Храм николая чудотворца чешское подворье. Храм святителя николая в котельниках

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл призвал объединить усилия в поддержку идеалов семейной жизни

Святейший Патриарх Кирилл присутствовал на выступлении Президента России В.В. Путина, обратившегося с Посланием к Федеральному Собранию

В праздник Собора Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

В праздник Рождества Христова Предстоятель Русской Церкви совершил великую вечерню в Храме Христа Спасителя

В праздник Рождества Христова состоялся телемост Святейшего Патриарха Кирилла с членами экипажа Международной космической станции

Храм святителя Николая Мирликийского в Котельниках в Москве (подворье Православной Церкви Чешских земель и Словакии)

Покровское благочиние Московской городской епархии

История

Упоминания о деревянном храме свт. Николая, находившемся в слободе ремесленников, изготовлявших котлы, на Швивой горке, относится к 1547 г. Ныне существующий храм был выстроен в стиле ампир на средства кн. С.М. Голицына в 1822-1824 гг. (архитектор О.И. Бове).

После 1917 г. храм был закрыт. В 1992 г. состоялось малое освящение вновь открывшегося храма, а в 1999 г. храм был освящен Святейшим Патриархом Алексием II и Блаженнейшим Митрополитом Чешских земель и Словакии Дорофеем.

5 октября 1999 г. Священный Синод учредил при храме подворье Православной Церкви Чешских земель и Словакии.

Престолы

Главный — свт. Николая, приделы — прпп. Зосимы и Савватия Соловецких, мц. Евдокии (не восстановлен).

Святыни

Иконы мц. Людмилы Чешской, свв. Петра и Февронии Муромских, блгв. кн. Александра Невского, вмч. Пантелеимона с частицами мощей.

Настоятель — архимандрит Серафим (Шемятовский), представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси.

«Всевидящее Око Господне» Храма Святителя Николая в Котельниках

Храм Святителя Николая в Котельниках, москвичи называют его еще Никольская церковь или Церковь Святого Николая. Построен архитектором Осипом Ивановичем Бове в 1822-1824 годах на средства князя Сергея Михайловича Голицына в память его предков Строгановых, живших в приходе этой церкви.

Интересные факты из архива Московской духовной консистории есть в книге «Храм свт. Николая в Котельниках», – изданной Подворьем Православной Церкви Чешских земель и Словакии в Москве в 2009 году, – которую мне удалось в этой же церкви и приобрести в своё время, – 1818 года декабря 21 дня, Тайный Советник, действительный Камергер и Кавалер, Князь Сергей Михайлович Голицын, покойному Преосвященному Августину Митрополиту Московскому прошением объявил: Ивановского сорока де церковь Святителя Николая Чудотворца, именуемая в Котельниках, с недавнего времени пришла в ветхость, и во время нашествия неприятельского пожар по наружности и разграбление потерпела, а как оная церковь сооружена иждивением предков его, Баронов Строгановых, и в ней погребены тела их, то он желает во всем ся поправить и привесть в благолепие суммою своею. Просил оную церковь на сем пожелании поправить ему дозволить. По тому прошению резолюцей покойного Преждеосвященного предписано: церковь исправить позволить.

В 1823 году был освящен главный – Никольский придел храма. Придел в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких был освящен 24 августа 1824 года Святителем Филаретом (Дроздовым) в день памяти святого Петра, Митрополита Московского.

В 1873 году вдова диакона Евдокия Егоровна Виноградова на свои средства устроила внутри храма второй придел во имя преподобномученицы Евдокии, – придел освящен 17 сентября.

Кстати, – Митрополит Филарет был Митрополитом Московским и Коломенским с 3 (15) июля 1821 года по 19 ноября (1 декабря) 1867 года. Освятил десятки московских храмов, построенных и реконструированных по его благословению.

На архитраве портика традиционные для Осипа Ивановича Бове медальоны с головками херувимов и тамплиерские кресты в венках. Тамплиерские кресты весьма характерный для Бове символ, он присутствует на ограде Скорбященской церкви на Большой Ордынке, – правда насколько они аутентичны, – не знаю, – и на фризе второго яруса колокольни Храма Большого Вознесения на Большой Никитской улице. А головыки херувимов встречаются наверное на всех церквях постройки Осипа Ивановича, – на Храме иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость», на Храме Большое Вознесение, на Храме Троицкого собора Данилова монастыря и на Храме Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе. Фирменный знак.

Читать еще:  Имена имеющие еврейские корни. Словарь еврейских имен

Тамплиерские кресты, – прямые равносторонние кресты с расширяющимися концами, – есть не только снаружи, но и внутри церкви.

Правда внутри церкви головок херувимов уже нет, но есть лента.

Южный фасад здания, выходящий на 1-й Котельнический переулок, украшен скульптурной барельефной композицией «Вход Господень в Иерусалим».

«Вход Господень в Иерусалим» Евангелие от Матфея глава 21 стихи с 1 по 7.

И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их. Всё же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной. Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их.

Иногда авторами проекта Храма Святителя Николая в Котельниках называют архитекторов Бове и Жилярди.

Звездное небо на куполе Храма святого Николая Чудотворца в Котельниках. Звезды пятиугольные и шестиугольные.

В книге Гарольда Вуриса «Факты для вольного каменщика» есть вопрос, – символически, что служит потолком ложи? Есть и ответ на поставленный вопрос, – звездное небо.

Рисунок Храма Святителя Николая в Котельниках из альбомов Найденова – «Москва. Снимки с видов местностей, храмов, зданий и других сооружений».

Фото Храма Святителя Николая в Котельниках из альбомов Найденова – «Москва. Снимки с видов местностей, храмов, зданий и других сооружений».

Святая мученица ЛЮДМИЛА ЧЕШСКАЯ (†921)

Нигде нет такого количества женщин, носящих славное святое имя – Людмила, как у нас в России. Даже в Чехии, на родине великой святой, имя ее почти забыто.

Святая Людмила родилась в 860 году в семье сербского князя Славибора. Совсем молодой ее выдали замуж в далекий по тем временам край – в Чехию, за князя Боривоя из рода Пржемысловичей. Брак Людмилы и Боривоя положил начало процессу объединения племён на
территории нынешней Чехии. По свидетельству ряда документов молодая княгиня была образована, знала несколько языков, в том числе греческий и латынь.

В то время и она, и молодой князь были язычниками, однако вскоре они познакомились с великим просветителем – Мефодием. Видимо, этот создатель славянской письменности, переводчик греческого, арамейского, латинского и других языков произвел большое впечатление на княжескую чету, и в 882 году они в его присутствии приняли таинство крещения в Великой Моравии, в Велеградском храме. По возвращении в Чехию молодые супруги возвели первый на своей земле христианский храм в честь святого Климента в Левом Градце. Вместе приняв крещение, благочестивые супруги способствовали распространению Православия в Чешских землях: созидали в своем княжестве храмы, приглашали священников для совершения в них Богослужений. В период княжения Боривоя и Людмилы на Чешской земле был построен и второй христианский храм в честь Пречистой Богородицы.

У супругов было двое сыновей и четыре (по некоторым сведениям — одна) дочери, которых они воспитывали в страхе Божием. Князь Боривой умер рано, 36-ти лет, оставив вдовой молодую 29-летнюю княгиню. Старший сын княжеской четы, Спитигнев, также прожил недолго, и на престол вступил а младший сын Вратислав. Фактически же государством долгое время управляла его мать Людмила, которая осталась в народной памяти как мудрая правительница. Княгиня вела праведную жизнь, способствовала распространению христианства в Чехии, помогала больным и обездоленным.

Но язычество еще жило между жителями Чехии и особенно крепко сохранялось оно между соседними Полабскими славянами. К сожалению дела немецкого романизма не только не сближали местных славян с христианством, но напротив питали в них сильную вражду против него. Жена кн. Вратислава Драгомира была урожденная княжна Браниборо-Стодеранская. Латинские предания называют Драгомиру язычницей, но это представляется весьма сомнительным. Быть не могло, чтобы в таком глубоко христианском семействе, каково было семейство князя Боривоя, жена князя христианина была не крещенной. Но не подлежит сомнению, что она не была искренней христианкой, была горда и зла и по гордости дорожила всем славянским, в том числе и языческою жизнью. Ненависть к христианству, воспитанная в Полабских славянах жестокостями немецких миссионеров и властителей, являлась и в ней.

Читать еще:  Крымская калифорния. Михоэлс, путин и крымская калифорния

У них было двое сыновей — Вячеслав и Болеслав, которые совсем не походили один на другого: Вячеслав характером и делами напоминал своего доброго отца, покровительствовавшего христианской вере, в Болеславе отразились качества нечестивой Драгомиры. Воспитание Вячеслава, который по праву первенства должен был наследовать престол, князь Вратислав поручил своей благочестивой матери — святой Людмиле. Воспитанием же Болеслава занималась Драгомира.

Ненавидя свекровь, княгиня Драгомира при жизни мужа не дерзнула предпринять против нее ничего серьезного. Блаженная Людмила, невзирая на все козни невестки, соблюдала внука своего Вячеслава в законе христианском. Чувствуя приближение кончины, князь Вратислав хотел еще при жизни утвердить юного Вячеслава на прародительском престоле. Он созвал всех своих именитых князей, епископа и церковный клир в соборный храм Пречистой Богородицы и после Божественной литургии возвел отрока на ступени алтаря, где юного Вячеслава благословил епископ.

В 921 году князь Вратислав скончался, и власть перешла в руки несовершеннолетнего отрока Вячеслава (Вацлава или Венчеслава). Сеймом Чехии был издан указ, согласно которому регентшей страны назначалась Драгомира, мать Вацлава. Людмиле же, его бабушке, было поручено заниматься воспитанием и образованием внука.

Княгина Драгомира, святой Вацлав и святая Людмила

Святая воспитала внука Вацлава в христианской вере, обучила его немецкому языку, выполняла с ним перевод с латыни и греческого текстов Святого писания. Однако этим была недовольна Драгомира, которая пыталась вытеснить из сознания чешского народа христианские традиции. Она приблизила к себе людей худых и даже язычников, которых еще много оставалось в княжестве. Она стала отменять порядки, которые введены были Боривоем и Вратиславом для ослабления язычества, а по всей Чехии начали сооружаться идольские капища.

Святые Вацлав I, герцог Богемии и Людмила

Святая Людмила открыто выразила свое недовольство невестке. В душе Драгомиры властолюбивые амбиции сплелись с языческим безумством, в результате чего Драгомира замыслила убить свою свекровь. Следуя слову Писания – удаляться от всякого зла, святая Людмила уехала из столицы в город Тетин, где стала вести свою жизнь в молитве, рукоделии и благотворении. Но мстительная Драгомира нашла ее и здесь.

Убийство Людмилы

Двое убийц были посланы ею на княжеский двор в Тетин. В ночь с 15 на 16 сентября , выломав двери дворца, они ворвались к Людмиле, когда она молилась в домашней молельне. «Так ли помните благодеяния мои?» – сказала добрая княгиня. Людмила, видя, что ее хотят удушить, просила поразить ее мечом, чтобы вместе с мучениками пролить кровь за Христа. Но убийцы, зная, что пролитие крови у христиан было непременным условием для признания мученичества, задушили княгиню. Предположительно, в качестве орудия убийства была использована вуаль княгини, которая впоследствии стала ее символом. Душа мученицы отправилась в вечные селения, а тело ее было погребено без церковного отпевания под городской стеной Тетина.

Но Господь прославил место погребения своей угодницы многими чудесами: каждую ночь над тем местом являлись горящие свечи. Один слепец прозрел, когда коснулся земли с могилы святой Людмилы. Услышав о таких чудесных знамениях, внук святой Людмилы Вячеслав совершил перенесение ее мощей в Прагу и положил их в базилике святого Георгия (чеш. Св. Йиржи) на Пражском граде, где они покоятся и по сей день. Позднее ее святую главу отделили от тела и сейчас она хранится в золотом шлеме вместе с другими великими чешскими реликвиями в Соборе Святого Вита в Градчанах – главном храме Чехии, построенным внуком Св. Людмилы – Вацлавом Святым (Вернее Св.Вацлав начал его строить, но скоро умер и был похоронен в одном из пределов храма).

Читать еще:  Роман и любовь совместимость. Роман - значение имени, происхождение, характеристики, гороскоп

Вячеслав, тяжело переживающий потерю бабушки, поддавшись на лукавые советы бояр, изгнал свою мать, Драгомиру, в город Будеч. Но вскоре князь, воспитанный святой Людмилой в христианских традициях, вспомнив заповедь о почитании родителей, раскаялся, понял, что не
вправе судить свою мать, призвал ее обратно в столицу и окружил почтительной заботой и любовью. Ожесточившееся сердце Драгомиры было тронуто добротой сына-христианина, она увидела новым духовным взором весь ужас совершенного ей преступления, и кающейся грешницей вернулась в Христову веру. «Любовь покрывает все грехи» (Притч. 10, 12), поняв эту истину, Драгомира стала верной помощницей святого Вячеслава в делах государственных и в делах благочестия.

Святая Людмила, первая чешская святая и мученица, стала покровительницей своей родной земли (часто ее называют «matka české země»), также ее считают покровительницей бабушек, матерей и христианских воспитателей и учителей. Ее статуя установлена на Карловом мосту, среди скульптур самых почитаемых чешских святых. Почетное место занимает ее изображение и на постаменте памятника Святого Вацлава, установленного в самом центре Праги, на Вацлавской площади. Не случайно в конце 19 века, когда начался процесс за обретение Чехией национальной независимости, в Праге был построен огромный Собор Святой Людмилы, в сооружении и оформлении которого приняли участие практически все известные чешские деятели культуры.

Собор Св. Людмилы в Праге

Как святая княгиня Ольга обратила к вере своего внука князя Владимира, так и в Чехии, только веком раньше, святая Людмила воспитала в Христианской вере своего внука Вячеслава. Неслучайно память святых Людмилы и Вячеслава на Руси чтилась уже при равноапостольном князе Владимире и его сыновьях.

Храм св. Георгия в Праге, где покоятся честные мощи св. Людмилы

Сегодня католическая базилика св. Георгия в Праге , где находятся мощи св. Людмилы, стала музеем. Доступ к гробнице святой возможен только во время служб, которые совершаются крайне редко. Однако, если принести цветы для святой, то кованые двери капеллы (по-нашему – придела) святой Людмилы открывают, и можно пройти и приложиться к раке, у которой теплится православная лампадка.

Мощи св. Людмилы Чешской в базилике святого Георгия в Пражском Граде

В Москве в храме Свт. Николая в Котельниках (Подворье Чешских Земель и Словакии) находится ковчежец с частицей мощей св. Людмилы. Ежегодно 29 сентября в день памяти святой здесь совершается торжественное богослужение и со всей Москвы и ее окрестностей собирается множество Людмил, чтобы почить память своей небесной покровительницы.

Храм Святителя Николая в Котельниках

Храм святого Николая Чудотворца в Котельниках (1822-1824 г.г.)

Тропарь, глас 4
Оставльша тьму идолослужения и с горячей любовию прияв свет православныя веры Христовы, явися ты, святая Людмило, яко звезда утренняя, и светом святости твоея истинный день Богопочитания в Честей земли начав.

Кондак, глас 4
Светло во страдании твоем возсияла еси, страстотерпице, от кровей твоих преиспещрена, и яко красная голубице к небеси возлетела еси, Людмило, тем же моли присно за чтущия тя.

Молитва мученице Людмиле, княгине Чешской
О, святая угоднице Христова, мученице княгине Людмило, первоугоднице Чешския страны и стольнаго града Праги украшение, теплая о нас пред Богом молитвеннице! Се мы, многогрешнии, смиренно припадающе, молим тя: не попусти нам погибнути в тине грехов наших, но вознеси о нас моление ко Господу, да помилует нас и дарует нам покаяние. О, преблагая мати Людмило! Не забуди посещати чад твоих, аще бо и преставилася еси от нас в Небесныя обители, вкупе со внуком твоим, святым мучеником Вячеславом. Темже, святая прамати его, испроси и нам, грешным, Божие благословение на чада наша и на всех нас, да и мы, многогрешнии, возблагодарим Господа за подаяние Его благодати и купно с тобою да прославим Отца и Сына и Святаго Духа и твое великое заступление о нас во веки веков. А минь.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Источники:

http://www.patriarchia.ru/db/text/339739.html
http://leonovvaleri.livejournal.com/25736.html
http://hram-troicy.prihod.ru/zhitie_svjatykh_razdel/view/id/1140207

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: