Храм христа спасителя до и после разрушения. Как строился, разрушался и восстанавливался храм христа спасителя

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Ангельское (196)
  • Тигр (котэ) — от аффтора, жгущего не по собачьи (1)
  • Вода Удивительная или как превратить воду в ВОДУ (18)
  • Вопросы и ответы (19)
  • Духовная теория относительности (35)
  • Животные (26)
  • Жизнь (763)
  • ИНдиГО. Хочу всё знать! (56)
  • о здоровье (123)
  • осторожно, ОБМАН. (26)
  • Реал эмоций (693)
  • Скриншот дня (10)
  • стихи . старые и. которые будут, а также которы (72)
  • Узнай место в Москве (Прогулки по Москве) (14)
  • это показалось мне интересным (1469)

Метки

Музыка

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Постоянные читатели

Статистика

Разрушение храма Христа Спасителя . как это было

Разрушение храма Христа Спасителя


5 декабря 1931 года большевики взорвали Храм Христа Спасителя в Москве

После Октябрьского переворота и начавшихся гонений на Церковь храм был передан большевиками в ведение обновленческого «Высшего Церковного Управления» митрополита Антонина, а впоследствии обновленческого «Священного Синода» — вплоть до закрытия храма в 1931 г. Настоятелем храма в те годы был один из вождей обновленчества митрополит Александр Введенский.

Можно иметь разные мнения об архитектурных достоинствах проекта К. Тона, однако русские люди, уважавшие свою историю, видели в Храме Христа Спасителя символ славных побед исторической России и памяти о воинах, погибших «За Веру, Царя и Отечество». Именно это значение величественного храма в центре столицы рядом с Кремлем не давало покоя большевицкому руководству. По признанию Троцкого в его автобиографии «Моя жизнь», он видел в русской архитектуре, древних кремлевских храмах, даже в Царь-пушке и Царь-колоколе — «тяжелое московское варварство». И помимо Троцкого, это чувство разделяли многие члены ЦК и правительства.

Уже в апреле 1918 г. был издан «Декрет о памятниках республики»: «Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера. ». Немедленно был снесен памятник Императору Александру III в сквере возле Храма Христа Спасителя.

Особенно на этом поприще уничтожения исторических памятников прославился член Политбюро Л.М. Каганович. По его предложению Сталиным 2 июня 1931 г. было отдано распоряжение снести и Храм-памятник воинской славы с ненавистным большевикам именем Христа..

18 июля 1931 года в «Известиях» было опубликовано постановление о конкурсе на проектирование Дворца Советов на этом месте. Против Храма-памятника была развернута целая кампания в печати: советские академики клялись, что он не имеет художественной ценности и является образцом «царской пропаганды». В числе немногих защитников храма был художник Аполлинарий Михайлович Васнецов – брат В.М. Васнецова.

Несколько месяцев продолжались работы по разборке здания (ограбили алтарь, смыли позолоту), а 5 декабря 1931 г. храм был варварски взорван вместе с барельефами и фресками. После первого взрыва стены устояли, понадобилось заложить второй, более мощный заряд. По воспоминаниям свидетелей, мощный взрыв почувствовался на расстоянии многих километров. Для разборки обломков храма после взрыва понадобилось еще полтора года. Мрамором из Храма выложили станции метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд», скамейки украсили станцию «Новокузнецкая». Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий.

Читать еще:  В твоей квартире во сне. К чему приснилась квартира, толкование по сонникам

На месте храма планировали по утвержденному проекту архитектора Б. Иофана (соавторы А. Щуко и Г. Гельфрейх) возвести колоссальный Дворец Советов с 75-метровой статуей Ленина на вершине, утопающей в облаках (самый крупный памятник в мiре вождю революции). Эта «вавилонская башня коммунизма» планировалась как новый культовый храм-памятник в честь образования СССР, Коминтерна и лично Ленина. Но Господь не попустил: помешала война.

К 1939 г. закончилась кладка фундамента стороны Дворца, обращенной к Волхонке. Однако осенью 1941 г. из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, в 1942 г. оставшиеся конструкции Дворца Советов были использованы для сооружения железнодорожных мостов.

После войны еще существовало управление строительства Дворца Советов, архитектор Иофан продолжал совершенствовать свой проект башни. И только в 1960 г. дальнейшее проектирование Дворца Советов решено было прекратить. Многие годы после взрыва на месте величественного Храма-памятника зияла чудовищная яма, где в 1958 г., в хрущевскую безбожную «оттепель» устроили плавательный бассейн «Москва» — также «самый большой».


Вот это планировалось воздвигнуть на месте храма Христа Спасителя. Да не вышло ничего

Как большевики храм Христа Спасителя сносили?

Кафедральный храм Христа Спасителя был задуман как собор-памятник в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Его строительство, ведшееся целых 44 года (с 1839 по 1883 гг.) , было возведением монумента в память о героях войны с Наполеоном. Внутри храма помимо фресок и икон размещались плиты с именами выдающихся воинов Отечественной войны. В его создании участвовали самые выдающиеся архитекторы, скульпторы и художники своего времени — Константин Тон, Василий Суриков, Иван Крамской, Василий Верещагин и др. После освящения храм стал центром не только духовной, но и культурной жизни Москвы. Здесь впервые была исполнена «Увертюра 1812 года» П. И . Чайковского, а регентами храмового хора были композиторы Архангельский и Чесноков. Под сводами собора звучал голос самого Федора Шаляпина. Имел значение храм Христа Спасителя и для истории: в нем осенью 1917 года был избран первый после двухсотлетнего перерыва патриарх — Тихон (Беллавин) .

Но для атеистов-большевиков, строивших светлое коммунистическое будущее, ни духовное, ни культурное, ни историческое значение храма Христа Спасителя не играло никакой роли, ровно как и всех других закрытых или разрушенных церквей и соборов. Кроме того, они были «рассадниками контрреволюции и религиозного дурмана», поэтому их ликвидация была необходима. Правда, советское руководство вместо старых церквей строила «храмы новой религии» — дворцы съездов, дома советов и т.д. В 1922 году Сергей Киров подал идею построить в Москве грандиозный Дворец Съездов, который должен был стать мировым центром коммунизма. Но к этой мысли вернулись только в 1931 году.

В начале года был объявлен конкурс проектов будущего Дворца Съездов. А в июне 1931 года «сверху» было избрано и место для будущего сооружения.

Читать еще:  Свидетели Иеговы - кто они и почему их запретили.

«Местом для строительства Дворца Советов избрать площадь храма Христа в гор. Москве со сносом самого храма и с необходимым расширением площади». «Ввиду отвода участка, на котором расположен храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов, указанный храм ликвидировать и снести . Поручить Президиуму Мособлисполкома ликвидацию (закрытие) храма произвести в декадный срок».

Официально это решение было принято ЦИК СССР, Молотовым и Калининым. Однако известно, что снос храма Христа Спасителя был обоснован негласным приказом Сталина. Правда, все последующее негодование уже после разрушения храма пало на Лазаря Кагановича, который в 1931 году возглавил парторганизацию Москвы.

Разрушение храма-памятника было, на всякий случай, подкреплено «мнениями» ведущих искусствоведов и архитекторов страны, которые в один голос поддерживали снос храма Христа Спасителя, называя его «образцом ложно-национального стиля», «памятником царизму», «безвкусицей» и «архитектурной нелепостью». Вскоре после решения властей была начата оценка внутреннего имущества храма, а затем все ценности были вынесены. И даже золотую облицовку куполов и крыш снимали и увозили.

Храм был обнесен забором. Поначалу рабочие пытались разбирать своды собора, но построенный стоять на века храм не поддавался. Это, как вспоминают некоторые, разозлило Сталина, приказавшего взрывать здание. Перед этим были предварительно очищены крыша, купола и стены храма. Снимавший все это оператор Владислав Микоши вспоминал:

«Тогда все, что я должен был снимать было как страшный сон; от этого хочешь проснуться и не можешь. Погибала уникальная живописная рукопись на стенах собора. Через широко распахнутые двери выволакивались с петлями на шее чудесные мраморные творения. Их сбрасывали с высоты на землю — в грязь! У ангелов, которые ненадолго зависали над городом, отлетали руки, головы, крылья. «.

Взрыв был намечен на полдень 5 декабря 1931 года . Перед мероприятием были временно эвакуированы жители соседних домов, а рядом с храмом возведены специальные заграждения, чтобы сберечь округу от осколков. Вокруг храма было приставлено милицейское оцепление. Первый взрыв произошел в 12:00, но после него храм выстоял. Только после нескольких более мощных взрывов построенный в честь героев Отечественной войны 1812 года храм Христа Спасителя рухнул.

Рабочим пришлось еще несколько месяцев разбирать завалы. Мраморные плиты пошли на облицовку станций метро и на сооружение лавочек, а таблицы с именами воинов превратились в крошку для посыпания дорожек в парках столицы. В 1932 году был принят проект 400-метрового Дворца Советов, на котором планировалось воздвигнуть 80-метровую статую Ленина. Но этому начинанию не суждено было реализоваться: болотистые почвы и Великая Отечественная война сорвали строительство. До 60-х годов в центре Москвы у стен Кремля красовалось пустынное место. При Хрущеве на месте храма был открыт плавательный бассейн. Историческая справедливость восторжествовала только в 90-е годы, когда храм Христа Спасителя был воссоздан.

История строительства и восстановления Храма Христа Спасителя в Москве

Кафедральный собор Московской епархии и всей Русской Православной Церкви — Храм Христа Спасителя в Москве был построен как храм‑памятник, посвященный Отечественной войне 1812 года.

Идея возведения храма в честь победы России над армией Наполеона принадлежала генералу армии Михаилу Кикину и была передана российскому императору Александру I.

В конце 1812 года Александр I издал манифест о создании храма в ознаменование «благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели».
24 (12 по старому стилю) октября 1817 года на Воробьевых горах состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя, но проект не был осуществлен, так как возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи. После смерти Александра I в 1825 году новый император Николай I приказал приостановить все работы, в 1826 году строительство было прекращено.

Читать еще:  Снится птица женщине. К чему снится птица

22 (10 по старому стилю) апреля 1832 года Император Николай I утвердил новый проект Храма, составленный архитектором Константином Тоном. Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя — на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля, и в 1837 году учредил особую Комиссию по построению нового Храма. Алексеевский женский монастырь и церковь Всех святых, находившиеся на месте, где предполагалось построить Храм Христа Спасителя, были разобраны, монастырь переведен в Красное село (ныне Сокольники).

22 (10 по старому стилю) сентября 1839 года состоялась торжественная закладка нового храма.

В плане храм имел форму равноконечного креста. Основой его стиля был выбран византийский. Высота храма от основания до креста составляла 103,5 метра (высота креста — 8,5 метров). Стены, толщина которых достигала 3,2 метра, были выложены из кирпича и частично белого камня. Облицовка была выполнена из итальянского мрамора разных сортов. Четыре мощных столба‑пилона поддерживали центральный барабан. На уровне цокольного этажа здание опоясывал коридор — первый музей войны 1812 года, где на беломраморных досках были увековечены все сражения, отличившиеся части и их командиры, имена погибших и награжденных офицеров. На фасадах были размещены горельефы работы скульпторов Александра Логановского, Николая Рамазанова, Петра Клодта.
Интерьер храма освещали 60 окон. Над живописным оформлением храма в течение 23 лет трудилась большая группа художников, среди которых были известные живописцы Генрих Семирадский, Василий Суриков, Константин Маковский и др.

Храм строился почти 44 года. В 1841 году стены были выровнены с поверхностью цоколя; в 1846 году сведен свод большого купола; три года спустя завершены работы по внешней облицовке и начата установка металлических крыш и глав. Свод большого купола закончен в 1849 году. В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте. К 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед храмом, а также установлены наружные фонари.

25 (13 по старому стилю) декабря 1880 года новому храму было присвоено наименование Кафедрального собора во имя Христа Спасителя, утвержден штат духовенства и причта.

7 июня (26 мая по старому стилю) 1883 года, в праздник Вознесения Господня, состоялось торжественное освящение храма, совпавшее с днем коронования императора Александра III. 24 (12 по старому стилю) июня того же года совершилось освящение придела во имя святителя Николая Чудотворца, а 20 (8 по старому стилю) июля был освящен и второй придел во имя святого князя Александра Невского. С этого времени в храме начались регулярные богослужения. С 1901 года в храме был учрежден собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве.
Весной 1912 года в сквере возле храма был установлен памятник императору Александру III, который был разрушен в 1918 году.

Источники:

http://www.liveinternet.ru/users/1266236/post116056050
http://zen.yandex.ru/media/id/59df8b618651650902446341/5bf4ecff9dda6500a93c1500
http://ria.ru/20130608/941627670.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector