Иконоборческое движение в византийской империи год. Иконоборческий период

Иконоборческое движение в Византии

Значение иконоборческой идеологии далеко не ограничивается пределами того периода, который называется иконоборческим периодом. Под разными видами иконоборчество существует постоянно (альбигойцы в средние века Франции, жидовствующие в России XV в., протестанты). Поэтому ответ Церкви в VIII-IX вв. сохраняет свое значение по настоящее время. С точки зрения вероучебной иконоборчество – это явление и, как ересь, недостаточно хорошо изученное. Иконоборчество существовало задолго до того, как государственная власть открыто встала на его сторону. Оно продолжало существовать и после того, как власть заняла по отношению к нему сторону открыто враждебную позицию. Оно с теми же вероучебными предпосылками несколько раз повторялось в истории разных стран.

К середине VIII в. окончательно утвердились основные догматические и канонические принципы, закончились богословские споры и борьба с ересями, имевшими в основном христологический характер. Священные изображения заняли достойное место в литургической жизни христиан, стали восприниматься наиболее образованной частью христиан, как “богословие в красках и линиях”.

И когда отдельные нападки на тот или иной аспект учения о Боговоплощении были отражены, началось генеральное наступление на все православное учение в целом. 82-е правило Пято-Шестого Собора было вызвано исторической необходимостью, требоавнием выражения православного исповедания. Вскоре после этого началась открытая борьба против икон. Иконоборчество VIII-IX вв. – одна из самых страшных ересей, подтачивающая основы христианства.

Вначале позиции иконоборцев были крайне примитивными – упрек в идолопоклонстве камням, доскам, стенам и т.д., исходя из Ветхозаветного запрета образа. Но вскоре наметилось два основных течения:

  • 1. Полное уничтожение святых изображений, включая икону Христа. Некоторые отрицали также почитание мощей, а наиболее нетерпимые – почитание Богоматери и святых.
  • 2. Более терпимое, имевшее, как и первое, несколько оттенков. Допускали изображения в церкви, но не были согласны с тем, каким должно быть отношение к ним верующих. Одни считали, что почитать иконы нельзя совсем, другие признавали икону Спасителя, но отрицали икону Богоматери и святых, третьи утверждали, что Спасителя можно изображать только до Его воскресения, после него Он неизобразим.

Исповедники православия с самого начала встали на четкую и бескомпромиссную, догматическую позицию. Сразу после императорского указа Иоанн Дамаскин написал свое первое “Слово” в защиту святых икон, которое вместе с 2-мя последующими представляли собой не только ответ на теоретическую установку иконоборчества, но и очень полное и систематическое богословское изложение православного учения об образе.

Открытое иконоборчество в православном мире началось по инициативе государственной власти. Император Лев Исавр, человек деспотичный и грубый, в 726 г., под влиянием епископов Малой Азии, открыто выступил против почитания святых икон. Два его соответствующих указа: I-ый – в 726 г. единодушно был принят византийским сенатом, II-й – в 730 г. Существование 2-х соборов оспаривается некоторыми учеными (Г, Острогорский), так как указы эти до нас не дошли. Даже если был только один указ, в 730 г., известно, что четыре года перед этим прошли в попытках императора склонить к иконоборчеству патриарха св. Германа и Римского папу Григория II. Св. Герман (715-730) категорически отказался подписать императорский указ. Он требовал подтверждения Вселенского Собора для столь важного изменения в вероучении был низложен, сослан и заменен иконоборцем Анастасием (730-753). Так что указ 730 г. был подписан и императором и патриархом, т.е. исходил и от светской власти, и от иерархии Константинопольской Церкви. Иконы стали уничтожать повсюду.

Первый акт – снятие чудотворного образа Спасителя с Халкопратийских ворот, что вызвало сильное волнение народа, императорский посланник был убит. Защитники образа стали первыми жертвами иконоборцев. Началась жесточайшая борьба. Православные епископы низвергались и ссылались, миряне преследовались, часто подвергаясь пыткам и смерти. Длилась эта борьба в общей сложности 100 лет и подразделяется на два периода. Первый длился с 726 по 787 гг., когда при императрице Ирине состоялся Седьмой Вселенский Собор, восстановивший иконопочитание и явивший догмат этого почитания. Выступление против иконопочитания было по существу грубым вмешательство государственной власти во внутренние дела Церкви. Для иконоборцев власть государства над Церковью, цезарепапизм, стала принципом нормальной жизни: “Я царь и первосвященник”, писал Лев Исавр Римскому папе, что Иоанн Дамаскин в своем втором “Слове” назвал разбойническим нападением.

Жестокость, с которой в 741-775 гг. сын Льва III император Константин Копроним преследовал защитников иконопочитания в первый период иконоборчества, была особенно изощренной и принимала крайние формы. Его гонения по силе и жестокости приравнивают к гонениям Диоклетиана. По его инициативе в 754 г. был созван иконоборческий собор в Иерее, в котором приняли участие 388 епископов-иконоборцев. Константином был написан трактат с изложением идеологии иконоборчества, о содержании которого мы знаем по цитированию его патриархом Никифором. Трактат был написан в очень резкой форме и выражал крайнюю позицию иконоборчества, отвергалось почитание Богоматери и святых. Позже, в указе, он отменил и само наименование “Божья Матерь” и запретил употребление слов “святой” и “святая”. Воспрещалось слишком частое посещение церкви и безбрачие. Постановления собора целиком вошли в полемическую часть Деяний Седьмого Вселенского Собора. Собор постановил, что всякий пишущий или хранящий у себя иконы, если он клирик, будет извержен, если мирянин или монах, будет предан анафеме. Виновные предавались гражданскому суду, и таким образом подчинялись юрисдикции светских властей. После собора были преданы анафеме все почитатели икон, защитники исповедники Православия, святой патриарх Герман, преподобный Иоанн Дамаскин и святой Георгий Кипрский. От верующих требовалась присяга в иконоборчестве, и преследование иконопочитания после Собора стало особенно жестоким.

Тем не менее, верующие не отказались от почитания икон. Во главе верующего православного народа стало монашество. На них преследования обрушились с особой силой. Монахи массами эмигрировали в Италию, на Кипр, в Сирию и Палестину. Среди них было много иконописцев, поэтому эпоха иконоборчества оказалась для Рима временем наибольшего расцвета церковного искусства. В течение царствования Константина Копронима все папы (Захария, Стефан II, Павел I, Адриан I) твердо держались православия и продолжали дело святых предшественников, расписывая храмы с помощью монахов, эмигрировавших из восточной части империи.

После смерти Копронима преследования ослабели. Его сын Лев IV был иконоборцем умеренным и довольно равнодушным. В 780 г., после его смерти, его вдова Ирина сразу стала подготавливать восстановление православия. Началась подготовка Вселенского Собора, работа которого была сорвана. Однако позже Ирина возобновила попытку, и Собор был созван в Никее в 787 году. В нем участвовало 350 епископов и большое число монахов. Собор установил почитание икон и мощей и принял ряд мер по восстановлению нормальной жизни в Церкви.

Читать еще:  Если к вам ломятся в дверь. Когда в квартиру ломятся неизвестные

Однако православное учение о церковном образе не было воспринято его противниками. Мир длился 27 лет, затем последовал второй иконоборческий период.

Лев V Армянин (813-820) считал, что императоры-иконоборцы были счастливее и в политике, и в войне, и решил возвратиться к иконоборчеству. Идеологу иконоборческого возрождения, Иоанну Грамматику был заказан трактат в пользу иконоборчества. Вторая волна, как и первая, была насилием государственной власти над Церковью. Однако император не имел уже в епископате той опоры, которую имел Копроним. Попытки убедить Патриарха, св. Никифора I (810-815) пойти на компромисс и, не уничтожая самих икон, запретить только их почитание не удалась. Патриарх наотрез отказался. Принимавший участие в обсуждении этого вопроса с 270 монахами преподобный Феодор Студит заявил, что не его дело вмешиваться во внутренние дела Церкви. Начались преследования, патриарх в 815 г. был смещен, сослан и заменен иконоборцем Феодотом V (815-821). В том же году созван новый иконоборческий собор в Константинополе. Он не был уже таким многочисленным и не имел такого большого значения. Во второй период иконоборчество уже потеряло свою силу. Собор на этот раз подчеркнул, что иконы нельзя считать идолами, но, тем не менее, предписал их уничтожать. Иконоборчество преподавалось в школе и излагалось в учебниках. Преследования были едва ли менее жестокими, чем при Копрониме. Император Михаил II вступил на престол в 821 г. Будучи умеренным иконоборцем, он вернул из ссылок и тюрем сосланных за иконопочитание, наступило затишье. Но в царствование его сына Феофила, на патриарший престол вступает Иоанн Грамматик, и преследования возобновились. Это была последняя вспышка иконоборчества.

Вдова Феофила, императрица Феодора в 842 г. становится регентшей при малолетнем Михаиле III. В ее царствование почитание икон было окончательно восстановлено. В Константинополе собрался Собор в том же 842 г. при Патриархе св. Мефодии (842-846). Собор подтвердил догмат иконопочитания Седьмого Вселенского Собора, придал анафеме иконоборцев и в марте 843 г. установил празднование Торжества Православия в первое воскресение Великого поста с воздвижением икон во всех церквах.

Иконоборцы отнюдь не были противниками искусства как такового. Преследовались исключительно изображения Спасителя, Богоматери, святых. В этом смысле иконоборцев VIII-IX вв. можно сопоставить с протестантами. С той разницей, что иконоборцы не оставляли пустыми стены святых храмов. Они всячески украшались жанровыми сценами, пейзажами и т.д. Большую роль играли декоративно-монументальные формы. Иконоборческое искусство было также возвращением к эллинистическим источникам, и заимствованием из магометанского Востока. В частности, император Феофил очень увлекался строительством и покровительствовал монументальному искусству. Он построил дворец по образу багдадских, украсив его стены инкрустацией, мозаикой и живописью с изображением щитов, орудия, всевозможных животных и растений. В том же духе украшал он и церкви. Константин Копроним, по приказанию которого во Влахернском храме был уничтожен цикл изображений на евангельские темы, заменил его изображением цветов, птиц и других животных. Его упрекали, что таким образом он превратил храм в “фруктовый сад и птичник”. На месте фрески, изображающей Шестой Вселенский Собор он поместил портрет своего любимого гонщика.

На Западе в течение 2-го иконоборческого периода папы Пасхалий I и Григорий IV продолжали защищать и распространять иконы. Жестокость и преследования иконоборцев вызвали на Западе, не только в Риме, но и в других странах особенно сильное почитание святых и их мощей. Именно в эту эпоху мощи многих святых были перевезены во Францию. Римская Церковь не поддалась искушению иконоборчества.

История периода иконоборчества в Византии

Дата публикации: 26 Октября 2018

«Мы почитаем не краски и доски». История периода иконоборчества в Византии

Неотъемлемое отличие любого православного храма – это иконы. Изображения, которые Церковь стала позднее называть священными, стали появляться в местах богослужения с первых веков христианства. Одни из первых икон появились уже в римских катакомбах.



Древнейшее известное изображение Богородицы
с младенцем Иисусом (II век, Катакомбы Присциллы, Рим)

Повсеместно же почитание икон вошло в церковную жизнь к V веку. Однако нередко в народной жизни почитание священных изображений принимало искаженные формы, порой граничащее с идолопоклонством, магизмом и суеверием. Так, например, некоторые «благочестивые» священники соскабливали краску с икон и подмешивали ее в причастие, полагая тем самым, что причащаются тому, кто изображен на иконе. Бывали также случаи, когда верующие начинали относиться к иконам, как к живым, брали их в поручители при крещении, при пострижении в монашество, ответчиками и свидетелями на суде и так далее.

Видя искаженные формы почитания икон, некоторые священнослужители прямо называли иконопочитание идолослужением.

Это не могло не волновать отцов Церкви. Протест против извращений иконопочитания привел часть иерархов и монашества к отрицанию самой идеи иконы. К несчастью в богословские споры вмешался император Лев III Исавр

Слева направо: Лев III Исавр (между 675 (685) – 741), Константин V Копроним (718-775),
Лев IV Хазар (750-780), Ирина (ок. 752-803)

Взгляды самого императора были вполне православными, и он мог бы внести заметный вклад в отстаивание христианских истин, если бы к его борьбе с идолопоклонством не примешивались иные, чисто политические мотивы. Церковные историки полагают, что борьба Льва Исаврянина против чрезмерного почитания икон явилась только частью его обширных замыслов по реорганизации всей государственно-церковной системы Византийской империи. Целью этой борьбы было ограничение прав и влияния высшего духовенства, занимавшего ведущие государственные должности.

Задумав истребить иконопочитание, император полагал, что это поможет ему вернуть утраченные империей области, а иудеи и мусульмане, не почитающие изображений, сблизятся с христианством.

Идейным обоснованием иконоборчества была библейская заповедь “Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу. “. Среди идейных иконоборцев были в основном жители Востока, чьи традиции вообще не допускали изображения человека.

Уничтожение икон император начал в 726 году, издав указ против поклонения им. Сначала он приказал поднять все иконы в храмах на такую высоту, чтобы народ не смог к ним прикоснуться. Распоряжению императора воспротивился Патриарх Константинопольский Герман, его поддержал и римский папа Григорий. Он написал императору, что Рим уйдет из-под его власти, если тот будет настаивать на уничтожении иконопочитания.

Однако предостережения не подействовали: в 730 году император велел воинам снять и разбить особо чтимую икону Христа над воротами его дворца. Когда один из воинов поднялся по лестнице, чтобы выполнить приказ, народ в пылу негодования опрокинул лестницу и предал смерти упавшего воина. По приказу императора главные виновники расправы были казнены, патриарх Герман низложен, иконы были вынесены из храмов и сожжены, а епископы, противившиеся этому, изгнаны.

Читать еще:  Мужчина лев какие женщины ему нравятся. Характеристика мужчины льва: какие женщины ему нравятся и гороскоп совместимости с другими знаками


Казни монахов (миниатюра из «Хроники» Иоанна Скилицы, начало XIII века)

Но иконы можно было удалить из храмов только в пределах восточной части империи. В Сирии, которая находилась под властью мусульман, а также в Риме Лев не мог заставить выполнить свой указ.

В Греции сопротивление иконоборчеству даже привело к политическому восстанию.

Против гонения выступил знаменитый Иоанн Дамаскин, великий христианский богослов и поэт, бывший в то время статс-секретарем при халифе Дамасском. Его замечательные слова в защиту святых икон привлекли всеобщее внимание. Император Лев, желая отомстить Иоанну, оклеветал его, написав халифу, что его министр – изменник. Впоследствии Иоанн принял монашество и удалился в один из палестинских монастырей.


Знаменитый богослов Иоанн Дамаскин, написавший в 726-730 годы
«Три защитительных слова против порицающих святые иконы».
В его сочинении впервые определены различия между «служением»,
подобающем только Богу, и «поклонением», оказываемом тварным вещам,
в том числе и иконам

«Три слова против порицающих иконы» написаны Иоанном Дамаскиным в 730 году, в самом начале иконоборческого спора, немедленно после запрещения икон императором Львом III Исавром. Тот факт, что Иоанн немедленно опубликовал свои послания, свидетельствует о значительной духовной свободе, которой он несмотря на арабскую оккупацию располагал вдали от византийской столицы.

После смерти императора Льва преследовать иконопочитание продолжил его сын Константин Копроним. Он хотел осудить и уничтожить иконопочитание как ересь. Несколько лет Константин готовился к созыву церковного собора. За эти годы происходил подбор на епископские кафедры согласных с ним лиц. Когда же все было подготовлено, в 754 году иерархия по зову императора прибыла в столицу. И, покорившись воле своего кесаря, епископат определил, что иконопочитание есть идолопоклонство.

Определения лжесобора приводились в исполнение с необыкновенной жесткостью. Копроним пошел дальше своего отца: он хотел уничтожить почитание святых и их мощей, монашескую жизнь, считая все это суеверием. По его приказу мощи святых или сжигались, или сбрасывались в море, монастыри были обращены в казармы или конюшни, монахи изгнаны, а те, кто открыто порицал действия императора и защищал иконопочитание, предавались мучительной смерти.

Истребленные иконы заменялись «светским искусством»: охотничьими сценами, орнаментом и так далее.

После смерти Константина его сын Лев Хазар, по завещанию отца, должен был продолжить борьбу с иконами. Но Лев оказался человеком слабохарактерным, зато на него имела большое влияние его жена Ирина, тайно поддерживавшая иконопочитание. Под ее покровительством изгнанные монахи опять стали появляться в городах и даже в самом Константинополе, епископские кафедры стали замещаться тайными приверженцами иконопочитания. Однажды найдя в спальне Ирины иконы, Лев начал было крутыми мерами подавлять иконопочитание, но в том же году умер. По малолетству его сына управление государством взяла в свои руки Ирина. Она решительно объявила себя защитницей икон.

Новым Константинопольским патриархом был избран Тарасий, приверженец иконопочитания. Монахи беспрепятственно заняли свои монастыри.

При поддержке императрицы в 787 году в Никее собрался 7-й Вселенский собор, на котором был сформулирован и провозглашен догмат об иконопочитании.

Отцы собора разделили понятия «служение» и «поклонение». Было определено, что «служение» подобает одному лишь Богу. Иконам же подобает «поклонение». Поклоняясь образу, верующие воздают честь Первообразу – Христу, Богородице и святым.

Иконоборчество не сразу сдало свои позиции, оно еще 25 лет волновало Церковь, а после смерти Ирины возродилось с новой силой. В 815 году император Лев V начинает новые гонения против почитания икон. Первым пострадал патриарх Никифор, призвавший Церковь к сопротивлению, низложенный и сосланный. На Вербное воскресенье 815 года тысяча монахов Студийского монастыря прошла крестным ходом по Константинополю, неся иконы. В ответ на это последовали императорские репрессии, по количеству жертв превышавшие гонение Копронима: десятки сосланных епископов, множество монахов, утопленных в зашитых мешках и замученных в застенках. Гонения продолжались и при преемниках Льва V.


Встреча императрицы Феодоры с иконописцем Лазарем,
пострадавшем при императоре Феофиле (миниатюра из «Хроники» Иоанна Скилицы)

Лишь при императрице Феодоре иконоборчество было окончательно преодолено: в марте 843 года на Константинопольском соборе почитание икон было восстановлено в полной мере.

В честь этой победы был установлен праздник «Торжества Православия», который совершается в Православной Церкви в первое воскресение Великого поста.


Императрица Феодора и император Михаил III.
Фрагмент иконы «Торжество Православия» (Византия, первая половина XV века)

Даже светские историки признают, что культура Византии времен иконоборчества отмечена печатью упадка. «Торжество Православия» привело к культурному подъему, продолжавшемуся несколько веков.

Иконоборчество в Византии

Как известно изображать Христа, Богородицу, святых и библейские сцены начали еще во II веке. К IV веку стали украшать и стены храмов. В этот период начинаются зарождаться иконоборческие действия не только в Византии, но и в других странах Европы: Нидерландах, Испании.

Уже в VIII веке начинается повсеместная борьба с почитанием икон, святых изображений и предметов. Из-за тесного соседства с мусульманскими странами ( которые отрицательно относились к поклонению всяческим изображений) и возникновения различных христианских ересей: павликианство, маркионитство, монтанизм, иконоборчество приобретает своих сторонников. Павликиане считали, что мир делится на две половины: Божью и сатанинскую. Добрый и злой духи имеют практически равную силу. Добрый дух обитает в невидимом, духовном мире, а злой – в осязаемых предметах и в теле. Поэтому павликиане говорили, что не должно поклоняться никаким изображениям и в храмах нельзя украшать. Также их поддерживали и евреи, и мусульмане.

Иконоборцы основывали свои действия на второй заповеди Закона Божьего:

“Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.”

Также многих христиан приводил в смущение упрек иноверцев, что христиане забывают Бога и почитают “доски и камни”. Между иконоборцами тоже были разногласия. Одни хотели только запретить почитание икон и статуй, а другие были за то, чтобы не только не почитать иконы, но и удалить их прочь из храмов. При этом они говорили, что изображения противоречат божественности Христа, так как заключают попытку представить Его человеческий лик. А единственный символ Его человеческой природы, говорили они,— хлеб и вино в причащении, поэтому самое изготовление икон безбожно.

Читать еще:  Священник приснился во сне к чему. Узнаем у сонников, к чему снится священник

Иконопочитатели возражали им, говоря, что иконы святы, поскольку на них переходит святость того, кто на них изображен, и что иконы Христа и Богородицы не что иное как они сами. Также те, кто был за иконы ссылались на то, что “иконы – это книги для неграмотных”. Ага, ну да, конечно, кто бы сомневался. Особенно ярыми защитниками икон естественно были сами монахи. И это не удивительно, потому что монастыри и слободы, которые прилегали к ним, существовали за счет изготовления икон. А тут им заработок на корню обрубают. Не порядок. Монахи в гневе. К 720 году образовались две враждебные друг другу партии.

Свой вклад в историю иконоборчества внесли два византийских императора: Лев III и Константин V, его сын. Правление Льва III началось с того, что он приказал насильно крестить всех евреев империи. Император считал, что призван установить основы веры в качестве верховного “государя и священника”. Также он хотел очистить веру от всех суеверий и остатков язычества. На большом совете государства император прямо так и заявил:

“. так как приготовление икон — дело дьявольского искусства, то не должно им поклоняться.”

Были изданы указы закрашивать украшения храмов, снимать иконы, удалять их из церквей или также замазывать. Когда пришли уничтожать образ Христа, называемого “Поручитель”, который висел в квартале торговцев железом и был особо почитаем, разъяренная толпа сбросила с лестницы чиновника, которому поручили уничтожить икону, и убили его. Император приказал казнить ослушников. На что патриарх Константинопольский Герман ответил отказом. Тогда патриарха сместили и вместо него назначили другого. Но народ не принял нового патриарха и постоянно кидался в него камнями, чуть увидя его. Также Лев III приказал закрыть царскую академию, поскольку некоторые преподаватели высказывались против царского указа.

Константин V был круче своего отца в отношении к почитателям икон. Он искал поддержки у малоазиатских народов, которые были враждебны к иконам. Многих павликиан он поместил как военных поселенцев в столице и около нее. Константин закрывал монастыри и превращал их в казармы, арсеналы, конюшни. Ничего не напоминает? Монастырские земли император отдавал в качестве вознаграждения за военную службу или забирал в казну. Монахов заставляли вступать в брак и одеваться по светски. Тем, кто не противился воле государя жаловали чины, должности, а тех, кто сопротивлялся подвергали позорным шествиям в цирке, сажали в тюрьмы, изгоняли из страны. Так около 50 000 монахов были переселены в Южную Италию. Также ссыльные мигрировали в Сирию, Палестину, на побережье Черного моря.

Для решения вопросов по поводу икон постоянно созывались соборы. Но решения были неясными и противоречивыми. При Константине V было принято решение против икон. А после смерти императора, когда регентом при малолетнем сыне Константина стала царица Ирина, то созвав новое собрание она отменила предыдущее решение. Но гвардия, которая была верна Константину расстроила собрание и разогнала всех участников, к великому огорчению царицы. Разгневанная Ирина распустила старую гвардию, набрала новую из своих сторонников и перенесла собор в Никею. Там и был собран в 787 году Седьмой вселенский собор. На соборе, с четвертого раза, были отвергнуты постановления иконоборческого собора 754 года, преданы анафеме иконоборцы и установлен догмат о иконопочитании:

“…подобно изображению честного и животворящего Креста, полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камений и из другого способного к тому вещества устрояемые, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и непорочныя Владычицы нашея святыя Богородицы, такожде и честных ангелов, и всех святых и преподобных мужей. …и чествовати их лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, Богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением свечей честь воздаётся, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображённого на ней.” — Догмат о иконопочитании Трёхсот шестидесяти седми святых отец Седьмого Вселенского Собора

Но на этом споры не закончились.Теперь начали возмущаться, что государство нарушает свободу церкви. Все дело в том, что император все еще требовал отчетов о церковном имуществе. При императоре Михаиле II Косноязычном вновь начались холодные отношения с почитателями икон. Вот, что пишет император в письме Людовику Благочестивому:

“Прежде всего они изгнали из церквей святой крест и вместо него повесили иконы и пред ними лампады. Пред ними они воскуряют ладан и вообще оказывают им такое же уважение, как и кресту, на котором распят Христос. Они поют пред ними псалмы, поклоняются им и ожидают именно от икон себе помощи.”

Но сами факты преследования иконопочитателей отсутствуют. При всей политике терпимости, какую принял на себя Михаил II, он все же ставит патриархом иконоборца Антония, епископа Силлейского.

Около 800 г. ученый монах Федор Студит, игумен студийского монастыря старого устава, яро проповедовал о невмешательстве государства в дела церковные. Он говорил, что духовная власть выше светской. Духовенство может осудить государя, а вот государь духовенство – нет.

“Если это так, то одно из двух: или царь — Бог, потому что лишь Бог не подчинен закону, или же господствуют беззаконие и возмущение.”

Федор Студит за свои речи сидел в тюрьме, терпел пытки, но не отрекся от своих взглядов. И всегда ссылался на пример независимых римских епископов. После собора в 787 г. священство оставалось недовольным. Цари – иконоборники сменяли царей – иконопочитателей, но церковное имущество никто не собирался отдавать. И еще не раз разгоралось иконоборничество, но уже в 843 г. было устроено большое примирение в Константинополе. Это событие пришлось на первое воскресенье Великого поста. Иконы были окончательно восстановлены, и в память этого установили праздник православия.

Иконоборничество оставило все же свой след. Иконы остались, а вот статуи Христа, Богоматери и святых ушли в небытие. Византийская церковь сохранила свои обычаи, но над ней была рука власти. Императоры решали церковные вопросы, самовластно назначали и смещали высшее духовенство. Так же вошло за правило назначать патриархов из светских лиц, что очень злило духовенство. Патриарх стал главным сановником при императоре и подчинялся императорской политике.

* Подпишитесь на обновления блога, чтобы не упускать интересные статьи!

Источники:

http://studwood.ru/1468533/istoriya/ikonoborcheskoe_dvizhenie_vizantii
http://xn--n1abh7c.xn--p1ai/blogs/o-pravoslavii-i-krasote/istoriya_perioda_ikonoborchestva_v_vizantii/
http://zen.yandex.ru/media/id/5b115be22f578cd2b9b23361/5ca708cc2b3ad600b22b81c6

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: