Храм святителя николая в толмачах – клир. Это было в какие годы? Каким был Патриарх Пимен

Храм Святителя Николая в Толмачах

Храм Святителя Николая известен тем, что именуют его чаще храм-музей, и это не случайно. Расположен он на территории известной не только в России, но и на весь мир Третьяковской галереи. Вероятно, потому местные жители называют эту церковь храмом в Третьяковке.

История возведения

Толмачами некогда именовался весь район — пересечение Большого и Малого Толмачевских переулков, где и была выстроена церковь. Известен тот факт, что во время Отечественной войны 1812 года, Храм Святителя Николая оказался единственным зданием, уцелевшим в этой части города среди пожаров. Но к большому сожалению, храм пустовал — окрестные дома сгорели, и люди вынуждены были покинуть эти места.

История храма Святого Николая Чудотворца началась в 1625 году, о чем свидетельствует запись в Приходской книге Патриаршего приказа. Изначально храм был деревянным, однако известно, что церковь в 1697 году была перестроена и возведена из камня. Сошествию Святого Духа был изначально посвящен главный престол храма, а Никольский престол в этот период находился в трапезной.

В разное время (17-18 вв.) церковь именовалась то «Сошественской», то вновь ей возвращалось имя Святителя Николая. Примерно в это время был выстроен и Покровский придел церкви, на те средства, которые пожертвовала вдова купца Демидова. Однако, на этом переустройство храма не окончилось, и в 1834 году началась перестройка трапезной, проект которой разработал Федор Шестаков, также храм в это время обзавелся новой колокольней.

Как и многие храмы в стране, во времена советской власти, церковь была закрыта, однако, в 1993 году, после ряда восстановительных работ, была вновь открыта для прихожан.

Современное состояние

Современный храм был построен в 1834 году, проект его был выполнен архитектором Федором Шестаковым. В отличие от старого храма, церковь стала трехпрестольной, главный престол которой был освящен в честь Сошествия Святого Духа, а два придела посвящены святителю Николаю Мирликийскому и Покрову Пресвятой Богородицы.

В 1992 году храм был полностью реставрирован, и здание его было причислено к собственности Государственной Третьяковской галереи.

Интересно! Во время богослужений храм открыт для прихожан, все остальное время храм используется как один из залов галереи, принимая большое количество экскурсантов.

Описание

Удивителен тот факт, что по типу застройки храм Николая Чудотворца в Толмачах является домовым храмом, который обычно располагался в здании больниц, вокзалов или на территории дворянских усадеб. Обычно это была небольшая церковь, имеющая довольно скромный иконостас и алтарь. К тому же такая церковь обычно перестраивалась из каких-либо других помещений, не используемых для богослужений.

Церковь Святителя Николая полностью соответствует вышесказанному, ее не отличает уникальность архитектуры, что продиктовано, прежде всего, расположением храма.

Деятельность прихода

При храме Святителя Николая открыта воскресная школа для детей, также проводятся курсы катехизиса для взрослых. Имеется при храме и библиотека христианских книг.

Святыни

Среди особо значимых святынь храма следует назвать такие иконы, считающиеся чудотворными, как:

  • икона Божией Матери Владимирская;
  • икона Иверской Божией Матери;
  • икона Божьей Матери «Утоли мои печали»;
  • икона преподобного Андрея Рублева «Троица».

Кроме того, в храме хранится Дмитровский крест и ковчег с мощами некоторых святых.

Престольные праздники

Основными престольными праздниками храма являются:

  • 22 мая — праздник перенесения мощей святого Николая Чудотворца;
  • 14 октября — день Покрова Пресвятой Божией Матери;
  • 17 июня — день Святого Духа.

Как добраться

Храм в Толмачах расположен по адресу: Малый Толмачевский переулок, д. 9. Самый простой способ добраться к храму — на метро, доехав до станции «Третьяковская», а затем спустя 5 минут пешего хода, вы окажетесь у Третьяковской галереи.

Читать еще:  Что обозначает икона нечаянная радость. Икона "Нечаянная радость": о чем молиться, в чем помогает

Что посмотреть

Самой известной достопримечательностью храма является икона кисти одного из самых известных живописцев — Андрея Рублева — «Троица». Увидеть ее стремятся как верующие люди, пришедшие на службу в храм, так и посетители галереи.

МОСКОВСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ В ТОЛМАЧАХ

  • Адрес: Россия, Москва, Малый Толмачевский переулок, дом.9 (вход через здание Третьяковской галереи, расположенное слева от здания храма)
  • Проезд:
    • от метро Третьяковская – из перехода налево, перейти через улицу Большая Ордынка и идти по Б.Толмачевскому переулку до пересечения с Малым Толмачевским переулком. Вход в храм осуществляется через здание Галереи рядом с зданием Храма.
    • от метро Полянка – из перехода налево, перейти через улицу Большая Полянка и идти до дома 13, за которым повернуть направо в проулок, далее по Б.Толмачевскому переулку до пересечения с Малым Толмачевским переулком. Вход в храм осуществляется через здание Галереи рядом с зданием Храма.
  • Телефон: (495) 957-07-81
  • Официальный сайт: http://hramvtolmachah.ru/
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Первое упоминание о деревянной еще “Церкви Великого Чудотворца Николы, да в пределе Иван Предтеч, что за Москвою рекою в Толмачах” содержится в Приходской книге Патриаршего приказа за 1625 год. “Толмачи” – слово татарского происхождения, так именовались устные переводчики, которых отличали от тех, кто умеет писать на иностранном языке. Толмачами или Татарской слободой называлась местность подле дороги в Орду, тогда – в отдалении от остальной Москвы, где селились переводчики – татары, владевшие русским языком, а затем и русские переводчики.

    Каменный храм был возведен в 1697 году “гостем”, прихожанином церкви Воскресения в Кадашах, Лонгином Добрыниным и главный престол храма был освящен в честь Сошествия Святаго Духа, а Никольский перенесен в трапезную. Однако, только с 1697 по 1770 годы церковь в деловых бумагах и книгах именовалась “Сошественскою”, а затем стала опять прописываться “Николаевской”.

    В 1770 году в трапезной был сооружен Покровский придел на средства вдовы купца 1-й гильдии И.М. Демидова. В 1834 году, по прошению прихожан и “согласно с мыслию Митрополита Филарета”, была перестроена трапезная по проекту архитектора Ф.М. Шестакова и возведена новая колокольня. В 1856 году был обновлен четверик и перестроен главный алтарь. Средства на обновление храма были пожертвованы, в числе других, Александрой Даниловной Третьяковой с сыновьями. Один из них, Павел Михайлович, основатель картинной галереи, был ревностным прихожанином храма.

    В этом храме с 1867 по 1895 год служил диаконом старец Алексий (Соловьев) (до пострига в 1898 – о. Феодор).

    В 1924 году в храме совершил богослужение святитель Тихон (Белавин), жребий на патриаршее служение которому вынул старец Алексий (Соловьев).

    В 1929 году храм был закрыт.

    Все пять глав церкви и три из четырех ярусов колокольни разрушены около 1930 г. Помещение храма было передано Третьяковской галерее.

    Восстановление храма началось в 1990 году.

    В 1993 году были возобновлены богослужения.

    8 сентября 1996 года главный престол храма освящен Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II. Богослужение совершалось перед Владимир­ской иконой Пресвятой Богородицы, перенесенной в храм.

    В 1997 году, к 300-летнему юбилею храма, завершилось его восстановление. Была заново возведена стройная колокольня и восстановлено пятиглавие четверика. Воссозданы три иконостаса, пристенные киоты, полностью восстановлена живопись.

    В богослужебное время храм открыт для всех верующих, а в остальные часы он становится одним из залов Третьяковской Галереи, в который приходят посетители музея, чтобы приобщиться к церковному искусству.

    Значительная часть убранства храма – экспонаты из собрания музея Государственной Третьяковской галереи. Это иконы главного и боковых иконостасов, в том числе икона святителя Николая, икона Сошествия Святого Духа на апостолов, а также заалтарные кресты, литургическая утварь.

    В храме-музее в специально оборудованном киоте хранится величайшая святыня – Владимирская икона Божией Матери.

    При храме работает библиотека православной литературы, детская воскресная школа и просветительские курсы для взрослых “Основы Православия”.

    Настоятели

    • Василий Павлов (сер. XVIII в.)
    • Иоанн Васильев (22 сентября 1770 – 1791)
    • Иоанн Андреев (май 1791 – 1812)
    • Николай Яковлев (1813 – ?)
    • Иванович Смирнов (1816 – 1828)
    • Николай Розанов (1828 – 1855)
    • Василий Нечаев (1855 – 1889)
    • Димитрий Касицын (1889 – 3 декабря 1902)
    • Михаил Фивейский (1902 – весна 1919)
    • сщмч. Илья Четверухин (июнь 1919 – июнь 1929) .
    • Николай Соколов (с 1992)

    Хранители памяти. Храм-музей святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее. Часть 2

    Аудио

    – Мы находимся в храме-музее святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. О самом храме и его святынях – в нашей сегодняшней передаче «Хранители памяти».

    Шередега Наталия Николаевна, заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи:

    – В 1980 годы начинается постепенное восстановление храма. Это было очень сложно. Сохранились чертежи, свидетельства, и наши сотрудники при помощи реставраторов «Моспроекта-2» помогали восстанавливать, делать росписи. В 1999 году в отреставрированный храм была перенесена наша самая главная святыня – Владимирская икона Божией Матери.

    В основном теле храма тоже находится немало икон, благодать которых известна издревле. В первую очередь надо сказать об одной из самых древних святынь, хранящихся в Третьяковской галерее – знаменитом Дмитровском кресте. Это одно из самых грандиозных явлений в русской деревянной скульптуре или иконописи, поскольку это расписной крест, и он датируется очень ранним временем – XIV веком. Но существует предание, что в 1291 году, когда некая слепая девица купалась в Яхроме, она неожиданно прозрела и увидела плывущий по реке в вертикальном положении огромный деревянный крест, который потом остановился в заводи и нашел себе пристанище в Успенском соборе города Дмитрова.

    Вообще для России Покров Божией Матери и праздник Ее Успения – это чрезвычайно важно. Вспомните, что именно при Андрее Боголюбском, который так чтил Божию Матерь через Ее Владимирскую икону, был установлен праздник Покрова Божией Матери. Это чисто русский праздник, хотя событие описано в житии Андрея Юродивого, и происходило оно в Константинополе: Богородица во время нападения неприятеля распростерла Свой плат, защитив град от врагов видимых и невидимых.

    Праздники Покрова и Успения Божией Матери считались одними из самых главных в годичном круге православного христианина. Обилие Успенских храмов в древней Руси свидетельствует об этом необычайном почитании. И в знаменитом Дмитровском Успенском соборе долгие годы находился крест, чудом попавший в Третьяковскую галерею в 1930 годы и сохраненный у нас.

    Протоиерей Николай Соколов, настоятель храма святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее:

    – Крест находится в левом Покровском пределе. После революции он был подвергнут тяжелейшим испытаниям, как и все: с него были содраны драгоценные оклады, и сам он стал мишенью в тире.

    – Маленькие отверстия от пуль можно увидеть по всему кресту. Но каким-то чудесным образом остался не задет пулями лик Спасителя.

    Протоиерей Николай Соколов:

    – Потом крест каким-то образом был выкинут. И, видимо, люди, понимающие, что это бесценное духовное и культурное сокровище, крест сохранили. И он находился у нас в запасниках. В 2005 или 2006 году во время выставки Дмитровский крест включили в экспозицию. И его увидел Святейший Патриарх Алексий II, который позвал меня. Я говорю: «Ваше Святейшество, вот такой крест». Он говорит: «Да, я вижу. Надо, чтобы все-таки он был в действующем храме. Это великая святыня России». И после переговоров и серьезных трудностей, которые милостью Божией были преодолены, для креста были сделаны голгофы, и сегодня он находится здесь, в нашем храме, удивляя всех и доставляя особую радость жителям города Дмитрова, которые регулярно приходят сюда, совершают молебны, акафисты и молятся пред этим чудотворным крестом.

    Шередега Наталия Николаевна:

    – Из святынь такой значимости как Владимирская икона и Дмитровский крест здесь еще хранится Иверский образ Божией Матери. Мы с вами знаем, что сама Иверская икона также называется «Вратарницей». Существует история, что она приплыла морем, будучи пущенной по водам вдовою, чтобы избежать поругания, и явилась монахам Афонского монастыря в некоем сиянии. Икона была установлена в Иверском монастыре и многократно меняла положение – оказывалась над вратами, отсюда название «Вратарница». Предание свидетельствует, что иконе была нанесена рана: лик Богородицы был проткнут копьем, и поэтому по щеке течет кровь.

    В XVII веке Москва, которая мыслила себя центром всего православия (мы знаем, к этому моменту в 1453 году пал Константинополь, и границы православного мира очень сузились), приняла на себя роль Третьего Рима и стала собирать святыни по всему миру. Был сделан специальный заказ, и с Афона привезли, вероятно, список знаменитой Иверской иконы Божией Матери. Мы знаем, что Иверских икон было несколько. Одна из них находилась на Красной площади, и после революции ее судьба неизвестна.

    Протоиерей Николай Соколов:

    – Когда я слышал рассказы о старой Москве, читал В. А. Гиляровского, Н. С. Лескова, многих других русских писателей, я обращал внимание, что все банкиры, купцы того времени не начинали в Москве ни одного дела, не подойдя к Иверской иконе Божией Матери, которая находилась в Иверской часовне перед Красной площадью. Там они совершали молебное пение, ставили свечи и потом уже шли совершать свои дела. Как вы помните из истории, в 1930 годах эта часовня была снесена, там был просто проход между Государственным историческим музеем (на месте Госдумы, а потом музея имени Ленина), и ничего не было.

    Когда в 1990 годы часовню восстановили, то встал вопрос: где же иконы, которые на ней были? В часовне хранились две или три иконы, все они – Иверские. Мы знаем, что сама Иверская икона Богородицы, которая была принесена в Москву в период правления Алексея Михайловича, всегда хранилась в Кремле. Там она и осталась. Сегодня она передана в храм-музей Новодевичьего монастыря. Это известное событие свершилось в последние годы.

    Но где остальные иконы, которые хранились в часовне: центральная, которая была выносной, ряд других копий? Было известно, что одна копия находится в храме Воскресения Христова в Сокольниках. На протяжении своей сознательной жизни, когда я приходил в этот храм, мне показывали икону, совершенно черную, темную, с трудно различимым слоем иконописи, – и это икона Иверская. Помню, когда я работал в Патриархии, мы неоднократно приходили, молились перед ней со Святейшим Патриархом Пименом. Где остальные образы, было неизвестно. Когда мы задались вопросом, какую икону поместить в часовню, то было предложено написать новую копию. И афонскими монахами, как в древности, триста лет тому назад, была написана Иверская икона Божией Матери, которая с большими почестями, славно была перенесена в град Москву и заняла свое место в дивной восстановленной часовне.

    Это новый образ, который уже прославился многими чудесами. Я сам могу об этом свидетельствовать, потому что встречал людей, видевших чудо, в частности ребенка, у которого в ГУМе, известном магазине, так ударило по руке дверью, что повисли пальцы. И пока бегали и вызывали скорую помощь, мама взяла ребенка и прибежала к иконе. Ребенок в истерике кричал (представляете, какая боль!)… И мама приложила руку к иконочке – малыш сказал: «Мамочка, а ручка не болит!»

    Шередега Наталия Николаевна:

    – В фонде запасов Третьяковской галереи, куда свозились иконы из очень многих уничтоженных церквей и где они хранились от разграбления, долгие годы находилась под записями Иверская икона Божией Матери. Наша сотрудница, бывший реставратор, Антонина Ивановна Собаршова начала последовательно ее раскрывать, изучать. И тогда обнаружилось, что икона была выносная, что за полозом внизу сохранились монетки. Стало понятно, что живопись соответствует второй половине XVII века, но само наличие приспособлений, монеток (они находятся на хранении в Третьяковской галерее) свидетельствует о том, что икону возили по Москве, она была почитаема, туда клали пожертвования, и мы можем предположить, что этот образ был одним из списков со знаменитой Иверской иконы. Была ли это та самая пропавшая икона, мы точно сказать не сможем, но доля вероятности чрезвычайно велика.

    Протоиерей Николай Соколов:

    – Ее решили оставить почти без реставрации, расчистили. Сегодня икона находится в хорошем месте. Но утраты: рука, зацелованная до дерева, и другие, остались так, как были, чтобы люди видели, что это намоленный образ, столетиями находящийся в Москве. Вот такая икона хранится здесь!

    – Мы еще вернемся в храм святителя Николая в Толмачах, а сегодня время нашего выпуска подошло к концу.

    Автор и ведущая программы Елена Чач
    Записала Аксиния Шмонденко

    Источники:

    http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/hram-svyatitelya-nikolaya-v-tolmachah.html
    http://drevo-info.ru/articles/16284.html
    http://tv-soyuz.ru/peredachi/hraniteli-pamyati-26-07-2016

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: