Ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна. В Евангелии от Луки (Лк

Закон и пророки до Иоанна, с сего времени Царствие Божие благовествуется – толкование

Давайте вместе посмотрим на эти тексты с учетом контекста повествования.

Но сначала замечу, что некоторые христианские церкви, выдергивают из контекста часть указанной выше цитаты, а именно «Закон и пророки до Иоанна” и считают, что эта фраза Христа говорит об отмене с того времени закона и пророков. Итак, посмотрим, о чем говорится в этих отрывках.

Вы правильно заметили, что в Матф.11:13 и в Лук.16:16 говорится об одном и том же. Это параллельные места, в них евангелистами изложена одна и та же мыль, так как они ее поняли и вспомнили благодаря Духу Святому, поэтому и понимать суть данных фраз нужно с учетом обоих этих текстов.

В Евангелие от Луки, Евангелист вспоминает слова Христа после рассказа притчи о неверном домоуправителе. После нее делается вывод о пагубности сребролюбия. Сребролюбие было осуждено в Божьем законе (см. Исх.18:21, Пр. 28:20, Пс.9:24, Пс.118:36). Лука после данной притчи вспоминает Божий закон и говорит, что актуальные заповеди в нем не будут отменены, пока не закончится небо:

«Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет» Лук.16:16,17

А далее Лука вспоминает заповедь о запрете развода без причины прелюбодеяния.

В Евангелие же от Матфея, которое в целом более объемное по содержанию, лучше виден контекст, касаемый Иоанна Крестителя.

Посмотрите, видно, что в Мафт. 11:7 Иисус начинает проповедь об Иоанне:

«Иисус начал говорить народу об Иоанне»

И далее речь идет только об Иоанне Крестителе . В 8 стихе сказано, что Иоанн не простой человек одетый в мягкие одежды, в 9 тексте Иисус говорит, что Иоанн больше чем пророк, в 10-м, что он предсказанный Ангел, который приготовляет путь Господу, в 11-м, что Иоанн больше из всех рожденных женами.

То есть с 7 по 11 тексты речь идет ТОЛЬКО об Иоанне. Что Иисус нам хочет сказать в этих текстах? Христос указывает нам на знаковость Иоанна Крестителя и на его особую миссию! А далее идет 12 и 13 тексты, где продолжается речь об Иоанне и раскрывается его миссия:

«От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна» (Мафт. 11:12,13)

А здесь о чем говорит Иисус ? Неужели до Иоанна не нужно было прилагать усилия до вхождения в Царствие Божие? Я сильно сомневаюсь.

Давайте посмотрим, что сказано в параллельном месте в Лук. 16:16: «С сего времени Царствие Божие благовествуется»

Что это за указание на период времени: «с сего времени» и «от дней же Иоанна Крестителя»?

Тут я думаю, ответ очевиден: Иисус проповедует об Иоанне Крестителе и говорит, что с него начинается какое-то особое время. То есть речь идет о чем-то, что начинается со времени Иоанна Крестителя. А что начинается?

Ответ дан тут же: «Царствие Божие благовествуется»

Если мы объединим оба отрывка, то у нас получится такая фраза: «от дней же Иоанна Крестителя Царствие Божие благовествуется»

И действительно, до Иоанна Крестителя, пророки так прямо не благовествовали о приближении Царствия Небесного. Такую проповедь начал Иоанн в преддверии прихода не Землю Господа, Судьи и Искупителя:

«В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф. 3:1,2)

Потом и Иисус подхватил проповедь Иоанна, относя к Себе приблизившееся Царство Небесное

«С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф.4:17)

А в чем же покаяние? Иоанн прямо говорил, что покаяние должно заключаться в раскаянии и реальном изменении своей жизни:

Читать еще:  «Меня радует, что люди ищут исцеления и помощи в Церкви. И таких все больше…

«Сотворите же достойный плод покаяния» (Матф. 3:8)

Если теперь посмотреть на исследуемые слова Иисуса об Иоанне, то можно увидеть в них глубокий смысл:
До Иоанна Крестителя было Священное Писание, в котором было все проречено (другой перевод с оригинала — предсказано). Писание тогда называли “закон и пророки”. Словосочетание “закон и пророки” часто употребляется для указания на Танах – то, что мы сегодня называем книгами Ветхого завета – это Пятикнижие Моисея (Тора), которая содержала в себе закон Моисея, и письмена пророков (см. Матф. 7:12: 11:13; 22:40; Лук. 24:44; Деян. 13:15 и мн. др., см. об этом также здесь http://apologetica.ru/kniga/3-1.html ) . А с приходом Иоанна началась новая эра – эпоха в жизни Земли и верующих.

Иисус указал, что Иоанн стал своеобразным водоразделом. Это видно и в параллельном тексте Лук. 16:16. До Иоанна были закон и пророки, где было все рассказано и предсказано, а Иоанн начал возвещать людям Евангелие — приближение Царствия Божьего с призывом к покаянию и изменению своей жизни («силою берется, и употребляющие усилие восхищают его») для наследия этого Царствия.

То, что в Матф. 11:12,13 главным действующим лицом является Иоанн – его личность и миссия, а не отмена закона, понятно и из 13 текста, следующего за 12-м:

«И если хотите принять, он (Иоанн) есть Илия, которому должно придти» (Матф. 11:14)

То есть, как мы видим, Иисус продолжает далее речь об Иоанне.

Итак, подводя итог рассмотренному выше, можно сделать один вывод: в исследуемых текстах Иисус говорил об Иоанне, о том, что раньше у верующих были только «закон и пророки», которые все сие и предсказали. Теперь же с Иоанна началась новая эра в жизни Земли и верующих в Бога Израилева. Иоанн начал благовествовать Евангелие о том, что наконец приблизилось Царствие Небесное, и нужно более серьезно задуматься о своей жизни, и если Вы хотите в попасть в это Царство, то нужно покаяться и прилагать со своей стороны определенные усилия для изменения своей жизни.

Сегодня не все правильно понимают суть вести Евангелия, предлагаю прочитать об этом статью Что такое Евангелие? Чем Евангелие апостола Иакова отличается от Евангелия Павла?

В Евангелии от Луки (Лк. 16:16) доказывается, что закон не имеет никакого отношения к христианам.

Вот что говорится в этом отрывке: “Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него” (Лк. 16:16). Параллельный отрывок из Евангелия от Матфея (Мф.11:13) гласит: “Ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна”.

В приведенном отрывке из Лк. 16:16 слово “были” является позднейшей вставкой. Лука просто писал: “Закон и пророки, до Иоанна” (в английском переводе: “Закон и пророки были до Иоанна”, тогда как в русском синодальном: “Закон и пророки до Иоанна”. – Прим.пер.). Если бы переводчики сравнили слова Луки со словами Матфея, они бы увидели, что Лука говорил не о том, будто закон и пророки были упразднены во дни Иоанна, а о том, что они “пророчествовали” (“прорекли”) вплоть до тех дней. Разница весьма существенная, позволяющая найти ключ к смыслу рассматриваемого отрывка.

Фраза “пророки и закон” или (что встречается чаще) “закон и пророки” нередко используется в Библии для обозначения сочинений Моисея и других ветхозаветных пророков. Что касается книг Моисея, то они, в первую очередь, отличались содержащимися в них сводами законов, и вполне понятно, что часто их просто называли “законом” в противоположность книгам других пророков. По сути дела, этот факт, как таковой позволяет не рассматривать приведенное возражение, поскольку ни Лука, ни Матфей не касаются Декалога.

Однако, что же имели в виду эти евангельские авторы? Ответ виден из контекста. Многие иудеи скептически относились к Христу и Иоанну Крестителю. Они утверждали, что верят Моисею и всем пророкам. Христос постоянно пытался доказать им, что Он – Тот, о Ком предсказывали пророки, что появление Его предтечи, Иоанна Крестителя, тоже было предсказано и что ныне иудеям проповедуется Царство Божье.

Начав Свое общественное служение, Христос возвестил: “Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие” (Мк. 1:15). Пророки предсказывали пришествие Мессии, и Христос возвестил, что теперь эти пророчества исполнились.

Скептически настроенным иудеям, которые не смогли увидеть во Христе исполнения этих пророчеств, он сказал: “Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцом: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?” (Ин. 5:45-47).

Читать еще:  Сонник мёртвая собака. Мёртвая собака

Найдя Нафанаила и стремясь сообщить ему волнующую весть о пришествии обетованного Мессии, Филипп сказал: “Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета” (Ин.1:45).

Воскреснув из мертвых, Иисус в тот же день пришел к смущенным и озадаченным ученикам и спросил: “Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши?” (Лк. 24:38).Затем Он напомнил, что случившееся с Ним в эти роковые дни было предсказано пророками, заметив: “Надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и в псалмах” (Лк. 24:44).

Павел говорил, что его миссия заключается в том, чтобы свидетельствовать “малому и великому, ничего не говоря, кроме того, о чем пророки и Моисей говорили, что это будет” (Деян. 26:22).

Таким образом, пророчества Моисея и других пророков представляли собой одно из первостепенных доказательств, которое Христос и апостолы приводили в подтверждение того, что Мессия пришел. Пророки пророчествуют “до” того времени, когда их предсказания исполняются, после чего пророчества становятся историей. Следовательно, возвещая, что “закон и пророки” пророчествовали “до Иоанна”, наш Господь просто говорит: “Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие”. Он не предполагает, что отныне Моисей и пророки упраздняются, и совсем не говорит о том, что закон Десяти Заповедей изжил себя.

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Мф. 11:13

Свт. Иоанн Златоуст

ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна

См. Толкование на Мф. 11:12

Блж. Иероним Стридонский

ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна

Это не значит, что Он исключает возможность пророчества после Иоанна. Действительно, в Деяниях Апостольских мы читаем, что пророчествовали Агав и четыре дочери Филиппа. Это значит только то, что закон и пророки, – когда о чем-либо пророчествовали, как это мы читаем в Писаниях, – то пророчествовали о Господе. Итак, когда говорится: Все пророки и закон прорекли до Иоанна, указывается время пришествия Христа, так что Иоанн показал, что пришел Тот, пришествие Которого пророки предсказывали.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна

И здесь та же последовательность, что и выше. Ибо Господь говорит: «Я – Тот Самый, который идет, потому что все пророки исполнились, но они не исполнились бы, если бы Я не пришел; поэтому больше не ждите ничего».

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

вси бо пророцы и закон до Иоанна прорекоша

Законом называет древнее законодательство, так как и в нем много предсказано о Христе, в особенности в узаконениях о жертвах, служивших прообразом и предзнаменованием той жертвы, которая должна быть принесена за мир. Итак, говорит: все пророки, т.е. пророчествовавшие о пришествии Христа, и закон, пророчествовавший о принесении в жертву овцы и агнца, продолжали эти свои пророчества до Иоанна. Даже до времени Иоанна они были пророчествами, но с этого времени они не остались уже пророчествами, а стали делами: Он сам видел исполнение их и потому, узнав Христа, назвал Его Агнцем, говоря: се, Агнец Божий, вземляй грехи мира (Ин. 1:29). Христос сказал эти слова, чтобы, с одной стороны, и этим воздать похвалу Иоанну, так как он первый узнал исполнение тех пророчеств и так как он сам был пророк, – а с другой стороны, чтобы показать, что пришел уже Тот, о Котором пророчествовали, и не должно ожидать еще другого. Есть и другое толкование: все вообще пророки и закон, которым надлежало пророчествовать, пророчествовали иудеям до Иоанна, и он был последним из пророков; после него никто другой не пророчествовал им. Итак, ему, как последнему, должно верить, так как он много обо Мне свидетельствовал и привел ко Мне души всех, как друзья женихов приводят к ним невест. Поэтому пророк Малахия (3:1) назвал его посланным, чтобы приготовить путь Мой предо Мною.

Толкование Евангелия от Матфея.

Ориген

ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна

См. Толкование на Мф. 11:12

Лопухин А.П.

ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна

Так как в начале этого стиха поставлено γαρ (ибо), то, значит, он содержит в себе доказательство предыдущего стиха. Смысл тот, что на новых людей, которые насильно вторгаются в царство, пророки не походят, — они были вестниками нападения на него и расхищения его, как и сам Иоанн. (Несколько сильное выражение — “нападения на него и расхищения его” — Царства Небесного на земле не существовало до Христа. Прим. ред.)

Читать еще:  Васи́лий Мирожин. Кондак, глас той же

Словом “до” обозначается здесь terminus ad quem; в словах “от дней же Иоанна” (ст. 12) terminus а quo, по времени следующий за первым. Таким образом, ход событий представлен в обратно-хронологическом порядке. То, что было после, поставлено раньше, и наоборот. Сначала указание на новозаветные события, а потом на ветхозаветные. Сначала в кратких словах — обозначение новозаветного движения людей к Царству Божию, а потом — ветхозаветного пророчества об этом царстве. Личность и деятельность Иоанна поставлены как бы в промежутке, примем ли мы за начало этой деятельности время выступления Иоанна на проповедь или время его рождения. Правильный хронологический порядок таков: 1) пророки до Иоанна; 2) Иоанн; 3) наступление Нового Завета. Характеристикой первого пункта служит то, что пророки пророчествовали до Иоанна. Но верно ли это? Обыкновенно принимается, что пророчество прекратилось у евреев со времени Малахии. Возражение Гарнака, что пророчество существовало у евреев до самого времени Спасителя (Иоанн, пророчица Анна), во всяком случае не противоречит словам Спасителя. Можно, во-первых, думать, что если пророки существовали, то не имели такого значения и известности, как до Малахии (οί προφήται). Во-вторых, определение времени нельзя считать точным. В-третьих, общий факт остается верным, что именно пророки пророчествовали о царстве до Иоанна, а сам Иоанн (и вместе с ним другие новозаветные пророки) был уже “вестник” и выше всех ветхозаветных пророков. Проще всего понимать дело так, что здесь проводится различие между пророчеством о будущей деятельности и самой этой деятельностью. О той деятельности, которая началась от дней Иоанна, пророки только пророчествовали. Сам Иоанн стал выше пророков, но не возвысился до полного понимания природы Царства Небесного, хотя и был больший из пророков и рожденных женами. Таким образом, на самом деле 13 стих представляет из себя тончайший переход к следующему 14 стиху. Схематически весь ход речи 9-14 ст. представляют так. 9 ст.: Иоанн более, чем пророк, потому что он есть исполнение пророчества. Пророк предсказывает будущее. При Иоанне началось то, что он проповедовал. Он возвестил о Мессии и в то же время приготовил Ему путь. 10 ст.: он был, таким образом, вестником, предсказанным Малахией. 11 ст.: поэтому он был величайшим из людей. Но хотя в некотором смысле при нем и началось царство, он стоял вне его. Самый меньший в этом царстве имеет больше привилегий, чем он, потому что (ст. 12) со времени его проповеди люди уже могут, в некотором смысле, находиться внутри Царства. Известия о его наступлении проникли в жизнь со всею силой и энергией духовного движения, и мужчины и женщины с пылким энтузиазмом желают вступить в него. Ст. 13 и 14: пророки до Иоанна предрекли это Царство, и, кроме того, закон, т.е. все Священное Писание, свидетельствовал о том же. Но когда пришел Иоанн, пророчество закончилось и началось исполнение. Потому что Иоанн был предсказанным Илией.

Но действительно ли из слов Христа следует, что закон появился после пророков, это, конечно, может быть только вопросом. Можно объяснить стих так, что ближе ко времени Иоанна предсказывали пророки, а раньше пророков — закон. При этом нужно заметить, что Спаситель говорит не о личностях пророков, а об их писаниях. Что эту услугу они могли оказывать, естественно, с тех пор, как были написаны, на это указывает слово πάντες, которое, по-видимому, относится не к одному слову “пророки”, но и к слову “закон”, т.е. все пророчествовали: и пророки и закон. Достоверно, что с Иоанном прекратилось предсказание; он не предсказывал; не указывал, подобно всем пророкам до него, на будущий день; он говорил о настоящем, а не о будущем, говорил о Том, Кто уже пришел, с Которым наступило Царство Небесное. Со времени Иоанна сразу же изменился язык посланных от Бога вестников, пророчество сделалось Евангелием, свидетельство о будущем заменилось свидетельством о настоящем.

Толковая Библия.

Троицкие листки

ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна

Источники:

http://apologetica.ru/otvet/zakon-i-proroki-do-ioanna.html
http://studopedia.ru/14_83152_v-evangelii-ot-luki-lk–dokazivaetsya-chto-zakon-ne-imeet-nikakogo-otnosheniya-k-hristianam.html
http://bible.optina.ru/new:mf:11:13

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: