Икона царской семьи романовых. Вопросы иконографии святых царственных мучеников

Содержание

История чудесного обретения на Алтае царской иконы, созданной по повелению святого царя-мученика Николая II

Второй иконой, связанной с Романовыми, стал образ Божией Матери «Державная», обретенный 2 марта 1917 года в селе Коломенском под Москвой. В этот же день произошло вынужденное отречение от престола последнего русского царя Николая II за себя и за сына, цесаревича Алексея, в пользу родного брата, великого князя Михаила Александровича. Поскольку отречение состоялось вопреки законам Российской империи (царь не мог отречься одновременно за себя и за сына), оно не могло считаться легитимным. Николай II понимал это, поскольку был прекрасно осведомлен обо всех тонкостях закона о престолонаследии. Великий князь Михаил Александрович в любом случае по законам Российской империи не мог быть царем, поскольку заключил за несколько месяцев до 300-летия юбилея Дома Романовых морганатический брак, что стало скандальной новостью того времени. Известие о браке князя Михаила с бывшей женой своего сослуживца император Николай II принял болезненно, поскольку считал, что чувство долга перед страной должно быть главным мотивом действий любого представителя Дома Романовых.

Офицеры и кадеты-революционеры, которые вынуждали царя отречься в пользу князя Михаила, не могли не знать, что предлагают заведомо нелегитимного правителя. Возможно, поэтому Николай II согласился с формулировкой незаконного отречения. Он ожидал реакции и поддержки русского общества. Весной 1917 года общественность с радостным воодушевлением приветствовала Февральскую революцию и осталась равнодушной к известию о том, что царский престол пуст. Обретение иконы «Державная» в день отречения царя стало восприниматься верующими людьми и теми, кто остался верен монархическим убеждениям, как знак того, что власть над Россией перешла под водительство Божией Матери и Ее Божественного Сына.

История обретения иконы сложна и напоминает необычный и запутанный сюжет трагического повествования со счастливым концом

Прошли долгие десятилетия безбожия, и на Алтае была обретена третья икона, связанная с Царским Домом Романовых. История обретения иконы сложна и напоминает необычный и запутанный сюжет трагического повествования со счастливым концом.

В 1972 году по Алтаю путешествовали местные художники Владислав Владимирович Тихонов и Михаил Прокопьевич Манеев. М.П. Манеев известен тем, что писал картины с помощью кисточки, зажатой между зубами, поскольку был лишен обеих рук. Оба художника были участниками Великой Отечественной войны, большими тружениками и энтузиастами своего дела. В алтайском селе Колывань, в красном уголке местной художественной школы, где демонстрировали советскую атрибутику, они заметили стол необычной формы. В. Тихонов, заинтересовавшись столом, заглянул под столешницу и с удивлением обнаружил там лики святых. Вероятно, в годы воинственного безбожия икону использовали для изготовления столешницы, демонстрируя свое пренебрежение святыней. Известно множество аналогичных фактов, когда иконы больших размеров использовали для изготовления дверей, настилов для скота и другим неподобающим образом. В данном случае превращение иконы в столешницу спасло ее от окончательной гибели. Художники, договорившись с руководством школы, забрали столешницу как представлявшую художественную ценность и передали ее в краеведческий музей города Рубцовска Алтайского края, который был крупнейшим центром сельскохозяйственного машиностроения СССР. В городе чудом сохранилась церковь архангела Михаила, которую построил в 1906 году основатель города, предприимчивый крестьянин-переселенец Михаил Алексеевич Рубцов.

Для того чтобы переселиться из самарских пределов на Алтай и основать там поселение, Михаилу Рубцову необходимо было получить разрешение от самого царя. Дело в том, что до революции земли Алтая принадлежали царской семье (так называемые «кабинетные земли»). Сибирь являлась личным владением царей Дома Романовых. Сибирь, а также Забайкалье, принадлежавшее царской семье, перед революцией давали от 3 000 000 до 4 000 000 руб. дохода и управлялись из Санкт-Петербурга специальным Кабинетом (министерством), который располагался близ Аничкова дворца. Все решения по этим землям, по их населению и организации хозяйства принимались с одобрения самодержца.

Тогда никто не мог понять, по какой причине именно эти избранные святые, числом двенадцать, изображены на иконе вместе

Икона, найденная художниками, два десятилетия пролежала в запасниках краеведческого музея города Рубцовска, и никто не интересовался ее историей или названием. Времена менялись, СССР перестал существовать, разочарованные в крахе коммунизма люди с надеждой обратили свои взоры к историческим и духовным истокам. В 1992 году сотрудник краеведческого музея Елена Владимировна Бычкова решила создать художественную композицию «Возвращение к истокам», посвященную 100-летию города. Центром композиции стала икона из села Колывань с изображением Богородицы и 12 святых. Икона была не отреставрирована, тем не менее благородные лики святых, изящество и простота образа, чистые цвета, ее необычайная внутренняя сила привлекали внимание. К этой иконе потянулись верующие, которые стали приходить в музей и читать перед ней акафисты. Тогда никто не мог понять, по какой причине именно эти избранные святые, числом двенадцать, изображены на иконе вместе. Несколько раз икону пытались сфотографировать, но всякий раз неудачно. Корреспондент газеты «Местное время», сфотографировав икону, был разочарован, обнаружив, что вся пленка, на которой был заснят разнообразный материал, засветилась, хотя никакой видимой причины для этого не было. В конце концов икону удалось сфотографировать, и небольшой снимок, с размытым изображением, Е.В. Бычкова всегда держала рядом с собой. Она решила узнать историю иконы и ее точное название, для чего брала с собой фотографию во все поездки, показывая ее различным специалистам, надеясь получить информацию о святом образе. С фотографией иконы она побывала во многих городах, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге. Она обращалась за исторической справкой к сотрудникам Музея церковного искусства Троице-Сергиевой Лавры, но безрезультатно: никто не мог ей рассказать об этой иконе. Помог счастливый случай. В городе Барнауле эту фотографию увидел священник Константин Метельницкий. Он сказал, что читал об этой иконе статью в дореволюционном журнале. Отец Константин показал журнал из личного семейного архива − «Русский паломник» за 1913 год, № 27, в котором находилось подробное описание, фотография и история возникновения иконы.

Читать еще:  Буддизм основные идеи кратко. Основные идеи, суть, философия и принципы буддизма

Имена святых следующие: преподобный Михаил Малеин (покровитель первого царя Михаила Феодоровича Романова), преподобный Алексий, человек Божий (царя Алексея Михайловича), великомученик Феодор Стратилат (царя Феодора Алексеевича), святой Иоанн Креститель (царей Ивана IV и Ивана V), праведная Елисавета (императрицы Елизаветы Петровны), пророчица Анна (императриц Анны Иоанновны и Анны Леопольдовны), великомученица Екатерина (императриц Екатерины I и Екатерины II), апостол Павел (императора Павла I), апостол Петр (императоров Петра I Великого, Петра II и Петра III), благоверный князь Александр Невский (покровитель трех русских императоров: Александра I, Александра II и Александра III), святитель Николай Чудотворец (покровитель императоров Николая I и Николая II), святитель Алексий, митрополит Московский (цесаревича Алексея Николаевича). Всего на русском престоле правили 18 правителей рода Романовых, а цесаревич Алексей не успел вступить на престол, погибнув в отроческом возрасте от рук богоборцев.

Царская династия была символом единства русской истории, русских земель и всего русского народа

Как видно из приведенного списка, некоторые святые являлись покровителями нескольких русских правителей. Так, благоверный князь Александр Невский был покровителем трех российских императоров. Сама икона «Феодоровская» принадлежала князю Александру Невскому, так что через имена трех русских выдающихся императоров, имевших одного святого покровителя, создавалась историческая преемственность с царским родом Рюриковичей. Царский род Рюриковичей пресекся на сыне Иоанна Грозного царе Феодоре Иоанновиче. Небесным покровителем последнего царя из рода Рюриковичей был великомученик Феодор Стратилат. Этого же покровителя избрали для третьего русского царя – Феодора Алексеевича Романова. Царская династия была символом единства русской истории, русских земель и всего русского народа. Избрание святого покровителя для будущего русского царя, таким образом, опиралось на традицию, чтобы соблюдалась преемственность не только земного рода, но и небесного патроната.

К 300-летию Дома Романовых традицию наречения имени в честь избранного святого решили воплотить в новый иконографический образ. Изображенные на иконе святые покровители всех русских царей выступают в роли покровителей России и русского народа. Автором проекта был художник Александр Антипов, имевший чин полковника по адмиралтейству. О том, что планируется создать и распространить по России этот образ, написали все крупные издания, газеты и журналы того времени («Петербургская газета», «Церковные ведомости», «Правительственный вестник», «Русский паломник» и др.). Все упомянутые издания, за исключением «Русского паломника», тем не менее не поместили фотографии самой иконы. Этот образ предполагали поставить не только в храмах, но и в залах правительственных и общественных заведений, на вокзалах и других общественных местах. Икона должна была служить образом, подтверждающим благочестие русских царей и преемственность их политики по преумножению благосостояния, просвещения и процветания России.

Икону предполагалось устанавливать на одну ступень выше пола, в знак принадлежности царского престола к миру не только земному, но и горнему. Именно этим образом, созданным с одобрения последнего самодержца царя-мученика Николая II, и была найденная на Алтае икона.

В настоящее время икона пребывает в Михайло-Архангельском храме, прихожане которого с благоговением чтут святой образ как чудотворный.

После того как выяснили название и историю иконы, клирики Михайло-Архангельского храма г. Рубцовска, по согласованию с руководством музея, приняли решение о перенесении иконы из музея в храм. К удивлению служащих музея, оказалось, что за все время нахождения в запасниках она не была должным образом оформлена и не фигурировала ни в каких музейных документах. Отсутствовала даже запись, фиксирующая поступление иконы в музей. Для музея это был случай уникальный, и его работники с недоумением разводили руками. Это также означало, что икону можно было передать церкви без каких бы то ни было затруднений, как объект, который никак не значится в музейных документах. В 2003 году торжественным крестным ходом состоялся перенос иконы из музея в церковь. В 2004 году было принято решение восстановить утраченный киот-сень с царскими атрибутами. В этом киоте икона пребывает в настоящее время в Михайло-Архангельском храме, прихожане которого с благоговением чтут святой образ как чудотворный. Е.В. Бычкова, бывший сотрудник Рубцовского краеведческого музея, а ныне работник Рубцовской епархии, связывает свой приход к вере именно с этим святым образом.

Сотрудники храма приложили большие усилия, чтобы выяснить, существует ли в России вторая подобная икона. В конце концов после долгих поисков они нашли второй образ в Свято-Троицком храме г. Всеволожска под Санкт-Петербургом. Вторая икона также сохранилась без киота, и сотрудники Троицкого храма не знали ее истории. Можно утверждать, что в настоящий момент в России известно о существовании только двух подобных икон. Их отличает высокое качество изображения, которое выдает столичное происхождение. Писать царские иконы поручали только мастерам известных в Санкт-Петербурге артелей. В 1913 году таких икон было изготовлено множество, но в годы революции именно их уничтожили в первую очередь. Помимо ненависти к святыне как таковой, эта икона была символом самодержавия, поэтому на нее обрушилась сугубая ярость богоборцев. В революционные годы и последующее время коммунистических свершений шансов уцелеть царской символике практически не было, кроме особых случаев, к которым относились, например, музейные экспонаты. По этой причине факт существования царской иконы не был известен до настоящего времени.

В канун 100-летия русской революции сотрудники Рубцовской епархии приняли решение распространить информацию о царской иконе и ее чудесном обретении. Выполняя просьбу верующих Алтая, автор статьи с благоговением предает огласке вышеизложенные факты.

Икона царской семьи Романовых

Одной из самых трагических страниц в истории России 20 века стало убийство царской семьи, продиктованное, как утверждали большевики, «революционной необходимостью». Жертвами этой бесчеловечной логики пали не только Николай II, ставший последним представителем трехсотлетней династии Романовых, но и его супруга, императрица Александра Федоровна, четыре их дочери возрастом от 17 до 23 лет и наследник престола, 14-летний цесаревич Алексей. Убиты были также люди, сохранившие им верность в этот последний час: как члены семьи, так и из ближайшего окружения.

История иконы

Грех убийства помазанника Божия тяготел над Россией долгие десятилетия, и лишь на рубеже тысячелетий, в 2000 году, убиенный император Николай II и его семья были канонизированы Русской Православной Церковью как царственные страстотерпцы. Для прославления новых святых появились иконы царской семьи Романовых.

Однако икона Романовых служит не только для прославления невинно убиенных, но и для покаяния народа, повинного в грехе отступничества от помазанника Божьего и оставления его вместе с невинными детьми в руках врагов. Грех этот усугубляется тем, что ни семья, ни приближенные во время ареста и содержания под стражей не пытались оказать сопротивления, смиренно принимая с христианской кротостью Волю Божью. Этот грех, до сих пор тяготеющий над Россией, придется отмаливать не одному поколению.

Читать еще:  Гороскоп рыбы крыса на декабрь. Любовь и семья

Поэтому неудивительно, что икона святых царственных страстотерпцев есть сегодня почти в каждом православном храме, а у многих верующих и дома. В этом и заключается значение иконы царственных мучеников – напоминать всем нам, как верующим, так и неверующим, о мученическом подвиге царской семьи, который был совершен во имя мира на русской земле и еще раз подтвердил незыблемость основ православия в Российском государстве.

Иконография царственных мучеников

Прежде всего, следует подчеркнуть, что иконография семьи Романовых основана на подлинных фотографиях царской семьи. Николай II, как известно, сам увлекался фотографией, и в архивах сохранилось множество снимков его семьи.

Русская православная церковь заграницей причислила царскую семью к лику святых мучеников еще в 1981 году, и сразу же начали появляться иконы царственных страстотерпцев, имеющие портретное сходство с фотографиями. Так, икона царя мученика Николая Второго являет лик царя, хорошо знакомый нам по фото.

Невозможно забыть, однако, что вместе с царем мученическую смерть приняла вся его семья, в том числе и невинные дети, поэтому не меньшее распространение получила икона царской семьи. Канон написания таких образов еще не сложился, поэтому иконописцы пошли двумя путями. Одни изображают царскую семью так, как она запечатлена на фотографиях.

Другие же следуют традициям православной иконописи и изображают царственных мучеников так, как принято писать святых: в соответствующих одеждах и с ликами, хотя и имеющими портретное сходство, но все-таки слегка стилизованными в иконописном стиле.

На иконе, созданной заграницей, увековечены не только царственные мученики, но и все, кто сохранил им верность до смертного часа, а также другие страстотерпцы, пострадавшие за свою верность Христову Учению и Православной Церкви.

Как защищают иконы царя и царственной семьи

Можно по-разному оценивать царствование Николая II, но его высокие моральные устои никогда не подвергались сомнению. Он был замечательным семьянином, жил сам и воспитывал своих детей в духе благочестия и верности Христовым заповедям, занимался благотворительностью и вносил щедрые пожертвования на постройку храмов. Поэтому иконе Николая Второго молятся о защите и сохранении мира в семье, об избавлении от семейных проблем, от проблем с детьми и близкими, но не только. Ее просят защитить от врагов нашей Родины, в том числе пытающихся расшатать ее православные устои; укрепить патриотические чувства.

Широкую известность получила икона царя Николая, источавшая миро и творившая чудеса исцеления, поэтому у верующих часто возникает вопрос: где находится сейчас мироточивая икона царя Николая? В настоящее время эта чудотворная икона находится в московском храме Святителя Николая в Пыжах.

В чем помогает икона царской семьи Романовых

Для каждого человека, носящего имя одного из царственных страстотерпцев, он (или она) станут их святыми покровителями. Вот эти имена: Николай, Александра, Алексей, Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия.

Молитва перед такой иконой помогает поддерживать взаимоуважение поколений и близкие отношения между родными, воспитывать детей в благочестии, верности православным устоям и патриотизме, а молитва перед чудотворной мироточащей иконой Николая II помогает обрести исцеление.

Почитание иконы «Страстотерпцы Романовы» 4/17 июля – день гибели царской семьи и 25 января/ 7 февраля – Празднование Собора новомучеников, пострадавших за Христову веру после революции 1917 года.

Молитва перед иконой святых царственных страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, цесаревича Алексея, царевен Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии

Что вы наречем, о святии страстотерпцы Царствении, Царю Николае, Царице Александро, Цесаревиче Алексие, Царевны Ольго, Татиано, Марие и Анастасие! Славы ангельския сподоби вас Христос Господь и нетленных венцев во Царствии Своем, наш же ум и язык недоумеет, како восхвалити вас по достоянию.
Молим вас с верою и любовию, помозите нам с терпением, благодарением, кротостию и смирением нести крест свой, надежду на Господа возлагающе и вся в руце Божии предающе. Научите нас чистоте и целомудрию сердечному, да, по глаголу апостола, всегда радуемся, непрестанно молимся, о всем благодарим. Согрейте сердца наша теплотою любве христианския. Болящия уврачуйте, юныя наставите, родители умудрите, скорбящим даруйте отраду, утешение и надежду, заблуждшия к вере и покаянию обратите. Защитите нас от козней лукаваго духа и от всякия клеветы, напасти и злобы.
Не оставите нас, заступления вашего просящих. Умолите Всемилостиваго Владыку и Пречистую Деву Богородицу Марию за державу Российскую! Да предстательством вашим укрепит Господь страну нашу, да ниспослет нам вся благопотребная к жизни сей и сподобит Царствия Небеснаго, идеже вкупе с вами и со всеми святыми земли Российския прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Как выглядит икона Николая II, и о чём молятся царю-мученику и его семье

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Св. Николай II был старшим сыном правящего русского императора Александра III и прямым наследником русского престола. Его появление на свет символично, – в этот день (18 мая) Церковь почитает память святого Иова Многострадального.

Царь говорил, что ему самой судьбой предназначено принять страдания. Это невольное пророчество сбылось. В 1918 году кроткий император, вместе с любимой женой и детьми принял венец мученичества. С 2000 года императорская семья Романовых прославляется Церковью в чине царственных страстотерпцев.

Содержание страницы

Полезные материалы

Краткое жизнеописание

Будущий царь получил прекрасное образование, он знал несколько европейских языков, разбирался в истории, был политически подкован. С детства он воспитывался в традиционной православной вере, любил ходить в храм, знал богослужение.

В юности Николай познакомился с будущей женой, принцессой Алисой Гессен-Дармштадской и сразу же стал просить благословения на брак с ней, но получил он его спустя несколько лет, в 1884 году. Счастливой событие совпало по времени с болезнью отца, правящего императора Александра третьего. Он умер незадолго до венчания.

Перед свадьбой принцесса приняла православие и вступила в брак с именем Александры Федоровны. Тот факт, что Алиса долго раздумывала о смене вероисповедания, говорит о ее глубокой внутренней религиозности. У царственной четы родилось пятеро детей: четыре дочери – Ольга, Мария, Татьяна и Анастасия, и наследник, цесаревич Алексей.

Современная история до сих пор не может дать однозначную оценку личности св. Николая Второго, однако соборный разум Церкви прославляет последнего русского царя в чине «страстотерпцев» или мучеников. Николай Александрович Романов был канонизирован в 1981 году, сначала Зарубежной Русской Церковью.

Читать еще:  Апостол андрей икона значение. Апостол Андрей Первозванный – о чем молиться

В России покаянное осмысление трагической смерти царской семьи произошло позже. В 2000 году на Соборе Архиереев Русской Православной Церкви решено было:

Иконография

Первые иконы царской семьи появились задолго до акта канонизации, известно, что уже в двадцатых годах прошлого века существовала традиция особого поминовения невинно убиенного царя Николая II на богослужениях, она была установлена Патриархом Тихоном. В домах верующих, в «красных углах» рядом с иконами вешали фотопортреты царственных страстотерпцев. Иконография зачастую повторяет собой литургическую практику.

Написание икон царской семьи интересно тем, что по сути представляет собой стихийное явление.

Поясная икона святого страстотерпца Николая II, очень часто встречающаяся в наших храмах, была создана в США, на ней царь изображен в русских княжеских одеждах семнадцатого, восемнадцатого века. Глава его покрыта традиционной царской шапкой «Мономаха», в руке крест — атрибут мученичества. Икона прославляет царское и мученическое достоинство монарха. Ещё один вариант изображает св. Николая в короне Российской империи, в руках он держит державу и скипетр. Такая интерпретация считается не совсем каноничной, так как отстоит от исторической правды.

Когда святой царь Николай II короновался, он был одет совершенно иначе. Художник Валентин Серов, присутствовавший на торжестве, запечатлел момент миропомазания царя в своих акварелях. На монархе был надет военный мундир и коронационная, возможно, горностаевая мантия.

Существует ряд житийный икон Семьи царственных страстотерпцев. В первую очередь это икона, содержащаяся в себе житийную сцену мученичества, — убиения царской семьи большевиками.

Ещё одна расхожая икона «Собор новомучеников и исповедников Российских за Христа пострадавших явленных и неявленных», находится в Храме Христа Спасителя. Икона изображает царскую семью, композиционно в центре, в окружении новомученников. Часто, из этой иконы берется именно средник и используется для написания отдельного образа. Это очень известная, широка растиражированная иконография.

Мироточивый образ

Церковью была прославлена именно вся семья, поэтому многие теоретики иконописи полагают, что изображать св. Николая отдельно, не совсем верно. Однако, известны примеры, когда почитание отдельного святого выходит за рамки установленного канона. Так, прототип знаменитой чудотворной «мироточивой» иконы, отчасти послужившей к созданию отдельной иконографии царя, написан, как раз в таком «неисторическом» стиле, что совершенно оправдано ее появлением.

Икона была создана в Калифорнии, в конце девяностых годов, за несколько лет до акта канонизации царя Николая II Церковью. Русской эмигрантке, Ие Дмитриевне Шмит (Подмошенской), проживающей в Штатах, во сне явилась икона, изображавшая царственного страстотерпца в старинном в княжеском одеянии, подходящим скорее, первым Романовым, с предстоящими святыми – св. Иовом Многострадальным и небесный покровителем императора, св. Николаем Мирликийским Чудотворцем.

Женщина пожелала написать икону и обратилась за помощью к иконописцу Павлу Николаевичу Тихомирову, который жил и работал в Калифорнии. Спустя некоторое время, после поисков похожего образа св. царя Николая среди его фотографий и портретов, икона была готова.

С нее было сделано несколько литографических копий и, когда одна из них попала в храм московского Сретенского монастыря, то замироточила, распространяя вокруг себя чудесное благоухание. Икона стала путешествовать по святым местам, побывала на Афоне и на месте гибели царской семьи. В 1998 году мироточение ее стало зримым, икона-литография не просто благоухала, по ней стекали капли густого янтарного миро. Известны случаи исцеления, происходившие по молитве к чудотворному образу.

К иконе святого царственного страстотерпца Николая II возносят молитвы о семейном благополучии, о преодолении невзгод, просят помощи в воспитании детей в вере и благочестии, о сохранении целомудрия детской души. Святой Государь Николай II прославляется так же, небесным заступником за родное отечество, ему молятся о покаянии всего народа российского.

Автор: Ксения Филина

Тропарь, кондак, величание

Днесь, благове́рнии лю́дие, све́тло почти́м / седмери́цу честну́ю ца́рственных страстоте́рпец, / Христо́ву еди́ну дома́шнюю Це́рковь: / Никола́я и Алекса́ндру, / Алекси́я, О́льгу, Татиа́ну, Мари́ю и Анастаси́ю. / Ти́и бо, уз и страда́ний многоразли́чных не убоя́вшеся, / от богобо́рных смерть и поруга́ние теле́с прия́ша / и дерзнове́ние ко Го́споду в моли́тве улучи́ша. / Сего́ ра́ди к ним с любо́вию возопии́м: / о святи́и страстоте́рпцы, / гла́су покая́ния и стена́нию наро́да на́шего вонми́те, / зе́млю Росси́йскую в любви́ к Правосла́вию утверди́те, / от междоусо́бныя бра́ни сохрани́те, / мир ми́рови у Бо́га испроси́те // и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Ин тропарь, глас 5:

Ца́рства земна́го лише́ние,/ у́зы и страда́ния многоразли́чныя/ кро́тко претерпе́л еси́,/ свиде́тельствовав о Христе́ да́же до сме́рти от богобо́рцев,/ страстоте́рпче вели́кий Боговенча́нный царю́ Нико́лае,/ сего́ ра́ди му́ченическим венце́м на Небесе́х,/ венча́ тя с цари́цею и ча́ды и слуги́ твои́ми Христо́с Бог,/ Его́же моли́ поми́ловати страну́ Росси́йскую// и спасти́ ду́ши на́ша.

Избра́ннии Царе́м ца́рствующих и Го́сподем госпо́дствующих / от ро́да царе́й Росси́йских, / благове́рнии му́ченицы, / му́ки душе́вныя и смерть теле́сную за Христа́ прии́мшии / и венцы́ Небе́сными увенча́вшиися, / к вам, я́ко покрови́телем на́шим ми́лостивым, / с любо́вию благода́рне вопие́м: / ра́дуйтеся, ца́рственнии страстоте́рпцы, // за Русь Святу́ю пред Бо́гом усе́рднии моли́твенницы.

Ин кондак, глас 6:

Наде́жда царя́ му́ченика/ с цари́цею и ча́ды и слуги́ укрепи́,/ и к Твое́й любви́ окрыли́, бу́дущий им поко́й предвозвести́вши,// тех моли́твами, Го́споди, поми́луй нас.

Велича́ем вас,/ святи́и ца́рственнии страстоте́рпцы,/ и чтим честна́я страда́ния ва́ша,/ я́же за Христа́// претерпе́ли есте́.

Молитва

О святы́й страстоте́рпче, царю́ му́чениче Нико́лае! Госпо́дь тя избра́ пома́занника Своего́, во е́же ми́лостивно и пра́во суди́ти лю́дем твои́м и храни́телем Це́ркве Правосла́вныя бы́ти. Сего́ ра́ди со стра́хом Бо́жиим ца́рское служе́ние и о душа́х попече́ние соверша́л еси́. Госпо́дь же, испыту́я тя, я́ко И́ова Многострада́льнаго, попусти́ ти поноше́ния, ско́рби го́рькия, изме́ну, преда́тельство, бли́жних отчужде́ние и в душе́вных му́ках земна́го ца́рства оставле́ние. Вся сия́ ра́ди бла́га Росси́и, я́ко ве́рный сын ея́, претерпе́в и, я́ко и́стинный раб Христо́в, му́ченическую кончи́ну прие́м, Небе́снаго Ца́рства дости́гл еси́, иде́же наслажда́ешися Вы́шния сла́вы у Престо́ла всех Царя́, ку́пно со свято́ю супру́жницею твое́ю, цари́цею Алекса́ндрою, и ца́рственными ча́ды Алекси́ем, О́льгою, Татия́ною, Мари́ею и Анастаси́ею. Ны́не, име́я дерзнове́ние ве́лие у Христа́ Царя́, моли́, да прости́т Госпо́дь грех отступле́ния наро́да на́шего, и пода́ст грехо́в проще́ние, и на вся́кую доброде́тель наста́вит нас, да стяжи́м смире́ние, кро́тость и любо́вь и сподо́бимся Небе́сного Ца́рствия, иде́же ку́пно с тобо́ю и все́ми святы́ми новому́ченики и испове́дники Росси́йскими просла́вим Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Источники:

http://pravoslavie.ru/95318.html
http://omolitvah.ru/ikony/ikona-tsarskoy-semi-romanovyh/
http://pravoslavie.wiki/kak-vygljadit-ikona-nikolaja-ii-i-o-chjom-moljatsja-carju-mucheniku-i-ego-seme.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector