Холистическая философия. Холистическое мышление как основа развития

Философия холизма

Эта философия обстоятельно изложена в замечательной книге «Холизм и эволюция», которую написал в 1926 году Ян Смэтс — государственный деятель, ученый и философ. Те же идеи обобщены им в статье «Холизм» для Британской энциклопедии , из которой мы и приведем несколько цитат. «Холизм — это теория, которая полагает существование «целостностей» главной чертой мира. Она рассматривает одушевленные и неодушевленные природные объекты как целостности, а не только как суммы элементов или частей. Она видит природу состоящей из отдельных конкретных тел и вещей, а не как диффузный однородный континуум. Все эти тела не могут быть полностью сведены к своим частям; в той или иной степени они — целостности, которые есть что-то большее, нежели просто сумма своих частей; механическое соединение частей не создает их и не объясняет их характер и поведение. Части, по сути, нереальны, это, скорее, абстрактные аналитические различия, не выражающие в точности того, что происходит, когда данная вещь возникает как целое.

Что же входит в понятие целого? Прежде всего, пусть целое и составлено из частей или элементов, они не могут быть определенными, постоянными и неизменными. Целое и части пребывают во взаимовлиянии и взаимоизменении. Части формируются целым и приспосабливаются к нему, тогда как целое, в свою очередь, зависит от кооперации своих частей. Таким образом, представление о целом в применении к природным объектам требует двух существенных отклонений от общепринятых научных взглядов. Во-первых, материя, жизнь и разум не состоят из застывших и неизменных элементов; во-вторых, кроме частей или элементов, из которых состоят вещи, существует еще один действующий фактор, не признаваемый наукой — целое.

Эволюция — последовательное усложнение частей или взаимодействующих элементов, с одновременным усилением связывающего их единства. Это восходящий ряд целых, от простейшей материальной структуры до наиболее развитых. Целостность, или холистичность, характеризует процесс эволюции в возрастающей степени. Процесс этот непрерывен в том смысле, что старые виды целостности, или структуры, не отбрасываются, а становятся начальными точками и элементами новых, более совершенных. Так, материальные химические структуры встраиваются в биологические, те и другие — в психические структуры и целостности. Электроны и протоны, атомы и молекулы, неорганические и органические соединения, коллоиды, протоплазма, растения, животные, умы и личности — ступени в этом развертывании холистичности.

. Целостности присуща креативность; когда части соединяются, чтобы стать целым, возникает нечто большее, нежели эти части. Возникновение целого из частей: когда большее происходит из меньшего, высшее из низшего, — не противоречит разуму. потому, что понятие о целом в его отношении к частям — продукт разума».

Смэтс поясняет далее, что представления о чисто механической причинности неудовлетворительны и, по-видимому, являются фикцией, потому что, если следствие никогда не превзойдет причину, если причина всегда соразмерна и должна быть соразмерной следствию, — у нас не будет прогрессивной, творческой Вселенной. Холистическая причинность (когда множество факторов участвует в создании новых целостностей) является реальным процессом, который делает возможным увеличение и прогресс, в действительности являющиеся фактом природы. Если бы причина полностью определяла результат, детерминизм был бы абсолютным. В холистической же философии свобода присуща самой природе.

Читать еще:  Ведьма не знает что она ведьма. Ведьма ли я? Тест выбери метлу узнай какая ты ведьма

Целое, рассматриваемое с внешней, механической точки зрения, это то, что мы называем частями. Но с внутренней, интегральной точки зрения целое есть самость. Так, отношение между целым и частями превращается в отношение самости к несамости, в психологии понимаемое как отношение субъекта и объекта. Целостность — это наличие самости. Мировой процесс стремится от материи через жизнь к разуму и духу, от необходимости к свободе, от внеположенности элементов к внутреннему качеству самости, присущему целым. Создание целостностей характеризует этот процесс на каждой стадии. Это относится и к психологическим процессам, в которых также имеет место создание более высоких целостностей из низших. Например, гештальт-психология показала, что в умственной деятельности возникают структуры опыта, действующие как целые и входящие в другие моменты опыта как нерасчленимые целостности.

Смэтс завершает свое изложение следующими замечательными словами:

«Хотя теория холизма откровенно принимает материалистическую основу мира и признает естественный порядок, — чего идеализм принять не может, — она, вместе с тем, полностью оправдывает жажду духа истолковать мир. . Мы постоянно сталкиваемся с противопоставлением материи и духа, временного и вечного, феноменального и реального. Холизм показывает, как эти противоположности примиряются и гармонизируются в целом. Выходит, что целое и части — аспекты одного и того же: конечное отождествляется с бесконечным, частное с универсальным. Вечность содержится во времени, материя есть одежда и носитель духа, реальность — не трансцендентальный порядок в потустороннем мире, она присуща и феноменальному миру; чтобы достичь реальности, не нужно убегать от внешнего мира. Каждый центр, каждое целое в мире, на каком бы низком уровне оно ни находилось — это лаборатория, в которой время превращается в вечность, феноменальное — в реальное. Чудесная истина — повсюду; грузило, куда бы его не забросить, может достичь неведомых глубин; любое сечение мира видимости обнаружит саму текстуру реальности. Целостность повсюду, даже самая по видимости малая и незначительная — чудо, скрывающее тайны, к которым мы стремимся мыслью и делом. Внутри находится то, что запредельно. Быть целым и жить в целом значит становиться верховным принципом, из которого следуют все самые возвышенные этические и духовные правила. Принцип связывает их с сущностью вещей, так как из него происходит не только добро, любовь и справедливость, но также красота и истина, коренящиеся в целом и ничего не значащие вне его. Целое — источник и принцип, объясняющий наши самые возвышенные идеалы вместе с предыдущими эволюционными структурами».

Многие принципы философии холизма воплотились в практику дыхательных психотехник, как базовые элементы (например, принцип – «все есть часть процесса» популярный в дыхательных психотехниках – есть воплощение философии холизма). В частности, поэтому наша работа строится, прежде всего, на этой философии.

Читать еще:  Толкование евангелия от матфея глава 13. Толкование на Евангелие от Матфея (Блаженный Феофилакт Болгарский)

ХОЛИСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – ценнейший инструмент познания. и единения

Не задумывались, как Мысль Творца или надличностного разума отличается от нашей? Можно быть уверенным в одном: без предпочтений «белым» или «красным». Ему, по определению, чужды интересы частей. Он мыслит другими категориями, масштабами и перспективами. Его мышление отражает истинное положение вещей – истину. Их естественный ход. Пришедшему заморскому термину «холистическое мышление» (ХМ), найдётся родной аналог — «целостное».

Это — то, что мы, обычно, подразумеваем под словом «мудрость». Много ли, среди нас, смертных, кто владеет такой способностью? Считается – один из миллиона новорождённых. Почему они не становятся общественными или политическими лидерами? Причин несколько. Во-первых, по уже объяснённым причинам, не могут представлять чьи-то интересы. Во-вторых, общество, где правит мудрость – инопланетное понятие.

Постараюсь проиллюстрировать для неискушённых, но любознательных читателей, дочитавших до этого абзаца. Представьте себе, что ваша мысль это — луч индивидуального фонарика. А находитесь вы в огромном городе, после катаклизма, в кромешной темноте. Но об этом вы не знаете. Перед этим, вы сдали свой ЕГЭ на 100 баллов и заняли первое место среди «Лидеров России». В голове у вас накоплено много всяческих данных — весь интернет, если хотите. А тут, потребуется разгадать, в каком мире вы находитесь, эпоху, что там случилось, как не допустить впредь. Вы, конечно, можете освещать и детально описывать комнату, дом или переулок, в котором очутились. Даже устройство и содержимое санузла и канализации. Описанное публиковать с энтузиазмом в журнале “NATURE”, или на КОНТе. Вы будете уверены, что освещённое фонариком вашей мысли, и есть Мир и правда о нём. Но я, не уверен, что вам это поможет решить задачу.

Уже существуют компьютерные игры искусственных миров («игры разума») с учётом лишь некоторых естественных законов, где участнику предстоит их сохранить или отстоять. Кому это дольше удаётся, в большей степени владеет и ХМ. Чем не тест для Лидеров? Всё же лучше, чем тестировать по системе ЕГЭ и тренироваться на реальных жизнях и судьбах.

ХМ похоже на яркое зарево, осветившее всё пространство, время и все уровни реальности. Как мне известно, уровней реальности несколько, как листьев в кочане капусты или слоёв в луковице. Вам лишь остаётся осознать воспринятое. Без предвзятости – свободным от интересов, наклонностей и симпатий взглядом. Не легко сразу.

Владеет ли автор ХМ? Сразу оговорюсь – нет, прошу не беспокоить) Я лишь – ученик «первого класса», где нас учат, что наша мысль, даже самая на наш взгляд «крутая», представляет собой нано частичку реальности. И то – субъективную: индивидуально воспринятую и лично оцененную.

Уточню так же, что ХМ далеко от рационального (всегда парциального) познания и близко к интуитивному («объёмному») знанию. Но оно свободно от эмоций и наполнено духовностью (См. «Ода духовности»). Что обычная мысль способна ветвиться в интеллектуальном пространстве до бесконечности, а «холистическая» — к точке. ХМ подразумевает ответственность за ВЕСЬ процесс, за ВСЕХ участников и обладает ЯСНЫМ целеполаганием.

Читать еще:  Патриарх гермоген годы жизни. Священномученик ермоген, патриарх московский и всея руси

ХМ не способствует память, вернее, наоборот. Но лишь оно способно создавать позитивно развивающиеся реальности. Кроме того мне известно, что по степени «ошибочности» нашей мысли и по количеству тех, кого в ней убедим, померены и распределены будем, по закону «духовной гравитации».

Кстати, все мои статьи на КОНТе – разновидность домашнего задания. Где найти школу или курсы? Кроме «Hogwart’s Academy of Wizardry», кто пишет, не уполномочен рекламировать учебные заведения)

На вопросы по статье, ответит, тому, кого она заинтересовала. если сможет.

ХОЛИЗМ

ХОЛИЗМ (от греч. ὅλος – целый, весь) – в широком смысле позиция в философии и науке по проблеме соотношения части и целого, исходящая из качественного своеобразия целого по отношению к его частям. В онтологии холизм опирается на принцип: целое всегда есть нечто большее, чем простая сумма его частей. Соответственно его гносеологический принцип гласит: познание целого должно предшествовать познанию его частей. В более узком смысле под холизмом понимают «философию целостности», разработанную южноафриканским философом Я.Смэтсом, который в 1926 ввел и термин «холизм».

Как мировоззренческая позиция, опирающаяся на указанные выше принципы, холизм, как правило, разделялся мыслителями идеалистического направления. Платон в учении об идеях (воплощенных в конкретных преходящих вещах) и концепции государства (которому как целому должны быть подчинены интересы отдельных людей) стоял на позициях холизма. В Новое время холизм противостоял механицизму и редукционизму в философии и науке. Конкретным выражением холизма были: витализм [ВИТАЛИЗМ], настаивавший на принципиальной несводимости процессов жизни к физико-химическим процессам; теория эмерджентной эволюции, подчеркивающая качественное своеобразие живых организмов по сравнению с неорганической материей; гештальтпсихология, признававшая доминирование целостного восприятия по отношению к входящим в него ощущениям. В области социальных учений холизм нашел выражение в разнообразных доктринах, обосновывающих примат общества, государства, этноса, класса по отношению к отдельным индивидам. В философии науки холизм проявился в т.н. «тезисе Дюгема – Куайна», в методологических концепциях Т.Куна, П.Фейерабенда и др.

Т.о., холизм представляет собой широкую мировоззренческую позицию, по-разному проявляющуюся в самых различных областях. Его исходные принципы дополняются рядом других положений. В частности, с точки зрения холизма совокупность предметов, образующих целостность, обретает некое новое качество, которое отсутствует в входящих в нее предметах. Связи между элементами такой совокупности имеют законоподобный характер и определяют место в ней каждой части. Наконец, целое придает своим частям новые свойства.

В настоящее время холизм получил новую, более глубокую разработку в общей теории систем.

Литература:

1. Smuta J.С. Holism and Evolution. N. Y., 1926;

2. Meyer-Abich A. Ideen und Ideale der biologischen Erneunthis. Lpz., 1994.

Источники:

http://breathe.ru/statya/filosofiya-holizma
http://cont.ws/post/767028
http://gufo.me/dict/philosophy_encyclopedia/%D0%A5%D0%9E%D0%9B%D0%98%D0%97%D0%9C

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector