Храм зачатия иоанна предтечи. Церковь Зачатия Иоанна Предтечи (Маслово)

Маслово. Церковь Зачатия Иоанна Предтечи.

Иоанно-Предтеченская церковь

Одноглавый краснокирпичный храм с белокаменными деталями в русско-византийском стиле распологается посреди села. Любопытна четырехъярусная колокольня, два нижних яруса которой образуют столпообразный прямоугольный объем, а два верхних – восьмерики разной высоты. До настоящего времени не сохранились глава храма и завершение колокольни, лестница на колокольню также отсутствует.

Предположительно в 2012 году установлены металлические двери на все три входа в храм, так что оценить состояние внутреннего убранства не представилось возможным.

Церковь стоит в центральной части села. Северным фасадом обращена к небольшой площади, образованной расширением сельской улицы, южным выходит в сторону поля. Кирпичный храм с белокаменными цоколем и деталями построен на средства прихожан в нач. 1860-х гг. В 1864 г., вероятно, были освящены приделы Николая Чудотворца и Троицы, а главный престол – в 1874 г. Когда был освящен придел Святой Мученицы Софии на хорах – неизвестно. Первое время рядом с новым храмом сохранялась деревянная церковь, сооруженная в 1749 г. местным вотчинником майором Я.С. Свечиным. В настоящее время утрачены глава храма и завершение колокольни, имеется пролом в средней части южного фасада, не сохранились полы, лестницы на колокольню и на хоры, большая часть отделки интерьера. Характерный для сельских приходских церквей своего времени пример архитектуры русско-византийского стиля.

Одноглавый квадратный в плане храм с цилиндрическим световым барабаном имеет небольшую полукруглую апсиду, а с запада соединяется прямоугольным притвором с четырехъярусной колокольней, своеобразной по композиции. Два ее нижних яруса образуют столпообразный прямоугольный объем, слегка вытянутый по оси север-юг, а два верхних представляют собой восьмерики разной высоты.

В храме сохранились фрагменты масляной живописи в духе позднего академизма. На уровне окон первого света на южной стене в арочных обрамлениях изображены святые в полный рост: кн. Владимир, кн. Ольга, Николай Чудотворец, Павел архиепископ Константинопольский, а также Григорий Богослов в круглом медальоне. На восточной стене южнее апсиды расположена лучшая по сохранности композиция – Вседержитель на троне с символами четырех евангелистов, а над ней – Христос в круглом медальоне. Уцелели также росписи на стене хор, выполненные по штукатурке, покрывающей “дранку”. В средней части между окнами изображена Богоматерь с младенцем, а выше – “Усекновение главы Иоанна Предтечи”. С южной стороны помещены две сцены из жития Николая Чудотворца.

Построен в 1864 г. в русско-византийском стиле вместо обветшавшей деревянной церкви 1749 г. постройки. Кирпичный храм в селе Маслово Тверского уезда Тверской губернии был построен в начале 60-х г.г. XIX в. на средства прихожан. Он стоял на белокаменном цоколе и был украшен белокаменными деталями. Предположительно, в 1864 г. состоялось освящение приделов Николая Чудотворца и Святой Троицы, главный престол был освящен в 1874 г. Церковь была возведена вместо старого обветшавшего деревянного храма, сооруженного в 1749 г. на средства местного вотчинника майора Я.С. Свечина, первое время продолжавшего стоять рядом с новым зданием.

В советское время Предтеченскую церковь закрыли, в последующие годы она была разграблена. Храм пострадал во время Великой Отечественной войны. До настоящего времени не сохранились глава церкви и завершение колокольни. В средней части южного фасада имеется пролом, не сохранились полы, а также лестницы, которые вели на колокольню и хоры, утрачена большая часть внутренней отделки.

Читать еще:  Что означает когда снится маленький ребенок. К чему снятся дети

Ныне храм передан Тверской епархии, зарегистрирован приход. Иоанно-Предтеченская церковь является характерным для сельских приходских храмов своего времени примером архитектуры русско-византийского стиля. К квадратному в плане, одноглавому храму с цилиндрическим световым барабаном с востока примыкает небольшая полукруглая апсида, с запада – своеобразная по композиции четырехъярусная колокольня, соединенная с основным объемом прямоугольным притвором. Два нижних яруса колокольни образуют слегка вытянутый с севера на юг столпообразный прямоугольный объем, два верхних яруса представляют собой восьмерики, имеющие разную высоту. Нижний четверик с запада усложнен прямоугольным лестничным ризалитом.

По всему периметру фасады здания объединяет высокий цоколь, обработанный квадратными нишами и отделенный профилированным карнизом от основной стены. Боковые фасады четверика расчленены массивными пилястрами на три прясла, завершенные полукруглыми закомарами с небольшими килями у архивольтов. В более широком и высоком среднем прясле размещен входной арочный проем, над которым прорезаны три узких арочных окна второго света, сближенных между собой. В боковых пряслах прорезано по два арочных окна, находящихся на одной оси. Нижние окна меньшего размера прерывают цокольный карниз. Окна второго света декорированы опирающимися на полуколонки килевидными архивольтами. В тимпаны закомар вписаны медальоны круглой формы. Цилиндрический барабан храма прорезан двенадцатью арочными окнами с обрамлениями, образующими аркатуру. Оконные проемы притвора и апсиды повторяют окна второго света в боковых пряслах.

В нижнем ярусе колокольни с севера и юга имеются арочные входы, над которыми помещены круглые окна. В невысоком втором ярусе расположены крупные полукруглые окна, украшенные килевидными архивольтами, находящимися на одном уровне с закомарами основного объема, поддерживая общую композицию церкви. Третий ярус глухой, он расчленен арочными нишами с узкими простенками между ними. Сохранившийся частично верхний ярус прорезан по странам света арочными проемами звона, диагональные грани декорированы отвечающими им арочными нишами. И проемы, и ниши фланкированы полуколонками.

Внутренне пространство храма разделено четырьмя столбами усложненной крещатой формы на компартименты. В центральной части столбы и паруса несут барабан, нижняя половина которого декорирована квадратными нишами-ширинками. Угловые компартименты перекрыты крестовыми сводами, а компартименты, расположенные на поперечной и продольной осях – коробовыми сводами с распалубками. В западной части церкви устроены деревянные хоры, здесь располагался придел Софии, Веры, Надежды и Любови – от основного пространства помещение отделяет стенка с двумя окнами.

В храме Зачатия Иоанна Предтечи уцелели фрагменты масляной живописи, написанной в духе позднего академизма. На южной стене на уровне нижних окон в арочных обрамлениях находятся изображения святых в полный рост: князя Владимира, княгини Ольги, Николая Чудотворца, архиепископа Константинопольского Павла, а также Григория Богослова в круглом медальоне. На восточной стене к югу от апсиды расположена лучше остальных сохранившаяся композиция – Вседержитель на троне с символами четырех евангелистов, над ней – изображение Христа в круглом медальоне. Также сохранились росписи, выполненные по штукатурке на стене хор. В средней части в пространстве между окнами – изображение Богоматери с младенцем, выше – «Усекновение главы Иоанна Предтечи». На южной стороне – две сцены из жития святого Николая Чудотворца.

Читать еще:  Сознание как высшая ступень развития психики. Бытийный и рефлексивный слои сознания

Расписание богослужений

Дата

Время

Богослужения

Праздники, память святых

Седмица 31-я по Пятидесятнице.

Дежурит о.Владимир

Отдание праздника Рождества Христова. Прп. Мелании Римляныни (439).

Свт. Петра Могилы, митрополита Киевского (1646). Свт. Досифея, митр. Загребского, исп (1945).

Сщмч. Михаила пресвитера (1937). Мч. Петра (1938).

Божественная Литургия свт. Василия Великого

Обрезание Господне.

Свт. Василия Великого, архиеп. Кесарии Каппадокийской (379).

Мч. Василия Анкирского (ок. 362). Св. Емилии, матери свт. Василия Великого (IV). Свт. Афанасия Полтавского, чудотворца (1801)

Прмч. Иеремии (1918). Сщмчч. Платона, еп. Ревельского, и с ним Михаила и Николая пресвитеров (1919). Cщмчч. Александра, архиеп. Самарского, и с ним Иоанна, Александра, Иоанна, Александра, Вячеслава, Василия и Иакова пресвитеров (1938).

Предпразднство Богоявления. Свт. Сильвестра, Папы Римского (335). Прав. Иулиании Лазаревской, Муромской (1604). Преставление (1833), второе обретение (1991)мощей прп. Серафима, Саровского чудотворца.

Сщмч. Феогена, еп Парийского (ок. 320). Прп. Сильвестра Печерского (XII).

Мч. Василия (1942).

Акафист Божьей Матери перед иконой “Воспитание”

Предпразднство Богоявления. Прор. Малахии (ок. 400 г. до Р.Х.). Мч. Гордия (IV).

Прп. Женевьевы Парижской (512).

Сщмч. Василия пресвитера (1938).

Предпразднство Богоявления. Собор 70-ти апостолов: Иакова, брата Господня, Марка и Луки евангелистов, Клеопы, Симеона, Варнавы, Иосии (Иуста), Фаддея, Анании, первомч. архидиакона Стефана, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена, Тимофея, Тита, Филимона, Онисима, Епафраса, Архиппа, Силы, Силуана, Крискента, Криспа, Епенета, Андроника, Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия, Аристовула, Родиона (Иродиона), Агава, Руфа, Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия, Лина, Гаия, Филолога, Лукия, Иасона, Сосипатра, Олимпа (Олимпана), Тертия, Ераста, Куарта, Евода, Онисифора, Климента, Сосфена, Аполлоса, Тихика, Епафродита, Карпа, Кодрата, Марка, Зины, Аристарха, Пуда, Трофима, Марка, Артемы, Акилы, Фортуната и Ахаика, Дионисия Ареопагита и Симеона Нигера. Прп.Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского (800). Свт. Евстафия I, архиеп. Сербского (ок. 1285).

Прмч. Зосимы, пустынника Киликийского и мч. Афанасия комментарисия (III-IV). Прп. Ахилы, диакона Печерского (XIV).

Сщмчч. Александра, Стефана и Филиппа пресвитеров (1933). Сщмч. Николая пресвитера (1939). Сщмч. Павла пресвитера (1941).

Вечерня в соединении с Божественной Литургией свт. Василия Великого

По окончании освящение крещенской воды

Суббота перед Богоявлением.

Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Сщмч. Феопемпта, еп. Никомидийского и мч. Феоны волхва (303). Прп. Синклитикии Александрийской (ок. 350). Прп. Симеона Псково-Печерского (1960).

Прор. Михея (IX до Р.Х.). Прп. Аполлинарии (ок. 470). Прп. Фостирия (VI). Прп. Мины (VI). Прп. Григория Акритского (ок. 820).

Мч. Иос ифа и с ним 37-ми мучеников (1921). Мц. Евгении (1933). Сщмч. Сергия пресвитера (1934). Мч. Матфея (1938).

Церковь Зачатия Иоанна Предтечи (Маслово)

Контактная информация

Из истории храма

Кирпичный храм в селе Маслово Тверского уезда Тверской губернии был построен в начале 60-х гг. XIX века на средства прихожан. Он стоял на белокаменном цоколе и был украшен белокаменными деталями. Предположительно, в 1864 году состоялось освящение приделов Николая Чудотворца и Святой Троицы, главный престол был освящен в 1874 году. Церковь была возведена вместо старого обветшавшего деревянного храма, сооруженного в 1749 году на средства местного вотчинника майора Я. С. Свечина, первое время продолжавшего стоять рядом с новым зданием.

В советское время Предтеченскую церковь закрыли, в последующие годы она была разграблена. Храм пострадал во время Великой Отечественной войны. До настоящего времени не сохранились глава церкви и завершение колокольни. В средней части южного фасада имеется пролом, не сохранились полы, а также лестницы, которые вели на колокольню и хоры, утрачена большая часть внутренней отделки.

Читать еще:  Водолей и стрелец совместимость в любовных. Мужчина Стрелец и Женщина Водолей совместимость в любовных отношениях – плюсы

Ныне храм передан Тверской епархии, зарегистрирован приход.

Архитектура и убранство

Иоанно-Предтеченская церковь является характерным для сельских приходских храмов своего времени примером архитектуры русско-византийского стиля.

К квадратному в плане, одноглавому храму с цилиндрическим световым барабаном с востока примыкает небольшая полукруглая апсида, с запада – своеобразная по композиции четырехъярусная колокольня, соединенная с основным объемом прямоугольным притвором. Два нижних яруса колокольни образуют слегка вытянутый с севера на юг столпообразный прямоугольный объем, два верхних яруса представляют собой восьмерики, имеющие разную высоту. Нижний четверик с запада усложнен прямоугольным лестничным ризалитом.

По всему периметру фасады здания объединяет высокий цоколь, обработанный квадратными нишами и отделенный профилированным карнизом от основной стены. Боковые фасады четверика расчленены массивными пилястрами на три прясла, завершенные полукруглыми закомарами с небольшими килями у архивольтов. В более широком и высоком среднем прясле размещен входной арочный проем, над которым прорезаны три узких арочных окна второго света, сближенных между собой. В боковых пряслах прорезано по два арочных окна, находящихся на одной оси. Нижние окна меньшего размера прерывают цокольный карниз. Окна второго света декорированы опирающимися на полуколонки килевидными архивольтами. В тимпаны закомар вписаны медальоны круглой формы.

Цилиндрический барабан храма прорезан двенадцатью арочными окнами с обрамлениями, образующими аркатуру. Оконные проемы притвора и апсиды повторяют окна второго света в боковых пряслах.

В нижнем ярусе колокольни с севера и юга имеются арочные входы, над которыми помещены круглые окна. В невысоком втором ярусе расположены крупные полукруглые окна, украшенные килевидными архивольтами, находящимися на одном уровне с закомарами основного объема, поддерживая общую композицию церкви. Третий ярус глухой, он расчленен арочными нишами с узкими простенками между ними. Сохранившийся частично верхний ярус прорезан по странам света арочными проемами звона, диагональные грани декорированы отвечающими им арочными нишами. И проемы, и ниши фланкированы полуколонками.

Внутренне пространство храма разделено четырьмя столбами усложненной крещатой формы на компартименты. В центральной части столбы и паруса несут барабан, нижняя половина которого декорирована квадратными нишами-ширинками. Угловые компартименты перекрыты крестовыми сводами, а компартименты, расположенные на поперечной и продольной осях – коробовыми сводами с распалубками. В западной части церкви устроены деревянные хоры, здесь располагался придел Софии, Веры, Надежды и Любови – от основного пространства помещение отделяет стенка с двумя окнами.

В храме Зачатия Иоанна Предтечи уцелели фрагменты масляной живописи, написанной в духе позднего академизма. На южной стене на уровне нижних окон в арочных обрамлениях находятся изображения святых в полный рост: князя Владимира, княгини Ольги, Николая Чудотворца, архиепископа Константинопольского Павла, а также Григория Богослова в круглом медальоне. На восточной стене к югу от апсиды расположена лучше остальных сохранившаяся композиция – Вседержитель на троне с символами четырех евангелистов, над ней – изображение Христа в круглом медальоне. Также сохранились росписи, выполненные по штукатурке на стене хор. В средней части в пространстве между окнами – изображение Богоматери с младенцем, выше – «Усекновение главы Иоанна Предтечи». На южной стороне – две сцены из жития святого Николая Чудотворца.

Источники:

http://sobory.ru/article/?object=16362
http://predtecha.kiev.ua/
http://www.bankgorodov.ru/sight/cerkov-zachatiya-ioanna-predtechi-maslovo

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: