Храм святителя николая в подкопаях официальный. Николая чудотворца в подкопаях, храм

Храм святителя Николая Чудотворца в Подкопаях

Подкопаевский переулок, 15/7

Подкопаевский переулок, 15/7

Храм, расположенный предположительно близ карьера для добычи глины, известен с конца XV века. В дальнейшем стал каменным трехпрестольным. В 1855 году отдан для размещения подворья Александрийской православной церкви. Закрытый в 1929 году и использовавшийся под заводские цеха, он снова открылся для богослужений в 1991 году.

XV–XVIII века

Церковь Святителя и Чудотворца Николая расположена в историческом Белом городе, на склоне Сретенского холма, в квартале, ограниченном с запада Подкопаевским переулком, с севера — Малым Трехсвятительским, с востока — Хитровским переулком и внутриквартальным проездом и с юга — Подколокольным переулком. В XIV–XVI веках здесь, на склоне Сретенского холма, было урочище Старые сады — владение московских великих князей и царей. Возможно, название местности «Подкопаи» связано с глиняным карьером, в котором для добычи глины подкапывали гору. Но есть и другие объяснения. Согласно одной из легенд,некий вор, сделав подкоп под церковь, забрался внутрь и, набрав ценностей, полез обратно, но был завален в своем подкопе насмерть.

Церковь Святителя Николая Чудотворца, что в Подкопаях, упоминается впервые в 1493 году в связи с грандиозным московским пожаром: «…воста буря велиа зело, и кинуло огонь. И многа тогда людем скорбь бысть: болши двоюсот человеко згорело людей, а животом безчисленно выгоре, а все то погоре единого полудня до ночи, а Летописец и старые люди сказывают: как Москва стала, таков пожар на Москве не бывал». Великий князь Иван III покинул сгоревший Кремль и поселился «у Николы у Подкопаева под конюшнею в крестьянских дворех». По Стротельной книге московских церквей 1657 года храм уже каменный. Некоторые поздние клировые ведомости упоминают каменный Николаевский храм с 1629 года. Натурные исследования последних лет показали, что основа храма относится к XVI веку, к эпохе Ивана Грозного, на что указывает вскрытый из-под штукатурки тонкий кирпич в нижней половине здания церкви — его хорошо видно с южной стороны, из-за ограды.

В 1722 году в Николаевской церкви существовало два престола: во имя иконы Казанской Божией Матери, который оставался главным на протяжении всего XVIII — начала XIX века, и придельный — во имя Святителя Николая Чудотворца.

В 1731 году иждивением вдовы графа Андрея Артамоновича Матвеева Анастасии Ермолаевны была осуществлена перестройка всего храма.

В 1748 году храм пострадал от московского пожара, после чего в 1750-м на средства московского 1-й гильдии купца Алексея Михайловича Губина был обновлен Казанский придел, а в 1759 году построена колокольня.

Известно, что во II половине XVIII века существовал придел во имя Святителя Димитрия, митрополита Ростовского, а затем вместо него — во имя Святителя и Чудотворца Сергия Радонежского. На погосте церкви был двор пономаря и до 1771 года — кладбище, территория которого менялась в XVII–XVIII веках. Дворы священника, дьякона, дьячка, просвирни находились на противоположных сторонах Подкопаевского и Подколокольного переулков, что известно по Строельной книге 1657 года, Переписным книгам 1702, 1718, 1738–1742 годов и планам XVIII — начала XX века.

Читать еще:  К чему снится поймать гуся. К чему снятся гусята маленькие

XIX век

До 1812 года в храме было три престола: главный — во имя иконы Казанской Божией Матери, северный — во имя Святой Великомученицы Екатерины и южный — во имя Святителя Николая Чудотворца. В 1812 году храм был полностью разорен французами. Некоторое время церковь считалась приписанной к Иоанно-Предтеченскому храму Ивановского монастыря. После разорения удалось восстановить только придел Святителя Николая Чудотворца. Он просуществовал до 1842 года, когда по ветхости уже всего здания храм пришлось закрыть.

В 1855 году по просьбе Александрийского патриарха храм Святителя Николая Чудотворца с церковными владениями передали под Александрийское патриаршее подворье. В тот же период были проведены восстановительные работы по проекту архитектора Н.И. Козловского иждивением московских купцов — ктитора церкви Николая Ивановича Каулина и Алексея Гавриловича Шевелкина: «При державе Благочестивейшаго Государя Императора Александра Николаевича, при Александрийском Патриархе Иерофее II по благословению Московскаго Митрополита Филарета и Преосвященном Никаноре Епископе Фиваидскаго, ревностным старанием и собственным капиталом Ктитора онаго храма Московскаго Купца и Кавалера Николая Ивановича Каулина и его усерднейшаго сотрудника Алексея Гавриловича Шевелкина, приведен в надлежайшее благолепие и снабжен в изобилии, утварью и ризницею Архиерейскою и Священническою и освящен 1858 года Января 26-го дня, оными: Высокопреосвященнейшим Митрополитом Филаретом, и Преосвященным Никанором Епископом Фиваидским».

В храме появились новые иконостасы работы резчика В.И. Астафьева и золотаря Д. Иванова, кипарисовые иконы в серебряных окладах, стенное живописное письмо иконописца Рогожина, утварь мастера Фадеева. В 1855–1856 годах в глубине участка было построено для причта каменное двухэтажное прямоугольное в плане жилое здание, фасады которого были выполнены в формах ранней эклектики. В 1874 и 1889 годах проводились поновления храма на средства потомственного почетного гражданина Алексея Дмитриевича Расторгуева. Освящали храм соответственно 6 декабря 1874 года и 8 июля 1889 года. В 1885 году на средства настоятеля Александрийского патриаршего подворья архимандрита Геннадия была устроена часовня в честь Святителя Николая Чудотворца. Ее освятили в феврале 1887 года. Фасады выполнены в формах эклектики, характерной для последней четверти XIX века и особенно для церковных зданий с использованием декоративных элементов русского узорочья в архитектуре XVII столетия. Этот стиль называется псевдорусским, иногда кирпичным.

ХХ век и современность

В 20-е годы ХХ века храму удалось избежать закрытия благодаря тому, что в нем зарегистрировалась греческая община. Но в 1926 году она была распущена. Через год в храм пришли о. Андрей (Борис Яковлевич Эльбсон), сестры Миронович (Вера и будущая монахиня Любовь), а впоследствии и о. Петр Петриков, при которых активную роль в жизни храма стали играть сестры монашеской женской общины.

Церковь была закрыта в 1929 году, а ее священники арестованы и расстреляны. Сломали кресты и главки приделов и алтаря. В храме сначала устроили жилые помещения. Затем вплоть до 1990 года территория бывшего подворья находилась в распоряжении завода «Полиэтилен» Управления химической промышленности, разместившего здесь свои производственные помещения, в том числе гальванический цех. Интерьеры церкви были уничтожены, настенные росписи закрашены. К алтарям приделов, к часовне, колокольне и дому причта в разное время были сделаны одноэтажные пристройки. Каменный одноэтажный технический объем был поставлен и в юго-восточном углу церковного владения. Шатровое завершение часовни было утрачено в начале 1970-х годов.

Читать еще:  К чему снится поругаться с сестрой. К чему снится сестра бывшего

Решениями Исполкома Моссовета № 176 от 21 января 1991 года и № 616 от 9 апреля 1991 года церковь Святителя Николая Чудотворца и участок ее погоста были переданы приходу храма Святителя Николая Чудотворца Московской епархии Русской православной церкви (Московский патриархат). С 29 сентября 1991 года храм является действующим. Центральный объем церкви — двусветный одноапсидный четверик — перекрыт сомкнутым сводом. Его венчает глухой шестигранник с маленькой главкой. Под куполообразной кровлей XIX века на постаменте шестигранника уцелел лепной барочный декор. Пониженная трапезная и симметрично размещенные приделы, охватившие четверик с запада, решены единым объемом и в обоих переулках воспринимаются как элемент рядовой жилой застройки середины XIX века. Каменная трехъярусная колокольня, являющаяся значительной архитектурной доминантой окружающего района, хорошо сохранила формы, характерные для русского барокко середины XVIII века: мощную пластику объема, барочный декор, парные пилястры по углам четвериков и фигурную главку с крестом. Здание церкви Святителя Николая Чудотворца является объектом культурного наследия.

Московский храм святителя Николая в Подкопаях стал объектом культурного наследия

Москва, 17 апреля 2014 г.

К Дню охраны памятников и исторических мест 18 столичных объектов получили статус памятников культурного наследия, сообщил руководитель Мосгорнаследия Александр Кибовский.

В частности, статус памятника получили доходный дом А.Синицына в Благовещенском переулке, объекты детской больницы Святой Ольги в Орлово-Давыдовском переулке, воспитательный дом на Москворецкой набережной, доходный дом Плещеевых в Гусятниковом переулке, церковь Николы в Подкопае в Подкопаевском переулке, особняк В.Мельникова в Волковом переулке, сообщает Интерфакс-Религия.

Храм упоминается в летописи с 1493 года. Название местности Подкопай связано с деятельностью людей, которые добывали глину, подкапывая холм. Каменный храм числится с 1629 года. Существующее здание возведено в середине XVII века.

«Жизнь храма можно уподобить горящей свече. Наша подкопаевская свеча загорелась в Белом городе, за Китайгородской стеной, почти шесть веков назад», — говорится на сайте храма.

У этого храма, как и у многих непростая судьба: «После войны с Наполеоном он стоял закрытым почти полвека, а потом вдруг пришло решение о передаче храма Александрийскому патриарху. Так и стал наш Подкопай Александрийским подворьем. Привели его тогда в надлежащее благолепие и снабдили всей необходимой утварью. В 1858 г. храм Свят. Николая в Подкопаях был освящен прославленным впоследствии в лике святых митрополитом Филаретом Московским и епископом Фиваидским Никанором. Через год придел в честь Казанской Божьей матери становится в храме главным. Вскоре с восточной стороны по линии улицы пристроили шатровую часовню. На этом и завершилось формирование ансамбля храма. Однако, испытаниям только суждено было начаться. Приближался ХХ век. »

«Новомученики храма святителя Николая в Подкопаях — это священномученик о. Петр Петриков, настоятель храма иеромонах Андрей (Эльбсон) и две тайные монахини Валентина (Засыпкина) и Вера (Рожкова).

Читать еще:  Дзен какая религия. Что такое дзен

Их арестовали вместе с другими членами общины по «делу» епископа Арсения (Жадановского), бывшего настоятеля Чудова монастыря в Кремле, в канун праздника Тройкой УНКВД они были приговорены к расстрелу по статье 58-10 УК РСФСР «за активное участие в контрреволюционной организации церковников-нелегалов». В праздник Воздвижения Креста Господня, 27 сентября 1937 г., приговор был приведен в исполнение на Бутовском полигоне».

Храм святителя николая в подкопаях официальный. Николая чудотворца в подкопаях, храм

Войти


Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. II: Белый город. М., 1882, N 47

Храм во имя Святого Николая Чудотворца в Подкопаях, близ Солянки (Подкопаевский пер., 15/7), впервые упоминается в 1493 году, когда сюда удалился великий князь Иван III Васильевич после
пожара, истребившего дворец в Кремле. В 1686 году при церкви было устроено кладбище, и о ней упоминается как о церкви каменной, и именуется она церковью Николая Чудотворца Подкопаева. Вероятно, название произошло от фамилии какого-либо Подкопаева, строителя или возобновителя церкви.

Существует, впрочем, следующее предание. Воры собрались похитить из этой церкви имущество и подкопались под стену храма. Через подкоп они влезли в церковь, похитили серебряную ризу с иконы святителя Николая и удалились, но один из них в том подкопе был завален и умерщвлен обвалившимися камнями. Поэтому будто бы и церковь получила наименование «в Подкопаях».

Известен так же рассказ,опубликованный С. Нилусом о чудесном избавлении Николаем Чудотворцем купца от разорения. По этому преданию Святитель разрешил купцу сделать подкоп в храм и забрать ризу с его чтимой иконы. А когда купец снова «встал на корень», то изготовил такой же оклад и возвратил его обратно в храм.

Еще одна версия объясняет название также подкопом, — здесь, у берегов реки Рачки находился карьер для добычи глины. Под асфальтом до сих пор находятся залежи отменной красной глины.
Интересно,что во время недавнего вскрытия пола выяснилось, что под храмом существует заброшенное сводчатое помещение от которого ведут засыпанные подземные ходы.

Церковь несколько раз переделывали — в конце XVII — начале XVIII вв., в середине XVIII века. В результате пожара 1812 года церковь сильно пострадала и была восстановлена в 1855-1858 годах по проекту Н.И. Козловского. В то время храм получает статус Александрийского подворья. Под поздней отделкой до сих пор скрывается декор 17 века. Сейчас уже видны некоторые фрагменты открытые реставраторами.

В церкви три престола: Казанской Божьей Матери, Свт. Николая Чудотворца и Прп. Сергия Радонежского. Каменная шатровая часовня при Никольской церкви построена в 1885 г. на средства настоятеля Александрийского подворья архим. Геннадия. Освящена в 1887 г. Закрыта вместе с храмом в 1929 г., тогда был уничтожен шатёр, сломаны кресты и главки на приделах. В церкви устроили жилые помещения, а затем — гальванический цех.

Храм возвращён и вновь освящён в 1991 г. При храме действует воскресная школа для детей, православная школа риторики для взрослых, ведется воспитательно-просветительская работа в Таманской дивизии, открыта книжная торговля.

Святителю отче Николае, моли Бога о нас!

Источники:

http://www.hse.ru/hitrovka/nicholas
http://pravoslavie.ru/70039.html
http://hitrovka.livejournal.com/29770.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector