врата. Фото этих вариантов оформления можно увидеть в данной статье.

Особенности изготовления и оформления Царских врат

Во все времена перед зодчими, занимавшимися их созданием, открывались широкие творческие возможности. Кроме внешнего вида, конструкции и оформления, результат работы во многом зависел и от того, из чего выполнены Царские врата. Посещая храмы, можно видеть, что на их изготовление употреблялись самые различные материалы, такие как дерево, железо, фарфор, мрамор и даже обычный камень. Иногда предпочтение, отдававшееся одному из них, определялось художественным замыслом автора, а порой доступностью того или иного материала.

Царские врата – это вход в Рай. Обычно они являются самой украшенной частью иконостаса. Для их оформления могут использоваться различные виды резьбы и золочения, частыми сюжетами которых становятся изображения виноградных гроздьев и райских животных. Встречаются также Царские врата, выполненные в виде Небесного Града Иерусалима. В этом случае все иконы помещаются в ковчежцы-храмы, увенчанные главками с крестами. Вариантов оформления много, но во всех случаях врата расположены строго посередине иконостаса, а за ними находится престол, и ещё дальше – горнее место.

Читать еще:  Антон чехов «шуточка. Шуточка (Чехов А.П.)

Происхождение названия

Своё название они получили от того, что, согласно вероучению, во время святого причастия именно через них незримо выходит к мирянам Царь Славы Иисус Христос. Однако это название бытует лишь в русском православии, в греческих же церквах они именуются «Святыми». Кроме того, название «Царские врата» умеет и глубоко исторические корни.

В IV веке, когда христианство стало государственной религией и вышло из подполья, по распоряжению императоров богослужения в римских городах из частных домов были перенесены в базилики, являвшиеся самыми крупными общественными зданиями. В них обычно размещались суды и торговые биржи.

Так как привилегию входить через главный вход имели лишь император и глава общины, епископ, то эти врата получили название «Царских». Только эти персоны, являясь самыми почётными участниками молебна, обладали правом торжественно проследовать через них в помещение. Для всех остальных существовали боковые двери. Со временем, когда в православных храмах сформировались алтари, это название перешло на ведущую в них двустворчатую дверь.

Формирование алтаря в его современном виде

Как свидетельствуют результаты исследований, формирование алтарной части храмов в том виде, в котором она существует сейчас, являлось весьма длительным процессом. Известно, что вначале она отделялась от основного помещения лишь невысокими перегородками, а позже завесами, называвшимися «катапетасмами». Это название за ними сохранилось до наших дней.

В отдельные моменты службы, например, во время освящения Даров, завесы закрывали, хотя часто обходились и без них. Вообще, в документах, относящихся к первому тысячелетию, упоминания о них встречаются довольно редко, и лишь гораздо позже они стали неотъемлемой частью Царских врат, их начали украшать изображениями Богородицы и различных святых.

Забавный эпизод, связанный с использованием завесы, можно встретить в житии Василия Великого, жившего в IV веке. Там рассказывается, о том, что святитель был вынужден ввести в употребление этот не использовавшийся им прежде атрибут лишь потому, что его дьякон постоянно заглядывался на женщин, присутствовавших в храме, чем явно нарушал торжественность богослужения.

Символическое значение Царских врат

Но Царские врата в церкви, фото которых представлены в статье, это не обычный элемент планировки внутреннего помещения. Поскольку находящийся за ними алтарь символизирует собой Рай, то их смысловая нагрузка заключается в том, что они изображают собой вход в него. В православном богослужении это их значение находит своё полное отражение.

Например, на Вечерне и Всенощном бдении в момент, когда происходит открытие Царских врат, в храме зажигается свет, что символизирует наполнение его райским светом. Все же присутствующие в это время совершают поясной поклон. То же они делают и на остальных службах. Кроме того, в православной традиции принято, проходя мимо Царских врат, осенять себя крестным знамением и совершать поклон. В продолжение всей Пасхальной недели – Светлой седмицы — Царские врата в храме (фото в конце статьи) не закрываются, так как Иисус Христос своими крестными страданиями, смертью и последующим воскрешением отверз нам двери Рая.

Некоторые церковные правила, касающиеся настоящей темы

Согласно установленным правилам, входить в царские врата иконостаса в церкви дозволяется лишь священнослужителям и только во время богослужений. В обычное же время они обязаны пользоваться так называемыми дьяконскими дверями, расположенными в северной и южной части иконостаса.

Когда совершается архиерейское богослужение, то отверзают и затворяют Царские врата лишь иподьяконы или пономари, однако им не позволено стоять перед Престолом, и, войдя в алтарь, они занимают места по сторонам от него. Архиерею же принадлежит и исключительное право вне богослужений входить в алтарную часть не облачённым.

Литургическое назначение Царских врат

Во время литургии Царские врата играют весьма важную роль. Достаточно упомянуть Малый вход, когда взятое с Престола Евангелие вносится через Дьяконские ворота, а уносится обратно в алтарь через Царские. Это действие имеет глубокий догматический смысл. С одной стороны, оно символизирует Боговоплощение, в результате которого мир обрёл Спасителя, а с другой – начало общественного служения Иисуса Христа.

Следующий раз процессия священнослужителей следует через них во время Великого входа, сопровождаемого исполнением Херувимской песни. Мирянам, присутствующим в храме, выносится Чаша с вином – будущей кровью Христа. Кроме того, в руках священника находится дискос (блюдо), на котором находится Агнец – хлеб, который воплотится в Тело Христово.

Наиболее распространённое толкование этого обряда состоит в том, что процессия символизирует несения Христа, снятого с креста и умершего, а также положение его во гроб. Продолжением Великого входа является чтение евхаристических молитв, после которых Дары станут Кровью и Телом Христовыми. Для причащения мирян они выносятся также через Царские врата. Смысл евхаристии заключается именно в том, что Спаситель воскресает во Святых дарах, и те, кто ими причащается, становятся наследниками Вечной Жизни.

Сохранённые святыни

Известно немало случаев, когда Царские врата в качестве святыни передавались из одного храма в другой. Особенно часто это происходило в годы перестройки, когда вынесенные из разрушенных коммунистами храмов и тайно сохранённые верующими, они устанавливались в иконостасы новых, недавно отстроенных храмов, или тех, что были восстановлены после многолетнего запустения.

Источники:

http://azbyka.ru/tsarskie_vrata
http://rusiz.ru/2018/11/17/vertograd-obraz-raya-na-zemle-ikonostasy-rannego-russkogo-barokko/
http://fb.ru/article/248731/tsarskie-vrata-v-hrame-foto

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector