Греки православные. Чем отличаются греческие православные от русских

Греческая православная церковь

Православие объединяет несколько поместных церквей. Одной из самых крупных является Элладская (Греческая) Православная Церковь. Она имеет древние связи с Русской кафедрой.

История возникновения Греческой (Элладской) православной церкви

Официально Греческая Церковь — одна из самых молодых в православном мире. Но история христианства на этих землях насчитывает 2 тыс. лет.

Основание

Православие принёс на греческие земли апостол Павел. Прибыв на македонское побережье, проповедник обратился со Словом Божием к жителям городов Кавала и Филиппы. В последнем городе под влиянием проповеди апостола приняла крещение семья богатой горожанки Лидии. Они были первыми христианами на европейском континенте.

Затем любимый ученик Христа отправился на юг, где обратил в истинную Веру жителей Афин, Фесалонников и Коринфа. Он окаймлял эти общины до конца своего земного пути. Также христианство в Греции распространяли апостолы Лука, Иоанн Богослов и Андрей Первозванный.

Через столетие христианские общины распространились по всей Греции. До IX в. подчинялись власти Римского епископа. При этом с середины тысячелетия на Пелопоннес начало оказывать влияние молодое Византийское государство. Официально греческие епархии вошли в состав Константинопольского патриархата. В это же время зарождается центр православного монашества на острове Афон.

Средние века — время испытаний для Элладской Церкви. В период Раннего Средневековья православие подверглось гонениям со стороны крестоносцев. С середины XV в. вся территория Балканского полуострова попала под иго османов, разгромивших Византийскую империю.

Важно! Почти 400 лет христиане гибли от рук мусульман-османов. При этом именно церковнослужители приложили множество усилий для сохранения греческих традиций, языка и национального самосознания. Они встали во главе народного сопротивления, которое привело к свержению османского владычества и образованию независимого Греческого государства.

Провозглашение независимости

В 1833 г. по инициативе светских властей была образована автокефальная Греческая церковь. Её главой провозгласили правящего монарха. Эта организация до 1850 г. не признавалось ни Вселенским Патриархом, ни Поместными Церквями.

На протяжении следующих 100 лет складывалось территория поместной церкви, а также её внутренние традиции. Вторая мировая война принесла греческому духовенству новые испытания: нехватка священников, большое количество разрушенных храмов. В этих условиях заботы о Православной Церкви взяло на себя правительство государства. В Конституции 1975 г. официально закрепился государственный статус православия.

Иерархия элладской православной церкви

Церковная иерархия также закрепляется в главном государственном документе Греции. В соответствии с ним главным органом управления церковными институтами осуществляет Священный Собор, который состоит из глав всех греческих епархий, пребывающих в сане митрополитов.

Они назначаются правительством государства. Собрание архиереев выбирает главу, получающего титул архиепископа Афинского и Всея Эллады. Выбранного священнослужителя в течение 5 дней должен утвердить глава государства, после чего назначается торжественная интронизация.

На постоянной основе церковными делами управляет Священный Синод, состоящий из архиепископа Афинского и 12 митрополитов. Они занимают пост на сменной основе.

Современная Элладская Церковь состоит из 81 епархии. При этом считается, что 30 из них находятся под юрисдикцией Вселенского патриарха. Следует отметить, что территории островов Крит, Додеканес и Афон, в политическом плане принадлежащие Греции, находятся под прямым управлением Константинопольского владыки.

Интересно! Деление на исконные и новые земли находит отражение в составе Священного Синода. 6 из 12 митрополитов представляют епархии, относящиеся к константинопольской юрисдикции.

Святые греческого православия

Наиболее почитаемыми святыми предстоятелями являются следующие церковные деятели:

  • патриарх Григорий V;
  • Григорий Палама;
  • Иоанн Русский;
  • Спиридон Тримифунтский.

Отличия греческого православия от русского

Русский и греческий народ являются единоверцами. Православие в России и в Греции имеют общие догматические основы и служебные каноны. Незначительные отличия лежат во внешних обрядовых атрибутах Веры.

Статус священства

Русская традиция выделяет служителей Церкви в особое сословие. Часто они дистанцируются от обычных мирян, общаясь с ними только в церковных стенах. При этом отношение к церковнослужителям в русском православии отличается некоторым безразличием. Священники и монахи в Греции более приближены к простому народу, являясь его частью.

К ним можно подойти на улице и попросить благословения. Часто после проведения службы священник и прихожане садятся за общий стол и устраивают чаепития. При этом греческие служители Господа, независимо от возраста, пользуются всеобщим уважением. Даже молодому человеку в рясе в транспорте уступят место, на улице попросят благословения.

Одеяния и внешние атрибуты

Облачение русских священников отличаются пышностью и богатством. В зависимости от богослужения используют одежды разных цветов. Греческие одежды отличаются минимализмом и лаконичностью. В торжественных случаях используются рясы белого цвета.

Крест в русской традиции — показатель статуса священнослужителя. В соответствии с этим различается внешний вид этого христианского символа. Для греческих священнослужителей крест — награда за прилежную службу. Его не носят в повседневной жизни, одевая лишь на архиерейские богослужения.

Обратная ситуация складывается с головным убором — камилавкой. Греческий головной убор — деталь повседневного облачения священника. Она изготавливается только в чёрном цвете и имеет расширение в верхней части. Камилавка в России — награда. Она представляет собой головной убор в виде цилиндра, цвет которого зависит от типа службы.

Служебные традиции

Богослужение в Греции длится 1-1,5 часа. Большая часть службы проводиться при открытых Царских вратах на виду у прихожан. Греки стараются еженедельно принимать причастие. Право причастия имеют самые низкие церковные сановники — диаконы. При этом таинство исповеди миряне проходят 3-4 раза в год.

Крестный ход в элладской православной традиции сопровождается звуками духового оркестра. Он идёт по улицам к центральной площади поселения, где служится торжественный молебен. Заканчивается праздник народным гуляние и салютами.

Россия и Греческая церковь: история взаимоотношений

Русская и Элладская Церковь тесно связаны друг с другом. Их взаимоотношения прошли несколько этапов.

  1. На начальном этапе Греческая Церковь играла для русских земель роль проводника в христианский мир. Она способствовала формированию государства на территории восточных славян. Первые руководители Русской Церкви имели греческое происхождение.
  2. Ситуация изменилась после завоевания Византии османами. Россия к этому времени укрепила свои позиции и стала оказывать покровительство греческим священнослужителям. В XVII-XVIII вв. чаще отказывалась материальная поддержка. К концу XVIII столетия Россия оказывает активную военную помощь национальному освободительному движению в балканских странах.
  3. Сегодня на отношения единоверцев оказывает сильное влияние мировая политическая ситуация. Раскол начался в 2017 г., после раскола разрыва отношений между РПЦ и Константинопольской патриархией, которая оказывает сильное влияние на Элладскую церковь. В связи с этим русским священникам запрещено проводить совместные службы с греческим духовенством.

Элладская Церковь в России

В России функционируют несколько храмов, посетителями которых являются этнические греки.

Читать еще:  Ураган: сонник. Толкование снов

    Храм Всех Святых на Кулишках, расположенный на Славянской площади в Москве. Он является не только культовой постройкой, но и центром московской греческой общины в российской столице.

Элладская Православная Церковь — наследница древних византийских традиций. Сегодня на неё оказывают большое течение западные веяния, которые смягчают внешние проявления христианства, но не затрагивают глубокого смысла православной Веры.

Религия Греции

Когда апостол Павел пришел с проповедью на эллинские земли, среди прочих рукотворных сооружений он увидел жертвенник Неведомому Богу. Выступая в ареопаге, божий посланник сказал: Вот этого чтимого, но пока неизвестного вам Бога, я и проповедую. Обращение в христианство народа, взрастившего культ идольских богов и оставившего миру огромное культурное языческое наследие, – тот редкий случай в истории, когда светом евангельской истины был освящен культурный и в большинстве своем образованный народ.

Греция – страна православная по своей культуре, истории, религиозному выбору. Современные греки считают себя наследниками традиций христианской Византии. 98 % населения страны – ортодоксальные христиане. Греческая (официально – Элладская) Православная церковь – одна из самых влиятельных и третья по количеству верующих в православном мире. А Греция – единственная страна, в которой православие закреплено в Конституции как государственная религия. Церковь в греческом обществе играет важную роль, а вера является неотъемлемой частью культуры.

Крещение в этой стране считается обязательным. Брак не признается государством, если он не венчанный. Религиозные праздники возведены в ранг государственных. А день рождения для грека – событие менее важное, чем именины. Профессиональные праздники отмечаются в день памяти святых покровителей профессий.

Как утверждалось православие на эллинских землях

Христианство в Греции возникло в основном стараниями Первоверховного апостола Павла. Многие годы святой боговестник занимался проповедью веры Христовой среди язычников. Те, в cвою очередь, с интересом воспринимали эти проповеди. В местах апостольских трудов Павла оставались маленькие христианские общины, которые со временем стали основанием для христианизации всего европейского языческого мира. В Эфесе и на Патмосе трудились апостол Иоанн Богослов и его ученик святой Прокопий. В дело просвещения языческого народа внесли достойную лепту святые Марк и Варнава. На Патмосе было написано Откровение Иоанна Богослова.

Почти триста лет христиане Греции подвергались притеснениям. Периоды жестоких гонений сменялись короткими временами затишья. И только с возникновением Византийской империи началось утверждение христианской веры на греческой земле. Христианство стало религией государственной. На всей территории империи строились величественные храмы, учреждались монашеские обители. Развивалась богословская наука, определялась и утверждалась организационная структура христианской церкви.

Благодаря трудам и стараниям святых отцов первых веков христианства, религия, ставшая для греков основой жизни, смогла устоять в сложный период османского владычества. Благодаря церкви греки сохранились как народ. Они смогли сберечь язык, традиции, культурное наследие.

Греческая земля подарила миру многих святых. Среди них святитель Григорий Палама, великомученик Димитрий Солунский, святая Параскева мученица, святитель Нектарий Эгинский. Многие подвижники, прославленные в лике святых, провели свою жизнь на Афоне.

Святая Гора Афон – живая Византия

Афон – особо чтимое во всем православном мире место. Эта Святая гора – земной удел Пресвятой Богородицы. Здесь все, даже воздух и камни, пропитано благодатью Святого Духа. На земле нет больше места, где бы византийская традиция сохранилась в такой чистоте, как на Афоне. Это место молитвенного подвига тысяч православных подвижников, здесь ни на минуту не прекращается молитва.

По преданию, вместе с апостолом Иоанном Матерь Божия плыла на Кипр посетить Лазаря Четверодневного, который к тому времени был уже епископом критским. Но внезапно поднялась буря и отнесла судно к берегу, к подножию Афона. Местные жители тепло встретили Святую Гостью. Она же благословила это место, назвав его своим жребием. И обещала до скончания века заботиться и ходатайствовать о нем перед Сыном. А также предупредила, что ни одна женщина да не дерзнет ступить на Гору Афон.

Нужно сказать, что не только на Афоне, но и во многих других греческих монастырях соблюдается древнее византийское правило о запрете вхождения в мужские монастыри женщин и наоборот, за исключением лиц духовного сана. Сохранение этого правила на Афоне было одним из условий, выдвигаемых Грецией, при вхождении страны в Евросоюз. Попытки некоторых руководителей ЕС снять этот запрет успехом не увенчались из-за административного статуса монашеской республики.

Административно Святая Гора представляет собой автономное самоуправляемое сообщество 20 православных обителей. Центральный соборный орган монашеской республики – Священный Кинот. Уставная Хартия Святой Горы имеет силу государственного закона. Статус Афона закреплен Конституцией Греции. Гражданскую власть на Святой Горе представляет губернатор. Его полномочия – контроль за соблюдением гражданского законодательства.

Отличия греческого православия от русского

Благодаря тому, что когда-то греки признали христианство истинной религией, христианизировались и русские земли. Святые просветители славян равноапостольные братья Кирилл и Мефодий по происхождению были греками. Представители этого народа стали первыми иерархами христианской церкви на Руси. У русской церкви с греческой единая вера. Но есть и небольшие отличия в обрядах и традициях. Вот некоторые из них:

  • Богослужение у греков короче, чем в русской церкви. Его отличает простота.
  • Право исповеди есть только у получивших на это благословение иеромонахов. К духовнику на исповедь человек приходит в любое время, независимо от того, есть ли в этот момент в храме служба. В рамки Литургии исповедь не втиснута.
  • Церковный хор состоит исключительно из мужских голосов.
  • Одежда священников несколько другая: камилавка с ободком по верху, риза без шейного возвышения. Цвет богослужебной одежды другой. Например, на Пасху русское священство облекается в красный цвет, а греческое – в белый. Хотя в начале пасхального богослужения и те, и другие облечены в белые одежды, символизирующие свет, воссиявший миру после Воскресения Христа.
  • В греческий храм женщина может войти с непокрытой головой и в брюках. Храмы открыты постоянно.

В греческом православии есть огромный плюс перед другими христианскими конфессиями: основной акцент сделан на внутреннее содержание веры. Отсутствие пышности и ослабление внешних ограничений не привели к утрате глубокого внутреннего осмысления веры каждым членом церкви. Единственное, что нужно Господу – человеческое сердце. Греки это хорошо понимают и никогда об этом не забывают.

Другие религиозные течения

Из других христианских течений в Греции представлена католическая, протестантская, старообрядческая и иудейская церковь. Католиков в стране около 200 тысяч. Из них только 50 тысяч – этнические греки. Католические общины существуют в крупных городах и в местах компактного проживания эмигрантов из стран Западной Европы – на островах Тинос и Сирос. Среди них есть римокатолики (самая большая по численности община), а также прихожане греческой и армянской католической церкви.

Около 40 тысяч христиан Греции являются приверженцами протестантских течений. Экспансия протестантских миссионеров в страну началась в начале 90-х.

В Греции действует девять иудейских общин. Количество соблюдающих традиции иудаизма – 5 тысяч. Община в Салониках имеет самую древнюю историю – около 2,5 тысяч лет.

Начиная с XV века территория современной Греции стала линией противостояния христианского и исламского миров. Почти четыре века, до 1829 года, Греция входила в состав Османской империи. И тогда, и даже сейчас исламский фактор играет важную роль в политической жизни страны. На начало 2015 года в стране проживало около 230 тысяч мусульман. События последних месяцев значительно увеличили эту цифру. Район традиционного проживания греческих мусульман – западная Фракия. Каждый третий житель этой области исповедует ислам. Это единственное религиозное меньшинство, права которого правительством закреплены официально. Но только в этом регионе страны.

Читать еще:  Станислав - полное имя стаса. Какое оно - полное имя Стаса

Жизнь без веры – это просто существование. В Греции, как и во всем мире, люди заняты своими житейскими проблемами. Зачастую принадлежность к той или иной вере достаточно формальная. Но на этой благословенной земле уклад жизни все же немного другой. Над повседневной суетой всегда возвышается Церковь. Системой праздников, постов, своим весомым словом в обществе она помогает людям всегда помнить о другой, более важной реальности – жизни вечной. В обществе, воспитанном в вере, комфортно и представителям других конфессий. Эти люди выбрали веру другую и это их право. Общество уважает этот выбор и не ограничивает сделавших его в гражданских правах.

«Быть греком – значит быть православным»

Беседа с режиссером Константином Харалампидисом

Российско-греческая мемориальная акция «От Рождества до Воскресения» знакомит со святыми новомучениками и исповедниками Эллады, Кипра, Малой Азии и Понта XV–XX веков, примерами живой веры, которую имели балканские народы во времена долгих столетий оттоманского владычества. По мнению одного из ее организаторов – известного режиссера Константина Харалампидиса, эти малоизвестные для жителей нашей страны страницы истории не просто далекие героические образы, но прямое указание пути для современных христиан, которые в сегодняшнем динамично развивающемся мире легко могут потерять то, что ценой своей жизни сохраняли их предки на протяжении многих веков.

О жизни понтийских греков в России – потомков криптохристиан и сохранении исторической памяти, благодаря которой не прерывается связь православных народов, Константин Харалампидис рассказал порталу «Православие.ру».

– Судьба Византийской империи стала одной из главных тем вашего творчества. А какую роль она сыграла в вашей судьбе?

Когда мальчишкой я рос в Казахстане, в городе Алма-Ате, то, как это ни парадоксально, я называл себя «ромеем», но не греком. И то же самое могут о себе сказать и все мои соплеменники. Это, конечно, очень удивительно: сейчас, в XXI веке, где-нибудь в Кызылорде, в Тбилиси или Москве греки до сих пор называют себя подданными Римской империи, несмотря на то, что она была разрушена в 1453 году. Поэтому связь с Византией и собственно ее влияние живы до сих пор.

Одна часть моих предков – выходцы из Константинополя, то есть из Малой Азии, другая же их часть – из Понта. Все они, спасаясь, бежали в Россию и обрели здесь родину. Мой прадедушка по папиной линии бежал в Геленджик из Трапезунда в конце XIX века с фамилией Кот-Оглы. Подлинная же его фамилия была Харалампидис, но Турция – страна только для турок, и поэтому почти все греки, жившие под гнетом турок, имели турецкие имена и фамилии и исповедовали Православие тайно. Подлинные свои фамилии люди вернули себе значительно позднее. В основном это произошло еще в дореволюционное время в России, а вот я 45 лет назад родился с фамилией Кот-Оглы.

Зная о том, что мои предки носили другую фамилию, я в 2001 году попытался вернуть себе фамилию предков, и у меня это получилось. А вот мой родной отец до сих пор фамилию не поменял, что связано с бюрократическими сложностями: он живет в Казахстане, и ему нужно предоставить подтверждающие документы, согласно которым его предки когда-то действительно были Харалампидис. Естественно, таких документов не сохранилось. Я же, гражданин России, пришел в районный ЗАГС Москвы по месту прописки и рассказал его сотруднице историю своей семьи. В частности, о том, что мой прапрадед был священником криптохристианской церкви в Турции, тайно исповедовал Христа, но имел турецкое имя и турецкую фамилию. Я сказал ей, что мы всегда знали о том, что истинная наша фамилия – Харалампидис. Но как мне вернуть ее, ведь у меня нет никаких бумаг, свидетельствующих об этом? Работница ЗАГСа оказалась верующим человеком. Я увидел слезы в ее глазах. Она слушала историю моей семьи и горько плакала. Она сказала мне: «Миленький ты мой, есть только один выход из твоей непростой ситуации – мы напишем такую формулировку: “Фамилия Кот-Оглы с турецкого языка на греческий переводится как Харалампидис”. Вот и все». Сейчас у меня в паспорте в графе «Фамилия» написано: «Харалампидис». Но в титрах моих фильмов и на афишах я все равно дописываю к своей исторической, так сказать, фамилии фамилию Кот-Оглы, чтобы не прерывалась связь и с теми моими предками, которые жили под турецким игом.

– Как и чем живет греческая диаспора на территории бывшего СССР сегодня? Сильно ли отличаются «русские» греки от «греческих»?

– Сегодня греки живут во всех республиках бывшего СССР. Снимая моих соплеменников, я со съемочной группой проехал практически по всему черноморскому побережью Кавказа. Довольно большая диаспора проживает на территории Краснодарского края и в Ставрополье. Их жизнь ничем не отличается от жизни других россиян: их волнуют те же самые проблемы, что и русских людей. При этом, безусловно, греки сохранили свою национальную идентичность. Говорят на понтийском диалекте греческого языка – кстати, общепризнано, что это самый древний диалект. Практически во всех городах и селах России, а также в других республиках существуют греческие общественные объединения. Они поддерживают тесные связи с Элладой. Есть программа обучения новогреческому языку. Как правило, детей учат народным понтийским танцам, понтийским и эллинским песням. Часто в общинах совместно празднуются православные и мирские праздники, периодически проходят съезды греков из бывших республик Союза, международные понтийские съезды. Безусловно, очень важно, кто стоит во главе греческой общины. Способен ли человек, избранный диаспорой, свои личные интересы поставить ниже интересов общины? Если да, то в этом случае жизнь диаспоры наполнена всевозможными яркими событиями. К счастью, такие люди есть. Президент Ассоциации греческих общественных объединений России Иван Игнатьевич Саввиди в течение нескольких лет устраивает паломнические поездки из разных городов России, и более того – даже бывших республик СССР, на историческую родину – в Трапезунд, с посещением монастыря Панагия Сумела. Благодаря его усилиям в этом монастыре турецкие власти даже разрешили отслужить литургию. Я знаю, что Иван Игнатьевич помогает совершенно неизвестным ему людям в решении даже бытовых вопросов. Это очень важно, когда ты можешь напрямую обратиться к человеку – избранному лидеру и получить поддержку. Совсем недавно Иван Игнатьевич помог мне в проведении концерта-реквиема «Исповедники Православия после гибели империи» в храме Христа Спасителя. Это требовало определенных затрат. Например, мы привезли из Греции хор «Эргастири Псалтикис» из 30 человек, и это произошло именно благодаря Ивану Игнатьевичу Саввиди, за что низкий ему поклон.

– Одной из самых известных ваших работ стала трилогия «От Рождества до Воскресения», две части которой уже представлены зрителю. О чем будет последний фильм, и каков в целом замысел этой масштабной документальной киноработы?

Читать еще:  К чему во сне рвет. «Рвота к чему снится во сне? Если видишь во сне Рвота, что значит

– Собственно, результат жизни святых мучеников и исповедников является для всех нас серьезным уроком, и это как будто ясно всем. Но нередко современные люди, считающие себя даже православными, полагают, что святость – это некое предназначение, данное свыше. Будто святые люди помечены Господом от рождения, и их главная задача – не отступить от сценария, который уже написан и в финале которого избранного героя ждет героическая смерть, а затем и нимб. Есть и еще одно обстоятельство, как рассуждает нередко современный человек: святые люди жили так давно, что, во-первых, мы не знаем, как там все было и были ли они вообще, а во-вторых, в то далекое время были совершенно другие условия. Тогда было место подвигу, а сейчас что? Сейчас мы только выживаем. Нам тут не до подвигов – условий нет никаких. В итоге все эти мысли допускаются человеком и живут внутри него только для того, чтобы ему не уподобиться и даже не попытаться применить старания для изменения себя. Думают так: «Ну какой же смысл ходить в храм и исполнять какие-то там законы, держать посты, не блудить? Для чего напрягаться, если святым все равно не станешь? Бога в принципе я не отрицаю, но предназначения на святость не имею. Если бы оно было, я бы это точно почувствовал, ощутил бы как-то энергетически. Было бы какое-то свечение внутри меня, а может быть, и нимб был бы виден заранее, до героической смерти. Только виден бы он был только мне одному, в зеркале. Другие-то могли бы этого и не видеть, но мне самому откровение было бы точно! Я бы осознавал собственную значимость. А так – хожу пешком. А было бы предначертано, так летал бы, перемещался бы в пространстве и времени». Вот что такое святость с точки зрения современного человека. Я, конечно, не говорю обо всех. Подобные рассуждения исключают присутствие воли человека: за него должны решить все и уготовить ему святость.

Сегодня человеку свойственно всячески оправдывать себя. И как важно для него услышать слово, которое не будет потакать его слабостям. Мне думается, что наше время довольно жесткое, и хвалить человека за то, что он где-то там внутри себя не отрицает Бога и иногда, на Пасху, заходит в храм поставить свечку, – этого недостаточно. Жития святых мучеников и жизнь безвестных героев веры указывают нам честный и прямой путь к Богу. Об этом, собственно, я и снимаю свое кино.

Следующий свой фильм я посвящу исповедникам и мученикам Российским, пострадавшим после революции 1917 года. Живя не в Византийской, а в Российской империи, они так же становились криптохристианами, мучениками за веру Христову. Они осознали византийский урок и преподнесли нам, современным людям, урок русский. Приняв эстафету из Византии, они пронесли в своих сердцах греческий огонь и явили современному миру целый сонм новомучеников и исповедников Христовых. Это говорит о том, что духовные основы, заложенные в Византийской империи, живы и будут жить, пока горит этот греческий огонь веры православной.

– Новый просветительский проект «Исповедники Православия после гибели империи», в который входит издание цикла аудиокниг, а также проведение концерта-реквиема, завершившего в этом году юбилейные Рождественские чтения, знакомит нас с неизвестными многим греческими новомучениками. Сделанное на высоком художественном уровне театрализованное действо не смогло оставить равнодушным никого из зрителей. Перед нами проходят разные образы святых, которые жили в разные века, были разного возраста, общественного положения и образованности. Какие архетипы святости вам было важно показать здесь?

На мой взгляд, очень важно сегодня нам знать о том, что люди способны были идти на смерть, понимая, что она будет неминуема. В мирные дни человек, как это ни парадоксально, больше боится смерти, чем в период войны, например. Общаясь между собой, люди суеверно боятся произносить вслух названия страшных болезней: а вдруг они прилипнут к ним через слово? Сегодняшний лозунг «Бери от жизни все и живи красиво» по существу является проявлением атеизма. Мы временно живем на этой земле, и вся наша жизнь – командировка, как часто говорит мой знакомый священник. И в этой командировке, утверждает он, мы должны подготовиться к жизни вечной. Физической же смерти мы не минуем. Только вот какая она будет – позорная или героическая, вот в чем вопрос.

– Какой урок, по вашему мнению, должны извлечь русские и греки, познакомившись с жизнью этих святых? И какой урок извлекли вы, на протяжении нескольких лет занимаясь этой темой?

– Основной урок и для русских, и для греков, мне кажется, заключается в очень простых вещах: если каждый из нас будет осознавать ответственность за все, что происходит в мире, в твоей стране, в твоей семье, – все это в итоге повлияет и на жизнь «империи», в которой ты живешь. Ведь «империя» состоит из людей. Как пишет старец Паисий Святогорец, Господь спросит каждого: что ты сделал в эти трудные годы своей молитвой, добротой? Нельзя ждать каких-то особых условий для того, чтобы проявлять свои лучшие качества: любовь к Родине, готовность отдать за нее жизнь, неспособность ответить злом на зло и, в конце концов, любить и врагов своих. Этот урок в процессе работы извлекал и продолжаю извлекать для себя и я сам.

– Притеснение христиан в наши дни наблюдается во многих частях света. Христиане подвергаются гонениям и в благополучной Европе, где из общественного сознания все больше вытесняются элементы христианского мировоззрения. Можно ли, по-вашему, соотнести эпоху новомучеников, о которых вы рассказываете в своем творчестве, и нашу эпоху? Достойны ли современные греки подвига своих предков?

– Сегодня идет невидимая война. И это гораздо страшнее открытых гонений христиан. Сейчас человечество растлевается через средства массовой информации, через пропаганду чуждой нам поп-культуры, подменяются ценности, а вопроса о Родине вообще практически не существует. Воспитывается некое псевдо-общепланетарное сознание – проще говоря, где лег спать, там и родина. У человечества настолько затуманены мозги, что, к сожалению, в большинстве своем люди не могут четко определить, что – хорошо, а что – плохо. Но есть люди, которые и в это сложное время сохраняют свое сердце чистым. В нем есть готовность идти на лишения, быть изгоем, но сохранить свою душу.

Мы можем только стараться быть достойными своих предков. Как и у всех людей на планете, у кого-то из греков это получается, а у кого-то нет. Когда я вижу чистых молодых людей, не испорченных современной жизнью, мне всегда хочется плакать. «Как же удалось этому человеку сберечь свое сердце? – думаю я. – Дай Бог здравия и спасения твоим родителям, которые воспитывают тебя».

Композиции с диска Исповедники православия после гибели империи. (С) Издательство Московской Патриархии

“Отступление от веры смывается мученичеством” (старец Паисий Святогорец). Читает народный артист России Алексей Петренко.

“Христос воскресе!”. Рассказ. Читает Константин Харалампидис.

Житие преподобномучеников Рафаила и Николая, святой девы Ирины и иже с ними. Читает Анастасия Харалампидис.

Источники:

http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/grecheskaya-pravoslavnaya-tserkov.html
http://www.grekomania.ru/articles/info/7-religion-of-greece
http://www2.pravoslavie.ru/51680.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: