И звездное небо над головой кант. Звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас

Иммануил Кант, патриарх Кирилл и нравственный закон внутри нас

2 ДЕКАБРЯ 2018 АХИЛЛА

«Но прав был Иммануил Кант: не только звездное небо свидетельствует о величии Божием. А если мы заглянем в самих себя, если мы ответим на вопросы: „Что такое наша совесть?“, „Что такое нравственное чувство?“, „Почему мы знаем, что такое добро и зло?“, — и это несмотря на то, что информационное пространство оказывает на нас мощное давление, чтобы мы потеряли способность различать добро и зло? Как же мы их различаем? Потому что Бог заложил в нашу природу нравственный закон, который не проистекает из внешнего мира. Это закон, бросающий вызов всеобщей логике выживания в условиях физического мира». (19 августа 2017. Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии на Соборной площади Выборга)

Калининградским архиереем Кирилл (Гундяев) стал с 1989 года и был им вплоть до своего патриаршества (1 февраля 2009).

С 23 по 25 ноября 2018 года патриарх в очередной раз посещал «свою» Калининградскую епархию.

Через два дня после отбытия патриарха из Калининграда, в ночь на 27 ноября, неизвестные облили розовой краской могилу немецкого философа Иммануила Канта. Также вандалы облили краской памятник Иммануилу Канту у Балтийского федерального университета его имени и разбросали листовки, адресованные студентам БФУ. В листовках студентов призывали отказаться от имени Канта, которого называют «предателем русской земли».

Позже в СМИ появились фотографии облитой краской мемориальной таблички на Ленинском проспекте. На этом месте стоял дом, в котором родился и жил Иммануил Кант.

В России сейчас проходит конкурс «Великие имена России». Граждане регионов выбирают имена великих соотечественников для присвоения таких имен аэропортам. В Калининграде в голосовании участвуют четыре кандидата: императрица Елизавета Петровна, дважды герои Советского союза Иван Черняховский и Александр Василевский, а также немецкий философ Иммануил Кант. Последний до недавнего времени лидировал в голосовании, что вызвало несказанное возмущение патриотически настроенной общественности.

В частности, исполнительный директор РОО «Русская община Калининградской области», председатель Совета регионального общественного движения «Союз потомков русских солдат — участников штурма Кенигсберга», государственный советник Калининградской области 3 класса М.Ю. Макаров отправил открытое письмо в Общественную палату РФ с требованием исключить Канта из списка для голосования, утверждая, что его присягу и прошение Русской императрице Елизавете Петровне нельзя считать искренними, а причиной творческого кризиса Канта в период его пребывания в русском подданстве, стала «полускрытая русофобия немецкого философа».

В этом же письме приводятся цитаты, свидетельствующие о том, как не любили Канта русские мыслители. «О крайней бездуховности Канта, страшно повлиявшего своим мощным умом на весь мир, говорил и наш великий мыслитель А. Лосев. Русская мысль всегда отвращалась от кантовской самовлюбленности, индивидуализма, эгоцентризма, глобализма. Кстати, именно Кант был автором либерального проекта мирового правительства».

29 ноября в интервью радиостанции «Русский край» высказался калининградский краевед, православный священник, настоятель храма Святого Духа города Нестерова Георгий Бирюков :

«Я не знаю, почему его считают нашим соотечественником, потому что Восточная Пруссия частью России так и не стала. Россия выполняла союзнические обязательства перед Австрией, Францией. Это — просто временная оккупация на период ведения боевых действий. Кант никогда не был нашим соотечественником. По всей видимости, его все-таки приняли официальным членом Российской Академии наук, но только иностранным — таких иностранных членов было довольно много. По какой-то или ошибке, или злому умыслу Канта включили в этот конкурс „Великие имена России“. Это какой-то парадокс, это смешно. Проблема какая-то с образованием, непониманием реалий исторических».

Михаил Черенков, главный редактор радио «Русский край» (Калининград), возглавляющий также две общественные организации (КРОД «Калининградский патриотический форум» и КРО ВОО «ВООПИиК»), член Совета Калининградского отделения Всемирного Русского Народного Собора, представитель Калининградской епархии по вопросам реставрации объектов культурного наследия, на своей странице в ВК так прокомментировал это высказывание:

Читать еще:  К чему снится переливать кровь. Кровь во сне к чему снится (толкование по соннику Магини)

«Можно сказать, что этим заявлением отец Георгий вбил в могилу Канта огромный осиновый кол, который может иметь в обозримом будущем юридические последствия для кантиноидов» . А после того, как на первое место в голосование вышла Елизавета Петровна, написал:

«Кант все? Во Петровна дает! Обошла на 8 тысяч! Сегодня мы Канта будем „добивать“. Информационно, конечно».

По поводу осквернения могилы и памятника Канту этот деятель в беседе с корреспондентом издания «SM-NEWS» заявил, что не сомневается — инциденты вызваны результатами голосования в конкурсе по наименованию аэропорта. Он также отметил, что считает акт вандализма «явной провокацией против православных» . Это «грязные» предвыборные технологии, заявил он.

Протоиерей Всеволод Чаплин также прокомментировал осквернение памятников и могилы Канта в Калининграде.

По его мнению, происходящее говорит о том, что главная проблема — онемечивание русского города — не решается. Строятся здания в немецком стиле, местная элита якшается с реваншистами.

«Почему я убежден, что город этот русский? Потому что немцы после Великой Отечественной войны навсегда потеряли моральное право иметь к нему какое-либо отношение. Ровно так же, как, например, к территориям, которые использовали в Польше под концлагеря. Да, нужно сохранять исторические памятники — древние, действительно достойные сохранения, а не гитлеровскую застройку 30-х годов. Канту тоже можно воздать должное. Но называть в его честь университет и аэропорт — плевок в душу нашего народа. А новая застройка города должна быть стопроцентно русской по духу» , — заключил Чаплин.

В своих выступлениях патриарх Кирилл время от времени вспоминает Иммануила Канта и его слова о «звездном небе над головой» и «нравственном законе». В бытность еще митрополитом Смоленским и Калининградским, он в своей передаче «Слово пастыря», отвечая на вопрос зрителя по фамилии Плужников (sic!), подробно остановился на объяснении важности доказательства бытия Божия, сделанного Кантом:

Несмотря на эту любовь к цитатам философа, ни сам патриарх, ни Калининградская епархия никак до сих пор не отреагировали на последние события, связанные с осквернением памяти Канта, которого патриарх когда-то любил цитировать.

Кстати, могила Канта находится при недействующем кафедральном соборе, в котором, помимо музея собора и музея философа, располагаются евангелическая и православная часовни.

Кант – 285 лет. “Звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас”

Иммануил Кант родился и всю жизнь прожил в Кенигсберге. С детства познал лишения, родившись в небогатой семье ремесленника-седельщика. Из-за смерти отца Кант не мог завершить учёбу в Кенигсбергском университете и, чтобы прокормить семью, Кант на 10 лет становится домашним учителем. Потом Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, что, наконец, даёт ему право преподавать в университете. Начались сорок лет преподавательской деятельности. . Естественнонаучные и философские изыскания Канта дополняются «политологическими» трудами: в трактате «К вечному миру» он впервые прописал культурные и философские основы будущего объединения Европы, обосновывает разумность мирного сосуществования.
Кант написал фундаментальные философские работы, прославившие его как одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли:
– «Критика чистого разума» (1781) — гносеология (эпистемология)
– «Критика практического разума» (1788) — этика
– «Критика способности суждения» (1790) — эстетика

Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании способов познания самого разума; границ, которые может достичь разумом человек; и изучении отдельных способов человеческого познания.
Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. Он совершил коперниканский переворот в философии, тем, что первым указал, что для обоснования возможности знания следует признать, что не наши познавательные способности должны сообразовываться с миром, а мир должен сообразоваться с нашими способностями, чтобы вообще могло состояться познание. Иначе говоря, наше сознание не просто пассивно постигает мир как он есть на самом деле (догматизм), как бы это можно было доказать и обосновать. Но скорее, наоборот, мир сообразуется с возможностями нашего познания, а именно: сознание является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте.

В этике Кант оставил свой глубокий след. Этическое учение Канта изложено в «Критике практического разума». Этика Канта основана на принципе долга.
В этическом учении человек рассматривается с двух точек зрения:
– Человек как явление;
– Человек как вещь в себе.
Поведение первого детерминировано исключительно внешними факторами и подчиняется гипотетическому императиву. Второй — категорическому императиву — высшему априорному моральному принципу. Таким образом, поведение может определяться практическими интересами и моральными принципами. Возникает 2 тенденции: стремление к счастью (удовлетворению некоторых материальных потребностей) и стремление к добродетели. Эти стремления могут противоречить друг другу и возникает «антиномия практического разума».

Читать еще:  Нырял во сне. К чему нырять в воду во сне? К чему снится нырять

Категорический императив – предписывает поступки, которые хороши сами по себе, независимо от последствий (например, требование честности). Есть три формулировки категорического императива:
1) “поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом”.
2) “поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему как к средству”.
3) “принцип воли каждого человека как воли, всеми своими максимами устанавливающей всеобщие законы”.

Это три разных способа представлять один и тот же закон, и каждый из них объединяет в себе два других.

“Этика долга” Канта, его категорический императив – вошли в историю философии, как важный шаг в развитии этики. Насколько возвышенная и прекрасная этика Канта реализуема практически? Этот вопрос зачастую становился предметом споров. Сам Кант готов был следовать своему учению, но вот как эту концепцию воспринимали другие? И во что можно превратить даже самое прекрасное учение?

Кант замечал: “. В отношении счастья невозможен никакой императив, который в строжайшем смысле слова предписывал бы совершать то, что делает счастливым. “

Кант жил размеренной, добродетельной жизнью, не гонялся за удовольствиями, всего себя посвятил науке. Будучи слаб здоровьем, хрупкий, невыского роста, Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему пережить всех своих друзей. Его точность следования распорядку стала притчей во языцех даже среди пунктуальных немцев. Все знали, что герр Кант в строго определенные часы ходит на прогулку, всегда в одно и то же время обедает, проводит занятия. Так что горожане даже сверяли по Канту часы, когда он прохолдил мимо.
Женат он не был, говорил, что когда он хотел иметь жену, он не мог её содержать, а когда уже мог — то не хотел… Кант так и остался девственником, но это не мешало ему делать меткие замечания о дамах. Например: “Мужчина ревнует, когда любит; женщина – даже когда не любит, потому что поклонники, завоеванные другими женщинами, исчезают из круга ее поклонников”.

Говорят, однажды у Канта спросили:
– Какие женщины самые верные?
На что философ не задумываясь сразу ответил:
– Седые!

Нередко отечественные философы шутили, что великий немецкий философ Кант родился в Кенигсберге, а похоронен в Калининграде.

Шутки шутками, а ведь когда Кенигсберг взяли русские войска во время Семилетней войны, то Кант стал русским подданным, присягнув русской императрице Елизавете Петровне.
Кант читал русским офицерам лекции по математике, фортификации, военному строительству и пиротехнике. . Некоторые биографы философа считают, что его слушателями в это время могли быть такие известные в российской истории лица, как будущий екатерининский вельможа Григорий Орлов и А.В. Суворов, тогда подполковник, навещавший в Прусской столице своего отца генерала В.И. Суворова.

Иммануил Кант на лекции для российских офицеров — by I. Soyockina / V. Gracov, Музей Канта, Калининград

Кант прожил долгую жизнь и оставил глубокий след в истории философии. И при этом Кант говорил, что не устает удивляться двум вещам : звездному небу над нами и нравственному закону внутри нас.

Что я должен делать, или Этика Иммануила Канта

Александр Финиарель 13 ноября 2017

В истории философии было немало попыток понять, что заставляет нас вести себя этично, почему мы должны так себя вести, а также выявить принцип, на котором основывается или мог бы основываться наш моральный выбор. Этическая теория немецкого философа Иммануила Канта — одна из самых примечательных таких попыток.

Предпосылки этической теории Канта

Разрабатывая свою этическую теорию, Кант исходит из двух важных предпосылок. Первая из них характерна для всей мировой философии, вплоть до XIXвека. Она состоит в том, что существует такое знание, истина, которое является вечным, неизменным и универсальным.

Читать еще:  К чему снится резать веревку ножницами. К чему снятся ножницы: толкование сна

Вторая предпосылка является характерной в первую очередь для средневековой религиозной философии и может показаться очень странной современному человеку. Она состоит в том, что свобода — это независимость от каких бы то ни было обстоятельств. Кант разделяет мир природы и мир разума или мир свободы, как средневековые богословы разделяют Царство земное и Царство небесное. В мире природы человек подчинён обстоятельствам и потому несвободен. Свободным он может стать только в том случае, если будет подчиняться велению разума (тогда как в Средневековье свобода состояла в подчинении воле Бога).

При этом разум занят познанием истины. Соответственно всё, что может предписывать нам разум, — это нечто вечное, неизменное и универсальное, то есть то, что должны делать все и всегда.

Три формулировки категорического императива

Исходя из этого, Кант разрабатывает этическую систему, основанную на категорическом императиве,— требовании разума неукоснительно следовать выработанным им правилам. Этот императив имеет три, следующих друг из друга и взаимодополняющих, формулировки:

Эта формулировка очень проста и напрямую следует из предпосылок, которыми пользуется Кант. По сути дела, он призывает нас, при совершении того или иного действия, представлять, что было бы, если бы так поступали все и всегда. Причём оценка действия в данном случае будет не столько этическая или эмоциональная: «мне нравится» или «не такая ситуация», а строго логическая. Если, в случае, когда все ведут себя таким же образом, как и мы, действие теряет свой смысл или становится невозможным, то его совершать нельзя.

Например, прежде чем солгать, представим, что все всегда будут лгать. Тогда ложь будет бессмысленной, поскольку все будут знать, что то, что им говорят — ложь. Зато при этом коммуникация будет практически невозможна.

Подобное правило не может служить ориентиром для действий всех остальных разумных существ, потому что оно уничтожает само себя — оно является логически противоречивым.

Эта формулировка с гораздо меньшей очевидностью следует из указанных выше предпосылок, и при этом она является одновременно и более тривиальной, и более интересной, чем первая. Она исходит из того, что источником любой цели и ценности является разум. И именно разум является целью того законодательства, которое он разрабатывает.

Соответственно, целью законодательства является каждый носитель разума, каждое разумное существо. Если бы мы на основе первой формулировки категорического императива взяли за правило использовать других как средства для достижения целей, а не как цели сами по себе, то столкнулись бы с парадоксом, в котором никто и ничто не может служить источником никакой цели, ради которой могли бы использоваться те или иные средства.

Этот императив может показаться достаточно тривиальным, поскольку он очень похож на «золотое правило нравственности»: поступай так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой. Однако он интересен тем, что, во-первых, как и первый императив, базируется на логике, а не на желании или ценности, как «золотое правило». Во-вторых, если «золотое правило» предлагает посмотреть на собственные желания и поступать по отношению к другим так, как если бы они были нами, то вторая формулировка категорического императива предлагает осознать ценность чужой жизни и желаний, не подменяя их собственными.

Из «золотого правила» можно вывести, что если вы, например, мазохист, то вам следует причинять другим людям боль. Тогда в силу топорной универсальности предписаний оно больше похоже на первую формулировку категорического императива. Вторая же призывает нас подумать о благе другого человека. Она, скорее, советует подменить себя другим, тогда как «золотое правило» предлагает подменить другого собой.

Тут неочевидным образом соединяются первая и вторая формулировки категорического императива. Первая требует установить всеобщие объективные законы. Вторая требует сделать целью этих законов субъект. Третья фактически повторяет предпосылки и предыдущие формулировки.

Смысл третьей формулировки состоит в том, что воля каждого разумного существа должна служить источником законодательства для самой себя. Только тогда она будет свободно следовать этому законодательству. При этом свободным является только поведение, диктуемое разумом. То есть любое разумное существо должно само устанавливать себе (и миру) законы и в силу своей разумности желать этих законов, поскольку они направлены на реализацию диктуемых разумом целей этих существ.

Источники:

http://zen.yandex.ru/media/id/59a185e03c50f7d16aaaf97d/5c03f3137dc8e60415526b81
http://tverdyi-znak.livejournal.com/144140.html
http://sciencepop.ru/chto-ya-dolzhen-delat-ili-etika-immanuila-kanta/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: