Храм в честь похвалы пресвятой богородицы. Похвала пресвятой богородицы

Похвала Пресвятой Богородицы

Похвала Пресвятой Богородицы

Празднование: Суббота пятой седмицы Великого поста (переходящее)

Служба субботы пятой седмицы Великого поста носит название «Похвала Пресвятой Богородицы».

Это удивительно теплый, добрый и радостный праздник, словно первая весть о грядущей Пасхе, о конце Великого поста и начале торжества Воскресения Христова. В этот день Церковь «восписует похвальное пение» Владычице, в память троекратного избавления царствующего града Константинополя от нападения врагов всесильным Ее заступлением (авары — в 626, персы — в 677, арабы — в 717 годах).

Поводом к установлению праздника послужило случившееся нападение на Константинополь неприятельского флота. Когда точно это произошло, сказать затруднительно. Историки расходятся во мнениях, указывая различные даты периода с VI по IX век. Положение православных греков на тот момент было отчаянное. Чувствуя слабость сил своих, греки обратились с молитвой к Богу и Заступнице усердной за род христианский – Божией Матери. Был совершен крестный ход вокруг города, а когда процессия подошла к морю, патриарх погрузил в воду ризу Божией Матери. Море, дотоле тихое и спокойное, вдруг сильно заволновалось, поднялась страшная буря и потопила корабли врагов.

Чудесное спасение Константинополя при помощи Ризы Богоматери

Во Влахернском храме хранилась чудотворная Влахернская икона Божией Матери, написанная святым евангелистом Лукой, и предметы, связанные с её земной жизнью — риза и пояс. Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил его Божией Матери. Он почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и своей новой столицы, воздвигнув в Ее честь множество храмов. Тогда во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную (акафист — греч. букв. неседальный) песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице «. С тех пор постановили ежегодно в этот день, т.е. в субботу 5-й седмицы Великого поста совершать особенно торжественное богослужение в честь Пречистой Девы.

Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе во Влахернском храме, но позднее праздник был внесен в типиконы (уставы) монастырей святого Саввы Студийского и потом в церковные богослужебные книги, и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви.

Это самый древний Акафист Богородице и он единственный предназначен церковным уставом к богослужению. Акафист написан в половине VII века, по мнению многих, дьяконом великой Константинопольской церкви Георгием Писидийским, и послужил образцом для всех последующих акафистов, написанных в честь Господа, Пресвятой Девы, святых и церковных праздников. Впоследствии Иосиф Студит написал канон в субботу акафиста, а другие прибавили к сему благодарственные молитвы в воспоминание того же всесильного воеводства Божией Матери.

Свое название «Акафист» получил от того, что в ту ночь люди стоя воспевали песнь Матери Бога-Слова; и в то время как на других (службах) по уставу можно сидеть, в настоящий праздник Богоматери мы все слушаем (похвалу) стоя.

Акафист состоит из 24 гимнов, или песней: 12 кондаков и 12 икосов, расположенных сообразно 24 буквам греческой азбуки. Каждая песнь начинается соответствующею ей по счету буквою, каждый кондак оканчивается псаломским «Аллилуия», каждый икос — приветствием архангела «Радуйся…». Основной темой акафиста является Благовещение Пресвятой Богородицы и Воплощение Сына Божия. Считается, что Суббота Акафиста являлась своего рода предпразднством Благовещения Пресвятой Богородицы. Существует другое его название — «Акафист Благовещения», хотя позднее Благовещению будет написан еще один.

На праздничной утрене весь акафист прочитывается в четыре приема, каждый раз по 3 икоса и 3 кондака. Каждое чтение начинается и заключается пением кондака Взбранной Воеводе. На каждое чтение священнослужители выходят через царские врата на середину храма в облачениях голубого цвета. Существует приходская традиция читать акафист поочередно перед чтимыми богородичными иконами храма.

Икона Похвала Пресвятой Богородицы (Киевская)

На тему Акафиста написаны иконы «Похвала Богородице», главной темой которых является прославление Девы Марии, ставшей, согласно ветхозаветным пророчествам, матерью воплотившегося Бога. В основу иконографии положены слова песни канона пророкам, составленного в VIII веке константинопольским патриархом Германом: «Свыше пророцы тя предвозвестиша, Отроковице: стамну, жезл, скрижаль, кивот, свещник, трапезу, гору несекомую, златую кадильницу и скинию, дверь непроходимую, палату, и лествицу, и престол Царев». На основе этой песни на иконах изображают следующих ветхозаветных пророков, держащих в руках определённые предметы: Иакова с лестницей, Моисея с Неопалимой Купиной, Валаама со звездой, Гедеона с руном, Иезекииля с вратами, Иеремию со скрижалью, Исаию с клещами и углём, Иессея и Аарона с процветшими жезлами, Давида и Соломона с макетами Иерусалимского Храма, Даниила и Аввакума с горами.

Читать еще:  Павел флорентийский. Предание семьи Флоренских о сохранении главы преподобного Сергия

Древнейшей иконой Похвалы Богоматери в России является икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из московского Успенского собора, созданная греческим мастером во второй половине XIV века.

Икона «Похвала Богоматери с Акафистом», XIV век

В день Похвалы в похвальскую субботу Святой князь Александр Невский одержал победу над немецкими рыцарями на льду Чудского озера. Об этом сообщается в летописях, в том году 5 апреля — совпало с днем субботы Похвалы Божией Матери.

В честь Похвалы Божией Матери построены «Похвальские церкви».

Храм Христа Спасителя и церковь Похвалы Пресвятой Богородицы (1912-1915гг.)

В Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы стало благочестивой традицией ежегодно на Похвалу Божией Матери выносить для поклонения чудотворную икону Божией Матери «Умиление», ту самую перед которой молился в своей келье батюшка Серафим. Последний российский император, страстотерпец Николай II, глубоко чтивший преподобного Серафима, пожертвовал на чудотворный образ Божией Матери золотой оклад, украшенный драгоценными камнями, работы знаменитого ювелира Фаберже. В годы гонения на Церковь она была сохранена верующими, а ныне находится в Патриаршей ризнице.

Какое же значение имеет в духовной жизни православного христианина Похвала Божией Матери?

Благочестивые христиане проводят время поста в молитвенных подвигах воздержания и борьбы с своими страстями и похотями, с искушениями дьявола. Нетрудно в столь продолжительное время пасть духом, изнемочь телом. И вот Святая Церковь, желая поддержать своих верных чад, напоминает им о чудной помощи и предстательстве за нас грешных Божией Матери.

ПЕСНОПЕНИЯ СУББОТЫ АКАФИСТА

Тропарь, глас 8: Повеленное тайно прием в разуме, в крове Иосифове тщанием предста безплотный, глаголя Неискусобрачней: Приклонивый схождением небеса, вмещается неизменно весь в Тя. Егоже и видя в ложеснах Твоих приемша рабий зрак, ужасаюся звати Тебе: радуйся Невесто Неневестная.

Перевод: Уразумев таинственный смысл повеления Божия, поспешно явился бесплотный [Архангел] в доме Иосифа и сказал Непознавшей брака: “Приклонивший [Своим] сошествием небеса, не изменяясь, весь вмещается в Тебя. И видя Его в Твоих недрах принявшим вид раба, я в изумлении восклицаю: радуйся, Дева, в брак не вступившая»!

Кондак, глас 8: Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои Богородице: но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся Невесто Неневестная.

Перевод: Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, как имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе радуйся (древнее приветствие, нынешнее «здравствуй»), Невеста, в брак не вступившая!

Страница

☦ Храм “Похвала Пресвятой Богородицы”

Информация

О месте: г. Волгоград

Другое

Действия

9 029 записей Предложить новость

“7я” Православный клуб для тех, кто желает создать семью

Приглашаем в группу православных молодых людей, желающих создать православную семью.

Встречи, общение, молебны о семье и т. д.

Священник Виктор Гавриш:

10 ЗАПОВЕДЕЙ:
СИСТЕМА ЗАПРЕТОВ?
Показать полностью…
Помните 10 заповедей Ветхого Завета?
Какое первое впечатление, когда мы о них слышим?

Скорее всего внутренняя усталость.
Потому что 10 заповедей – это ведь про запреты, правда?

«Не убивай», «не кради», «не прелюбодействуй», «не лжесвидетельствуй». Ну, или в крайнем случае повеления: «почитай Бога», «шесть дней делай дела твои, а седьмой день посвящай Господу, Богу твоему», «почитай родителей» и т.д.

А любому человеку тяжело, когда ему запрещают или заставляют что-то делать. Но Господь так хочет, и никуда не денешься, правда ведь?

Скажите, чем отличаются ветхозаветные заповеди например от заповедей блаженств из Евангелия?

Обычно первое отличие, которое вспоминают – это то, что в заповедях блаженств нет императива. Заранее извиняюсь, может быть я сейчас разрушу чьё-то хрупкое душевное равновесие, но в десяти заповедях тоже нет императива. Совсем.
Неожиданно?

Если мы с вами откроем греческий текст Ветхого Завета, мы с удивлением увидим, что в тексте 10 заповедей нет ни одной повелительной формулировки.

Читать еще:  Письма молитвы оградительные православие. Молитва задержания от всякого зла

В тексте на древнееврейском тот же смысл. Почему мы можем в этом вопросе доверять греческому тексту? Потому, что он был переведён самими иудеями за 300 лет до Рождества Христова. Так что и греческий текст Ветхого Завета очень точно отражает смысл еврейского оригинала.

Так вот, в греческом тексте заповедей нет повелительного наклонения. Все заповеди написаны просто в изъявительном наклонении будущего времени.

«Ты не будешь убивать», «ты не будешь блудить», «ты не будешь воровать».

То есть, мы видим, что это просто текст договора.

Мы часто слышим, что слово «Завет» переводится как «договор», и что Ветхий Завет – это договор Бога и людей. Но почему-то никто не акцентирует внимание, что в форме договора написаны даже сами заповеди Моисея. Они действительно написаны в форме договора, где прописываются обязательства обеих сторон.

Смотрите, как будет звучать более точный перевод заповедей с греческого:

Я, Господь, буду твоим Богом.

А у тебя, в свою очередь, –

* не будет других Богов кроме Меня,
* ты не сотворишь себе кумира,
* не будешь употреблять имя Господа напрасно,
* будешь почитать праздничный день: шесть дней работать, а седьмой посвящать Господу Богу твоему,
* будешь почитать родителей, чтобы тебе было хорошо и ты был долголетен на земле
* не будешь убивать
* не будешь блудить
* не будешь воровать
* не будешь лжесвидетельствовать
* не будешь желать ничего ближнего твоего

Согласитесь, ведь совсем другой посыл получается.

Заповеди – это не насилие над человеком, а просто условия договора.

И Ветхий Завет – это не про насилие, а опять про любовь Бога к человеку. Если ты не выполняешь эти условия, Богу совсем не нужно тебя наказывать.

Если ты нарушаешь заповеди, ты разрываешь этот договор. И Господь перестаёт быть твоим Богом. Всё. Единственный неприятный момент – там, откуда удаляется Бог, все становится не очень хорошо.

Но Господь всегда верен своему договору, а выбор уже зависит от человека.

(Личный блог о.Виктора в ФБ)

Он умер в полной нищете.

Когда его хоронили, гроб до кладбища несли на руках, и за гробом шли двадцать тысяч человек. В наше время даже на митинги платные столько народу не собирается, а тут Москва середины ХlX века. Показать полностью…

Похороны простого врача. Проститься с ним люди шли по зову сердца.

В романе Ф. М. Достоевского «Идиот» один из персонажей рассказывает другому:

“В Москве жил один «генерал», он всю свою жизнь таскался по острогам и по преступникам; каждая пересыльная партия в Сибирь знала заранее, что на Воробьевых горах ее посетит «старичок генерал».

Он делал свое дело в высшей степени серьезно и набожно; он являлся, проходил по рядам ссыльных, которые окружали его, останавливался пред каждым, каждого расспрашивал о его нуждах, наставлений не читал почти никогда никому, звал их всех «голубчиками».

Он давал деньги, присылал необходимые вещи — портянки, подвертки, холста, приносил иногда душеспасительные книжки и оделял ими каждого грамотного, с полным убеждением, что они будут их дорогой читать и что грамотный прочтет неграмотному.

Про преступление он редко расспрашивал, разве выслушивал, если преступник сам начинал говорить. Все преступники у него были на равной ноге, различия не было.

Он говорил с ними как с братьями, но они сами стали считать его под конец за отца.

Если замечал какую-нибудь ссыльную женщину с ребенком на руках, он подходил, ласкал ребенка, пощелкивал ему пальцами, чтобы тот засмеялся.

Так поступал он множество лет, до самой смерти; дошло до того, что его знали по всей России и по всей Сибири, то есть все преступники.

Мне рассказывал один бывший в Сибири, что он сам был свидетелем, как самые закоренелые преступники вспоминали про генерала, а между тем, посещая партии, генерал редко мог раздать более двадцати копеек на брата.”

Этого генерала звали Фёдор Петрович Гааз.

Святой доктор. Человек бесконечной доброты.

Немец по происхождению, он большую часть своей жизни прожил в России. Приехал сюда в качестве личного врача одного из русских вельмож, и остался на всю жизнь.

В Отечественную войну 1812 года он служил хирургом в армии Кутузова. До этого успел исследовать на Кавказе минеральные источники и написал об этом книгу.

Позже, став главным врачом московских тюремных больниц и членом московского тюремного комитета, он всю свою жизнь посвятил облегчению участи заключённых и ссыльных.

Читать еще:  Сонник толкование кровь из носа. К чему снится кровь из носа: у себя или других? Дворянский сонник под редакцией Гришиной Н

Вериги, которыми сковывали в те годы каждого каторжанина, весили без малого пуд – 16 килограмм. Гааз добился замены прежних пудовых кандалов на облегченные, которые сам разработал, на себе испытал, которые в половину были легче и имели кожаные или суконные подкладки, которые хоть как-то прикрывали металл от соприкосновения с телом.

По его инициативе в кандалы перестали заковывать стариков, а заболевших освобождали от оков на время болезни.

В московских тюрьмах при отправлении каторжных перестали их приковывать дюжинами к одному стальному пруту. Был в те годы такой способ бороться с побегами – приковывали по шесть человек с каждой стороны к здоровенной железной палке и отправляли пешком в Сибирь. При этом если человек ослабевал в дороге, а то и отдавал Богу душу, то мёртвых и больных приходилось остальным нести на себе, пока не появится на пути кузня, чтобы снять оковы.

На свои собственные средства доктор Гааз снабжал лекарствами тех больных, коим не помогали родственники с воли, а также добился открытия больницы и школы для детей заключённых.

Он собирал для заключённых одежду, холстину на обмотки и портянки, теплые вещи, а также духовную литературу. Раздавал собранное перед отправкой этапа в каторгу или отправлял за свой счёт в Сибирь.

Доктор считал, что многие из преступников стали таковыми в результате отсутствия у них религиозного и нравственного самосознания. Поэтому всегда среди вещей были книги религиозного просвещения и азбуки, чтобы могли обучаться грамоте неграмотные, а также дети арестантов.

Приехав в Россию, Гааз, благодаря своей частной практике среди богатых пациентов, стал состоятельным человеком.

У него был собственный дом на Кузнецком мосту, довольно большое имение – деревенька и суконный заводик. Всё своё состояние он потратил на благотворительность.

Когда личные сбережения закончились, с молотка пришлось продать имение. Но и это не спасло положения. Доктор стал банкротом.

В убогой каморке, заваленной книгами, в которой он доживал абсолютно одинокую жизнь, он и скончался в 1853 году.

Похоронили его на Введенском кладбище.

Ограду могильную увенчали те самые кандалы, а на надгробном камне вместо эпитафии начертали призыв апостола Павла: “Спешите делать добро!”(с)

Храм в честь Похвалы Пресвятой Богородицы

Престол

  • Главный — в честь Похвалы Пресвятой Богородицы (пятая суббота Великого Поста)
  • Правый придел — в честь святого благоверного князя Александра Невского (12 сентября, 6 декабря)
  • Левый придел — в честь святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца (22 мая, 19 декабря)

Святыни
Частицы мощей святителя Николая Чудотворца, святителя Димитрия Ростовского, Вифлеемских младенцев

История

Церковь Похвалы Пресвятой Богородицы известна с конца XVII столетия. Подобно большинству нижегородских храмов в течение долгого времени она была деревянной. Во время большого пожара 1715 года Похвалинский храм сгорел и был вновь построен чуть севернее от прежнего места в 1737–1749 годах на средства губернского секретаря Рогожникова.

Храм был возведен в византийском стиле с высоким восьмигранным куполом и шатровой колокольней. В нем было три престола: Похвалинский, Александровский и Никольский.

Нижегородцы особо почитали икону Похвалы Пресвятой Богородицы, которая, как гласит предание, была местной в сгоревшей церкви и чудесно уцелела во время пожара. В настоящее время она находится в Нижегородском государственном художественном музее.

Согласно тому же преданию, Кузьма Минин после освобождения России жил в похвалинском приходе и был похоронен на погосте Похвалинской церкви, и лишь впоследствии, по повелению царя Алексея Михайловича, его останки были перенесены в Спасо-Преображенский собор. Хотя это предание не подтверждается никакими данными, ему верили писавшие о Нижнем Новгороде и о Минине: Орлов, Духовской и Свиньин; о нем упоминает также и протоиерей Рожанский в своем письме к Н. А. Полевому.

В советское время в помещении храма располагались типография и конструкторское бюро. Восстановление церкви началось в 2001 году и продолжается до настоящего времени.

Пн-Пт
8:00 – утреня, Божественная литургия

Сб
8:00 – утреня, Божественная литургия
16:00 – всенощное бдение

Вс
8:00 – Божественная литургия

Воскресная школа:
Вс по окончании Божественной литургии.
Директор ‑ Миронова Валентина Евлампьевна.
Адрес: г. Н. Новгород, ул. Заломова, д. 21 а.
Тел. 8 (831) 430–13–28.

Приход опекает женскую колонию № 2.

Адрес: 603109, г. Н. Новгород, ул. Заломова, д. 21 а.

Источники:

http://uspeniya.cerkov.ru/2016/04/12/poxvala-presvyatoj-bogorodicy/
http://vk.com/hram34
http://nne.ru/objects/hram-pohvaly-presvyatoj-bogoroditsy/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: