Храм климента папы римского на пятницкой. Церковь климента, папы римского, на пятницкой

Новости храма

Святой Иоанн почитается Церковью не только как выдающийся святитель, но и как чудотворец.

В этот день в небольшом городке Вифлееме произошло небывалое событие — родился в мир Богомладенец, Сын Божий — Иисус Христос.

Рождество Христово — один из главных православных господских двунадесятых праздников, по значимости считается вторым после Пасхи.

Святитель Николай Чудотворец — один из наиболее почитаемых христианских святых. С молитвами к нему ежедневно обращаются тысячи людей по всему миру.

Модератором мероприятия выступил председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации, настоятель храма сщмч. Климента Римского в Замоскворечье протоиерей Леонид Калинин.

20 марта 2005 года в Знаменском приделе была отслужена первая после десятилетий забвения Божественная Литургия, что положило начало регулярным Богослужениям в Храме.

Праздничное богослужение в день праздника совершил Блаженнейший Тихон, Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады в сослужении архиереев и духовенства Русской и Американской Православных Церквей.

Подарок детям от общественных организаций Крыма — « Наследие Святого Климента Римского» и исторического клуба « Севастополь Таврический».

Дорогой батюшка, мы молитвенно желаем Вам Божьей помощи в делах, здоровья, взаимопонимания с людьми, которые в Вас нуждаются, света и гармонии на душе. Пусть Бог наградит Вас и Ваших близких всеми благами, одарит долголетием, даст Вам счастья и удачи.

Этот знаменательный день имеет непосредственное отношение к истории нашего храма.

Храм Климента Папы Римского

ГЛАВНОЕ

  • Один из самых известных храмов Москвы, расположенный на Пятницкой улице, является уникальным примером церковного барокко.
  • Святой Климент (II век н.э.)был «апостолом от 70-ти», 4-м епископом Рима. Тогда еще не произошло разделения церкви на православную и католическую.
  • Храм, по основной версии, построен в 17 в. одним из богатейших купцов Москвы Козьмой Матвеевым, чья усадьба располагалась на Пятницкой улице.
  • Считается, что автор проекта — Пьетро Антонио Трезини – швейцарский архитектор, автор многих дворцов и храмов в Санкт-Петербурге.
  • В иконостасе храма и его внешнем убранстве проявился богатый архитектурный язык московского барокко.

Оглавление

Храм священномученика Климента, Папы Римского, расположен в историческом центре Москвы на Пятницкой улице. Его величественное здание с голубыми куполами заметно издалека.
Это один из самых известных храмов Москвы и уникальный пример церковного барокко в архитектуре (с итальянского la perla barocco – «жемчужина необычной формы»). Храм обладает нехарактерными для православных храмов иконостасами, а его центральный резной деревянный позолоченный иконостас со скульптурами не имеет себе равных в Москве.

Если посмотреть на храм св. Климента со стороны, то первые два яруса напоминают барочный дворец. Общая площадь храма составляет почти полторы тысячи квадратных метров. Церковь состоит из храмового зала с пятью приделами, трапезной с двумя приделами и колокольни. Это памятник архитектуры Федерального значения, включенный в экскурсионный и паломнический маршрут Золотого Кольца.

Кто тако й святой Климент?

Святой Климент (II век н.э.) был «апостолом от 70-ти», по счёту четвертым епископом Рима (Папой). В его времена еще не произошло разделения христианских церквей на православную и католическую. По легенде, рукоположил Климента в епископы Рима сам апостол Петр. Климент был подвергнут гонениям со стороны римского императора Траяна, отправлен в ссылку в крымские каменоломни. Однако и там он не прекратил свои проповеди, организовав службы и крещение язычников. За это он был утоплен римлянами в 103 году. Позже его нетленные мощи были обретены его учениками на дне отступившего моря.

В Киевской Руси св. Климента считали святым покровителем. Часть его мощей была помещена князем Владимиром в Десятинной церкви в Киеве – первом христианском храме на Руси.

История храма

История храма уходит корнями в XVII век, когда у небольшой крепости, выстроенной казаками по соседству с деревянным храмом св. Климента, состоялось одно из сражений Смутного времени. В 1612 году Климентовский острожек стал форпостом борьбы с интервентами и символом стойкости православных воинов. В ходе тяжелых боев русским казакам удалось выбить из крепости войска гетмана Ходкевича, спешившего на помощь засевшему в Кремле польскому гарнизону. Эта победа стала прологом к освобождению Москвы и России от иноземных захватчиков.

Читать еще:  Что делать с засохшей просфорой. Просфора - что такое просфора в православной церкви? Просфора – что это

Считается, что немного позже думным дьяком (министерское звание тех времен) Александром Дуровым было выстроено и первое небольшое каменное здание храма, в знак благодарности Богу за свое чудесное спасение. Осужденный на казнь во времена царя Михаила Романова, дьяк молился в тюрьме перед иконой Знамения и получил видение, что его помилуют. И действительно, его вскоре освободили, потому что такое же видение было и самому царю.

Существующи й же пятиглавый храм, по основной версии, был выстроен в середине XVIII века одним из богатейших купцов Москвы, Козьмой Матвеевым, чья усадьба располагалась на Пятницкой улице. По другой версии, никак документально не подтвержденной, заказчиком строительства мог быть генерал-фельдмаршал и канцлер Российской империи А. Бестужев-Рюмин, живший по соседству с храмом. 25 ноября 1741 года, на день памяти св. Климента состоялся дворцовый переворот, который привел к власти императрицу Елизавету. Тогда в Санкт-Петербурге и Москве стали строить храмы с посвящением св. Клименту.

Неизвестен в точности и автор проекта. Считается, что им был знаменитый Пьетро Антонио Трезини – швейцарский архитектор, крестник царя Петра I и автор многих дворцов и храмов в Санкт-Петербурге. Отличающуюся по стилю колокольню выстроил главный архитектор Москвы князь Дмитрий Ухтомский.

Советское время храм св. Климента мог не и пережить. В 1920-е годы храмовое имущество, кроме икон, было изъято в казну, а в 1930-е годы храм подготовили к сносу. Уже были снесены церковная ограда и павильон, который выполнял роль Святых врат. Но за храм вступились известные реставраторы – профессор П. Барановский и академик И. Грабарь. В результате храм постигла не самая худшая судьба: в нем были размещены фонды Библиотеки имени В. Ленина. В этом можно видеть Божий промысел, ведь св. Климент считается покровителем книг и науки.

В 2008 году храм был передан православной церкви, и его реставрация стала важной страницей в жизни прихожан московской епархии.

Внутреннее убранство храма

В иконостасе храма и его внешнем убранстве проявился богатый архитектурныйязык московского барокко. Недаром искусствоведы сравнивают его с фасадом дома Апраксиных-Трубецких на Покровке и другими барочными постройками Москвы. Возможно, что иконы главного иконостаса были написаны Василием Василевским и Дмитрием Левицким, которые в эти годы над похожими иконостасами в храмах на Ордынке и на Солянке.

Северный (левый) придел трапезной посвящен иконе Пресвятой Богородицы «Неопалимая купина», помещенной слева от царских врат и защищающей от огня и пожаров. Слева от Преображенского придела находится придел в честь иконы Богоматери «Знамение».

Южный (правый) придел трапезной посвящен папе Римскому св. Клименту и архиепископу Александрийскому Петру. Этот придел занимает место первоначального храма, возле которого бились польские и русские войска в 1612 году.

В главной части строения – пять приделов, что для московских церквей редкость. Храмовую икону св. Климента обычно располагают на аналое. В пристенных киотах под аркой – старинные иконы XVIII века.

Основная часть храма была выстроена в 1770 году и выполнена в стиле, характерном для западноевропейских храмов. Статуи ангелов стоят на пьедесталах на уровне второго яруса, иконы вправлены в роскошные оправы и выполнены в стиле итальянского искусства XVIII века. В храме впервые в Москве была применена «киотная» структура иконостаса, когда единым иконостасом охвачены все пять престолов центральной части храма. Ближайшим аналогом считается иконостас Петропавловского собора в Санкт-Петербурге.

Еще два придела находятся на хорах, куда можно подняться по лестнице: придел Рождества Богородицы и Вознесенский придел. Они более всего пострадали в советское время из-за протекавшей кровли.

Замоскворечье. Церковь Климента папы Римского

Невероятное количество исторических вех сплелось на карте этого небольшого уголка старой Москвы. Ну, во-первых, сам район – Замоскворечье – один из интереснейших в историческом плане, ведет свою историю аж с начала XIII века, когда этот берег Москвы-реки стали заселять русские, а затем — выходцы из Орды. Климентовский переулок соединяет Большую Татарскую улицу и Большую Ордынку – сразу два географических и топонимических напоминания о пути на юг — «в Орду». В этой части исторически селились толмачи и «ордынцы» — так называли перевозчиков дани, а также казанские и ногайские торговцы.

Читать еще:  Литературная викторина «Приходи, сказка». Вопросы и задания к сказке

Низинное и не защищенное с юга никакими естественными преградами Замоскворечье, или, как тогда называли — Заречье, было удобным путем для вражеских покушений на Кремль. При Иване Грозном как раз в районе Климентовского переулка были устроены стрелецкие поселения – слободки, которые вкупе с передвижными крепостями – «гуляй-городами» помогли в конце XVI века отразить очередное нашествие, на сей раз крымского хана Газы Гирея.

Решающую роль в судьбе Московского государства играет эта территория в 1612 году во время польской интервенции. Именно в Замоскворечье складывается очаг сопротивления польским войскам и район практически полностью уничтожается в ходе боев. 24 августа 1612 года войско Минина и Пожарского именно здесь наносит решающее поражение армии Речи Посполитой. В этот день у «острожка (Климентьевский острог), что был у Климента Папы Римского» развернулись тяжелые бои между казаками, оборонявшими острог, и пехотой гетмана Ходкевича. Во время этих боев, когда войска гетмана захватили острог и церковь св. Климента, св. Авраамий (Палицын) совершил один из своих подвигов, остановив отступление казаков из острога. Как писал св. Авраамий: «казаки, убо которые от Климента святаго из острожка выбегли, и озревшися на острог святаго Климента, видеша на церкви литовские знамена… зелоумилишася и воздохнувше и прослезившеся к Богу, — мало бе их числом, — и тако возвращщеся и устремишася единодушно ко острогу приступили, и вземше его». Это и был повортоный момент борьбы ополчения с интервенцией.


Эрнст Лисснер. Изгнание поляков из Кремля князем Пожарским в 1612.

Оборонительная функция была главной для Замоскворечья вплоть до Петровских времен. После подавления Стрелецкого бунта, главными участниками которого стали обитатели стрелецких слободок Замоскворечья, стрелецкие полки расформировали. Часть восставших была казнена, а часть распределили по регулярным военным полкам. Столицу из Москвы перенесли в Санкт-Петербург, и придворные овчинники, садовники, кузнецы и монетчики лишились своих заработков при дворе. Единственными, кто почти не пострадал от перемен, были торговцы, также обитавшие в Замоскворечье. Земли, утратившие хозяев, раздавали либо высоким военным чинам, либо купцам (преимущественно тем, кто занимался поставками для армии). Постепенно Заречье становится местом обитания московского купечества. Этот факт ярко отражён и в пьесах известного драматурга, уроженца Замоскворечья, А. Н. Островского, и на полотнах живописцев П. А. Федотова, В. Г. Перова, И. М. Прянишникова. Среди обитателей Заречья было много миллионеров-компанейщиков, например, Козьма Матвеев, по одной из версий на средства которого на Пятницкой построили церковь Святого Климента. И дворяне тоже не чурались этой местности, возводя здесь свои особняки.

Ныне Храм Священномученика Климента, Папы Римского является крупнейшим храмом в Замоскворечье. Он впервые был упомянут под этим именем как раз в хронике событий 1612 года. От названия храма происходит и название самого переулка.

Фото – это просто несколько ракурсов храма при движении от Пятницкой к Ордынке.


Вид на Клементовский переулок от Пятницкой

В 1657 году храм был каменным, в 1662 году думный дьяк Александр Степанович Дуров соорудил новый, с приделами Знамения и св. Николая. За этим стоит очень интересная история. Думный дьяк Александр Дуров состоял при царе Михаиле Федоровиче, в 1636 году был оклеветан и осужден на смертную казнь. Накануне казни ему было видение от взятой с собой в тюрьму иконы Знамения, которое сообщило ему, что он останется жив. То же видение в ту же ночь заставило царя пересмотреть дело и оправдать дьяка. Более того, царь вернул все надлежащие ему привилегии, наделил вотчинами и наградой из царской казны. В память о своем спасении Дуров «устрой на том месте, иде же бысть его дом, церковь каменну, украсив ю всяким благолепием в честь … Знамения».

В 1720 году храм расширил и перестроил купец первой гильдии Иван Комленихин.

Свой нынешний вид храм обрел в середине XVIII века. В 1756—1758 к нему добавили трапезную и колокольню. В 1762 прихожане получили разрешение на слом главного объёма старого храма, и к 1769 был завершён пятиглавый барочный храм, дошедший до наших дней. По официальным источникам финансировал строительство фабрикант, купец первой гильдии и богатейший прихожанин прихода Кузьма Матвеев.

Читать еще:  Гороскоп весы неделя с 25 июня. Гороскоп для Козерогов

Однако, есть версия, что за ним стоял Алексей Петрович Бестужев-Рюмин – канцлер Российской Империи при правлении Елизаветы Петровны. Его боярские палаты стояли в приходе храма и еще в последние годы царствования Анны Иоанновны настоятель просил «боярина» о помощи ветшающему храму. Но помощь был получена только по восшествии на престол Елизаветы Петровны. Связано это было с тем, что восшествие Елизаветы на престол совпало с днем памяти святого Климента. Императрица распорядилась в Петербурге, в слободе Преображенского полка, который первым присягнул ей на верность, соорудить церковь Преображения с приделом в честь Климента, Папы Римского. Участвовавший в перевороте Бестужев последовал примеру императрицы, и тут существование нуждавшейся в перестройке церкви Климента в Москве оказалось очень кстати и он выделил на это большую сумму. С возвышением Бестужев охладел к постройке, и она не была завершена, но вернулся к ней в 1758 году во время своей опалы и ссылки в подмосковную деревню. С восшествием на престол Екатерины, Бестужев уехал в Петербург и более к теме храма не возвращался. Упоминание во всех справочниках имени Кузьмы Матвеева может быть связано с тем, что во время опалы Бестужев был вынужден действовать через подставное лицо, коим и оказался служивший по его прежнему ведомству — иностранному – Кузьма. Эта версия была опубликована в 1862 году в газете «Московские ведомости», но официальных подтверждений ей не представлено.

Имя архитектора до сих пор остается неизвестным. Есть версия, что им мог быть А.П. Евлашев, ученик Растрелли. По другой версии авторство проекта приписывается Пьетро Трезини, крестнику Петра I, и датируется 1742 годом. Строилась церковь в 1762-1770 годах уже в отсутствие зодчего, уехавшего из России на родину в 1751 году. По обработке фасадов – это типичный памятник барочной эпохи, но в основе его пространственного решения лежит простой кубический объем, увенчанный традиционным пятиглавием, насаждавшимся Елизаветой Петровной.

Стены, обрамленные коринфскими колоннами, не имеют алтарных выступов. В общем облике храма, в членении на парадные этажи, в узорных металлических решетках, охватывающих верх здания, в обилии декора ощущается влияние дворцовой архитектуры. Как отмечал академик И.Э.Грабарь «по своему облику он выпадает из круга московских памятников данного периода, будучи наделен скорее чертами петербургской архитектуры, но архитектуры высокого стиля, притом, не имеющей прямой аналогии с творчеством ведущих мастеров Петербурга».

Внутреннее убранство церкви было реставрировано в 1900 и 1902 годах, а в 1934 году храм закрыли. Но его судьба оказалась благополучнее многих других в то время – здание было передано Библиотеке им.Ленина для фондового хранения. Ныне храм снова передан верующим и практически полностью отреставрирован.


Это уже почти совсем от Ордынки

Ну и нельзя не сказать два слова о святом, чье имя носит храм. Смутивший меня статус Папы Римского, оказывается, был обретен Климентом задолго до разделения церквей))) Климент был одним из первых христиан, крещенным, а затем рукоположенным в епископский сан самим Святым Апостолом Петром, ближайшим сподвижником которого он был. В 91 году он стал четвертым Папой Римским, а в 98 – был сослан на каменоломни Херсонеса Таврического – современного Севастополя, где проповедовал, являл чудеса и был в итоге казнен. Он широко почитаем в православной церкви как один из первых христианских проповедников в русских землях, его мощи были обретены и привезены в Рим не кем-нибудь, а самим святым равноапостольным Кириллом, и переданы Папе Адриану II, который утвердил богослужение на славянском языке и приказал положить в римских церквях переведенные книги. По мнению некоторых авторов, именно обретение мощей святого Климента освятило в глазах Римской церкви просветительскую миссию Кирилла и Мефодия среди славян и введение богослужения на славянском языке. Позже часть мощей святого Климента были привезены в Киев князем Владимиром и тоже почитались как одна из величайших христианских святынь на Руси.

Вот, как много всего можно узнать, просто заинтересовавшись красивой московской церковью…

Источники:

http://www.klement.ru/
http://ru.moscovery.com/%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC-%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0-%D0%BF%D0%B0%D0%BF%D1%8B-%D1%80%D0%B8%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE/
http://anna-g.livejournal.com/45224.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector