Иеремия алехин. Русские старцы XXI века: схиархимандрит Иеремия (Алехин)

Русские старцы XXI века: пастырское служение схиархимандрита Иеремии (Алехина)

Отец Иеремия – удивительная и яркая личность среди современного православного монашества. Он воистину является подлинным духоносным старцем, через которого русский православный человек и в наше время имеет возможность прикоснуться к духовному наследию великих старцев прошлого.

Жизнь отца Иеремии (в миру Алехин Яков Филиппович) преисполнена скорбей, лишений и даже гонений за веру. Через него как бы сохраняется тонкая незримая духовная связь с прежней дореволюционной Россией, со Святой Русью. Родился он 9/22 октября 1915 года на хуторе Ново-Русском (область Войска Донского) в благочестивой православной казачьей семье. С приходом к власти большевиков и началом гонений на веру вся их семья была репрессирована и сослана в Сибирь, где родители погибли, а Яков остался сиротой. Будучи сыном «врагов народа», да еще и верующим, он, в отличие от большинства сверстников, и помышлять не мог об учебе в советских вузах. Не желая отрекаться от своих родителей, от их заветов и родной православной веры, он отказывается вступать в безбожный комсомол. Скитаясь по стране, в 1930-е гг. он переезжает на Украину, где в 1935 г. устраивается на работу простым рабочим на металлургическом заводе в Мариуполе, при этом не прекращая тайно посещать богослужения.

На заводе Яков Алехин проработал до 1941 г., зарекомендовав себя как ответственный и трудолюбивый работник. При немецкой оккупации Украины в 1941 г. он был насильно угнан на тяжелые работы в Германию. В 1945 году репатриирован на родину. С 1945 по 1952 годы работал рабочим на хлебозаводе № 2 в Луганске (Украина).

В этот период будущему старцу довелось претерпеть немало новых испытаний и даже гонений за веру, но все это не сломило, не поколебало его веры. Более того, новая волна атеистического наступления на религию при Хрущеве сподвигла его к принятию решения окончательно уйти из мiра и всецело посвятить свою жизнь служению Богу.

В 1956 году Яков Алехин поступает в Одесскую духовную семинарию (где учился вместе с будущим Предстоятелем УПЦ Митрополитом Владимиром (Сабоданом) Киевским и всея Украины, – прим. авт.). Одновременно он нес послушание в Одесском Свято-Успенском мужском монастыре. Уже 17 января 1957 г. он принимает монашеский постриг с именем Иеремия. И в том же году, 25 января, рукоположен в иеродиакона, а в следующем 1958 году, 27 января, – во иеромонаха. Духовником и наставником о. Иеремии в этот период становится выдающийся подвижник, бывший насельник Ново-Фиваидского скита Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне схиигумен Кукша (Величко, + 1964), ныне причисленный к лику святых. Также в Одессе отец Иеремия близко сходится с многократно гонимым за веру исповедником и узником сталинским концлагерей схиархимандритом Пименом (о. Малахией Тишкевич, +1984), который до ареста в 1937 г. служил в Чернигове и был сподвижником схиархимандрита Лаврения (Проскуры, +1950). Эти старцы и исповедники веры оставили неизгладимый след в душе о. Иеремии, повлияв на его духовное становление и всю последующую жизнь.

В начале 1960 гг., узнав, что из Псково-Печерского монастыря некоторые из монахов будут направлены на служение в Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь, отец Иеремия по совету бывшего насельника этого афонского монастыря преп. Кукши Одесского тоже подает соответствующее прошение. Но попасть на Афон в те годы было крайне сложно. Целых 14 лет довелось о. Иеремии ждать разрешение. И все же, несмотря на все сложности, 26 августа 1974 года в письме № 432 патриарх Константинопольский Димитрий сообщил, что из шести заявленных монахов из СССР только двум дано разрешение на поселение на Святой Горе Афон. Из этих двух на следующий год, в апреле 1975, только один смог прибыть на постоянное жительство на Афон — отец Иеремия (Алёхин). С тех пор он ревностно и безвыездно подвизался на Святой Горе.

В Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре отцу Иеремии довелось неустанно трудиться над его восстановлением. В этот период обитель переживала период упадка. Поэтому его возрождение – это одна из главных заслуг отца Иеремии.

В 1975 г. отец Иеремия удостоен сана архимандрита. 10 апреля 1976 г. он был избран братией общим духовником Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. В декабре 1978 г. был избран наместником игумена, а 5 июня 1979 г. патриархом Константинопольским утвержден в должности игумена русского афонского монастыря. Торжественная интронизация состоялась 9 июня того же года. В 2006 г. по афонской традиции отец Иеремия принял постриг в великую схиму.

17 октября 2013 г., во время посещения Свято-Пантелеимонова монастыря, Константинопольский Патриарх Варфоломей наградил его правом ношения патриаршего наперсного креста.

Несмотря на столь преклонный возраст (почти 99 лет), старец Иеремия и сейчас не только неустанно несет молитвенный подвиг, но и по-прежнему продолжает заботиться об обители, и даже готовится вместе с братией Свято-Пантелеимонова монастыря отметить юбилей 1000-летия русского монашества на Святой Горе, который будет праздноваться в 2016 году.

Читать еще:  Имя дмитрий сокращенно. Имя дмитрий

В наш суетный век подвиг служения отца Иеремии являет собой редкий, но яркий пример духоносного старчества, унаследованного через духовную преемственность от святых новомучеников, исповедников веры и старцев прошлого, среди которых важную роль сыграли как преп. Кукша (Величко) и схиархим. Пимен (Тишкевич), так и прежние подвижники и старцы Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, от которых батюшка перенимал живой опыт и традицию афонского подвижничества и внутреннего делания.

Без малого 40 лет отец Иеремия не покладая сил трудится над возрождением Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе. И нынешний расцвет русской святогорской обители – это результат его многолетних и неустанных трудов, забот и молитв.

ИЕРЕМИЯ (АЛЕХИН)

В миру Алёхин Яков Филиппович, родился 9 октября 1915 года на хуторе Ново-Русском области Всевеликого войска Донского в православной казачьей семье Алёхиных. Крещён был в честь святого апостола Иакова Алфеева, в день которого родился. Кроме Якова у Филиппа и Татьяны Алёхиных было ещё трое старших сыновей: Иван, Василий и Тихон.

В 1928 или 1929 году семья была “раскулачена” и отправлена на Урал, в Верхнекамский округ Пермской области. Довезли до Соликамска, а отсюда на баржах их переправили в верховья Камы и высадили на пустынном берегу. Всего баржа доставила около 100 человек. Много было детей. Вокруг – ни одной избы, кроме домика у пристани, где жило начальство.

Отец и старшие братья приняли решение совершить побег. Стали переправляться через Каму, но тут их заметили и открыли стрельбу. После побега их с отцом и братьями разделили. Отца он больше никогда не видел. Братья позднее снова совершат побег и своим путём будут добираться до Мариуполя.

Якова Алёхина поместили в лагерь. Однако начальник караула дал юноше 3 рубля, чтоб оплатить переправу, и отпустил на свободу. Яков пешком шёл на родину, пробираясь просёлочными дорогами от села к селу. Просил милостыню. “Три года скитался, – рассказывал старец, – пешком шёл от деревни к деревне, и нигде люди не давали мне умереть с голоду, не оставляли без пропитания, хоть и рисковали из-за меня. ».

В одном селе Яков подошёл к окну и попросил хлеба. Жившая в этом доме вдова, у которой было двое детей, пожалела его и пригласила жить в свою семью. Там прожил он почти год. Это было в Татарии, село Кармалы. Своё проживание Яков отрабатывал тем, что трудился на хозяйском поле. В селе был действующий православный храм и велась обычная приходская жизнь, как будто и не было гонений.

Вернувшись в 1935 году на Донбасс, Яков пытался найти братьев. Старший Иван, который сел в тюрьму вместо отца, отбыв заключение, жил недалеко от родных мест – в Луганске, где работал кузнецом. Василия и Тихона Яков нашёл в Мариуполе. Они работали на Мариупольском металлургическом заводе Ильича. Туда же в том же году устроился и Яков крановщиком. Юноша отказался вступить в компартию, открыто говоря, что является верующим. Однако начальство ценило его за трудолюбие, ответственность, точность и аккуратность. Со временем он стал старшим в бригаде.

Когда началась Великая Отечественная война, старшие братья Якова ушли добровольцами на фронт. Иван участвовал в боях, был взят в плен и угнан в Германию. После войны остался в Бельгии, а потом переехал в Канаду. В 1990-х годах Иван приезжал на Афон повидать брата игумена. Василий пал смертью храбрых при форсировании Днестра в 1944 году. Тихон служил лётчиком, из-за полученных ран прожил недолго и скончался в 1954 году.

Рабочих Ильичёвского завода, среди которых был Яков, не призывали на фронт, потому что завод имел оборонное значение. Ильичёвские металлурги выпускали броневую сталь для танков Т-34, торпедных катеров и самолётов-штурмовиков ИЛ-2.

Когда линия фронта приблизилась к городу, была организована эвакуация промышленных предприятий и людей на Урал и в Сибирь. Эвакуировали и Ильичёвский завод. Будучи бригадиром крановщиков, Яков Алёхин непосредственно участвовал в переносе и погрузке демонтированнаго оборудования. Покинуть город, как и многие другие, он так и не успел.

8 октября 1941 года Мариуполь был взят фашистами. 26-летний Яков Алёхин в числе других жителей Мариуполя был угнан в Германию. Их привезли в маленький городок Зинген округа Констанц в земле Баден-Вюртемберг, где они работали на фабрике три года. За пределы завода их не выпускали. Яков работал по своей специальности – крановщиком. Ему вновь довелось испытать каторжный труд, голод и нечеловеческие условия жизни.

Несмотря на пережитые страдания и горе, он так и не ожесточился, сохранив в сердце непоколебимую веру в Господа. И когда в 1945 году его освободили, на вопрос советского офицера – чем планирует заниматься в дальнейшем? – ответил, что хочет провести остаток своей жизни в служении Господу. Из сострадания офицер сделал вид, что не услышал ответа, понимая, чем это может грозить только что освободившемуся узнику, и написал в анкете, что он хочет быть рабочим. Поэтому сразу поступить в семинарию и монастырь ему не удалось. 11 лет он работал на хлебозаводе в Луганске.

Читать еще:  Сон горсть земли. К чему снится Земля

17 января 1957 года пострижен в монашество с наречением имени в честь преподобномученика Иеремии из собора преподобных Отцев, в Синае и в Раифе избиенных в Одесском Успенском монастыре, 25 января того же года рукоположен во иеродиакона, а 27 января 1958 года – во иеромонаха в том же монастыре.

В Одесском Успенском монастыре нёс послушание келаря.

Духовником и наставником отца Иеремии в этот период становится выдающийся подвижник схиигумен Кукша (Величко) (+ 1964). Также в Одессе отец Иеремия близко сходится со схиархимандритом Пименом (Тишкевичем) (+ 1984).

Узнав, что в 1960 году из Псково-Печерского монастыря некоторые из монахов будут направлены на служение в Русский Афонский Пантелеимонов монастырь, отец Иеремия, по совету своего духовного наставника отца Кукши, тоже подал соответствующее прошение. Но попасть на Афон в те годы было крайне сложно. Целых 14 лет довелось отцу Иеремии ждать разрешение. И всё же, несмотря на все сложности, в 1974 году патриарх Константинопольский Димитрий из шести заявленных монахов из СССР выбрал именно его, выдав соответствующее разрешение на поселение на Святом Афоне.

По прибытии в монастырь и зачислении в братство отец Иеремия был назначен на послушание келаря. Старцы назначили его ризничним и ввели в Собор старцев монастыря.

В декабре 1978 года был избран наместником игумена Пантелеимонова монастыря.

Отец Иеремия был единодушно избран игуменом, поскольку других кандидатов и вовсе не было, а 5 июня 1979 года патриархом Константинопольским Димитрием утверждён в должности игумена Русского Афонского монастыря. Торжественная интронизация состоялась 9 июня того же года.

В Пантелеимоновом монастыре отцу Иеремии довелось неустанно трудиться над его восстановлением. В этот период обитель переживала период упадка. Возрождение обители – это одна из главных заслуг отца Иеремии.

В 2006 году, по афонской традиции, отец Иеремия принял постриг в великую схиму без изменения имени.

Скончался 4 августа 2016 года, пребывая в светлом уме, мирно и безболезненно. 5 августа того же года состоялось погребение в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре, близ южной алтарной стены, где по традиции погребаются все игумены обители. Божественную литургию и чин погребения возглавил архиепископ Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков) [1].

Награды

  • орден святого равноапостольного князя Владимира III степени (1968)
  • орден преподобного Сергия Радонежскаго III степени (1984)
  • орден преподобного Сергия Радонежскаго I степени (2005)
  • орден преподобного Серафима Саровскаго I степени (2005)
  • орден святого апостола Андрея Первозваннаго УПЦ МП (2014)
  • патриарший наперсный крест (17 октября 2013, от патриарха Константинопольского Варфоломея)
  • орден Почёта (Россия) (2000)
  • орден Дружбы (Россия) (2005)
  • орден святого благоверного князя Александра Невского (2005, Россия, общественная награда)
  • орден Александра Невского (2015, Россия, государственная награда)
  • медаль “В память 400-летия Дома Романовых. 1613-2013” (2015, Российский Императорский Дом)

Русские старцы XXI века: игумен Иеремия (Алёхин)

Живя в мiру, пребывая постоянно в материальной суете, крайне сложно без отеческой духовной поддержки хранить заветы святых отцов и нести подвиг внутренней, мудрой молитвы.

Но есть еще нетронутые уголки на земле, где эти традиции и духовное наследие сохраняются в неповрежденном виде и чистоте по сей день. Среди них, без сомнения, одно из первых мест продолжает занимать Русский на Афоне Пантелеимонов монастырь, где стараниями 99-летнего игумена обители схиархимандрита Иеремии (Алехина) до сих пор строго блюдутся древние афонские аскетические традиции и звучит непрестанная молитва.

Отец Иеремия – удивительная и яркая личность среди современного православного монашества

Он является воистину духоносным старцем, через которого русский православный человек и в наше время имеет возможность прикоснуться к духовному наследию великих старцев прошлого.

Сын «врага народа»…

Жизнь отца Иеремии (в миру Алехин Яков Филиппович) преисполнена скорбей, лишений и даже гонений за веру. Можно сказать, что через него сохраняется незримая духовная связь со Святой Русью.

Родился он 9/22 октября 1915 года на хуторе Ново-Русском (область Войска Донского) в благочестивой православной казачьей семье. С приходом к власти большевиков и началом гонений на веру вся их семья была репрессирована и сослана в Сибирь, где родители погибли, а Яков остался сиротой.

Будучи сыном «врагов народа», да еще и верующим, он, в отличие от большинства сверстников, и помышлять не мог об учебе в советских вузах. Не желая отрекаться от своих родителей, от их заветов и родной православной веры, он отказывается вступать в безбожный комсомол.

Скитаясь по стране, в 1930-е годы он переезжает на Украину, где устраивается на работу простым рабочим на металлургическом заводе в Мариуполе, при этом не прекращая тайно посещать богослужения.
На заводе Яков Алехин проработал до 1941 г., зарекомендовав себя как ответственный и трудолюбивый работник. При немецкой оккупации Украины, в 1941 году, он был насильно угнан на тяжелые работы в Германию.

В 1945 году Яков Алехин был репатриирован на Родину. С 1945 по 1952 годы работал рабочим на хлебозаводе № 2 в Луганске.

Читать еще:  Святой который кормил медведя хлебом. Как святые с дикими животными дружили

В этот период будущему старцу довелось претерпеть немало новых испытаний и даже гонений за веру, но все это не сломило, не поколебало его веры. Более того, новая волна атеистического наступления на религию при Хрущеве сподвигла его к принятию решения окончательно уйти из мiра и всецело посвятить свою жизнь служению Богу.

Его сокурсник – Блаженнейший Митрополит Владимир, духовник – преп. Кукша

В 1956 году Яков Алехин поступает в Одесскую духовную семинарию, где, к слову, учится вместе с будущим Предстоятелем УПЦ Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром.

Одновременно будущий игумен Афонского монастыря несет послушание в Одесском Свято-Успенском мужском монастыре. Уже 17 января 1957 г. он принимает монашеский постриг с именем Иеремия. И в том же году, 25 января, его рукополагают в иеродиакона, а в следующем 1958 году, 27 января, – во иеромонаха.

Духовником и наставником отца Иеремии в этот период становится выдающийся подвижник, бывший насельник Ново-Фиваидского скита Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне схиигумен Кукша (Величко, + 1964), ныне причисленный к лику святых.

Также в Одессе отец Иеремия близко сходится с гонимым за веру исповедником и узником сталинских концлагерей схиархимандритом Пименом (Тишкевич, +1984), который до ареста в 1937 г. служил в Чернигове и был сподвижником схиархимандрита Лаврентия (Проскуры, +1950).

Эти старцы и исповедники веры оставили неизгладимый след в душе отца Иеремии, повлияв на его духовное становление, да и всю последующую жизнь.

Отец Иеремия ждал 14 лет, чтобы… попасть на Афон

Вначале 1960-х, узнав, что из Псково-Печерского монастыря некоторые из монахов будут направлены на служение в Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь, отец Иеремия, по совету преп. Кукши Одесского, тоже подает соответствующее прошение.

Но попасть на Афон в те годы было крайне сложно. 14 лет довелось отцу Иеремии ждать разрешения. И все же, несмотря на такие сложности, 26 августа 1974 года в письме № 432 Патриарх Константинопольский Димитрий сообщил, что из шести заявленных монахов из СССР двум дано разрешение на поселение на Святой Горе Афон.

Правда, из этих двух на следующий год, в апреле 1975-го, только один смог прибыть на постоянное жительство на Афон — отец Иеремия (Алёхин). С тех пор он ревностно и безвыездно и подвизался на Святой Горе.

В Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре отцу Иеремии довелось неустанно трудиться над восстановлением обители. В этот период монастырь переживал период упадка. Поэтому его возрождение – одна из главных заслуг отца Иеремии.

Пантелеимонов монастырь на Афоне

…35 лет как игумен Афонского Пантелеимонова монастыря

В 1975 г. отец Иеремия был удостоен сана архимандрита. 10 апреля 1976 г. был избран братией общим духовником Афонского Пантелеимонова монастыря.

В декабре 1978 г. был избран наместником обители, а 5 июня 1979 г. отец Иеремия был утвержден Патриархом Константинопольским в должности игумена Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне. Торжественная интронизация состоялась 9 июня того же года.

В 2006 г., по афонской традиции, отец Иеремия принял постриг в великую схиму.

17 октября 2013 г. Константинопольский Патриарх Варфоломей, во время посещения Свято-Пантелеимонова монастыря, наградил схиархимандрита Иеремию правом ношения патриаршего наперсного креста.

Не смотря на столь преклонный возраст (почти 99 лет), старец Иеремия и сейчас не только неустанно несет молитвенный подвиг, но и по-прежнему продолжает заботиться о Свято-Пантелеимоновой обители. Даже готовится вместе с братией монастыря отметить юбилей 1000-летия русского монашества на Святой Горе, который будет праздноваться в 2016 году.

В наш суетный век подвиг служения отца Иеремии являет собой редкий, но яркий пример духоносного старчества, унаследованного от святых новомучеников, исповедников веры и старцев прошлого, среди которых важную роль сыграли как преп. Кукша (Величко) и схиархим. Пимен (Тишкевич), так и прежние подвижники и старцы Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря.

Без малого 40 лет отец Иеремия не покладая сил трудится над возрождением Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе. И нынешний расцвет русской святогорской обители – это результат его многолетних и неустанных трудов, забот и молитв.

Старец Иеремия на Афоне

Благодаря усилиям и стараниям старца Иеремии Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь до наших дней свято хранит древние афонские уставы, совершая непрестанную молитву ко Господу о спасении нашего грешного мiра.

Как рассказывают многие паломники, пребывая в монастыре, молясь на ночных богослужениях, общаясь со старцем Иеремией и другими подвижниками обители, не покидаешь ощущение, будто переместился в «иное время»…

Это действительно так, поскольку в Свято-Пантелеимоновом монастыре, благодаря стараниям игумена обители, все насельники несут нелегкий труд непрестанного молитвенного делания. И эти молитвы русских афонских монахов преображают и защищают не только обитель, но их Родину, да и весь мiр.

Поэтому и к подвижникам Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря вполне применимы слова нашего великого писателя Ф.Достоевского о том, что этот мiр до сих пор еще держится лишь благодаря тайным подвигам немногочисленных старцев, сокрыто от мiра, денно и нощно в глубине сердца возносящих свою сугубую молитву ко Господу и вымаливающих у Него наши грехи и отступления.

Источники:

http://pravoslavie.ru/67804.html
http://drevo-info.ru/articles/13675097.html
http://www.pravmir.ru/russkie-starcy-xxi-veka-igumen-ieremiya-alyoxin/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: