Ибн-аль-Фарид Царь Влюблённых. “Большая касыда”, Ибн аль-Фарид

Ибн-аль-Фарид Царь Влюблённых. “Большая касыда”, Ибн аль-Фарид

“Большая касыда” – это уникальное явление в мировой поэзии, психологии и эзотерике. Впервые в поэтической форме переданы переживания человека становящегося святым.

Ибн аль-Фа́рид (араб. عمر بن علي بن الفارض,`Umar ibn `Alī ibn al-Fārid)‎‎; 1181 — 1235) — арабский поэт-суфий, представитель западной ветви суфизма (по прозвищу — «султан аль-ашикин», царь влюблённых). Родился в Каире, в семье выходца из г. Хама (Сирия), исполнявшего обязанности ходатая по делам о разделе имущества (фарид). Отец обучал его основам мусульманского вероучения — шафиитскому (шафииты – сторонники одной из четырёх религиозно-правовых школ, придерживающихся умеренных, компромиссных взглядов) праву – шариату. Позже Фарид обратился к суфизму. Обладающий от природы незаурядной внешностью он таки предпочёл одиночество, надолго уединялся на склонах горы Мокаттам (под Каиром), общаясь только с дикими зверями, занимаясь аскезой и предаваясь размышлениям. После смерти отца, при котором он находился некоторое время, прервав отшельничество, Ибн аль-Фарид вернулся к аскетической жизни и странствиям в поисках истины. Около пятнадцати лет провёл в Мекке, где написал большую часть своих трудов. Он не оставил после себя трактатов по теории и практике суфизма, но то небольшое стихотворное наследие, собранное впоследствии его внуком Алием в небольшом «диване» — жемчужина арабской поэзии. Его поэзия полностью суфийская, признан величайшим мистическим поэтом среди арабов. Несколько стихотворений им были написаны в экстазе.

Ещё при жизни Фарид снискал репутацию вали (святого). В Каир возвратился с почётом, как ревностный служитель религии. Читал проповеди в ал-Азхаре, соборной мечети Каира, которые часто посещал египетский султан ал-Камиль, звавший его ко двору, обещая сделать верховным судьей Египта. Но Ибн аль-Фарид отказался от подобной карьеры, предпочтя проникновение в глубины духовной истины.

Наиболее известны произведения: «Ода о вине» и «Большая таийя» — касыда, состоящая из 760 бейтов. Иногда его упрекают за кажущуюся бесцеремонность, с какой поэт проводит параллели между любовью к Богу и любовью плотской. Ради благозвучия стиха он пренебрегал грамотностью. «Диван» имел много комментаторов и издавался на Востоке много раз.

Умер в Каире, был похоронен у подножья горы Мокаттам в «долине немощных». Его могила в мечети ал-Азхар сохранилась и поныне.

Ибн аль Фарид “Большая касыда”

Я давно прочитал произведение Ибн аль Фарида “Большая касыда”, но с каждым годом все больше удивляюсь насколько точно человек смог запечатлеть в словах сокровенную суть, влекущую людей. Она находится везде, она весь свет, но стоит подойти, как её уж нет. Далее несколько избранных фрагментов.

“Мне ты нужна! И я живу, любя
Тебя одну, во всем – одну тебя!

Кумирам чужд, от суеты далек,
С души своей одежды я совлек

И в первозданной ясности встаю,
Тебе открывши наготу мою.

Чей взгляд смутит меня и устыдит?
Перед тобой излишен всякий стыд.

Ты смотришь вглубь, ты видишь сквозь покров
Любых обрядов, и имен, и слов.

И даже если вся моя родня
Начнет позорить и бранить меня,

Что мне с того? Мне родственны лишь те,
Кто благородство видит в наготе.

Читать еще:  Сонник забрать свое. Толкование сна отобрать в сонниках

Мой брат по вере, истинный мой брат
Умен безумьем, бедностью богат.

Любовью полн, людей не судит он,
В его груди живет иной закон,

Не выведенный пальцами писца,
А жаром страсти вписанный в сердца.

Святой закон, перед лицом твоим
Да буду я вовек непогрешим.

И пусть меня отторгнет целый свет! –
Его сужденье – суета сует.

Тебе открыт, тебя лишь слышу я,
И только ты – строжайший мой судья”.
Не ум, а сердце любит, и ему
Понятно непонятное уму.

А сердце немо. Дышит глубина,
Неизреченной мудрости полна.

И в тайне тайн, в глубинной той ночи
Я слышал приказание: “Молчи!”

Пускай о том, что там, в груди, живет,
Не знают ребра и не знает рот.

Пускай не смеет и не сможет речь
В словесность бессловесное облечь.

Солги глазам и ясность спрячь в туман –
Живую правду сохранит обман.

Прямые речи обратятся в ложь,
И только притчей тайну сбережешь.

И тем, кто просит точных, ясных слов,
Я лишь молчанье предложить готов.

Я сам, любовь в молчанье углубя,
Храню ее от самого себя,

От глаз и мыслей и от рук своих,-
Да не присвоят то, что больше их:

Глаза воспримут образ, имя – слух,
Но только дух обнимет цельный дух!

А если имя знает мой язык,-
А он хранить молчанье не привык,-

Он прокричит, что имя – это ты,
И ты уйдешь в глубины немоты.

И я с тобой. Покуда дух – живой,
Он пленный дух. Не ты моя, я – твой.

Мое стремление тобой владеть
Подобно жажде птицу запереть.

Мои желанья – это западня.
Не я тебя, а ты возьми меня

В свою безмерность, в глубину и высь,
Где ты и я в единое слились,

Где уши видят и внимает глаз.
О, растворения высокий час.

Простор бессмертья, целостная гладь –
То, что нельзя отдать и потерять.

Смерть захлебнулась валом бытия,
И вновь из смерти возрождаюсь я.
Но я иной. И я, и ты, и он – Все – я.
Я сам в себе не заключен.

Я отдал все. Моих владений нет,
Но я – весь этот целокупный свет.

Разрушил дом и выскользнул из стен,
Чтоб получить вселенную взамен.

В моей груди, внутри меня живет
Вся глубина и весь небесный свод.

Я буду, есмь, я был еще тогда,
Когда звездою не была звезда.

Горел во тьме, в огне являлся вам,
И вслед за мною всех вас вел имам.

Где я ступал, там воздвигался храм,
И кибла киблы находилась там.

И повеленья, данные векам,
Я сам расслышал и писал их сам.

И та, кому в священной тишине
Молился я, сама молилась мне.

О, наконец-то мне постичь дано:
Вещающий и слышащий – одно!

Перед собой склонялся я в мольбе,
Прислушивался молча сам к себе.

Я сам молил, как дух глухонемой,
Чтоб в мой же слух проник бы голос мой;

Чтоб засверкавший глаз мой увидал
Свое сверканье в глубине зеркал.

Да упадет завеса с глаз моих!
Пусть будет плоть прозрачна, голос тих,

Чтоб вечное расслышать и взглянуть
В саму неисчезающую суть,

Священную основу всех сердец,
Где я – творение и я – творец.

Аз есмь любовь. Безгласен, слеп и глух
Без образа – творящий образ дух.

Читать еще:  Что значит сон когда выпадают зубы без. К чему снится выпадение зубов? Приснилось, что выпал гнилой передний зуб

От века сущий, он творит, любя,
Глаза и уши, чтоб познать себя.

Я слышу голос, вижу блеск зари
И рвусь к любимой, но она внутри.

И, внутрь войдя, в исток спускаюсь вновь,
Весь претворясь в безликую любовь.

В одну любовь. Я все. Я отдаю
Свою отдельность, скорлупу свою.

И вот уже ни рук, ни уст, ни глаз –
Нет ничего, что восхищало вас.

Я стал сквозным – да светится она
Сквозь мой покров, живая глубина!

Чтоб ей служить, жить для нее одной,
Я отдал все, что было только мной:

Нет “моего”. Растаяло, как дым,
Все, что назвал я некогда моим.

И тяжесть жертвы мне легка была:
Дух – не подобье вьючного осла.

Я нищ и наг, но если нищета
Собой гордится – это вновь тщета.

Отдай, не помня, что ты отдаешь,
Забудь себя, иначе подвиг – ложь.

Признанием насытясь дополна,
Увидишь, что мелеет глубина,

И вдруг поймешь среди пустых похвал,
Что, все обретши, душу потерял.

Будь сам наградой высшею своей,
Не требуя награды от людей.

Мудрец молчит. Таинственно нема,
Душа расскажет о себе сама,

А шумных слов пестреющий черед
Тебя от тихой глуби оторвет,

И станет чужд тебе творящий дух.
Да обратится слушающий в слух,

А зрящий – в зренье! Поглощая свет,
Расплавься в нем! – Взирающего нет.

С издельем, мастер, будь неразделим,
Сказавший слово – словом стань самим.

И любящий пусть будет обращен
В то, чем он полн, чего так жаждет он.
Но у Любви нет цели. Не убей
Свою Любовь, прицел наметив ей.

Она сама – вся цель своя и суть,
К себе самой вовнутрь ведущий путь.

А если нет, то в тот желанный миг,
Когда ты цели наконец достиг,

Любовь уйдет внезапно, как порыв,
Слияние в разлуку превратив.

Будь счастлив тем, что ты живешь, любя.
Любовь высоко вознесла тебя.

Ты стал главою всех существ живых
Лишь потому, что сердце любит их.

Для любящих – племен и званий нет.
Влюбленный ближе к небу, чем аскет

И чем мудрец, что, знаньем нагружен,
Хранит ревниво груз былых времен.

Сними с него его бесценный хлам,
И он немного будет весить сам.

Ты не ему наследуешь. Ты сын
Того, кто знанье черпал из глубин

И в тайники ума не прятал кладь,
А всех сзывал, чтобы ее раздать.

О, страстный дух! Все очи, все огни
В своей груди одной соедини!

И, шествуя по Млечному Пути,
Полой одежд горящих мрак смети!

Абу ибн аль-Фарид «Большая касыда»

Абу ибн аль-Фарид «Большая касыда»

Большая касыда

Описание:
«Большая касыда» Абу ибн аль-Фарида это уникальное явление в мировой поэзии, психологии и эзотерике. Впервые в поэтической форме переданы переживания человека становящегося святым. Человек это одна из фаз развития Духа. Так же как гусеница трансформируется в куколку, а она в великолепное воздушное создание – бабочку, так и человек, прежде чем достичь вершины своего совершенства, должен пройти несколько стадий развития. Некоторые из этих фаз развития мы знаем: ребёнок становится подростком, а затем взрослым человеком. Но очень редко внутреннее существо человека – сущность растёт одновременно с внешним существом – личностью. Как правило, сущность человека останавливается в своём развитии ещё в детстве. Только у весьма немногочисленных людей рост сущности достигает зрелости. И тогда на свет появляется «бабочка» – святой.

Читать еще:  Новолуние в апреле г когда приметы.

Текст читает:
Татьяна Орбу

Благодарю!

Ибн аль Фарид «Глаза поили душу красотой. »

Можно слушать ещё и ещё. погружаясь в Его глубину.
Открывается сердцу окно в мир неведомый оку и сну.

Великолепный чтец, послушайте и вдумайтесь в смысл, сокрытый за словами.

Переложение в ритмы гимна Творцу – с прозаического перевода.

ОН ВО МНЕ – ГИМН МИРУ
Аль Фарид

Вариант 1.
Воспойте светом красоты, которой мир
Был сотворён: земля, и небо, и моря,
Что зримы оку, иль укрыты за края,
Великолепие Аллаха – Света Пир!

И в Нём самом, и в окружении Его,
Всё нам свидетельствует – блеск Его сиянья,
И бесконечное движение познанья,
И совершенствование мира, для того,

Что, если мы познать способны все тела,
Их формы, внутренние связи, отношенья,
И, если мы поймём частей преображенье,
Что повинуется Ему везде, всегда,

Что, если мы способны слышать ритмы сердца,
Взаимодействие их и повиновенье,
И недостаточность, и сбой, и искаженье,
И путь к Аллаху, к дому Истины Творца,

И если чувствовать мы можем тайны моря,
И обитателей морских, и волн рожденье,
Что бой ведут с твердыней, радуясь сраженью,
Где чередой грядут и радости, и горе…

И коль откроются для сердца тайны неба,
И восхождения туманов к тучам синим,
Что проливаются дождём любви обильным,
И колос явится начального посева…

То… нет иллюзий,
Нет сомнений!
Только вера,
Что Бог и есть моё желанье,
Цель моя,
И крепость духа и надежная броня
От всех несчастий мира, сладостная мера…

Он Тот, кто все ответы знает, тайны все,

Он Тот, кто рядом, просьбы слышит, помогает,
И к месту Родины духовной доставляет,

Он – свет Аллаха, что присутствует во мне.

Эхо Мухаммада Ибн Аль-Фарида (ум. 1235)

ОН ВО МНЕ – ГИМН МИРУ
Аль Фарид

Пусть вовеки звучит Гимн земной красоты,
Отражающий… явно иль скрыто от глаз
Всеприсутствие света Аллаха для нас,
Сотворившего землю, моря, все миры.
Всё, что в Нем и вокруг,
Всё – свидетельство нам
Совершенства Аллаха в безмерных мирах.
Всемогущий Творец, милосердный Аллах!
Нет пределов Тебе и Твоим чудесам.

Если ум наш стремится познать все тела,
Изменения формы и связей внутри,
Постигать тайны звука и жестов, где мы
Видим логики путь, где блестят жемчуга…

Если мы погружаемся в тайны времён,
Что грядут неизбежностью день ото дня,
Воскрешая сердца, новым ритмом даря,
Возрождая идеи и цели племён,

Что раскроют уму неземной Океан
И стремление мысли достичь высших мест,
Тайны звёздных дождей и эфирных существ,
И духовных ветров, что развеют туман…

Если чувствовать в силах мы сущность небес:
И верховного трона, и малой тропы,
Что ведёт из ущелья до пика горы,
И душа приобщается к миру чудес…

То ничто
не посмеет
нам путь преградить.
Наша вера – что твердь!
Нет иллюзий в душе,
Все сомнения смыты в великой волшбе!

Есть лишь Свет и Любовь.
Бог – желанье творить!

Он и цель жизни этой, и наша судьба,
Крепость духа и мысли духовной оплот
Против зла и насилия в мире забот.
Он – защитник, наставник, даритель добра.

О, Всемилостивый,
Всемогущий Творец!
Отвечающий каждому, кто обратил
Свой призыв и молитву к сиянью светил,
Ты во мне!
Так открой мне Себя, наконец!

Источники:

http://www.romandolya.ru/%D0%B1%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0/469-%D0%B8%D0%B1%D0%BD-%D0%B0%D0%BB%D1%8C-%D1%84%D0%B0%CC%81%D1%80%D0%B8%D0%B4.html
http://mahila-dakini.livejournal.com/76656.html
http://ariom.ru/fo/t334.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: